Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

< Главная страница

Стр. 31

Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 |

- контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

- составлять документацию;

- взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

- анализировать и оценивать собранные данные;

- разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;

- вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;

- готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них;

- пользоваться глобальными информационными ресурсами;

- владеть современными средствами телекоммуникаций;

в научно-исследовательской деятельности:

- принимать участие в научных исследованиях по разработке теоретических проблем в области театрального искусства и его истории, изучать театральное искусство в контексте смежных видов искусств;

- управлять творческо-производственными процессами деятельности с максимальным использованием творческо-производственных мощностей на уровне заведующего сектором, отделом, отраслевой редакции;

- выполнять творческо-производственные задания руководства театрально-зрелищных предприятий, архивов, музеев, иных учреждений культуры и искусства, разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению творческо-производственных планов, экономичности работы отдельных подразделений;

- разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на усовершенствования работы и управления в сфере театрального искусства, организовывать, координировать и анализировать творческо-производственные процессы театрально-зрелищных предприятий, музеев, архивов;

в редакторской деятельности:

- владеть навыками редакторской работы (газеты, журналы, сценарии, книги, радио и телевидение);

- критически анализировать произведения театрального искусства, драматургии, тенденции развития профессионального и самодеятельного театрального искусства;

в театральной критике:

- анализировать явления и процессы в области отечественного и зарубежного театрального искусства;

- давать оценку современному состоянию театральной практики, творческим поискам режиссеров, актеров, драматургов, сценографов;

- раскрывать образный смысл и особенности формы произведений драматургии и театрального искусства;

- устанавливать и развивать контакты со зрительской аудиторией, изучать ее предложения и запросы;

в педагогической деятельности:

- планировать, организовывать и осуществлять учебно-методическую работу по специальности, преподавать театроведческие дисциплины;

- способствовать эстетическому образованию народа, пропагандировать белорусское театральное искусство, драматургию.


7 Требования к образовательной программе и ее реализации


7.1 Состав образовательной программы


7.1.1 Образовательная программа должна включать в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, порядок выполнения дипломной работы, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов:

- цикл социально-гуманитарных дисциплин;

- цикл естественнонаучных дисциплин;

- цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин.


7.2 Требования к разработке образовательной программы


7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов должен быть установлен в пределах 24 - 36 часов.

7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам.

7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте.


7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы


7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 255 недель, включая 4 недели отпуска после окончания вуза. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1.



Таблица 1



----------------------------------------------+-----------------------
¦  Виды деятельности, установленные учебным   ¦   Продолжительность при   ¦
¦                   планом                    ¦   сроке обучения 5 лет    ¦
+---------------------------------------------+--------------+------------+
¦Теоретическое обучение. Практические занятия ¦  147 недель  ¦ 7938 часов ¦
+---------------------------------------------+--------------+------------+
¦Экзаменационные сессии                       ¦  26 недель   ¦ 1404 часа  ¦
+---------------------------------------------+--------------+------------+
¦Практика                                     ¦  20 недель   ¦ 1080 часов ¦
+---------------------------------------------+--------------+------------+
¦Дипломная работа                             ¦  27 недель   ¦ 1458 часов ¦
+---------------------------------------------+--------------+------------+
¦Итоговая государственная аттестация          ¦   3 недели   ¦  162 часа  ¦
+---------------------------------------------+--------------+------------+
¦Каникулы (включая 4 недели последипломного   ¦                           ¦
¦отпуска)                                     ¦         32 недели         ¦
¦---------------------------------------------+----------------------------


7.3.2 При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.


7.4 Типовой учебный план


7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2.



Таблица 2



----+---------------------------+---------------------------------+--------
    ¦                           ¦      Объем работы (часов)       ¦
    ¦                           +-----+---------------------------+
 N  ¦   Наименование цикла и    ¦     ¦          из них           ¦Зачетные
п/п ¦        дисциплины         ¦всего+-----------+---------------+единицы
    ¦                           ¦     ¦аудиторные ¦самостоятельная¦
    ¦                           ¦     ¦  занятия  ¦    работа     ¦
----+---------------------------+-----+-----------+---------------+--------
 1   Цикл социально-гуманитарных 1586    768/482         336        40+ТК
     дисциплин

     Обязательный компонент      1424    644/482         298        33+ТК

1.1  История Беларуси             102      72            30           4

1.2  Основы идеологии             36       24            12           1
     белорусского государства

1.3  Философия                    102      76            26           4

1.4  Экономическая теория         102      76            26           4

1.5  Социология                   54       36            18           2

1.6  Политология                  102      68            34           4

1.7  Основы психологии и          102      72            30           4
     педагогики

1.8  Иностранный язык             272      150           122          9

1.9  Физическая культура          552    70/482           -          1+ТК

     Дисциплины по выбору (3)     162      124           38           7
     (культурология, этика,
     эстетика, логика,
     религиоведение, основы
     права, другие курсы)
---------------------------------------------------------------------------
 2   Цикл естественнонаучных      410      272           138          16
     дисциплин

     Обязательный компонент       308      204           104          12

2.1  Основы экологии и            52       34            18           2
     энергосбережения

2.2  Основы современного          52       34            18           2
     естествознания

2.3  Защита населения и объектов  102      68            34           4
     от чрезвычайных ситуаций.
     Радиационная безопасность

2.4  Основы информационных        102      68            34           4
     технологий

     Вузовский компонент          102      68            34           4
---------------------------------------------------------------------------
 3   Цикл общепрофессиональных и 5932     3670          2262         213
     специальных дисциплин

     Обязательный компонент      5180     3092          2088         179

3.1  История мировой литературы   138      106           32           6

3.2  История белорусской          91       70            21           4
     литературы

3.3  Охрана труда и техника       34       18            16           1
     безопасности

3.4  Основы управления            47       36            11           2
     интеллектуальной
     собственностью

3.5  Белорусский язык             91       70            21           4
     (профессиональная лексика)

3.6  Методика преподавания        68       36            32           2
     истории и теории искусств

3.7  История мирового и           229      176           53           10
     белорусского
     изобразительного искусства

3.8  История мировой и            138      106           32           6
     белорусской музыки

3.9  История мирового и           138      106           32           6
     белорусского кино

3.10 Введение в театроведение     56       36            20           2

3.11 Источниковедение             121      70            51           4

3.12 Театральная критика         1048      588           460          35

3.13 История театральной критики  97       68            29           4

3.14 Научно-практический семинар  956      514           442          30

3.15 Стилистика и литературное    121      70            51           4
     редактирование

3.16 История театра Беларуси      255      140           115          8

3.17 История театра Западной      366      210           156          12
     Европы и Америки

3.18 История театра России        312      176           136          10

3.19 История театра Центральной   190      106           84           6
     и Восточной Европы

3.20 История театра Востока       122      70            52           4

3.21 История мирового и           123      70            53           4
     белорусского театра кукол

3.22 История режиссуры            113      66            47           4

3.23 История мирового и           122      70            52           4
     белорусского музыкального
     театра

