Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

< Главная страница

Стр. 35

Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 |



Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность

Источники опасности и особенности защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биологического, экологического и социального характеров. Прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты населения, объектов хозяйствования и природной среды в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях и экологическая безопасность. Физическая природа и источники радиационной опасности для человека, объектов и природной среды. Основы радиационной безопасности биологических систем. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и мероприятия по ликвидации ее последствий. Виды медицинской помощи.

Выпускник должен:

знать:

- основные виды чрезвычайных ситуаций, характерные для Республики Беларусь, и их последствия для населения, хозяйственных объектов и природной среды;

- систему защиты населения и территорий в мирное и военное время;

- основы радиационной безопасности и радиационной экологии;

- основные виды медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации;

уметь:

- прогнозировать, оценивать и проводить мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

- организовывать работу по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях;

- пользоваться приборами химического, радиометрического, дозиметрического и экологического контроля;

- оказать первую помощь пострадавшему (травма, несчастный случай).


Основы информационных технологий

Информация. Информатизация. Технические средства информатизации. Системные программные средства информатизации. Общие сведения о системах обработки информации. Универсальные программные средства информатизации. Текстовые процессоры. Табличные процессоры. Системы управления базами данных. Программные средства разработки презентаций. Антивирусные средства. Средства архивации данных. Состав и программное обеспечение локальных и глобальных сетей. Глобальная сеть Интернет. Принципы организации и программная поддержка электронной почты.

Выпускник должен:

знать:

- основные виды информации;

- технические средства информатизации;

- назначение и основные функции операционных систем как системных программных средств информатизации;

- общие сведения о системах обработки информации;

- основные функции текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных, разработки презентаций как универсальных информационных технологий;

- антивирусные средства;

- средства архивации данных;

- принципы работы с электронной почтой;

уметь:

- создавать, сохранять, копировать, архивировать файлы с информацией, проверять их на наличие вирусов;

- создавать и редактировать текстовые документы;

- создавать и редактировать таблицы;

- создавать и редактировать базы данных;

- создавать презентации и слайд-фильмы;

- осуществлять поиск и просмотр информации в сети Интернет.


7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин


История мировой литературы

Литература как вид искусства и составная часть художественной культуры человечества. Ее идейное и художественное богатство. Развитие и усложнение художественной литературы как результат развития личности, ее самопознания и самоопределения. Международные и культурные связи как обязательные условия и важнейший источник богатства национальных литератур. Понятие мировой литературы. Мировая литература как совокупность отличительных черт национальных искусств. История литературы в контексте всеобщей истории и истории культуры. Основные этапы развития литературы. Важнейшие школы, направления, стили. Литература Античности, европейского Средневековья, эпох Возрождения, Просветительства, Западной Европы и Америки XIX - XX веков, славянских стран (русской, украинской, болгарской, чешской, польской). Национальные элементы в освоении культурного наследия Запада.

Выпускник должен:

знать:

- важнейшие этапы развития мировой литературы с древнейших времен до ХХ века;

- творчество выдающихся деятелей мировой поэзии, прозы, драматургии;

- стилистические и иные особенности произведений классиков литературы;

уметь:

- самостоятельно анализировать произведения литературы;

- различать явления искусства и массовой культуры;

- вести научный диалог по дискуссионным вопросам;

- использовать критическую литературу.


История белорусской литературы

Старобелорусская литература (X - XVIII вв.). Литература эпохи Древней Руси и принятия христианства (X - первая половина XIII вв.). Литература эпохи Возрождения (вторая половина XIII - первая половина XVI вв.). Полемическая литература эпохи религиозно-политической борьбы на Беларуси, зарождение силабики и прозы (вторая половина XVI - первая половина XVII вв.). Литература эпохи упадка старобелорусской письменности, роль фольклора в сохранении национального менталитета в этот период (вторая половина XVII - XVIII вв.). Основные литературно-художественные течения первой половины XIX в. (социально-бытовая, романтично-этнографическая, реалистическая). Зарождение критического реализма в белорусской литературе после восстания К.Калиновского (вторая половина XIX в.). Новый период возрождения и развития белорусской литературы начала XX столетия (до 1917 г.). Новейшая белорусская литература (20 - 90-е годы XX столетия). Белорусская культура: из истории освоения мировой литературы, традиционное и новаторское, общечеловеческое и национальное, "вечное" и современное. Литература как одно из "оправданий" и одна из возможностей спасения цивилизации и человечества.

Выпускник должен:

знать:

- важнейшие этапы развития белорусской литературы с древнейших времен до ХХ века;

- творчество выдающихся деятелей белорусской литературы;

- стилистические и иные особенности произведений классиков белорусской литературы;

уметь:

- высказать и обосновать свою позицию по проблемам, которые касаются ценностного значения и содержания литературного произведения;

- вести научный диалог по дискуссионным вопросам;

- самостоятельно анализировать произведения белорусской литературы;

- выявлять связи литературы с другими явлениями духовной жизни белорусского народа.


Охрана труда и техника безопасности

Законодательные акты и инструкции в области охраны труда и техники безопасности. Ядовитые и вредные вещества. Транспортировка, складирование материалов. Гашение извести, приготовление растворов. Виды поражений. Защитные средства. Безопасные методы работ. Работа на высоте. Особенности современных материалов. Электричество и электроинструмент. Легковоспламеняющиеся вещества. Работа с паяльной лампой. Освещение. Пожарная безопасность, средства пожаротушения. Производственный травматизм. Оказание первичной медицинской помощи.

Выпускник должен:

знать:

- правила техники безопасности и охраны труда при выполнении работ в условиях производства, в учебных аудиториях;

- о пожароопасных материалах и основных способах пожаротушения;

- особенности пользования и проведения работ с электрооборудованием и электроинструментом;

- основные методы транспортировки и хранения ядовитых и вредных веществ;

уметь:

- использовать приемы и способы безопасной работы с вредными и ядовитыми веществами, колющим и режущим, электроинструментом и иным оборудованием;

- проводить организационные и технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и охраны труда при работах на объектах;

- оказывать первичную помощь при производственных травмах.


Основы управления интеллектуальной собственностью

Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Промышленная собственность. Патентная информация. Патентные исследования. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности. Государственное управление интеллектуальной собственностью.

Выпускник должен:

знать:

- основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

- порядок оформления прав на объекты интеллектуальной собственности в республике и за рубежом;

- основные виды патентной информации и методику проведения патентных исследований;

- виды ответственности за нарушение прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности и способы защиты этих прав;

уметь:

- проводить патентно-информационный поиск, в том числе с использованием сети Интернет;

- составлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности;

- оформлять договоры на передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

- управлять интеллектуальной собственностью в организации.


