Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2012 № 106-а "Об утверждении образовательных стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

< Главная страница

Стр. 10

Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | Стр. 86 | Стр. 87 | Стр. 88 | Стр. 89 | Стр. 90 | Стр. 91 | Стр. 92 | Стр. 93 | Стр. 94 |



5.1.1 Виды профессиональной деятельности:

- художественно-творческая деятельность в рамках концертного исполнительства;

- музыкально-просветительская деятельность;

- информационно-консультативная деятельность в области исторического исполнительства.


5.1.2 Объекты профессиональной деятельности:

- слушательская аудитория;

- творческие коллективы.


5.1.3 Функции профессиональной деятельности:

- вести концертно-исполнительскую работу;

- пропагандировать посредством исполнительства лучшие достижения композиторского искусства до XIX века, высокохудожественные образцы мировой и национальной музыкальной культуры;

- пропагандировать принципы исторического исполнительства, оказывать консультативную помощь в вопросах интерпретации музыкальных произведений XVI - XVIII веков.


5.1.4 Задачи, решаемые при выполнении функций профессиональной деятельности:

- сольное или ансамблевое исполнение инструментальных, вокальных и вокально-инструментальных музыкальных произведений XVI - XVIII веков;

- формирование исполнительского репертуара солистов и ансамблей старинной музыки, объединяющего сочинения европейских, белорусских и региональных композиторов до XIX века;

- использование научно-теоретических и практических знаний принципов интерпретации старинной музыки при осуществлении исполнительской деятельности;

- формирование у слушателей навыков восприятия старинной музыки, интерпретируемой в соответствии с принципами исторического исполнительства;

- развитие традиций исторического (аутентичного) исполнительства в контексте белорусской музыкальной культуры.


5.2 Требования к уровню подготовки


Переподготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: социально-личностных, академических, профессиональных.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими социально-личностными компетенциями:

- уметь анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества;

- знать концептуальные основы идеологии белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности;

- знать основы белорусского законодательства об охране труда, технике безопасности и санитарии;

- быть готовым выполнять необходимые меры безопасности при реализации своей профессиональной деятельности;

- нести гражданскую ответственность за своевременное, максимально полное и качественное применение полученных знаний.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими академическими компетенциями:

- знать основные этапы развития западноевропейской музыкальной культуры, ведущие жанры музыкального искусства до XIX века;

- знать основные этапы развития белорусской музыкальной культуры X - начала XIX века;

- знать особенности нотации музыки XII - XVIII веков;

- знать основы строя и темперации в музыке XII - XVIII веков;

- знать жанры и формы сольной и ансамблевой инструментальной, вокальной и вокально-инструментальной музыки XII - XVIII веков;

- уметь применять полученные исторические и теоретические знания в исполнительской деятельности.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- быть готовым к осуществлению концертной деятельности;

- владеть всеми навыками исторического инструментального и вокального исполнительства;

- уметь в соответствии с закономерностями стиля исполнять сольное или ансамблевое произведение XVI - XVIII веков;

- знать основные сольные и ансамблевые произведения европейских и белорусских композиторов XVI - XVIII веков;

- знать теоретические основы практики генерал-баса;

- уметь расшифровывать партию генерал-баса, владеть приемами фактурной и гармонической фигурации созвучия;

- знать основные положения трактатов XVI - XVIII веков, связанные с вопросами интерпретации музыки;

- знать особенности интерпретации одноголосной светской и церковной музыки эпохи Средневековья;

- владеть приемами колорирования при исполнении музыки Возрождения;

- владеть принципами базисной артикуляции как основы интерпретации музыки эпохи барокко;

- знать особенности конструкции и выразительные возможности исторических инструментов эпохи барокко.


5.3 Требования к итоговой аттестации


Формой итоговой аттестации является государственный экзамен по дисциплине "Сольное исполнительство".


6 Требования к содержанию учебно-программной документации


6.1 Требования к типовому учебному плану по специальности переподготовки


Типовой учебный план по специальности переподготовки разрабатывается в одном варианте, когда общее количество учебных часов по плану составляет не менее 1000 учебных часов для групп слушателей, имеющих высшее образование по направлениям образования, не совпадающим с направлением образования, в состав которого входит данная специальность переподготовки.

В типовом учебном плане по данной специальности переподготовки устанавливается общее количество учебных часов в количестве 1000 учебных часов.

Суммарный объем аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей не должен превышать 940 учебных часов.

Устанавливаются следующие соотношения количества учебных часов аудиторных занятий и количества учебных часов самостоятельной работы слушателей:

в очной (дневной) форме получения образования - 75:25;

в очной (вечерней) форме получения образования - 63:37;

в заочной форме получения образования - 50:50.

На компонент учреждения образования отводится 48 учебных часов.

Продолжительность стажировки - 2 недели в объеме 60 учебных часов для всех форм получения образования.

Продолжительность текущей аттестации - 2 недели, итоговой - 0,5 недели для всех форм получения образования.

Порядок проведения текущей и итоговой аттестации слушателей при освоении содержания образовательной программы определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых.


6.2 Требования к типовым учебным программам по учебным дисциплинам специальности переподготовки


В типовом учебном плане данной специальности переподготовки предусмотрены следующие компоненты:

- гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- общепрофессиональные дисциплины;

- дисциплины специальности.

Устанавливаются следующие требования к содержанию типовых учебных программ по учебным дисциплинам специальности переподготовки.


6.2.1 Гуманитарные и социально-экономические дисциплины


Основы идеологии белорусского государства

Концептуальные основы идеологии современного белорусского государства: задачи и перспективы национального развития, укрепления белорусского государства. Белорусская экономическая модель. Человеческий потенциал. Проблемы экономики, науки, образования, здравоохранения. Национальная безопасность и международное сотрудничество.


Основы охраны труда

Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда. Основы белорусского законодательства об охране труда, технике безопасности и санитарии. Вопросы пожарной безопасности. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда. Предупреждение профессиональной заболеваемости.


6.2.2 Общепрофессиональные дисциплины


История западноевропейской музыкальной культуры до XIX века

Античные культуры. Поздняя Античность и раннее Средневековье. Музыка ранней христианской церкви. Средневековье: григорианский хорал, светская песенная культура. Зарождение многоголосия и ранний органум. Возрождение. Вокальные жанры и белая мензуральная нотация. Региональные школы. Табулатуры и интаволяция. Многоголосная музыка для аккордовых инструментов. Церковная и светская музыка. Барокко. Музыкальная речь. Опера. Оратория. Католическая и протестантская церковная музыка. Музыка для духовых, струнных и клавишных инструментов. Переход к эпохе классицизма. Опера seria и buffa. Оратория. Церковная музыка.


История белорусской музыкальной культуры до XIX века

Периодизация белорусской музыкальной культуры, основные этапы развития: X - XII века, XIV - первая половина XVI века. Инструментальная музыка XVI века. Расцвет кантовой культуры XVI - XVIII веков. Придворный театр и опера во второй половине XVIII века. Церковная музыка. Творчество композиторов XVIII - начала XIX века.


Теория музыки XII - XVIII веков

Григорианский хорал: октоэхос, невменная нотация, специфика ритмической организации. Школа Нотр-дам: жанровая система, принципы модальной ритмики, специфика многоголосия. Мензуральная система. Классическая вокальная полифония: контрапункт строгого письма. Классическая инструментальная полифония: контрапункт свободного письма. Строй и темперация. Жанры и формы сольной инструментальной музыки (орган, клавесин, лютня). Музыкально-теоретические проблемы в трактатах XVII - XVIII веков. Нотация музыки XV - XVIII веков. Формирование и развитие функциональной гармонии.