3.24 Теория драмы                 113      66            47           4

3.25 Экономика и организация      91       48            43           3
     театрального дела

     Вузовский компонент          494      380           114          22

     Дисциплины по выбору         258      198           60           12
     студента
---------------------------------------------------------------------------
     Факультативные дисциплины    10       10                         1
---------------------------------------------------------------------------
     Экзаменационные сессии      1404                   1404          31
---------------------------------------------------------------------------
     Всего                       9342   4720/482        4140        301+ТК
---------------------------------------------------------------------------
 4   Практика            20 нед. 1080       0           1080          32

4.1  Ознакомительная      5 нед.  270                    270          8
     (учебная) практика

4.2  Педагогическая       2 нед.  108                    108          3
     (учебная) практика

4.3  Театроведческая     10 нед.  540                    540          16
     (производственная)
     практика

4.4  Преддипломная        3 нед.  162                    162          5
     практика
---------------------------------------------------------------------------
 5   Дипломная работа    27 нед. 1458                   1458          41
---------------------------------------------------------------------------
 6   Итоговая             2 нед.  108                    108          3
     государственная
     аттестация
---------------------------------------------------------------------------
     Всего                                                          377+ТК


7.4.2 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза.


7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам


7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях.

7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.


7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин


Основы экологии и энергосбережения

Экология как научная дисциплина. Биоэкология. Экосистема как основная единица функционирования живой природы. Структурные компоненты экосистемы. Основные законы экологии. Основные биогеохимические циклы. Загрязнение окружающей среды. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Нормирование качества окружающей среды. Мониторинг окружающей среды. Защита окружающей среды от промышленных загрязнений. Экологическая сертификация. Экологические стандарты. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Энергосбережение и энергоресурсы. Виды топлива и теплота сгорания. Энергетика и охрана окружающей среды. Государственная энергетическая программа. Бытовое энергосбережение.

Выпускник должен:

знать:

- основные экологические термины и понятия;

- особенности строения биосферы;

- основы адаптации организмов к окружающей среде;

- влияние антропических и антропогенных факторов на жизнь биосферы и здоровье человека;

- систему мониторинга как основной метод изучения экологии;

- основные международные соглашения по вопросам загрязнения окружающей среды;

- основные законодательные акты Республики Беларусь об охране окружающей среды. Охраняемые территории Республики Беларусь;

- важность рационального природопользования;

- об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосохраняющей политике на основе мирового опыта и государственной политики Республики Беларусь;

- о принципах эффективного использования первичной и преобразованной энергии;

- теплоизоляционные материалы и вторичные энергетические ресурсы;

уметь:

- ориентироваться в современной экологической обстановке;

- принимать активное личное участие в решении экологических проблем местного значения;

- использовать приобретенные знания для формирования сознательной готовности к адаптивному участию в проводимых природоохранных мероприятиях;

- использовать концепцию биоцентризма для подхода к решению экологических задач любого уровня;

- разбираться в экологических стандартах;

- использовать основные элементы учета и контроля потребления энергии;

- владеть приемами энергосбережения;

- применять методы использования тепловой и электрической энергии с минимальными потерями.


Основы современного естествознания

Иерархия материальных систем, микромир и мегамир. Взаимодействия и их проявления в различных системах микромира, макромира и мегамира. Анализ иерархии структурной организации вещества на основе современной физической теории и использования физико-химических методов исследования. Проблемы происхождения и развития Вселенной. Процессы возникновения и эволюции живых систем. Динамическая организация мира. Основные методы динамического, статистического и термодинамического описания материальных систем. Гуманистическая направленность естествознания.

Выпускник должен:

знать:

- принципы естественнонаучного познания, дифференциации и взаимообусловленности естественных наук;

- основы современных естественнонаучных представлений о возникновении и трансформации Вселенной, строении и эволюции биосферы;

- новейшие открытия в области естествознания и перспективы их использования в материальной и социокультурной практике;

уметь:

- сопоставлять реальным явлениям и процессам естественнонаучные модели, использовать условные обозначения и размерности единиц физических и химических величин;

- анализировать и оценивать конкретные научно-технические проблемы с позиции общих принципов современного естествознания.


Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность

Источники опасности и особенности защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биологического, экологического и социального характеров. Прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты населения, объектов хозяйствования и природной среды в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях и экологическая безопасность. Физическая природа и источники радиационной опасности для человека, объектов и природной среды. Основы радиационной безопасности биологических систем. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и мероприятия по ликвидации ее последствий. Виды медицинской помощи.

Выпускник должен:

знать:

- основные виды чрезвычайных ситуаций, характерные для Республики Беларусь, и их последствия для населения, хозяйственных объектов и природной среды;

- систему защиты населения и территорий в мирное и военное время;

- основы радиационной безопасности и радиационной экологии;

- основные виды медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации;

уметь:

- прогнозировать, оценивать и проводить мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

- организовывать работу по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях;

- пользоваться приборами химического, радиометрического, дозиметрического и экологического контроля;

- оказать первую помощь пострадавшему (травма, несчастный случай).


Основы информационных технологий

Информация. Информатизация. Технические средства информатизации. Системные программные средства информатизации. Общие сведения о системах обработки информации. Универсальные программные средства информатизации. Текстовые процессоры. Табличные процессоры. Системы управления базами данных. Программные средства разработки презентаций. Антивирусные средства. Средства архивации данных. Состав и программное обеспечение локальных и глобальных сетей. Глобальная сеть Интернет. Принципы организации и программная поддержка электронной почты.

Выпускник должен:

знать:

- основные виды информации;

- технические средства информатизации;

- назначение и основные функции операционных систем как системных программных средств информатизации;

- общие сведения о системах обработки информации;

- основные функции текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных, разработки презентаций как универсальных информационных технологий;

- антивирусные средства;

- средства архивации данных;

- принципы работы с электронной почтой;

уметь:

- создавать, сохранять, копировать, архивировать файлы с информацией, проверять их на наличие вирусов;

- создавать и редактировать текстовые документы;

- создавать и редактировать таблицы;

- создавать и редактировать базы данных;

- создавать презентации и слайд-фильмы;

- осуществлять поиск и просмотр информации в сети Интернет.


7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин


История мировой литературы

Литература как вид искусства и составная часть художественной культуры человечества. Ее идейное и художественное богатство. Развитие и усложнение художественной литературы как результат развития личности, ее самопознания и самоопределения. Международные и культурные связи как обязательные условия и важнейший источник богатства национальных литератур. Понятие мировой литературы. Мировая литература как совокупность отличительных черт национальных искусств. История литературы в контексте всеобщей истории и истории культуры. Основные этапы развития литературы. Важнейшие школы, направления, стили. Литература Античности, европейского Средневековья, эпох Возрождения, Просветительства, Западной Европы и Америки XIX - XX веков, славянских стран (русской, украинской, болгарской, чешской, польской). Национальные элементы в освоении культурного наследия Запада.