Белорусский язык (профессиональная лексика)

Исторические этапы формирования и развития белорусского языка. Особенности научного стиля. Белорусская научная терминология. Стилистика официально-деловых бумаг. Проблемы белорусско-русской интерференции. Лексикология и лексикография. Лексический состав научного стиля. Белорусская научная (искусствоведческая, театроведческая и киноведческая) терминология. Научный текст: структура и языковое оформление. Система жанров научной литературы. Особенности официально-делового стиля. Понятие документа. Группы официально-деловой документации. Деловые письма: языковое оформление и редактирование. Художественный стиль, его особенности и лексический состав.

Выпускник должен:

знать:

- роль языка и произношения в процессе социализации личности;

- систему лексических, грамматических и стилистических средств белорусского языка, их коммуникативные источники;

- языковую ситуацию в Республике Беларусь на современном этапе;

уметь:

- характеризовать особенности терминологической лексики, научного и официально-делового стиля и сферы их функционирования;

- анализировать особенности белорусско-русского и русско-белорусского билингвизма;

- адаптировать языковое поведение в разных ситуациях профессиональных и деловых отношений.


История мирового и белорусского изобразительного искусства

Первобытное искусство. Искусство Древнего Египта. Искусство Месопотамии. Эгейское искусство. Античное искусство Греции. Античное искусство Рима. Искусство средних веков. Византийское искусство. Период варваров. Романский период. Готика. Искусство Древней Руси. Искусство эпохи Возрождения. Проторенессанс. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Изобразительное искусство ХVII - XVIII вв.: Барокко. Рококо. Классицизм. Искусство европейских стран ХIХ в.: Романтизм. Реализм. Импрессионизм. Модерн. "Серебряный век" русского искусства. Реализм в европейском искусстве ХХ в. Модернистские течения в изобразительном искусстве ХХ в.

Дохристианское искусство на территории Беларуси. Каменный век. Бронзовый век. Железный век. Изделия из металла, стекла, керамики. Искусство IХ - ХIII вв. Взаимодействие дохристианских традиций и византийский эстетики. Культовая архитектура ХI - ХII вв. Фресковая живопись. Искусство оформления рукописной книги. Художественная пластика. Оборонительное зодчество ХIV - ХVI вв. Черты эпохи Ренессанса в культовой архитектуре. Возникновение белорусского книгопечатания. Ф.Скорина и его последователи. Фресковая живопись ХVI в. Византийские традиции в иконописи ХV - ХVI вв. Формирование национальной школы иконописи. Барокко в искусстве Беларуси. Зарождение светского живописного портрета. Скульптура ХIV - ХVII вв. Книжная гравюра ХVII - ХVIII вв. Черты барокко в культовой и мемориальной пластике. Классицизм в станковой живописи. Романтизм ХIХ в. Историческая живопись. Национально-исторический пейзаж в графике ХIХ в. Бытовая живопись ХIХ в. Скульптура. Изобразительное искусство начала ХХ в. Художественная жизнь Беларуси начала 1920 - 30 гг. Живопись, графика, скульптура послевоенного десятилетия. "Суровый стиль" в белорусском искусстве. Книжная графика 60-х гг. Белорусское современное изобразительное искусство (1970 - 2000-е гг.).

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового и белорусского изобразительного искусства;

- стили и направления мирового и белорусского изобразительного искусства;

- творческие концепции и важнейшие произведения выдающихся живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов мирового и белорусского изобразительного искусства;

уметь:

- анализировать произведения мирового и белорусского изобразительного искусства в культурно-историческом контексте, связи с художественными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского изобразительного искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших закономерностях развития мирового и белорусского изобразительного искусства.


История мировой и белорусской музыки

Основные этапы истории европейской музыкальной культуры. Музыкальная культура Древнего мира и Античности. Музыкальная культура Западной Европы в эпоху Средневековья, Возрождения, Просвещения. Основные идейно-стилистические направления и тенденции в музыкальной культуре Западной Европы XIX - XX столетий. Основные жанры. Пути американской музыки. Джаз. Мюзикл. Начало классического периода в музыкальной культуре России XIX - XX столетия. Особенности процесса развития музыкальной культуры в советскую эпоху. Основные музыкальные жанры, поиски новых стилей. Творчество композиторов Д.Шостаковича, С.Прокофьева и др. Новые стилевые тенденции в музыкальном искусстве СССР в 1970-е - 90-е гг.: монументализация, комертизация, неофольклоризм, неоклассицизм, неоромантизм, полистилистика.

Сложность процесса составления музыкальной культуры в Беларуси. Музыкальная культура Беларуси в XVI - первой половине XVIII столетий. Музыкальная культура Беларуси второй половины XVIII столетия. Белорусские композиторы XIX - начала XX столетия. Концертно-исполнительская деятельность. Музыкальная культура Беларуси ХХ столетия в период формирования национальной композиторской школы (1917 - 1950-е гг.). Первые белорусские оперы, балеты симфонии и другие произведения. Новый этап белорусской музыкальной культуры второй половины 50-х - 80-х гг. Стилистика. Современное состояние белорусской музыкальной жизни. Белорусский музыкальный авангард. Ведущие музыкальные коллективы и исполнители.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового и белорусского музыкального искусства;

- стили и направления западного и белорусского музыкального искусства;

- творческие концепции и важнейшие произведения выдающихся композиторов мирового и белорусского музыкального искусства;

уметь:

- анализировать произведения мирового и белорусского музыкального искусства в культурно-историческом контексте, связи с музыкальными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского музыкального искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших закономерностях развития мирового и белорусского музыкального искусства.


История мирового и белорусского кино

Предыстория кино. Создание специальной киноаппаратуры. Эра немого кино. Возникновение жанров. Система кинозвезд. Экспериментаторство в Европе в 1910-е - 1920-е гг. С.Эйзенштейн - интеллектуальный монтаж. Начало эры соцреализма. "Золотой век Голливуда". Возникновение звукового кино. Звуковые системы. Эксперименты со звуком. Крупнейшие киностудии. Введение цвета. Анимация. Студия У.Диснея и др. Подъем национальных кинематографий в 1930-е гг. Французское кино: поэзия и реализм. Ж.Виго, Ж.Ренуар. Краткий взлет английского кино. Кино в Азии (Китай, Индия, Япония). Кинематограф при диктаторских режимах. Документалистика и пропаганда. Кино как средство манипулирования массовым сознанием. Послевоенное кино. Итальянский неореализм. Влияние неореализма на др. страны. Япония, А.Куросава. Индия, С.Рей. Швеция, И.Бергман. "Новые волны" 1960-х гг. Метафорический монтаж. Возрождение кино в 1970-е гг. Голливуд. Поп-культура. Новое поколение кинорежиссеров: Ф.Ф.Коппола, Дж.Лукас, Ст.Спилберг, М.Форман, М.Скорсезе, К.Занусси, А.Вайда и др. Современный кинематограф. Стилистика комиксов. Новая режиссура. О.Стоун, Р.Земекис, К.Тарантино и др. Возвращение к романтизму. Семейное кино. Фильмы с продолжением, сериалы. Спецэффекты, компьютерные технологии. Совместное производство. Государственная поддержка национального кино. Эстетизм Д.Джермена, П.Гринуэя, М.Ли. Традиционная музыкальная мелодрама. Боевые искусства на экране. Страны СНГ. Посткоммунистический период. Теория и практика киноискусства. Становление киноискусства в Европе и Америке. Кино 1930 - 40 гг. Мировое кино 1950 - 70 гг. Современные тенденции и перспективы киноискусства (1980 - 2000 гг.).

