Навигация
Новые документы
Реклама
Ресурсы в тему
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"< Главная страница Стр. 16Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы. Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.). 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина. Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся. Важнейшими задачами осуществления воспитательной работы со студентами являются: - согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность; - вовлечение студентов в социально значимую работу с учетом их интересов и возможностей; - приобретение студентами навыков самоуправления, организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач; - формирование осознания необходимости укрепления семьи и повышения ее престижа в обществе, здорового образа жизни, а также основных демографических проблем общества; - духовно-нравственное воспитание, обеспечивающее знание культурного наследия; - профилактика правонарушений. Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включает учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса. Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя. 8.6 Общие требования к контролю качества и средствам диагностики В вузовской системе управления качеством образования (системе менеджмента качества по СТБ ИСО 9001-2001) осуществляются мониторинг, измерения, контроль качества. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др. Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при сдаче зачетов по практикам производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики: - исполнение концертной программы во время зачета или экзамена; - выступление в публичном концерте; - письменные контрольные работы; - устный опрос во время занятий; - составление рефератов по отдельным разделам дисциплины; - выступления студентов на семинарах; - защита отчетов по производственным практикам; - письменный экзамен, устный экзамен. 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.1.1 Итоговая государственная аттестация выпускника включает четыре государственных экзамена: 1) по сольному исполнению концертной программы, 2) по камерному ансамблю, 3) по специальной педагогической подготовке, 4) по дирижированию оркестром народных инструментов, позволяющих определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач. 9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом. 9.2 Требования к государственному экзамену Государственные экзамены проводятся на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Программа и порядок проведения государственных экзаменов разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. БИБЛИОГРАФИЯ[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года N 1202-ХII (в редакции Закона от 19 марта 2002 года N 95-З) [2] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь. Принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики 22 июня 2007 г. [3] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500 [4] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования" [5] Руководящий документ Республики Беларусь. РД РБ 02100.5.205-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.11.19.00 "Инструментальное исполнительство". - Министерство образования Республики Беларусь. Минск ОСРБ 1-16 01 10-01-2008 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-16 01 10 ПЕНИЕ (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ) НАПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-16 01 10-01 ПЕНИЕ (АКАДЕМИЧЕСКОЕ) КВАЛИФИКАЦИЯ ОПЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, КОНЦЕРТНЫЙ ПЕВЕЦ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, АРТИСТ ХОРАВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬСПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-16 01 10 СПЕВЫ (ПА НАПРАМКАХ) НАПРАМАК СПЕЦЫЯЛЬНАСЦI 1-16 01 10-01 СПЕВЫ (АКАДЭМIЧНЫЯ) КВАЛIФIКАЦЫЯ ОПЕРНЫ СПЯВАК, КАНЦЭРНТЫ СПЯВАК, ВЫКЛАДЧЫК, АРТЫСТ ХОРУHIGHER EDUCATION FIRST DEGREESPECIALITY 1-16 01 10-01 SINGING (ACADEMIC SINGING) QUALIFICATION OPERA SINGER, CONCERT SINGER, TEACHER, CHOIR ARTISTМинистерство образования Республики Беларусь МинскУДК 378(476)(083.74)+784(476)(083.74) Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, навыки, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, специальность, квалификация, пение, академическое пение, оперный певец, концертный певец, преподаватель, артист хора, итоговая государственная аттестация. МКС 03.180 Предисловие1 РАЗРАБОТАН учреждением образования "Белорусская государственная академия музыки" ИСПОЛНИТЕЛЬ Авраменко В.Л., профессор ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 N 77 3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.206-98 Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь Издан на русском языке СОДЕРЖАНИЕ1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Основные термины и определения 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.3 Общие цели подготовки специалиста 4.4 Формы обучения по специальности 4.5 Сроки подготовки специалиста 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности 5.2 Объекты профессиональной деятельности 5.3 Виды профессиональной деятельности 5.4 Задачи профессиональной деятельности 5.5 Состав компетенций 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки 6.2 Требования к академическим компетенциям 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6.4 Требования к профессиональным компетенциям 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.4 Типовой учебный план 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.6 Требования к содержанию и организации практик 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.2 Требования к государственному экзамену Приложение Библиография Дата введения 2008-09-01 1 Область применения Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника. Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования. Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации РД РБ 02100.5.206-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность "Пение" РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. 3 Основные термины и определения В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями. Артист хора - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области профессионального певческого искусства. Диагностика компетенций - процесс выявления, анализа и оценки результатов обучения. Дидактическая единица - автономная часть содержания учебной дисциплины, выраженная в названиях тем, разделов или модулей. Зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена. Качество высшего образования - соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства. Квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка. Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1). Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000). Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Обеспечение качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (СТБ ИСО 9000). Образовательная программа - система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами. Певец - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области вокального искусства. Пение академическое - специальность, предметной областью которой является профессиональное музыкальное исполнительское искусство (вокальное) и профессиональное музыкальное образование. Подготовка - процесс обучения и воспитания, направленный на овладение будущими специалистами компетенциями, позволяющими решать социальные, профессиональные и личностные проблемы. Преподаватель - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области вокального искусства. Преподаватель пения - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области вокального искусства. Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011). Типовой учебный план - составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза. Типовая учебная программа дисциплины - учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в установленном порядке Министерством образования. Учебный план специальности - учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза. Учебная программа дисциплины - учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины. 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.1.1 Подготовка выпускника по специальности "Пение (академическое)" обеспечивает получение профессиональных квалификаций "Оперный певец, концертный певец, преподаватель, артист хора". 4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю подготовки специалистов с высшим образованием "C Искусство и дизайн" и имеет обозначение 1-16 01 10-01. 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца. 4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам: - белорусский язык или русский язык (по выбору); - история Беларуси; - творчество. 4.3 Общие цели подготовки специалиста Общие цели подготовки специалиста: - формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности; - формирование и развитие умений и навыков, позволяющих вести исполнительскую, преподавательскую, научно-методическую, научную, культурно-просветительскую деятельность на уровне требований современной музыкальной культуры. 4.4 Формы обучения по специальности Обучение по специальности предусматривает следующую форму: очная (дневная). 4.5 Сроки подготовки специалиста Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее чем в 300 зачетных единиц. 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сферы профессиональной деятельности Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются: культура; искусство; образование; наука; административная сфера. 5.2 Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности являются: музыкальная культура, музыкальное исполнительское искусство, музыкальное образование, музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное просвещение. 5.3 Виды профессиональной деятельности Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности: музыкально-исполнительской; педагогической; научно-методической; организационно-управленческой. 5.4 Задачи профессиональной деятельности Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи: осуществление концертной деятельности; обучение и воспитание учащихся; проведение научно-методической работы; преподавание учебных дисциплин; подготовка учебных пособий, учебных планов и программ; управление учреждениями и их структурными подразделениями в сфере культуры, искусства и образования. 5.5 Состав компетенций Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умение учиться; социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности. 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки 6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности. 6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности. 6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию. 6.2 Требования к академическим компетенциям Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями: владеть навыками академического пения и научно-теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления исполнительской деятельности; владеть системным и сравнительным анализом; владеть исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно; быть способным порождать новые идеи; владеть междисциплинарным подходом при решении проблем; иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером; иметь навыки устной и письменной коммуникации; уметь учиться, постоянно повышать свою квалификацию. 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции: обладать качеством гражданственности; быть способным к социальному взаимодействию; обладать способностью к межличностным коммуникациям; знать и соблюдать нормы здорового образа жизни; быть способным к критике и самокритике; уметь работать в коллективе. 6.4 Требования к профессиональным компетенциям Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным: в музыкально-исполнительской деятельности: публично исполнять самостоятельно разученный сольный и ансамблевый репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей; в педагогической деятельности: преподавать академическое пение в соответствии с принципами музыкальной педагогики и вокальной методики; в научно-методической деятельности: обобщать свой методический опыт в научно-методических работах (учебное пособие, статья, доклад на научной конференции, учебная программа, учебно-методическая разработка и т.д.); в организационно-управленческой деятельности: организовывать работу учебного или иного коллектива на административных должностях в учреждениях образования, культуры и искусства. 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. 7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: социально-гуманитарных; естественнонаучных; общепрофессиональных и специальных. 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. 7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 24 - 36 часов. 7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам. 7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте. 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 255 недель. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 --------------------------------------+------------------------------- ¦ Виды деятельности, установленные ¦ Продолжительность при сроке ¦ ¦ учебным планом ¦ обучения 5 лет ¦ +-------------------------------------+-----------------+-----------------+ ¦Теоретическое обучение ¦ 175 недель ¦ 9450 часов ¦ +-------------------------------------+-----------------+-----------------+ ¦Экзаменационные сессии ¦ 30 недель ¦ 1620 часов ¦ +-------------------------------------+-----------------+-----------------+ ¦Практика ¦ 18 недель ¦В пределах часов ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельной ¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ +-------------------------------------+-----------------+-----------------+ ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 4 недели ¦ 216 часов ¦ +-------------------------------------+-----------------+-----------------+ ¦Каникулы (включая 4 недели ¦ 46 недель ¦ - ¦ ¦последипломного отпуска) ¦ ¦ ¦ ¦-------------------------------------+-----------------+------------------ 7.4 Типовой учебный план 7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2. Таблица 2 -----+---------------------+-----------------------------------+------ ¦ ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+Количество¦ ¦ N ¦Наименование цикла и ¦ ¦ из них ¦ зачетных ¦ ¦п/п ¦ дисциплины ¦ всего +-----------+---------------+ единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аудиторные ¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ 1 ¦Цикл социально- ¦ 1592 ¦ 748/496 ¦ 348 ¦ 43 ¦ ¦ ¦гуманитарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ ¦Обязательный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.1 ¦История Беларуси ¦ 102 ¦ 72 ¦ 30 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.2 ¦Основы идеологии ¦ 36 ¦ 24 ¦ 12 ¦ 1 ¦ ¦ ¦белорусского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.3 ¦Философия ¦ 102 ¦ 76 ¦ 26 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.4 ¦Экономическая теория ¦ 102 ¦ 76 ¦ 26 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.5 ¦Социология ¦ 54 ¦ 36 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.6 ¦Политология ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.7 ¦Основы психологии и ¦ 102 ¦ 72 ¦ 30 ¦ 4 ¦ ¦ ¦педагогики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.8 ¦Белорусский язык ¦ 50 ¦ 34 ¦ 16 ¦ 2 ¦ ¦ ¦(профессиональная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лексика) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.9 ¦Иностранный язык ¦ 272 ¦ 150 ¦ 122 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.10¦Физическая культура ¦ 568 ¦ 72/496 ¦ - ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дисциплины по выбору ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦студента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(культурология, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦религиоведение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основы права и права ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦человека и другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦курсы и модули) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ 2 ¦Цикл ¦ 410 ¦ 272 ¦ 138 ¦ 16 ¦ ¦ ¦естественнонаучных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ ¦Обязательный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1 ¦Защита населения и ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦объектов от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ситуаций. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Радиационная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2 ¦Основы экологии и ¦ 52 ¦ 34 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦энергосбережения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.3 ¦Основы музыкальной ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦информатики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.4 ¦Основы современного ¦ 52 ¦ 34 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦естествознания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Вузовский компонент ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ 3 ¦Цикл ¦ 7358 ¦ 3945 ¦ 3413 ¦ 229 ¦ ¦ ¦общепрофессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и специальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ ¦Обязательный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.1 ¦История музыки ¦ 348 ¦ 280 ¦ 68 ¦ 16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.2 ¦Теория музыки ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.3 ¦Сольфеджио ¦ 297 ¦ 210 ¦ 87 ¦ 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.4 ¦Современное ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦сольфеджио ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.5 ¦Фортепиано ¦ 122 ¦ 105 ¦ 17 ¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.6 ¦Эстетика ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.7 ¦Философия музыки ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.8 ¦Охрана труда ¦ 27 ¦ 18 ¦ 9 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.9 ¦Основы управления ¦ 54 ¦ 36 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.10¦Сольное пение ¦ 2700 ¦ 600 ¦ 2100 ¦ 35 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.11¦Работа с ¦ 450 ¦ 300 ¦ 150 ¦ 18 ¦ ¦ ¦концертмейстером ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.12¦Концертно-камерное ¦ 135 ¦ 90 ¦ 45 ¦ 5 ¦ ¦ ¦пение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.13¦Вокальный ансамбль ¦ 60 ¦ 40 ¦ 20 ¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.14¦Основы вокальной ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦методики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.15¦История вокального ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦искусства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.16¦Оперный класс ¦ 480 ¦ 320 ¦ 160 ¦ 19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.17¦Оперная студия ¦ 900 ¦ 600 ¦ 300 ¦ 35 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.18¦Работа с ¦ 105 ¦ 94 ¦ 11 ¦ 5 ¦ ¦ ¦концертмейстером в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оперной студии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.19¦Основы актерского ¦ 297 ¦ 210 ¦ 87 ¦ 12 ¦ ¦ ¦мастерства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.20¦Основы сценического ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦движения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.21¦Танец и ритмика ¦ 297 ¦ 210 ¦ 87 ¦ 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.22¦Сценический бой ¦ 105 ¦ 70 ¦ 35 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.23¦Культура речи ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.24¦Музыкальная ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦педагогика и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦психология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Вузовский компонент ¦ 144 ¦ 96 ¦ 48 ¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дисциплины по выбору ¦ 54 ¦ 36 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦студента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ 4 ¦Факультативы ¦ 90 ¦ 90 ¦ - ¦ 5 ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ 5 ¦Экзаменационные ¦ 1620 ¦ - ¦ 1620 ¦ 35 ¦ ¦ ¦сессии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ ¦ Всего ¦ 11070 ¦ 5551 ¦ 5519 ¦ 328 ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ 6 ¦Практика - 18 недель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦6.1 ¦Исполнительская ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ ¦(учебная) - 2 недели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦6.2 ¦Педагогическая ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 24 ¦ ¦ ¦(производственная) - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦16 недель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ 7 ¦Итоговая ¦ 216 ¦ - ¦ 216 ¦ 6 ¦ ¦ ¦государственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аттестация - 4 недели¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+ ¦ ¦ Итого ¦ 11286 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------- 7.4.2 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза. 