Выпускник должен:

знать:

- важнейшие этапы развития мировой литературы с древнейших времен до ХХ века;

- творчество выдающихся деятелей мировой поэзии, прозы, драматургии;

- стилистические и иные особенности произведений классиков литературы;

уметь:

- самостоятельно анализировать произведения литературы;

- различать явления искусства и массовой культуры;

- вести научный диалог по дискуссионным вопросам;

- использовать критическую литературу.


История белорусской литературы

Старобелорусская литература (X - XVIII вв.). Литература эпохи Древней Руси и принятия христианства (X - первая половина XIII вв.). Литература эпохи Возрождения (вторая половина XIII - первая половина XVI вв.). Полемическая литература эпохи религиозно-политической борьбы на Беларуси, зарождение силабики и прозы (вторая половина XVI - первая половина XVII вв.). Литература эпохи упадка старобелорусской письменности, роль фольклора в сохранении национального менталитета в этот период (вторая половина XVII - XVIII вв.). Основные литературно-художественные течения первой половины XIX в. (социально-бытовая, романтично-этнографическая, реалистическая). Зарождение критического реализма в белорусской литературе после восстания К.Калиновского (вторая половина XIX в.). Новый период возрождения и развития белорусской литературы начала XX столетия (до 1917 г.). Новейшая белорусская литература (20 - 90-е годы XX столетия). Белорусская культура: из истории освоения мировой литературы, традиционное и новаторское, общечеловеческое и национальное, "вечное" и современное. Литература как одно из "оправданий" и одна из возможностей спасения цивилизации и человечества.

Выпускник должен:

знать:

- важнейшие этапы развития белорусской литературы с древнейших времен до ХХ века;

- творчество выдающихся деятелей белорусской литературы;

- стилистические и иные особенности произведений классиков белорусской литературы;

уметь:

- высказать и обосновать свою позицию по проблемам, которые касаются ценностного значения и содержания литературного произведения;

- вести научный диалог по дискуссионным вопросам;

- самостоятельно анализировать произведения белорусской литературы;

- выявлять связи литературы с другими явлениями духовной жизни белорусского народа.


Охрана труда и техника безопасности

Законодательные акты и инструкции в области охраны труда и техники безопасности. Ядовитые и вредные вещества. Транспортировка, складирование материалов. Гашение извести, приготовление растворов. Виды поражений. Защитные средства. Безопасные методы работ. Работа на высоте. Особенности современных материалов. Электричество и электроинструмент. Легковоспламеняющиеся вещества. Работа с паяльной лампой. Освещение. Пожарная безопасность, средства пожаротушения. Производственный травматизм. Оказание первичной медицинской помощи.

Выпускник должен:

знать:

- правила техники безопасности и охраны труда при выполнении работ в условиях производства, в учебных аудиториях;

- о пожароопасных материалах и основных способах пожаротушения;

- особенности пользования и проведения работ с электрооборудованием и электроинструментом;

- основные методы транспортировки и хранения ядовитых и вредных веществ;

уметь:

- использовать приемы и способы безопасной работы с вредными и ядовитыми веществами, колющим и режущим, электроинструментом и иным оборудованием;

- проводить организационные и технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и охраны труда при работах на объектах;

- оказывать первичную помощь при производственных травмах.


Основы управления интеллектуальной собственностью

Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Промышленная собственность. Патентная информация. Патентные исследования. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности. Государственное управление интеллектуальной собственностью.

Выпускник должен:

знать:

- основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

- порядок оформления прав на объекты интеллектуальной собственности в республике и за рубежом;

- основные виды патентной информации и методику проведения патентных исследований;

- виды ответственности за нарушение прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности и способы защиты этих прав;

уметь:

- проводить патентно-информационный поиск, в том числе с использованием сети Интернет;

- составлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности;

- оформлять договоры на передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

- управлять интеллектуальной собственностью в организации.


Белорусский язык (профессиональная лексика)

Исторические этапы формирования и развития белорусского языка. Особенности научного стиля. Белорусская научная терминология. Стилистика официально-деловых бумаг. Проблемы белорусско-русской интерференции. Лексикология и лексикография. Лексический состав научного стиля. Белорусская научная (искусствоведческая, театроведческая и киноведческая) терминология. Научный текст: структура и языковое оформление. Система жанров научной литературы. Особенности официально-делового стиля. Понятие документа. Группы официально-деловой документации. Деловые письма: языковое оформление и редактирование. Художественный стиль, его особенности и лексический состав.

Выпускник должен:

знать:

- роль языка и произношения в процессе социализации личности;

- систему лексических, грамматических и стилистических средств белорусского языка, их коммуникативные источники;

- языковую ситуацию в Республике Беларусь на современном этапе;

уметь:

- характеризовать особенности терминологической лексики, научного и официально-делового стиля и сферы их функционирования;

- анализировать особенности белорусско-русского и русско-белорусского билингвизма;

- адаптировать языковое поведение в разных ситуациях профессиональных и деловых отношений.


Методика преподавания истории и теории искусств

Цели и задачи преподавания истории и теории искусств. Содержание художественного образования и его фиксация в учебных планах и учебных программах. Учебно-методические материалы по истории и теории искусств. Вербальные, наглядные и практические методы обучения, их применение в преподавании истории и теории искусств. Основные организационные формы обучения: урок, лекция, экскурсия. Формы контроля и проверки знаний учащихся.

Выпускник должен:

знать:

- цели и задачи преподавания истории и теории искусств;

- требования к учебно-методическому комплексу по истории и теории искусств на разных этапах образования (среднее, среднее специальное, высшее);

- методы и организационные формы преподавания;

- формы контроля и проверки знаний учащихся;

уметь:

- организовать процесс преподавания истории и теории искусств;

- применять средства наглядности, планировать и проводить уроки, лекции, экскурсии;

- организовать проверку знаний учащихся.


История мирового и белорусского изобразительного искусства

Первобытное искусство. Искусство Древнего Египта. Искусство Месопотамии. Эгейское искусство. Античное искусство Греции. Античное искусство Рима. Искусство средних веков. Византийское искусство. Период варваров. Романский период. Готика. Искусство Древней Руси. Искусство эпохи Возрождения. Проторенессанс. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Изобразительное искусство ХVII - XVIII вв.: Барокко, Рококо, Классицизм. Искусство европейских стран ХIХ в.: Романтизм, Реализм, Импрессионизм, Модерн. "Серебряный век" русского искусства. Реализм в европейском искусстве ХХ в. Модернистские течения в изобразительном искусстве ХХ в.

