Навигация
Новые документы
Реклама
Ресурсы в тему
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"< Главная страница Стр. 19Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | 3.5 История мирового 273 210 63 12 драматического театра 3.6 История белорусского 91 70 21 4 драматического театра 3.7 Охрана труда и техника 34 18 16 1 безопасности 3.8 Основы управления 47 36 11 2 интеллектуальной собственностью 3.9 Методика преподавания 91 70 21 4 специальных дисциплин 3.10 Белорусский язык 91 70 21 4 (профессиональная лексика) Дисциплины направления специальности 3.11 Режиссура 1880 1037 843 61 3.12 Постановочная работа 206 118 88 7 режиссера эстрады 3.13 Мастерство актера 959 603 356 35 3.14 Сценическая речь 314 175 139 10 3.15 Сценическая пластика 479 368 111 22 3.16 Сценический танец 203 156 47 9 3.17 Вокал 175 105 70 6 3.18 Сольфеджио 114 70 44 4 3.19 Драматургия эстрадного 76 58 18 3 представления 3.20 Анализ музыкальной 69 53 16 3 драматургии 3.21 Работа режиссера с 56 43 13 3 художником 3.22 Композиция 55 42 13 2 Вузовский компонент 182 140 42 8 Дисциплины по выбору 199 153 46 9 студента --------------------------------------------------------------------------- Факультативные дисциплины 10 10 1 --------------------------------------------------------------------------- Экзаменационные сессии 1350 1350 27 --------------------------------------------------------------------------- Всего 8856 4927 3932 312 --------------------------------------------------------------------------- 4 Практика 32 нед. 1728 0 1728 48 4.1 Ознакомительная 2 нед. 108 108 3 (учебная) практика 4.2 Ассистентская 4 нед. 216 216 6 (учебная) практика 4.3 Педагогическая 2 нед. 108 108 3 (учебная) практика 4.4 Режиссерская 8 нед. 432 432 12 (производственная) практика 4.5 Преддипломная 16 нед. 864 864 24 практика --------------------------------------------------------------------------- 5 Дипломная работа 14 нед. 756 756 21 --------------------------------------------------------------------------- 6 Итоговая 2 нед. 108 108 3 государственная аттестация --------------------------------------------------------------------------- Всего 384 Режиссура театра (цирк) ----+---------------------------+---------------------------------+-------- ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ +-----+---------------------------+ N ¦ Наименование цикла и ¦ ¦ из них ¦Зачетные п/п ¦ дисциплины ¦всего+-----------+---------------+единицы ¦ ¦ ¦аудиторные ¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ ----+---------------------------+-----+-----------+---------------+-------- 1 Цикл социально-гуманитарных 1034 698 336 39 дисциплин Обязательный компонент 872 574 298 32 1.1 История Беларуси 102 72 30 4 1.2 Основы идеологии 36 24 12 1 белорусского государства 1.3 Философия 102 76 26 4 1.4 Экономическая теория 102 76 26 4 1.5 Социология 54 36 18 2 1.6 Политология 102 68 34 4 1.7 Основы психологии и 102 72 30 4 педагогики 1.8 Иностранный язык 272 150 122 9 Дисциплины по выбору (3) 162 124 38 7 (культурология, этика, эстетика, логика, религиоведение, основы права, другие курсы) --------------------------------------------------------------------------- 2 Цикл естественнонаучных 410 272 138 16 дисциплин Обязательный компонент 308 204 104 12 2.1 Основы экологии и 52 34 18 2 энергосбережения 2.2 Основы современного 52 34 18 2 естествознания 2.3 Защита населения и объектов 102 68 34 4 от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность 2.4 Основы информационных 102 68 34 4 технологий Вузовский компонент 102 68 34 4 --------------------------------------------------------------------------- 3 Цикл общепрофессиональных и 6052 4017 2035 233 специальных дисциплин Обязательный компонент 5671 3724 1947 216 3.1 История мировой литературы 138 106 32 6 3.2 История белорусской 91 70 21 4 литературы 3.3 История мирового 138 106 32 6 изобразительного искусства 3.4 История мировой музыки 91 70 21 4 3.5 История мирового 273 210 63 12 драматического театра 3.6 История белорусского 91 70 21 4 драматического театра 3.7 Охрана труда и техника 34 18 16 1 безопасности 3.8 Основы управления 47 36 11 2 интеллектуальной собственностью 3.9 Методика преподавания 91 70 21 4 специальных дисциплин 3.10 Белорусский язык 91 70 21 4 (профессиональная лексика) Дисциплины направления специальности 3.11 Режиссура 1901 1048 853 62 3.12 Постановочная работа 206 118 88 7 режиссера цирка 3.13 Мастерство актера 959 603 356 35 3.14 Сценическая речь 298 194 104 11 3.15 Сценическая пластика 479 368 111 22 3.16 Сценический танец 203 156 47 9 3.17 Вокал 141 105 36 6 3.18 Сольфеджио 91 70 21 4 3.19 Драматургия циркового 76 58 18 3 номера и представления 3.20 Цирковые жанры 77 59 18 3 3.21 Работа режиссера с 100 77 23 5 художником 3.22 Композиция 55 42 13 2 Вузовский компонент 182 140 42 8 Дисциплины по выбору 199 153 46 9 студента --------------------------------------------------------------------------- Факультативные дисциплины 10 10 1 --------------------------------------------------------------------------- Экзаменационные сессии 1350 1350 27 --------------------------------------------------------------------------- Всего 8856 4997 3859 316 --------------------------------------------------------------------------- 4 Практика 32 нед. 1728 0 1728 48 4.1 Ознакомительная 2 нед. 108 108 3 (учебная) практика 4.2 Ассистентская 4 нед. 216 216 6 (учебная) практика 4.3 Педагогическая 2 нед. 108 108 3 (учебная) практика 4.4 Режиссерская 8 нед. 432 432 12 (производственная) практика 4.5 Преддипломная 16 нед. 864 864 24 практика --------------------------------------------------------------------------- 5 Дипломная работа 14 нед. 756 756 21 --------------------------------------------------------------------------- 6 Итоговая 2 нед. 108 108 3 государственная аттестация --------------------------------------------------------------------------- Всего 388 7.4.2 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза. 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях. 7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с образовательным стандартом РД РБ 02100.5.227-2006 "Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин". 7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин Основы экологии и энергосбережения Экология как научная дисциплина. Биоэкология. Экосистема как основная единица функционирования живой природы. Структурные компоненты экосистемы. Основные законы экологии. Основные биогеохимические циклы. Загрязнение окружающей среды. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Нормирование качества окружающей среды. Мониторинг окружающей среды. Защита окружающей среды от промышленных загрязнений. Экологическая сертификация. Экологические стандарты. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Энергосбережение и энергоресурсы. Виды топлива и теплота сгорания. Энергетика и охрана окружающей среды. Государственная энергетическая программа. Бытовое энергосбережение. Выпускник должен: знать: - основные экологические термины и понятия; - особенности строения биосферы; - основы адаптации организмов к окружающей среде; - влияние антропических и антропогенных факторов на жизнь биосферы и здоровье человека; - систему мониторинга как основной метод изучения экологии; - основные международные соглашения по вопросам загрязнения окружающей среды; - основные законодательные акты Республики Беларусь об охране окружающей среды. Охраняемые территории Республики Беларусь; - важность рационального природопользования; - об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосохраняющей политике на основе мирового опыта и государственной политики Республики Беларусь; - о принципах эффективного использования первичной и преобразованной энергии; - теплоизоляционные материалы и вторичные энергетические ресурсы; уметь: - ориентироваться в современной экологической обстановке; - принимать активное личное участие в решении экологических проблем местного значения; - использовать приобретенные знания для формирования сознательной готовности к адаптивному участию в проводимых природоохранных мероприятиях; - использовать концепцию биоцентризма для подхода к решению экологических задач любого уровня; - разбираться в экологических стандартах; - использовать основные элементы учета и контроля потребления энергии; - владеть приемами энергосбережения; - применять методы использования тепловой и электрической энергии с минимальными потерями. Основы современного естествознания Иерархия материальных систем, микромир и мегамир. Взаимодействия и их проявления в различных системах микромира, макромира и мегамира. Анализ иерархии структурной организации вещества на основе современной физической теории и использования физико-химических методов исследования. Проблемы происхождения и развития Вселенной. Процессы возникновения и эволюции живых систем. Динамическая организация мира. Основные методы динамического, статистического и термодинамического описания материальных систем. Гуманистическая направленность естествознания. Выпускник должен: знать: - принципы естественнонаучного познания, дифференциации и взаимообусловленности естественных наук; - основы современных естественнонаучных представлений о возникновении и трансформации Вселенной, строении и эволюции биосферы; - новейшие открытия в области естествознания и перспективы их использования в материальной и социокультурной практике; уметь: - сопоставлять реальным явлениям и процессам естественнонаучные модели, использовать условные обозначения и размерности единиц физических и химических величин; - анализировать и оценивать конкретные научно-технические проблемы с позиции общих принципов современного естествознания. Защита населения и хозяйственных объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность Опасность для человека и окружающей среды. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность и экологичность технических систем. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость и управление безопасностью объектов хозяйствования. Методы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выпускник должен: знать: - о возможных чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности; - основные способы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - психологию поведения и основы выживания в чрезвычайных ситуациях; уметь: - анализировать и оценивать опасности в условиях возникшей чрезвычайной ситуации; - принимать основные меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - определять параметры, характеризующие состояние окружающей среды. Основы информационных технологий Основные понятия информационных технологий. Общая характеристика средств обработки информации и коммуникации в области культуры и искусства. Структура и устройство ЭВМ. Операционные системы и их назначение. Текстовые редакторы, процессоры и редакционно-издательские системы. Обработка графической информации. Понятие векторной и растровой графики. Методы обработки векторной и растровой графики. Статичная графика. Создание, преобразование, сохранение и вывод графической информации. Графические редакторы: Paint, Photoshop, CorelDraw. Цифровая фотография. Компьютерная графика в изобразительном искусстве. Понятие о компьютерных сетях. Ресурсы Интернет и доступ к ним. Выпускник должен: знать: - о классификации технических средств сбора, сохранения, обработки и распространения информации; - о компьютерных сетях и их применении в культуре и искусстве; - об особенностях обработки информации в сетевых информационных системах; уметь: - применять методы обработки векторной и растровой графики; - использовать методы обработки статичных графических изображений; - использовать компьютерную технику в профессиональной деятельности. 7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин История мировой литературы Литература как вид искусства и составная часть художественной культуры человечества. Ее идейное и художественное богатство. Развитие и усложнение художественной литературы как результат развития личности, ее самопознания и самоопределения. Международные и культурные связи как обязательные условия и важнейший источник богатства национальных литератур. Понятие мировой литературы. Мировая литература как совокупность отличительных черт национальных искусств. История литературы в контексте всеобщей истории и истории культуры. Основные этапы развития литературы. Важнейшие школы, направления, стили. Литература Античности, европейского Средневековья, эпох Возрождения, Просветительства, Западной Европы и Америки XIX - XX веков, славянских стран (русской, украинской, болгарской, чешской, польской). Национальные элементы в освоении культурного наследия Запада. Выпускник должен: знать: - особенности литературного процесса каждой историко-культурной эпохи; - творчество выдающихся представителей мировой литературы, критики и литературоведения; - принципы построения художественного произведения; - жанры и формы литературных жанров классических и современных произведений; уметь: - анализировать литературное произведение; - определять жанровую специфику литературного произведения; - использовать критическую литературу. История белорусской литературы Старобелорусская литература (X - XVIII вв.). Литература эпохи Древней Руси и принятия христианства (X - первая половина XIII вв.). Литература эпохи Возрождения (вторая половина XIII - первая половина XVI вв.). Полемическая литература эпохи религиозно-политической борьбы на Беларуси, зарождение силабики и прозы (вторая половина XVI - первая половина XVII вв.). Литература эпохи упадка старобелорусской письменности, роль фольклора в сохранении национального менталитета в этот период (вторая половина XVII - XVIII вв.). Основные литературно-художественные течения первой половины XIX в. (социально-бытовая, романтично-этнографическая, реалистическая). Зарождение критического реализма в белорусской литературе после восстания К.Калиновского (вторая половина XIX в.). Новый период возрождения и развития белорусской литературы начала XX столетия (до 1917 г.). Новейшая белорусская литература (20 - 90-е годы XX столетия). Белорусская культура: из истории освоения мировой литературы, традиционное и новаторское, общечеловеческое и национальное, "вечное" и современное. Литература как одно из "оправданий" и одна из возможностей спасения цивилизации и человечества. Выпускник должен: знать: - особенности развития белорусской литературы на определенных исторических этапах; - творчество выдающихся белорусских литераторов; - сюжетные основы произведений классики и современной литературы; - проблемы развития современной белорусской литературы в контексте мировых процессов; уметь: - анализировать литературное произведение; - определять национальное своеобразие литературного произведения; - использовать приобретенные знания в исследовательской деятельности. История мирового изобразительного искусства Искусство древних цивилизаций Востока. Античное искусство. Важнейшие эпохи развития искусства Западной Европы: Средневековье, эпоха Возрождения, Новое и Новейшее время, закономерности смены стилей в архитектуре и изобразительном искусстве. Искусство России: важнейшие духовные достижения, памятники архитектуры, шедевры изобразительного искусства. Становление и развитие искусства в Беларуси с древнейших времен до современности. Жизненный и творческий путь выдающихся мастеров искусства Западной Европы, России и Беларуси. Выпускник должен: знать: - основные этапы и закономерности развития мирового изобразительного искусства и архитектуры; - творчество выдающихся деятелей мирового изобразительного искусства и архитектуры; - основные стилевые особенности бытовой и материальной культуры различных эпох, отображаемой в произведениях художников; уметь: - анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры; - применять формы изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной деятельности; - использовать приобретенные знания в исследовательской деятельности. История мировой музыки Музыкальная грамота; сольфеджио; музыкальные формы и жанры. Западноевропейская музыка (Бах, Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, Бетховен, романтизм в музыке: Шуберт, Шуман, Шопен, Лист); русская музыка (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский, Скрябин, Рахманинов); музыка советского периода (Прокофьев, Шостакович, Хачатурян). Краткий обзор и характеристика важнейших направлений в музыке ХХ века: экспрессионизм, неоклассицизм, додекафония, алеаторика, конкретная музыка и др. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития и характеристику направлений в истории мировой музыки; - основные музыкальные формы и жанры; - творчество ведущих композиторов мира; - об основных тенденциях развития современной музыки; уметь: - разбираться в основных музыкальных жанрах и направлениях; - использовать в своем творчестве готовые музыкальные произведения; - анализировать музыкальные произведения. История мирового драматического театра Происхождение театра. Театр как синтез искусств. Театр и литература. Эпоха средневековья, взаимоотношения с религией. Сценическое искусство в Европе эпохи Возрождения. Театр XVII - XVIII веков в Европе и России. Возникновение русского профессионального театра. Взаимодействие художественных культур. Театр XIX века. Смена стилей и направлений (романтизм, реализм, символизм). Русский роман и сцена. Рождение "новой драмы". Формирование режиссерского театра. Взаимодействие национальных художественных культур и стилей в русском и европейском театре XX веке. Многообразие (различие и общность идей) эстетических направлений. Театр - драма - роман и режиссура XX века. Жанры и формы театра. Театр и музыка. Музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл). Современные формы развития театра в постсоветском пространстве и за рубежом. Запад и Восток как проблема развития литературы и театра. Информационная революция. Выпускник должен: знать: - закономерности исторического возникновения и развития мирового драматического театра; - этапы развития русского профессионального театра; - историю формирования режиссерского театра; - жанры и формы театра; - закономерности взаимодействия национальных художественных культур и стилей в театре XX века; - проблемы развития литературы и театра Запада и Востока; уметь: - использовать приобретенные знания в подборе театрального репертуара и эстрадно-концертного, циркового и шоу материала для осуществления программно-эстетической политики творческого коллектива; - применять литературные и драматические формы театра в профессиональной деятельности; - использовать творческое наследие мирового театра в исследовательской деятельности. История белорусского драматического театра Народные формы театра. Дворянский театр. Становление профессионального национального театра. Открытие Белорусского государственного театра в Минске. Драматургия и театр. Деятельность театральных коллективов в годы войны (1941 - 1945-е гг.) и послевоенное время (1946 - 1959). Творческая деятельность театра им. Я.Купалы, Я.Коласа, Белорусского театра юного зрителя. Творчество Пинского областного театра им. Я.Купалы и Бобруйского передвижного театра. Творчество белорусского театра 1960 - 1970-х гг. Драматургия К.Крапивы, А.Макаёнка, К.Губаревича. Творчество театров Я.Купалы, Я.Коласа. Актерское искусство белорусского театра. Тенденции и направления развития современного национального театра. Драматургия В.Короткевича, А.Дударева, А.Петрашкевича. Новые конфликты и характер их сценического решения. Рост театрального движения и появление новых коллективов. Новая актерская генерация национальной сцены. Творческие поиски молодой режиссуры Беларуси. Выпускник должен: знать: - истоки возникновения национального драматического искусства; - этапы становления и развития белорусского профессионального театра; - пути формирования белорусского режиссерского театра; - жанры и формы белорусской драматургии и их влияние на национальное театральное искусство; - закономерности взаимосвязей русской и белорусской художественных культур; - проблемы развития современного белорусского театра в контексте мировых процессов; уметь: - использовать приобретенные знания в подборе театрального репертуара для осуществления творческих замыслов коллектива; - применять литературные и драматические формы театра в профессиональной деятельности; - использовать приобретенные знания о театре в исследовательской деятельности. Охрана труда и техника безопасности Законодательные акты в области охраны труда. Производственный травматизм. Классификация и статистика. Производственная санитария. Гигиена труда. Освещение. Шум и ультразвук. Метеоусловия в помещениях. Вибрации. Электромагнитные поля, ионизирующее и лазерное излучение. Электробезопасность. Виды электропоражений и их причины. Защитные средства. Технические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности в электроустановках различного напряжения. Грузоподъемные механизмы. Сосуды под давлением. Пожарная безопасность. Пожарная охрана и профилактика. Горение и причины пожаров. Эвакуация людей. Средства пожаротушения. Электрооборудование пожаро- и взрывоопасных помещений. Пожаротушение в действующих электроустановках. Вентиляция и противодымная защита путей эвакуации. Молниезащита, ее виды и параметры. Выпускник должен: знать: - основы охраны труда и техники безопасности в условиях театрального производства и эксплуатации сценического оборудования; - правила техники безопасности при эксплуатации электротехнических устройств; - правила пользования противопожарным занавесом; - маршруты пожарной эвакуации в театральном помещении; уметь: - использовать приемы, способы и устройства безопасной работы на сценическом оборудовании; - проводить организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности персонала при активном возгорании; - использовать средства огнетушения; - применять способы оказания экстренной помощи в случаях поражения электротоком или отравления угарным газом. Основы управления интеллектуальной собственностью Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Промышленная собственность. Патентная информация. Патентные исследования. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности. Государственное управление интеллектуальной собственностью. Выпускник должен: знать: - основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности; - порядок оформления прав на объекты интеллектуальной собственности в республике и за рубежом; - основные виды патентной информации и методику проведения патентных исследований; - виды ответственности за нарушение прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности и способы защиты этих прав; уметь: - проводить патентно-информационный поиск, в том числе с использованием сети Интернет; - составлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности; - оформлять договоры на передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; - управлять интеллектуальной собственностью в организации. Методика преподавания специальных дисциплин Теоретические основы методики преподавания специальных дисциплин. История театрального образования на территории Беларуси. Роль творческой личности в сохранении и развитии театральных традиций. Функции режиссера-педагога в учебно-творческом процессе. Этапы возникновения, формирования и воплощения замысла спектакля в учебном процессе. Методика формирования потребностей в творческом самовыражении. Общие принципы работы актера над собой и ролью. Проведение психотренингов и ролевых игр. Режиссерский тренинг. Актерский тренинг. Этюдный метод. Методика формирования навыков самостоятельной работы и индивидуального подхода к учащемуся. Методика работы режиссера-педагога с учащимся над внешней выразительностью его артистических данных. Пластическая и музыкальная культура актера. Действенная основа речевой выразительности учащегося в процессе создания сценического образа. Действие - основной язык театра. Сценический образ и идея - основная цель и средство театрального искусства. Научные исследования в сфере режиссерско-педагогической деятельности. Выпускник должен: знать: - методы и формы обучения; - особенности учебно-познавательной, научно-исследовательской и др. видов деятельности; - психологические и возрастные особенности обучаемых; уметь: - планировать процесс обучения (под руководством педагога и самостоятельные занятия); - осуществлять процесс обучения навыкам творческой деятельности на основе понимания сущности и целей сценического творчества; - проводить анализ, оценивать результаты педагогической деятельности. Белорусский язык (профессиональная лексика) Исторические этапы формирования и развития белорусского языка. Особенности научного стиля. Белорусская научная терминология. Стилистика официально-деловых бумаг. Проблемы белорусско-русской интерференции. Лексикология и лексикография. Лексический состав научного стиля. Белорусская научная (искусствоведческая, театроведческая и киноведческая) терминология. Научный текст: структура и языковое оформление. Система жанров научной литературы. Особенности официально-делового стиля. Понятие документа. Группы официально-деловой документации. Деловые письма: языковое оформление и редактирование. Художественный стиль, его особенности и лексический состав. Выпускник должен: знать: - роль языка и произношения в процессе социализации личности; - систему лексических, грамматических и стилистических средств белорусского языка, их коммуникативные источники; - языковую ситуацию в Республике Беларусь на современном этапе; уметь: - характеризовать особенности терминологической лексики, научного и официально-делового стиля и сферы их функционирования; - анализировать особенности белорусско-русского и русско-белорусского билингвизма; - адаптировать языковое поведение в разных ситуациях профессиональных и деловых отношений. Дисциплины направления специальности "Режиссура театра (драматический театр)"Режиссура Роль режиссера в театральном процессе. Творческое наследие выдающихся мастеров режиссуры. Освоение и развитие профессиональных качеств режиссера на основе упражнений и этюдов. Освоение элементов режиссерской постановочной работы в учебном процессе, при постановке отрывков и одноактных спектаклей. Теория и практика режиссерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы: прозы, поэзии, драматургии. Работа режиссера над пьесой. Режиссерский замысел спектакля. Работа режиссера с актерами. Репетиционный процесс. Работа режиссера с художником, композитором, другими создателями спектакля. Применение разнообразных выразительных средств при постановке спектакля: пространственное решение, музыка, свет, шумы, пластическая разработка и т.п. Постановка одноактного спектакля с профессиональными актерами. Постановка полнометражного спектакля в профессиональном театре. Выпускник должен: знать: - закономерности исторического возникновения и этапы развития режиссуры драматического театра; - специфику режиссерского искусства и его технологически-творческие основы; - методику работы над литературно-драматургическим произведением в драматическом театре, учебном заведении; - принципы работы над драматическим спектаклем; - методику работы с актером в драматическом театре; - особенности инсценирования литературных произведений с учетом специфики драматического театра; - принципы композиционно-пластического построения театрального представления; - принципы работы: драматурга над пьесой, художника над сценографией спектакля, композитора над музыкой к спектаклю, балетмейстера над хореографией постановки, актера над образом роли; уметь: - применять принципы подбора театрального репертуара для осуществления программно-эстетической политики театрально-зрелищного учреждения; - дифференцировать творческие и материальные возможности театрально-зрелищного учреждения и приемы прогнозирования и расчета режиссерских проектов; - осуществлять структурно-композиционное построение драматического спектакля; - применять "действенный анализ пьесы и роли" в процессе создания и воплощения сценического образа. Постановочная работа режиссера драматического театра Структура театра. Подразделения, непосредственно участвующие в подготовке спектакля, и их функции. Функции подразделений и цехов театра. Этика в театре, роль режиссера в создании нравственного климата. Постановочный план, этапы постановочной работы, организация репетиционного процесса. Постановочная бригада, ее состав, режиссер-постановщик как руководитель постановочной бригады в драматическом театре. Ассистент режиссера, помощник режиссера, их функции при постановке спектакля. Взаимодействие режиссера-постановщика с административной службой и литературной частью театра. Авторский контроль режиссера-постановщика на спектаклях текущего репертуара. Участие режиссера-постановщика в работе со зрителем, прессой, радио и ТВ, творческие встречи. Работа режиссера с композитором, художником, балетмейстером. Световая партитура. Учет реакций публики, организация интерактивного общения со зрительской аудиторией. Выпускник должен: знать: - структуру производственно-творческих подразделений драматического театра; - специфику работы режиссера над формами драматических представлений; - методы и приемы работы со зрителем, прессой, радио и ТВ; - этапы работы над постановочным планом спектакля и его реализации в процессе взаимодействия с производственно-творческими и административными службами театра; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы в драматическом театре; - применять методы работы с постановочным коллективом и зрительской аудиторией на практике; - использовать методику работы с драматургом, композитором, дирижером, художником, балетмейстером, административной частью театра и пр. в процессе подготовки и выпуска спектакля. Мастерство актера Основы актерского мастерства. Элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие и др. Метод физических действий. Способы словесного воздействия. Способы существования в разных жанрах. Перевоплощение. Импровизация как способ актерской игры. Домашняя работа актера над ролью. Этапы освоения актером "предлагаемых обстоятельств" пьесы и роли. Сценическое действие. Наблюдения. Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе. Общение со зрительской аудиторией. Выпускник должен: знать: - специфику актерского искусства и его технологически-творческие основы; - этапы работы над ролью; - методику работы над ролью в разных жанрово-стилевых литературно-драматических произведениях; - этапы постижения и освоения актером "предлагаемых обстоятельств" пьесы и роли; - приемы творческих подходов к сценическому воплощению художественных образов; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над ролями разножанрового репертуара; - применять метод психофизических действий и метод действенного анализа пьесы и роли в работе над образом; - использовать методику работы актера над собой и ролью в процессе постановки спектакля. Сценическая речь Слово в творчестве актера. Основные требования к произношению на сцене. Принципы тренировки голосо-речевого аппарата. Определение индивидуальных особенностей артикуляционного уклада студента. Ритмизованный пластический и речевой тренинг. Нормативность сценической речи как признак профессиональной культуры актера. Смысловая и художественная функция звуковой речи. Основы смыслового анализа текста. Техника речи - артикуляция, дикция, дыхание, голосоведение. Логика речи. Речевая характерность. Основы теории стихосложения. Художественное чтение. Средства выразительности словесного действия. Индивидуальные и коллективные речевые и голосовые упражнения. Выпускник должен: знать: - основные требования к произношению на сцене и принципы тренировки голосо-речевого аппарата; - виды пластически-речевого тренинга артиста; - основы теории стихосложения и художественного чтения; - приемы и средства выразительности словесного действия на сцене; уметь: - определить индивидуальные особенности речевого аппарата артиста; - применять знания основ сценической речи в процессе работы с актером над спектаклем; - использовать индивидуальные и коллективные речевые и голосовые упражнения в процессе учебно-воспитательной работы с молодыми актерами. Сценическая пластика Сценическое движение: тренинг подготовительный, тренинг развивающий, тренинг пластический, тренинг специальный. Специальные навыки сценического движения. Театральная биомеханика В.Мейерхольда. Работа над режиссерскими этюдами. Воспитание сценического ритма. Комплексные постановочные музыкально-ритмические упражнения, этюды, отрывки, сцены. Сценический бой: основные элементы сценического боя, различные приемы обезоруживания. Основные приемы сценического боя в спектакле на современную тему. Специальные упражнения и этюды. Этикет. Основы пантомимы: основные этапы истории развития пантомимы, простейшие пластические аллегории, аналитический комплекс, синтетический комплекс, стилевые упражнения пантомимы, основы аллегорической пантомимы и мимодрамы, концертный номер пантомимы, выразительные пантомимы и мимодрамы, выразительные средства пантомимы в концертных номерах различных жанров, современные направления в развитии пантомимы. Выпускник должен: знать: - основные требования к пластическому воспитанию в драматическом театре; - особенности и специфику сценического движения, музыкально-ритмического тренинга, пантомимы разных театральных жанров; - приемы работы с исполнителями над пластическим рисунком сценической композиции и исполняемой роли; уметь: - применять навыки пластической выразительности в профессиональной деятельности; - применять теоретические знания в работе с творческим коллективом над произведениями классического и современного репертуара; - использовать знания и умения в работе с балетмейстером над спектаклем. Сценический танец Сценические особенности сценического танца в драматическом театре. Постановка корпуса, головы, рук и ног. Развитие силы мышц, эластичности связок и подвижности суставов. Исправление недостатков плоскостопия и физического развития. Развитие внимания. Парные и массовые танцы. Воспитание чувства партнера и ансамбля. Тренировочные упражнения возле станка и на середине зала. Классический станок; характерный станок; основы танцевального искусства; танец классический, историко-бытовой, народный и др. Выпускник должен: знать: - основные требования к танцевально-пластическому воспитанию в драматическом театре; - особенности и специфику сценического танца разных театральных жанров; - приемы работы с исполнителями над танцевальной сценой и сольным танцем в спектакле; уметь: - применять навыки танцевальной пластики в профессиональной деятельности; - применять теоретические знания в работе с творческим коллективом над произведениями классического и современного репертуара; - использовать знания и умения в работе с балетмейстером над спектаклем. Музыкальное оформление спектакля Музыкальная драматургия. История музыкально-шумового оформления в театре. Роль музыки в театре. Виды музыки в театре и приемы введения музыки в спектакль. Шумовые эффекты в театре. Технология работы режиссера над музыкальным оформлением спектакля. Работа с композитором. Работа по самостоятельному подбору музыки в спектакле. Виды музыкальных репетиций. Музыкальная художественная целостность спектакля. Выпускник должен: знать: - принципы построения драматургии музыкально-шумового оформления спектакля; - специфику работы режиссера над музыкально-шумовым оформлением спектакля; - принципы работы с композитором в процессе подготовки музыки к спектаклю и ее внедрению в процессе прогонных и генеральных репетиций; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы в драматическом театре; - применить методы работы с композитором и постановочным коллективом в процессе музыкальных репетиций спектакля; - использовать виды музыкальных репетиций в процессе подготовки и выпуска спектакля. Анализ драматургического произведения Пьеса - художественная модель мира. Драматург и действительность. Способы воплощения авторского замысла в пьесах классического и современного репертуара. Композиционное построение: драмы, комедии, трагедии, водевиля, сказки и мюзикла. Жанровое своеобразие и система образов в пьесах зарубежных и белорусских авторов. Принципы и методы режиссерского анализа пьес Ж.Кокто, Э.Ионеско, С.Мрожека и др. Интерпретация исторических явлений и современности в пьесах белорусских авторов. Образное видение явлений действительности драматургом и его воплощение в выразительных средствах пьесы. Этапы постижения режиссером художественного мира драматургического произведения и его воплощение на сцене. Выпускник должен: знать: - принципы анализа разно-жанровых драматургических произведений; - особенности структурирования литературных и драматургических произведений; - особенности образного восприятия автором явлений действительности и их воплощение в выразительных средствах пьесы; - этапы постижения режиссером художественного мира драматургического произведения разных жанров; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями драмы, разных жанров и стилей; - применять методы анализа драматургического произведения в процессе работы над спектаклем; - использовать принципы режиссерского анализа в работе над произведениями отечественных и зарубежных авторов. Работа режиссера с художником Основные этапы развития театрально-декорационного искусства со времен античности до современности. Современные театральные художники и их творчество Сцена и машинерия. Принципы и приемы оформления спектакля. Решение сценического пространства. Сценографические средства в театре. Основные типы декораций. Трансформирующиеся декорации и декорации специального назначения. Разработка рабочих чертежей декорации по черновым разработкам и эскизам. Разработка деталей декораций, архитектурных фрагментов. Макетный способ разработки комплексных, трансформирующихся и сложных декораций. Постоянно действующие декорационно-технические приспособления. Технические системы декораций. Выпускник должен: знать: - основные законы технологических процессов театрально-декоративного оформления спектакля; - индивидуальные творческие особенности художника-декоратора в процессе создания сценографического образа постановки; - приемы работы с художником над макетом, эскизами костюмов, реквизитом и иными атрибутами театрально-декоративного оформления постановки в драматическом театре; уметь: - использовать основы теории и технологии театрально-декоративного искусства в профессиональной деятельности; - применить знания организационно-творческой и технологически-производственной деятельности в области театрально-декоративного оформления постановки; - использовать приемы устройства сценических площадок и театральной машинерии разных эпох при работе над произведениями классической и современной драматургии. Теория драмы Предмет теории драмы. Основные категории. Драматическое действие и его структура. Драматический характер конфликта. Композиция. Драматические жанры. История учений о драме на Западе, в России и Беларуси. Проблемы инсценирования. Актуальные проблемы теории драмы. Драма и сценическая образность. Выпускник должен: знать: - историю и теорию драматургических жанров; - особенности инсценирования литературных произведений с учетом структурного построения драматургического произведения; - законы идейно-художественного построения системы образов пьесы и спектакля; - принципы творческого осмысления явлений истории и современности драматургом; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями драмы, разных жанров и стилей; - использовать принципы композиционного построения художественного образа пьесы драматургом в процессе работы с исполнителями; - использовать приемы анализа драматических произведений. Композиция Предмет композиции. Теоретические основы композиции. Особенности создания художественно-образного строя спектакля. Специфика авторского и режиссерского отбора и компоновки структурных элементов произведения драматургии и сцены. Композиционное построение спектакля: событийное, сценографическое, музыкальное, пластическое, темпо-ритмическое и пр. Отбор главных и второстепенных элементов в поведении артиста-роли. Мизансцена и свет в композиционном построении спектакля. Композиционная корректировка "соотношения частей целого": монтировочные, прогонные и генеральные репетиции. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития композиции в разных видах искусства; - возникновение и развитие искусства композиции в режиссуре; - композиционные особенности и специфику создания, художественно-образного строя спектакля; - принципы композиционного построения спектакля; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями драмы разных жанров и стилей; - применять методы композиционного построения в процессе работы над спектаклем; - использовать принципы режиссерской композиции в работе над произведениями отечественных и зарубежных авторов. Дисциплины направления специализации "Режиссура театра (музыкальный театр)"Режиссура Место и значение режиссуры в следующих видах музыкального театра: комическая опера, опера-буфф, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл. Изучение творческого наследия выдающихся мастеров режиссуры музыкального театра. Специфика режиссуры музыкального театра - музыкальная драматургия - основа музыкального спектакля. Развитие профессиональных навыков режиссера музыкального театра как на основе драматических, так и музыкальных этюдов. Теория и практика режиссерского анализа музыкальной драматургии. Работа режиссера с либретто и клавиром. Режиссерский замысел музыкального спектакля как синтез драматического содержания и музыки. Специфика работы с артистами-вокалистами. Значение танца и пластики в музыкальном спектакле, работа с балетмейстером. Работа режиссера с хормейстером. Пространственное и световое решение музыкального спектакля. Работа режиссера с художником. Постановка развернутой сцены (с включением хоров и хореографии) из музыкального спектакля в указанных выше жанрах или одноактного музыкального спектакля. Постановка музыкального спектакля в профессиональном театре. Выпускник должен: знать: - закономерности исторического возникновения и этапы развития режиссуры музыкального театра; - специфику режиссерского искусства и его технологически-творческие основы; - методику работы над литературно-драматургическим произведением в музыкальном театре, учебном заведении; - принципы работы над музыкальным спектаклем; - методику работы с актером в музыкальном театре; - особенности инсценирования литературных произведений с учетом специфики театрально-зрелищного учреждения; - принципы композиционно-пластического построения театрально-зрелищного представления; - принципы работы: драматурга и сценариста над пьесой, художника над сценографией спектакля, композитора над музыкой к спектаклю, балетмейстера над хореографией постановки, актера над образом роли; уметь: - применять принципы подбора театрального репертуара для осуществления программно-эстетической политики театрально-зрелищного учреждения; - дифференцировать творческие и материальные возможности театрально-зрелищного учреждения и приемы прогнозирования и расчета режиссерских проектов; - осуществлять структурно-композиционное построение музыкального и музыкально-драматического спектакля; - применять "действенный анализ пьесы и роли" в процессе создания и воплощения сценического образа. Постановочная работа режиссера музыкального театра Структура музыкального театра. Функции подразделений, цехов и творческих структур музыкального театра (солисты, хор, балет, миманс). Режиссер постановщик в содружестве с дирижером (музыкальным руководителем постановки) - организаторы постановки. Работа режиссера с дирижером. Этика в театре. Постановочный план, этапы репетиционной работы, организация постановочного процесса. Значение концертмейстера в репетиционном процессе. Организация сводных репетиций с хором и балетом. Оркестровые репетиции, как финальная часть постановочной работы над музыкальным спектаклем. Авторский контроль режиссера-постановщика на спектаклях текущего репертуара. Освоение элементов режиссерской постановочной работы в учебном процессе, при постановке музыкальных этюдов, сцен из спектаклей. Выпускник должен: знать: - структуру производственно-творческих подразделений музыкального театра; - специфику работы режиссера над формами музыкальных и музыкально-драматических представлений; - методы и приемы работы со зрителем, прессой, радио и ТВ; - этапы работы над постановочным планом спектакля и его реализации в процессе взаимодействия с производственно-творческими и административными службами театра; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы в музыкальном театре; - применять методы работы с постановочным коллективом и зрительской аудиторией на практике; - использовать методику работы с драматургом, композитором, дирижером, художником, балетмейстером, административной частью театра и пр. в процессе подготовки и выпуска спектакля. Мастерство актера Основы актерского мастерства. Элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие и др. Метод физических действий. Способы словесного воздействия. Способы существования в разных жанрах. Перевоплощение. Импровизация как способ актерской игры. Домашняя работа актера над ролью. Актерское мастерство артиста-вокалиста. Школа драматического искусства - основа актерского мастерства в музыкальном театре. Достижение психологической достоверности в ролях разных музыкальных жанров. Сценическое действие. Музыкальный этюд. Импровизация как способ актерской игры. Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе. Общение со зрительской аудиторией. Выпускник должен: знать: - специфику актерского искусства и его технологически-творческие основы; - этапы работы над ролью в музыкальном спектакле; - методику работы над ролью в разных жанрово-стилевых музыкально-драматических произведениях; - этапы постижения и освоения актером "предлагаемых обстоятельств" пьесы и роли; - приемы творческих подходов к сценическому воплощению художественных образов; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над ролями разножанрового репертуара; - применять метод психофизических действий и метод действенного анализа пьесы и роли в работе над ролью; - использовать методику работы актера над собой и ролью в процессе работы над спектаклем. Сценическая речь Слово в творчестве актера. Основные требования к произношению на сцене. Принципы тренировки голосо-речевого аппарата. Определение индивидуальных особенностей артикуляционного уклада студента. Ритмизованный пластический и речевой тренинг. Нормативность сценической речи как признак профессиональной культуры актера. Смысловая и художественная функция звуковой речи. Основы смыслового анализа текста. Техника речи - артикуляция, дикция, дыхание, голосоведение. Логика речи. Речевая характерность. Основы теории стихосложения. Художественное чтение. Средства выразительности словесного действия. Выпускник должен: знать: - основные требования к произношению на сцене и принципы тренировки голосо-речевого аппарата; - виды пластически-речевого тренинга артиста; - основы теории стихосложения и художественного чтения; - приемы и средства выразительности словесного действия на сцене; уметь: - определить индивидуальные особенности речевого аппарата артиста; - применять знания основ сценической речи в процессе работы с актером над спектаклем; - использовать индивидуальные и коллективные речевые и голосовые упражнения в процессе учебно-воспитательной работы с молодыми актерами. Сценическая пластика Сценическое движение: тренинг подготовительный, тренинг развивающий, тренинг пластический, тренинг специальный. Специальные навыки сценического движения. Движение и речь. Театральная биомеханика В.Мейерхольда. Работа над режиссерскими этюдами. Сценический бой и фехтование: основные элементы сценического боя. Различные приемы обезоруживания. Основные приемы сценического боя в спектакле на современную тему. Приемы кулачного боя и борьбы. Специальные упражнения и этюды. Музыкально-ритмическое воспитание. Воспитание сценического ритма. Средства музыкальной выразительности. Совершенствование вокально-двигательной координации. Импровизация на музыкальные и танцевальные произведения. Комплексные постановочные музыкально-ритмические упражнения, этюды, отрывки, сцены. Основы пантомимы: основные этапы истории развития пантомимы, простейшие пластические аллегории, аналитический комплекс, синтетический комплекс, стилевые упражнения пантомимы, основы аллегорической пантомимы и мимодрамы, концертный номер пантомимы, выразительные пантомимы и мимодрамы, выразительные средства пантомимы в концертных номерах различных жанров, современные направления в развитии пантомимы. Выпускник должен: знать: - основные требования к пластическому воспитанию в музыкальном театре; - особенности и специфику сценического движения и фехтования, музыкально-ритмического тренинга, пантомимы и танца разных театральных жанров; - приемы работы с исполнителями над пластическим рисунком сценической композиции и исполняемой роли; уметь: - применять навыки пластической выразительности в профессиональной деятельности; - применять теоретические знания в работе с творческим коллективом над произведениями классического и современного репертуара; - использовать знания и умения в работе с балетмейстером над спектаклем. Сценический танец Сценические особенности сценического танца в музыкальном театре. Постановка корпуса, головы, рук и ног. Развитие силы мышц, эластичности связок и подвижности суставов. Исправление недостатков плоскостопия и физического развития. Развитие внимания. Парные и массовые танцы. Воспитание чувства партнера и ансамбля. Тренировочные упражнения возле станка и на середине зала. Классический станок; характерный станок; основы танцевального искусства; танец классический, историко-бытовой, народный и др. Выпускник должен: знать: - основные требования к танцевально-пластическому воспитанию в музыкальном театре; - особенности и специфику сценического танца разных театральных жанров; - приемы работы с исполнителями над танцевальной сценой и сольным танцем в спектакле; уметь: - применять навыки танцевальной пластики в профессиональной деятельности; - применять теоретические знания в работе с творческим коллективом над произведениями классического и современного репертуара; - использовать знания и умения в работе с балетмейстером над спектаклем. Вокал Введение в дисциплину. Гигиена голоса. Элементы правильного звукообразования. Формирование певческих гласных и согласных на центре голоса. Дикция. Вокализ и музыкальные произведения с текстом. Романс и народная песня. Выравнивание регистра. Расширение диапазона. Кантиленный стиль пения и речитатив. Чувство темпо-ритма. Художественная выразительность пения. Элементы техники: форшлаг, группетто, мордент, трель, сфорцандо. Чувство ансамбля. Эстрадно-концертная песня. Подготовка партий в спектакле. Выпускник должен: знать: - технику настройки и основы гигиены артистического вокального аппарата; - основы многоголосия; - основы вокальной техники; - основной репертуар классических, народных и современных вокальных произведений; уметь: - слышать себя и партнера во время исполнения вокальных партий; - применять навыки и умения голосоведения; - использовать навыки исполнения вокальных произведений в музыкальном театре. Сольфеджио Организация музыкального слуха и его развитие. Мелодическое воспитание, ладовое воспитание, ритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти. Развитие "мелодического", "гармонического" и "полифонического" слуха и музыкальной памяти. Развитие чувства стиля. Звук и его длина. Длительность, ритм, темп. Звук и высота. Основные трезвучия и их обращения. Народные диатонические лады. Строение музыкальной речи, период, предложение, фраза, мотив. Энгармонизм и энгармонические модуляции через малый мажорный и уменьшенный септаккорды. Выпускник должен: знать: - теоретические основы музыки; - основы интонирования в классической и современной музыке в разных складах; - строение музыкальной речи, период, предложение, фраза, мотив; - приемы обучения активного использования слуха в творческой и практической деятельности; уметь: - определять на слух элементы музыки как изолировано, так и в их взаимодействии и живой фактуре музыкального произведения; - ориентироваться в смысловой расчлененности музыкальной формы; - использовать приобретенные навыки в практической деятельности. Музыкальный ансамбль Ансамблевое пение. Сольное пение с преподавателем и концертмейстером. Гигиена голоса. Ансамблевое и хоровое пение в музыкальных спектаклях. Виды и типы хоров и вокальных ансамблей. Организация вокального курсового ансамбля. Овладение приемами правильного унисонного и октавно-унисонного звучания. Овладение двухголосным звучанием в мажорном и минорном ладах. Элементы полифонического звучания. Разучивание двухголосных ансамблей концертного и экзаменационного мате. Разучивание концертного и экзаменационного репертуара в трехголосном изложении. Освоение технических и художественных задач в концертном и экзаменационном материале риала. Трехголосие. Овладение и закрепление навыков трехголосного пения. Трехголосие с элементами четырехголосия. Четырехголосие. Закрепление техники ансамблевой культуры. Выпускник должен: знать: - историю и теорию музыкальных жанров; - специфику работы режиссера над музыкально-шумовым оформлением музыкально-драматических представлений; - принципы работы с композитором в процессе подготовки музыки к спектаклю и ее внедрению в процессе прогонных и генеральных репетиций; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы в музыкальном театре; - применять методы работы с композитором и постановочным коллективом в процессе музыкальных репетиций спектакля; - использовать виды музыкальных репетиций в процессе подготовки и выпуска спектакля. Анализ музыкальной драматургии Понятие формы и жанра. История развития жанров (сонаты, симфонии, концерты, камерные жанры). Музыкально-театральные жанры - опера, оперетта, водевиль, мюзикл, балет - особенности их развития в различных национальных школах. Выпускник должен: знать: - историю развития музыкальных и музыкально-театральных жанров; - особенности структурирования музыкальных и музыкально-театральных произведений; - этапы постижения режиссером художественного мира музыкального и музыкально-театрального произведения; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над музыкальными и музыкально-театральными произведениями разных жанров и стилей; - применять методы анализа музыкального и музыкально-театрального произведения в процессе работы над спектаклем; - использовать принципы режиссерского анализа в работе над произведениями отечественных и зарубежных авторов. Работа режиссера с художником Основные этапы развития театрально-декорационного искусства со времен античности до современности. Современные театральные художники и их творчество. Сцена и машинерия. Принципы и приемы оформления спектакля. Решение сценического пространства. Сценографические средства в театре. Основные типы декораций. Трансформирующиеся декорации и декорации специального назначения. Разработка рабочих чертежей декорации по черновым разработкам и эскизам. Разработка деталей декораций, архитектурных фрагментов. Макетный способ разработки комплексных, трансформирующихся и сложных декораций. Постоянно действующие декорационно-технические приспособления. Технические системы декораций. Выпускник должен: знать: - основные законы технологических процессов театрально-декоративного оформления музыкально-драматического и музыкального спектакля; - индивидуальные творческие особенности художника-декоратора в процессе создания сценографического образа постановки; - приемы работы с художником над макетом, эскизами костюмов, реквизитом и иными атрибутами театрально-декоративного оформления постановки в музыкальном театре; уметь: - использовать основы теории и технологии театрально-декоративного искусства в профессиональной деятельности; - применять знания организационно-творческой и технологически-производственной деятельности в области театрально-декоративного оформления постановки; - использовать приемы устройства сценических площадок и театральной машинерии разных эпох при работе над произведениями классической и современной драматургии. Композиция Предмет композиции. Теоретические основы композиции. История возникновения и развития композиции в разных видах искусства. Предпосылки возникновения композиционных построений в театральном искусстве. Композиционные особенности создания художественно-образного строя спектакля. Специфика авторского и режиссерского отбора и компоновки структурных элементов произведения драматургии и сцены. Композиционное построение спектакля: событийное, сценографическое, музыкальное, пластическое, темпо-ритмическое и пр. Отбор главных и второстепенных элементов в поведении артиста-роли. Мизансцена и свет в композиционном построении спектакля. Композиционная корректировка "соотношения частей целого": монтировочные, прогонные и генеральные репетиции. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития композиции в разных видах искусства; - возникновение и развитие искусства композиции в режиссуре; - композиционные особенности и специфику создания художественно-образного строя спектакля; - принципы композиционного построения спектакля; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над произведениями драмы разных жанров и стилей; - применять методы композиционного построения в процессе работы над спектаклем; - использовать принципы режиссерской композиции в работе над произведениями отечественных и зарубежных авторов. Дисциплины направления специализации "Режиссура театра (театр кукол)"Режиссура Театр кукол как вид театрального искусства. Режиссер театра кукол как координатор творческо-производственного процесса создания спектакля. Творческое наследие крупнейших мастеров режиссуры театра, выдающихся режиссеров театра кукол. Освоение и развитие профессиональных качеств режиссера на основе упражнений и этюдов. Теория и практика режиссерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы: прозы, поэзии, драматургии. Театр для детей и взрослых. Работа режиссера над пьесой. Режиссерский замысел спектакля, особенности работы режиссера театра кукол с художником. Работа режиссера с актерами. Репетиционный процесс. Работа с балетмейстером и другими участниками создания спектакля. Использование разнообразных выразительных средств при постановке спектакля, особенности пространственного, музыкального, светового решения спектакля в театре кукол. Постановка одноактного спектакля или концертного номера с куклой. Постановка полнометражного спектакля в профессиональном театре кукол. Выпускник должен: знать: - закономерности исторического возникновения и этапы развития режиссуры драматического и театра кукол; - специфику режиссерского искусства и его технологически-творческие основы; - методику работы над литературно-драматургическим произведением в театре кукол, учебном заведении; - принципы работы над спектаклем в театре кукол; - методику работы с актером в театре кукол; - принципы композиционно-пластического построения театрально-зрелищного представления; - принципы работы: драматурга над пьесой, художника над сценографией спектакля, композитора над музыкой к спектаклю, балетмейстера над хореографией постановки, актера над образом роли; уметь: - применять принципы подбора театрального репертуара для осуществления программно-эстетической политики театрально-зрелищного учреждения; - дифференцировать творческие и материальные возможности театрально-зрелищного учреждения и приемы прогнозирования и расчета режиссерских проектов; - осуществлять структурно-композиционное построение спектакля театра кукол; - применять "действенный анализ пьесы и роли" в процессе задумывания и воплощения сценического образа. Постановочная работа режиссера театра кукол Структура театра. Подразделения, непосредственно участвующие в подготовке спектакля, и их функции. Функции подразделений, цехов и творческих структур театра кукол. Этика в театре, роль режиссера в создании нравственного климата. Постановочный план, этапы постановочной работы, организация репетиционного процесса. Постановочная бригада, ее состав, режиссер-постановщик как руководитель постановочной бригады в театре кукол. Ассистент режиссера, помощник режиссера, их функции при постановке спектакля. Взаимодействие режиссера-постановщика с административной службой и литературной частью театра. Авторский контроль режиссера-постановщика на спектаклях текущего репертуара. Структура театра кукол: производственно-творческие подразделения и их функции. Взаимодействие режиссера-постановщика с администрацией, литературной и педагогической частью театра. Участие режиссера-постановщика в работе со зрителем, прессой, радио и ТВ, творческие встречи. Учет реакций публики, организация интерактивного общения со зрительской аудиторией. Выпускник должен: знать: - структуру производственно-творческих подразделений театра кукол; - специфику работы режиссера над формами спектаклей театра кукол; - методы и приемы работы со зрителем, прессой, радио и ТВ; - этапы работы над постановочным планом спектакля и его реализации в процессе взаимодействия с производственно-творческими и административными службами театра; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы в театре кукол; - применять методы работы с постановочным коллективом и зрительской аудиторией на практике; - использовать методику работы с драматургом, композитором, дирижером, художником, балетмейстером, административной частью театра и пр. в процессе подготовки и выпуска спектакля. Мастерство актера Основы актерского мастерства. Элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие и др. Способы словесного воздействия. Способы существования в разных жанрах. Отстранение. Наблюдения. Музыкальный этюд. Овладение техникой вождения кукол основных театральных систем. Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе. Общение со зрительской аудиторией. Выпускник должен: знать: - специфику актерского искусства и его технологически-творческие основы; - этапы работы над ролью; - методику работы над ролью в разных жанрово-стилевых и литературно-драматических произведениях; - этапы постижения и освоения актером "предлагаемых обстоятельств" пьесы и роли; - приемы творческих подходов к сценическому воплощению художественных образов; уметь: - использовать приобретенные знания и навыки в процессе работы над ролями разножанрового репертуара; - применять метод психофизических действий и метод действенного анализа пьесы и роли в работе над ролью; - использовать методику работы актера над собой и ролью в процессе работы над спектаклем. Сценическая речь Слово в творчестве актера. Основные требования к произношению на сцене. Принципы тренировки голосо-речевого аппарата. Определение индивидуальных особенностей артикуляционного уклада студента. Ритмизованный пластический и речевой тренинг. Нормативность сценической речи как признак профессиональной культуры актера. Основы смыслового анализа текста. Техника речи - артикуляция, дикция, дыхание, голосоведение. Логика речи. Речевая характерность. Основы теории стихосложения. Художественное чтение. Средства выразительности словесного действия. Индивидуальные и коллективные речевые и голосовые упражнения. Выпускник должен: знать: - основные требования к произношению на сцене и принципы тренировки голосо-речевого аппарата; - виды пластически-речевого тренинга артиста; - основы теории стихосложения и художественного чтения; - приемы и средства выразительности словесного действия на сцене; уметь: - определять индивидуальные особенности речевого аппарата артиста; - применять знания основ сценической речи в процессе работы с актером над спектаклем; - использовать индивидуальные и коллективные речевые и голосовые упражнения в процессе учебно-воспитательной работы с молодыми актерами. Сценическая пластика Сценическое движение: тренинг подготовительный, тренинг развивающий, тренинг пластический, тренинг специальный. Специальные навыки сценического движения. Пространство, время, темпо-ритм. Движение и речь. Театральная биомеханика В.Мейерхольда. Работа над режиссерскими этюдами. Воспитание сценического ритма. Средства музыкальной выразительности. Совершенствование вокально-двигательной координации. Комплексные постановочные музыкально-ритмические упражнения, этюды, отрывки, сцены. Сценический бой: основные элементы сценического боя, различные приемы обезоруживания. Специальные упражнения и этюды. Основы пантомимы: основные этапы истории развития пантомимы, простейшие пластические аллегории, аналитический комплекс, синтетический комплекс, стилевые упражнения пантомимы, основы аллегорической пантомимы и мимодрамы, концертный номер пантомимы, выразительные пантомимы и мимодрамы, выразительные средства пантомимы в концертных номерах различных жанров, современные направления в развитии пантомимы. Выпускник должен: знать: - основные требования к пластическому воспитанию в театре кукол; - особенности и специфику сценического движения, музыкально-ритмического тренинга, пантомимы разных театральных жанров; - приемы работы с исполнителями над пластическим рисунком сценической композиции и исполняемой роли; уметь: - применять навыки пластической выразительности в профессиональной деятельности; - применять теоретические знания в работе с творческим коллективом над произведениями классического и современного репертуара; - использовать знания и умения в работе с балетмейстером над спектаклем. Сценический танец Специфические особенности сценического танца. Постановка корпуса, головы, рук и ног. Развитие силы мышц, эластичности связок и подвижности суставов. Исправление недостатков плоскостопия и физического развития. Развитие внимания. Парные и массовые танцы. Воспитание чувства партнера и ансамбля. Тренировочные упражнения возле станка и на середине зала. Классический станок; характерный станок; основы танцевального искусства; танец классический, историко-бытовой, народный и др. Выпускник должен: знать: - основные требования к танцевально-пластическому воспитанию в театре кукол; - особенности и специфику сценического танца разных театральных жанров; - приемы работы с исполнителями над танцевальной сценой и сольным танцем в спектакле; уметь: - применять навыки танцевальной пластики в профессиональной деятельности; - применять теоретические знания в работе с творческим коллективом над произведениями классического и современного репертуара; - использовать знания и умения в работе с балетмейстером над спектаклем. Музыкальное оформление спектакля Музыкальная драматургия. История музыкально-шумового оформления в театре. Роль музыки в театре. Виды музыки в театре и приемы введения музыки в спектакль. Шумовые эффекты в театре. Технология работы режиссера над музыкальным оформлением спектакля. Работа с композитором. Работа по самостоятельному подбору музыки в спектакле. Виды музыкальных репетиций. Музыкальная художественная целостность спектакля. Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | |
Новости законодательства
Новости Спецпроекта "Тюрьма"
Новости сайта
Новости Беларуси
Полезные ресурсы
Счетчики
|