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях. 7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с образовательным стандартом "Высшее образование первой ступени. Цикл социально-гуманитарных дисциплин", включающим требования к компетенциям. 7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность Чрезвычайные ситуации в современных условиях. Характеристика современных средств поражения. Ядовитые вещества и защита от них. Характеристика очагов поражения. Система обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Дозиметрические величины и их единицы. Наступательные и искусственные источники радиации. Биологическое действие ионизирующих излучений. Последствия Чернобыльской катастрофы в республике. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Нормы безопасности и режим радиационно-загрязненных территорий республики. Органы гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны. Индивидуальные средства защиты. Аварийно-спасательные и другие срочные работы в очагах поражения. Выпускник должен: знать: - о влиянии ионизирующих излучений на организм человека; - о поступлении, накоплении и переносе радиоактивных веществ в экосистемах; - способы снижения поступления радионуклидов в организм человека; - способы выведения радионуклидов из организма человека; - приемы и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению; - способы охраны населения от ионизирующих излучений; - работу с дозиметрической аппаратурой; - психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях; уметь: - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению; - работать с дозиметрической аппаратурой; - вести психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях. Основы экологии и энергосбережения Ведущие концепции, современные проблемы экологии. Среды, факторы среды, адаптации организмов. Формы и механизмы адаптации. Экологические группы и жизненные формы организмов. Формы биологического разнообразия. Критерии устойчивости биоценоза. Экосистема. Динамика экосистем. Основные стратегии охраны природы. Режимы и формы охраняемых территорий. Кадастры редких и исчезающих видов. Экологические сети. Охраняемые природные территории Беларуси. Общие вопросы энергосбережения. Организация работы по энергосбережению. Температурный и световой режим в помещениях. Меры безопасности. Выпускник должен: знать: - содержание и место основных программных документов по проблемам экологии; - роль и значимость экологии как науки в решении проблем рационального природопользования, ресурсосбережения, обеспечения выживания человечества и сохранения биосферы; - современную экологическую карту мира и Беларуси; - о функционировании и гомеостазе надорганизменных систем; - о материально-энергетическом обмене в экосистеме; - о большом, биологическом и геохимическом круговоротах веществ; - о динамике экосистем; - задачи современной экологии; - основные отрицательные тенденции современного экологического кризиса, экологического бедствия в Беларуси; - особенности сред живых организмов; - общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на организмы; - формы, существо адаптации на различных ступенях организации материи; - об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосберегающей политике; - вопросы пожарной безопасности; - расчеты основных экономических показателей объектов энергетики; - гигиенические нормативы температурного и светового режима в помещениях; уметь: - разъяснять учащимся важность для каждого человека экологически грамотного поведения; - анализировать новые факты, касающиеся состояния экологических систем, и проводить экологическое воспитание учащихся; - поддерживать режим энергосбережения в помещениях; - соблюдать правила противопожарной безопасности. Основы музыкальной информатики Роль и место музыкальной информатики в системе традиционного музыкознания. Значение информационных технологий в решении актуальных проблем музыкальной науки и в процессе преподавания. Принципы устройства компьютерных систем. Персональный компьютер общего назначения. Программные оболочки и прикладные программы. Способы представления музыкальной информации. Компьютерная музыка; языки музыкального моделирования; эволюция методов создания музыкальной композиции компьютером. Электронная (электроакустическая) музыка; методы синтеза звука. Многофункциональный музыкальный компьютер; способы кодирования и преобразования звуковых сигналов. Выпускник должен: знать: - о достижениях в области современных информационных технологий и их использовании в научно-исследовательской, творческой и педагогической практике; - о принципах устройства компьютерных систем (в том числе для музыкального творчества); - о возможностях применения логико-математических методов и метода компьютерного моделирования для анализа и синтеза музыкальной композиции; - об основных направлениях в изучении законов музыкальной акустики и значении исследований в студиях электронной музыки; - техническое обеспечение современных информационных технологий (персональная ЭВМ, мультимедийные процессоры, синтезатор, компьютерные сети); - программное обеспечение информационных технологий (текстовые, нотные, графические редакторы, экспертные системы); - информационное и математическое обеспечение информационных технологий (базы данных, электронная почта, World Wide Web); уметь: - работать с издательскими системами (текстовыми и нотными редакторами); - использовать музыкально-дидактические тестирующие и обучающие мультимедийные программы в учебном процессе; - применять компьютерные информационно-библиографические программы для поиска и систематизации информации; - искать и размещать информацию в сети Internet. Основы современного естествознания Современные научные представления в области физики, биологии, геологии и других важнейших научных дисциплин. Выпускник должен: знать: - основные естественнонаучные теории двадцатого века; уметь: - применять полученные знания в идейно-воспитательной работе с учащимися. 7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин История музыки Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос, борьба идей в музыке и вокруг нее. Музыка средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции - разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка (XVII - первая половина XVIII в.) - развитие музыкального театра, опера, музыкально-педагогические воззрения, концертная жизнь, музыкальные школы и музыкальное просвещение. Музыка в эпоху Просвещения - философские идеи и музыка, музыка и общественно-политическое движение, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Влияние французской революции на развитие музыкальной культуры. Стилевые особенности музыки XIX века. XX век - противоречия эпохи и музыкальная культура, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства. Белорусская музыкальная культура в X - XII вв., этапы развития; музыкальная культура Беларуси в XIV - первой половине XVI в., инструментальная музыка XVI в.; расцвет кантовой культуры в конце XVI - первой половине XVIII в., "Полоцкая тетрадь". Придворный театр и опера во второй половине XVIII в., деятельность М.К.Огинского, И.Д.Голанда, О.Козловского. Музыкальная культура Беларуси XIX в., жизнь и творчество А.Х.Радзивилла, С.Монюшки, Н.Орды, М.Ельского и др. Этапы развития белорусской музыкальной культуры в XX в., становление белорусской советской композиторской школы, обновление тематики, жанрового и выразительного содержания музыки. Древнерусское музыкальное искусство и его роль в системе культуры; стилевая эволюция русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков. Русское музыкальное искусство XIX века (национальная композиторская школа, опера и инструментальная музыка). Основные стилевые направления и тенденции русского музыкального искусства XX века. Выпускник должен: знать: - об основной периодизации в истории зарубежной музыки; - об особенностях развития музыкального искусства древности; - о стилевых особенностях музыки средневековья; - о духовной жизни, взаимоотношениях и взаимопроникновении наиболее характерных черт изучаемых культурных периодов в истории зарубежной музыки; - о главных тенденциях в музыке эпохи Возрождения; - об истории развития музыкального театра, оперы, музыкально-педагогических воззрений, концертной жизни в XVII - первой половине XVIII вв.; - об эстетических воззрениях в музыкальной культуре эпохи Просвещения; - о стилевых особенностях музыки XIX века; - о направлениях, проблемах и тенденциях развития музыки XX века; - музыкальное творчество зарубежных композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу зарубежной музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре зарубежья; - о месте и значении белорусской музыки в системе общечеловеческих культурных ценностей; - об основных этапах развития белорусского композиторского творчества; - о национальных особенностях белорусской композиторской школы в контексте общеевропейских культурно-интеграционных процессов; - о процессах, происходящих в современной белорусской музыкальной культуре; - музыкальное творчество белорусских композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу белорусской музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре Беларуси; - об основных этапах и особенностях развития древнерусского музыкального искусства; - о стилевой эволюции русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков; - о главных тенденциях в русском музыкальном искусстве XIX века; - об основных стилевых направлениях и тенденциях русского музыкального искусства XX века; - музыкальное творчество русских композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу русской музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре России; уметь: - анализировать музыкальные произведения зарубежных, белорусских, русских композиторов. Теория музыки Гармония: гармония как область выразительных средств музыки; связь гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; значение гармонии в характеристике музыкальных образов и в развитии музыкальной формы; зависимость выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки. Важнейшие стороны гармонии - функциональность, голосоведение и фонизм; их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки (строгий стиль, стиль барокко, венский классицизм, романтизм, русская классика, национальные школы XIX века, отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века). Теоретические проблемы современной гармонии. Анализ музыкальных произведений: изучение особенностей музыкального языка, музыкальной формы, стилей и жанров в историко-стилистическом аспекте; система музыкальных жанров; понятие стиля как исторически сложившейся системы музыкального мышления; классификация музыкальных форм. Полифония: основы теории и истории полифонии. Полифония как средство музыкальной композиции и художественной выразительности; взаимосвязь полифонии и других компонентов музыки; виды полифонии (подголосочная, имитационная, контрастная) и их взаимосвязь; полифонические формы, жанры, стили, история их развития. Изучение техники полифонического письма. Сочинение фрагментов и целых пьес на собственные или заданные музыкальные темы. Выпускник должен: знать: - о гармонии как области выразительных средств музыки; - о теоретических проблемах современной гармонии; - об основах теории и истории полифонии; - о зависимости выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки; - о стиле как исторически сложившейся системе музыкального мышления; - о взаимосвязи гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; - особенности музыкального языка; - музыкальные формы и жанры в историко-стилистическом аспекте; - классификацию музыкальных жанров и форм; - виды полифонии и их взаимосвязь; - полифонические формы, жанры, стили, историю их развития; - важнейшие стороны гармонии (функциональность, голосоведение и фонизм), их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки; - технику полифонического письма; уметь: - проводить комплексный музыковедческий и исполнительский анализ музыкальных произведений; - воспринимать и анализировать музыкальные произведения на слух; - сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы. Сольфеджио Всестороннее развитие музыкального слуха. Слуховое и вокально-певческое освоение музыкальных стилей XVII - XIX веков. Выпускник должен: знать: - стилевые особенности музыки XVII - XIX веков; - учебно-методическую литературу по курсу; уметь: - анализировать на слух и интонировать образцы музыки XVII - XIX веков; - записать диктант, ориентированный на основные музыкальные стили XVII - XIX веков. Современное сольфеджио Развитие музыкального слуха на более сложном интонационно музыкальном материале XX века. Вокально-певческое освоение музыкальных стилей XX века. Выпускник должен: знать: - стилевые особенности музыки XX века; - учебно-методическую литературу по курсу; уметь: - анализировать на слух и интонировать образцы музыки XX века; - записать диктант, ориентированный на основные музыкальные стили XX века. Фортепиано Совершенствование умений и навыков, полученных в период обучения в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями по конкретной специальности. Развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над произведениями для избранного инструмента, приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтение с листа, умение аккомпанировать, умение использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения. Выпускник должен: знать: - о роли и значении фортепиано в профессиональной деятельности музыканта; - фортепианный педагогический и концертный репертуар; уметь: - использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой; - разбирать нотный текст, читать ноты с листа, аккомпанировать в ансамбле. Эстетика Эстетика как философская наука. История эстетики от древневосточных культур до конца XX века. Основные проблемы эстетической теории. Выпускник должен: знать: - основные элементы эстетической теории и их категориальные структуры, ключевые концептуальные модели в истории эстетической мысли; уметь: - характеризовать конкретные художественные направления и стили, анализировать современное состояние эстетической культуры и науки в Беларуси и за рубежом. Философия музыки Философский элемент учений о музыке античности, средневековья, Нового времени. Философия музыки в XX веке. Критический анализ основных концепций. Выпускник должен: знать: - основные понятия философии музыки; уметь: - критически анализировать концепции философии музыки XX века. Охрана труда Общие вопросы охраны труда. Профилактика травматизма. Организация работы по охране труда. Основы производственной санитарии и техники безопасности. Меры безопасности и гигиена труда. Параметры микроклимата в помещениях. Основы пожарной безопасности и средства пожаротушения. Первая помощь пострадавшим. Выпускник должен: знать: - об организации охраны труда и технике безопасности человека; - о возможных чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности; - трудовое законодательство, которое устанавливает нормы трудовых процессов, тесно связанных с вопросами техники безопасности; - производственную санитарию как систему организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие на работающих опасных производственных факторов; - систему организационных и технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие вредных факторов; уметь: - научно анализировать условия труда, причины травматизма и профессиональных заболеваний; - применять знания о способах и средствах обеспечения безопасности и безвредности труда; - анализировать и адекватно оценивать опасности в чрезвычайных условиях и принимать меры по их предупреждению и ликвидации последствий. Основы управления интеллектуальной собственностью Понятие интеллектуальной собственности. Правовые нормы, регулирующие управление интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь и других странах. Выпускник должен: знать: - законодательство Республики Беларусь по управлению интеллектуальной собственностью; уметь: - пользоваться чужой интеллектуальной собственностью и защищать свои права на интеллектуальную собственность в соответствии с законодательством. Сольное пение Умение самостоятельно работать над своим голосом. Владение голосом в объеме не менее двух октав во всех регистрах на "форте" и "пиано". Владение естественной интонацией, управление дыханием, владение кантиленой, правильностью словесных и смысловых ударений в музыкальной речи, плавностью регистровых переходов. Специалист должен иметь хороший вкус и владеть знанием стилей исполняемых произведений, владеть жанровыми особенностями и находить необходимые вокально-технические средства для выразительного исполнения. Выпускник должен: знать: - физиологические механизмы порождения звука и способы управления ими; - особенности стиля исполнения вокальной музыки XVII - XX веков; - основной репертуар для голоса своей тесситуры; уметь: - исполнять на высоком художественном уровне вокальную музыку XVII - XX веков. Работа с концертмейстером Выработка профессионального универсализма - умения самостоятельно работать с концертмейстером в процессе освоения сольного и концертно-камерного репертуара. Поиск и использование исполнительских средств, которые бы наилучшим образом согласовывались с исполнительской манерой концертмейстера. Выпускник должен: знать: - принципы совместной работы опытных певцов и концертмейстеров; уметь: - строить свою работу с концертмейстером, учитывая специфику вокального и фортепианного исполнительства, стиль исполняемых произведений. Концертно-камерное пение Овладение исполнительским мастерством на материале камерной вокальной музыки. Широкое ознакомление с романсово-песенной литературой. Выработка художественного вкуса и понимания стиля концертно-камерного пения. Овладение обширным концертно-камерным репертуаром. Выпускник должен: знать: - репертуар для концертно-камерного исполнения; уметь: - построить программу концерта камерно-вокальной музыки и исполнить его на высоком художественном уровне. Вокальный ансамбль Овладение вокально-техническими и исполнительскими навыками пения в ансамбле. Выработка умения слушать участников ансамбля, соизмерять звучание своего голоса с голосами партнеров, чисто интонировать, выдерживать точный ритм и правильно произносить словесный текст. Умение достичь художественного единства и выразительности в совместном исполнении произведений. Владение навыками работы над словом в ансамбле. Выпускник должен: знать: - принципы ансамблевого исполнительства; - репертуар вокальных ансамблей; уметь: - органично включиться в ансамбль, исполнить свою партию технически безупречно и на высоком художественном уровне. Основы вокальной методики Овладение знаниями, умениями и навыками вокальной методики. Знания по анатомии и физиологии голосового аппарата. Строение голосового аппарата взаимодействие всех его частей в процессе пения. Знание реакции нервной системы на процесс пения. Знание основных гигиенических правил и специфики жизненного режима вокалистов, разумной организации труда и отдыха. Понимание причин, способствующих возникновению профессионального заболевания голоса. Знание литературы по вокальной методике. Выпускник должен: знать: - теорию вокальной методики, основную научно-методическую литературу по данной дисциплине; уметь: - применять полученные знания в собственной исполнительской деятельности. История вокального искусства Знание всемирной истории вокального искусства от его истоков (древние цивилизации) до наших дней. Зарождение профессионального вокального искусства (древние цивилизации, средневековье, эпоха Возрождения). Искусство пения и вокальная педагогика Италии, Франции, Германии. Выдающиеся певцы и педагоги - Ламперти, Эверарди, Альбани, Гарсия, Дюпре и другие. Зарубежное вокальное искусство и педагогические системы ХХ века. Доклассический период вокального искусства в России. Вокальное искусство советского периода. Вокальный стиль Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и других выдающихся композиторов советского периода. Своеобразие формирования профессионального вокального искусства Беларуси как синтез народно-песенных традиций, творчества скоморохов, традиций церковного и монастырского вокального исполнительства и образования. Деятельность крепостных театров, исполнительское творчество и вокальное образование в ХIХ - ХХ веках. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития вокального искусства, творчество выдающихся певцов, педагогические принципы выдающихся вокальных педагогов; уметь: - применять имеющиеся знания в собственном исполнительстве и педагогике, пропагандировать и поддерживать лучшие традиции вокального искусства. Оперный класс В воспитании актера музыкального театра огромную роль играет не только уровень его музыкальной и вокальной подготовки, но и развитие навыков сценического поведения. На первом и втором курсах обучения эти навыки воспитываются благодаря таким дисциплинам, как актерское мастерство, культура речи, сценическое движение, танец и сценический бой. Это первая из двух предметных групп, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга и составляющих содержание обучения певцов на кафедре оперной подготовки. Для будущего оперного певца эти дисциплины являются начальным этапом в овладении профессией. Вторая предметная группа дисциплин - это оперный класс и оперная студия. На этом этапе овладения профессией студенты под руководством педагогов (дирижера, режиссера и концертмейстера) приобретают практические профессиональные навыки. В оперном классе на втором и третьем курсах обучения студенты участвуют в постановках отрывков и сцен из оперных произведений. Тематический план для студентов второго и третьего курсов является общим. Различным становится репертуар. Требования к его выбору повышаются. Сцены из опер предлагаются более объемные, разнообразные по характеру. На экзамене в конце третьего курса обучения комиссией определяется профиль-специализация певца (оперный певец или концертно-камерный исполнитель). В процессе обучения будущий оперный певец должен пройти школу драматического актера от упражнений и этюдов до воплощения на сцене образов героев драматических произведений. Цель обучения - развить музыкальность (как одно из основных профессиональных качеств), приобрести навыки коллективного театрального творчества, приблизиться к творческому процессу профессионального музыкального театра. Выпускник должен: знать: - принципы работы дирижера, режиссера, концертмейстера в оперном классе, многообразие функций певца, занятого в оперном спектакле; уметь: - под руководством преподавателей искать адекватные средства воплощения образа оперного персонажа на сцене. Оперная студия Основными задачами оперной студии являются: творческое соединение процесса теоретического обучения с художественной практикой, активное содействие повышению профессионального уровня подготовки студентов-вокалистов, вовлечение их в процесс создания оперного спектакля, преодоление психологических и специфически-вокальных сложностей выступления студентов в оперном спектакле, подготовка и показ дипломных спектаклей. Оперная студия осуществляет следующие основные функции: производственное обучение студентов во время постановки спектаклей; подбор репертуара спектаклей; изучение и использование в работе лучшего отечественного и зарубежного опыта постановки спектаклей. Оперная студия помогает становлению и развитию творческой индивидуальности студентов, осуществляет тесное взаимодействие с творческими объединениями данного направления деятельности в целях дальнейшего улучшения учебного и творческого процесса, способствует пропаганде лучших образцов классических и современных опер среди студентов. Выпускник должен: знать: - основной оперный репертуар, принципы постановки оперного спектакля, принципы репетиционной работы над оперным спектаклем; уметь: - исполнить на высоком художественно-певческом уровне свою партию в оперном спектакле, создать художественный образ, используя все полученные знания и навыки. Работа с концертмейстером в оперной студии Специфика работы певца с концертмейстером над оперной партией. Понимание оперной партии как части единого замысла композитора. Знание певцом и концертмейстером концепции постановщиков спектакля. Выпускник должен: знать: - музыку оперы в целом, функцию данной партии среди других вокальных партий; - цели и задачи, поставленные перед ним постановщиками спектакля; уметь: - выполнять указания постановщиков спектакля, изучая свою партию с концертмейстером. Основы актерского мастерства Курс "Основы актерского мастерства" - один из самых важных в воспитании профессионализма актера музыкального театра. В профессии оперного певца сосуществуют две основные грани творчества: музыкальная и сценическая. Они неразрывно связаны между собой и неотделимы от творчества исполнителя, качеств его личности и духовного облика. В задачи предмета "Основы актерского мастерства" входит: воспитание сценической культуры оперного певца, изучение законов сцены, формирование у певца профессиональных актерских качеств и навыков. Предмет "Основы актерского мастерства" требует от студентов настойчивой, регулярной тренировки, систематических упражнений и самостоятельной работы. Основу курса составляют практические занятия, которые включают упражнения на отдельные элементы актерского мастерства, а также музыкальные и драматические этюды, в которых эти элементы существуют в комплексе. Задачи первого года обучения: воспитание у студентов практических навыков правдивого поведения на сцене и соединение этих навыков с несложным музыкальным материалом. В задачи второго курса обучения входит дальнейшее формирование профессиональных актерских навыков и их применение в постановках отрывков музыкально-драматических произведений, а также создание курсового спектакля. Выпускник должен: знать: - психологические принципы актерского поведения на сцене, управления жестом, мимикой, интонацией голоса; - систему профессиональных тренировок актера; уметь: - выступить на сцене, создать убедительный образ. Основы сценического движения Курс "Основы сценического движения" является одной из важнейших составляющих процесса обучения актера музыкального театра. Наряду с другими дисциплинами "движенческого" цикла ("Танец", "Сценический бой"), он необходим не только для формирования специфических навыков оперного певца, но и для воспитания его пластической культуры. Известно, что пластическое поведение в роли требует от актера не только хорошей общей физической подготовки, но и владения специфическими навыками. Курс "Основы сценического движения" включает в себя элементы акробатики, гимнастики, ритмики, приспособленные