6.2.3 Дисциплины специальности


Сольное исполнительство

Практическое освоение принципов и приемов исторического исполнительства на материале сольных произведений для клавишных, струнных смычковых, струнных щипковых, духовых инструментов и пения. Типы и виды техники, используемые в исполнении старинной музыки. Необходимость тесного взаимодействия художественных и технических вопросов. Комплексная взаимосвязь со всеми дисциплинами специальности. Изучение и интерпретация произведений композиторов XVI - XVIII веков: сочинения О.Лассо, А.Габриэли, В.Берда, В.Бакфарка, Я.Свелинка, Дж. Фрескобальди, А.Корелли, И.Фробергера, Д.Букстехуде, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, К.Ф.Э.Баха, Я.Д.Голанда и др.


Ансамбль

Формирование навыков ансамблевой игры. Осознание ансамбля как ведущего типа музицирования в старинной музыке. Тесное взаимодействие ансамбля с дисциплиной "Сольное исполнительство". Освоение принципов исполнения произведений для однородных и смешанных ансамблей. Эволюция приемов совместного музицирования. Изучение и интерпретация ансамблевых произведений европейских и белорусских композиторов XVI - XVIII веков.


Генерал-бас

Определение. Инструментарий. Генерал-бас в эпоху Возрождения и барокко (Италия, Германия, Франция и Англия). Формирование нового понимания генерал-баса в конце XVII века. Немецкие трактаты по генерал-басу XVIII века: нотация, инструментарий и состав ансамблей. Генерал-бас как исполнительская практика. Стили нотации, вопросы расшифровки. Специфическая разница исполнения генерал-баса на органе, клавесине и щипковых инструментах. Сопровождение речитатива. Генерал-бас в светской и церковной музыке. Исполнительские и издательские вопросы. Генерал-бас как учение о композиции. Сигнатуры и их расшифровка. Фактурная импровизация. Гармоническая импровизация. Чтение партитуры при помощи генерал-баса. Позднейшие примеры использования генерал-баса (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Генерал-бас в современной исполнительской практике. Использование современных и аутентичных инструментов.


Интерпретация старинной музыки

Понятие интерпретации; интерпретация и исполнительская практика. Особенности интерпретации музыки Средневековья: устная и письменная традиция. Вопросы интерпретации одноголосной светской и церковной музыки. Возрождение: проблема высоты звука; импровизация и колорирование; диминуции. Барокко: украшения, характер и темп старинных танцев и арий. Трактаты по исполнительскому искусству. Тактовые размеры в барочной музыке и их значение. Темп. Акцентировка. Фразировка. Артикуляция и аппликатура. Динамика. Орнаментика. Взаимодействие музыки и риторики. Новый способ пения. Изменения принципов интерпретации после 1750 года. Старинная музыка в музыкальной культуре XIX - XXI веков. Аутентичное направление исполнения старинной музыки.


Инструменты эпохи барокко

Конструкция инструментов XVI - XIX веков, специфика исполнительских приемов игры. Эволюция конструкции, региональная специфика (клавишные, струнные смычковые, струнные щипковые и духовые инструменты). Правила и способы игры на инструментах указанного периода, правила пения с учетом общих правил вокального и инструментального музицирования, артикуляции, аппликатуры, специфических приемов звукоизвлечения. Орган: место в системе инструментоведения, определение. История органа и принципов органостроения. Основные школы органного строительства, региональная специфика. Основные типы органов. Новации в органостроении XIX - XX веков. Техническое строение органа. Звуковое построение органа. Базисные принципы и правила регистровки. Консервация и реставрация органов. Клавесин как клавишно-струнно-щипковый инструмент. Понятие клавира. Основные типы инструментов. Региональные школы. Диспозиция. Правила настройки. Клавикорд как клавишно-струнно-ударный инструмент. Описание в трактатах. Региональные школы. Связанный и несвязанный клавикорд. Специфика использования в исполнительской практике. Смешанные клавиры. Хаммерклавир.



ОСРБ 1-16 01 73-2012

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПЕРЕПОДГОТОВКА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 1-16 01 73 КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

КВАЛИФИКАЦИЯ: КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

ПЕРАПАДРЫХТОЎКА КIРУЮЧЫХ РАБОТНIКАЎ I СПЕЦЫЯЛIСТАЎ, ЯКIЯ МАЮЦЬ ВЫШЭЙШУЮ АДУКАЦЫЮ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ: 1-16 01 73 КАНЦЭРТМАЙСТАРСКАЕ МАЙСТЭРСТВА

КВАЛIФIКАЦЫЯ: КАНЦЭРТМАЙСТАР

RETRAINING OF EXECUTIVES AND SPECIALISTS HAVING HIGHER EDUCATION

SPECIALITY: 1-16 01 73 СONCERTMASTER ART

QUALIFICATION: CONCERTMASTER

Издание официальное



Министерство образования Республики Беларусь

Минск

Ключевые слова: концертмейстерское мастерство, концертмейстерское искусство, концертмейстер



Предисловие

1. РАЗРАБОТАН учреждением образования "Белорусская государственная академия музыки" (Дубровская Т.В.; Нехаенко В.Н., доц.; Спектор Б.И., доц.)

2. ВНЕСЕН отделом повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования Республики Беларусь по представлению ГУО "Республиканский институт высшей школы"

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2012 г. N 106-а

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Издан на русском языке



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование Специальность: 1-16 01 73 Концертмейстерское мастерство Квалификация: Концертмейстер

Перападрыхтоўка кiруючых работнiкаў i спецыялiстаў, якiя маюць вышэйшую адукацыю Спецыяльнасць: 1-16 01 73 Канцэртмайстарскае майстэрства Квалiфiкацыя: Канцэртмайстар

Retraining of executives and specialists having higher education Speciality: 1-16 01 73 Сoncertmaster art Qualification: Concertmaster

Дата введения 2012-09-01


1 Область применения


Настоящий образовательный стандарт переподготовки руководящих работников и специалистов (далее - стандарт) распространяется на специальность 1-16 01 73 "Концертмейстерское мастерство" как вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, а также на квалификацию "Концертмейстер" как подготовленность работника к данному виду профессиональной деятельности.

Объект стандартизации (специальность с квалификацией) входит в группу специальностей 16 01 "Искусство музыкальное", направление образования 16 "Искусство музыкальное" согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь "Специальности и квалификации".

Настоящий стандарт устанавливает требования, необходимые для обеспечения качества образования, и определяет содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов по вышеупомянутой специальности с целью соответствия образования установленным требованиям.

Настоящий стандарт может быть также использован нанимателями при решении вопросов трудоустройства специалистов, предъявляющих дипломы о переподготовке.


2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующий технический нормативный правовой акт (далее - ТНПА):

- ОКРБ 011-2009 Специальности и квалификации.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный ТНПА заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) ТНПА.


3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют термины, установленные в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 концертмейстер: Квалификация специалиста в области фортепианного исполнительства, которая позволяет ему содействовать певцам, инструменталистам, артистам балета в разучивании партий и осуществлять совместные выступления в концертах.

3.2 концертмейстерское мастерство: Профессиональная деятельность концертмейстера в качестве органичного и неотъемлемого участника инструментального, вокально-инструментального ансамбля либо иного творческого коллектива, способствующая максимальному раскрытию художественно-выразительных и стилевых качеств исполняемого музыкального произведения.


4 Требования к образовательному процессу


4.1 Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для освоения содержания образовательной программы


Лица, поступающие для освоения содержания образовательной программы переподготовки, должны иметь высшее образование по группе специальностей и направлению специальности:

16 01 "Искусство музыкальное";

1-21 04 02-01 "Искусствоведение (музыковедение)".


4.2 Требования к формам и срокам получения дополнительного образования взрослых по специальности переподготовки


Предусматриваются следующие формы получения образования по данной специальности переподготовки: очная (дневная), очная (вечерняя) и заочная.

Устанавливаются следующие сроки получения образования по специальности переподготовки (далее - срок получения образования или продолжительность обучения) в каждой форме получения образования:

8,5 месяца в очной (дневной) форме получения образования;

12 месяцев в очной (вечерней) форме получения образования;

18 месяцев в заочной форме получения образования.


4.3 Требования к максимальному объему учебной нагрузки слушателей


Максимальный объем учебной нагрузки слушателей не должен превышать:

- 12 учебных часов в день в очной (дневной) или заочной форме получения образования, если совмещаются в этот день аудиторные занятия и самостоятельная работа слушателей;

- 10 учебных часов аудиторных занятий в день в очной (дневной) или заочной форме получения образования без совмещения с самостоятельной работой в этот день;

- 10 учебных часов самостоятельной работы слушателей в день в очной (дневной) форме получения образования без совмещения с аудиторными занятиями в этот день;

- 6 учебных часов аудиторных занятий в день в очной (вечерней) форме получения образования без совмещения с самостоятельной работой в этот день;

- 6 учебных часов самостоятельной работы слушателей в день в очной (вечерней) или заочной форме получения образования без совмещения с аудиторными занятиями в этот день.


4.4 Требования к организации образовательного процесса


Начало и окончание образовательного процесса по специальности переподготовки устанавливаются учреждением образования, реализующим соответствующую образовательную программу (далее - учреждение образования), по мере комплектования групп слушателей и определяются графиком учебного процесса по специальности переподготовки для каждой группы слушателей.

Наполняемость учебных групп слушателей по специальности переподготовки, обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, рекомендуется обеспечивать в количестве 25 - 30 человек. Наполняемость учебных групп слушателей по специальности переподготовки, обучающихся за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или средств граждан, устанавливается учреждением образования.

В рамках освоения образовательной программы должна быть организована стажировка.


5 Требования к результатам освоения содержания образовательной программы


5.1 Требования к квалификации


5.1.1 Виды профессиональной деятельности:

- концертная деятельность;

- музыкально-просветительская деятельность;

- репетиционная деятельность;

- учебно-образовательная деятельность.


5.1.2 Объекты профессиональной деятельности:

- творческие коллективы;

- лица, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, пению, хореографии;

- слушательская аудитория.


5.1.3 Функции профессиональной деятельности:

- участвовать в работе разнообразных вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных ансамблей, других творческих коллективов;

- пропагандировать лучшие достижения композиторского и музыкально-исполнительского искусства, высокохудожественные образцы мировой и национальной музыкальной культуры;

- проводить репетиции с солистами, ансамблями, другими творческими коллективами;

- подготавливать художественное воплощение оперного или балетного произведения;

- осуществлять музыкальное сопровождение учебных занятий в вокальных, инструментальных, хоровых, балетных классах и классах оркестрового дирижирования;

- воспитывать художественный вкус и творческую индивидуальность учащихся, расширять их музыкально-образные представления.


5.1.4 Задачи, решаемые при выполнении функций профессиональной деятельности:

- исполнение партии фортепиано в камерных вокальных и инструментальных музыкальных произведениях, а также исполнение на фортепиано хоровых партитур, оркестровых переложений, балетной и танцевальной музыки;

- следование глубинным художественным принципам академического музыкального искусства, развитие и обогащение традиций отечественной фортепианной школы;

- опора на научно-теоретические знания и практические навыки при осуществлении концертмейстерской деятельности;

- организация и осуществление процесса профессионального самообразования;

- разучивание музыкальных произведений с солистами, ансамблями, другими творческими коллективами;

- подбор и формирование репертуара для работы в хореографическом классе;

- участие в организации и осуществлении процесса преподавания специальных дисциплин в области вокально-хорового, инструментального, оркестрового и хореографического исполнительства;

- формирование у учащихся навыков ансамблевого исполнительства.


5.2 Требования к уровню подготовки


Переподготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: социально-личностных, академических, профессиональных.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими социально-личностными компетенциями:

- уметь анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества;

- знать концептуальные основы идеологии белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности;

- знать основы белорусского законодательства об охране труда, технике безопасности и санитарии;

- быть готовым выполнять необходимые меры безопасности при реализации своей профессиональной деятельности;

- нести гражданскую ответственность за своевременное, максимально полное и качественное применение полученных знаний.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими академическими компетенциями:

- владеть основами психологии общения, уметь работать в коллективе;

- знать основные этапы истории фортепианного искусства, а также ведущие фортепианные исполнительские стили;

- знать основные стилевые эпохи классической и современной академической музыки, ориентироваться в композиторских стилях академической музыки XVII - XXI веков;

- знать основной камерный вокальный и инструментальный академический репертуар;

- уметь выполнять и обосновывать стилевую атрибуцию музыкального произведения, выявлять средства музыкальной выразительности, запечатлевающие определенные стилевые качества.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- быть готовым к осуществлению концертной деятельности;

- владеть специальными знаниями об искусстве аккомпанемента в истории исполнительства, опыте выдающихся концертмейстеров, истории и традициях белорусской концертмейстерской школы;

- владеть всеми навыками игры на фортепиано, художественно и в соответствии с закономерностями стиля исполнять аккомпанемент;

- знать методику работы над вокальными и инструментальными произведениями, особенностями исполнения жанров камерной музыки и оркестровых переложений;

- осознавать необходимость знания в деталях партии солиста;

- уметь правильно выстраивать ансамбль, грамотно прочитывать нотный текст с учетом партии солиста;

- быть готовым к реализации единого исполнительского плана с солистом, совместно решать художественные задачи интерпретации музыкального произведения;

- владеть навыками интерпретации камерного вокального произведения;

- владеть навыками аккомпанирования исполнителям на духовых инструментах;

- владеть навыками аккомпанирования исполнителям на струнных смычковых инструментах;

- владеть навыками аккомпанирования исполнителям на народных инструментах;

- владеть навыками аккомпанирования исполнителям на ударных инструментах;

- владеть навыками аккомпанемента хоровому коллективу;

- владеть навыками импровизации;

- уметь творчески составлять репертуар для работы в хореографическом классе;

- уметь грамотно исполнять оркестровые переложения;

- владеть навыками чтения хоровых партитур;

- уметь читать с листа и транспонировать.


5.3 Требования к итоговой аттестации


Формой итоговой аттестации является государственный экзамен по дисциплине "Концертмейстерский класс".


6 Требования к содержанию учебно-программной документации


6.1 Требования к типовому учебному плану по специальности переподготовки


Типовой учебный план по специальности переподготовки разрабатывается в одном варианте, когда общее количество учебных часов по плану составляет не менее 1000 учебных часов для групп слушателей, имеющих высшее образование по направлениям образования, не совпадающим с направлением образования, в состав которого входит данная специальность переподготовки.

В типовом учебном плане по данной специальности переподготовки устанавливается общее количество учебных часов в количестве 1000 учебных часов.

Суммарный объем аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей не должен превышать 928 учебных часов.

Устанавливаются следующие соотношения количества учебных часов аудиторных занятий и количества учебных часов самостоятельной работы слушателей:

в очной (дневной) форме получения образования - 74:26;

в очной (вечерней) форме получения образования - 65:35;

в заочной форме получения образования - 51:49.

На компонент учреждения образования отводится 100 учебных часов.

Продолжительность стажировки - 3 недели в объеме 72 учебных часов для всех форм получения образования.

Продолжительность текущей аттестации - 1,5 недели, итоговой - 0,5 недели для всех форм получения образования.

Порядок проведения текущей и итоговой аттестации слушателей при освоении содержания образовательной программы определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых.


6.2 Требования к типовым учебным программам по учебным дисциплинам специальности переподготовки


В типовом учебном плане данной специальности переподготовки предусмотрены следующие компоненты:

- гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- общепрофессиональные дисциплины;

- дисциплины специальности.

Устанавливаются следующие требования к содержанию типовых учебных программ по учебным дисциплинам специальности переподготовки.


6.2.1 Гуманитарные и социально-экономические дисциплины


Основы идеологии белорусского государства

Концептуальные основы идеологии современного белорусского государства: задачи и перспективы национального развития, укрепления белорусского государства. Белорусская экономическая модель. Человеческий потенциал. Проблемы экономики, науки, образования, здравоохранения. Национальная безопасность и международное сотрудничество.


Основы охраны труда

Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда. Основы белорусского законодательства об охране труда, технике безопасности и санитарии. Вопросы пожарной безопасности. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда. Предупреждение профессиональной заболеваемости.


6.2.2 Общепрофессиональные дисциплины


Психология общения

Структура, функции и основные виды общения. Роль общения как специфического фактора формирования психики. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах, психологическая совместимость и конфликты. Проблема психологического влияния, его виды. Проблема барьеров общения и ее изучение.


История фортепианного искусства

Понятие исполнительского стиля, особенности исполнительского стиля пианиста. Зарождение и эволюция клавирных инструментов. Пути развития отдельных национальных школ в клавирном искусстве XVI - XVIII столетий. Проблемы интерпретации клавирного творчества И.С.Баха. Особенности фортепианного письма В.А.Моцарта, И.Гайдна, Л.Бетховена. Салонно-виртуозное направление в фортепианном искусстве. Западноевропейское фортепианное искусство периода романтизма: К.Вебер, Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, И.Брамс. Особенности интерпретации романтических произведений русскими, зарубежными и современными исполнителями. Эпоха "романтического пианизма": величайшие виртуозы (Ф.Бузони, И.Гофман, Л.Годовский, В.Горовиц). Французская фортепианная школа: К.Сен-Санс, С.Франк. К.Дебюсси, М.Равель. Жанровый состав, стилистика, фортепианное письмо, проблемы интерпретации фортепианной музыки XX века: Б.Барток, А.Шенберг, И.Стравинский, П.Хиндемит. Фортепианное искусство в России: братья Рубинштейны, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин, С.Прокофьев, Д.Шостакович. Выдающиеся пианисты современности. Белорусская фортепианная школа.


Камерная инструментальная и вокальная музыка XVII - XX веков

Стиль, жанр и произведение как фундаментальные понятия теории искусства. Типология музыкальных стилей. Качественный скачок в музыкальном мышлении рубежа XVI - XVII веков. Стилевая "панорама" музыки XVII - XX веков. Камерная музыка как специфическая сфера музыкального искусства. Состав камерного ансамбля. Основные жанры камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки. Стиль камерной музыки. Значение вокальной камерной музыки в конце XVIII - XIX веков. Жанры вокальной миниатюры и вокально-песенного цикла в творчестве композиторов-романтиков (Ф.Шуберт, Р.Шуман, И.Брамс и др.). Камерные вокальные жанры в творчестве композиторов рубежа XIX - ХХ веков (Г.Вольф, А.Дюпарк и др.). Широкое развитие жанров песни и романса в России: камерные вокальные сочинения М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, П.И.Чайковского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова. Романсы и камерные вокальные циклы композиторов ХХ века. Формирование особых камерных вокальных исполнительских стилей. Камерные инструментальные миниатюры в творчестве русских, западноевропейских и белорусских композиторов XIX - ХХ веков.


6.2.3 Дисциплины специальности


Концертмейстерский класс

Формирование практических навыков совместного исполнительства с солистами разных специализаций. Исполнительские аспекты работы концертмейстера над вокальным репертуаром. Интерпретация камерного вокального произведения: романсы М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, Г.В.Свиридова, В.А.Моцарта, Р.Шумана, Ф.Шуберта, Й.Брамса, Г.Вольфа. Специфика работы над камерными инструментальными сочинениями: сюитами, пьесами, вариациями для струнных смычковых, духовых, ударных и народных инструментов русских, западноевропейских и белорусских композиторов. Практика ансамблевого исполнительства: принципы взаимодействия с солистом, понимание "многострочного" нотного текста музыкального произведения. Исполнение оркестровых переложений для фортепиано и голоса (инструмента): арий, концертов, фрагментов опер и др. Навыки аккомпанирования хоровому коллективу. Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе. Импровизирование как важная составляющая профессиональной деятельности концертмейстера: освоение базовых принципов и приемов.


Методика работы над произведением в концертмейстерском классе

Основные принципы обучения концертмейстерскому мастерству. Психологические аспекты взаимодействия солиста и концертмейстера. Концертмейстер как участник инструментального ансамбля. Особенности работы концертмейстера в классе вокального ансамбля. Основные этапы изучения нотного материала. Различия в методике работы над произведениями жанров камерной музыки (вокальной и инструментальной) и оркестровых переложений. Изучение опыта концертмейстерской деятельности ведущих исполнителей ХХ века. История и традиции белорусской концертмейстерской школы.


Чтение с листа и транспонирование

Формирование базовых навыков, необходимых при чтении с листа: "видение" музыкальной фактуры, корректное воспроизведение нотного текста, исполнение музыкального сочинения без остановок. Изучение романсов А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова. Выработка навыков транспонирования музыкального произведения: перенесение нотного текста с изменением тональности на соответствующий интервал (от полутона до терции).


Чтение хоровых партитур и симфонических переложений

Работа над исполнением четырехстрочных партитур. Особенности воспроизведения на фортепиано хоровой партитуры с учетом принципов вокального произношения (тембральная окрашенность, моменты взятия дыхания, произнесение вербального текста и т.п.). Исполнение оркестровых переложений для фортепиано с учетом особенностей звучания оркестровых инструментов.



ОСРБ 1-17 02 71-2012

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПЕРЕПОДГОТОВКА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 1-17 02 71 ИСКУССТВО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ

КВАЛИФИКАЦИЯ: ХОРЕОГРАФ-ПЕДАГОГ

ПЕРАПАДРЫХТОЎКА КIРУЮЧЫХ РАБОТНIКАЎ I СПЕЦЫЯЛIСТАЎ, ЯКIЯ МАЮЦЬ ВЫШЭЙШУЮ АДУКАЦЫЮ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ: 1-17 02 71 МАСТАЦТВА ХАРЭАГРАФIЧНАЕ

КВАЛIФIКАЦЫЯ: ХАРЭОГРАФ-ПЕДАГОГ

RETRAINING OF EXECUTIVES AND SPECIALISTS HAVING HIGHER EDUCATION

SPECIALITY: 1-17 02 71 CHOREOGRAPHIC ART

QUALIFICATION: PROFESSOR OF CHOREOGRAPHY

Издание официальное



Министерство образования Республики Беларусь

Минск

Ключевые слова: искусство хореографическое, хореограф-педагог, методика преподавания специальных дисциплин, классический танец, народный танец, эстрадный танец, бальный танец



Предисловие

1. РАЗРАБОТАН учреждением образования "Белорусский государственный университет культуры и искусств" (Гутковская С.В., канд. филол. наук, доц.)