Дохристианское искусство на территории Беларуси. Каменный век. Бронзовый век. Железный век. Изделия из металла, стекла, керамики. Искусство IХ - ХIII вв. Взаимодействие дохристианских традиций и византийской эстетики. Культовая архитектура ХI - ХII вв. Фресковая живопись. Искусство оформления рукописной книги. Художественная пластика. Оборонительное зодчество ХIV - ХVI вв. Черты эпохи Ренессанса в культовой архитектуре. Возникновение белорусского книгопечатания. Ф.Скорина и его последователи. Фресковая живопись ХVI в. Византийские традиции в иконописи ХV - ХVI вв. Формирование национальной школы иконописи. Барокко в искусстве Беларуси. Зарождение светского живописного портрета. Скульптура ХIV - ХVII вв. Книжная гравюра ХVII - ХVIII вв. Черты барокко в культовой и мемориальной пластике. Классицизм в станковой живописи. Романтизм ХIХ в. Историческая живопись. Национально-исторический пейзаж в графике ХIХ в. Бытовая живопись ХIХ в. Скульптура. Изобразительное искусство начала ХХ в. Художественная жизнь Беларуси начала 1920 - 1930-х гг. Живопись, графика, скульптура послевоенного десятилетия. "Суровый стиль" в белорусском искусстве. Книжная графика 60-х гг. Белорусское современное изобразительное искусство (1970 - 2000-е гг.).

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового и белорусского изобразительного искусства;

- стили и направления мирового и белорусского изобразительного искусства;

- творческие концепции и важнейшие произведения выдающихся живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов мирового и белорусского изобразительного искусства;

уметь:

- анализировать произведения мирового и белорусского изобразительного искусства в культурно-историческом контексте, связи с художественными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского изобразительного характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших закономерностях развития мирового и белорусского изобразительного искусства.


История мировой и белорусской музыки

Основные этапы истории европейской музыкальной культуры. Музыкальная культура Древнего мира и Античности. Музыкальная культура Западной Европы в эпоху Средневековья, Возрождения, Просвещения. Основные идейно-стилистические направление и тенденции в музыкальной культуре Западной Европы XIX - XX столетия. Основные жанры. Пути американской музыки. Джаз. Мюзикл. Начало классического периода в музыкальной культуре России XIX - XX столетий. Особенности процесса развития музыкальной культуры в советскую эпоху. Основные музыкальные жанры, поиски новых стилей. Творчество композиторов Д.Шостаковича, С.Прокофьева и др. Новые стилевые тенденции в музыкальном искусстве СССР в 1970 - 1990-е гг.: монументализация, комертизация, неофольклоризм, неоклассицизм, неоромантизм, полистилистика.

Сложность процесса составления музыкальной культуры в Беларуси. Музыкальная культура Беларуси в XVI - первой половине XVIII столетий. Музыкальная культура Беларуси второй половины XVIII столетия. Белорусские композиторы XIX - начала XX столетия. Концертно-исполнительская деятельность. Музыкальная культура Беларуси ХХ столетия в период формирования национальной композиторской школы (1917 - 1950-е гг.). Первые белорусские оперы, балеты, симфонии и другие произведения. Новый этап белорусской музыкальной культуры второй половины 50 - 80-х гг. Стилистика. Современное состояние белорусской музыкальной жизни. Белорусский музыкальный авангард. Ведущие музыкальные коллективы и исполнители.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового и белорусского музыкального искусства;

- стили и направления западного и белорусского музыкального искусства;

- творческие концепции и важнейшие произведения выдающихся композиторов мирового и белорусского музыкального искусства;

уметь:

- анализировать произведения мирового и белорусского музыкального искусства в культурно-историческом контексте, связи с музыкальными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского музыкального искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших закономерностях развития мирового и белорусского музыкального искусства.


История мирового и белорусского кино

Предыстория кино. Создание специальной киноаппаратуры. Эра немого кино. Возникновение жанров. Система кинозвезд. Экспериментаторство в Европе в 1910 - 1920-е гг. С.Эйзенштейн - интеллектуальный монтаж. Начало эры соцреализма. "Золотой век Голливуда". Возникновение звукового кино. Звуковые системы. Эксперименты со звуком. Крупнейшие киностудии. Введение цвета. Анимация. Студия У.Диснея и др. Подъем национальных кинематографий в 1930-е гг. Французское кино: поэзия и реализм. Ж.Виго, Ж.Ренуар. Краткий взлет английского кино. Кино в Азии (Китай, Индия, Япония). Кинематограф при диктаторских режимах. Документалистика и пропаганда. Кино как средство манипулирования массовым сознанием. Послевоенное кино. Итальянский неореализм. Влияние неореализма на др. страны. Япония, А.Куросава. Индия, С.Рей. Швеция, И.Бергман. "Новые волны" 1960-х гг. Метафорический монтаж. Возрождение кино в 1970-е гг. Голливуд. Поп-культура. Новое поколение кинорежиссеров: Ф.Ф.Коппола, Дж.Лукас, Ст.Спилберг, М.Форман, М.Скорцезе, К.Занусси, А.Вайда и др. Современный кинематограф. Стилистика комиксов. Новая режиссура. О.Стоун, Р.Земекис, К.Тарантино и др. Возвращение к романтизму. Семейное кино. Фильмы с продолжением, сериалы. Спецэффекты, компьютерные технологии. Совместное производство. Государственная поддержка национального кино. Эстетизм Д.Джермена, П.Гринуэя, М.Ли. Традиционная музыкальная мелодрама. Боевые искусства на экране. Страны СНГ. Посткоммунистический период. Теория и практика киноискусства. Становление киноискусства в Европе и Америке. Кино 1930 - 40 гг. Мировое кино 1950 - 70 гг. Современные тенденции и перспективы киноискусства (1980 - 2000 гг.).

Кинематограф и киносеть в Беларуси в начале XX в. Предпосылки создания национального кинопроизводства в Беларуси в начале 1920-х годов. Создание Белгоскино. Становление белорусского кино в 1920-е гг. Белорусский кинематограф 1930 - 1940-х гг. Кинематограф Беларуси 1950 - 1980-х гг. Жанровая палитра. Современные тенденции и перспективы развития белорусского кинематограф (1990 - 2000-е гг.).

Выпускник должен:

знать:

- важнейшие этапы развития мирового и белорусского кино;

- творчество выдающихся режиссеров и актеров мирового и белорусского кино;

- современную практику мирового и белорусского киноискусства;

уметь:

- вести научный диалог по дискуссионным вопросам киноискусства;

- анализировать произведения игрового и документального кино;

- использовать знания из области истории кино в своей театроведческой и театрально-критической практике.


Введение в театроведение

Театр как вид искусства. Основные элементы театра. Генезис театра. Роды театральных представлений и их особенности. Драматический, музыкальный, кукольный театр, пантомима. Театр и смежные виды искусства (кино, телевидение, эстрада, цирк). Понятие театрального стиля. Типология сценических жанров. Функции театра в социуме. Место театра в национальной культуре. Художественный образ спектакля. Содержание и форма спектакля. Режиссура. Методология. Объект театральной критики. Связь театроведения с другими науками.