специально для профессии актера. Уничтожение разрыва между техническим умением и сценическим искусством является важной задачей современной школы сценического движения. Основные цели и задачи курса "Основы сценического движения": воспитание у студентов эмоционально-осознанного отношения к музыке; развитие чувства ритма; совершенствование качества движений, их ритмичности, пластичности, выразительности, свободы, легкости, изящества; развитие художественно-творческих способностей, инициативы, творческой активности и фантазии. Выпускник должен: знать: - психологические и физиологические основы сценического движения, их связь с художественными задачами певца-актера; уметь: - постоянно поддерживать свое физическое и психологическое состояние на уровне, позволяющем успешно осуществлять художественные задачи на сцене. Танец и ритмика Тело актера нуждается в постоянной и регулярной тренировке. Красивая постановка корпуса и головы, красивые руки, выразительность жеста, отличная походка, свобода и естественность в движениях - это и определяет содержание данной дисциплины, соединяющей упражнения классического танца, историко-бытового танца, народно-сценического танца и гимнастические упражнения, направленные на общее гармоническое развитие мышечно-связочного аппарата человека. Задачи раздела историко-бытового и народно-сценического танца состоят в воспитании у студента манеры движений соответствующей эпохи, умения носить костюм и пользоваться его аксессуарами. Изучение основ народного танца обогащает артиста знанием ритма, стиля и манеры пластики конкретного народа. Курс учит понимать и органически ощущать характер исполнения танца, определяемый особенностью костюма, умением правильно передать манеру и стиль эпохи, добиваться легкости и законченности в исполнении движений и хорошей ориентации в пространстве. Выпускник должен: знать: - систему движений классического, историко-бытового и народно-сценического танца, музыку танцев, стилистику костюмов; уметь: - исполнить любой изученный танец. Сценический бой Курс сценического боя является важнейшей составляющей процесса обучения актера музыкального театра. Он продолжает работу над совершенствованием двигательной культуры студента. Основой сценического боя является спортивное фехтование, которое представляет собой единоборство на спортивном холодном оружии, обусловленное определенными правилами. Для освоения искусства сценического боя необходимо овладеть техникой разнообразных приемов нападения и защиты, тактикой их применения, иметь достаточный уровень развития специфических физических навыков. В частности, занятие сценическим боем предъявляет большие требования к развитию опорно-двигательного аппарата. Для развития необходимых двигательных качеств в занятиях используется широкий комплекс общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений. Сценический бой формирует и совершенствует устойчивость и концентрацию внимания, а также быстроту ориентировки и переключения от одних действий к другим. Сценическое фехтование, в отличие от спортивного, проводится без защитных средств, без масок. Это требует от студентов дисциплины, концентрации и устойчивости внимания и твердого соблюдения техники безопасности. В краткий теоретический курс входит изучение истории развития фехтования в мире и в Беларуси. Выпускник должен: знать: - систему приемов нападения и защиты во время сценического боя; - правила техники безопасности во время сценического боя; уметь: - провести сценический бой как элемент спектакля. Культура речи Задача предмета "Культура речи" - отработка у студентов профессиональных навыков овладения словом. Курс "Культура речи" делится на следующие разделы: орфоэпия, артикуляция и дикция, дыхание, голос, работа над текстом. Основным содержанием курса является работа над текстом. Цель преподавания - научить студентов на примерах литературных произведений (разных по жанру и стилю) постигать психологические особенности человеческих отношений, развивать языковое мышление, чувство контакта со слушателем; снимать психофизическую "зажатость" через постановку голоса, выработку выразительной литературной речи. Во время работы над текстом студент учится правильно оценивать факты и явления, положенные в основу того или иного литературного произведения, обозначать его тему, идейную направленность, раскрывать содержание и решать "сверхзадачу". Выпускник должен: знать: - принципы литературного произношения, основы дикции, грамматический и лексический строй языка; уметь: - выразительно произносить текст литературного произведения, контролировать звучание голоса, передавать "сверхзадачу" исполнения литературного произведения. Музыкальная педагогика и психология История музыкальной педагогики и психологии. Выдающиеся представители этих научных дисциплин. Методология современной музыкальной педагогики и психологии. Выпускник должен: знать: - современную проблематику музыкальной педагогики и психологии; уметь: - применять методы современной музыкальной педагогики и психологии в работе с учениками. 7.5.5 Цикл дисциплин специализации Для направления специальности "Пение (академическое)" специализация не предусматривается. 7.6 Требования к содержанию и организации практик Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, его продолжением в формах будущей профессиональной деятельности. Практики направлены на закрепление знаний и умений, полученных студентом в процессе обучения в вузе, на овладение навыками инициативного решения социально-профессиональных задач под руководством опытного преподавателя. Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации. 7.6.1 Практика исполнительская Исполнительская практика является важнейшей формой профессионального обучения студентов. Цель практики - развить артистизм студента, умение выступать с исполнением подготовленных произведений перед публикой. Исполнительская практика проходит под руководством опытного преподавателя, имеющего большой опыт собственных концертных выступлений. 7.6.2 Практика педагогическая Педагогическая практика - одна из важнейших составных частей учебного процесса, обеспечивающая получение квалификации преподавателя, обязательный предмет для каждого студента. Главной целью педагогической практики является подготовка студентов к педагогической деятельности по специальности. Главная задача педагогической практики предусматривает закрепление знаний, полученных студентами по предметам психолого-педагогического цикла и методике, применение теоретических знаний в учебном процессе, развитие профессиональных навыков преподавания, ознакомление с педагогическим репертуаром определенного класса (курса), ведение учебной документации. Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | |
Новости законодательства
Новости Спецпроекта "Тюрьма"
Новости сайта
Новости Беларуси
Полезные ресурсы
Счетчики
|