2. ВНЕСЕН отделом повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования Республики Беларусь по представлению ГУО "Республиканский институт высшей школы"

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2012 г. N 106-а

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Издан на русском языке



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование Специальность: 1-17 02 71 Искусство хореографическое Квалификация: Хореограф-педагог

Перападрыхтоўка кiруючых работнiкаў i спецыялiстаў, якiя маюць вышэйшую адукацыю Спецыяльнасць: 1-17 02 71 Мастацтва харэаграфiчнае Квалiфiкацыя: Харэограф-педагог

Retraining of executives and specialists having higher education Speciality: 1-17 02 71 Choreographic art Qualification: Professor of choreography

Дата введения 2012-09-01


1 Область применения


Настоящий образовательный стандарт переподготовки руководящих работников и специалистов (далее - стандарт) распространяется на специальность 1-17 02 71 "Искусство хореографическое" как вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, а также на квалификацию "Педагог-хореограф" как подготовленность работника к данному виду профессиональной деятельности.

Объект стандартизации (специальность с квалификацией) входит в группу специальностей 17 02 "Искусство хореографическое", направление образования 17 "Искусство сценическое и экранное" согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь "Специальности и квалификации".

Настоящий стандарт устанавливает требования, необходимые для обеспечения качества образования, и определяет содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов по вышеупомянутой специальности с целью соответствия образования установленным требованиям.

Настоящий стандарт может быть также использован нанимателями при решении вопросов трудоустройства специалистов, предъявляющих дипломы о переподготовке.


2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующий технический нормативный правовой акт (далее - ТНПА):

- ОКРБ 011-2009 Специальности и квалификации.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный ТНПА заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) ТНПА.


3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют термины, установленные в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 бальный танец: Разновидность хореографического искусства, которое служит для массового развлечения и исполняется парой или небольшим количеством участников на танцевальных вечерах и танцевально-спортивных конкурсах.

3.2 искусство хореографическое: Вид деятельности, направленный на создание, постановку и исполнение хореографических произведений различных жанров.

3.3 классический танец: Разновидность хореографического искусства, исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически обобщенной трактовки сценического образа.

3.4 народный танец: Разновидность хореографического искусства, которое передает особенности национальной ментальности и мировоззрения средствами пластики традиционных и бытовых танцев.

3.5 хореограф-педагог: Квалификация специалиста в области хореографии, занимающегося осуществлением целостного педагогического процесса направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования средствами хореографического искусства.

3.6 эстрадный танец: Разновидность хореографического искусства, которое обладает совокупностью следующих черт эстрадности: малой формой, развлекательностью, варьете-моментом, доступностью художественной речи для восприятия публикой, а также современной стилистикой.


4 Требования к образовательному процессу


4.1 Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для освоения содержания образовательной программы


Лица, поступающие для освоения содержания образовательной программы переподготовки, должны иметь высшее образование.

Примечание - Поступающие для освоения содержания образовательной программы переподготовки должны иметь стаж работы в хореографическом коллективе не менее трех лет.


4.2 Требования к формам и срокам получения дополнительного образования взрослых по специальности переподготовки


Предусматривается следующая форма получения образования по данной специальности переподготовки: заочная.

Устанавливается следующий срок получения образования по специальности переподготовки (далее - срок получения образования или продолжительность обучения):

24 месяца в заочной форме получения образования.


4.3 Требования к максимальному объему учебной нагрузки слушателей


Максимальный объем учебной нагрузки слушателей не должен превышать:

- 12 учебных часов в день в заочной форме получения образования, если совмещаются в этот день аудиторные занятия и самостоятельная работа слушателей;

- 10 учебных часов аудиторных занятий в день в заочной форме получения образования без совмещения с самостоятельной работой в этот день;

- 6 учебных часов самостоятельной работы слушателей в день в заочной форме получения образования без совмещения с аудиторными занятиями в этот день.


4.4 Требования к организации образовательного процесса


Начало и окончание образовательного процесса по специальности переподготовки устанавливаются учреждением образования, реализующим соответствующую образовательную программу (далее - учреждение образования), по мере комплектования групп слушателей и определяются графиком учебного процесса по специальности переподготовки для каждой группы слушателей.

Наполняемость учебных групп слушателей по специальности переподготовки, обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, рекомендуется обеспечивать в количестве 25 - 30 человек. Наполняемость учебных групп слушателей по специальности переподготовки, обучающихся за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или средств граждан, устанавливается учреждением образования.


5 Требования к результатам освоения содержания образовательной программы


5.1 Требования к квалификации


5.1.1 Виды профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая деятельность в области хореографического искусства, ориентированная на процессы творческого развития личности;

- творческая деятельность (постановочная и репетиционная), связанная с процессом изучения, сохранения и популяризации хореографического искусства;

- учебно-воспитательная и учебно-методическая деятельность в преподавании специальных дисциплин, связанная с трансляцией опыта, накопленного в области хореографического искусства.


5.1.2 Объекты профессиональной деятельности:

- процесс организации и художественного совершенствования движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и техникой хореографического искусства;

- творческо-производственный процесс в области хореографического искусства;

- публика - потребитель художественно-творческого искусства;

- все социальные группы населения.


5.1.3 Функции профессиональной деятельности:

- руководить работой любительских танцевальных коллективов различных направлений;

- планировать и организовывать творческую деятельность с опорой на инновационные технологии обучения и воспитания;

- осуществлять постановочную и репетиционную работу в области хореографии;

- планировать процесс обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования.


5.1.4 Задачи, решаемые при выполнении функций профессиональной деятельности:

- формирование любительских танцевальных коллективов;

- анализ отечественных и мировых хореографических школ;

- изучение современных национальных и мировых тенденций развития хореографии;

- использование новейших приемов постановочной и репетиционной работы в области хореографии;

- проведение с исполнителями индивидуальных и групповых занятий по хореографии с целью повышения исполнительского мастерства, выявления их творческого потенциала;

- осуществление контроля качества исполнения сольных партий, групповых и массовых сцен в спектаклях и хореографических произведениях;

- осуществление контроля мобилизации и восполнения психофизических и психофизиологических резервов исполнителей;

- формирование эстетической и нравственной культуры исполнителей;

- подбор и анализ репертуара коллектива;

- изучение передового педагогического и исполнительского опыта и использование его в своей профессиональной деятельности;

- участие в разработке и проведении клубных и массовых культурно-просветительных, зрелищных и досуговых мероприятий для различных групп населения;

- взаимодействие со специалистами смежных профилей;

- разработка учебных планов и программ, методических рекомендаций по организации процесса обучения и воспитания средствами хореографии.


5.2 Требования к уровню подготовки


Переподготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: социально-личностных, академических, профессиональных.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими социально-личностными компетенциями:

- знать основные конституционно-правовые положения идеологии белорусского государства;

- уметь излагать и отстаивать ценности, идеи, представления, составляющие основу организации и деятельности белорусского общества и государства;

- осознанно участвовать в общественно-политической жизни белорусского государства;

- знать основные положения законодательства о труде и об охране труда;

- уметь оказывать первую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими академическими компетенциями:

- знать историю отечественного и мирового хореографического искусства;

- знать основные произведения отечественных и зарубежных хореографов;

- знать психологические процессы, состояния, свойства личности;

- уметь применять методы педагогического воздействия на личность;

- знать причины деловых, личностных и межличностных конфликтов;

- уметь применять технологию решения деловых, личностных и межличностных конфликтов;

- знать психологические особенности стилей и методов управления творческим коллективом;

- знать пути формирования личного и профессионального имиджа;

- знать главные принципы актерского мастерства;

- уметь целенаправленно применять актерские навыки при подготовке хореографических композиций;

- знать основные требования к сценическому национальному костюму для танца;

- знать стили современного костюма и возможности их использования на сцене;

- знать основные компоненты сценического оформления танца;

- уметь использовать средства достижения образно-художественной выразительности костюма и принципы оформления сцены;

- знать основы создания сценического грима;

- уметь применять технические средства гримирования;

- знать основные понятия теории режиссуры хореографии, жанровое разнообразие хореографических произведений;

- уметь применять законы режиссуры при создании отдельного хореографического произведения и концертных программ.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- знать основную терминологию классического танца, методику изучения и выполнения движений классического танца;

- уметь выполнять основные движения классического танца;

- знать методику проведения урока классического танца в коллективах различной направленности и разных возрастных категорий;

- уметь развивать творческие способности участников танцевальных коллективов средствами классического танца;

- знать стили и направления эстрадной хореографии, методику построения и проведения урока эстрадного танца;

- уметь выполнять базовые движения основных направлений эстрадной хореографии;

- знать основную терминологию народно-сценического танца, методику изучения и выполнения основных движений народно-сценического танца;

- уметь выполнять основные движения народно-сценического танца, развивать творческие способности участников танцевальных коллективов средствами народно-сценического танца;

- знать особенности и основные выразительные средства разных жанров белорусского народного танца;

- знать региональные особенности белорусского народного танца;

- знать принципы музыкального сопровождения уроков белорусского танца;

- знать лучшие образцы белорусской народно-сценической хореографии в постановке ведущих отечественных балетмейстеров;

- уметь выполнять основные движения белорусского народно-сценического танца с сохранением особенностей исполнительской манеры;

- уметь разучивать элементы лексики белорусского народно-сценического танца в соответствии с правилами музыкальной раскладки;

- уметь творчески переосмысливать традиционные элементы белорусского народного танца, создавая новые движения с использованием их при создании танцевальных комбинаций и этюдов;

- знать базовые фигуры и композиции европейских и латиноамериканских танцев;

- уметь исполнять основные движения композиции европейских и латиноамериканских танцев;

- знать основные законы создания хореографической композиции и средства образной выразительности, принципы подбора музыкального материала;

- уметь применять на практике законы создания хореографического произведения;

- знать теоретические основы хореографического воспитания и обучения;

- уметь применять методы, средства и формы педагогической деятельности в области хореографического искусства;

- знать методику преподавания хореографических дисциплин, приемы работы с методической литературой по хореографии;

- уметь использовать специальные методы при осуществлении преподавательской деятельности;

- принципы классификации жанров эстрадного танца;

- особенности исполнения и основные элементы народного танца разных стран, бальные танцы;

- владеть методикой исполнения основных движений различных танцев;

- знать методику построения урока в коллективах различной направленности и принципы его музыкального оформления;

- знать современную национальную систему хореографического образования, методы, средства и формы педагогической деятельности хореографа;

- владеть современными методиками преподавания специальных дисциплин по хореографии, организации постановочной и репетиционной работы в детских и взрослых хореографических коллективах;

- иметь навыки работы со специальной литературой.


5.3 Требования к итоговой аттестации


Формой итоговой аттестации является государственный экзамен по дисциплинам: "Профессиональная педагогика", "Методика преподавания специальных дисциплин".


6 Требования к содержанию учебно-программной документации


6.1 Требования к типовому учебному плану по специальности переподготовки


Типовой учебный план по специальности переподготовки разрабатывается в одном варианте, когда общее количество учебных часов по плану составляет не менее 1000 учебных часов для групп слушателей, имеющих высшее образование по направлениям образования, не совпадающим с направлением образования, в состав которого входит данная специальность переподготовки.

Суммарный объем аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей не должен превышать 1000 часов.

Устанавливается следующее соотношение количества учебных часов аудиторных занятий и количества учебных часов самостоятельной работы слушателей в заочной форме получения образования - 50:50.

В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к текущей и итоговой аттестации.

На компонент учреждения образования отводится 100 учебных часов.

Продолжительность текущей аттестации составляет 4 недели, итоговой - 1 неделю.

Порядок проведения текущей и итоговой аттестации слушателей при освоении содержания образовательной программы определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых.


6.2 Требования к типовым учебным программам по учебным дисциплинам специальности переподготовки


В типовом учебном плане по данной специальности переподготовки предусмотрены следующие компоненты:

- гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- общепрофессиональные дисциплины;

- дисциплины специальности.

Устанавливаются следующие требования к содержанию типовых учебных программ по учебным дисциплинам специальности переподготовки.


6.2.1 Гуманитарные и социально-экономические дисциплины


Основы идеологии белорусского государства

Понятие и сущность идеологии. История современных политических идеологий. Сущность национальной идеи Республики Беларусь. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. Конституция Республики Беларусь. Модель социально-экономического развития Республики Беларусь. Основы социальной и внешней политики Республики Беларусь. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке.


Основы охраны труда

Правовые и организационные вопросы охраны труда. Трудовой кодекс. Организация работы по охране труда. Производственная санитария. Техника безопасности. Расследование и учет несчастных случаев и производственной заболеваемости.


6.2.2 Общепрофессиональные дисциплины


История хореографии

Основные этапы развития зарубежной хореографии от истоков до конца ХХ в. Творческий путь и основные произведения хореографов М.Петипа, М.Фокина. Исполнительское мастерство звезд русского балета. Доминирующие направления русско-советской хореографии XX в. - хореодрама, поэтические балеты Ю.Григоровича и произведения Б.Эйфмана. Белорусская хореография. Классификация, жанровые особенности национального фольклора, проблемы его сценической интерпретации. Эволюционный путь белорусской народно-сценической хореографии, балетного театра, творчество В.Елизарьева.


Психология общения

Понятие и структура общения. Общение и личность. Общение и деятельность. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как межличностное взаимодействие. Коммуникативная сторона общения. Вербальное и невербальное общение. Барьеры общения. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Механизмы восприятия человека человеком. Механизмы взаимопонимания.


Имиджелогия

Классификация имиджа, основные понятия, типы и функции имиджа. Личный и профессиональный имидж. Пути формирования имиджа. Деловая коммуникация. Этика делового контакта. Внешний и внутренний имидж организации.


Основы актерского мастерства

Главные принципы системы К.С.Станиславского. Тренировки пластической выразительности. Сочетание дыхания и движения. Работа с центром тяжести. Эмоционально-телесные блоки. Общее сценическое ощущение. Сценическое внимание. Развитие пространственного мышления. Мизансцена. Темпо-ритм сценического действия. Пантомимические техники. Бессловесные элементы действия. Работа с объектом (реквизит, костюм, декорация) в процессе воплощения сценического образа.


Сценическое оформление танца

Сценическое оформление танца. Основные компоненты: оформление сцены, освещение, цвет, костюм. Художественные стили. Народные костюмы. Особенности формообразования и развития. Белорусский народный костюм. Композиция костюма. Средства достижения художественного образа. Стили современного костюма, возможности их использования на сцене.


Основы сценического грима

История возникновения грима. Технические средства гримирования. Гримировальные материалы и инструменты. Гигиена грима. Анатомические основы грима. Корректировочный грим для сцены. Национальный грим. Сказочный грим.


Режиссура хореографии

Основные понятия теории режиссуры хореографии. Жанровое разнообразие хореографических произведений. Синтез компонентов хореографического произведения. Композиционный план хореографического произведения. Хореографические формы. Музыка - структурная основа хореографических произведений различной формы. Место и значение танца, танцевальных сцен в театре и кино.


6.2.3 Дисциплины специальности


Классический танец

Теория классического танца: развитие и формирование системы классического танца, педагогическая система профессора А.Я.Вагановой. Методика классического танца. Построение урока классического танца в коллективах различной направленности. Музыкальное оформление урока классического танца. Практическая часть курса: изучение движений классического танца, развитие координации тела, выразительности, танцевальности, техники танца.


Эстрадный танец

Типологические признаки эстрадного танца. Принципы классификации жанров эстрадного танца. Методика упражнений для развития пластичности, силы, подвижности. Музыка в эстрадном танце. Пантомима в эстрадном танце. Специфика сольного номера на эстраде. Танец в варьете, мюзик-холле. Антуражный танец. Танец в мюзикле как жанр эстрадного танца. Особенности методики репетиционной и постановочной работы.


Народный танец

Методика исполнения основных движений народно-сценического танца у станка. Русский народный танец, его многообразие и характер исполнения. Особенности, манера исполнения и основные элементы танцев Прибалтики, Украины, Молдовы, Италии, Грузии, Мексики, Польши, Болгарии. Музыкальное оформление урока народно-сценического танца. Создание танцевальных комбинаций и развернутых этюдов на материале танцев народов мира.


Белорусский танец

Становление и развитие белорусской народно-сценической хореографии. Основные выразительные средства белорусского танца. Хороводы, традиционные танцы, польки, кадрили, пляски, городские бытовые танцы, их тематика и сценическая интерпретация. Региональные особенности белорусского народного танца. Музыка белорусской народно-сценической хореографии. Музыкальное сопровождение уроков белорусского народно-сценического танца. Современные произведения белорусской народно-сценической хореографии.


Бальный танец

Европейские танцы: медленный вальс, венский вальс, танго, медленный фокстрот, квикстеп. Методика исполнения базовых движений и основных ходов европейских танцев. Стандартные фигуры и композиции европейских танцев. Латиноамериканские танцы: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль. Методика исполнения базовых движений и основных ходов латиноамериканских танцев. Стандартные фигуры и композиции латиноамериканских танцев.


Искусство балетмейстера

Балетмейстер и сфера его творческой деятельности. Композиция танца. Основные законы хореографической композиции. Составные части и основные выразительные средства хореографической композиции. Танцевальная лексика. Пластическая интонация, пластический мотив. Рисунок танца. Драматургия хореографических произведений. Музыка и хореография. Основные принципы работы балетмейстера с музыкальным материалом. Образ в хореографическом искусстве. Способы и средства образной выразительности. Балетмейстерские приемы. Принципы постановочной и репетиционной работы. Сценическая интерпретация танцевального фольклора. Работа балетмейстера над современной темой.


Профессиональная педагогика

Профессиональная педагогика как целостный процесс. Теоретические основы хореографического воспитания и обучения. Становление и развитие хореографического образования в различные исторические периоды. Методы, средства, формы педагогики хореографии. Особенности построения урока хореографии: принципы и специфика организации, характеристика структуры. Урок хореографии в учреждениях культурно-досуговой сферы. Современная национальная система хореографического образования. Педагогическое мастерство преподавателя хореографии.


Методика преподавания специальных дисциплин

Основные категории специальных хореографических дисциплин. Критерии отбора и диагностика способностей детей к занятиям хореографией. Принципы организации учебно-воспитательной работы в детском и взрослом хореографических коллективах. Методика организации постановочной и репетиционной работы в детском и взрослом хореографических коллективах. Особенности организации концертной деятельности в хореографическом коллективе. Этапы подготовительной работы педагога при проведении уроков классического танца и народно-сценического танца. Принципы подбора музыкального материала для занятий по классическому танцу и народно-сценическому танцу. Принципы постановки правильного дыхания на занятиях по хореографии. Средства восстановления работоспособности и особенности питания танцовщика. Формы и методы осуществления контроля за усвоением хореографического материала в любительском коллективе.



ОСРБ 1-21 04 72-2012

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПЕРЕПОДГОТОВКА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 1-21 04 72 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ: КУЛЬТУРОЛОГ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ПЕРАПАДРЫХТОЎКА КIРУЮЧЫХ РАБОТНIКАЎ I СПЕЦЫЯЛIСТАЎ, ЯКIЯ МАЮЦЬ ВЫШЭЙШУЮ АДУКАЦЫЮ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ: 1-21 04 72 КУЛЬТУРАЛОГIЯ

КВАЛIФIКАЦЫЯ: КУЛЬТУРОЛАГ. ВЫКЛАДЧЫК КУЛЬТУРАЛАГIЧНЫХ ДЫСЦЫПЛIН

RETRAINING OF EXECUTIVES AND SPECIALISTS HAVING HIGHER EDUCATION SPECIALITY: 1-21 04 72 CULTUROLOGY

QUALIFICATION: CULTUROLOGIST. TEACHER OF CULTURAL DISCIPLINES

Издание официальное



Министерство образования Республики Беларусь

Минск

Ключевые слова: культурология, культуролог, преподаватель культурологических дисциплин, межкультурная коммуникация, инкультурация личности



Предисловие

1. РАЗРАБОТАН государственным учреждением образования "Республиканский институт высшей школы" (Мартынов В.Ф., д-р культурологии, проф.; Позняков В.В., д-р филос. наук, проф.; Смолик А.И., д-р культурологии, проф.; Мартынюк А.В., канд. ист. наук, доц.; Панов С.В., канд. пед. наук, доц.; Жук И.В.)

2. ВНЕСЕН отделом повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования Республики Беларусь по представлению ГУО "Республиканский институт высшей школы"

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2012 г. N 106-а

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Издан на русском языке



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование Специальность: 1-21 04 72 Культурология Квалификация: Культуролог. Преподаватель культурологических дисциплин

Перападрыхтоўка кiруючых работнiкаў i спецыялiстаў, якiя маюць вышэйшую адукацыю Спецыяльнасць: 1-21 04 72 Культуралогiя Квалiфiкацыя: Культуролаг. Выкладчык культуралагiчных дысцыплiн

Retraining of executives and specialists having higher education Speciality: 1-21 04 72 Culturology Qualification: Culturologist. Teacher of cultural disciplines

Дата введения 2012-09-01


1 Область применения


Настоящий образовательный стандарт переподготовки руководящих работников и специалистов (далее - стандарт) распространяется на специальность 1-21 04 72 "Культурология" как вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, а также на квалификацию "Культуролог. Преподаватель культурологических дисциплин" как подготовленность работника к данному виду профессиональной деятельности.

Объект стандартизации (специальность с квалификацией) входит в группу специальностей 21 04 "Культуроведческие науки", направление образования 21 "Гуманитарные науки" согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь "Специальности и квалификации".

Настоящий стандарт устанавливает требования, необходимые для обеспечения качества образования, и определяет содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов по вышеупомянутой специальности с целью соответствия образования установленным требованиям.

Настоящий стандарт может быть также использован нанимателями при решении вопросов трудоустройства специалистов, предъявляющих дипломы о переподготовке.


2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующий технический нормативный правовой акт (далее - ТНПА):

- ОКРБ 011-2009 Специальности и квалификации.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный ТНПА заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) ТНПА.


3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют термины, установленные в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 культуролог: Квалификация специалиста с высшим образованием в области культурологии, осуществляющего управленческую, творческую, исследовательскую и познавательную деятельность в социокультурной сфере.

3.2 культурология: Наука, предметом изучения которой является система знаний о культуре, теории и истории культуры, нацеленная на формирование культурно-исторического стиля мышления, понимание генезиса явлений отечественной и мировой культуры.

3.3 преподаватель культурологических дисциплин: Квалификация специалиста с высшим образованием в области культурологии, осуществляющего учебно-воспитательную и учебно-методическую деятельность.


4 Требования к образовательному процессу


4.1 Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для освоения содержания образовательной программы


Лица, поступающие для освоения содержания образовательной программы переподготовки, должны иметь высшее образование.


4.2 Требования к формам и срокам получения дополнительного образования взрослых по специальности переподготовки


Предусматриваются следующие формы получения образования по данной специальности переподготовки: очная (дневная), очная (вечерняя), заочная.

Устанавливаются следующие сроки получения образования по специальности переподготовки (далее - срок получения образования или продолжительность обучения) в каждой форме получения образования:

16 месяцев в очной (дневной) форме получения образования;

16 месяцев в очной (вечерней) форме получения образования;

24 месяца в заочной форме получения образования.