Выпускник должен:

знать:

- о театральном искусстве как особом способе художественного познания мира;

- о театре, как синтезе искусств (литературы, актерского, режиссерского, изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного и др.) и театральной культуре, включающей в себя кроме театрального искусства театроведение, театральную критику, уровень театральных запросов и вкусов публики;

- о специфике театра как вида искусства;

- о генезисе театра и его жанрово-видовой природе;

- о средствах сценической выразительности;

- о разных формах театра - драматическом, музыкальном, кукольном, эстрадном;

- о месте и роли форм драматического театра в системе общечеловеческих культурных ценностей, связи театра с другими видами искусства;

- о периодизации, основных исторических этапах и закономерностях развития мирового и белорусского театрального искусства и драматургии, театра стран Востока;

- о художественных направлениях и стилях;

уметь:

- использовать данные научной и справочной литературы;

- использовать достижения мировой и белорусской театроведческой науки, творчество крупных исследователей мирового и национального театрального искусства, его истории, теории и эстетики;

- применять способы и приемы литературно-художественной фиксации и литературного репродуцирования произведения сценического искусства.


Источниковедение

Предмет источниковедения. Источники, их виды, принципы классификации. Специфика театральных источников. Методы их исследования. Работа с книгой, периодикой: библиотека, библиография, картотека. Библиотеки и архивы Беларуси. Театральные музеи. Работа с документами и памятниками. Изобразительные материалы. Аудиовизуальные носители информации. Электронные носители информации.

Выпускник должен:

знать:

- источники, их виды и принципы классификации;

- методику организации поиска источников;

- специфику театральных источников;

- методы изучения и использования различных видов источников;

уметь:

- осуществлять поиск и классифицировать источники;

- работать с различными источниками информации;

- систематизировать данные различных источников информации;

- аналитико-синтетически обрабатывать (реферировать и аннотировать) источники;

- создавать библиографические списки и описания источников.


Театральная критика

Введение в дисциплину. Содержание, цели, задачи и структура курса. Анализ драмы: сюжет, жанр, композиция, конфликт, стиль пьесы. Классическая и неклассическая драматургия. Практический анализ пьесы. Рецензия: этап "записи" спектакля. Элементы театрального зрелища. Пьеса и сценическое воплощение, понятие режиссерской концепции, сценографическое и музыкальное решение, актерские образы. Практические навыки написания рецензии. Творческий портрет актера: природа и принципы существования актерского образа, актер и мизансцена. Темперамент, типажность, внешние данные актера. Грим, костюм, манера общения. Типология актерского творчества. Жанр интервью. Практическое написание "портретов". Роль публицистики. Жанры "эссе" и "театрального фельетона". Художественный анализ драматургического произведения и его основных элементов: конфликт, композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), драматургическое действие, единое действие. Художественный анализ спектакля в жанре рецензии как главного жанра театральной критики: литературная запись спектакля, мизансцен, сценографии, режиссерской интерпретации, актерского исполнения, музыкального решения спектакля. Художественный анализ сценического языка спектакля, выявление творческого механизма перевода литературного произведения (пьесы) на язык театра. Понятие режиссерской концепции: замысла, решения и воплощения на материале спектакля. Освоение жанра творческого портрета актера, режиссера, сценографа и т.д. Освоение жанра "Проблемная статья": художественный анализ и характеристика театрального процесса в общетеоретическом, синхроническом или диахроническом подходах; понятие театрального процесса. Сравнительный проблемный анализ направлений, эстетических поисков театральных коллективов. Этапы работы: сбор материалов, библиография, план, проблематика, пути ее отражения. Методы написания статьи: синхронический, диахронический подходы, общетеоретическая статья. Научно-исследовательское направление (дипломная работа). Изучение иконографических, архивных и других материалов. Постановка цели и задач научного исследования работы. Разработка плана-проспекта научно-исследовательской работы.

Выпускник должен:

знать:

- способы и методы анализа пьесы;

- способы и методы анализа спектакля;

- способы и методы анализа режиссерской работы в спектакле;

- способы и методы анализа актерской работы в спектакле;

- способы и методы анализа работы сценографа, композитора;

- способы и методы работы над рецензией, творческим портретом, театральным обозрением, театральным эссе, театральным фельетоном, проблемной статьей;

уметь:

- устно и письменно высказывать и обосновывать свою театрально-критическую позицию по проблемам, касающимся эстетической ценности конкретных спектаклей театра драмы и кукол, драматургии;

- устно и письменно выявлять связь и эстетическую общность явлений современного театрального искусства с тенденциями развития других видов искусств - литературы, изобразительного, музыкального, кино и телевидения;

- устно и письменно вести театрально-критический диалог по дискуссионным вопросам современной мировой и белорусской театральной практики, состояния театрально-критической мысли, вести научный диалог по дискуссионным вопросам театрального процесса.


История театральной критики

Определение театральной критики. Исторические предпосылки возникновения театральной критики, ее связь с периодической печатью и состоянием профессионального театра. Мемуары как источник театрально-критического знания. Основные жанры театральной критики и их исторические модификации. Связь театральной критики со стилевыми особенностями эпохи и доминирующей идеологией. Зачатки театральной критики в античную эпоху. Средневековый театр и возможности его освещения. Театральная критика в эпоху Возрождения. Нормативность театрально-критических требований XVII века. Просветительство и театральная критика. Литературно-театральная критика XIX века. Расцвет театральной критики на рубеже XIX - XX века. Этапы движения театрально-критической мысли на протяжении XX века.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мировой и белорусской театральной критики;

- творческое наследие выдающихся театральных критиков;

- современное состояние театрально-критической мысли Беларуси;

уметь:

- анализировать театрально-критическое наследие выдающихся критиков;

- определять и выделять на конкретных примерах театрально-критических произведений характерные особенности развития театрально-критической мысли;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности достижения прошлой и современной театрально-критической практики.


Научно-практический семинар

Роль искусствоведческих исследований в современном обществе. Аспекты художественной критики, теории и истории искусств. Теория и художественная практика. Искусство и структурализм. Структуралистические, антропологические и сиотические теории Леви-Строса, Саусуры, Бортеза, Бурнхама и др. Влияние научных идей на развитие художественной культуры. Современные методы исследований. Планирование научных исследований. Принципы организации и обеспечения научных исследований. Эффективность научной работы. Основные формы научных изданий и публикаций. Принципы структурной описи художественных объектов. Структурный анализ изображения. Структурная матрица Дж.Бурнхама. Интерпретация сюжетов в разные эпохи развития общества. Влияние культуры на визуальное восприятие. Законы зрительного восприятия. Экологический подход к зрительному восприятию Дж.Гибсона. Выявление сходных и отличительных качеств произведений искусства и архитектуры. Типология художественных объектов. Выявление актуальности проблематики художественного произведения. Принципы аналитической искусствоведческой работы. Путь от субъективности восприятия художественного образа к определению его места в системе эстетических ценностей. Классификация материала для аналитического обзора. Структурирование информации. Методы обработки подготовительных искусствоведческих материалов. Способы обобщения информации в выводах.

Практический анализ ряда произведений либо книг по определенной искусствоведческой проблематике развития художественной культуры с оценкой их эстетических достоинств и недостатков. Определение широкой проблематики, связанной с современным творческим процессом, предыдущими периодами развития искусства. Обработка наиболее важной фактологии, обсуждение характерных примеров. Составление картотек наиболее значительных произведений разных периодов в различных видах и жанрах изобразительного искусства и архитектуры.

Современные методологии искусствоведческих исследований. Исследование новых видов художественной практики.

Разработка историографии проблемы, выдвигаемой к исследованию в дипломной работе (обзор литературы по теме дипломной работы). Научно-исследовательская специализация. Обоснование темы дипломной работы (актуальность проблемы, постановка цели, задач исследования, практической значимости результатов, структура работы).

Выпускник должен:

знать:

- принципы организации научных исследований;

- методологию и методику театроведческой науки;

- традиционные и современные научные методы исследования;

- различные подходы к анализу художественного творчества;

уметь:

- самостоятельно и аналитически мыслить, решать те или иные театроведческие вопросы;

- систематизировать и всесторонне исследовать материал;

- анализировать произведения театрального искусства в эстетическом контексте;

- переосмысливать и обобщать материалы из источников, уже введенных в научный оборот;

- формулировать логичные и основательные выводы.


Стилистика и литературное редактирование

Методы анализа и редактирования текстов. Коммуникативные и образные средства языка. Функциональные стили языка. Нормы современного литературного языка. Специфика научного стиля. Основы теории и практики редактирования. Методы анализа и редактирования текстов.

Выпускник должен:

знать:

- нормы современного литературного языка;

- специфику функциональных стилей языка;

- виды редакционной правки;

- основные приемы и методы исправления стилистических ошибок;

уметь:

- использовать образные и стилистические средства языка;

- осуществлять редакторскую правку и обработку собственных и иных текстов, предназначенных для публикации.


История театра Беларуси

Народные формы театра. Скоморохи. Батлейка. Народная драма. Театральное искусство Беларуси XVII - XIX в. Школьный театр. Магнатский театр. Становление профессионального национального театра (1900 - 1920-е гг.). Драматургия К.Каганца, Л.Родевича, К.Буйло, Я.Купалы, Ф.Олехновича. Творческая деятельность труппы Игната Буйницкого и Первого товарищества белорусской драмы и комедии под руководством Флориана Ждановича. Открытие Первого белорусского государственного театра в Минске (1920 г.). Драматургия В.Голубка, Е.Мировича, М.Чарота, В.Горбацевича, М.Громыки, Е.Романовича, Д.Курдина, Г.Кобеца. Белорусская студия в Москве. Создание Второго белорусского государственного театра (1926 г.). Театр В.Голубка. Театральная дискуссия 1920-х гг., ее особенности и результаты. Актерское и режиссерское искусство Флориана Ждановича. Белорусский театр 1930-х гг. Драматургия Я.Коласа, К.Черного, К.Крапивы, Э.Самуйленка, З.Бедули. Театральная жизнь Западной Беларуси (1920 - 1939-е гг.). Деятельность театральных коллективов в годы войны (1941 - 1945-е гг.) Драматургия военного времени. Белорусский театр послевоенного времени (1946 - 1959-е гг.). Драматургия. Творческая деятельность театров им. Я.Купалы, Я.Коласа, Белорусского ТЮЗа. Белорусский театр 1960 - 1990-х гг. Драматургия К.Крапивы, А.Макаенка, К.Губаревича. Актерское искусство Купаловского театра. Тенденции и направления развития современного национального театра. Драматургия В.Короткевича, А.Дударева, Н.Матуковского, А.Петрашкевича. Новая актерская генерация национальной сцены. Творческие поиски молодой драматургии и режиссуры Беларуси.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития белорусского театрального искусства;

- стили и направления белорусского театрального искусства;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров Беларуси;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов;

уметь:

- анализировать произведения белорусского театрального искусства и драматургии в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений белорусского театрального искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития белорусского театрального искусства.


История театра Западной Европы и Америки

Античный театр. Происхождение и развитие Древнегреческого театра. Эпоха эллинизма и театр. Сценическая культура и драматургия Древнего Рима. Христианство и театр. Основные жанры Средневекового театра. Странствующие гистрионы. Гуманистический комплекс идей и театр эпохи Возрождения. Комедия "дель арте". Испанский театр. Шекспир и английский театр эпохи Возрождения. Французский театр и эстетика классицизма. Корнель, Расин, Мольер. Организация "Комеди Франсез". Комплекс идей Просвещения и английский театр XVIII в. Театры "Друри-Лейн", "Ковент Гарден". Французский театр XVIII в. "Парадокс об актере" Д.Дидро. Немецкий театр Просвещения. Театральная реформа К.Гольдони. Сказки для театра К.Гоцци. Стилевые особенности романтизма и немецкий театр. Театральные манифесты В.Гюго. Английский театр эпохи романтизма. Байрон, Шелли. Актер Э.Кин. Натурализм и творчество Э.Золя. М.Меттерлинк и эстетика символизма. Европейское движение "свободных театров". Ф.Ницше и театр. Г.Ибсен и новая европейская драма. Философия иррационального и эстетизма в творчестве К.Гамсуна и О.Уайльда. Немецкий театр на рубеже XIX - XX вв. Символизм и театральные идеи Г.Крэга. Парадоксы Б.Шоу. Театр XX в. и модернизм. Французский театр XX в. Сюрреализм. Теория "театра жестокости" А.Арто. Интеллектуальная драма. Экзистенциализм. Театр абсурда. Немецкий театр XX в. Экспрессионизм в немецком театре. Политический театр Э.Пискатора. Теория "эпического театра" Б.Брехта. Театр масок Л.Пиранделло. "Пикколо-театр" и творчество Д.Стреллера. Английский театр XX в. Швейцарский театр XX в. Становление и развитие театра США. Испанский театр XX в. Г.Лорка.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового театрального искусства;

- стили и направления мирового театрального искусства;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов;

уметь:

- анализировать произведения мирового театрального искусства и драматургии в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового театрального искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития мирового театрального искусства.


История театра России

Театральное искусство России от истоков до 1917 г. Истоки русского театра. Скоморошество. Народная драма и формы народного театра на Руси. Театр Петрушки. Школьный театр Московской Руси. Придворный театр XVIII в. Классицизм и Просвещение в русском театре XVIII в. Драматургия А.Сумарокова, Я.Княжнина, В.Майкова, М.Хераскова, Н.Николаева, И.Крылова, Д.Фонвизина. Театральная деятельность Ф.Волкова, И.Дмитриевского и их последователей. Комическая опера. Крепостной театр. Русский театр первой половины XIX в. Драматургия А.Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя. В.Белинский, Н.Добролюбов и театр. Малый театр. Александринский театр. Творчество актеров П.Мочалова, М.Щепкина, В.Каратыгина, А.Мартынова и др. Русский театр второй половины XIX в. Драматургия А.Островского, М.Салтыкова-Щедрина, А.Сухово-Кобылина, А.Толстого, И.Тургенева, Л.Толстого. Малый и Александринский театры. Провинциальные театры России. Творчество актеров П.Садовского, Г.Федотовой, А.Ленского, М.Ермоловой, М.Савиной, В.Давыдова, К.Варламова, П.Стрепетовой и др. Театральная реформа в России на рубеже XIX - XX вв. Деятельность К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. МХТ. Драматургия А.Чехова, М.Горького, Л.Андреева, Н.Гумилева, А.Блока и др. Театральное искусство России (1917 - 2000-е гг.). Социально-экономическое, культурное и политическое положение России в рассматриваемый период. А.В.Луначарский и его роль в восстановлении и развитии театральной жизни России. Выделение группы академических театров. Сложности художественной жизни страны в различные периоды ее развития. Деятельность Художественного камерного и театра Мейерхольда. Открытие новых театров, их творческие особенности (театр им. Вахтангова, театр Революции, Театр МГСПС, МХАТ-II, театры для детей.). Театральное образование. Потери ряда известных драматургов, режиссеров и актеров в т.н. период "культа личности". Закрытие театральных коллективов. Театры в годы Великой Отечественной войны. Театральная жизнь страны в период послевоенного восстановления (1945 - 1960-й гг.). "Новый поход" против художественной интеллигенции. Театральная жизнь России 1960 - 1990-х гг. Борьба с творческим нивелированием. Открытие "Современника" и театра на Таганке. Театральная реформа 80-х гг. Студийное движение. Современная жизнь театральных коллективов России.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития театрального искусства России;

- стили и направления театрального искусства России;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров России;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов России;

уметь:

- анализировать произведения театрального искусства и драматургии России в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений театрального искусства России характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития театрального искусства России.


История театра Центральной и Восточной Европы

Театральное искусство Азербайджана, Армении, Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдовы, Болгарии, Польши, Словакии, Чехии.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития театрального искусства Центральной и Восточной Европы;

- стили и направления театрального искусства Центральной и Восточной Европы;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров Центральной и Восточной Европы;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов Центральной и Восточной Европы;

уметь:

- анализировать произведения театрального искусства и драматургии Центральной и Восточной Европы в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений театрального искусства Центральной и Восточной Европы характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития театрального искусства Центральной и Восточной Европы.


История театра Востока

Истоки индийского театра. Индийский эпос "Махабхарата" и "Рамаяна". Теоретический трактат по драматургии и сценическому искусству "Натьяшастра". Музыкально-танцевальная драма - лила, рамлила, представление якшагана. Представление катхакали. Развитие профессиональной драматургии. Творчество Бхасы. Драматургия Калидасы. Драматургия Шудраки. Эволюция форм народного театра. Новая драматургия Индии. Древние театрализованные шествия с драконами, игры со львами. Народное театрализованное представление - янге. Китайская мифология. Первые произведения китайской драматургии: жанр Цзаньцзюанси и комическое "смешенное представление" - Цзацзюй. Южная драма - Наньси. Юаньская драма. Жанры китайской музыкальной драмы: пекинская, шаоссинская, сычуаньская оперы. Типы театральных трупп Китая, их структура. Китайский театр кукол. Театр современного Китая. Возникновение японского театра. Музыкально-хореаграфический театр Бугаку. Возникновение театра Ноо. Эстетические концепции, организация построения пьес и представлений Ноо. Драматургия театра Ноо. Комическая интермедия Кеген. Театр Есе. Театр кукол Дерури. Возникновение и основные этапы развития театра Кабуки. Драматургия Кабуки. Новые театральные жанры - Симпа, Синкокугеки, Сингеки. Традиционные театральные жанры в современной Японии. Театры других стран Востока. Театры стран арабского Востока - Ливан, Сирия, Ирак, Иран и др. Театр Индонезии. Театры Лаоса, Таиланда, Вьетнама, Кореи.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития театрального искусства стран Востока;

- сходство и различия стилей и направлений театрального искусства стран Востока;

- системы амплуа и средств выразительности актеров восточного театра;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся театральных режиссеров стран Востока;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов стран Востока;

уметь:

- анализировать произведения театрального искусства и драматургии стран Востока в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений театрального искусства стран Востока характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития театрального искусства стран Востока.


История мирового и белорусского театра кукол

Теория возникновения театра кукол Ш.Нодье, Ш.Маньяна, А.Белецкого. Обряд и игра. Античный театр кукол. Комический герой-шут Мак. Пародийно-сатирический тип представлений. Театр кукол Средневековья. Религиозно-мистериальные представления. Эволюция сюжетов. Образ народного героя театра кукол. Общие черты народно-бытовых героев театров кукол разных стран: Пульчинелло, Полишинель, Панч, Петрушка, Кашпарек и др. Театры кукол восточных стран. Странствующие кукольники Индии и Индонезии. Японский кукольный театр. Системы управления куклами, их связь с драматическими театральными жанрами. Теневые театры кукол. Происхождение театра теней. Современные театры кукол. Театр кукол России. Театр кукол Беларуси. Истоки белорусского театра кукол. Батлейка. Белорусский государственный театр кукол в Минске. Витебский театр "Лялька". Театры в Гомеле, Гродно, Бресте, Могилеве. Международные фестивали театров кукол.

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового и белорусского театра кукол;

- стили и направления мирового и белорусского театра кукол;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся режиссеров мирового и белорусского театра кукол;

- творчество выдающихся драматургов, актеров, сценографов мирового и белорусского театра кукол;

уметь:

- анализировать произведения мирового и белорусского театра кукол и кукольной драматургии в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского театра кукол характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития мирового и белорусского театра кукол.


История режиссуры

Определение режиссуры как специфического типа художественного творчества. Причины возникновения профессии. Пути ее развития с эстетической и технологической точек зрения. Мейненгенский театр. Деятельность А.Антуана, О.Брамма. Режиссура М.Рейнхардта, Г.Крэга. Формирование русской режиссерской школы. Практическая деятельность К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко. Режиссура Вс. Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, А.Я.Таирова. Многогранность режиссерских поисков и направлений. Режиссура К.Марджанова, Н.Охлопкова, Н.Акимова, Г.Товстоногова, О.Ефремова, А.Эфроса, Ю.Любимова, Г.Волчек, М.Захарова, Л.Додина, Р.Виктюка, М.Розовского и др. Место русской режиссуры в мировой театральной культуре. Режиссура Е.Гротовского, П.Брука, Дж.Стрелера, П.Штайна, Р.Стуруа и др. Литовская режиссура.

Выпускник должен:

знать:

- основы режиссерского творчества, закономерности развития режиссерского искусства в мировом театральном процессе;

- специфику исторического развития и современную практику белорусской театральной режиссуры;

- о специфических особенностях режиссерской профессии;

- творчество крупнейших режиссеров отечественного и зарубежного театра;

уметь:

- анализировать произведения крупных режиссеров мирового и белорусского театра в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах режиссерской работы характерные особенности важнейших стилей и направлений в режиссуре прошлого и современности;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития режиссерского творчества.


История мирового и белорусского музыкального театра

Музыкальный театр и его специфика. Зарождение музыкального театра в эпоху Средневековья. Появление оперы (XVII в., Италия). Зарождение балета (XVII в., Франция). Французская, английская, итальянская опера XVIII - XIX вв. Оперный театр XVIII - XIX вв. Основные оперные жанры: опера-серия, опера-буфа, комическая опера, немецкий и австрийский зингшпиль. Творчество оперных и балетных композиторов К.Вебера, Дж.Россини, В.Беллини, Дж.Верди, Ш.Гуно, А.Адана, Ж.Бизе. Французская, венская и английская оперетта (Ж.Оффенбах, И.Штраус, С.Джонс). Опера, балет, мюзикл, рок-опера. Русский музыкальный театр XIX в. (Н.Бородин, Н.Мусоргский, П.Чайковский и др.). Белорусский музыкальный театр XIX в. (С.Монюшко). Особенности развития музыкального театра XX века. Творчество композиторов К.Орфа, Г.Малера, Б.Бартока, А.Месиана. Русский музыкальный театр XX века (И.Стравинский, Д.Кабалевский, Д.Шостакович, А.Прокофьев и др.). Белорусский музыкальный театр XX века (Г.Пукст, Е.Тикоцкий, Г.Вагнер, Е.Глебов, Ю.Семеняко, Д.Смольский, С.Кортес, А.Мдивани и др.).

Выпускник должен:

знать:

- этапы развития мирового и белорусского музыкального театра;

- стили и направления мирового и белорусского музыкального театра;

- творческие концепции и важнейшие постановки выдающихся режиссеров мирового и белорусского музыкального театра;

- творчество выдающихся композиторов, актеров, сценографов мирового и белорусского музыкального театра;

уметь:

- анализировать произведения мирового и белорусского музыкального театра в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями;

- определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского музыкального театра характерные особенности важнейших стилей и направлений;

- использовать в своей научно-исследовательской и театрально-критической деятельности знания о важнейших этапах и закономерностях развития мирового и белорусского музыкального театра.


Теория драмы

Драма как род литературы. Эстетика и теория драмы античного времени. Характеристика жанров Средневековой драматургии. Эстетика и теория драмы эпохи Возрождения. Эстетика и теория драмы классицизма. Эстетика и теория драмы эпохи Просвещения. Эстетика и теория драмы объективного идеализма. Философия иррационализма и проблемы драматургии. Общественно-идеологические основы драмы в свете теории исторического материализма. Вопросы теории драмы в трудах российских критиков и писателей XVIII - XIX вв. Вопросы теории драмы в XX в. Драматический процесс. Общая конструкция драмы. Схемы драматической структуры и виды драматических сцен. Конструкция драматической сцены. Конструкция драматической реплики. Ритм драматического произведения. Сюжет и характеры в драме. Классификация жанров драмы. Смысл драматического произведения. Метод построения сюжета (развитие конфликта). Мотивация драматических действий. Драма и проза. Инсценировка. Драма как сценический материал. Художественный текст драмы и художественный текст спектакля.

Выпускник должен:

знать:

- историю учений о драме;

- классификацию жанров драматургии и их эволюцию;

- методы построения конфликта в драме;

уметь:

- анализировать драматическое произведение;

- выявлять типы драматического конфликта;

- выявлять смысл драматического произведения.


Экономика и организация театрального дела

Театр как система. Сущность и содержание управления театрально-зрелищным предприятием (ТЗП). Организационно-экономические основы управления ТЗП. Методы и функции управления ТЗП. Характер и содержание работы руководителя ТЗП. Особенности планирования и организация творческо-производственного процесса в театре. Типовое штатное расписание ТЗП. Финансирование театров. Законодательные акты о труде. Репертуар и его взаимосвязь с творческой и эксплуатационной деятельностью театра. Планирование и организация подготовки новых постановок. Смета новой постановки. Принципы и порядок составления плана текущего репертуара. Организация работы сценично-постановочных цехов. Организация работы системы материально-технического обеспечения. Сетевой график подготовки новой постановки.

Выпускник должен:

знать:

- сущность и содержание управления театрально-зрелищным предприятием;

- организационно-экономические основы управления;

- особенности планирования и организация творческо-производственного процесса в театре;

- планирование и организация подготовки новых постановок;

уметь:

- составлять план текущего репертуара;

- разрабатывать сетевой график подготовки новых постановок.


7.6 Требования к содержанию и организации практик


Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов и проводятся в ведущих театрах, редакциях газет, журналов, на радио, телевидении, в музеях, архивах.

Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями.

Практики организуются с учетом направления специальности.


7.6.1 Ознакомительная практика

Изучение принципов работы театров. Знакомство со структурой театрально-зрелищного предприятия, основными подразделениями, творческим составом и вспомогательными службами. Ознакомительное изучение устройства сцены, закулисной части театра.


7.6.2 Педагогическая практика

Процесс преподавания истории театрального искусства: задачи, содержание, организационные принципы. Методы обучения: вербальные, наглядные, практические. Организационные формы преподавания: урок, лекция, экскурсия. Технические (мультимедийные) средства обучения. Принципы проверки знаний учащихся.


7.6.3 Театроведческая практика

Работа в редакциях газет, журналов, телевидения и радио.

Организационные принципы работы средств массовой информации. Освещение вопросов искусства и культуры. Основные формы газетных и журнальных публикаций: очерк, рецензия, эссе. Практика редакторского дела. Предпечатная подготовка текстов. Стиль-редактирование.

Работа редакций телевидения и радио. Организационные принципы. Работа в съемочных группах ТВ. Подготовка текстов, редактирование материалов предстоящих программ и радио, и телепередач.

Организационные принципы работы литературной части театра. Знакомство с документацией, рекламно-издательскими материалами, архивом и т.д.


7.6.4 Преддипломная практика

Сбор, обработка и систематизация материалов по теме дипломной работы.


8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса


8.1 Требования к кадровому обеспечению


Научно-педагогические кадры вуза должны:

- иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);

- систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью;

- не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.


8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению


Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям:

- все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами;

- обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;

- иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам.

Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов и т.п.).


8.3 Требования к материально-техническому обеспечению


Высшее учебное заведение должно располагать:

- соответствующей санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ студентов, которые предусмотрены учебным планом;

- соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой;

- дисплейным временем на 1 студента в год не менее 50 часов;

- обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.

Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом.


8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы.

Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы.

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.).


8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы


Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства гражданина.

Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь.

Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся.

Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются:

- согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;

- вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально значимую работу, организацию учебно-воспитательного процесса, способствующих приобретению ими организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач;

- укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демографических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни;

- духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений.

Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включать в себя учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.

Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя.


8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики


Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др.

Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых работ, сдаче зачетов по практикам, защите дипломных работ производится по 10-балльной шкале (1, 2, ..., 9, 10). Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования, используются следующие средства диагностики:

- типовые задания (просмотр учебных работ);

- тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;

- письменные контрольные работы;

- устный опрос во время занятий;

- коллоквиумы;

- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;


Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 |



Archive documents
Папярэдні | Наступны
Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList