Навигация
Новые документы
Реклама
Ресурсы в тему
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"< Главная страница Стр. 8Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | - фортепианный педагогический репертуар; - исполняемые музыкальные произведения; уметь: - использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой; - разбирать нотный текст, читать ноты с листа, аккомпанировать в ансамбле. Эстетика Эстетика как философская наука. История эстетики от древневосточных культур до конца XX века. Основные проблемы эстетической теории. Выпускник должен: знать: - основные элементы эстетической теории и их категориальные структуры, ключевые концептуальные модели в истории эстетической мысли; уметь: - характеризовать конкретные художественные направления и стили, анализировать современное состояние эстетической культуры и науки в Беларуси и за рубежом. Философия музыки Философский элемент учений о музыке античности, средневековья, Нового времени. Философия музыки в XX веке. Критический анализ основных концепций. Выпускник должен: знать: - основные понятия философии музыки; уметь: - критически анализировать концепции философии музыки XX века. Охрана труда Общие вопросы охраны труда. Профилактика травматизма. Организация работы по охране труда. Основы производственной санитарии и техники безопасности. Меры безопасности и гигиена труда. Параметры микроклимата в помещениях. Основы пожарной безопасности и средства пожаротушения. Первая помощь пострадавшим. Выпускник должен: знать: - об организации охраны труда и технике безопасности человека; - о возможных чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности; - трудовое законодательство, которое устанавливает нормы трудовых процессов, тесно связанных с вопросами техники безопасности; - производственную санитарию как систему организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие на работающих опасных производственных факторов; - систему организационных и технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие вредных факторов; уметь: - научно анализировать условия труда, причины травматизма и профессиональных заболеваний; - применять знания о способах и средствах обеспечения безопасности и безвредности труда; - анализировать и адекватно оценивать опасности в чрезвычайных условиях и принимать меры по их предупреждению и ликвидации последствий. Основы управления интеллектуальной собственностью Понятие интеллектуальной собственности. Правовые нормы, регулирующие управление интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь и других странах. Выпускник должен: знать: - законодательство Республики Беларусь по управлению интеллектуальной собственностью; уметь: - пользоваться чужой интеллектуальной собственностью и защищать свои права на интеллектуальную собственность в соответствии с законодательством. Дирижирование в классе Овладение техникой дирижирования, теорией руководства оркестровым коллективом, теорией репетиционной работы с оркестром. Воспитание художественного вкуса и художественной культуры. Овладение методикой дирижерского анализа партитуры. Выработка исполнительской концепции оркестрового произведения. Изучение оркестрового репертуара. Основные этапы истории дирижерского исполнительства. Взаимоотношение и взаимопроникновение различных исполнительских школ и традиций. Направления, проблемы и тенденции развития современного дирижерского исполнительского искусства. Выпускник должен: знать: - стилевые особенности основных этапов развития музыкальной культуры, стилистику основных художественно-эстетических эпох; - стилистические особенности основных композиторских школ; - современные композиторские технологии; - средства и приемы руководства музыкальным исполнением; методику проведения оркестровых репетиций и психологические особенности работы с творческим коллективом; - симфонический и оперный репертуар; - фактологический материал о наиболее значительных исполнительских школах; - наиболее важные события в исполнительском искусстве различных эпох; - творчество наиболее выдающихся дирижеров; уметь: - владеть дирижерской техникой, ясно выражать свой музыкальный замысел дирижерскими жестами; - организовать работу творческого коллектива; - вести репетиционную работу; - дирижировать публичными концертами и спектаклями; - составлять планы концертной деятельности, программы концертных выступлений; - осуществлять запись музыки на различные носители; - выявлять и анализировать характерные особенности исполнительской манеры выдающихся дирижеров. Дирижирование симфоническим оркестром Планирование и проведение репетиций. Работа с оркестром по реализации исполнительского замысла произведения. Дирижирование концертной программой. Выпускник должен: знать: - психологические основы проведения репетиций и концерта; уметь: - продирижировать на высоком художественном уровне концертной программой для симфонического оркестра. Дирижирование оперным спектаклем Планирование и проведение репетиций. Работа с оркестром, хором (при необходимости) и солистами по реализации исполнительского замысла оперы. Дирижирование оперным спектаклем. Выпускник должен: знать: - партитуру оперы во всех деталях; - исполнительские возможности оркестра и певцов; - режиссерский замысел спектакля; уметь: - органически соединить музыкальный замысел исполнения с замыслами других постановщиков (режиссера, сценографа); - продирижировать оперным спектаклем на высоком художественном уровне. Техника игры на духовых инструментах Деревянные и медные духовые инструменты: устройство, способы извлечения звука, особенности регистров, способы изменения тембра, принципы аппликатуры, строй и транспорт. Выпускник должен: знать: - устройство, способы звукоизвлечения, принципы аппликатуры изученных инструментов; уметь: - осознавать методы звукоизвлечения, технологию артикуляции, степень технической трудности для инструмента данной оркестровой партии; - грамотно выписывать в оркестровых партиях дыхательные лиги для духовых инструментов. Техника игры на струнных инструментах Струнные смычковые инструменты: устройство, звукоизвлечение, характеристика регистров, способы изменения тембра, принципы аппликатуры, штрихи. Анализ технических трудностей. Арфа: устройство, технические возможности. Выпускник должен: знать: - устройство, способы звукоизвлечения, принципы аппликатуры, возможные штрихи изученных инструментов; уметь: - осознавать методы звукоизвлечения, технологию штрихов и артикуляции, степень технической трудности для инструмента данной оркестровой партии; - грамотно выписывать в оркестровых партиях смычковые лиги; - выставлять в оркестровых партиях штрихи. Инструментоведение Изучение инструментов симфонического оркестра. Составы и характеристика оркестровых групп. Партитурные схемы и составы оркестров. Выпускник должен: знать: - инструменты современного большого симфонического оркестра, их устройство и звуковые возможности, способы их организации в партитуре; уметь: - использовать полученные знания в практической инструментовке и дирижерской работе. Чтение партитур Особенности партитурной записи музыки. Ключи. Транспонирующие инструменты и способы чтения их партий. Чтение партитур для различных ансамблей и оркестровых составов. Изучение различных видов оркестровой фактуры. Выпускник должен: знать: - способы записи партий оркестровых инструментов; уметь: - проанализировать функциональное строение оркестровой фактуры; - сыграть на фортепиано технически несложную партитуру целиком или по инструментальным группам. Инструментовка Углубление и расширение знаний в области инструментоведения. Работа над заданиями по инструментовке для различных оркестровых составов. Изучение и анализ партитур. Выпускник должен: знать: - практические возможности оркестровых инструментов и основные способы их использования в музыке XVIII - XX веков; - основные способы построения оркестровой фактуры; уметь: - анализировать приемы оркестровки, использованные композитором в данном произведении; - инструментовать для оркестра данного состава самостоятельную пьесу или аккомпанемент солисту. История оркестровых стилей Краткий очерк исторического развития оркестра. Начальный этап формирования оркестра в музыкальном театре. Оркестровые стили эпохи барокко. Период "венской классики". Эволюция оркестра в эпоху романтизма. Импрессионизм: черты оркестрового стиля. Оркестровые стили в музыке XX века. Симфоническое творчество белорусских композиторов второй половины XX века. Выпускник должен: знать: - особенности оркестровых стилей крупнейших композиторов XVII - XX веков; уметь: - анализировать особенности оркестрового стиля данного произведения. Методика работы с хором Специфика репетиционного процесса при работе с хором. Работа над хоровыми номерами оперы. Работа над кантатно-ораториальных формами. Выпускник должен: знать: - основные методы работы с хором; уметь: - вести репетиционную работу с хором и оркестром; - методически правильно организовать репетиционное время по разучиванию хоровых номеров; - соединять и соподчинять творческие и технологические задачи солистов, хора и оркестра. Методика работы с вокалистами Специфика репетиционного процесса при работе с певцами-солистами. Методика работы над оперной партией. Выпускник должен: знать: - основные методы работы с вокалистами-солистами; уметь: - вести репетиционную работу с солистами в классе и с оркестром; - методически правильно организовать репетиционное время по разучиванию сольных партий; - соединять и соподчинять творческие и технологические задачи солистов, хора и оркестра. Методика преподавания специальных дисциплин Современная методическая литература. Основные положения музыкальной педагогики и проблемы методики. Методические ошибки и способы их исправления. Выпускник должен: знать: - теорию методики преподавания специальных дисциплин; уметь: - методически правильно строить занятия с учащимися; - вести самостоятельный поиск новых эффективных методических приемов. Основы оперной режиссуры Оперная режиссура и режиссура в драматическом театре - сходство и отличия. Драматургический анализ оперы. Создание концепции оперного спектакля. Выпускник должен: знать: - теоретическую литературу по проблемам режиссуры; - особенности оперных постановок выдающихся режиссеров XIX - XX веков; уметь: - анализировать драматургию оперы; - планировать основные этапы оперной постановки и концепцию оперного спектакля в целом. Оперный и балетный репертуар Оперное и балетное творчество крупнейших композиторов XVII - XX веков. Репертуар крупнейших мировых оперных и балетных театров XIX - XX веков (Лондон, Париж, Милан, Нью-Йорк, Москва, СПб.). Репертуар белорусской оперы и белорусского балета в XX веке. Классическая часть репертуара. Оперы и балеты композиторов авангарда в XX веке. Выпускник должен: знать: - особенности исторических этапов развития жанров оперы и балета; - национальные особенности развития оперного и балетного искусства; - наиболее репертуарные оперы и балеты зарубежных, русских и белорусских композиторов XVIII - XX веков; уметь: - выполнить дирижерский анализ оперной и балетной партитуры; - выполнить дирижерский анализ спектакля; - составить примерный репертуарный список опер и балетов для постановки и обосновать данный выбор. Музыкальная педагогика и психология История музыкальной педагогики и психологии. Выдающиеся представители этих научных дисциплин. Методология современной музыкальной педагогики и психологии. Выпускник должен: знать: - современную проблематику музыкальной педагогики и психологии; уметь: - применять методы современной музыкальной педагогики и психологии в работе с учениками. 7.5.5 Цикл дисциплин специализации Специализация для направления специальности "Дирижирование (оперно-симфоническое)" не предусматривается. 7.6 Требования к содержанию и организации практик Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, его продолжением в формах будущей профессиональной деятельности. Практики направлены на закрепление знаний и умений, полученных студентом в процессе обучения в вузе, на овладение навыками инициативного решения социально-профессиональных задач под руководством опытного преподавателя. Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации. 7.6.1 Практика работы в оперной студии Во время дирижерской работы с оркестром в оперной студии студент под руководством опытного преподавателя приобретает основные навыки управления оркестровым коллективом и всей музыкальной частью спектакля; переходит от разучивания к исполнению отдельных оперных сцен и затем оперы в целом, реализует умения, полученные в классе дирижирования. 7.6.2 Практика педагогическая Педагогическая практика - одна из важнейших составных частей учебного процесса, обеспечивающая получение квалификации преподавателя, обязательный предмет для каждого студента. Главной целью педагогической практики является подготовка студентов к педагогической деятельности по специальности. Главная задача педагогической практики предусматривает закрепление знаний, полученных студентами по предметам психолого-педагогического цикла и методике, применение теоретических знаний в учебном процессе, развитие профессиональных навыков преподавания, ознакомление с педагогическим репертуаром определенного класса (курса), ведение учебной документации. 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению Научно-педагогические кадры вуза должны: иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание); систематически заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью; не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации. 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям: все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий, нотами, учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой, аудио- и видеозаписями, доступом к сетевым источникам информации; обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и аудиовизуальным базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана; иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов. Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов и т.п.). 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению Высшее учебное заведение должно: располагать соответствующими санитарно-техническим нормам учебными аудиториями для групповых и индивидуальных занятий, оборудованными помещениями для прослушивания музыки, необходимыми музыкальными инструментами; соблюдать нормы обеспечения учебного процесса нотами, аудио- и видеозаписями, учебной и методической литературой; обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания. 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы. Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы. Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.). 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина. Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся. Важнейшими задачами осуществления воспитательной работы со студентами являются: - согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность; - вовлечение студентов в социально значимую работу с учетом их интересов и возможностей; - приобретение студентами навыков самоуправления, организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач; - формирование осознания необходимости укрепления семьи и повышения ее престижа в обществе, здорового образа жизни, а также основных демографических проблем общества; - духовно-нравственное воспитание, обеспечивающее знание культурного наследия; - профилактика правонарушений. Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включает учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса. Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя. 8.6 Общие требования к контролю качества и средствам диагностики В вузовской системе управления качеством образования (системе менеджмента качества по СТБ ИСО 9001-2001) осуществляются мониторинг, измерения, контроль качества. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др. Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при сдаче зачетов по практикам производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики: - дирижирование во время зачета или экзамена; - дирижирование концертной программой в публичном симфоническом концерте, дирижирование оперным спектаклем; - письменные контрольные работы; - устный опрос во время занятий; - составление рефератов по отдельным разделам дисциплины; - выступления студентов на семинарах; - защита отчетов по производственным практикам; - письменный экзамен, устный экзамен. 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.1.1 Итоговая государственная аттестация выпускника включает четыре государственных экзамена: 1) по дирижированию симфоническим оркестром, 2) по дирижированию оперным спектаклем, 3) по инструментовке, 4) по специальной педагогической подготовке, позволяющих определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач. 9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом. 9.2 Требования к государственному экзамену Государственные экзамены проводятся на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Программа и порядок проведения государственных экзаменов разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. БИБЛИОГРАФИЯ[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года N 1202-ХII (в редакции Закона от 19 марта 2002 года N 95-З) [2] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь. Принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики 22 июня 2007 г. [3] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500 [4] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования" [5] Руководящий документ Республики Беларусь. РД РБ 02100.5.205-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.11.19.00 "Инструментальное исполнительство". - Министерство образования Республики Беларусь. Минск ОСРБ 1-16 01 02-02-2008 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-16 01 02 ДИРИЖИРОВАНИЕ (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ) 1 -16 01 02-02 ДИРИЖИРОВАНИЕ (АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОР) КВАЛИФИКАЦИЯ ДИРИЖЕР ХОРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, АРТИСТ ХОРАВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬСПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-16 01 02 ДЫРЫЖЫРАВАННЕ (ПА НАПРАМКАХ) 1 -16 01 02-02 ДЫРЫЖЫРАВАННЕ (АКАДЭМIЧНЫ ХОР) КВАЛIФIКАЦЫЯ ДЫРЫЖОР ХОРУ, ВЫКЛАДЧЫК, АРТЫСТ ХОРУHIGHER EDUCATION FIRST DEGREESPECIALITY 1-16 01 02-02 CONDUCTING (ACADEMIC CHOIR) QUALIFICATION CHOIR CONDUCTOR, TEACHER, CHOIR ARTISTМинистерство образования Республики Беларусь МинскУДК 378(476)(083.74)+784(476)(083.74) Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, навыки, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, специальность, дирижирование, академический хор, дирижер хора, артист хора, хормейстер, преподаватель, итоговая государственная аттестация. МКС 03.180 Предисловие1 РАЗРАБОТАН Белорусской государственной академией музыки ИСПОЛНИТЕЛЬ Авраменко В.Л., профессор ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 N 77 3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.204-98 Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь Издан на русском языке СОДЕРЖАНИЕ1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Основные термины и определения 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.3 Общие цели подготовки специалиста 4.4 Формы обучения по специальности 4.5 Сроки подготовки специалиста 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности 5.2 Объекты профессиональной деятельности 5.3 Виды профессиональной деятельности 5.4 Задачи профессиональной деятельности 5.5 Состав компетенций 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки 6.2 Требования к академическим компетенциям 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6.4 Требования к профессиональным компетенциям 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.4 Типовой учебный план 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.6 Требования к содержанию и организации практик 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.2 Требования к государственному экзамену Приложение Библиография Дата введения 2008-09-01 1 Область применения Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника. Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования. Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации РД РБ 02100.5.204-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность "Дирижирование" РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. 3 Основные термины и определения В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями. Артист хора - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области профессионального хорового искусства. Диагностика компетенций - процесс выявления, анализа и оценки результатов обучения. Дидактическая единица - автономная часть содержания учебной дисциплины, выраженная в названиях тем, разделов или модулей. Дирижер хора - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области хорового искусства. Дирижирование - специальность, предметной областью которой является профессиональное музыкальное исполнительское искусство (хоровое и оперно-симфоническое) и профессиональное музыкальное образование. Зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена. Качество высшего образования - соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства. Квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка. Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1). Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000). Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Обеспечение качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (СТБ ИСО 9000). Образовательная программа - система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами. Подготовка - процесс обучения и воспитания, направленный на овладение будущими специалистами компетенциями, позволяющими решать социальные, профессиональные и личностные проблемы. Преподаватель дирижирования - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области дирижерского искусства. Преподаватель хоровых дисциплин - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области хорового искусства. Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011). Типовой учебный план - составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза. Типовая учебная программа дисциплины - учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в установленном порядке Министерством образования. Учебный план специальности - учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза. Учебная программа дисциплины - учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины. 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.1.1 Подготовка выпускника по специальности "Дирижирование (академический хор)" обеспечивает получение профессиональных квалификаций "Дирижер хора, преподаватель, артист хора". 4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю подготовки специалистов с высшим образованием "C Искусство и дизайн" и имеет обозначение 1-16 01 02-02. 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца. 4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам: - белорусский язык или русский язык (по выбору); - история Беларуси; - творчество. 4.3 Общие цели подготовки специалиста Общие цели подготовки специалиста: - формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности; - формирование и развитие умений и навыков, позволяющих вести исполнительскую, преподавательскую, научно-методическую, научную, культурно-просветительскую деятельность на уровне требований современной музыкальной культуры. 4.4 Формы обучения по специальности Обучение по специальности предусматривает следующую форму: очная (дневная). 4.5 Сроки подготовки специалиста Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее чем в 300 зачетных единиц. 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сферы профессиональной деятельности Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются: - культура; - искусство; - образование; - наука; - административная сфера. 5.2 Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности являются: музыкальная культура, музыкальное исполнительское искусство, музыкальное образование, музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное просвещение. 5.3 Виды профессиональной деятельности Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности: музыкально-исполнительской; педагогической; научно-методической; организационно-управленческой. 5.4 Задачи профессиональной деятельности Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи: осуществление концертной деятельности; обучение и воспитание учащихся; проведение научно-методической работы; преподавание учебных дисциплин; подготовка учебных пособий, учебных планов и программ; управление учреждениями и их структурными подразделениями в сфере культуры, искусства и образования. 5.5 Состав компетенций Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умение учиться; социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности. 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки 6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности. 6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности. 6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию. 6.2 Требования к академическим компетенциям Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями: владеть навыками управления хоровым коллективом в целях реализации художественной концепции музыкального произведения во время публичного концерта; владеть методикой и навыками проведения репетиций; владеть научно-теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления исполнительской деятельности; владеть системным и сравнительным анализом; владеть исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно; быть способным порождать новые идеи; владеть междисциплинарным подходом при решении проблем; иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером; иметь навыки устной и письменной коммуникации; уметь учиться, постоянно повышать свою квалификацию. 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции: обладать качеством гражданственности; быть способным к социальному взаимодействию; обладать способностью к межличностным коммуникациям; знать и соблюдать нормы здорового образа жизни; быть способным к критике и самокритике; уметь работать в коллективе. 6.4 Требования к профессиональным компетенциям Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным: в музыкально-исполнительской деятельности: публично исполнять самостоятельно разученный хоровой репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей; проводить репетиционную работу в качестве дирижера хора, владеть методологией репетиционной работы, оптимально распределять время; определять особенности и технические возможности коллектива, классификацию голосов, их тесситуру, диапазон, движение и выразительность; читать партитуры, знать основы инструментоведения и инструментовки, делать аранжировки и транспозицию; петь вокальные партии и произносить литературный текст исполняемых произведений; составлять концертные программы, свободно ориентироваться в специальной литературе по дирижерскому искусству; владеть всем арсеналом дирижерской техники и исполнительской выразительности; ориентироваться во всех стилях музыки; в педагогической деятельности: преподавать специальные дисциплины в соответствии с принципами музыкальной педагогики; в научно-методической деятельности: обобщать свой методический опыт в научно-методических работах (учебник, учебное пособие, статья, доклад на научной конференции, учебная программа, учебно-методическая разработка и т.д.); в организационно-управленческой деятельности: организовывать работу хорового, учебного или иного коллектива на административных должностях в учреждениях образования, культуры и искусства. 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. 7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: социально-гуманитарных; естественнонаучных; общепрофессиональных и специальных. 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. 7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 22 - 36 часов. 7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам. 7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте. 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 255 недель. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 -------------------------------------+-------------------------------- ¦ Виды деятельности, установленные ¦ Продолжительность при сроке ¦ ¦ учебным планом ¦ обучения 5 лет ¦ +------------------------------------+------------------+-----------------+ ¦Теоретическое обучение ¦ 175 недель ¦ 9450 часов ¦ +------------------------------------+------------------+-----------------+ ¦Экзаменационные сессии ¦ 30 недель ¦ 1620 часов ¦ +------------------------------------+------------------+-----------------+ ¦Практика ¦ 25 недель ¦В пределах часов ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельной ¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ +------------------------------------+------------------+-----------------+ ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 4 недели ¦ 216 часов ¦ +------------------------------------+------------------+-----------------+ ¦Каникулы (включая 4 недели ¦ 46 недель ¦ - ¦ ¦последипломного отпуска) ¦ ¦ ¦ ¦------------------------------------+------------------+------------------ 7.4 Типовой учебный план 7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2. Таблица 2 -----+----------------------+----------------------------------+------ ¦ ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------------+Количество¦ ¦ N ¦ Наименование ¦ ¦ из них ¦ зачетных ¦ ¦п/п ¦ дисциплины ¦всего+------------+---------------+ единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аудиторные ¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 1 ¦Цикл социально- ¦1592 ¦ 748/496 ¦ 348 ¦ 43 ¦ ¦ ¦гуманитарных дисциплин¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦Обязательный компонент¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.1 ¦История Беларуси ¦ 102 ¦ 72 ¦ 30 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.2 ¦Основы идеологии ¦ 36 ¦ 24 ¦ 12 ¦ 1 ¦ ¦ ¦белорусского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.3 ¦Философия ¦ 102 ¦ 76 ¦ 26 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.4 ¦Экономическая теория ¦ 102 ¦ 76 ¦ 26 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.5 ¦Социология ¦ 54 ¦ 36 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.6 ¦Политология ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.7 ¦Основы психологии и ¦ 102 ¦ 72 ¦ 30 ¦ 4 ¦ ¦ ¦педагогики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.8 ¦Белорусский язык ¦ 50 ¦ 34 ¦ 16 ¦ 2 ¦ ¦ ¦(профессиональная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лексика) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.9 ¦Иностранный язык ¦ 272 ¦ 150 ¦ 122 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.10¦Физическая культура ¦ 568 ¦ 72/496 ¦ - ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дисциплины по выбору ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦студента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(культурология, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦религиоведение, основы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦права и права человека¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и другие курсы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦модули) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 2 ¦Цикл ¦ 410 ¦ 272 ¦ 138 ¦ 16 ¦ ¦ ¦естественнонаучных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦Обязательный компонент¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1 ¦Защита населения и ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦объектов от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуаций.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Радиационная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2 ¦Основы экологии и ¦ 52 ¦ 34 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦энергосбережения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.3 ¦Основы музыкальной ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦информатики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.4 ¦Основы современного ¦ 52 ¦ 34 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦естествознания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Вузовский компонент ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 3 ¦Цикл ¦7340 ¦ 4063 ¦ 3277 ¦ 237 ¦ ¦ ¦общепрофессиональных и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специальных дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦Обязательный компонент¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.1 ¦История музыки ¦ 348 ¦ 280 ¦ 68 ¦ 16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.2 ¦Теория музыки ¦ 279 ¦ 210 ¦ 69 ¦ 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.3 ¦Сольфеджио ¦ 246 ¦ 176 ¦ 70 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.4 ¦Современное сольфеджио¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.5 ¦Фортепиано ¦ 189 ¦ 150 ¦ 39 ¦ 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.6 ¦Инструментоведение ¦ 27 ¦ 18 ¦ 9 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.7 ¦Чтение оркестровых ¦ 27 ¦ 18 ¦ 9 ¦ 1 ¦ ¦ ¦партитур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.8 ¦Эстетика ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.9 ¦Философия музыки ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.10¦Охрана труда ¦ 27 ¦ 18 ¦ 9 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.11¦Основы управления ¦ 54 ¦ 36 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.12¦Чтение хоровых ¦ 101 ¦ 86 ¦ 15 ¦ 5 ¦ ¦ ¦партитур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.13¦Дирижирование ¦ 528 ¦ 400 ¦ 128 ¦ 24 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.14¦Хоровой класс ¦4317 ¦ 1750 ¦ 2567 ¦ 103 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.15¦Основы вокальной ¦ 128 ¦ 86 ¦ 42 ¦ 5 ¦ ¦ ¦методики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.16¦Методика работы с ¦ 44 ¦ 36 ¦ 8 ¦ 2 ¦ ¦ ¦хором ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.17¦Методика преподавания ¦ 44 ¦ 36 ¦ 8 ¦ 2 ¦ ¦ ¦специальных дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.18¦Хоровая аранжировка ¦ 44 ¦ 36 ¦ 8 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.19¦Теория и история ¦ 44 ¦ 36 ¦ 8 ¦ 2 ¦ ¦ ¦хорового искусства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.20¦История хоровой музыки¦ 183 ¦ 158 ¦ 25 ¦ 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.21¦Музыкальная педагогика¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦и психология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Вузовский компонент ¦ 336 ¦ 236 ¦ 100 ¦ 14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дисциплины по выбору ¦ 26 ¦ 17 ¦ 9 ¦ 1 ¦ ¦ ¦студента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 4 ¦Факультативы ¦ 108 ¦ 108 ¦ - ¦ 6 ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 5 ¦Экзаменационные сессии¦1620 ¦ - ¦ 1620 ¦ 31 ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦ Всего ¦11070¦ 5687 ¦ 5383 ¦ 333 ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 6 ¦Практика - 25 недель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦6.1 ¦Практика классной и ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 6 ¦ ¦ ¦внеклассной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(учебная) - 4 недели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦6.2 ¦Педагогическая ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 18 ¦ ¦ ¦(производственная) - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12 недель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦6.3 ¦Практика работы с ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 8 ¦ ¦ ¦народным хором ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(производственная) - 5¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦недель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦6.4 ¦Практика работы с ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 6 ¦ ¦ ¦оперным хором ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(производственная) - 4¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦недели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 7 ¦Итоговая ¦ 216 ¦ - ¦ 216 ¦ 6 ¦ ¦ ¦государственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аттестация - 4 недели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦ Итого ¦11286¦ ¦ ¦ ¦ ¦----+----------------------+-----+------------+---------------+----------- 7.4.2 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза. 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях. 7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с образовательным стандартом "Высшее образование первой ступени. Цикл социально-гуманитарных дисциплин", включающим требования к компетенциям. 7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность Чрезвычайные ситуации в современных условиях. Характеристика современных средств поражения. Ядовитые вещества и защита от них. Характеристика очагов поражения. Система обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Дозиметрические величины и их единицы. Наступательные и искусственные источники радиации. Биологическое действие ионизирующих излучений. Последствия Чернобыльской катастрофы в республике. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Нормы безопасности и режим радиационно-загрязненных территорий республики. Органы гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны. Индивидуальные средства защиты. Аварийно-спасательные и другие срочные работы в очагах поражения. Выпускник должен: знать: - о влиянии ионизирующих излучений на организм человека; - о поступлении, накоплении и переносе радиоактивных веществ в экосистемах; - способы снижения поступления радионуклидов в организм человека; - способы выведения радионуклидов из организма человека; - приемы и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению; - способы охраны населения от ионизирующих излучений; - работу с дозиметрической аппаратурой; - психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях; уметь: - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению; - работать с дозиметрической аппаратурой; - вести психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях. Основы экологии и энергосбережения Ведущие концепции, современные проблемы экологии. Среды, факторы среды, адаптации организмов. Формы и механизмы адаптации. Экологические группы и жизненные формы организмов. Формы биологического разнообразия. Критерии устойчивости биоценоза. Экосистема. Динамика экосистем. Основные стратегии охраны природы. Режимы и формы охраняемых территорий. Кадастры редких и исчезающих видов. Экологические сети. Охраняемые природные территории Беларуси. Общие вопросы энергосбережения. Организация работы по энергосбережению. Температурный и световой режим в помещениях. Меры безопасности. Выпускник должен: знать: - содержание и место основных программных документов по проблемам экологии; - роль и значимость экологии как науки в решении проблем рационального природопользования, ресурсосбережения, обеспечения выживания человечества и сохранения биосферы; - современную экологическую карту мира и Беларуси; - о функционировании и гомеостазе надорганизменных систем; - о материально-энергетическом обмене в экосистеме; - о большом, биологическом и геохимическом круговоротах веществ; - о динамике экосистем; - задачи современной экологии; - основные отрицательные тенденции современного экологического кризиса, экологического бедствия в Беларуси; - особенности сред живых организмов; - общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на организмы; - формы, существо адаптации на различных ступенях организации материи; - об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосберегающей политике; - вопросы пожарной безопасности; - расчеты основных экономических показателей объектов энергетики; - гигиенические нормативы температурного и светового режима в помещениях; уметь: - разъяснять учащимся важность для каждого человека экологически грамотного поведения; - анализировать новые факты, касающиеся состояния экологических систем, и проводить экологическое воспитание учащихся; - поддерживать режим энергосбережения в помещениях; - соблюдать правила противопожарной безопасности. Основы музыкальной информатики Роль и место музыкальной информатики в системе традиционного музыкознания. Значение информационных технологий в решении актуальных проблем музыкальной науки и в процессе преподавания. Принципы устройства компьютерных систем. Персональный компьютер общего назначения. Программные оболочки и прикладные программы. Способы представления музыкальной информации. Компьютерная музыка; языки музыкального моделирования; эволюция методов создания музыкальной композиции компьютером. Электронная (электроакустическая) музыка; методы синтеза звука. Многофункциональный музыкальный компьютер; способы кодирования и преобразования звуковых сигналов. Выпускник должен: знать: - о достижениях в области современных информационных технологий и их использовании в научно-исследовательской, творческой и педагогической практике; - о принципах устройства компьютерных систем (в том числе для музыкального творчества); - о возможностях применения логико-математических методов и метода компьютерного моделирования для анализа и синтеза музыкальной композиции; - об основных направлениях в изучении законов музыкальной акустики и значении исследований в студиях электронной музыки; - техническое обеспечение современных информационных технологий (персональная ЭВМ, мультимедийные процессоры, синтезатор, компьютерные сети); - программное обеспечение информационных технологий (текстовые, нотные, графические редакторы, экспертные системы); - информационное и математическое обеспечение информационных технологий (базы данных, электронная почта, World Wide Web); уметь: - работать с издательскими системами (текстовыми и нотными редакторами); - использовать музыкально-дидактические тестирующие и обучающие мультимедийные программы в учебном процессе; - применять компьютерные информационно-библиографические программы для поиска и систематизации информации; - искать и размещать информацию в сети Internet. Основы современного естествознания Современные научные представления в области физики, биологии, геологии и других важнейших научных дисциплин. Выпускник должен: знать: - основные естественнонаучные теории двадцатого века; уметь: - применять полученные знания в идейно-воспитательной работе с учащимися. 7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин История музыки Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос, борьба идей в музыке и вокруг нее. Музыка средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции - разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка (XVII - первая половина XVIII в.) - развитие музыкального театра, опера, музыкально-педагогические воззрения, концертная жизнь, музыкальные школы и музыкальное просвещение. Музыка в эпоху Просвещения - философские идеи и музыка, музыка и общественно-политическое движение, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Влияние французской революции на развитие музыкальной культуры. Стилевые особенности музыки XIX века. XX век - противоречия эпохи и музыкальная культура, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства. Белорусская музыкальная культура в X - XII вв., этапы развития; музыкальная культура Беларуси в XIV - первой половине XVI в., инструментальная музыка XVI в.; расцвет кантовой культуры в конце XVI - первой половине XVIII в., "Полоцкая тетрадь". Придворный театр и опера во второй половине XVIII в., деятельность М.К.Огинского, И.Д.Голанда, О.Козловского. Музыкальная культура Беларуси XIX в., жизнь и творчество А.Х.Радзивилла, С.Монюшки, Н.Орды, М.Ельского и др. Этапы развития белорусской музыкальной культуры в XX в., становление белорусской советской композиторской школы, обновление тематики, жанрового и выразительного содержания музыки. Древнерусское музыкальное искусство и его роль в системе культуры; стилевая эволюция русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков. Русское музыкальное искусство XIX века (национальная композиторская школа, опера и инструментальная музыка). Основные стилевые направления и тенденции русского музыкального искусства XX века. Выпускник должен: знать: - об основной периодизации в истории зарубежной музыки; - об особенностях развития музыкального искусства древности; - о стилевых особенностях музыки средневековья; - о духовной жизни, взаимоотношениях и взаимопроникновении наиболее характерных черт изучаемых культурных периодов в истории зарубежной музыки; - о главных тенденциях в музыке эпохи Возрождения; - об истории развития музыкального театра, оперы, музыкально-педагогических воззрений, концертной жизни в XVII - первой половине XVIII вв.; - об эстетических воззрениях в музыкальной культуре эпохи Просвещения; - о стилевых особенностях музыки XIX века; - о направлениях, проблемах и тенденциях развития музыки XX века; - музыкальное творчество зарубежных композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу зарубежной музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре зарубежья; - о месте и значении белорусской музыки в системе общечеловеческих культурных ценностей; - об основных этапах развития белорусского композиторского творчества; - о национальных особенностях белорусской композиторской школы в контексте общеевропейских культурно-интеграционных процессов; - о процессах, происходящих в современной белорусской музыкальной культуре; - музыкальное творчество белорусских композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу белорусской музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре Беларуси; - об основных этапах и особенностях развития древнерусского музыкального искусства; - о стилевой эволюции русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков; - о главных тенденциях в русском музыкальном искусстве XIX века; - об основных стилевых направлениях и тенденциях русского музыкального искусства XX века; - музыкальное творчество русских композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу русской музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре России; уметь: - анализировать музыкальные произведения зарубежных, белорусских, русских композиторов. Теория музыки Гармония: гармония как область выразительных средств музыки; связь гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; значение гармонии в характеристике музыкальных образов и в развитии музыкальной формы; зависимость выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки. Важнейшие стороны гармонии - функциональность, голосоведение и фонизм; их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки (строгий стиль, стиль барокко, венский классицизм, романтизм, русская классика, национальные школы XIX века, отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века). Теоретические проблемы современной гармонии. Анализ музыкальных произведений: изучение особенностей музыкального языка, музыкальной формы, стилей и жанров в историко-стилистическом аспекте; система музыкальных жанров; понятие стиля как исторически сложившейся системы музыкального мышления; классификация музыкальных форм. Полифония: основы теории и истории полифонии. Полифония как средство музыкальной композиции и художественной выразительности; взаимосвязь полифонии и других компонентов музыки; виды полифонии (подголосочная, имитационная, контрастная) и их взаимосвязь; полифонические формы, жанры, стили, история их развития. Изучение техники полифонического письма. Сочинение фрагментов и целых пьес на собственные или заданные музыкальные темы. Выпускник должен: знать: - о гармонии как области выразительных средств музыки; - о теоретических проблемах современной гармонии; - об основах теории и истории полифонии; - о зависимости выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки; - о стиле как исторически сложившейся системе музыкального мышления; - о взаимосвязи гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; - особенности музыкального языка; - музыкальные формы и жанры в историко-стилистическом аспекте; - классификацию музыкальных жанров и форм; - виды полифонии и их взаимосвязь; - полифонические формы, жанры, стили, историю их развития; - важнейшие стороны гармонии (функциональность, голосоведение и фонизм), их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки; - технику полифонического письма; уметь: - проводить комплексный музыковедческий и исполнительский анализ музыкальных произведений; - воспринимать и анализировать музыкальные произведения на слух; - сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы. Сольфеджио Всестороннее развитие музыкального слуха. Слуховое и вокально-певческое освоение музыкальных стилей XVII - XIX веков. Выпускник должен: знать: - стилевые особенности музыки XVII - XIX веков; - учебно-методическую литературу по курсу; уметь: - анализировать на слух и интонировать образцы музыки XVII - XIX веков; - записать диктант, ориентированный на основные музыкальные стили XVII - XIX веков. Современное сольфеджио Слуховое и вокально-певческое освоение музыкальных стилей XX века. Выпускник должен: знать: - стилевые особенности музыки XX века; - учебно-методическую литературу по курсу; уметь: - анализировать на слух и интонировать образцы музыки XX века; - записать диктант, ориентированный на основные музыкальные стили XX века. Фортепиано Совершенствование умений и навыков, полученных в период обучения в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями по конкретной специальности. Развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над произведениями для избранного инструмента, приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтение с листа, умение аккомпанировать, умение использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения. Выпускник должен: знать: - о роли и значении фортепиано в профессиональной деятельности музыканта; - фортепианный педагогический репертуар; - исполняемые музыкальные произведения; уметь: - использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой; - разбирать нотный текст, читать ноты с листа, аккомпанировать в ансамбле. Инструментоведение Изучение выразительных и технических возможностей инструментов, их роли в оркестре. История партитурной нотации. Современные способы партитурной нотации. Выпускник должен: знать: - конструктивные особенности и звуковые возможности инструментов современного большого симфонического оркестра; уметь: - использовать полученные знания при анализе оркестровых партий данного произведения, при написании собственных инструментовок для оркестра. Чтение оркестровых партитур Особенности партитурной записи оркестровой музыки. Ключи. Транспонирующие инструменты и способы чтения их партий. Чтение партитур для различных ансамблей и оркестровых составов. Изучение различных видов оркестровой фактуры. Выпускник должен: знать: - способы записи партий оркестровых инструментов; уметь: - проанализировать функциональное строение оркестровой фактуры; - сыграть на фортепиано партитуру целиком или по инструментальным группам. Эстетика Эстетика как философская наука. История эстетики от древневосточных культур до конца XX века. Основные проблемы эстетической теории. Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | |
Новости законодательства
Новости Спецпроекта "Тюрьма"
Новости сайта
Новости Беларуси
Полезные ресурсы
Счетчики
|