Навигация
Новые документы
Реклама
Ресурсы в тему
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"< Главная страница Стр. 21Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 203 недели, включая 4 недели последипломного отпуска. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 ----------------------------------------------+----------------------- ¦ Виды деятельности, установленные учебным ¦ Продолжительность при ¦ ¦ планом ¦ сроке обучения 4 года ¦ +---------------------------------------------+--------------+------------+ ¦Теоретическое обучение ¦ 123 недели ¦ 6642 ч ¦ +---------------------------------------------+--------------+------------+ ¦Экзаменационные сессии ¦ 21 неделя ¦ 1134 ч ¦ +---------------------------------------------+--------------+------------+ ¦Практика ¦19 недель <*> ¦ 648 ч ¦ +---------------------------------------------+--------------+------------+ ¦Дипломная работа ¦ 14 недель ¦ 756 ч ¦ +---------------------------------------------+--------------+------------+ ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 2 недели ¦ 108 ч ¦ +---------------------------------------------+--------------+------------+ ¦Каникулы (включая 4 недели последипломного ¦ ¦ ¦отпуска) ¦ 31 неделя ¦ ¦---------------------------------------------+---------------------------- -------------------------------- <*> 7 недель производственной практики совмещаются с теоретическим обучением. 7.3.2 При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 7.4 Типовой учебный план 7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2. Таблица 2 Режиссура кино и телевидения (телевидение) ----+---------------------------+---------------------------------+-------- ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ +-----+---------------------------+ N ¦ Наименование цикла и ¦ ¦ из них ¦Зачетные п/п ¦ дисциплины ¦всего+-----------+---------------+единицы ¦ ¦ ¦аудиторные ¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ ----+---------------------------+-----+-----------+---------------+-------- 1 Цикл социально-гуманитарных 1502 750/422 330 39+ТК дисциплин Обязательный компонент 1364 644/422 298 33+ТК 1.1 История Беларуси 102 72 30 4 1.2 Основы идеологии 36 24 12 1 белорусского государства 1.3 Философия 102 76 26 4 1.4 Экономическая теория 102 76 26 4 1.5 Социология 54 36 18 2 1.6 Политология 102 68 34 4 1.7 Основы психологии и 102 72 30 4 педагогики 1.8 Иностранный язык 272 150 122 9 1.9 Физическая культура 492 70/422 - 1+ТК Дисциплины по выбору (2) 138 106 32 6 (культурология, этика, эстетика, логика, религиоведение, основы права, другие курсы) --------------------------------------------------------------------------- 2 Цикл естественнонаучных 410 272 138 16 дисциплин Обязательный компонент 308 204 104 12 2.1 Основы экологии и 52 34 18 2 энергосбережения 2.2 Основы современного 52 34 18 2 естествознания 2.3 Защита населения и объектов 102 68 34 4 от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность 2.4 Основы информационных 102 68 34 4 технологий Вузовский компонент 102 68 34 4 --------------------------------------------------------------------------- 3 Цикл общепрофессиональных и 4666 3376 1290 197 специальных дисциплин Обязательный компонент 3021 2111 910 123 3.1 История мировой литературы 138 106 32 6 3.2 История мирового кино и 138 106 32 6 телевидения 3.3 История мирового 138 106 32 6 изобразительного искусства 3.4 История мировой музыки 91 70 21 4 3.5 Охрана труда и техника 34 18 16 1 безопасности 3.6 Основы управления 47 36 11 2 интеллектуальной собственностью 3.7 Белорусский язык 91 70 21 4 (профессиональная лексика) 3.8 Методика преподавания 47 36 11 2 специальных дисциплин 3.9 Режиссура 1562 999 563 59 3.10 Мастерство актера 345 265 80 16 3.11 Техника речи 160 123 37 7 3.12 Работа режиссера с 45 34 11 2 композитором и музыкальным редактором 3.13 Работа режиссера с 47 36 11 2 художником 3.14 Звуковое решение фильма 91 70 21 4 3.15 История кинотелережиссуры 47 36 11 2 Вузовский компонент 1281 985 296 58 Дисциплины по выбору 364 280 84 16 студента --------------------------------------------------------------------------- Факультативные дисциплины 64 64 4 --------------------------------------------------------------------------- Экзаменационные сессии 1134 1134 23 --------------------------------------------------------------------------- Всего 7776 4462/422 2892 279+ТК --------------------------------------------------------------------------- 4 Практика 19 нед. 1026 0 1026 29 4.1 Ознакомительная 2 нед. 108 108 3 (учебная) практика 4.2 Ассистентская 3 нед. 162 162 5 (учебная) практика 4.3 Педагогическая 2 нед. 108 108 3 (учебная) практика 4.4 Режиссерская 10 нед. 540 540 15 (производственная) практика 4.5 Преддипломная 2 нед. 108 108 3 практика --------------------------------------------------------------------------- 5 Дипломная работа 14 нед. 756 756 21 --------------------------------------------------------------------------- 6 Итоговая 2 нед. 108 108 3 государственная аттестация --------------------------------------------------------------------------- Всего 332+ТК Режиссура кино и телевидения (звукорежиссура) ----+---------------------------+---------------------------------+-------- ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ +-----+---------------------------+ N ¦ Наименование цикла и ¦ ¦ из них ¦Зачетные п/п ¦ дисциплины ¦всего+-----------+---------------+единицы ¦ ¦ ¦аудиторные ¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ ----+---------------------------+-----+-----------+---------------+-------- 1 Цикл социально-гуманитарных 1502 750/422 330 39+ТК дисциплин Обязательный компонент 1364 644/422 298 33+ТК 1.1 История Беларуси 102 72 30 4 1.2 Основы идеологии 36 24 12 1 белорусского государства 1.3 Философия 102 76 26 4 1.4 Экономическая теория 102 76 26 4 1.5 Социология 54 36 18 2 1.6 Политология 102 68 34 4 1.7 Основы психологии и 102 72 30 4 педагогики 1.8 Иностранный язык 272 150 122 9 1.9 Физическая культура 492 70/422 - 1+ТК Дисциплины по выбору (2) 138 106 32 6 (культурология, этика, эстетика, логика, религиоведение, основы права, другие курсы) --------------------------------------------------------------------------- 2 Цикл естественнонаучных 410 272 138 16 дисциплин Обязательный компонент 308 204 104 12 2.1 Основы экологии и 52 34 18 2 энергосбережения 2.2 Основы современного 52 34 18 2 естествознания 2.3 Защита населения и объектов 102 68 34 4 от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность 2.4 Основы информационных 102 68 34 4 технологий Вузовский компонент 102 68 34 4 --------------------------------------------------------------------------- 3 Цикл общепрофессиональных и 4666 3412 1254 199 специальных дисциплин Обязательный компонент 2963 2113 850 123 3.1 История мировой литературы 138 106 32 6 3.2 История мирового кино и 138 106 32 6 телевидения 3.3 История мирового 138 106 32 6 изобразительного искусства 3.4 История мировой музыки 91 70 21 4 3.5 Охрана труда и техника 34 18 16 1 безопасности 3.6 Основы управления 47 36 11 2 интеллектуальной собственностью 3.7 Белорусский язык 91 70 21 4 (профессиональная лексика) 3.8 Методика преподавания 47 36 11 2 специальных дисциплин 3.9 Мастерство звукорежиссера 1501 999 502 59 3.10 Техника записи звука 346 265 81 16 3.11 Работа звукорежиссера с 207 159 48 9 композитором и музыкальным редактором 3.12 Работа режиссера с 47 36 11 2 художником 3.13 Звуковое решение фильма 91 70 21 4 3.14 История режиссуры 47 36 11 2 Вузовский компонент 1339 1019 320 60 Дисциплины по выбору 364 280 84 16 студента --------------------------------------------------------------------------- Факультативные дисциплины 64 64 4 --------------------------------------------------------------------------- Экзаменационные сессии 1134 1134 23 --------------------------------------------------------------------------- Всего 7776 4498/422 2856 281+ТК --------------------------------------------------------------------------- 4 Практика 19 нед. 1026 0 1026 29 4.1 Ознакомительная 2 нед. 108 108 3 (учебная) практика 4.2 Ассистентская 3 нед. 162 162 5 (учебная) практика 4.3 Педагогическая 2 нед. 108 108 3 (учебная) практика 4.4 Режиссерская 10 нед. 540 540 15 (производственная) практика 4.5 Преддипломная 2 нед. 108 108 3 практика --------------------------------------------------------------------------- 5 Дипломная работа 14 нед. 756 756 21 --------------------------------------------------------------------------- 6 Итоговая 2 нед. 108 108 3 государственная аттестация --------------------------------------------------------------------------- Всего 334+ТК 7.4.2 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза. 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях. 7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. 7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин Основы экологии и энергосбережения Экология как научная дисциплина. Биоэкология. Экосистема как основная единица функционирования живой природы. Структурные компоненты экосистемы. Основные законы экологии. Основные биогеохимические циклы. Загрязнение окружающей среды. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Нормирование качества окружающей среды. Мониторинг окружающей среды. Защита окружающей среды от промышленных загрязнений. Экологическая сертификация. Экологические стандарты. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Энергосбережение и энергоресурсы. Виды топлива и теплота сгорания. Энергетика и охрана окружающей среды. Государственная энергетическая программа. Бытовое энергосбережение. Выпускник должен: знать: - основные экологические термины и понятия; - особенности строения биосферы; - основы адаптации организмов к окружающей среде; - влияние антропических и антропогенных факторов на жизнь биосферы и здоровье человека; - систему мониторинга как основной метод изучения экологии; - основные международные соглашения по вопросам загрязнения окружающей среды; - основные законодательные акты Республики Беларусь об охране окружающей среды. Охраняемые территории Республики Беларусь; - важность рационального природопользования; - об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосохраняющей политике на основе мирового опыта и государственной политики Республики Беларусь; - о принципах эффективного использования первичной и преобразованной энергии; - теплоизоляционные материалы и вторичные энергетические ресурсы; уметь: - ориентироваться в современной экологической обстановке; - принимать активное личное участие в решении экологических проблем местного значения; - использовать приобретенные знания для формирования сознательной готовности к адаптивному участию в проводимых природоохранных мероприятиях; - использовать концепцию биоцентризма для подхода к решению экологических задач любого уровня; - разбираться в экологических стандартах; - использовать основные элементы учета и контроля потребления энергии; - владеть приемами энергосбережения; - применять методы использования тепловой и электрической энергии с минимальными потерями. Основы современного естествознания Иерархия материальных систем, микромир и мегамир. Взаимодействия и их проявления в различных системах микромира, макромира и мегамира. Анализ иерархии структурной организации вещества на основе современной физической теории и использования физико-химических методов исследования. Проблемы происхождения и развития Вселенной. Процессы возникновения и эволюции живых систем. Динамическая организация мира. Основные методы динамического, статистического и термодинамического описания материальных систем. Гуманистическая направленность естествознания. Выпускник должен: знать: - принципы естественнонаучного познания, дифференциации и взаимообусловленности естественных наук; - основы современных естественнонаучных представлений о возникновении и трансформации Вселенной, строении и эволюции биосферы; - новейшие открытия в области естествознания и перспективы их использования в материальной и социокультурной практике; уметь: - сопоставлять реальным явлениям и процессам естественнонаучные модели, использовать условные обозначения и размерности единиц физических и химических величин; - анализировать и оценивать конкретные научно-технические проблемы с позиции общих принципов современного естествознания. Защита населения и хозяйственных объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность Опасность для человека и окружающей среды. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность и экологичность технических систем. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость и управление безопасностью объектов хозяйствования. Методы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выпускник должен: знать: - о возможных чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности; - основные способы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - психологию поведения и основы выживания в чрезвычайных ситуациях; уметь: - анализировать и оценивать опасности в условиях возникшей чрезвычайной ситуации; - принимать основные меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - определять параметры, характеризующие состояние окружающей среды. Основы информационных технологий Основные понятия информационных технологий. Общая характеристика средств обработки информации и коммуникации в области культуры и искусства. Структура и устройство ЭВМ. Операционные системы и их назначение. Текстовые редакторы, процессоры и редакционно-издательские системы. Обработка графической информации. Понятие векторной и растровой графики. Методы обработки векторной и растровой графики. Статичная графика. Создание, преобразование, сохранение и вывод графической информации. Графические редакторы: Paint, Photoshop, CorelDraw. Цифровая фотография. Компьютерная графика в изобразительном искусстве. Понятие о компьютерных сетях. Ресурсы Интернет и доступ к ним. Выпускник должен: знать: - о классификации технических средств сбора, сохранения, обработки и распространения информации; - о компьютерных сетях и их применении в культуре и искусстве; - об особенностях обработки информации в сетевых информационных системах; уметь: - применять методы обработки векторной и растровой графики; - использовать методы обработки статичных графических изображений; - использовать компьютерную технику в профессиональной деятельности. 7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин История мировой литературы Литература как искусство слова; художественная речь и ее элементы; пространство и время в литературном произведении; литературные роды и жанры; культурная и литературная традиции; направления и течения в истории литературы; литература и мифология; литература и другие виды искусства; понятие о литературном процессе; историческое развитие литературы. Античная литература; литература Средних веков и Возрождения; литература ХVII века, главные художественные течения: литература ХVIII века - века Просвещения; литература ХIХ века; литература ХХ века; особенности развития литературы на современном этапе. Выпускник должен: знать: - основные этапы исторического развития мировой литературы; - жанры литературы; - наиболее значимые литературные произведения мировой литературы; уметь: - анализировать литературное произведение; - пользоваться литературным произведением как источником необходимой информации во время творческого процесса; - переложить литературное произведение на язык кино и телевидения. История мирового кино и телевидения Кинематограф как закономерный итог технического прогресса. Принципы периодизации его истории и логика распространения. Становление кинопроизводства и кинопроката. Влияние смежных искусств, поиски самостоятельного языка и кристаллизация основных киножанров. Становление кинодраматургии. Формирование ведущих творческих профессий и перевод кинопроизводства на промышленные рельсы. Новаторские достижения кино 20-х годов. "Немое" кино. Технический прогресс кинематографа 30-х годов (появление звука, освоение цвета). Кинематографический реализм Запада в 30-е годы. Мировая война и рост документализма. Смена эстетических критериев; неореализм и эстетика достоверности. Авторский кинемаграф 50 - 80-х годов. Постмодернизм. Технологические сдвиги, конкуренция телевидения и видео. Современный кинематограф в системе средств массовой коммуникации. История и специфические особенности неигровых видов кино, их эволюция, основные этапы развития; взаимосвязь и взаимовлияние неигровых и игровых видов кино. История и особенности художественной мультипликации. История телевидения. Предыстория телевидения. Элементы и открытие регулярного телевещания в США и Западной Европе. Экспериментальный период российского телевидения (20 - 30-е годы). Становление и развитие американской системы ТВ. Становление и развитие ТВ в Западной Европе. Советское телевидение. Кабельно-спутниковое телевидение. Основные вехи развития японского ТВ. Становление ТВ в развивающихся странах. Выпускник должен: знать: - закономерности исторического возникновения и этапы развития мирового кинематографа и телевидения; - своеобразие и специфику искусства кино и телевидения; - об особенностях и специфике направлений в мировом кинематографе и телевидении; - о методах и формах творчества ведущих мастеров мирового кинематографа и телевидения; - об основных тенденциях развития современного телевидения; уметь: - использовать в своем творчестве опыт и методику ведущих мастеров мирового и современного кинематографа; - адаптировать свое творчество в эстетику кино и телевидения; - владеть всеми телевизионными жанрами; - анализировать кинематографические произведения разных жанров. История мирового изобразительного искусства Особенности различных видов искусства: театра, литературы, изобразительного искусства, музыки - их происхождение, система становления и развития; место искусства в эпоху зарождения цивилизации; театр и литература античного мира; изобразительное искусство Древней Греции и Древнего Рима; искусство Средневековья, его взаимоотношения с религией; литература, музыка и изобразительное искусство эпохи Возрождения; век Просвещения и особенности эстетики литературы, театра, музыки, ИЗО; основные тенденции развития искусства ХVIII - ХIХ вв. - классицизм, романтизм, психологический реализм; многообразие эстетических систем, стилей, жанров и форм различных видов искусства ХIХ - ХХ вв.; особенности различных видов искусства на современном этапе, проблемы их. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития и становления мирового изобразительного искусства; - наиболее значимые произведения мирового изобразительного искусства; - примеры взаимодействие изобразительного искусства и кинематографа; - примеры взаимодействие изобразительного искусства и телевидения; уметь: - использовать произведение изобразительного искусства как источник творческого вдохновения и необходимой информации во время творческого процесса; - относиться к произведению изобразительного искусства как к хранителю исторической, этнографической и иной необходимой информации; - использовать творческие и технологические достижения мастеров изобразительного искусства в своем творчестве. История мировой музыки Музыкальная грамота; сольфеджио; музыкальные формы и жанры. Западноевропейская музыка (Бах, Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт; Бетховен; романтизм в музыке: Шуберт, Шуман, Шопен; Лист); русская музыка (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский, Скрябин, Рахманинов); музыка советского периода (Прокофьев, Шостакович, Хачатурян). Краткий обзор и характеристика важнейших направлений в музыке ХХ века: экспрессионизм, неоклассицизм, додекафония, алеаторика, конкретная музыка и др. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития и характеристику направлений в истории мировой музыки; - основные музыкальные формы и жанры; - творчество ведущих композиторов мира; - об основных тенденциях развития современной музыки; уметь: - разбираться в основных музыкальных жанрах и направлениях; - использовать в своем творчестве готовые музыкальные произведения; - анализировать музыкальные произведения. Охрана труда и техника безопасности Законодательные акты и инструкции в области охраны труда и техники безопасности. Ядовитые, вредные и токсичные вещества. Транспортировка, складирование материалов. Гашение извести, приготовление растворов. Виды поражений. Защитные средства. Безопасные методы работ. Работа на высоте. Особенности современных материалов. Работа со стеклом, свинцовой жилой. Электричество и электроинструмент. Легковоспламеняющиеся вещества. Работа с паяльной лампой. Обжиг материалов. Освещение. Пожарная безопасность, средства пожаротушения. Производственная санитария. Гигиена труда. Производственный травматизм. Оказание первичной медицинской помощи. Выпускник должен: знать: - правила техники безопасности и охраны труда при выполнении работ в художественной мастерской и в условиях производства; - материалы, относящиеся к пожароопасным, и основные способы пожаротушения; - особенности проведения работ с электрооборудованием и электроинструментом; - основные методы транспортировки и хранения ядовитых и вредных веществ; уметь: - использовать приемы, способы и устройства безопасной работы с вредными и ядовитыми веществами, колющим, режущим, электроинструментом и иным оборудованием; - проводить организационные и технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и охраны труда при работах на объектах; - оказывать первичную помощь в случаях травматизма. Основы управления интеллектуальной собственностью Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Промышленная собственность. Патентная информация. Патентные исследования. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности. Государственное управление интеллектуальной собственностью. Выпускник должен: знать: - основные понятия и термины, используемые в сфере интеллектуальной собственности; - основные положения международного и национального законодательства об интеллектуальной собственности; - порядок оформления защиты прав на объекты интеллектуальной собственности; уметь: - проводить патентно-информационный поиск, в том числе с использованием сети Интернет; - составлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности; - оформлять договоры на передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; - управлять интеллектуальной собственностью в организации. Белорусский язык (профессиональная лексика) Исторические этапы формирования и развития белорусского языка. Особенности научного стиля. Белорусская научная терминология. Стилистика официально-деловых бумаг. Проблемы белорусско-русской интерференции. Лексикология и лексикография. Лексический состав научного стиля. Белорусская научная (искусствоведческая, театроведческая и киноведческая) терминология. Научный текст: структура и языковое оформление. Система жанров научной литературы. Особенности официально-делового стиля. Понятие документа. Группы официально-деловой документации. Деловые письма: языковое оформление и редактирование. Художественный стиль, его особенности и лексический состав. Выпускник должен: знать: - роль языка и произношения в процессе социализации личности; - систему лексических, грамматических и стилистических средств белорусского языка, их коммуникативные источники; - языковую ситуацию в Республике Беларусь на современном этапе; уметь: - характеризовать особенности терминологической лексики, научного и официально-делового стиля и сферы их функционирования; - анализировать особенности белорусско-русского и русско-белорусского билингвизма; - адаптировать языковое поведение в разных ситуациях профессиональных и деловых отношений. Методика преподавания специальных дисциплин Теоретические основы методики преподавания специальных дисциплин. Составляющие процесса накопления социокультурного опыта. История художественного образования на территории Беларуси. Роль художника, творческой личности в сохранении и развитии духовной культуры народа. Функции художника-педагога в учебном художественно-творческом процессе. Формы взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Методика формирования потребностей в творческом самовыражении. Общие принципы рисования с натуры, по памяти, представлению и воображению на различных этапах обучения. Учебные и творческие задачи живописного изображения. Задачи композиции в учебном процессе. Методика формирования навыков самостоятельной работы и индивидуального подхода к творческому процессу. Методика активного восприятия и изучения натуры, отбора информации, необходимой для выразительного художественного образа. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития художественного образования на территории Беларуси; - принципы организации учебно-воспитательного процесса в сфере художественного образования; - дидактические принципы методики преподавания специальных дисциплин; - психологические и возрастные особенности учащихся; уметь: - разрабатывать календарно-тематическое и поурочное планирование учебного процесса; - разрабатывать методические пособия для занятий; - разрабатывать учебные программы по предметам специальных дисциплин для образовательных учреждений разного типа; - проводить анализ и оценивать результаты педагогической деятельности. Дисциплины направления специальности "Режиссура кино и телевидения (телевидение)"Режиссура Режиссура как соподчинение компонентов содержательной формы создаваемого кино-, видеопроизведения и как руководство коллективным творческим процессом. Сходство и различие театральной и кинотелережиссуры. Литературный и постановочный сценарий. Режиссерская экспликация; основные этапы реализации режиссерского замысла. Организация предкамерного пространства; мизансцена и мизанкадр. Жанр и стиль. Практическая режиссура: анализ драматургического материала, формирование и воплощение режиссерского замысла; профессиональная этика режиссера. Постановочная работа режиссера. Работа режиссера с драматургом, оператором, художником, композитором, звукорежиссером, актером или исполнителем. Выпускник должен: знать: - специфику режиссерского искусства и его технологически-творческие основы; - методику работы над литературно-драматургическим произведением в кино, на телевидении, драматическом театре, радио; - методику работы с актером и исполнителем в кино, на телевидении, в драматическом театре, радио; - принципы работы с вспомогательными цехами в процессе работы над фильмом или иным кино-, видеопроизведением; уметь: - использовать современные выразительные средства в процессе создания фильма или иного кино-, видеопроизведения; - использовать личный жизненный опыт, иконографические, литературные, кино и видеоматериалы, архивные данные и т.д. в работе над кино-, видеопроизведением; - работать с производственно-постановочной частью кино-теле-радиостудии. Мастерство актера Природа актерского искусства. Правильное сценическое самочувствие актера. Учение К.С.Станиславского. Элементы системы К.С.Станиславского. Основной закон актерского искусства. Сценическая задача и ее элементы. Образ и творческое перевоплощение актера. Принципы перевоплощения. Характер и характерность. Жанр и стиль. Общий анализ роли. Изучение материала в действительной жизни. Вскрытие текста роли. Перспектива актера и перспектива роли. Работа актера на репетиции. Содержание и форма в актерском искусстве. Сценизм и сценичность. Выразительность движения и пластика. Средства актерской выразительности и способ перевоплощения в образ. Выпускник должен: знать: - методику работы с актером в кино, на телевидении, в драматическом театре; - о законах пластичности актера в жизни и на сцене; - методику работы актера над собой; - современные методики пластической культуры актера; - систему приемов работы актера над сценическим образом; уметь: - пользоваться методами анализа системы действующих лиц сценария; - использовать различные способы и приемы работы с актером в процессе создания кино-, видеопроизведения; - направлять в нужное русло выразительные средства актерской психотехники в процессе создания образа; - анализировать и оценивать природные и профессиональные возможности актера в процессе репетиций. Техника речи Техника речи. Дикция: звуки речи; положение речевого аппарата при образовании звуков. Дыхательно-голосовой тренинг. Формирование опоры дыхания и звука; полетности звука; развитие речевого слуха; интонационный рисунок фразы. Культура речи. Орфоэпия - нормы произношения. Традиции и современность. Речевая характерность. Правила логики звучащей речи. Логическая и грамматическая пауза. Законы логики звучащей речи. Интонация. Поэзия. Стихотворный текст. Художественное чтение. Анализ художественного произведения. Средства выразительного словесного действия. Речевое озвучивание фильма или иного кино-, видеопроизведения. Выпускник должен: знать: - о теоретических и практических основах сценической речи; - современные экспериментальные методики работы с речевым аппаратом; - о роли, эстетической природе и культуре сценической речи в кино и на телевидении; - об основных возможностях музыкально-ритмического построения речевой характеристики образа роли при работе с актером во время репетиционного периода; - правила логики звучащей речи, орфоэпию и нормы произношения; - средства выразительного словесного действия; уметь: - применять практически современные методики работы с речевым аппаратом для создания речевой характерности образа роли; - применять дыхательно-голосовой тренинг; - анализировать художественное, поэтическое и публицистическое произведение; - создавать интонационный рисунок фразы. Работа звукорежиссера с композитором и музыкальным редактором Основные принципы взаимодействия звукорежиссера с авторами музыки, работающими над кино-, теле- и радиопрограммами. Жанры и формы музыки. Основные средства музыкальной выразительности. Приемы использования компилятивной музыки в разнообразных жанрах аудио- и видеопрограмм. Выпускник должен: знать: - приемы использования музыки в различных жанрах аудио- и видеопрограмм; - основные закономерности музыкального языка; - выразительные возможности звуковых эффектов; уметь: - органично включать музыку в действие, определять ее драматургические функции в общем замысле программ; - вырабатывать специальные навыки по организации музыкального материала; - самостоятельно осуществлять подбор музыкальных произведений и работу с ними. Работа режиссера с художником Особенности творческо-производственного процесса по созданию фильма. Творческое сотрудничество режиссера с художником-постановщиком на всех этапах создания фильма. Замысел фильма. Работа над сценарием. Замысел изобразительно-декорационного решения фильма. Выбор места и объектов для съемок в натуре. Выбор интерьеров. Выбор и определение объектов для их строительства на натуре. Определение характера, количества и объема декораций в павильоне. Предварительный период работы над фильмом: подбор актеров, подготовка павильонных декораций, подготовка объектов для съемок на натуре, подготовка отобранных интерьеров к съемкам, подбор и изготовление костюмов, подбор и изготовление реквизита, грима. Съемочный период работы над фильмом: работа с актерами и массовкой в павильоне и на натуре, в интерьере, с костюмами, гримом, реквизитом. Работа в монтажно-тонировочный период: работа с актером по озвучиванию фильма, музыкальное оформление, монтаж фильма. Выпускник должен: знать: - особенности творческо-производственного процесса по созданию фильма; - изобразительно-декорационную концепцию замысла фильма; - принципы работы с художником в составе постановочного коллектива на всех этапах создания фильма; уметь: - разработать изобразительно-декорационное решение фильма в соответствии с идейно-художественной концепцией режиссера; - работать в составе постановочного коллектива над реализацией идейно-художественной и изобразительно-декорационной концепциями на всех этапах создания фильма. Звуковое решение фильма Основные этапы становления звуковой сферы фильма: немое кино - кинематограф единой точки съемки; монтаж в кинематографе сменяющейся точки съемки; появление звука; оптическая запись звука в раннем звуковом кино. Звуковой фильм: об эстетической природе звукового фильма; основные сведения о системах записи и воспроизведения звука; аппараты записи, используемые в процессе синхронной звукозаписи; звук как элемент драматургии фильма; две функции музыки в фильме; шумы, звуковые ландшафты как элементы звуковой партитуры фильма; основные принципы музыкально-ритмической организации шумовых тембров; основные кинематографические школы и направления в области музыкально-звукового решения фильма. Технология производства фонограммы: подготовительный период, съемочный период, монтажно-тонировочный период. Выпускник должен: знать: - основные кинематографические школы и направления в области музыкально-звукового решения фильма; - основные сведения о системах записи и воспроизведения звука; - аппараты записи, используемые в процессе синхронной звукозаписи; - основные принципы музыкально-ритмической организации шумовых тембров; - технологию производства фонограммы; уметь: - использовать звук как элемент драматургии кино-, видеопроизведения; - создавать звуковую партитуру кино-, видеопроизведения. История кинотелережиссуры Кинорежиссура как соподчинение компонентов содержательной формы создаваемого фильма и как руководство коллективным творческим процессом. Индивидуальный творческий стиль кинорежиссера. Понятие "авторское кино". Режиссура в кино, ее сходство и отличие от театральной режиссуры. Две концепции кинозрелища - документальная (Люмьера) и "игровая" (Мельеса). Режиссура и эстетика "великого немого", создание нового киноязыка. Проявление тенденций единовластия кинорежиссуры. Переход от коллективной актерской импровизации к зафиксированному сценарию. Обращение кино к литературе и закрепление профессии кинорежиссера. Эволюция Чаплина от "первого актера" к режиссеру-постановщику. Первые экранизации Д.У.Гриффита. Томас Инс и Сесиль де Милль - организаторы производственного и творческого процесса в американском кино. Фридрих Вильгельм Мурнау. Орсон Уэллс. Монтаж как метод режиссуры и специфический для кино смыслообразующий принцип. "Творимая реальность" Л.Кулешова. Эволюция взглядов С.Эйзенштейна на монтаж и режиссуру, значение его теоретического наследия. Дзига Вертов. В.Пудовкин. А.Довженко. Многообразие типов монтажного построения в современном кино. Становление концепции актерской игры в кино. Понятие о фотогении. Истоки, влияние теории и практики советского довоенного кино. "Натурщик" Л.Кулешова. С.Эйзенштейн: от типажа к актеру. "Поэтический реализм" во Франции: Рене Клер, Жан Виго, Жан Ренуар, Жюльен Дювивье. Творческий союз Жака Превера и Марселя Карие. Жан-Люк Годар и его разрушение "грамматики" киноязыка. Ален Рене. Эстетика итальянского неореализма. Ранний Висконти. Роберто Росселлини, Витторио Де Сика, Джузеппе Де Сантис. Теоретические работы Чезаре Дзаваттини. Начало творческого пути Федерико Феллини и Микеланжело Антониони. Кризис неореализма. Содержательные и формальные находки. Выдающиеся мастера режиссуры советского кино: С.Герасимов, Г.Козинцев, С.Бондарчук, М.Ромм, В.Шукшин, С.Параджанов, М.Хуциев, А.Тарковский, А.Кончаловский. Творчество Отара Иоселиани, Л.Шепитько, К.Муратовой. Французская режиссура "новой волны". Режиссура немецкого "нового кино": Вим Вендерс, Райнер Вернер Фассбиндер. Режиссерские поиски Анджея Вайды, Золтана Фабри. Фильмы Милоша Формана и Душана Макавеева. Выдающиеся мастера режиссуры зарубежного кино: Федерико Феллини, Ингмар Бергман, Микеладжело Антониони, Кшиштоф Занусси, Лукино Висконти, Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Этторе Скола, Марко Феррери, Кена Рассел, Фрэнсис Коппола, Стэнли Кубрик, Питер Гринуэй, Милош Форман, Стивен Спилберг, Роман Поланский, Душан Макавеев. Эстетика кино юго-восточной Азии: режиссеры Акиро Куросава, Такеши Китано, Ким Ки-дук. Мастера современного кино России: Алексей Герман, Никита Михалков, Александр Сокуров, Сергей Овчаров и др. Мастера белорусского кино: Ю.Тарич, В.Корш-Саблин, В.Туров, И.Добролюбов, В.Рубинчик, В.Никифоров, Б.Степанов и др. Становление и развитие двух видов телевещания - информационного и художественного, их жанры и характеристика. Формирование видовых отличий и особенностей искусства телевизионной режиссуры. Влияние теории и практики режиссуры театра и кинематографа на становление и развитие искусства телережиссуры. Техногенный и технологический аспекты профессии телережиссера. Творческие достижения мировой и белорусской телевизионной режиссуры второй половины XX - начала XXI столетия. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы становления и развития профессии кино- и телережиссуры; - творчество выдающихся режиссеров мирового и белорусского кино и телевидения; - тенденции в современной мировой и белорусской кино- и телережиссерской практике; уметь: - анализировать режиссерскую работу в игровом и документальном кино, телевещании; - использовать знания в области истории кино- и телережиссуры в своей практической " деятельности; - осуществлять руководство коллективным творческим процессом съемок кино- и телефильма, телепрограммы, телепередачи. Дисциплины направления специальности "Режиссура кино и телевидения (звукорежиссура)"Мастерство звукорежиссера Роль звукорежиссера и звука на телевидении, радио и кино. Технология создания теле-, радиопередач, кинофильмов. Характеристики натуральных источников звука, особенности и выразительные средства художественной речи. Внешняя и внутренняя речевая техника, создание разборчивости. Акустические характеристики и тембры звучания музыкальных инструментов, способы создания художественных звучаний. Методы управления звуковыми сигналами. Особенности слухового восприятия и акустические свойства помещения, качественные характеристики электроакустической аппаратуры, монофонические и стереофонические системы. Ателье озвучивания, музыкальные студии, студии общего назначения, запись речевых и музыкальных программ. Способы расстановки микрофонов, типы микрофонов, используемых для программ различных жанров, создание музыкального и акустического баланса. Выпускник должен: знать: - акустические характеристики различных естественных источников звука; - способы создания высокохудожественных звучаний; - методы управления звуковыми сигналами; - особенности слухового восприятия; уметь: - использовать выразительные средства музыки, речи и шумов, которые не могут быть строго конкретизированы; - объективно оценивать качество передаваемых звучаний; - создавать звукорежиссерскую экспликацию фильма, спектакля и теле- и радиопрограммы. Техника записи звука Принципы устройства и работы звукозаписывающих технических средств. Микшерные пульты, эквалайзеры, микрофоны, сигнальные процессоры, усилители мощности, кроссоверы, динамические головки, акустические системы и звукоусилительные комплексы, мониторные системы, устройства обработки звука, соединительные кабели и соединители. Выпускник должен: знать: - технику звукозаписи; - современные тенденции развития звукотехники; - специфику работы на звукозаписи музыкальных фонограмм и художественных программах с "живым звуком"; уметь: - использовать технические средства для создания необходимой звуковой картины авторского произведения; - создавать музыкальный и акустический баланс, качественно записать фонограмму; - использовать технический арсенал звуковых студий и концертных комплексов. Работа звукорежиссера с композитором и музыкальным редактором Основные принципы взаимодействия звукорежиссера с авторами музыки, работающими над кино-, теле- и радиопрограммами. Жанры и формы музыки. Основные средства музыкальной выразительности. Приемы использования компилятивной музыки в разнообразных жанрах аудио- и видеопрограмм. Выпускник должен: знать: - приемы использования музыки в различных жанрах аудио- и видеопрограмм; - основные закономерности музыкального языка; - выразительные возможности звуковых эффектов; уметь: - органично включать музыку в действие, определять ее драматургические функции в общем замысле программ; - вырабатывать специальные навыки по организации музыкального материала; - самостоятельно осуществлять подбор музыкальных произведений и работу с ними. Работа режиссера с художником Особенности творческо-производственного процесса по созданию фильма. Творческое сотрудничество режиссера с художником-постановщиком на всех этапах создания фильма. Замысел фильма. Работа над сценарием. Замысел изобразительно-декорационного решения фильма. Выбор места и объектов для съемок в натуре. Выбор интерьеров. Выбор и определение объектов для их строительства на натуре. Определение характера, количества и объема декораций в павильоне. Предварительный период работы над фильмом: подбор актеров, подготовка павильонных декораций, подготовка объектов для съемок на натуре, подготовка отобранных интерьеров к съемкам, подбор и изготовление костюмов, подбор и изготовление реквизита, грима. Съемочный период работы над фильмом: работа с актерами и массовкой в павильоне и на натуре, в интерьере, с костюмами, гримом, реквизитом. Работа в монтажно-тонировочный период: работа с актером по озвучиванию фильма, музыкальное оформление, монтаж фильма. Выпускник должен: знать: - особенности творческо-производственного процесса по созданию фильма; - изобразительно-декорационную концепцию замысла фильма; - принципы работы с художником в составе постановочного коллектива на всех этапах создания фильма; уметь: - разработать изобразительно-декорационное решение фильма в соответствии с идейно-художественной концепцией режиссера; - работать в составе постановочного коллектива над реализацией идейно-художественной и изобразительно-декорационной концепциями на всех этапах создания фильма. Звуковое решение фильма Основные этапы становления звуковой сферы фильма: немое кино - кинематограф единой точки съемки; монтаж в кинематографе сменяющейся точки съемки; появление звука; оптическая запись звука в раннем звуковом кино. Звуковой фильм: об эстетической природе звукового фильма; основные сведения о системах записи и воспроизведения звука; аппараты записи, используемые в процессе синхронной звукозаписи; звук как элемент драматургии фильма; две функции музыки в фильме; шумы, звуковые ландшафты как элементы звуковой партитуры фильма; основные принципы музыкально-ритмической организации шумовых тембров; основные кинематографические школы и направления в области музыкально-звукового решения фильма. Технология производства фонограммы: подготовительный период, съемочный период, монтажно-тонировочный период. Выпускник должен: знать: - основные кинематографические школы и направления в области музыкально-звукового решения фильма; - основные сведения о системах записи и воспроизведения звука; - аппараты записи, используемые в процессе синхронной звукозаписи; - основные принципы музыкально-ритмической организации шумовых тембров; - технологию производства фонограммы; уметь: - использовать звук как элемент драматургии кино-, видеопроизведения; - создавать звуковую партитуру кино-, видеопроизведения. История кинотелережиссуры Кинорежиссура как соподчинение компонентов содержательной формы создаваемого фильма и как руководство коллективным творческим процессом. Индивидуальный творческий стиль кинорежиссера. Понятие "авторское кино". Режиссура в кино, ее сходство и отличие от театральной режиссуры. Две концепции кинозрелища - документальная (Люмьера) и "игровая" (Мельеса). Режиссура и эстетика "великого немого", создание нового киноязыка. Проявление тенденций единовластия кинорежиссуры. Переход от коллективной актерской импровизации к зафиксированному сценарию. Обращение кино к литературе и закрепление профессии кинорежиссера. Эволюция Чаплина от "первого актера" к режиссеру-постановщику. Первые экранизации Д.У.Гриффита. Томас Инс и Сесиль де Милль - организаторы производственного и творческого процесса в американском кино. Фридрих Вильгельм Мурнау. Орсон Уэллс. Монтаж как метод режиссуры и специфический для кино смыслообразующий принцип. "Творимая реальность" Л.Кулешова. Эволюция взглядов С.Эйзенштейна на монтаж и режиссуру, значение его теоретического наследия. Дзига Вертов. В.Пудовкин. А.Довженко. Многообразие типов монтажного построения в современном кино. Становление концепции актерской игры в кино. Понятие о фотогении. Истоки, влияние теории и практики советского довоенного кино. "Натурщик" Л.Кулешова. С.Эйзенштейн: от типажа к актеру. "Поэтический реализм" во Франции: Рене Клер, Жан Виго, Жан Ренуар, Жюльен Дювивье. Творческий союз Жака Превера и Марселя Карие. Жан-Люк Годар и его разрушение "грамматики" киноязыка. Ален Рене. Эстетика итальянского неореализма. Ранний Висконти. Роберто Росселлини, Витторио Де Сика, Джузеппе Де Сантис. Теоретические работы Чезаре Дзаваттини. Начало творческого пути Федерико Феллини и Микеланжело Антониони. Кризис неореализма. Содержательные и формальные находки. Выдающиеся мастера режиссуры советского кино: С.Герасимов, Г.Козинцев, С.Бондарчук, М.Ромм, В.Шукшин, С.Параджанов, М.Хуциев, А.Тарковский, А.Кончаловский. Творчество Отара Иоселиани, Л.Шепитько, К.Муратовой. Французская режиссура "новой волны". Режиссура немецкого "нового кино": Вим Вендерс, Райнер Вернер Фассбиндер. Режиссерские поиски Анджея Вайды, Золтана Фабри. Фильмы Милоша Формана и Душана Макавеева. Выдающиеся мастера режиссуры зарубежного кино: Федерико Феллини, Ингмар Бергман, Микеладжело Антониони, Кшиштоф Занусси, Лукино Висконти, Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Этторе Скола, Марко Феррери, Кена Рассел, Фрэнсис Коппола, Стэнли Кубрик, Питер Гринуэй, Милош Форман, Стивен Спилберг, Роман Поланский, Душан Макавеев. Эстетика кино юго-восточной Азии: режиссеры Акиро Куросава, Такеши Китано, Ким Ки-дук. Мастера современного кино России: Алексей Герман, Никита Михалков, Александр Сокуров, Сергей Овчаров и др. Мастера белорусского кино: Ю.Тарич, В.Корш-Саблин, В.Туров, И.Добролюбов, В.Рубинчик, В.Никифоров, Б.Степанов и др. Становление и развитие двух видов телевещания - информационного и художественного, их жанры и характеристика. Формирование видовых отличий и особенностей искусства телевизионной режиссуры. Влияние теории и практики режиссуры театра и кинематографа на становление и развитие искусства телережиссуры. Техногенный и технологический аспекты профессии телережиссера. Творческие достижения мировой и белорусской телевизионной режиссуры второй половины XX - начала XXI столетия. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы становления и развития профессии кино- и телережиссуры; - творчество выдающихся режиссеров мирового и белорусского кино и телевидения; - тенденции в современной мировой и белорусской кино- и телережиссерской практике; уметь: - анализировать режиссерскую работу в игровом и документальном кино, телевещании; - использовать знания в области истории кино- и телережиссуры в своей практической деятельности; - осуществлять руководство коллективным творческим процессом съемок кино- и телефильма, телепрограммы, телепередачи. 7.6 Требования к содержанию и организации практик Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на кино-, телестудиях, телеканалах, иных предприятиях и учреждениях, производящих кино-, теле-, радиопродукцию, а также в учебных учреждениях, готовящих специалистов в области культуры и искусства. Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями, методикой преподавания специальных дисциплин. 7.6.1 Ознакомительная практика Ознакомление с различными объектами и подразделениями кино-, теле-, радиостудий и телеканалов, их ролью в производстве и выдаче в эфир кино-, теле-, радиопродукции. Ознакомление с оборудованием, аппаратурой и техникой, условиями их эксплуатации, режимами работы этих объектов и подразделений, средствами технологического контроля и управления. Ознакомление со структурой административного управления и правилами внутреннего распорядка. 7.6.2 Педагогическая практика Освоение в практических условиях методики преподавания специальных дисциплин. Приобретение практических навыков работы со студентами. Ознакомление с организацией и структурой учебного процесса. 7.6.3 Ассистентская практика Изучение в практических условиях технологии производства и выдачи в эфир кино-, теле-, радиопродукции. Приобретение практических навыков работы на оборудовании, аппаратуре и технике в процессе производства кино-, теле-, радиопродукции. 7.6.4 Режиссерская практика Изучение и практическое освоение основ работы в прямом эфире, в студии, на ПТС. Практическое изучение правил технической эксплуатации и техники безопасности при эксплуатации оборудования, аппаратуры и техники. Освоение в практических условиях принципов организации и управления съемочным процессом в различных условиях (в студии и на ПТС). Освоение в практических условиях принципов организации монтажно-тонировочного периода. 7.6.5 Преддипломная практика Ознакомление с конкретными проектами различных жанров с учетом направления специальности. Непосредственное участие в производстве и выдаче в эфир кино-, теле-, радиопродукции (в качестве режиссеров, сопостановщиков). Формирование и анализ материалов для выполнения дипломной работы (фильма). 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению Научно-педагогические кадры вуза должны: - иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание); - систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью; - не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации. 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям: - все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами; - обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана; - иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов. Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов и т.п.). 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению Высшее учебное заведение должно: - располагать соответствующей санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение теоретических и практических работ студентов, которые предусмотрены учебным планом; учебные аудитории, кабинет истории кино (киноведения), тон-студию, изокабинет, фильмотеку, фильмохранилище, аппаратную с кинопроекционной аппаратурой, просмотровые залы (кино-, видео-), видеотеку, видеомагнитофоны, видеокамеры, персональные компьютеры, обеспеченные монтажной видеоплатой, записывающим СД-ДВД-ромом, выходом в Интернет, сканирующей аппаратурой, собранием лазерных дисков, ксероксы, диктофоны; - соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой; - обеспечить дисплейным временем на 1 студента в год не менее 50 часов; - обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания. Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение теоретических и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом. 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы. Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы. Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых работ, тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.). 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина. Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально-значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся. Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются: - согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность; - вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально-значимую работу, организацию учебно-воспитательного процесса, способствующие приобретению ими организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач; - укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демографических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни; - духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений. Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включать в себя учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса. Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя. 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др. Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых работ, сдаче зачетов по практикам, защите дипломных работ производится по 10-балльной шкале (1, 2, ..., 9, 10). Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования, используются следующие средства диагностики: - типовые задания (просмотр учебных работ); - тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом; - письменные контрольные работы; - устный опрос во время занятий; - коллоквиумы; - составление рефератов по отдельным разделам дисциплины; - выступления студентов на семинарах; - защита курсовых работ; - защита отчетов по практикам (просмотр учебных работ); - письменный экзамен, устный экзамен, дифференцированный зачет; - государственный экзамен; - защита дипломной работы. 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по философии и эстетике и защиту дипломной работы по специальности, позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач. 9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом. 9.2 Требования к государственному экзамену Государственный экзамен по философии и эстетике проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Программа и порядок проведения государственного экзамена разрабатывается вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 9.3 Требования к дипломной работе Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной работы определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования. Приложение БИБЛИОГРАФИЯ[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года N 1202-ХII (в редакции Закона от 19 марта 2002 года N 95-З) [2] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500 [3] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования" [4] Правила приема в высшие учебные заведения. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2008 г. N 70) [5] Положение о подготовке специалистов с высшим образованием. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. N 758 [6] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 года N 252-3 [7] СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь [8] МСКО Международная стандартная классификация образования/ЮНЕСКО, 1997 [9] СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования [10] ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации [11] РД РБ 03180.500-99 Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь. Порядок разработки и ведения общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации" [12] РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения [13] Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств/Под научной редакцией доктора техн. наук, профессора Н.А.Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 [14] Изменения в ОКРБ 011-2001 (изменение N 9) Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. N 543 [15] РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин ОСРБ 1-19 01 01-01-2008 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-19 01 01 ДИЗАЙН НАПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-19 01 01-01 ДИЗАЙН (ОБЪЕМНЫЙ) КВАЛИФИКАЦИЯ ДИЗАЙНЕРВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬСПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-19 01 01 ДЫЗАЙН НАКIРУНАК СПЕЦЫЯЛЬНАСЦI 1-19 01 01-01 ДЫЗАЙН (АБ'ЁМНЫ) КВАЛIФIКАЦЫЯ ДЫЗАЙНЕРHIGHER EDUCATION FIRST DEGREESPECIALITY 1-19 01 01 DESIGN DIRECTION OF SPECIALITY 1-19 01 01-01 DESIGN (INDUSTRIAL) QUALIFICATION DESIGNERМинистерство образования Республики Беларусь МинскУДК Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, дизайн, дизайн объемный, дизайн средств производства и транспорта, дизайн изделий бытового потребления, дизайн мебели, дизайнер, требования, знания, умения, навыки, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация. МКС 03.180 Предисловие1 РАЗРАБОТАН Учреждением образования "Белорусская государственная академия искусств" ИСПОЛНИТЕЛИ: Стрикелева К.А., доцент, канд. искусствоведения (руководитель); Моисеев В.С., канд. искусствоведения; Коломиец В.И., доцент, канд. филос. наук; Березкина Л.В., доцент, канд. филос. наук; Шарангович К.П., доцент ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 N 77 3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.187-98 Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь Издан на русском языке СОДЕРЖАНИЕ1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Основные термины и определения 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.3 Общие цели подготовки специалиста 4.4 Формы обучения по специальности 4.5 Сроки подготовки специалиста 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности 5.2 Объекты профессиональной деятельности 5.3 Виды профессиональной деятельности 5.4 Задачи профессиональной деятельности 5.5 Состав компетенций 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки 6.2 Требования к академическим компетенциям 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6.4 Требования к профессиональным компетенциям 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.4 Типовой учебный план 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.6 Требования к содержанию и организации практик 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.2 Требования к государственному экзамену 9.3 Требования к дипломному проекту Приложение Библиография Дата введения 2008-09-01 1 Область применения Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника. Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования. Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования РД РБ 02100.5.187-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.11.11.00 "Дизайн" РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. 3 Основные термины и определения В настоящем стандарте в контексте компетентностного подхода применяются термины с соответствующими определениями: зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена; качество высшего образования - соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства; квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка; квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1.96); компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000-2000); компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач; обеспечение качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (СТБ ИСО 9000-2000); Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | |
Новости законодательства
Новости Спецпроекта "Тюрьма"
Новости сайта
Новости Беларуси
Полезные ресурсы
Счетчики
|