Примечание - Учреждению образования, реализующему образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов по данной специальности, предоставляется возможность увеличения продолжительности обучения в очной (дневной) и очной (вечерней) формах получения образования при необходимости введения каникул.


4.3 Требования к максимальному объему учебной нагрузки слушателя


Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать:

- 12 учебных часов в день в очной (дневной) или заочной форме получения образования, если совмещаются в этот день аудиторные занятия и самостоятельная работа слушателей;

- 10 учебных часов аудиторных занятий в день в очной (дневной) или заочной форме получения образования без совмещения с самостоятельной работой в этот день;

- 10 учебных часов самостоятельной работы слушателей в день в очной (дневной) форме получения образования без совмещения с аудиторными занятиями в этот день;

- 6 учебных часов аудиторных занятий в день в очной (вечерней) форме получения образования без совмещения с самостоятельной работой в этот день;

- 6 учебных часов самостоятельной работы слушателей в день в очной (вечерней) или заочной форме получения образования без совмещения с аудиторными занятиями в этот день.


4.4 Требования к организации образовательного процесса


Начало и окончание образовательного процесса по специальности переподготовки устанавливаются учреждением образования, реализующим соответствующую образовательную программу (далее - учреждение образования) по мере комплектования групп слушателей и определяются графиком учебного процесса по специальности переподготовки для каждой группы слушателей.

Наполняемость учебных групп слушателей по специальности переподготовки, обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, рекомендуется обеспечивать в количестве 25 - 30 человек. Наполняемость учебных групп слушателей по специальности переподготовки, обучающихся за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или средств граждан, устанавливается учреждением образования.


5 Требования к результатам освоения содержания образовательной программы


5.1 Требования к квалификации


5.1.1 Виды профессиональной деятельности:

- управленческая и организационная деятельность в социокультурной сфере, ориентированная на процессы социализации и инкультурации личности;

- исследовательская, познавательная и творческая деятельность в культуре, связанная с процессом изучения, сохранения, создания и распространения ценностей культуры;

- учебно-воспитательная и учебно-методическая деятельность в преподавании культурологических дисциплин, связанная с трансляцией социокультурного опыта.


5.1.2 Объекты профессиональной деятельности:

- культура как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности;

- мировое и отечественное культурно-историческое наследие, представленное в совокупности продуктов материального и духовного труда;

- культура личности как система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, связанная с трансляцией социокультурного опыта.


5.1.3 Функции профессиональной деятельности:

- осуществлять деятельность, связанную с процессом вхождения индивида в поликультурное пространство современного белорусского общества и мировой культуры;

- моделировать ситуации межкультурной коммуникации и диалога;

- принимать участие в проведении исследований в области теории и истории культуры;

- развивать познавательную и творческую инициативу в сфере культуры;

- анализировать исторические формы интерпретации культуры;

- транслировать общечеловеческое и национальное историко-культурное наследие в процессе реализации культурологической парадигмы образования.


5.1.4 Задачи, решаемые при выполнении функций профессиональной деятельности:

- планирование, организация и осуществление работы в учреждениях культуры и досуга;

- создание условий для вхождения человека в современную социокультурную среду и интеграцию в ней;

- разработка и внедрение инновационных технологий организации социокультурной деятельности;

- осуществление сбора, обработки, интерпретации данных о состоянии национальной культуры для обеспечения ее имиджевой составляющей;

- сохранение и трансляция достижений белорусского народа в области материальной и духовной культуры;

- обобщение отечественного и зарубежного опыта по развитию познавательной и творческой деятельности в сфере культуры, проведению культурно-просветительных и досуговых программ;

- проведение исследований по проблемам развития социально-культурной сферы, обеспечению диалога культур и традиций;

- разработка учебно-программной документации и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- обеспечение полного и качественного выполнения образовательных стандартов и учебных программ;

- внедрение современных образовательных технологий, связанных с обучением ценностям культуры и практикам социально-культурной коммуникации.


5.2 Требования к уровню подготовки


Переподготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: социально-личностных, академических, профессиональных.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими социально-личностными компетенциями:

- знать мировоззренческие и культурно-исторические основы идеологии белорусского государства;

- обладать качествами гражданственности и патриотизма;

- иметь навыки социального взаимодействия;

- знать формационный, цивилизационный и культурологический подходы к изучению общественных процессов;

- обладать качествами культурной толерантности;

- уметь характеризовать место Беларуси в современных цивилизационных процессах.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими академическими компетенциями:

- знать место философии в исторической динамике культуры;

- владеть методологией гуманитарного познания;

- знать культурно-историческое наследие Беларуси в контексте мировой культуры;

- уметь транслировать, сохранять и приумножать культурно-историческое наследие Беларуси;

- понимать роль религии в исторической динамике культуры;

- владеть навыками теоретического анализа религии;

- знать основы этики и обладать культурой педагогического общения;

- уметь анализировать роль образования как социокультурного феномена;

- знать основные компоненты педагогической деятельности;

- знать актуальные тенденции развития европейской и национальной систем образования;

- знать основы управления социокультурными процессами;

- уметь применять инновационные технологии организации социокультурной деятельности по трансляции культурно-исторического наследия Беларуси.

Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- знать основы теории культуры;

- иметь практические навыки социокультурной коммуникации;

- знать содержание мировой и отечественной культуры;

- уметь прогнозировать тенденции развития современного культурного процесса;

- знать методы системного и сравнительного анализа мировой и отечественной культуры;

- знать теорию и практику социокультурных коммуникаций;

- знать стилевое многообразие культур;

- уметь моделировать ситуации межкультурного диалога;

- уметь анализировать исторические формы интерпретации культуры;

- знать и уметь применять современные образовательные технологии в преподавании культурологии;

- знать и уметь применять методику преподавания культурологических дисциплин.


5.3 Требования к итоговой аттестации


Формой итоговой аттестации является защита дипломной работы.


6 Требования к содержанию учебно-программной документации


6.1 Требования к типовому учебному плану по специальности переподготовки


Типовой учебный план по специальности переподготовки разрабатывается в одном варианте, когда общее количество учебных часов по плану составляет не менее 1000 учебных часов для групп слушателей, имеющих высшее образование по направлениям образования, не совпадающим с направлением образования, в состав которого входит данная специальность переподготовки.

Суммарный объем аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей не должен превышать 1008 учебных часов.

Устанавливаются следующие соотношения количества учебных часов аудиторных занятий и количества учебных часов самостоятельной работы слушателей:

в очной (дневной) форме получения образования - 70:30;

в очной (вечерней) форме получения образования - 70:30;

в заочной форме получения образования - 50:50.

На стажировку отводится 90 учебных часов для всех форм получения образования. Продолжительность стажировки составляет 3 недели.

На компонент учреждения образования отводится 94 учебных часа.

Дипломное проектирование планируется продолжительностью 8 недель.

Продолжительность текущей аттестации в очной (дневной) и заочной формах получения образования составляет 3 недели, в очной (вечерней) форме получения образования - 6 недель.

Продолжительность итоговой аттестации составляет 1 неделю для всех форм получения образования.


6.2 Требования к типовым учебным программам по учебным дисциплинам специальности переподготовки


Типовым учебным планом по данной специальности переподготовки предусмотрены следующие компоненты:

- гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- общепрофессиональные дисциплины;

- дисциплины специальности.

Устанавливаются следующие требования к содержанию типовых учебных программ по учебным дисциплинам специальности переподготовки.


Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | Стр. 86 | Стр. 87 | Стр. 88 | Стр. 89 | Стр. 90 | Стр. 91 | Стр. 92 | Стр. 93 | Стр. 94 |



Archiv Dokumente
Папярэдні | Наступны
Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList