Навигация
Новые документы
Реклама
Ресурсы в тему
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"< Главная страница Стр. 20Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | Выпускник должен: знать: - принципы построения драматургии музыкально-шумового оформления спектакля; - специфику работы режиссера над музыкально-шумовым оформлением спектакля; - принципы работы с композитором в процессе подготовки музыки к спектаклю и ее внедрению в процессе прогонных и генеральных репетиций; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы в театре кукол; - применять методы работы с композитором и постановочным коллективом в процессе музыкальных репетиций спектакля; - использовать виды музыкальных репетиций в процессе подготовки и выпуска спектакля. Анализ драматургического произведения Пьеса - художественная модель мира. Драматург и действительность. Способы воплощения авторского замысла в пьесах классического и современного репертуара. Композиционное построение: драмы, комедии, трагедии, водевиля, сказки и мюзикла. Жанровое своеобразие и система образов пьес зарубежных и белорусских авторов. Принципы и методы режиссерского анализа пьес Ж.Кокто, Э.Ионеско, С.Мрожека и др. Интерпретация исторических явлений и современности в пьесах белорусских авторов. Образное видение явлений действительности драматургом и его воплощение в выразительных средствах пьесы. Этапы постижения режиссером художественного мира драматургического произведения и его воплощение на сцене. Выпускник должен: знать: - принципы анализа разножанровых драматургических произведений; - особенности структурирования литературных и драматургических произведений; - особенности образного восприятия автором явлений действительности и их воплощение в выразительных средствах пьесы; - этапы постижения режиссером художественного мира драматургического произведения разных жанров; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями драмы, разных жанров и стилей; - применять методы анализа драматургического произведения в процессе работы над спектаклем; - использовать принципы режиссерского анализа в работе над произведениями отечественных и зарубежных авторов. Работа режиссера с художником Основные этапы развития театрально-декорационного искусства со времен античности до современности. Современные театральные художники и их творчество Сцена и машинерия. Принципы и приемы оформления спектакля. Решение сценического пространства. Сценографические средства в театре. Основные типы декораций. Трансформирующиеся декорации и декорации специального назначения. Разработка рабочих чертежей декорации по черновым разработкам и эскизам. Разработка деталей декораций, архитектурных фрагментов. Макетный способ разработки комплексных, трансформирующихся и сложных декораций. Постоянно действующие декорационно-технические приспособления. Технические системы декораций. Выпускник должен: знать: - основные законы технологических процессов театрально-декоративного оформления спектакля; - индивидуальные творческие особенности художника-декоратора в процессе создания сценографического образа постановки; - приемы работы с художником над макетом, эскизами костюмов, реквизитом и иными атрибутами театрально-декоративного оформления постановки в театре кукол; уметь: - использовать основы теории и технологии театрально-декоративного искусства в профессиональной деятельности; - применять знания организационно-творческой и технологически-производственной деятельности в области театрально-декоративного оформления постановки; - использовать приемы устройства сценических площадок и театральной машинерии разных эпох при работе над произведениями классической и современной драматургии. Теория драмы Предмет теории драмы. Основные категории. Драматическое действие и его структура. Драматический характер конфликта. Композиция. Драматические жанры. История учений о драме на Западе, в России и Беларуси. Проблемы инсценирования. Актуальные проблемы теории драмы. Драма и сценическая образность. Выпускник должен: знать: - историю и теорию драматургических жанров; - особенности инсценирования литературных произведений с учетом структурного построения драматургического произведения; - законы идейно-художественного построения системы образов пьесы и спектакля; - принципы творческого осмысления явлений истории и современности драматургом; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями драмы, разных жанров и стилей; - использовать принципы композиционного построения художественного образа пьесы драматургом в процессе работы с исполнителями; - использовать приемы анализа драматических произведений. Композиция Предмет композиции. Теоретические основы композиции. Композиционные особенности создания художественно-образного строя спектакля. Специфика авторского и режиссерского отбора и компоновки структурных элементов произведения драматургии и сцены. Композиционное построение спектакля: событийное, сценографическое, музыкальное, пластическое, темпо-ритмическое и пр. Отбор главных и второстепенных элементов в поведении артиста-роли. Мизансцена и свет в композиционном построении спектакля. Композиционная корректировка "соотношения частей целого": монтировочные, прогонные и генеральные репетиции. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития композиции в разных видах искусства; - возникновение и развитие искусства композиции в режиссуре; - композиционные особенности и специфику создания, художественно-образного строя спектакля; - принципы композиционного построения спектакля; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями драмы разных жанров и стилей; - применять методы композиционного построения в процессе работы над спектаклем; - использовать принципы режиссерской композиции в работе над произведениями отечественных и зарубежных авторов. Материаловедение и технология кукол Театральная кукла - художественный инструмент актера. Различные системы театральных кукол, их художественно-технологические особенности. Освоение практических навыков изготовления основных систем кукол: перчаточная, тростевая, марионетка. Соответствие выбора системы театральной куклы режиссерскому замыслу. Взаимодействие режиссера с художником и механиком-конструктором. Постановка художественного и технического задания при разработке персонажей спектакля. Выпускник должен: знать: - особенности и специфику различных систем театральных кукол; - основы материаловедения и технологии изготовления различных видов кукол и масок; - теории, взгляды и воззрения выдающихся мастеров современного театра кукол; уметь: - использовать приобретенные знания в повседневной режиссерской деятельности; - применять творческий опыт выдающихся мастеров театра кукол в процессе работы над спектаклем; - использовать современные режиссерские приемы в работе над световым оформлением театра теней. Дисциплины направления специальности "Режиссура театра (эстрада)"Режиссура Роль режиссера в театральном процессе. Творческое наследие выдающихся мастеров режиссуры. Теория и практика режиссерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы: прозы, поэзии, драматургии. Работа режиссера над пьесой. Режиссерский замысел спектакля. Работа режиссера с актерами. Работа режиссера с художником, композитором, другими создателями эстрадного спектакля. Композиция номера. Два вида деятельности в режиссуре эстрады - постановка эстрадного номера и постановка эстрадного представления (концерта). Работа режиссера с автором малой эстрадной формы (фельетон, монолог, скетч, куплет). Использование разнообразных выразительных средств при постановке эстрадного номера, особенности пространственного, музыкального, светового решения эстрадного представления. Постановка полнометражного эстрадного представления в профессиональном коллективе. Выпускник должен: знать: - закономерности исторического возникновения и этапы развития режиссуры эстрады; - специфику режиссерского искусства и его технологически-творческие основы; - методику работы над литературно-драматургическим произведением в концертно-эстрадном учреждении, учебном заведении; - принципы работы над концертной программой, шоу-программами; - методику работы с актером в концертно-эстрадном учреждении; - особенности инсценирования литературных произведений с учетом специфики театрально-зрелищного учреждения; - принципы композиционно-пластического построения театрально-зрелищного представления; - принципы работы: драматурга и сценариста над пьесой, художника над сценографией спектакля, эстрадного представления, композитора над музыкой к спектаклю, балетмейстера над хореографией постановки, актера над образом роли; уметь: - применять принципы подбора театрального репертуара и эстрадно-концертного материала для осуществления программно-эстетической политики театрально-зрелищного учреждения; - дифференцировать творческие и материальные возможности театрально-зрелищного учреждения и приемы прогнозирования и расчета режиссерских проектов; - осуществлять структурно-композиционное построение эстрадного спектакля, шоу-программы, концерта; - применять "действенный анализ пьесы и роли" в процессе создания и воплощения сценического образа. Постановочная работа режиссера эстрады Специфика работы режиссера над театрализованными номерами эстрадных жанров - разговорный, вокальный, оригинальный. Специфика режиссерской работы над синтетическим эстрадным номером. Специфика работы режиссера над различными формами театрализованных эстрадных представлений - концерт, тематический концерт, сольный концерт, юбилейный концерт, обозрение или ревю. Структура концертных организаций. Работа с автором театрализованного эстрадного представления. Работа с редактором. Создание постановочной бригады, в зависимости от жанра номера, формы представления. Ведущая роль режиссера в этом процессе. Этика в работе с актером и персоналом. Работа с композитором и музыкальным редактором. Работа с художником. Лаконичность сценографического оформления - закон искусства эстрады. Постановочный план, этапы репетиционного процесса, организация постановочного процесса. Свет, звук, спецэффекты на эстраде. Освоение элементов режиссерской постановочной работы над номером и концертом в учебном процессе. Выпускник должен: знать: - структуру производственно-творческих подразделений эстрадного учреждения; - специфику работы режиссера над формами эстрадных представлений; - методы и приемы работы со зрителем, прессой, радио и ТВ; - этапы работы над сценарием эстрадного представления и его реализации в процессе взаимодействия с производственно-творческими и административными службами эстрадного учреждения; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы на эстраде; - применять методы работы с постановочным коллективом и зрительской аудиторией на практике; - использовать методику работы с драматургом, сценаристом, композитором, дирижером, художником, балетмейстером, административной частью эстрадного учреждения в процессе подготовки и выпуска концерта, шоу-программы, мюзикла и пр. Мастерство актера Школа драматического искусства - основа актерского мастерства на эстраде. Достижение психологической достоверности в острых и кратковременных эстрадных формах. Театральная этика. Сценическое внимание. Фантазия и воображение. Внутреннее видение. Мышечная свобода. Память физических действий. Сценическое самочувствие. Сценическое действие. Темпо-ритм сценического действия. Оценка факта. Этюд. Наблюдения. Музыкальный этюд. Невербальное общение. Проявление категории комического в этюдах. Словесное действие. Второй план и подтекст. Сверхзадача. Устный рассказ. Басня. Диалоги. Сквозное действие. Водевиль (музыкальный спектакль). Характер и характерность. Отстранение. Публицистический фельетон. Музыкальный фельетон. Скетч и сценка. Конферанс. Куплеты. Пародия. Эстрадная песня. Оригинальный номер. Эстрадное обозрение. Выпускник должен: знать: - специфику актерского искусства и его технологически-творческие основы; - этапы работы над ролью, номером эстрадного искусства; - методику работы над ролью в разных жанрово-стилевых литературно-драматических произведениях; - этапы постижения и освоения актером "предлагаемых обстоятельств" пьесы и роли; - приемы творческих подходов к сценическому воплощению художественных образов; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над персонажами разножанрового эстрадного репертуара; - применить метод психофизических действий и метод действенного анализа пьесы и роли в работе над эстрадным номером; - использовать методику работы актера над собой и ролью в процессе работы над спектаклем, шоу-программами и пр. Сценическая речь Слово в творчестве актера. Основные требования к произношению на сцене. Принципы тренировки голосо-речевого аппарата. Определение индивидуальных особенностей артикуляционного уклада студента. Ритмизованный пластический и речевой тренинг. Нормативность сценической речи как признак профессиональной культуры актера. Смысловая и художественная функция звуковой речи. Основы смыслового анализа текста. Техника речи-артикуляция, дикция, дыхание, голосоведение. Логика речи. Речевая характерность. Основы теории стихосложения. Художественное чтение. Средства выразительности словесного действия. Индивидуальные и коллективные речевые и голосовые упражнения. Слово на эстраде. Публицистический фельетон. Музыкальный фельетон. Эстрадный монолог в образе. Скетч и сценка. Конферанс. Куплеты. Пародия. Эстрадная песня. Эстрадное обозрение. Выпускник должен: знать: - основные требования к произношению на сцене и принципы тренировки голосово-речевого аппарата; - виды пластически-речевого тренинга артиста; - особенности различных видов и жанров эстрады; - принципы работы над различными жанрами эстрады; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями различных разговорных жанров эстрады; - применять методы работы с исполнителем в процессе репетиций эстрадных номеров разговорного жанра; - использовать навыки работы над разговорными жанрами для создания внешнего образа в эстрадном номере, шоу-программе, ревю, концерте и пр. Сценическая пластика Сценическое движение: тренинг подготовительный, тренинг развивающий, тренинг пластический, тренинг специальный. Специальные навыки сценического движения. Пространство, время, темпо-ритм. Движение и речь. Театральная биомеханика В.Мейерхольда. Работа над режиссерскими этюдами. Воспитание сценического ритма. Средства музыкальной выразительности. Совершенствование вокально-двигательной координации. Импровизация на музыкальные и танцевальные произведения. Комплексные постановочные музыкально-ритмические упражнения, этюды, отрывки, сцены. Сценический бой: основные элементы сценического боя, различные приемы обезоруживания. Основные приемы сценического боя в спектакле на современную тему. Приемы кулачного боя и борьбы. Специальные упражнения и этюды. Этикет. Основы пантомимы: основные этапы истории развития пантомимы, простейшие пластические аллегории, аналитический комплекс, синтетический комплекс, стилевые упражнения пантомимы, основы аллегорической пантомимы и мимодрамы, концертный номер пантомимы, выразительные пантомимы и мимодрамы, выразительные средства пантомимы в концертных номерах различных жанров, современные направления в развитии пантомимы. Выпускник должен: знать: - основные требования к пластическому воспитанию на эстраде; - особенности и специфику сценического движения, музыкально-ритмического тренинга, пантомимы разных театральных жанров; - приемы работы с исполнителями над пластическим рисунком сценической композиции и исполняемой роли; уметь: - применять навыки пластической выразительности в профессиональной деятельности; - применять теоретические знания в работе с исполнителями эстрадных номеров и представлений; - использовать знания и умения в работе с балетмейстером над спектаклем. Сценический танец Сценические особенности сценического танца в драматическом театре. Постановка корпуса, головы, рук и ног. Развитие силы мышц, эластичности связок и подвижности суставов. Исправление недостатков плоскостопия и физического развития. Развитие внимания. Парные и массовые танцы. Воспитание чувства партнера и ансамбля. Тренировочные упражнения возле станка и на середине зала. Классический станок; характерный станок; основы танцевального искусства; танец классический, историко-бытовой, народный и др. Танец как компонент актерской выразительности. Эстрадный танец. Танцевальные комбинации современного эстрадного танца. Джазовый танец: чарльстон и рок-н-ролл. Чечетка. Модерн. Выпускник должен: знать: - основные требования к танцевально-пластическому воспитанию на эстраде; - особенности и специфику сценического танца разных театральных жанров; - приемы работы с исполнителями над эстрадным номером и сольным танцем; - особенности различных видов и жанров эстрадных танцев; уметь: - применять навыки танцевальной пластики в профессиональной деятельности; - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями в различных эстрадных представлениях; - применять методы работы с исполнителем в процессе репетиций эстрадно-танцевальных номеров и композиций; - использовать навыки эстрадного танца в процессе работы над шоу-программами, ревю, обозрениями, мюзиклами и пр. Вокал Введение в дисциплину. Гигиена голоса. Элементы правильного звукообразования. Формирование певческих гласных и согласных на центре голоса. Дикция. Вокализ и музыкальные произведения с текстом. Романс и народная песня. Выравнивание регистра. Расширение диапазона. Кантиленный стиль пения и речитатив. Чувство темпо-ритма. Художественная выразительность пения. Элементы техники: форшлаг, группетто, мордент, трель, сфорцандо. Чувство ансамбля. Эстрадно-концертная песня. Подготовка партий в спектакле. Выпускник должен: знать: - технику настройки и основы гигиены артистического вокального аппарата; - основы многоголосия; - основы вокальной техники; - основы эстрадного пения; - основной репертуар классических, народных и современных вокальных произведений; уметь: - слышать себя и партнера во время исполнения вокальных партий; - применять навыки и умения голосоведения; - использовать навыки исполнения вокальных произведений. Сольфеджио Введение в дисциплину. Гигиена голоса. Элементы правильного звукообразования. Формирование певческих гласных и согласных на центре голоса. Дикция. Вокализ и музыкальные произведения с текстом. Романс и народная песня. Выравнивание регистра. Расширение диапазона. Кантиленный стиль пения и речитатив. Чувство темпо-ритма. Художественная выразительность пения. Элементы техники: форшлаг, группетто, мордент, трель, сфорцандо. Чувство ансамбля. Эстрадно-концертная песня. Подготовка вокально-эстрадного номера. Выпускник должен: знать: - технику настройки и основы гигиены артистического вокального аппарата; - основы многоголосия; - основы вокальной техники; - основы эстрадного пения; - основной репертуар классических, народных и современных вокальных произведений; уметь: - слышать себя и партнера во время исполнения вокальных партий; - применять навыки и умения голосоведения; - использовать навыки исполнения вокальных произведений. Драматургия эстрадного представления Основные характеристики эстрадного номера: лаконичность, ограниченность во времени, яркий конфликт, короткая экспозиция, локальность темы номера, актуальность темы, применение выразительных средств жанра. Трюк (в том числе комический трюк) как средство проявления драматургии эстрадного номера. Жанровая природа эстрады. Особенности драматургического построения в номерах различных эстрадных жанров. Основные виды эстрадных представлений и специфика драматургического построения в каждом из них. Выпускник должен: знать: - основные принципы построения эстрадного представления; - особенности драматургического построения эстрадного номера различных жанров; - специфику драматургического построения эстрадных спектаклей; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями различных жанров эстрады; - применять методы работы с исполнителем и постановочным коллективом в процессе репетиций эстрадного представления; - использовать принципы композиционного построения художественного образа эстрадного номера, шоу-программы, ревю и пр. Анализ музыкальной драматургии Понятие формы и жанра. История развития музыкальных жанров (сонаты, симфонии, концерта, камерных жанров). Музыкально-театральные жанры (опера, оперетта, водевиль, мюзикл, балет), особенности их развития в различных национальных школах. Анализ вокально-эстрадного и музыкального жанров эстрады. Выпускник должен: знать: - историю развития музыкальных и музыкально-театральных жанров; - особенности структурирования музыкальных и музыкально-театральных произведений; - этапы постижения режиссером художественного мира музыкального и музыкально-театрального произведения; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над музыкальными и музыкально-театральными произведениями разных жанров и стилей; - применять методы анализа музыкального и музыкально-театрального произведения в процессе работы над спектаклем, концертом и эстрадным представлением; - использовать принципы режиссерского анализа в работе над произведениями отечественных и зарубежных авторов. Работа режиссера с художником Основные этапы развития театрально-декорационного искусства со времен античности до современности. Современные театральные художники и их творчество. Сцена и машинерия. Принципы и приемы оформления спектакля. Решение сценического пространства. Основные типы декораций. Трансформирующиеся декорации и декорации специального назначения. Разработка рабочих чертежей декорации по черновым разработкам и эскизам. Разработка деталей декораций, архитектурных фрагментов. Макетный способ разработки комплексных, трансформирующихся и сложных декораций. Постоянно действующие декорационно-технические приспособления. Технические системы декораций. Выпускник должен: знать: - основные законы технологических процессов театрально-декоративного оформления эстрадного спектакля, шоу-программы; - индивидуальные творческие особенности художника-декоратора в процессе создания сценографического образа постановки; - приемы работы с художником над макетом, эскизами костюмов, реквизитом и иными атрибутами театрально-декоративного оформления постановки в эстрадно-концертном учреждении; уметь: - использовать основы теории и технологии театрально-декоративного искусства в профессиональной деятельности; - применять знания организационно-творческой и технологически-производственной деятельности в области театрально-декорационного оформления постановки; - использовать приемы устройства сценических площадок и театральной машинерии разных эпох при работе над произведениями эстрадных жанров. Композиция Предмет композиции. Теоретические основы композиции. Композиционные особенности создания художественно-образного строя эстрадного представления. Специфика авторского и режиссерского отбора и компоновки структурных элементов произведения драматургии и сцены. Композиционное построение эстрадного представления: событийное, сценографическое, музыкальное, пластическое, темпо-ритмическое и пр. Мизансцена и свет в композиционном построении эстрадного номера. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития композиции в разных видах искусства; - возникновение и развитие искусства композиции в режиссуре; - композиционные особенности и специфику создания, художественно-образного строя спектакля; - принципы композиционного построения спектакля; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями драмы разных жанров и стилей; - применять методы композиционного построения в процессе работы над спектаклем; - использовать принципы режиссерской композиции в работе над произведениями отечественных и зарубежных авторов; - использовать функции театра в современной социально-культурной ситуации; - использовать нормативно-правовые документы, регулирующие театральную деятельность; - использовать структуру театров разных видов; - планировать и организовывать творческо-производственный процесс в театрально-зрелищном учреждении; - организовывать трудовые отношения в коллективе театрально-зрелищного учреждения. Дисциплины направления специализации "Режиссура театра (цирк)"Режиссура Место и значение режиссуры в цирке. Режиссер циркового номера. Режиссер-постановщик циркового представления. Традиции и новаторство в цирке, выдающиеся мастера циркового искусства. Многожанровость циркового искусства, специфика работы с актерами различных жанров. Композиция номера. Трюк как основа манежного действия. Постановочные элементы в цирке. Пластическое решение игровых пауз. Образная содержательность циркового искусства. Постановка цирковых номеров и участие в них. Выпускник должен: знать: - специфику режиссерского искусства и его технологически-творческие основы; - методику работы над литературно-сценарным произведением в цирке, учебном заведении; - принципы работы над формами цирковых представлений; - методику работы с актером в цирке; - особенности создания циркового номера с учетом специфики театрально-зрелищного учреждения; - принципы композиционно-пластического построения циркового представления; уметь: - применить принципы подбора репертуара цирка для осуществления программно-эстетической политики театрально-зрелищного учреждения; - дифференцировать творческие и материальные возможности театрально-зрелищного учреждения и приемы прогнозирования и расчета режиссерских проектов; - осуществлять структурно-композиционное построение циркового представления и номеров разных жанров. Постановочная работа режиссера цирка Государственная цирковая система. Отдельные государственные цирки, их структура. Негосударственные цирки. Подготовка номеров и представлений. Наиболее распространенные приемы мизансценирования в условиях круглого манежа. Традиционные мизансцены номеров различных цирковых жанров, диктуемые профессиональными требованиями их исполнения. Работа режиссера с композитором, художником, балетмейстером. Музыкальное сопровождение номера. Световая партитура. Учет реакции публики, организация интерактивного общения со зрительской аудиторией. Выпускник должен: знать: - структуру производственно-творческих подразделений учреждения цирка; - специфику работы режиссера над формами цирковых представлений; - методы и приемы работы со зрителем, прессой, радио и ТВ; - этапы работы над сценарием циркового представления и его реализации в процессе взаимодействия с производственно-творческими и административными службами зрелищного учреждения; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы в цирке; - применять методы работы с постановочным коллективом и зрительской аудиторией на практике; - использовать методику работы со сценаристом, композитором, дирижером, художником, балетмейстером, административной частью зрелищного учреждения в процессе подготовки и выпуска представления, шоу-программы и пр. Мастерство актера Основы актерской технологии. Элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие и др. Логика сценического действия. Перспектива актера и перспектива роли. Зерно сценического образа. Характер и характерность. Самостоятельная работа актера над поиском сценической маски. Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе. Общение со зрительской аудиторией. Своеобразие циркового партнерства. Выпускник должен: знать: - специфику актерского искусства и его технологически-творческие основы; - этапы работы над ролью, номером циркового искусства; - методику работы над ролью в разных жанрово-стилевых цирковых произведениях; - этапы постижения и освоения актером "предлагаемых обстоятельств" сценария и роли; - приемы творческих подходов к сценическому воплощению художественных образов; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над персонажами разно-жанрового циркового репертуара; - применять метод психофизических действий и метод действенного анализа пьесы и роли в работе над цирковым номером; - использовать методику работы исполнителя над собой и ролью в процессе работы над номером, шоу-программами и пр. Сценическая речь Слово в творчестве актера. Основные требования к произношению на сцене. Принципы тренировки голосо-речевого аппарата. Определение индивидуальных особенностей артикуляционного уклада студента. Ритмизованный пластический и речевой тренинг. Нормативность сценической речи как признак профессиональной культуры актера. Смысловая и художественная функция звуковой речи. Основы смыслового анализа текста. Техника речи (артикуляция, дикция, дыхание, голосоведение). Логика речи. Речевая характерность. Индивидуальные и коллективные речевые и голосовые упражнения. Слово в эстрадно-цирковом номере. Публицистический фельетон. Музыкальный фельетон. Монолог в образе. Скетч и сценка. Ведущий программы. Куплеты. Пародия. Песня на арене цирка. Цирковое обозрение. Выпускник должен: знать: - основные требования к произношению на сцене и принципы тренировки голосо-речевого аппарата; - виды пластически-речевого тренинга артиста; - особенности различных видов и жанров цирка; - принципы работы над различными жанрами циркового искусства; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями различных разговорно-цирковых жанров; - применять методы работы с исполнителем в процессе репетиций эстрадно-цирковых номеров разговорного жанра; - использовать навыки работы над разговорными жанрами для создания внешнего образа в эстрадно-цирковом номере, шоу-программе, ревю и пр. Сценическая пластика Сценическое движение: тренинг подготовительный, тренинг развивающий, тренинг пластический, тренинг специальный. Специальные навыки сценического движения. Пространство, время, темпо-ритм. Движение и речь. Театральная биомеханика В.Мейерхольда. Работа над режиссерскими этюдами. Воспитание сценического ритма. Средства музыкальной выразительности. Совершенствование вокально-двигательной координации. Импровизация на музыкальные и танцевальные произведения. Комплексные постановочные музыкально-ритмические упражнения, этюды, отрывки, сцены. Сценический бой: основные элементы сценического боя, различные приемы обезоруживания. Основные приемы сценического боя в спектакле на современную тему. Приемы кулачного боя и борьбы. Специальные упражнения и этюды. Этикет. Основы пантомимы: основные этапы истории развития пантомимы, простейшие пластические аллегории, аналитический комплекс, синтетический комплекс, стилевые упражнения пантомимы, основы аллегорической пантомимы и мимодрамы, концертный номер пантомимы, выразительные пантомимы и мимодрамы, выразительные средства пантомимы в концертных номерах различных жанров, современные направления в развитии пантомимы. Выпускник должен: знать: - основные требования к пластическому воспитанию в цирке; - особенности и специфику сценического движения, музыкально-ритмического тренинга, пантомимы разных театрально-цирковых жанров; - приемы работы с исполнителями над пластическим рисунком сценической композиции и исполняемой роли; уметь: - применять навыки пластической выразительности в профессиональной деятельности; - применять теоретические знания в работе с исполнителями цирковых номеров и представлений. Сценический танец Специфические особенности сценического танца. Постановка корпуса, головы, рук и ног. Развитие силы мышц, эластичности связок и подвижности суставов. Исправление недостатков плоскостопия и физического развития. Развитие внимания. Парные и массовые танцы. Воспитание чувства партнера и ансамбля. Тренировочные упражнения возле станка и на середине зала, классический станок; характерный станок; основы танцевального искусства; танец классический, историко-бытовой, народный и др. Танец как компонент актерской выразительности. Эстрадно-цирковой танец. Танцевальные комбинации современного танца. Джазовый танец: чарльстон и рок-н-ролл. Чечетка. Модерн. Выпускник должен: знать: - основные требования к танцевально-пластическому воспитанию в цирке; - особенности и специфику сценического танца разных театральных жанров; - приемы работы с исполнителями над цирковым номером и сольным танцем; - особенности различных видов и жанров эстрадно-цирковых танцев; уметь: - применять навыки танцевальной пластики в профессиональной деятельности; - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями различных цирковых представлений; - применять методы работы с исполнителем в процессе репетиций танцевально-цирковых номеров и композиций. Вокал Введение в дисциплину. Гигиена голоса. Элементы правильного звукообразования. Формирование певческих гласных и согласных на центре голоса. Дикция. Вокализ и музыкальные произведения с текстом. Романс и народная песня. Выравнивание регистра. Расширение диапазона. Кантиленный стиль пения и речитатив. Чувство темпо-ритма. Художественная выразительность пения. Элементы техники: форшлаг, группетто, мордент, трель, сфорцандо. Чувство ансамбля. Эстрадно-концертная песня. Подготовка партий в спектакле. Выпускник должен: знать: - технику настройки и основы гигиены артистического вокального аппарата; - основы многоголосия; - основы вокальной техники; - основы эстрадного пения; - основной репертуар классических, народных и современных вокальных произведений; уметь: - слышать себя и партнера во время исполнения вокальных партий; - применять навыки и умения голосоведения; - использовать навыки исполнения вокальных произведений. Сольфеджио Введение в дисциплину. Гигиена голоса. Элементы правильного звукообразования. Формирование певческих гласных и согласных на центре голоса. Дикция. Вокализ и музыкальные произведения с текстом. Романс и народная песня. Выравнивание регистра. Расширение диапазона. Кантиленный стиль пения и речитатив. Чувство темпоритма. Художественная выразительность пения. Элементы техники: форшлаг, группетто, мордент, трель, сфорцандо. Чувство ансамбля. Эстрадно-концертная песня. Подготовка партий в спектакле. Выпускник должен: знать: - технику настройки и основы гигиены артистического вокального аппарата; - основы многоголосия; - основы вокальной техники; - основы эстрадного пения; - основной репертуар классических, народных и современных вокальных произведений; уметь: - слышать себя и партнера во время исполнения вокальных партий; - применять навыки и умения голосоведения; - использовать навыки исполнения вокальных произведений. Драматургия циркового номера и представления Приемы построения циркового номера как маленького спектакля Основные характеристики циркового номера: лаконичность, ограниченность во времени, яркий конфликт, короткая экспозиция, локальность темы номера, актуальность темы, применение выразительных средств жанра. Тенденции изменения представлений о внутренней драматургии номера. Трюк как средство проявления драматургии циркового номера. Жанровая природа цирка. Различные варианты объединения отдельных номеров в целостный спектакль, тенденции усиления литературного начала в построении циркового представления. Тематическое представление и его драматургия. Выпускник должен: знать: - основные принципы построения циркового представления; - особенности драматургического построения циркового номера различных жанров; - специфику драматургического построения цирковых представлений; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями различных жанров цирка; - применять методы работы с исполнителем и постановочным коллективом в процессе репетиций циркового представления; - использовать принципы композиционного построения художественного образа циркового номера, тематического представления, шоу-программы, ревю и пр. Цирковые жанры Изучение различных цирковых жанров и освоение соответствующих первичных навыков. Общие приемы создания трюковых комбинаций и особенности традиций их формирования и развития в различных цирковых жанрах. Выпускник должен: знать: - основные цирковые жанры; - особенности драматургического построения цирковых жанров; - специфику создания трюковых комбинаций цирковых жанров с учетом их исторического развития; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями различных жанров цирка; - применять методы работы с исполнителем и постановочным коллективом в процессе репетиций циркового номера и представления; - использовать принципы композиционного построения художественного образа циркового номера, тематического представления с учетом их жанрового своеобразия. Работа режиссера с художником Основные этапы развития театрально-декорационного искусства со времен античности до современности. Современные театральные художники и их творчество Сцена и машинерия. Принципы и приемы оформления спектакля. Решение сценического пространства. Сценографические средства в цирке. Основные типы декораций. Трансформирующиеся декорации и декорации специального назначения. Разработка рабочих чертежей декорации по черновым разработкам и эскизам. Разработка деталей декораций, архитектурных фрагментов. Макетный способ разработки комплексных, трансформирующихся и сложных декораций. Постоянно действующие декорационно-технические приспособления. Технические системы декораций. Выпускник должен: знать: - основные законы технологических процессов театрально-декоративного оформления эстрадного спектакля, шоу-программы; - индивидуальные творческие особенности художника-декоратора в процессе создания сценографического образа постановки; - приемы работы с художником над макетом, эскизами костюмов, реквизитом и иными атрибутами театрально-декоративного оформления постановки в эстрадно-концертном учреждении; уметь: - использовать основы теории и технологии театрально-декоративного искусства в профессиональной деятельности; - применять знания организационно-творческой и технологически-производственной деятельности в области театрально-декоративного оформления постановки; - использовать приемы устройства сценических площадок и театральной машинерии разных эпох в работе над произведениями цирковых жанров. Композиция Предмет композиции. Теоретические основы композиции. Композиционные особенности создания художественно-образного строя циркового представления. Специфика режиссерского отбора и компоновки структурных элементов циркового представления. Идея, замысел, художественно-образное решение номера и представления: актуальность, режиссерское видение основных составляющих. Композиционное построение циркового представления: событийное, сценографическое, музыкальное, пластическое, темпо-ритмическое и пр. Мизансцена и свет в композиционном построении циркового представления. Композиционная корректировка "соотношения частей целого": монтировочные, прогонные и генеральные репетиции. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития композиции в разных видах искусства; - возникновение и развитие искусства композиции в режиссуре; - композиционные особенности и специфику создания, художественно-образного строя циркового представления; - принципы композиционного построения тематических программ; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями разных цирковых жанров и стилей; - применить методы композиционного построения в процессе работы над цирковым номером и представлением; - использовать принципы режиссерской композиции в работе над произведениями циркового искусства. 7.6 Требования к содержанию и организации практик Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов и проводятся в ведущих театрах, эстрадных, цирковых коллективах и филармониях страны. Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении, на приобретение производственных навыков, знакомство с передовыми технологиями и методами труда и управления. Практики организуются с учетом профиля направления специальности. 7.6.1 Ознакомительная практика Ознакомительная практика проводится в театре-студии им. Е.Мировича, в ведущих профессиональных театрах, в филармонии, в эстрадных, цирковых коллективах. В ее задачу входит ознакомление студентов с техническими и управленческими структурами театральных учреждений. Ознакомление с организационной структурой театра, технологической стороной создания спектакля и с устройством сцены. Изучение работы мастерских и цехов театра. Изучение правил техники безопасности в театре и требований противопожарной охраны. Изучение технологических процессов основных рабочих операций в мастерских и цехах театра. 7.6.2 Ассистентская практика Приобретение практических навыков прочтения планировок, рабочих чертежей, работы с макетом и эскизами. Овладение техникой сценического освещения спектакля; выполнение функций осветителей (в ложах, на сцене и в регуляторной). Выполнение функций технических работников (рабочих сцены, реквизиторов, костюмеров), а также помощников режиссера. 7.6.3 Педагогическая практика Овладение студентами основами методики преподавания специальных дисциплин в средних специальных учебных заведениях; проведение воспитательной работы с учащимися; освоение профессиональных качеств будущего режиссера-педагога; приобретение навыков самостоятельной подготовки к проведению занятий; формирование навыков анализа своей деятельности; формирование потребности в самообразовании. 7.6.4 Режиссерская практика Постановка режиссерских композиций со студентами специальности "Актерское искусство". Участие в спектакле в учебном театре. Выполнение функций ассистента режиссера-педагога. Самостоятельная постановка отдельных сцен или композиций из драматургических или музыкально-драматургических произведений. Приобретение практических навыков в работе над спектаклем в профессиональном театре. Работа ассистентом режиссера в профессиональном театре. Выполнение заданий режиссера-постановщика по отдельным видам постановочных работ. 7.6.5 Преддипломная практика Приобретение практических навыков в работе над спектаклем в профессиональном театре в качестве ассистента режиссера-постановщика. Участие в работе художественного совета, технического совета театра. Постановка дипломного спектакля в профессиональном театре. 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению Научно-педагогические кадры вуза должны: - иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание); - систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью; - не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации. 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям: - все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами; - обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана; - иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов. Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов и т.п.). 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению Высшее учебное заведение должно: - располагать соответствующей санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ студентов, которые предусмотрены учебным планом; - соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой; - обеспечить дисплейным временем на 1 студента в год не менее 50 часов; - обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания. Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом. 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы. Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы. Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.). 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства гражданина. Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся. Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются: - согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность; - вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально значимую работу, организацию учебно-воспитательного процесса, способствующих приобретению ими организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач; - укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демографических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни; - духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений. Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включать в себя учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса. Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя. 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, критериально-ориентированные тесты и др. Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых работ, сдаче зачетов по практикам, защите дипломных работ производится по 10-балльной шкале (1, 2, ..., 9, 10). Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования, используются следующие средства диагностики: - оценка решения типовых заданий; - критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам дисциплины и дисциплине в целом; - письменные контрольные работы; - устный опрос во время занятий; - составление рефератов по отдельным разделам дисциплины с использованием монографической и периодической литературы; - выступления студентов на семинарах по разработанным ими темам; - защита курсовых проектов; - защита отчетов по производственным практикам; - письменный экзамен; устный экзамен; - государственный экзамен; - защита дипломной работы. 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по философии и эстетике и защиту дипломной работы по специальности, позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач. 9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом. 9.2 Требования к государственному экзамену Государственный экзамен по философии и эстетике проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Программа и порядок проведения государственного экзамена разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. 9.3 Требования к дипломной работе Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной работы определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования. Приложение БИБЛИОГРАФИЯ[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года N 1202-ХII (в редакции Закона от 19 марта 2002 года N 95-З) [2] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500 [3] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования" [4] Правила приема в высшие учебные заведения. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2008 г. N 70) [5] Положение о подготовке специалистов с высшим образованием. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. N 758 [6] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 года N 252-3 [7] СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь [8] МСКО Международная стандартная классификация образования/ЮНЕСКО, 1997 [9] СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования [10] ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации [11] РД РБ 03180.500-99 Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь. Порядок разработки и ведения общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации" [12] РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения [13] Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств/Под научной редакцией доктора техн. наук, профессора Н.А.Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 [14] Изменения в ОКРБ 011-2001 (изменение N 9) Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. N 543 [15] РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин ОСРБ 1-17 01 04-2008 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-17 01 04 РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ: 1-17 01 04-02 РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ (ТЕЛЕВИДЕНИЕ) 1-17 01 04-03 РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ (ЗВУКОРЕЖИССУРА) КВАЛИФИКАЦИИ: РЕЖИССЕР. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЗВУКОРЕЖИССЕР. ПРЕПОДАВАТЕЛЬВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬСПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-17 01 04 РЭЖЫСУРА КIНО I ТЭЛЕБАЧАННЯ НАКIРУНКI: 1-17 01 04-02 РЭЖЫСУРА КIНО I ТЭЛЕБАЧАННЯ (ТЭЛЕБАЧАННЕ) 1-17 01 04-03 РЭЖЫСУРА КIНО I ТЭЛЕБАЧАННЯ (ГУКАРЭЖЫСУРА) КВАЛIФIКАЦЫI: РЭЖЫСЁР. ВЫКЛАДЧЫК ГУКАРЭЖЫСЁР. ВЫКЛАДЧЫКHIGHER EDUCATION FIRST DEGREESPECIALITY 1-17 01 04 DIRECTION CINEMA AND TV DIRECTION DIRECTION: 1-17 01 04-02 DIRECTION CINEMA AND TV DIRECTION (TELEVISION) 1-17 01 04-03 DIRECTION CINEMA AND TV DIRECTION (SOUND) QUALIFICATION: DIRECTOR. TEACHER SOUND DIRECTOR. TEACHERМинистерство образования Республики Беларусь МинскУДК Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, режиссура кино и телевидения, режиссер, преподаватель, квалификационная характеристика, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация, качество высшего образования, знания, умения, навыки, способности, требования, телевидение, звукорежиссура. Предисловие1 РАЗРАБОТАН Белорусской государственной академией искусств ИСПОЛНИТЕЛИ: Березкина Л.В., доцент, кандидат философских наук (руководитель); Забелло В.П., профессор, заслуженный деятель искусств, заведующий кафедрой кинотелеискусства; Иванов П.В., доцент кафедры кинотелеискусства; Громыко Л.В., начальник учебного отдела ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 N 77 3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.001-98 Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь Издан на русском языке СОДЕРЖАНИЕ1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Основные термины и определения 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.3 Общие цели подготовки специалиста 4.4 Формы обучения по специальности 4.5 Сроки подготовки специалиста 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности 5.2 Объекты профессиональной деятельности 5.3 Виды профессиональной деятельности 5.4 Задачи профессиональной деятельности 5.5 Состав компетенций специалиста 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки выпускника 6.2 Требования к академическим компетенциям 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6.4 Требования к профессиональным компетенциям 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.4 Типовой учебный план 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.6 Требования к содержанию и организации практик 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.2 Требования к государственному экзамену 9.3 Требования к дипломной работе Приложение Библиография Дата введения 2008-09-01 1 Область применения Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника по специальности 1-17 01 04 "Режиссура кино и телевидения". Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования. Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования РД РБ 02100.5.178-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.11.02.00 "Режиссура" РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. 3 Основные термины и определения В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями. Зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающая аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена. Качество образования - соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства. Квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки работника по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка. Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1-96). Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умение (СТБ ИСО 9000-2000). Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Образовательная программа - система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами. Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011-2001). Учебный план специальности - учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза. Учебная программа дисциплины - учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, определяющий основные методические подходы к преподаванию дисциплины. Режиссура - область художественного творчества, предназначенного для организации зрелищных форм с соответствующими средствами выразительности. Режиссер - профессиональная квалификация специалиста в области организации зрелищных форм с соответствующими средствами выразительности с высшим профессиональным образованием. 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.1.1 Подготовка выпускника по специальности "Режиссура кино и телевидения" обеспечивает получение профессиональной квалификации в соответствии с направлением специальности Режиссер. Преподаватель. Звукорежиссер. Преподаватель. 4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к направлению С "Искусство и дизайн" подготовки специалистов с высшей квалификацией и имеет обозначение 1-17 01 04. По специальности предусмотрены следующие направления: 1-17 01 04-01 Режиссура кино и телевидения (кино); 1-17 01 04-02 Режиссура кино и телевидения (телевидение); 1-17 01 04-03 Режиссура кино и телевидения (звукорежиссура). 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца. 4.2.2 Уровень подготовки абитуриента по дисциплинам устанавливается в соответствии с Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь: - белорусский или русский язык (по выбору); - история Беларуси; - творчество (включает три раздела: режиссура (письменно), режиссура (практически), мастерство актера). 4.3 Общие цели подготовки специалиста Общие цели подготовки специалиста: - формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности; - формирование профессиональных компетенций для работы в области исполнительских искусств (кинотелеискусство разных жанров). 4.4 Формы обучения по специальности Обучение по специальности предусматривает следующие формы: очная (дневная), заочная. 4.5 Сроки подготовки специалиста Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 4 года и оценивается не менее чем в 240 зачетных единиц. Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается на 1 год. 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности Сферы профессиональной деятельности: - культура; - искусство; - образование; - наука. 5.2 Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности специалиста являются кино-, видео-, теле-, радиопроизведения. 5.3 Виды профессиональной деятельности Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности: - художественно-творческой; - педагогической; - научно-исследовательской; - организационно-управленческой. 5.4 Задачи профессиональной деятельности Выпускник вуза должен уметь решать следующие профессиональные задачи: - осуществлять постановку новых кино-, теле-, видеопроизведений разных жанров, обеспечивая их высокий художественный уровень; - проводить репетиции, руководить работой членов съемочной группы; - организовывать производственный процесс. 5.5 Состав компетенций Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: академических, включающих способности и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом; социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности. 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки 6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности. 6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности. 6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию. 6.2 Требования к академическим компетенциям Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями: - владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для решения теоретических и практических задач; - владеть системным и сравнительным анализом; - владеть исследовательскими навыками; - уметь работать самостоятельно; - быть способным порождать новые идеи; - владеть междисциплинарным подходом при решении проблем; - иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером; - иметь лингвистические навыки; - уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции: - обладать качествами гражданственности; - быть способным к социальному взаимодействию; - обладать способностью к межличностным коммуникациям; - владеть навыками сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни; - быть способным к критике и самокритике; - уметь работать в команде. 6.4 Требования к профессиональным компетенциям Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по следующим видам деятельности и быть способным: в художественно-творческой: - ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества; - пользоваться методикой творческого анализа произведений искусства и литературы; - используя чувственно-художественное восприятие мира, творческую фантазию и образное мышление, создавать новые киновидеопроизведения разных жанров; - взаимодействовать со специалистами иных творческих профилей; - применять на практике творческие приемы для обеспечения высокого художественного уровня создаваемых киновидеопроизведений; - разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы; в педагогической: - ориентироваться в специальной литературе по профилю своего вида искусства; - пользоваться методикой преподавания специальных дисциплин по профилю своего вида искусства; - взаимодействовать с педагогами иных творческих дисциплин; - организовывать работу учебных творческих коллективов и отдельных студентов для достижения поставленных целей; - применять в педагогической деятельности проверенные на практике творческие приемы для обеспечения высокого уровня подготовки будущих специалистов; в научно-исследовательской: - анализировать и оценивать собранные данные; - пользоваться глобальными информационными ресурсами; - организовывать работу по подготовке научных статей, сообщений, рефератов и лично участвовать в ней; - разрабатывать новые учебные и методические программы и пособия; в организационно-управленческой: - организовывать работу творческих коллективов и отдельных исполнителей для достижения поставленных целей; - контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину; - составлять документацию; - реализовывать на практике современные подходы к организации творческо-производственного процесса; - вести переговоры с другими заинтересованными участниками. 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.1.1 Образовательная программа подготовки специалиста должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, порядок выполнения дипломной работы, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. 7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов: - социально-гуманитарных дисциплин; - естественнонаучных дисциплин; - общепрофессиональных и специальных дисциплин. 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. 7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов должен быть установлен в пределах 24 - 36 часов. 7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам. 7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте. Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | |
Новости законодательства
Новости Спецпроекта "Тюрьма"
Новости сайта
Новости Беларуси
Полезные ресурсы
Счетчики
|