Навигация
Новые документы
Реклама
Ресурсы в тему
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"< Главная страница Стр. 34Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | Народные формы театра. Скоморохи. Батлейка. Народная драма. Театральное искусство Беларуси XVII - XIX в. Школьный театр. Магнатский театр. Становление профессионального национального театра и драматургии (1900 - 1920-е гг.). Творческая деятельность труппы Игната Буйницкого и Первого товарищества белорусской драмы и комедии под руководством Флориана Ждановича. Открытие Первого белорусского государственного театра в Минске (1920 г.). Драматургия и театр Беларуси 1920-х годов. Белорусская студия в Москве. Создание Второго белорусского государственного театра (1926 г.). Театр В.Голубка. Театральная жизнь Беларуси (1930 - 1950-е гг.). Белорусский театр и драматургия 1960 - 2000-х гг. Творческие поиски в драматургии и театре Беларуси начала ХХI века. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития мирового и белорусского театра; - формы, виды и жанры мирового и белорусского театрального искусства; - творчество выдающихся драматургов, режиссеров и актеров мирового и белорусского театрального искусства; уметь: - анализировать спектакли, режиссерские и актерские работы; - определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского театрального искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений; - использовать знания из области истории театра в своей искусствоведческой и кинокритической практике. Введение в киноведение История кино как научная дисциплина, один из разделов киноведения; взаимосвязь истории кино с теорией кино и кинокритикой; принципы периодизации; место кино в современной системе средств массовых коммуникаций. Киноведение как наука; предмет и структура киноведения; история кино, теория кино, кинокритика; становление киноискусства и основные этапы развития киноведения на Западе и в России; основные методы и направления научного изучения кино (основные подходы и школы); кино как вид искусства; его синтетическая природа; виды и жанры кино; коллективный характер создания фильма; компоненты синтетической образности; кино как индустрия; система производства и проката фильмов; кино и зритель; кино и общество; кино в системе современных массовых коммуникаций; перспективы дальнейшего развития кино как искусства. Связь киноведения с другими искусствоведческими науками. Выпускник должен: знать: - о киноискусстве как особом способе художественного познания мира; - о кино как синтезе искусств (литературы, актерского, режиссерского, изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного и др.) и кинокультуре, включающей в себя кроме киноискусства киноведение, кинокритику, кинопроизводство, кинопрокат и кинозрителя; - о специфике кино как вида искусства; - о видах и жанрах кино; - о средствах кинематографической выразительности; - о месте и роли киноискусства в системе общечеловеческих культурных ценностей, связи с другими видами искусства; - о художественных направлениях и стилях в кинематографе; уметь: - использовать данные научной и справочной литературы; - достижения мировой и белорусской киноведческой науки; - о крупных исследованиях в области мирового и национального киноискусства, его истории, теории и эстетики; - применять способы и приемы литературно-художественной фиксации и литературного репродуцирования кинопроизведения. Кинокритика Кинокритика как часть киноведения; взаимосвязь кинокритики с историей и теорией кино; предмет кинокритики; основные этапы развития отечественной и западной кинокритики; ориентация кинокритики на современный кинопроцесс, актуальные общественные потребности; критическая этика, целостность критического анализа кинопроизведения в единстве его определяющих качеств, его аудиовизуального языка; - функции кинокритики; жанры и разновидности критических работ в области кино; - профиль издания и характер аудитории как факторы выбора жанра, формы, стилистики критической работы; современное состояние и актуальные задачи кинокритики. Анализ кинодраматургии: фабула, сюжет, жанр, композиция, конфликт, стиль киносценария. Киноэкранизация. Написание рецензии на киносценарий. Понятие режиссерской концепции, изобразительное, звуковое и музыкальное решение кинофильма. Кинорежиссерская, кинооператорская и киноактерская работа. Практические навыки написания рецензии на кинофильм. Творческий портрет киноактера, кинорежиссера, кинооператора, кинохудожника. Жанр интервью. Практическая работа над интервью. Жанры "киноэссе" и "кинофельетона". Проблемная статья. Освоение жанра "Проблемная статья". Художественный анализ и характеристика кинопроцесса в общетеоретическом, синхроническом или диахроническом подходах; понятие кинопроцесса. Сравнительный проблемный анализ направлений, эстетических поисков в киноискусстве. Научно-исследовательское направление (дипломная работа). Изучение иконографических, архивных и других материалов. Постановка цели и задач научного исследования (дипломной работы). Разработка плана-проспекта дипломной работы. Выпускник должен: знать: - способы и методы анализа киносценария; - способы и методы анализа кинофильма; - способы и методы анализа работы кинорежиссера в кинофильме; - способы и методы анализа актерской работы в кинофильме; - способы и методы анализа работы кинохудожника, композитора в кинофильме; - способы и методы работы над рецензией, творческим портретом, обзорной статьей, киноэссе, кинофельетоном, проблемной статьей; уметь: - устно и письменно высказывать и обосновывать свою кинокритическую позицию по проблемам, касающимся эстетической ценности конкретных произведений кино и кинодраматургии; - устно и письменно выявлять связь и эстетическую общность явлений современного киноискусства с тенденциями развития других видов искусств - литературы, изобразительного, музыкального, театра и телевидения; - устно и письменно вести кинокритический диалог по дискуссионным вопросам современной мировой и белорусской кинопрактики, состояния кинокритической мысли, вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинопроцесса. Научно-практический семинар Роль искусствоведческих исследований в современном обществе. Аспекты художественной критики, теории и истории искусств. Теория и художественная практика. Искусство и структурализм. Структуралистические, антропологические и сиотические теории Леви-Строса, Саусуры, Бортеза, Бурнхама и др. Влияние научных идей на развитие художественной культуры. Современные методы исследований. Планирование научных исследований. Принципы организации и обеспечения научных исследований. Эффективность научной работы. Основные формы научных изданий и публикаций. Принципы структурной описи художественных объектов. Структурный анализ изображения. Структурная матрица Дж.Бурнхама. Интерпретация сюжетов в разные эпохи развития общества. Влияние культуры на визуальное восприятие. Законы зрительного восприятия. Экологический подход к зрительному восприятию Дж.Гибсона. Выявление сходных и отличительных качеств произведений искусства и архитектуры. Типология художественных объектов. Выявление актуальности проблематики художественного произведения. Принципы аналитической искусствоведческой работы. Путь от субъективности восприятия художественного образа к определению его места в системе эстетических ценностей. Классификация материала для аналитического обзора. Структурирование информации. Методы обработки подготовительных искусствоведческих материалов. Способы обобщения информации в выводах. Практический анализ ряда произведений либо книг по определенной искусствоведческой проблематике развития художественной культуры с оценкой их эстетических достоинств и недостатков. Определение широкой проблематики, связанной с современным творческим процессом, предыдущими периодами развития искусства. Обработка наиболее важной фактологии, обсуждение характерных примеров. Составление картотек наиболее значительных произведений разных периодов в различных видах и жанрах изобразительного искусства и архитектуры. Современные методологии искусствоведческих исследований. Исследование новых видов художественной практики. Разработка историографии проблемы, выдвигаемой к исследованию в дипломной работе (обзор литературы по теме дипломной работы). Научно-исследовательская специализация. Обоснование темы дипломной работы (актуальность проблемы, постановка цели, задач исследования, практической значимости результатов, структура работы). Выпускник должен: знать: - принципы организации научных исследований; - методологию и методику киноведческой науки; - традиционные и современные научные методы исследования; - различные подходы к анализу художественного творчества; уметь: - самостоятельно и аналитически мыслить, решать те или иные киноведческие вопросы; - систематизировать и всесторонне исследовать материал; - анализировать произведения киноискусства в эстетическом контексте; - переосмысливать и обобщать материалы из источников, уже введенных в научный оборот; - формулировать логичные и основательные выводы. Стилистика и литературное редактирование Методы анализа и редактирования текстов. Коммуникативные и образные средства языка. Функциональные стили языка. Нормы современного литературного языка. Специфика научного стиля. Основы теории и практики редактирования. Методы анализа и редактирования текстов. Выпускник должен: знать: - нормы современного литературного языка; - специфику функциональных стилей языка; - виды редакционной правки; - основные приемы и методы исправления стилистических ошибок; уметь: - использовать образные и стилистические средства языка; - осуществлять редакторскую правку и обработку собственных и иных текстов, предназначенных для публикации. История кинокритики Исторические предпосылки возникновения кинокритики, ее связь с периодической печатью и развитием киноискусства. Основные жанры кинокритики и их эволюция. Этапы движения кинокритической мысли на протяжении XX века. Выпускник должен: знать: - этапы развития мировой и белорусской кинокритики; - творческое наследие выдающихся кинокритиков; - современное состояние кинокритической мысли Беларуси; уметь: - анализировать кинокритическое наследие выдающихся критиков; - определять и выделять на конкретных примерах кинокритических произведений характерные особенности развития кинокритической мысли; - использовать в своей научно-исследовательской и кинокритической деятельности достижения прошлой и современной кинокритической практики. Источниковедение Предмет источниковедения. Источники, их виды, принципы классификации. Специфика киноисточников. Методы их исследования. Работа с книгой, периодикой: библиотека, библиография, картотека. Библиотеки и архивы Беларуси. Государственный архив кино-, фото-, фонодокументов Республики Беларусь. Музей кино. Работа с документами и памятниками. Изобразительные материалы. Аудио и визуальные носители информации. Электронные носители информации. Выпускник должен: знать: - источники, их виды и принципы классификации; - методику организации поиска источников; - специфику киноисточников; - методы изучения и использования различных видов источников; уметь: - осуществлять поиск и классифицировать источники; - работать с различными источниками информации; - систематизировать данные различных источников информации; - анализировать (реферировать и аннотировать) источники; - создавать библиографические списки и описания источников. История кино Беларуси Кинематограф и киносеть в Беларуси в начале XX в. Предпосылки создания национального кинопроизводства в Беларуси в начале 1920-х годов. Создание Белгоскино. Становление белорусского кино в 1920-е гг. Белорусский кинематограф 1930 - 1940-х гг. Кинематограф Беларуси 1950 - 1980-х гг. Жанровая палитра. Современные тенденции и перспективы развития белорусского кинематографа. Теория и практика белорусского телевидения. Становления телевидения Беларуси в 1950 - 1960-е гг. Информационное и художественное вещание телевидения Беларуси. Основные виды и жанры: телепрограмма, телеспектакль, телефильм. Развитие ТВ Беларуси в 1970 - 1980-е гг. Современные тенденции и перспективы развития белорусского телевидения. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития белорусского кинематографа; - творчество выдающихся белорусских кинорежиссеров и актеров; - современную практику белорусского киноискусства; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам; - анализировать произведения игрового и документального кино; - использовать знания из области истории кино в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино Западной и Центральной Европы Предыстория кино. Создание специальной киноаппаратуры. Становление кинопроизводства и кинопроката в Европе. Влияние смежных искусств, поиски самостоятельного языка и кристаллизация основных киножанров, становление кинодраматургии. Эра немого кино: искусство монтажно-пластической выразительности. Система кинозвезд. Экспериментаторство в Европе в 1910 - 1920-е гг. Технический прогресс кинематографа 1930-х годов (появление звука, освоение цвета), новый этап в развитии кинодраматургии. "Поэтический" реализм мастеров кино Франции как наивысшее достижение кинематографического реализма Запада в 1930-е годы (Ж.Виго, Ж.Ренуар). Мировая война и рост документализма. Смена эстетических критериев; неореализм и эстетика достоверности. Авторский кинематограф 1950-х годов и его влияние на новые школы национального кинематографа в странах Европы, Америки и Азии. "Постмодернизм" и эволюция массового кинематографа. Эстетизм Д.Джармена, П.Гринуэя, М.Ли. Технологические сдвиги и конкуренция телевидения и видео. Современный кинематограф в системе средств массовой коммуникации. Английское кино. Болгарское кино. Венгерское кино. Испанское кино. Итальянское кино. Немецкое кино. Польское кино. Румынское кино. Французское кино. Шведское кино. Теория и практика мирового телевидения. Становления мирового телевидения в 1930 - 1960-е гг. Информационное и художественное вещание на телевидении. Основные виды и жанры: телепрограмма, телеспектакль, телефильм. Развитие ТВ в 1970 - 1990-е гг. Современные тенденции и перспективы развития мирового телевидения. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития европейского кинематографа; - творчество выдающихся европейских кинорежиссеров и актеров; - современную практику европейского киноискусства и телевидения; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам европейского кинематографа; - анализировать произведения игрового кино; - использовать знания из области истории европейского кино и телевидения в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино Америки Становление кинопроизводства и кинопроката в США и других странах Америки. "Золотой век Голливуда". Возникновение звукового кино. Звуковые системы. Эксперименты со звуком. Крупнейшие киностудии. Введение цвета. Американское кино 1930 - 1950-е гг. Голливуд второй половины ХХ столетия. Развитие жанра кинобоевика. Киномюзикл. Творчество Б.Фосса. Новое поколение кинорежиссеров: Ф.Ф.Коппола, Дж.Лукас, Ст.Спилберг, М.Форман, М.Скорцезе, Кв.Тарантино и др. Поп-культура. Стилистика комиксов. Семейное кино. Фильмы с продолжением, сериалы. Спецэффекты, компьютерные технологии. Совместное производство. Латиноамериканское кино. Кино Аргентины. Кино Бразилии. Кино Мексики. "Новое латиноамериканское кино". Кинематограф Кубы. Теория и практика телевидения США. Современные тенденции и перспективы развития телевидения США. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития кинематографа Америки; - творчество выдающихся кинорежиссеров и актеров Америки; - современную практику американского киноискусства и телевидения; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинематографа Америки; - анализировать произведения игрового кино Америки; - использовать знания из области истории кинематографа и телевидения Америки в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино России Кинематограф в дореволюционной России; связь с национальным театром, литературой, фольклором; место российского кино в процессе становления мирового кинематографа; рождение советского кино; поиски специфических средств экранной выразительности. Многообразие стилевых и жанровых форм в российском и советском многонациональном кино 1920-х годов. Достижения киноискусства в области звуко-зрительной выразительности экрана, в развитии его драматически-повествовательных возможностей в 1930-е годы. Творчество С.Эйзенштейна. Интеллектуальный монтаж. Особенности развития киноискусства в годы Великой Отечественной войны; влияние эстетики хроникально-документального кино на игровое. Кризис кино в первые послевоенные годы. Расцвет советского многонационального кино в пору постсталинской "оттепели"; обновление образного языка экрана. Противоречивость развития кино в годы "застоя". Преобразование системы производства и проката фильмов в пору горбачевской перестройки и в постсоветские годы. Распад советской многонациональной кинематографии. Противоречия и проблемы российского кино на современном этапе. Теория и практика телевидения России. Современные тенденции и перспективы развития телевидения России. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития кинематографа России; - творчество выдающихся кинорежиссеров и актеров России; - современную практику российского киноискусства и телевидения; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинематографа России; - анализировать произведения игрового кино России; - использовать знания из области истории кинематографа и телевидения России в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино стран Балтии и СНГ Кинематограф и телевидение стран Балтии и СНГ 1940 - 1990-х гг. Кинематограф и телевидение стран Балтии и СНГ 1991 - 2000-х гг. Армянское кино. Азербайджанское кино. Грузинское кино. Казахское кино. Киргизское кино. Латышское кино. Литовское кино. Молдавское кино. Таджикское кино. Туркменское кино. Узбекское кино. Украинское кино. Эстонское кино. Современные тенденции и перспективы развития киноискусства и телевидения стран Балтии и СНГ. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития кинематографа стран Балтии и СНГ; - творчество выдающихся кинорежиссеров и актеров стран Балтии и СНГ; - современную практику киноискусства и телевидения стран Балтии и СНГ; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинематографа стран Балтии и СНГ; - анализировать произведения игрового кино стран Балтии и СНГ; - использовать знания из области истории кинематографа и телевидения стран Балтии и СНГ в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино стран Востока Кинематограф и телевидение стран Востока в ХХ столетии. Кино Индии. Кино Японии. Кино Вьетнама. Кино Монголии. Кино Китая. Кино Кореи. Современные тенденции и перспективы развития киноискусства и телевидения стран Востока. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития кинематографа стран Востока; - творчество выдающихся кинорежиссеров и актеров стран Востока; - современную практику киноискусства и телевидения стран Востока; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинематографа стран Востока; - анализировать произведения игрового кино стран Востока; - использовать знания из области истории кинематографа и телевидения стран Востока в своей киноведческой и кинокритической практике. История документального и научно-популярного кино Неигровые формы кино и телевидения в социокультурном контексте общества. Документализм как форма современного художественного мышления. Автор и материал в неигровом кино. Экранный документ и живой материал. Структура образа в неигровом кино. Становление школы документального кино и телефильма. Рождение кинохроники. Формирование стилистических направлений в документальной кинематографии 1920-х годов. Кинодокументалистика и общество в 1930-е годы. Создание формы экранного обучения. Фронтовая хроника и документальный фильм в годы ВОВ. Проблемы экранной достоверности и киномифология в документальном кино послевоенного десятилетия. Научно-популярное кино. Научное кино на службе просвещения. Подъем советского документального кино в 1960-е годы. Научное кино в эпоху научно-технического прогресса. Новаторы "застойного" периода в неигровом кино и телевидении. Современное документальное кино и телевидение: социальные амбиции и творческие проблемы. Тенденции в развитии зарубежного неигрового кино. Становление документального и научного метода в зарубежном кино. Неигровой фильм на службе просвещения и пропаганды зарубежных стран. Разработка образа документального человека в послевоенном зарубежном кино. Неигровое кино в социокультурной структуре общества. Взаимодействие эстетики документального и игрового кино. Современные формы неигрового кино в зарубежных странах. Проблемы теории неигрового кино и телевидения. Специфика материала и особенности драматургии неигрового фильма. Принципы фиксации жизненного материала в неигровом кино. Звуковой образ в неигровом кино. Проблема целостности изложения в неигровом кино, концепция личности в разных формах неигрового кино. Жанровая система неигрового кино. Информационные жанры в кино и телевидении. Очерковые формы в кинодокументалистике. Публицистика и поэтические формы в документальном кино. Художественно-документальные жанры. Жанровая система научного фильма. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития неигрового кино; - основные теоретические вопросы неигрового кино; - творчество выдающихся кинорежиссеров неигрового кино; - современную практику экранного и телевизионного неигрового кино; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам неигрового кинематографа; - анализировать произведения неигрового кино; - использовать знания из области истории и теории экранного и телевизионного неигрового кино в своей киноведческой и кинокритической практике. История анимационного кино Анимационное кино как особый вид киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране различных неодушевленных объектов. Рисованная анимация и ее виды: графическая, теневая (силуэтная). Объемная анимация и ее виды: кукольная и барельефная. Первые рисованные ленты (1906 - 1908-е гг., Франция, режиссер Э.Коль, "Фантасмагория"; США, режиссер Э.Блэктон, "Магическая авторучка"). Использование опыта комиксов американскими художниками при создании анимационных лент. Опыты создания объемной мультипликации Жоржа Мельеса, В.А.Старевича. Появление звука в анимационном кино. Творчество Уолта Диснея ("Пароход Вилли", "Белоснежка и семь гномов", "Пиноккио", "Бэмби"). Послевоенное развитие анимации. Создание полнометражных лент и сериалов, рассчитанных на коммерческий успех. Экспериментальные авторские работы. Советская школа анимации и ее мастера: А.Снежко-Блоцкая, Л.Атаманова, сестры Брумберг, И.Иванов-Вано, Р.Качанов, В.Котеночкин, Ф.Хитрук, А.Татарский, А.Хржановский, Э.Назаров, Ю.Норштейн, Г.Бардин, А.Петров и др. Становление и развитие белорусской мультипликации в 1970 - 2000-х гг. Творчество О.Белоусова, И.Волчека, И.Кудяковой, И.Ленкина, Е.Туровой и др. Развитие компьютерной анимации. Современный тенденции развития анимационного киноискусства. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития анимационного кино; - основные теоретические вопросы анимационного кино; - творчество выдающихся кинорежиссеров анимационного кино; - современную практику экранного и телевизионного анимационного кино; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам анимационного кинематографа; - анализировать произведения анимационного кино; - использовать знания из области истории и теории экранного и телевизионного анимационного кино в своей киноведческой и кинокритической практике. История теорий кино Теория кино как наука, изучающая сущностные принципы и закономерности киноискусства и различных его видов. Этапы развития истории теорий кино. Синтетическая природа кино и специфика кино как самостоятельного вида искусства. Теория киномонтажа и переменного плана изображения на разных стадиях киноискусства и ее роль в развитии киноязыка. Двуединая природа кино как искусства, документально воссоздающего реальность на экране и/или максимально преобразующего эту реальность с помощью выразительного киноязыка. Эволюция творческих профессий (кинорежиссер, кинодраматург, киноактер, художник кино, композитор, гример в кино), перешедших в кино по наследству от других, более древних искусств. Новые, сугубо кинематографические творческие профессии (кинооператор, звукорежиссер, режиссер-монтажер) и их роль в экранном синтезе. Кинематограф "поэтический" и прозаически-повествовательный. Понятие "авторского" кинематографа. Кинематограф "жанровый", "интеллектуальный". Изменение природы кино - от "немого" кино к звуковому (говорящему). Тесная связь теории кино с новаторской творческой практикой мастеров киноискусства. Структурно-семиотическое осмысление образных систем киноискусства как один из аспектов развития теории кино. Ведущие мастера киноискусства и киноведы, внесшие значительный вклад в развитие теории кино. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития истории теорий кино; - сущностные принципы и закономерности киноискусства и различных его видов; - основы теории киномонтажа; - эволюцию творческих профессий кино; - ведущих мастеров киноискусства и киноведов, внесших значительный вклад в развитие теории кино; уметь: - анализировать литературу по теории кино; - анализировать новаторскую творческую практику мастеров киноискусства; - анализировать структурно-семиотические образные системы киноискусства. Теория кинодраматургии Кинодраматургия как область литературно-кинематографического творчества, как новый род литературы, предназначенный для экранного воплощения. Родственная связь кинодраматургии с театральной драматургией. Основные этапы становления кинодраматургии и сценарной формы. Кинорежиссер и кинодраматург. Сценарий и фильм. Тема, фабула, сюжет, композиция киносценария. Драматический конфликт и характер в киносценарии. Сцена и эпизод. Элементы киносценария. Жанры кинодраматургии. Особенности кинодраматургии неигровых видов кино и художественной мультипликации. Выпускник должен: знать: - основные этапы становления кинодраматургии и сценарной формы; - классификацию жанров кинодраматургии и их эволюцию; - методы построения конфликта в киносценарии; - особенности кинодраматургии неигровых видов кино и художественной мультипликации; уметь: - анализировать кинодраматургию; - выявлять типы конфликта в киносценарии; - выявлять тему, фабулу, сюжет, композицию киносценария; - рецензировать киносценарий. 7.6 Требования к содержанию и организации практик Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях, организациях различных отраслей (на киностудии, телестудии, в редакциях газет, журналов и т.д.). Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями. Практики организуются с учетом направления специальности. 7.6.1 Ознакомительная практика Изучение принципов работы киностудии, телекомпании. Знакомство со структурой, основными подразделениями, творческим составом и вспомогательными службами. Ознакомительное изучение кино- и телевизионной техники. 7.6.2 Педагогическая практика Процесс преподавания истории киноискусства: задачи, содержание, организационные принципы. Методы обучения: вербальные, наглядные, практические. Организационные формы преподавания: урок, лекция, экскурсия. Технические (мультимедийные) средства обучения. Принципы проверки знаний учащихся. 7.6.3 Кинотелеведческая практика Работа в редакциях газет, журналов. Организационные принципы работы средств массовой информации. Освещение вопросов искусства и культуры. Основные формы газетных и журнальных публикаций: очерк, рецензия, эссе. Практика редакторского дела. Предпечатная подготовка текстов. Стиль-редактирование. Работа редакций киностудий и телевидения. Организационные принципы. Работа в съемочных группах кино и ТВ. Подготовка текстов, редактирование киносценариев, кинофильмов, материалов предстоящих телепрограмм и телепередач. 7.6.4 Преддипломная практика Сбор, обработка и систематизация материалов по теме дипломной работы. 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению Научно-педагогические кадры вуза должны: - иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание); - систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью; - не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации. 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям: - все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами; - обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана; - иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам. Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов и т.п.). 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению Высшее учебное заведение должно располагать: - соответствующей санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ студентов, которые предусмотрены учебным планом; - соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой; - дисплейным временем на 1 студента в год не менее 50 часов; - обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания. Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом. 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы. Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы. Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.). 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства гражданина. Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся. Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются: - согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность; - вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально значимую работу, организацию учебно-воспитательного процесса, способствующих приобретению ими организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач; - укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демографических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни; - духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений. Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включать в себя учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса. Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя. 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др. Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых работ, сдаче зачетов по практикам, защите дипломных работ производится по 10-балльной шкале (1, 2, ..., 9, 10). Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования, используются следующие средства диагностики: - типовые задания (просмотр учебных работ); - тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом; - письменные контрольные работы; - устный опрос во время занятий; - коллоквиумы; - составление рефератов по отдельным разделам дисциплины; - выступления студентов на семинарах; - защита курсовых работ; - защита отчетов по практикам (просмотр учебных работ); - письменный экзамен, устный экзамен, дифференцированный зачет; - государственный экзамен; - защита дипломной работы. 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственные экзамены по философии и эстетике, по специальности, защиту дипломной работы, позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач. 9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом. 9.2 Требования к государственному экзамену Государственные экзамены по философии и эстетике, по специальности, проводятся на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Программа и порядок проведения государственного экзамена по специальности разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. 9.3 Требования к дипломной работе Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной работы (проекта) определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования. Приложение БИБЛИОГРАФИЯ[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года N 1202-ХII (в редакции Закона от 19 марта 2002 года N 95-З) [2] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500 [3] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования" [4] Правила приема в высшие учебные заведения. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2008 г. N 70). [5] Положение о подготовке специалистов с высшим образованием. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. N 758 [6] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 года N 252-3 [7] СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь [8] МСКО Международная стандартная классификация образования/ЮНЕСКО, 1997 [9] СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования [10] ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации [11] РД РБ 03180.500-99 Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь. Порядок разработки и ведения общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации" [12] РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения [13] Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств/Под научной редакцией доктора техн. наук, профессора Н.А.Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 [15] Изменения в ОКРБ 011-2001 (изменение N 9) Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. N 543 [16] РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин ОСРБ 1-21 04 02-07-2008 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-21 04 02 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЕ 1-21 04 02-07 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) КВАЛИФИКАЦИЯ ТЕАТРОВЕД. МЕНЕДЖЕРВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬСПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-21 04 02 МАСТАЦТВАЗНАЎСТВА НАКIРУНАК 1-21 04 02-07 МАСТАЦТВАЗНАЎСТВА (АРГАНIЗАЦЫЯ ТЭАТРАЛЬНАЙ ДЗЕЙНАСЦI) КВАЛIФIКАЦЫЯ ТЕАТРАЗНАЎЦА. МЕНЕДЖЭРHIGHER EDUCATION FIRST DEGREESPECIALITY 1-21 04 02 HISTORY AND THEORY OF ART DIRECTION 1-21 04 02-07 HISTORY AND THEORY OF ART (THEATRE MANAGEMENT) QUALIFICATION EXPERT HISTORY AND THEORY OF THEATRE. MANAGERМинистерство образования Республики Беларусь МинскУДК Ключевые слова: театровед, менеджер, квалификация, специалист с высшим образованием, театр, театральное искусство, театроведение, театральная критика, история и теория театра, теория драмы, драматургия, актерское искусство, режиссерское искусство, театроведческий анализ, декорационное искусство, театральная архитектура, сценография, экономика культуры и искусства, организация театрального дела, театральный менеджмент, финансовая деятельность, рецензия, требования, знания, учебный план, содержание, образовательные программы. Предисловие1 РАЗРАБОТАН Белорусской государственной академией искусств ИСПОЛНИТЕЛИ: Ивановский В.С., заведующий кафедрой истории и теории искусств (руководитель); Герасимович Э.П., профессор, кандидат искусствоведения; Волонцевич Н.С., кандидат искусствоведения; Громыко Л.В., начальник учебного отдела ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 N 77 3 ВВЕДЕН ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.179-98 Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь Издан на русском языке СОДЕРЖАНИЕ1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Основные термины и определения 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.3 Общие цели подготовки специалиста 4.4 Формы обучения по специальности 4.5 Сроки подготовки специалиста 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности 5.2 Объекты профессиональной деятельности 5.3 Виды профессиональной деятельности 5.4 Задачи профессиональной деятельности 5.5 Состав компетенций специалиста 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки выпускника 6.2 Требования к академическим компетенциям 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6.4 Требования к профессиональным компетенциям 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.4 Типовой учебный план 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.6 Требования к содержанию и организации практик 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.2 Требования к государственному экзамену 9.3 Требования к дипломной работе Приложение Библиография Дата введения 2008-09-01 1 Область применения Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника по направлению специальности 1-21 04 02-07 "Искусствоведение (организация театральной деятельности)". Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования. Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности. 2 Нормативные ссылки СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения; СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь; ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации; СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования; РД РБ 02100.5.179-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.11.03.00 "Театроведение"; РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. 3 Основные термины и определения В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями. Зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена. Качество образования - соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства. Квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки работника по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка. Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1-96). Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000-2000). Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Образовательная программа - система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами. Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011-2001). Учебный план специальности - учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза. Учебная программа дисциплины - учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, определяющий основные методические подходы к преподаванию дисциплины. Театроведение - область искусствоведения, наука о театре, совокупность методов изучения истории и теории театрального искусства, актерского и режиссерского творчества, теории драмы, драматургии, театрально-декорационного искусства, театральной архитектуры, театральной критики, организации театральной деятельности. Театровед - профессиональная квалификация специалиста в области театрального искусства с высшим профессиональным образованием. Театральный менеджер - специалист в области организации театральной деятельности. Театр - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актеров перед зрителями. Театральная критика - вид литературно-художественной критики, совокупность принципов и методов анализа текущей жизни театра. Театрально-декорационное искусство (сценография) - искусство создания зрительного образа спектакля с помощью декораций, театральных костюмов, грима, освещения, реквизита, бутафории, постановочной техники. Театральный менеджмент - система методов организации и управления театральной деятельностью. Драматургия - род литературных произведений, предназначенных для исполнения на сцене. Рецензия - литературно-критическая статья, дающая аналитическую оценку художественному произведению (спектаклю, пьесе, актерской и режиссерской работе) или явлению театрального искусства. Организация театрального дела - организационно-экономическая деятельность в сфере театрального искусства. 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.1.1 Подготовка выпускника по специальности Искусствоведение обеспечивает получение профессиональных квалификаций в соответствии с направлением специальности: Театровед. Преподаватель, Искусствовед. Преподаватель, Кинотелевед. Преподаватель, Театровед. Менеджер. 4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к направлению D "Гуманитарные науки" подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-21 04 02. По специальности предусмотрены следующие направления: 1-21 04 02-02 Искусствоведение (театроведение); 1-21 04 02-03 Искусствоведение (изобразительное искусство); 1-21 04 02-06 Искусствоведение (кинотелеведение); 1-21 04 02-07 Искусствоведение (организация театральной деятельности). 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца. 4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по следующим дисциплинам: - история Беларуси; - белорусский или русский язык (по выбору); - творчество (включает три раздела: письменный анализ художественного произведения, история белорусского и зарубежного театра, коллоквиум/собеседование по вопросам современного театроведения и театральной критики). 4.3 Общие цели подготовки специалиста Общие цели подготовки специалиста: - формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности; - формирование профессиональных компетенций для работы в области театрального искусства. 4.4 Формы обучения по специальности Обучение по специальности предусматривает следующие формы: очная (дневная), заочная. 4.5 Сроки подготовки специалиста Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее чем в 300 зачетных единиц. Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается на 1 год. 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности Сферы профессиональной деятельности: - искусство; - образование; - наука; - культура; - СМИ. 5.2 Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности специалиста являются театрально-зрелищные предприятия, театральные музеи, архивы, научно-исследовательские и образовательные учреждения искусства и культуры, средства массовой информации. 5.3 Виды профессиональной деятельности Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности: - организационно-управленческой; - научно-исследовательской; - редакторской; - театральной критике. 5.4 Задачи профессиональной деятельности Выпускник вуза должен уметь решать следующие профессиональные задачи: - анализ театрального процесса в целом и его отдельных сторон - актерского и режиссерского искусства, сценографии, драматургии и т.п.; - управление театральным процессом, подразделениями театрального профиля; - обучение и повышение квалификации персонала; - оценка результатов, в том числе творческо-экономический анализ театрального процесса и творческо-производственной деятельности; - осуществление научно-исследовательских работ. 5.5 Состав компетенций специалиста Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: академических, включающих способности и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом; социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им; профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности. 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки 6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности на предприятиях и в учреждениях культуры. 6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности. 6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию. 6.2 Требования к академическим компетенциям Специалист должен обладать следующими академическими компетенциями: - владеть базовыми научно-теоретическими знаниями по изученным дисциплинам; - уметь применять базовые знания для решения теоретических и практических задач; - владеть системным и сравнительным анализом; - обладать исследовательскими навыками; - уметь работать самостоятельно; - быть способным порождать новые идеи; - владеть междисциплинарным подходом при решении проблем; - иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером; - обладать лингвистическими навыками; - уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям Специалист должен иметь следующие социально-личностные компетенции: - обладать качествами гражданственности; - быть способным к социальному взаимодействию; - обладать способностью к межличностным коммуникациям; - вести здоровый образ жизни; - быть способным к критике и самокритике; - уметь работать в коллективе. 6.4 Требования к профессиональным компетенциям Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности: в организационно-управленческой деятельности: - работать с юридической литературой и трудовым законодательством; - организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда; - контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину; - составлять документацию; - взаимодействовать со специалистами смежных профилей; - анализировать и оценивать собранные данные; - разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы; - вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками; - готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них; - пользоваться глобальными информационными ресурсами; - владеть современными средствами телекоммуникаций; в научно-исследовательской деятельности: - принимать участие в научных исследованиях по разработке теоретических проблем в области театрального искусства и его истории, изучать театральное искусство в контексте смежных видов искусств; - управлять творческо-производственными процессами деятельности с максимальным использованием творческо-производственных мощностей на уровне заведующего сектором, отделом, отраслевой редакции; - выполнять творческо-производственные задания руководства театрально-зрелищных предприятий, архивов, музеев, иных учреждений культуры и искусства, разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению творческо-производственных планов, экономичности работы отдельных подразделений; - разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на усовершенствования работы и управления в сфере театрального искусства, организовывать, координировать и анализировать творческо-производственные процессы театрально-зрелищных предприятий, музеев, архивов; в редакторской деятельности: - владеть навыками редакторской работы (газеты, журналы, сценарии, книги, радио и телевидение); - критически анализировать произведения театрального искусства, драматургии, тенденции развития профессионального и самодеятельного театрального искусства; в театральной критике: - анализировать явления и процессы в области отечественного и зарубежного театрального искусства; - давать оценку современному состоянию театральной практики, творческим поискам режиссеров, актеров, драматургов, сценографов; - раскрывать образный смысл и особенности формы произведений драматургии и театрального искусства; - устанавливать и развивать контакты со зрительской аудиторией, изучать ее предложения и запросы. 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.1.1 Образовательная программа подготовки специалиста включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, порядок выполнения дипломной работы, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. 7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов: - цикл социально-гуманитарных дисциплин; - цикл естественнонаучных дисциплин; - цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. 7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов должен быть установлен в пределах 24 - 36 часов. 7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам. 7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте. 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 255 недель, включая 4 недели отпуска после окончания вуза. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 --------------------------------------------+------------------------- ¦ Виды деятельности, установленные учебным ¦ Продолжительность при сроке ¦ ¦ планом ¦ обучения 5 лет ¦ +-------------------------------------------+----------------+------------+ ¦Теоретическое обучение. Практические ¦ ¦ ¦ ¦занятия ¦ 147 недель ¦ 7938 часов ¦ +-------------------------------------------+----------------+------------+ ¦Экзаменационные сессии ¦ 26 недель ¦ 1404 часа ¦ +-------------------------------------------+----------------+------------+ ¦Практика ¦ 20 недель ¦ 1080 часов ¦ +-------------------------------------------+----------------+------------+ ¦Дипломная работа ¦ 27 недель ¦ 1458 часов ¦ +-------------------------------------------+----------------+------------+ ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 3 недели ¦ 162 часа ¦ +-------------------------------------------+----------------+------------+ ¦Каникулы (включая 4 недели последипломного ¦ ¦ ¦отпуска) ¦ 32 недели ¦ ¦-------------------------------------------+------------------------------ 7.3.2 При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 7.4 Типовой учебный план 7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2. Таблица 2 ----+-------------------------+----------------------------------+----- ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------+ ¦ N ¦ Наименование цикла и ¦ ¦ из них ¦Зачетные ¦ п/п ¦ дисциплины ¦ всего +----------+---------------+ единицы ¦ ¦ ¦ ¦аудиторные¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ ¦ ----+-------------------------+-------+----------+---------------+---------- 1 Цикл социально- 1586 768/482 336 40+ТК гуманитарных дисциплин Обязательный компонент 1424 644/482 298 33+ТК 1.1 История Беларуси 102 72 30 4 1.2 Основы идеологии 36 24 12 1 белорусского государства 1.3 Философия 102 76 26 4 1.4 Экономическая теория 102 76 26 4 1.5 Социология 54 36 18 2 1.6 Политология 102 68 34 4 1.7 Основы психологии и 102 72 30 4 педагогики 1.8 Иностранный язык 272 150 122 9 1.9 Физическая культура 552 70/482 - 1ТК Дисциплины по выбору (3) 162 124 38 7 (культурология, этика, эстетика, логика, религиоведение, основы права, другие курсы) --------------------------------------------------------------------------- 2 Цикл естественнонаучных 410 272 138 16 дисциплин Обязательный компонент 308 204 104 12 2.1 Основы экологии и 52 34 18 2 энергосбережения 2.2 Основы современного 52 34 18 2 естествознания 2.3 Защита населения и 102 68 34 4 объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность 2.4 Основы информационных 102 68 34 4 технологий Вузовский компонент 102 68 34 4 --------------------------------------------------------------------------- 3 Цикл общепрофессиональных 5932 3758 2174 219 и специальных дисциплин Обязательный компонент 5180 3180 2000 185 3.1 История мировой 138 106 32 6 литературы 3.2 История белорусской 91 70 21 4 литературы 3.3 Охрана труда и техника 34 18 16 1 безопасности 3.4 Основы управления 47 36 11 2 интеллектуальной собственностью 3.5 Белорусский язык 91 70 21 4 (профессиональная лексика) 3.6 История мирового и 229 176 53 10 белорусского изобразительного искусства 3.7 История мировой и 138 106 32 6 белорусской музыки 3.8 История мирового и 138 106 32 6 белорусского кино 3.9 Введение в театроведение 56 36 20 2 3.10 Театральная критика 1048 588 460 35 3.11 История театральной 97 68 29 4 критики 3.12 История театра Беларуси 255 140 115 8 3.13 История театра Западной 366 210 156 12 Европы и Америки 3.14 История театра России 312 176 136 10 3.15 История театра 190 106 84 6 Центральной и Восточной Европы 3.16 История театра Востока 122 70 52 4 3.17 История мирового и 123 70 53 4 белорусского театра кукол 3.18 История режиссуры 113 66 47 4 3.19 История мирового и 122 70 52 4 белорусского музыкального театра 3.20 Теория драмы 113 66 47 4 3.21 История театрального дела 121 70 51 4 3.22 Основы менеджмента 182 104 78 6 3.23 Основы рыночной 200 106 94 6 экономики. Маркетинг 3.24 Экономика культуры и 54 30 24 2 искусства 3.25 Планирование и 170 96 74 6 организация производственно- финансовой деятельности театрально-зрелищных предприятий 3.26 Финансы и кредит 99 66 33 4 3.27 Бухгалтерский учет 198 132 66 8 3.28 Социально-психологические 99 66 33 4 аспекты руководства 3.29 Основы 54 36 18 2 кинотелепроизводства 3.30 Основы шоу-бизнеса 54 36 18 2 3.31 Сценическая техника и 54 36 18 2 технология 3.32 Реклама и издательское 72 48 24 3 дело Вузовский компонент 494 380 114 22 Дисциплины по выбору 258 198 60 12 студента --------------------------------------------------------------------------- Факультативные дисциплины 10 10 1 --------------------------------------------------------------------------- Экзаменационные сессии 1404 1404 31 --------------------------------------------------------------------------- Всего 9342 4808/482 4052 307+ТК --------------------------------------------------------------------------- 4 Практика 20 нед. 1080 0 1080 32 4.1 Ознакомительная 5 нед. 270 270 8 4.2 Менеджерская 10 нед. 540 540 16 4.3 Преддипломная 5 нед. 270 270 8 --------------------------------------------------------------------------- 5 Дипломная работа 27 нед. 1458 1458 41 --------------------------------------------------------------------------- 6 Итоговая 2 нед. 108 108 3 государственная аттестация --------------------------------------------------------------------------- ВСЕГО 383+ТК 7.4.2 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза. 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях. 7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с образовательным стандартом РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. 7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин Основы экологии и энергосбережения Экология как научная дисциплина. Биоэкология. Экосистема как основная единица функционирования живой природы. Структурные компоненты экосистемы. Основные законы экологии. Основные биогеохимические циклы. Загрязнение окружающей среды. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Нормирование качества окружающей среды. Мониторинг окружающей среды. Защита окружающей среды от промышленных загрязнений. Экологическая сертификация. Экологические стандарты. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Энергосбережение и энергоресурсы. Виды топлива и теплота сгорания. Энергетика и охрана окружающей среды. Государственная энергетическая программа. Бытовое энергосбережение. Выпускник должен: знать: - основные экологические термины и понятия; - особенности строения биосферы; - основы адаптации организмов к окружающей среде; - влияние антропических и антропогенных факторов на жизнь биосферы и здоровье человека; - систему мониторинга как основной метод изучения экологии; - основные международные соглашения по вопросам загрязнения окружающей среды; - основные законодательные акты Республики Беларусь об охране окружающей среды. Охраняемые территории Республики Беларусь; - важность рационального природопользования; - об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосохраняющей политике на основе мирового опыта и государственной политики Республики Беларусь; - о принципах эффективного использования первичной и преобразованной энергии; - теплоизоляционные материалы и вторичные энергетические ресурсы; уметь: - ориентироваться в современной экологической обстановке; - принимать активное личное участие в решении экологических проблем местного значения; - использовать приобретенные знания для формирования сознательной готовности к адаптивному участию в проводимых природоохранных мероприятиях; - использовать концепцию биоцентризма для подхода к решению экологических задач любого уровня; - разбираться в экологических стандартах; - использовать основные элементы учета и контроля потребления энергии; - владеть приемами энергосбережения; - применять методы использования тепловой и электрической энергии с минимальными потерями. Основы современного естествознания Иерархия материальных систем, микромир и мегамир. Взаимодействия и их проявления в различных системах микромира, макромира и мегамира. Анализ иерархии структурной организации вещества на основе современной физической теории и использования физико-химических методов исследования. Проблемы происхождения и развития Вселенной. Процессы возникновения и эволюции живых систем. Динамическая организация мира. Основные методы динамического, статистического и термодинамического описания материальных систем. Гуманистическая направленность естествознания. Выпускник должен: знать: - принципы естественнонаучного познания, дифференциации и взаимообусловленности естественных наук; - основы современных естественнонаучных представлений о возникновении и трансформации Вселенной, строении и эволюции биосферы; - новейшие открытия в области естествознания и перспективы их использования в материальной и социокультурной практике; уметь: - сопоставлять реальным явлениям и процессам естественнонаучные модели, использовать условные обозначения и размерности единиц физических и химических величин; - анализировать и оценивать конкретные научно-технические проблемы с позиции общих принципов современного естествознания. Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | |
Новости законодательства
Новости Спецпроекта "Тюрьма"
Новости сайта
Новости Беларуси
Полезные ресурсы
Счетчики
|