Кинематограф и киносеть в Беларуси в начале XX в. Предпосылки создания национального кинопроизводства в Беларуси в начале 1920-х годов. Создание Белгоскино. Становление белорусского кино в 1920-е гг. Белорусский кинематограф 1930 - 40-х гг. Кинематограф Беларуси 1950 - 80-х гг. Жанровая палитра. Современные тенденции и перспективы развития белорусского кинематографа (1990 - 2000 гг.).

Выпускник должен:

знать:

- важнейшие этапы развития мирового и белорусского кино;

- творчество выдающихся режиссеров и актеров мирового и белорусского кино;

- современную практику мирового и белорусского киноискусства;

уметь:

- вести научный диалог по дискуссионным вопросам киноискусства;

- анализировать произведения игрового и документального кино;

- использовать знания из области истории кино в своей театроведческой и театрально-критической практике.


Введение в театроведение

Театр как вид искусства. Основные элементы театра. Генезис театра. Роды театральных представлений и их особенности. Драматический, музыкальный, кукольный театр, пантомима. Театр и смежные виды искусства (кино, телевидение, эстрада, цирк). Понятие театрального стиля. Типология сценических жанров. Функции театра в социуме. Место театра в национальной культуре. Художественный образ спектакля. Содержание и форма спектакля. Режиссура. Методология. Объект театральной критики. Связь театроведения с другими науками.

Выпускник должен:

знать:

- о театральном искусстве как особом способе художественного познания мира;

- о театре как синтезе искусств (литературы, актерского, режиссерского, изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного и др.) и театральной культуре, включающей в себя, кроме театрального искусства, театроведение, театральную критику, уровень театральных запросов и вкусов публики;

- о специфике театра как вида искусства;

- о генезисе театра и его жанрово-видовой природе;

- о средствах сценической выразительности;

- о разных формах театра - драматическом, музыкальном, кукольном, эстрадном;

- о месте и роли форм драматического театра в системе общечеловеческих культурных ценностей, связи театра с другими видами искусства;

- о периодизации, основных исторических этапах и закономерностях развития мирового и белорусского театрального искусства и драматургии, театра стран Востока;

- о художественных направлениях и стилях;

уметь:

- использовать данные научной и справочной литературы;

- достижения мировой и белорусской театроведческой науки, творчество крупных исследователей мирового и национального театрального искусства, его истории, теории и эстетики;

- применять способы и приемы литературно-художественной фиксации и литературного репродуцирования произведения сценического искусства.


Театральная критика

Введение в дисциплину. Содержание, цели, задачи и структура курса. Анализ драмы: сюжет, жанр, композиция, конфликт, стиль пьесы. Классическая и неклассическая драматургия. Практический анализ пьесы. Рецензия: этап "записи" спектакля. Элементы театрального зрелища. Пьеса и сценическое воплощение, понятие режиссерской концепции, сценографическое и музыкальное решение, актерские образы. Практические навыки написания рецензии. Творческий портрет актера: природа и принципы существования актерского образа, актер и мизансцена. Темперамент, типажность, внешние данные актера. Грим, костюм, манера общения. Типология актерского творчества. Жанр интервью. Практическое написание "портретов". Роль публицистики. Жанры "эссе" и "театрального фельетона". Художественный анализ драматургического произведения и его основных элементов: конфликт, композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), драматургическое действие, единое действие. Художественный анализ спектакля в жанре рецензии как главного жанра театральной критики: литературная запись спектакля, мизансцен, сценографии, режиссерской интерпретации, актерского исполнения, музыкального решения спектакля. Художественный анализ сценического языка спектакля, выявление творческого механизма перевода литературного произведения (пьесы) на язык театра. Понятие режиссерской концепции: замысла, решения и воплощения на материале спектакля. Освоение жанра творческого портрета актера, режиссера, сценографа и т.д. Освоение жанра "Проблемная статья": художественный анализ и характеристика театрального процесса в общетеоретическом, синхроническом или диахроническом подходах; понятие театрального процесса. Сравнительный проблемный анализ направлений, эстетических поисков театральных коллективов. Этапы работы: сбор материалов, библиография, план, проблематика, пути ее отражения. Методы написания статьи: синхронический, диахронический подходы, общетеоретическая статья. Научно-исследовательское направление (дипломная работа). Изучение иконографических, архивных и других материалов. Постановка цели и задач научного исследования работы. Разработка плана-проспекта научно-исследовательской работы.

Выпускник должен:

знать:

- способы и методы анализа пьесы;

- способы и методы анализа спектакля;

- способы и методы анализа режиссерской работы в спектакле;

- способы и методы анализа актерской работы в спектакле;

- способы и методы анализа работы сценографа, композитора;

- способы и методы работы над рецензией, творческим портретом, театральным обозрением, театральным эссе, театральным фельетоном, проблемной статьей;

уметь:

- устно и письменно высказывать и обосновывать свою театрально-критическую позицию по проблемам, касающимся эстетической ценности конкретных спектаклей театра драмы и кукол, драматургии;

- устно и письменно выявлять связь и эстетическую общность явлений современного театрального искусства с тенденциями развития других видов искусств - литературы, изобразительного, музыкального, кино и телевидения;

- устно и письменно вести театрально-критический диалог по дискуссионным вопросам современной мировой и белорусской театральной практики, состояния театрально-критической мысли, вести научный диалог по дискуссионным вопросам театрального процесса.


История театральной критики

Определение театральной критики. Исторические предпосылки возникновения театральной критики, ее связь с периодической печатью и состоянием профессионального театра. Мемуары как источник театрально-критического знания. Основные жанры театральной критики и их исторические модификации. Связь театральной критики со стилевыми особенностями эпохи и доминирующей идеологией. Зачатки театральной критики в античную эпоху. Средневековый театр и возможности его освещения. Театральная критика в эпоху Возрождения. Нормативность театрально-критических требований XVII века. Просветительство и театральная критика. Литературно-театральная критика XIX века. Расцвет театральной критики на рубеже XIX - XX века. Этапы движения театрально-критической мысли на протяжении XX века.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мировой и белорусской театральной критики;

- творческое наследие выдающихся театральных критиков;

- современное состояние театрально-критической мысли Беларуси;

уметь:

- анализировать театрально-критическое наследие выдающихся критиков;

- определять и выделять на конкретных примерах театрально-критических произведений характерные особенности развития театрально-критической мысли;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности достижения прошлой и современной театрально-критической практики.


История театра Беларуси

Народные формы театра. Скоморохи. Батлейка. Народная драма. Театральное искусство Беларуси XVII - XIX в. Школьный театр. Магнатский театр. Становление профессионального национального театра (1900 - 1920). Драматургия К.Каганца, Л.Родевича, К.Буйло, Я.Купалы, Ф.Олехновича. Творческая деятельность труппы Игната Буйницкого и Первого товарищества белорусской драмы и комедии под руководством Флориана Ждановича. Открытие Первого белорусского государственного театра в Минске (1920 г.). Драматургия В.Голубка, Е.Мировича, М.Чарота, В.Горбацевича, М.Громыки, Е.Романовича, Д.Курдина, Г.Кобеца. Белорусская студия в Москве. Создание Второго белорусского государственного театра (1926). Театр В.Голубка. Театральная дискуссия 1920-х гг., ее особенности и результаты. Актерское и режиссерское искусство Флориана Ждановича. Белорусский театр 1930-х гг. Драматургия Я.Коласа, К.Черного, К.Крапивы, Э.Самуйленка, З.Бедули. Театральная жизнь Западной Беларуси (1920 - 1939). Деятельность театральных коллективов в годы войны (1941 - 1945). Драматургия военного времени. Белорусский театр послевоенного времени (1946 - 1959). Драматургия. Творческая деятельность театров им. Я.Купалы, Я.Коласа, Белорусского ТЮЗа. Белорусский театр 1960 - 1990-х гг. Драматургия К.Крапивы, А.Макаёнка, К.Губаревича. Актерское искусство Купаловского театра. Тенденции и направления развития современного национального театра. Драматургия В.Короткевича, А.Дударева, Н.Матуковского, А.Петрашкевича. Новая актерская генерация национальной сцены. Творческие поиски молодой драматургии и режиссуры Беларуси.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития белорусского театрального искусства;

- стили и направления белорусского театрального искусства;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров Беларуси;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов;

уметь:

- анализировать произведения белорусского театрального искусства и драматургии в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений белорусского театрального искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития белорусского театрального искусства.


История театра Западной Европы и Америки

Античный театр. Происхождение и развитие Древнегреческого театра. Эпоха эллинизма и театр. Сценическая культура и драматургия Древнего Рима. Христианство и театр. Основные жанры Средневекового театра. Странствующие гистрионы. Гуманистический комплекс идей и театр эпохи Возрождения. Комедия "дель арте". Испанский театр. Шекспир и английский театр эпохи Возрождения. Французский театр и эстетика классицизма. Корнель, Расин, Мольер. Организация "Комеди Франсез". Комплекс идей Просвещения и английский театр XVIII в. Театры "Друри-Лейн", "Ковент Гарден". Французский театр XVIII в. "Парадокс об актере" Д.Дидро. Немецкий театр Просвещения. Театральная реформа К.Гольдони. Сказки для театра К.Гоцци. Стилевые особенности романтизма и немецкий театр. Театральные манифесты В.Гюго. Английский театр эпохи романтизма. Байрон, Шелли. Актер Э.Кин. Натурализм и творчество Э.Золя. М.Метерлинк и эстетика символизма. Европейское движение "свободных театров". Ф.Ницше и театр. Г.Ибсен и новая европейская драма. Философия иррационального и эстетизма в творчестве К.Гамсуна и О.Уайльда. Немецкий театр на рубеже XIX - XX вв. Символизм и театральные идеи Г.Крега. Парадоксы Б.Шоу. Театр XX в. и модернизм. Французский театр XX в. Сюрреализм. Теория "театра жестокости" А.Арто. Интеллектуальная драма. Экзистенциализм. Театр абсурда. Немецкий театр XX в. Экспрессионизм в немецком театре. Политический театр Э.Пискатора. Теория "эпического театра" Б.Брехта. Театр масок Л.Пиранделло. "Пикколо-театр" и творчество Д.Стреллера. Английский театр XX в. Швейцарский театр XX в. Становление и развитие театра США. Испанский театр XX в. Г.Лорка.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового театрального искусства;

- стили и направления мирового театрального искусства;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов;

уметь:

- анализировать произведения мирового театрального искусства и драматургии в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового театрального искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития мирового театрального искусства.


История театра России

Театральное искусство России от истоков до 1917 г. Истоки русского театра. Скоморошество. Народная драма и формы народного театра на Руси. Театр Петрушки. Школьный театр Московской Руси. Придворный театр XVIII в. Классицизм и Просвещение в русском театре XVIII в. Драматургия А.Сумарокова, Я.Княжнина, В.Майкова, М.Хераскова, Н.Николаева, И.Крылова, Д.Фонвизина. Театральная деятельность Ф.Волкова, И.Дмитриевского и их последователей. Комическая опера. Крепостной театр. Русский театр первой половины XIX в. Драматургия А.Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя. В.Белинский, Н.Добролюбов и театр. Малый театр. Александринский театр. Творчество актеров П.Мочалова, М.Щепкина, В.Каратыгина, А.Мартынова и др. Русский театр второй половины XIX в. Драматургия А.Островского, М.Салтыкова-Щедрина, А.Сухово-Кобылина, А.Толстого, И.Тургенева, Л.Толстого. Малый и Александринский театры. Провинциальные театры России. Творчество актеров П.Садовского, Г.Федотовой, А.Ленского, М.Ермоловой, М.Савиной, В.Давыдова, К.Варламова, П.Стрепетовой и др. Театральная реформа в России на рубеже XIX - XX вв. Деятельность К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. МХТ. Драматургия А.Чехова, М.Горького, Л.Андреева, Н.Гумилева, А.Блока и др. Театральное искусство России (1917 - 2000 гг.). Социально-экономическое, культурное и политическое положение России в рассматриваемый период. А.В.Луначарский и его роль в восстановлении и развитии театральной жизни России. Выделение группы академических театров. Сложности художественной жизни страны в различные периоды ее развития. Деятельность Художественного камерного и театра Мейерхольда. Открытие новых театров, их творческие особенности (театр им. Вахтангова, театр Революции, Театр МГСПС, МХАТ-II, театры для детей.). Театральное образование. Потери ряда известных драматургов, режиссеров и актеров в т.н. период "культа личности". Закрытие театральных коллективов. Театры в годы Великой Отечественной войны. Театральная жизнь страны в период послевоенного восстановления (1945 - 60-й гг.). "Новый поход" против художественной интеллигенции. Театральная жизнь России 1960 - 90-х гг. Борьба с творческим нивелированием. Открытие "Современника" и театра на Таганке. Театральная реформа 80-х гг. Студийное движение. Современная жизнь театральных коллективов России.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития театрального искусства России;

- стили и направления театрального искусства России;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров России;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов России;

уметь:

- анализировать произведения театрального искусства и драматургии России в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений театрального искусства России характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития театрального искусства России.


История театра Центральной и Восточной Европы

Театральное искусство Азербайджана, Армении, Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдовы, Болгарии, Польши, Словакии, Чехии.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития театрального искусства Центральной и Восточной Европы;

- стили и направления театрального искусства Центральной и Восточной Европы;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров Центральной и Восточной Европы;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов Центральной и Восточной Европы;

уметь:

- анализировать произведения театрального искусства и драматургии Центральной и Восточной Европы в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений театрального искусства Центральной и Восточной Европы характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития театрального искусства Центральной и Восточной Европы.


История театра Востока

Истоки индийского театра. Индийский эпос "Махабхарата" и "Рамаяна". Теоретический трактат по драматургии и сценическому искусству "Натьяшастра". Музыкально-танцевальная драма - лила, рамлила, представление якшагана. Представление катхакали. Развитие профессиональной драматургии. Творчество Бхасы. Драматургия Калидасы. Драматургия Шудраки. Эволюция форм народного театра. Новая драматургия Индии. Древние театрализованные шествия с драконами, игры со львами. Народное театрализованное представление - янге. Китайская мифология. Первые произведения китайской драматургии: жанр Цзаньцзюанси и комическое "смешенное представление" - Цзацзюй. Южная драма - Наньси. Юаньская драма. Жанры китайской музыкальной драмы: пекинская, шаоссинская, сычуаньская оперы. Типы театральных трупп Китая, их структура. Китайский театр кукол. Театр современного Китая. Возникновение японского театра. Музыкально-хореографический театр Бугаку. Возникновение театра Ноо. Эстетические концепции, организация построения пьес и представлений Ноо. Драматургия театра Ноо. Комическая интермедия Кёген. Театр Есе. Театр кукол Дерури. Возникновение и основные этапы развития театра Кабуки. Драматургия Кабуки. Новые театральные жанры - Симпа, Синкокугеки, Сингеки. Традиционные театральные жанры в современной Японии. Театры других стран Востока. Театры стран арабского Востока - Ливан, Сирия, Ирак, Иран и др. Театр Индонезии. Театры Лаоса, Таиланда, Вьетнама, Кореи.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития театрального искусства стран Востока;

- сходства и различия стилей и направлений театрального искусства стран Востока;

- системы амплуа и средств выразительности актеров восточного театра;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров стран Востока;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов стран Востока;

уметь:

- анализировать произведения театрального искусства и драматургии стран Востока в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений театрального искусства стран Востока характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития театрального искусства стран Востока.


История мирового и белорусского театра кукол

Теория возникновения театра кукол Ш.Нодье, Ш.Маньяна, А.Белецкого. Обряд и игра. Античный театр кукол. Комический герой-шут Мак. Пародийно-сатирический тип представлений. Театр кукол Средневековья. Религиозно-мистериальные представления. Эволюция сюжетов. Образ народного героя театра кукол. Общие черты народно-бытовых героев театров кукол разных стран: Пульчинелло, Полишинель, Панч, Петрушка, Кашпарек и др. Театры кукол восточных стран. Странствующие кукольники Индии и Индонезии. Японский кукольный театр. Системы управления куклами, их связь с драматическими театральными жанрами. Теневые театры кукол. Происхождение театра теней. Современные театры кукол. Театр кукол России. Театр кукол Беларуси. Истоки белорусского театра кукол. Батлейка. Белорусский государственный театр кукол в Минске. Витебский театр "Лялька". Театры в Гомеле, Гродно, Бресте, Могилеве. Международные фестивали театров кукол.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового и белорусского театра кукол;

- стили и направления мирового и белорусского театра кукол;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся режиссеров мирового и белорусского театра кукол;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов мирового и белорусского театра кукол;

уметь:

- анализировать произведения мирового и белорусского театра кукол и кукольной драматургии в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского театра кукол характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития мирового и белорусского театра кукол.


История режиссуры

Определение режиссуры, как специфического типа художественного творчества. Причины возникновения профессии. Пути ее развития с эстетической и технологической точек зрения. Мейненгенский театр. Деятельность А.Антуана, О.Брамма. Режиссура М.Рейнхардта, Г.Крэга. Формирование русской режиссерской школы. Практическая деятельность К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко. Режиссура Вс.Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, А.Я.Таирова. Многогранность режиссерских поисков и направлений. Режиссура К.Марджанова, Н.Охлопкова, Н.Акимова, Г.Товстоногова, О.Ефремова, А.Эфроса, Ю.Любимова, Г.Волчек, М.Захарова, Л.Додина, Р.Виктюка, М.Розовского и др. Место русской режиссуры в мировой театральной культуре. Режиссура Е.Гротовского, П.Брука, Дж.Стрелера, П.Штайна, Р.Стуруа и др. Литовская режиссура.

Выпускник должен:

знать:

- основы режиссерского творчества, закономерности развития режиссерского искусства в мировом театральном процессе;

- специфику исторического развития и современную практику белорусской театральной режиссуры;

- о специфических особенностях режиссерской профессии;

- творчество крупнейших режиссеров отечественного и зарубежного театра;

уметь:

- анализировать произведения крупных режиссеров мирового и белорусского театра в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах режиссерской работы характерные особенности важнейших стилей и направлений в режиссуре прошлого и современности;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития режиссерского творчества.


История мирового и белорусского музыкального театра

Музыкальный театр и его специфика. Зарождение музыкального театра в эпоху Средневековья. Появление оперы (XVII в., Италия). Зарождение балета (XVII в., Франция). Французская, английская, итальянская опера XVIII - XIX вв. Оперный театр XVIII - XIX вв. Основные оперные жанры: опера-серия, опера-буфа, комическая опера, немецкий и австрийский зингшпиль. Творчество оперных и балетных композиторов К.Вебера, Дж.Россини, В.Беллини, Дж.Верди, Ш.Гуно, А.Адана, Ж.Бизе. Французская, венская и английская оперетта (Ж.Оффенбах, И.Штраус, С.Джонс). Опера, балет, мюзикл, рок-опера. Русский музыкальный театр XIX в. (Н.Бородин, Н.Мусоргский, П.Чайковский и др.). Белорусский музыкальный театр XIX в. (С.Монюшко). Особенности развития музыкального театра XX века. Творчество композиторов К.Орфа, Г.Малера, Б.Бартока, А.Месиана. Русский музыкальный театр XX века (И.Стравинский, Д.Кабалевский, Д.Шостакович, А.Прокофьев и др.). Белорусский музыкальный театр XX века (Г.Пукст, Е.Тикоцкий, Г.Вагнер, Е.Глебов, Ю.Семеняко, Д.Смольский, С.Кортес, А.Мдивани и др.).

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового и белорусского музыкального театра;

- стили и направления мирового и белорусского музыкального театра;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся режиссеров мирового и белорусского музыкального театра;

- творчество выдающихся композиторов, актеров, сценографов мирового и белорусского музыкального театра;

уметь:

- анализировать произведения мирового и белорусского музыкального театра в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского музыкального театра характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития мирового и белорусского музыкального театра.


Теория драмы

Драма как род литературы. Эстетика и теория драмы античного времени. Характеристика жанров Средневековой драматургии. Эстетика и теория драмы эпохи Возрождения. Эстетика и теория драмы классицизма. Эстетика и теория драмы эпохи Просвещения. Эстетика и теория драмы объективного идеализма. Философия иррационализма и проблемы драматургии. Общественно-идеологические основы драмы в свете теории исторического материализма. Вопросы теории драмы в трудах российских критиков и писателей XVIII - XIX вв. Вопросы теории драмы в XX в. Драматический процесс. Общая конструкция драмы. Схемы драматической структуры и виды драматических сцен. Конструкция драматической сцены. Конструкция драматической реплики. Ритм драматического произведения. Сюжет и характеры в драме. Классификация жанров драмы. Смысл драматического произведения. Метод построения сюжета (развитие конфликта). Мотивация драматических действий. Драма и проза. Инсценировка. Драма как сценический материал. Художественный текст драмы и художественный текст спектакля.

Выпускник должен:

знать:

- историю учений о драме;

- классификацию жанров драматургии и их эволюцию;

- методы построения конфликта в драме;

уметь:

- анализировать драматическое произведение;

- выявлять типы драматического конфликта;

- выявлять смысл драматического произведения.


История театрального дела

Место истории театрального дела в науке о театре. Истоки и становление театрального дела в Западной Европе. Коммерциализация европейского театра. Театральное дело США ХХ в. Развитие театрального дела в России XVI - XVIII в. Деятельность императорских театров России XIX - начала ХХ в. Частное театральное предпринимательство в России XVIII - начала ХХ в. Театральное дело советского периода. Театральное дело в СССР 1920 - 40-х гг. Театральное дело в СССР 1950 - 70-х гг. Театральный эксперимент конца 1970 - начала 1980-х гг. Театральное дело в условиях рыночных отношений (рубеж ХХ - XXI вв.). Становление и развитие театрального дела в Беларуси (1920 - 2000-е гг.). Театр в современной социально-культурной ситуации. Органы государственного регулирования в сфере культуры. Нормативно-правовые документы, регулирующие театральную деятельность. Театр и другие виды организаций исполнительских искусств. Организационно-правовые формы театров. Структура театров разных видов. Источники финансирования деятельности театров. Ценообразование. Фандрейзинг. Маркетинговые исследования.

Выпускник должен:

знать:

- историю становления и развития театрального дела в Европе, США, России и Беларуси;

- причины и механизмы трансформации организационно-экономических основ управления театральным делом;

- законодательную базу в области театрального дела и особенности деятельности государственных, частных репертуарных и антрепризных театральных коллективов;

уметь:

- применять на практике знания по истории театрального дела;

- на практике использовать законодательную базу в области театрального дела;

- разрабатывать новые модели совершенствования театрального дела.


Основы менеджмента

Предмет и метод теории управления. Зарубежные теории управления. Эволюция управленческой мысли. Основы теории и практики современного менеджмента. Основные понятия и категории менеджмента. Методы управления. Структура управления. Элементы процесса управления и структура организаций. Современная теория управления проектами. Методы и организационная структура управления в сфере культуры и искусства. Системный подход к организации управления театрально-зрелищным предприятием. Театр как субъект организованной творческой деятельности и объект управления. Театральная организация в современных социокультурных условиях. Органы управления культурой и искусством в Беларуси.

Процесс принятия решений. Модели и методы анализа решений. Многофакторное влияние внешней среды на организацию, правила проектирования стратегии поведения организаций с учетом складывающихся рыночных отношений. Бизнес-планирование, разработка управленческих (организационных) планов. Технология менеджмента в сфере культуры. Организационное и финансовое обеспечение культурной деятельности. Управление разработкой культурных программ и проектов.

Технология управления. Процесс и функции управления. Уровни управления. Цель управления. Информация и коммуникации. Принятие решений. Оценка и анализ окружающей действительности. Анализ внутреннего состояния организации. Организация взаимодействия и делегирование полномочий. Групповая динамика. Управление: властные полномочия руководителя и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Управление конфликтными ситуациями.

Выпускник должен:

знать:

- предмет, технологию и методы управления;

- современные теории управления;

- системный подход к организации управления театрально-зрелищным предприятием;

уметь:

- применять на практике методы управления;

- оценивать и анализировать объективное состояние организации;

- активно использовать информацию и коммуникации.


Основы рыночной экономики. Маркетинг

Сущность административно-плановой системы управления народным хозяйством. Сущность рыночной экономики. Необходимость перехода к рыночной экономике. Основные проблемы перехода к рыночной экономике. Формирование рыночной инфраструктуры. Демонополизация экономики. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Общая характеристика маркетинга как направления хозяйственной деятельности, его основные элементы. Комплекс мероприятий в области изучения множества факторов, оказывающих влияние на процесс продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. Изучение рынка и его сегментация, изучение потребителей, разработка технологии продвижения товара или услуги. Организация рекламной компании и PR-поддержки. Особенности маркетинга в организациях культуры и искусства. Маркетинг и развитие предпринимательства. Организация и функции маркетинговой службы в театрально-зрелищном предприятии. Прогнозирование зрительского спроса.

Выпускник должен:

знать:

- сущность рыночной экономики;

- сущность маркетинга;

- функции маркетинговой службы в театрально-зрелищном предприятии;

уметь:

- осуществлять маркетинг репертуарной политики театрально-зрелищного предприятия;

- оценивать и анализировать спрос и предложение;

- прогнозировать зрительский спрос.


Экономика культуры и искусства

Культура и искусство как сфера экономики. Экономические категории и модели, действующие в отраслях культуры и искусства. Зарубежный опыт функционирования культуры и искусства в условиях рынка. Место отраслей культуры в сфере нематериального производства, в сфере услуг. Экономическая стратегия государства по отношению к культуре в условиях перехода к рыночной экономике. Анализ современных межхозяйственных связей между отраслями культуры, искусства и СМИ. Хозяйственный механизм деятельности организаций культуры: финансирование, материальное стимулирование, ценообразование, налогообложение. Особенности материально-технической базы организаций культуры. Социальная польза культурных услуг. Масштаб и ресурсы культурной деятельности. Роль государства в финансировании культуры и искусства. Трудовые ресурсы культуры и особенности их функционирования в условиях рыночной экономики. Методы и формы финансирования культуры и искусства. Эффективность использования ресурсов. Себестоимость услуг в сфере культуры и искусства. Ценообразование. Динамика цен на услуги театрально-зрелищных предприятий. Дотация. Нормативный метод планирования дотаций. Нормативные затраты. Нормативные доходы.

Выпускник должен:

знать:

- масштаб и ресурсы культурной деятельности;

- особенности функционирования культуры и искусства в условиях рыночной экономики;

- методы и формы финансирования культуры и искусства;

уметь:

- рассчитывать себестоимость постановки спектакля;

- рассчитывать себестоимость услуг в сфере театрально-зрелищного производства и эксплуатации текущего репертуара;

- оценивать эффективность использования ресурсов театрально-зрелищного предприятия.


Планирование и организация производственно-финансовой деятельности театрально-зрелищных предприятий

Сущность и содержание управления театрально-зрелищным предприятием (ТЗП). Организационно-экономические основы управления ТЗП. Методы и функции управления ТЗП. Характер и содержание работы руководителя ТЗП. Особенности планирования и организация творческо-производственного процесса в театре. Типовое штатное расписание ТЗП. Финансирование театров. Законодательные акты о труде. Репертуар и его взаимосвязь с творческой и эксплуатационной деятельностью театра. Планирование и организация подготовки новых постановок. Смета новой постановки. Принципы и порядок составления плана текущего репертуара. Организация работы сценично-постановочных цехов. Организация работы системы материально-технического обеспечения. Сетевой график подготовки новой постановки. Подразделения театра, участвующие в подготовке новых постановок, и их функции. Управление процессом подготовки новых постановок.

Планирование проката репертуара. Зрительский спрос и театральное предложение. Социологические и маркетинговые исследования в театральном деле. Театральная реклама. Организация билетного хозяйства. Реализация билетов, каналы реализации. Виды договоров на проведение спектаклей (концертов, представлений). Выездная и гастрольная деятельность. Подразделения театра, участвующие в прокате репертуара, и их функции. Управление процессом проката репертуара.

Методы расчета режима эксплуатационной деятельности, доходов (сборов от продажи билетов и поступлений от оказания различных услуг), суммы необходимого финансирования.

Выпускник должен:

знать:

- сущность и содержание управления театрально-зрелищным предприятием;

- организационно-экономические основы управления;

- особенности планирования и организация творческо-производственного процесса в театре;

- планирование и организация подготовки новых постановок;

уметь:

- составлять план текущего репертуара;

- разрабатывать сетевой график подготовки новой постановки;

- организовывать выездную и гастрольную деятельность.


Финансы и кредит

Роль и функция денег. Роль и функция финансов. Финансово-кредитная система Республики Беларусь. Государственный бюджет Республики Беларусь. Необходимость кредита, его функции и формы. Государственный кредит. Финансы и кредит зарубежных стран. Финансы государственных предприятий и учреждений культуры и искусства. Государственное страхование.

Выпускник должен:

знать:

- роль и функцию денег;

- роль и функцию финансов и финансовых органов;

- особенности финансово-кредитной системы Республики Беларусь;

уметь:

- вести финансовое планирование;

- методы расчета уровня рентабельности;

- составлять кассовый план театрально-зрелищного предприятия.


Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет как качественное отображение и количественный учет хозяйственных процессов и их результатов. Учет денежных средств, активов, материалов, ценных бумаг; учет расчетов с бюджетом, персоналом, страховыми и налоговыми органами; учет и анализ финансовых результатов. Документы бухгалтерского учета и отчетность. Аудит.

Специфика бухгалтерского учета в организациях исполнительских искусств. Статистический учет. Государственные органы статистики. Особенности статистического учета в отрасли культуры и искусства.

Выпускник должен:

знать:

- сущность и содержание бухгалтерского учета;

- специфику бухгалтерского учета в организациях культуры и искусства;

- особенности статистического учета в отрасли культуры и искусства;

уметь:

- анализировать результаты финансовой деятельности;

- анализировать документы бухгалтерского учета и отчетности;

- анализировать квартальный и годовой баланс.


Социально-психологические аспекты управления

Художественное творчество и театральное производство. Социальное предназначение и полифункциональность театрально-зрелищного предприятия. Терминология, понятийный аппарат, эмпирическое осмысление организационных проблем театра. Организация как объективная составляющая процесса коллективного художественного творчества. Роль организующего фактора. Противоречия в системе административно-художественного руководства. Особенности взаимодействия административного и художественного руководства. Совершенствование работы с управленческими кадрами театра.

Выпускник должен:

знать:

- о художественном творчестве как о процессе создания духовных ценностей;

- о театральном производстве как системе художественно-организационных и экономических взаимосвязей;

- о театрально-зрелищном предприятии как специфическом полифункциональном художественно-производственном организме;

уметь:

- объективно оценивать организацию управления коллективным творчеством;

- учитывать личностный фактор в структуре управления театром;

- вырабатывать критерии оценки качества управленческих решений.


Основы кинотелепроизводства

Кинопроизводство. Игровой кинематограф. Документальный кинематограф. Литературный киносценарий. Основные периоды кинопроизводства: режиссерская разработка киносценария, подготовительный период, съемочный период, монтажно-тонировочный период. Состав съемочной группы: основной, вспомогательный. Должностные обязанности работников основного состава съемочной группы. Календарно-постановочный план. Генеральная смета на производство кинофильма и ее разделы. Литературная реклама к кинофильму. Видеореклама к кинофильму. Монтажный лист кинофильма.

Телепроизводство. Основные периоды телепроизводства. Информационное вещание. Художественное вещание. Жанры и виды программ художественного вещания. Производство программ художественного вещания.

Выпускник должен:

знать:

- основные периоды кинопроизводства и содержание работ в каждом периоде;

- основные периоды телепроизводства и содержание работ в каждом периоде;

- различия в сфере кинопроизводства и телепроизводства;

уметь:

- составлять календарно-постановочный план;

- разрабатывать разделы генеральной сметы;

- составлять монтажный лист кинофильма, телепередачи.


Основы шоу-бизнеса

Шоу-бизнес как направление театрально-зрелищной деятельности. Сценарный план шоу-программы. Бизнес-план шоу-программы. Музыкально-концертная деятельность. Антрепризная деятельность. Гастрольная деятельность. Фестивальная деятельность. Реклама и PR-кампания в шоу-бизнесе.

Выпускник должен:

знать:

- сущность и содержание шоу-бизнеса;

- специфику шоу-бизнеса;

- особенности организационно-творческой работы в шоу-бизнесе;

уметь:

- составлять бизнес-план шоу (концертного, театрального, телевизионного);

- составлять смету шоу-программы;

- организовывать рекламу и PR-кампании.


Сценическая техника и технология

Историческое развитие сценического пространства. Устройство и оборудование классической сцены-коробки. Новаторские принципы формирования театрального пространства в проектах выдающихся деятелей театра ХХ века. Тенденции театральной архитектуры и развития сцены во второй половине ХХ века. Устройство и оборудование сцены. Основные части сцены - авансцена, арьерсцена, карманы, портал. Вспомогательное оборудование сцены. Планшет сцены, возможности его трансформации. Классификация занавесов по назначению и способу раскрытия сцены. Сценический горизонт. Панорама. Отличие панорамы от горизонта. Условия размещения сцены в общем комплексе театрального здания. Требования противопожарной безопасности. Требования к размещению путей эвакуации со сцены, трюма, колосников. Технология художественного оформления спектакля. Работа над макетом. Работа над планировкой спектакля. Технологическое проектирование декораций. Проектная документация спектакля, технологическое описание, чертежи, паспорт спектакля. Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления спектакля. Организация монтировочных и световых репетиций на сцене. Приемка всех работ по новому спектаклю.

Выпускник должен:

знать:

- устройство и оборудование классической сцены-коробки;

- основные части сцены - авансцена, арьерсцена, карманы, портал, вспомогательное оборудование сцены;

- требования противопожарной безопасности;

- технология художественного оформления спектакля;

уметь:

- анализировать макет декорации спектакля;

- анализировать проектную документацию оформления спектакля, технологическое описание, чертежи, паспорт спектакля;

- организовать монтировочные и световые репетиции на сцене, приемку всех работ по новому спектаклю.


Реклама и издательское дело

Реклама, ее цель и задачи. Виды рекламы в театрально-зрелищном деле.

Основные задачи редакторской работы в издательствах и в редакциях периодических изданий. Методика подготовки рукописи к печати. Освоение практических навыков редакторской работы.

Выпускник должен:

знать:

- виды рекламы, ее цель и задачи;

- основные задачи редакторской работы;

- методику подготовки рукописи к печати;

уметь:

- использовать все виды рекламы;

- организовывать PR-кампании;

- подготовить рукопись к печати.


7.6. Требования к содержанию и организации практик


Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях, организациях различных отраслей (театрах, издательствах, средствах массовой информации и т.д.).

Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач производственными технологиями.

Практики организуются с учетом будущей специальности.


7.6.1 Ознакомительная практика

Изучение принципов работы театров. Знакомство со структурой театрально-зрелищного предприятия, основными подразделениями, творческим составом и вспомогательными службами. Ознакомительное изучение устройства сцены, закулисной части театра.


7.6.2 Менеджерская практика

Работа в театре в период подготовки новой постановки. Изучение процесса подготовки нового спектакля. Разработка сетевого графика подготовки новой постановки. Работа с цехами и производственными службами театра.

Работа по организации зрителя.

Практическое изучение принципов организации зрителя, билетного хозяйства театра. Создание рекламных материалов. Связь со средствами массовой информации. Подготовка макетов афиш и программок к спектаклям. Связь с издательствами.

Изучение организационных принципов работы дирекции театра. Работа с документацией планового и финансово-хозяйственного характера.


7.6.3 Преддипломная практика

Сбор, обработка и систематизация материалов по теме дипломной работы.


8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса


8.1 Требования к кадровому обеспечению


Научно-педагогические кадры вуза должны:

иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);

систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью;

не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.


8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению


Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям:

все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами;

обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;

иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам.

Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов и т.п.).


8.3 Требования к материально-техническому обеспечению


Высшее учебное заведение должно располагать:

соответствующей санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ студентов, которые предусмотрены учебным планом;

соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой;

дисплейным временем на 1 студента в год не менее 50 часов;

обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.

Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом.


8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы.

Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы.

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.).


8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы


Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь.

Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся.

Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются:

- согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;

- вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально значимую работу, организацию учебно-воспитательного процесса, способствующих приобретению ими организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач;

- укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демографических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни;

- духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений.

Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включать в себя учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.

Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя.


8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики


Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др.

Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых работ, сдаче зачетов по практикам, защите дипломных работ производится по 10-балльной шкале (1, 2, ..., 9, 10). Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования, используются следующие средства диагностики:

- типовые задания (просмотр учебных работ);

- тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;

- письменные контрольные работы;

- устный опрос во время занятий;

- коллоквиумы;

- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

- выступления студентов на семинарах;

- защита курсовых работ;

- защита отчетов по практикам (просмотр учебных работ);

- письменный экзамен, устный экзамен, дифференцированный зачет;

- государственный экзамен;

- защита дипломной работы.


9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника


9.1 Общие требования


9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственные экзамены по философии и эстетике, по специальности, защиту дипломной работы, позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом.


9.2 Требования к государственному экзамену


Государственные экзамены по философии и эстетике, по специальности проводятся на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Программа и порядок проведения государственного экзамена по специальности разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.


9.3 Требования к дипломной работе


Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной работы определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования.



Приложение
(информационное)



БИБЛИОГРАФИЯ

[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года N 1202-ХII (в редакции Закона от 19 марта 2002 года N 95-З)

[2] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500

[3] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования"

[4] Правила приема в высшие учебные заведения. Утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 08.02.2008 N 70)

[5] Положение о подготовке специалистов с высшим образованием. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. N 758

[6] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. N 252-З

[7] СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь

[8] МСКО Международная стандартная классификация образования/ЮНЕСКО, 1997

[9] СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования

[10] ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации

[11] РД РБ 03180.500-99 Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь. Порядок разработки и ведения общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации"

[12] РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения

[13] Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств/Под научной редакцией доктора техн. наук, профессора Н.А.Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004

[14] Изменения в ОКРБ 011-2001 (изменение N 9). Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. N 543

[15] РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин



ОСРБ 1-26 01 02-2007



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-26 01 02 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО КВАЛИФИКАЦИЯ ЮРИСТ

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-26 01 02 ДЗЯРЖАЎНАЕ КIРАВАННЕ I ПРАВА КВАЛIФIКАЦЫЯ ЮРЫСТ

HIGHER EDUCATION FIRST DEGREE

SPECIALITY 1-26 01 02 PUBLIC ADMINISTRATION AND LAW QUALIFICATION LAWYER



Министерство образования Республики Беларусь Минск

УДК 378.1(083.74)(476):[351/354+34]


Ключевые слова: государственное управление, право, юрист, высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, компетенции, требования, знания, умения, навыки, способности, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация.

МКС 03.180



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Академией управления при Президенте Республики Беларусь

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Князев С.Н., проф., док. юрид. наук (руководитель);

Матюшевская В.К., доцент, канд. эк. наук;

Семашко Е.В., доцент, канд. юрид. наук;

Юрашевич Н.М., доцент, канд. юрид. наук;

Русак Л.Г., доцент, канд. юрид. наук;

Язепчик В.В., канд. воен. наук

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2007 N 77

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке



СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Основные термины и определения

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.3 Общая цель подготовки специалиста

4.4 Формы обучения по специальности

4.5 Сроки подготовки специалиста

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

5.2 Объекты профессиональной деятельности

5.3 Виды профессиональной деятельности

5.4 Задачи профессиональной деятельности

5.5 Состав компетенций

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.2 Требования к академическим компетенциям

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

7 Требования к образовательной программе и ее реализации

7.1 Состав образовательной программы

7.2 Требования к разработке образовательной программы

7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы

7.4 Типовой учебный план

7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам

7.6 Требования к содержанию и организации практик

7.6.1 Государственно-правовая практика

7.6.2 Хозяйственно-правовая практика

7.6.3 Преддипломная практика

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

9.1 Общие требования

9.2 Требования к государственному экзамену

9.3 Требования к дипломной работе



Дата введения 2008-09-01


1 Область применения


Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.


Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 |



Архив документов
Папярэдні | Наступны
Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList