Навигация
Новые документы
Реклама
Ресурсы в тему
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"< Главная страница Стр. 12Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | - о стилевой эволюции русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков; - о главных тенденциях в русском музыкальном искусстве XIX века; - об основных стилевых направлениях и тенденциях русского музыкального искусства XX века; - музыкальное творчество русских композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу русской музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре России; уметь: - анализировать музыкальные произведения зарубежных, белорусских, русских композиторов. Теория музыки Гармония: гармония как область выразительных средств музыки; связь гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; значение гармонии в характеристике музыкальных образов и в развитии музыкальной формы; зависимость выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки. Важнейшие стороны гармонии - функциональность, голосоведение и фонизм; их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки (строгий стиль, стиль барокко, венский классицизм, романтизм, русская классика, национальные школы XIX века, отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века). Теоретические проблемы современной гармонии. Анализ музыкальных произведений: изучение особенностей музыкального языка, музыкальной формы, стилей и жанров в историко-стилистическом аспекте; система музыкальных жанров; понятие стиля как исторически сложившейся системы музыкального мышления; классификация музыкальных форм. Полифония: основы теории и истории полифонии. Полифония как средство музыкальной композиции и художественной выразительности; взаимосвязь полифонии и других компонентов музыки; виды полифонии (подголосочная, имитационная, контрастная) и их взаимосвязь; полифонические формы, жанры, стили, история их развития. Изучение техники полифонического письма. Сочинение фрагментов и целых пьес на собственные или заданные музыкальные темы. Выпускник должен: знать: - о гармонии как области выразительных средств музыки; - о теоретических проблемах современной гармонии; - об основах теории и истории полифонии; - о зависимости выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки; - о стиле как исторически сложившейся системе музыкального мышления; - о взаимосвязи гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; - особенности музыкального языка; - музыкальные формы и жанры в историко-стилистическом аспекте; - классификацию музыкальных жанров и форм; - виды полифонии и их взаимосвязь, технику полифонического письма; - полифонические формы, жанры, стили, историю их развития; - важнейшие стороны гармонии (функциональность, голосоведение и фонизм), их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки; уметь: - проводить комплексный музыковедческий и исполнительский анализ музыкальных произведений; - воспринимать и анализировать музыкальные произведения на слух; - сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы. Сольфеджио Всестороннее развитие музыкального слуха. Слуховое и вокально-певческое освоение музыкальных стилей XVII - XX веков. Выпускник должен: знать: - стилевые особенности музыки XVII - XX веков; - учебно-методическую литературу по курсу; уметь: - анализировать на слух и интонировать образцы музыки XVII - XX веков; - записать диктант, ориентированный на основные музыкальные стили XVII - XX веков. Фортепиано Совершенствование умений и навыков, полученных в период обучения в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями по конкретной специальности. Развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над произведениями для избранного инструмента, приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтение с листа, умение аккомпанировать, умение использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения. Выпускник должен: знать: - о роли и значении фортепиано в профессиональной деятельности музыканта; - фортепианный педагогический репертуар; - исполняемые музыкальные произведения; уметь: - использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой; - разбирать нотный текст, читать ноты с листа, аккомпанировать в ансамбле. Эстетика Эстетика как философская наука. История эстетики от древневосточных культур до конца XX века. Основные проблемы эстетической теории. Выпускник должен: знать: - основные элементы эстетической теории и их категориальные структуры, ключевые концептуальные модели в истории эстетической мысли; уметь: - характеризовать конкретные художественные направления и стили, анализировать современное состояние эстетической культуры и науки в Беларуси и за рубежом. Философия музыки Философский элемент учений о музыке античности, средневековья, Нового времени. Философия музыки в XX веке. Критический анализ основных концепций. Выпускник должен: знать: - основные понятия философии музыки; уметь: - критически анализировать концепции философии музыки XX века. Охрана труда Общие вопросы охраны труда. Профилактика травматизма. Организация работы по охране труда. Основы производственной санитарии и техники безопасности. Меры безопасности и гигиена труда. Параметры микроклимата в помещениях. Основы пожарной безопасности и средства пожаротушения. Первая помощь пострадавшим. Выпускник должен: знать: - об организации охраны труда и технике безопасности человека; - о возможных чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности; - трудовое законодательство, которое устанавливает нормы трудовых процессов, тесно связанных с вопросами техники безопасности; - производственную санитарию как систему организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие на работающих опасных производственных факторов; - систему организационных и технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие вредных факторов; уметь: - научно анализировать условия труда, причины травматизма и профессиональных заболеваний; - применять знания о способах и средствах обеспечения безопасности и безвредности труда; - анализировать и адекватно оценивать опасности в чрезвычайных условиях и принимать меры по их предупреждению и ликвидации последствий. Основы управления интеллектуальной собственностью Понятие интеллектуальной собственности. Правовые нормы, регулирующие управление интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь и других странах. Выпускник должен: знать: - законодательство Республики Беларусь по управлению интеллектуальной собственностью; уметь: - пользоваться чужой интеллектуальной собственностью и защищать свои права на интеллектуальную собственность в соответствии с законодательством. Специальный инструмент Овладение всеми формами и видами исполнительской техники. Решение технических проблем в комплексе с художественными. Изучение репертуара. Выпускник должен: знать: - о ведущих композиторских и исполнительских школах; - об основных этапах эволюции художественных стилей в музыке; - о содержании, форме и выразительных средствах музыки; - о месте и предназначении музыкально-исполнительского искусства в мировой и национальной художественной культуре; - основы специальных дисциплин в объеме, необходимом для успешного решения задач творческого, учебно-просветительского, научно-исследовательского и организационно-методического характера; - специальные дисциплины, раскрывающие пути и методы овладения техникой игры на музыкальном инструменте; - конструкцию инструмента, историю его возникновения и усовершенствования; - методику обучения игре на инструменте; - историю и теорию инструментального исполнительства; - концертный и педагогический репертуар; - специальную научную и методическую литературу; - творческие принципы различных исполнительских и музыкально-педагогических школ; - основные понятия и категории музыкально-исполнительского искусства; - приемы и методы педагогической работы; - концертный и педагогический репертуар; - современную методику анализа фактуры, жанровых особенностей и формы музыкальных произведений; - опыт выдающихся музыкантов-исполнителей и педагогов; - учебно-методическую и научную литературу по музыкальному искусству и смежным областям; уметь: - вести рациональный поиск и отбор выразительных средств для воплощения содержания музыкального произведения; - вести музыкально-исполнительскую деятельность; - преподавать игру на музыкальном инструменте; - планировать творческую, учебно-воспитательную и научно-методическую работу; - организовывать творческую деятельность в концертных организациях, на радио и телевидении; - организовывать и планировать учебный процесс; - вести научно-методическую работу; - вести учебно-воспитательную работу. Методика преподавания специального инструмента и изучение педагогического репертуара Педагогические принципы различных школ обучения игре на специальном инструменте в историческом аспекте. Формирование отечественной педагогической школы. Изучение опыта выдающихся педагогов. Роль педагога в воспитании молодого музыканта. Приемы педагогической работы. Важнейшие предпосылки становления музыканта-исполнителя. Способы оценки и развития природных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительского внимания, художественного воображения, технического аппарата. Организация и планирование учебного процесса в музыкальной школе и училище. Методика проведения урока. Проведение контрольных мероприятий. Обучение на разных этапах подготовки учащихся (специфические особенности). Исполнение произведений разных стилей и жанров. Работа над развитием техники. Культура работы с авторским текстом, осмысление фразировки, артикуляции и др. Представление о строении и возможностях инструмента. Педагогический репертуар для арфы. Выпускник должен: знать: - историю становления и развития национальной исполнительской и музыкально-педагогической школ; - методологические основы исполнительского творчества и педагогики; - важнейшие предпосылки становления музыканта-исполнителя; - педагогический репертуар для арфы; уметь: - оценивать и развивать природные данные учащегося: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, исполнительское внимание, художественное воображение, технический аппарат; - работать с учеником над произведениями концертного и инструктивного репертуара; - организовывать учебный процесс, вести необходимую документацию; - развивать учащегося в общекультурном плане; - составить репертуарную программу для учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями. Камерный ансамбль Класс ансамбля занимает важное место среди специальных дисциплин. Он вплотную взаимодействует со специальным классом, оркестровым классом, с историей и теорией исполнительства, инструментовкой, аранжировкой, музыкально-теоретическими предметами, фортепиано. Игра в ансамбле призвана совершенствовать профессиональные навыки студентов, расширять их кругозор, активизировать развитие музыкального слуха в широком смысле слова, обогащать творческую фантазию, развивать навыки коллективного музицирования, расширять и углублять музыкальный опыт в совместном музицировании. Все это понадобится молодому специалисту в самостоятельной практической деятельности в качестве артиста и (или) руководителя художественного коллектива. Навыки ансамблевого исполнительства приобретаются в процессе совместного освоения и подготовки к концертному исполнению произведений разных жанров, стилей и форм под руководством опытного педагога. Выпускник должен: знать: - составы ансамблей в музыке академического направления XVII - XIX веков; - специфику выразительных возможностей инструментов в различных ансамблях; - об особенностях исполнения ансамблевой музыки, о различных видах ансамблевого исполнительства и истории его развития; - о стилистических особенностях исполнения ансамблевой музыки разных эпох; - о творчестве композиторов, писавших музыку для ансамблей, ее месте в общем контексте исторического музыкального развития; - о творчестве белорусских композиторов в жанре ансамблевой музыки; - сущность и специфику исполнительской деятельности в составе ансамбля; - штриховые и агогические особенности аккомпанемента и ведения сольной партии в составе ансамбля; уметь: - включаться в ансамбль и поддерживать его; - слушать партнера, поддерживать баланс звучания; - совместно решать художественные задачи музыкального исполнения. Оркестровый класс Способствует становлению профессионализма музыканта-исполнителя. Готовит студента к практической деятельности в качестве оркестранта, воспитывает творческое отношение к работе в оркестре. Оркестровый класс способствует совершенствованию умений и навыков, полученных в специальном классе, развивает у студента умение играть в большом ансамбле, читать ноты с листа и транспонировать. Совершенствует слуховые навыки восприятия различных тембров инструментов, расширяет музыкальный кругозор. Выпускник должен: знать: - о предмете, задачах и методах работы оркестрового класса; - о специфике процесса коллективного музицирования; - о роли дирижера как руководителя оркестрового класса; - об основных этапах эволюции художественных стилей; - об особенностях записи партитуры и распределения голосов; - о различных штриховых приемах и их обозначении для инструментов оркестра; - основные оркестровые составы в музыке XVII - XX веков; - значение дирижерских жестов; - основной репертуар оркестровой музыки XVII - XX веков; - современную методику анализа фактуры, жанровых особенностей и формы оркестровых произведений; - средства исполнительской выразительности; уметь: - читать ноты с листа и транспонировать; - преодолевать технические сложности в исполняемом произведении; - включаться в общий ансамбль и поддерживать его; - контролировать звучание своего инструмента в плане интонационной точности, динамики, артикуляции; - выполнять интерпретаторские указания дирижера; - читать ноты в различных ключах и записывать музыку для инструментов оркестра. Музыкальная педагогика и психология История музыкальной педагогики и психологии. Выдающиеся представители этих научных дисциплин. Методология современной музыкальной педагогики и психологии. Выпускник должен: знать: - современную проблематику музыкальной педагогики и психологии; уметь: - применять методы современной музыкальной педагогики и психологии в работе с учениками. 7.5.5 Цикл дисциплин специализации Требования к знаниям и умениям по дисциплинам специализаций устанавливаются вузом в соответствии с образовательной программой. 7.6 Требования к содержанию и организации практик Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, его продолжением в формах будущей профессиональной деятельности. Практики направлены на закрепление знаний и умений, полученных студентом в процессе обучения в вузе, на овладение навыками инициативного решения социально-профессиональных задач под руководством опытного преподавателя. Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации. 7.6.1 Практика дирижерской работы с оркестром Во время дирижерской работы с оркестром студент под руководством опытного преподавателя приобретает основные навыки управления оркестровым коллективом; переходит от разучивания к концертному исполнению отдельных произведений; реализует умения, полученные в классе дирижирования. 7.6.2 Практика педагогическая дирижерская Педагогическая дирижерская практика - подготовка студентов к преподаванию оркестрового дирижирования, индивидуальные занятия в классе с учеником, развитие профессиональных навыков преподавания, изучение специфики работы в данном классе. 7.6.3 Практика педагогическая Педагогическая практика - одна из важнейших составных частей учебного процесса, обеспечивающая получение квалификации преподавателя, обязательный предмет для каждого студента. Главной целью педагогической практики является подготовка студентов к педагогической деятельности по специальности. Главная задача педагогической практики предусматривает закрепление знаний, полученных студентами по предметам психолого-педагогического цикла и методике, применение теоретических знаний в учебном процессе, развитие профессиональных навыков преподавания, ознакомление с педагогическим репертуаром определенного класса (курса), ведение учебной документации. 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению Научно-педагогические кадры вуза должны: иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание); систематически заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью; не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации. 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям: все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий, нотами, учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой, аудио- и видеозаписями, доступом к сетевым источникам информации; обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и аудиовизуальным базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана; иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов. Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов и т.п.). 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению Высшее учебное заведение должно: располагать соответствующими санитарно-техническим нормам учебными аудиториями для групповых и индивидуальных занятий, оборудованными помещениями для прослушивания музыки, необходимыми музыкальными инструментами; соблюдать нормы обеспечения учебного процесса нотами, аудио- и видеозаписями, учебной и методической литературой; обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания. 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы. Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы. Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.). 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина. Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся. Важнейшими задачами осуществления воспитательной работы со студентами являются: - согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность; - вовлечение студентов в социально значимую работу с учетом их интересов и возможностей; - приобретение студентами навыков самоуправления, организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач; - формирование осознания необходимости укрепления семьи и повышения ее престижа в обществе, здорового образа жизни, а также основных демографических проблем общества; - духовно-нравственное воспитание, обеспечивающее знание культурного наследия; - профилактика правонарушений. Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включает учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса. Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя. 8.6 Общие требования к контролю качества и средствам диагностики В вузовской системе управления качеством образования (системе менеджмента качества по СТБ ИСО 9001-2001) осуществляются мониторинг, измерения, контроль качества. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др. Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при сдаче зачетов по практикам производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики: - исполнение концертной программы во время зачета или экзамена; - выступление в публичном концерте; - письменные контрольные работы; - устный опрос во время занятий; - составление рефератов по отдельным разделам дисциплины; - выступления студентов на семинарах; - защита отчетов по производственным практикам; - письменный экзамен, устный экзамен. 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.1.1 Итоговая государственная аттестация выпускника включает четыре государственных экзамена: 1) по сольному исполнению концертной программы, 2) по камерному ансамблю, 3) по специальной педагогической подготовке, 4) по дирижированию камерным оркестром, позволяющих определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач. 9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом. 9.2 Требования к государственному экзамену Государственные экзамены проводятся на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Программа и порядок проведения государственных экзаменов разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. БИБЛИОГРАФИЯ[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года N 1202-ХII (в редакции Закона от 19 марта 2002 года N 95-З) [2] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь. Принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики 22 июня 2007 г. [3] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500 [4] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования" ОСРБ 1-16 01 06-2008 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-16 01 06 ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ) КВАЛИФИКАЦИЯ КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА, АРТИСТ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ, ДИРИЖЕР ДУХОВОГО ОРКЕСТРАВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬСПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-16 01 06 ДУХАВЫЯ IНСТРУМЕНТЫ (ПА НАПРАМКАХ) КВАЛIФIКАЦЫЯ КАНЦЭРТНЫ ВЫКАНАЎЦА, ВЫКЛАДЧЫК, АРТЫСТ АРКЕСТРА, АРТЫСТ КАМЕРНАГА АНСАМБЛЯ, ДЫРЫЖОР ДУХАВОГА АРКЕСТРАHIGHER EDUCATION FIRST DEGREESPECIALITY 1-16 01 06 WIND INSTRUMENTS (BY DIRECTIONS) QUALIFICATION CONCERT PERFORMER, TEACHER, ORCHESTRA ARTIST, CHAMBER ENSEMBLE ARTIST, WIND ORCHESTRA CONDUCTORМинистерство образования Республики Беларусь МинскУДК 378(476)(083.74)+788(476)(083.74) Ключевые слова: образовательная программа, учебный план, специальность, квалификация, духовые инструменты, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, туба, тромбон, труба, баритон, саксофон. МКС 03.180 Предисловие1 РАЗРАБОТАН учреждением образования "Белорусская государственная академия музыки" ИСПОЛНИТЕЛИ: Волков Н.М., профессор, кандидат искусствоведения Ничков Б.В., профессор, кандидат искусствоведения Республики Беларусь, доктор искусствоведения Российской Федерации ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2007 N 77 3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.205-98 Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь Издан на русском языке СОДЕРЖАНИЕ1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Основные термины и определения 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.3 Общие цели подготовки специалиста 4.4 Формы обучения по специальности 4.5 Сроки подготовки специалиста 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности 5.2 Объекты профессиональной деятельности 5.3 Виды профессиональной деятельности 5.4 Задачи профессиональной деятельности 5.5 Состав компетенций 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки 6.2 Требования к академическим компетенциям 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6.4 Требования к профессиональным компетенциям 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.4 Типовой учебный план 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.6 Требования к содержанию и организации практик 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.2 Требования к государственному экзамену Приложение Библиография Дата введения 2008-09-01 1 Область применения Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника. Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования. Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации РД РБ 02100.5.205-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность "Инструментальное исполнительство" РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин 3 Основные термины и определения В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями. Артист камерного ансамбля - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области профессионального музыкального исполнительского искусства. Артист оркестра - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области профессионального музыкального исполнительского искусства. Диагностика компетенций - процесс выявления, анализа и оценки результатов обучения. Дидактическая единица - автономная часть содержания учебной дисциплины, выраженная в названиях тем, разделов или модулей. Дирижер духового оркестра - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области профессионального музыкального исполнительского искусства. Зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена. Качество высшего образования - соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства. Квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка. Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1). Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000). Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Концертный исполнитель - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области профессионального музыкального исполнительского искусства. Обеспечение качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (СТБ ИСО 9000). Образовательная программа - система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами. Подготовка - процесс обучения и воспитания, направленный на овладение будущими специалистами компетенциями, позволяющими решать социальные, профессиональные и личностные проблемы. Преподаватель - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области профессионального музыкального исполнительского искусства. Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011). Типовой учебный план - составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза. Типовая учебная программа дисциплины - учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в установленном порядке Министерством образования. Учебный план специальности - учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза. Учебная программа дисциплины - учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины. 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.1.1 Подготовка выпускника по специальности "Духовые инструменты" по направлениям: 1-16 01 06-01 Духовые инструменты (флейта), 1-16 01 06-02 Духовые инструменты (гобой), 1-16 01 06-03 Духовые инструменты (кларнет), 1-16 01 06-04 Духовые инструменты (фагот), 1-16 01 06-05 Духовые инструменты (валторна), 1-16 01 06-06 Духовые инструменты (туба), 1-16 01 06-07 Духовые инструменты (тромбон), 1-16 01 06-08 Духовые инструменты (труба), 1-16 01 06-09 Духовые инструменты (баритон), 1-16 01 06-10 Духовые инструменты (саксофон) обеспечивает получение профессиональных квалификаций "Концертный исполнитель, преподаватель, артист оркестра, артист камерного ансамбля, дирижер духового оркестра". Для направления специальности 1-16 01 06-11 "Духовые инструменты (народные)" предусмотрен отдельный образовательный стандарт. 4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю подготовки специалистов с высшим образованием "C Искусство и дизайн" и имеет обозначение 1-16 01 06. 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца. 4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам: - белорусский язык или русский язык (по выбору); - история Беларуси; - творчество. 4.3 Общие цели подготовки специалиста Общие цели подготовки специалиста: - формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности; - формирование и развитие умений и навыков, позволяющих вести исполнительскую, преподавательскую, научно-методическую, научную, культурно-просветительскую деятельность на уровне требований современной музыкальной культуры. 4.4 Формы обучения по специальности Обучение по специальности предусматривает следующую форму: очная (дневная). 4.5 Сроки подготовки специалиста Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее чем в 300 зачетных единиц. 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сферы профессиональной деятельности Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются: - культура; - искусство; - образование; - наука; - административная сфера. 5.2 Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности являются: музыкальная культура, музыкальное исполнительское искусство, музыкальное образование, музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное просвещение. 5.3 Виды профессиональной деятельности Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности: музыкально-исполнительской; педагогической; научно-методической; организационно-управленческой. 5.4 Задачи профессиональной деятельности Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи: осуществление концертной деятельности; обучение и воспитание учащихся; проведение научно-методической работы; преподавание учебных дисциплин; подготовка учебных пособий, учебных планов и программ; управление учреждениями и их структурными подразделениями в сфере культуры, искусства и образования. 5.5 Состав компетенций Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умение учиться; социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности. 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки 6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности. 6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности. 6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию. 6.2 Требования к академическим компетенциям Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями: владеть всеми навыками игры на инструменте и научно-теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления исполнительской деятельности; владеть системным и сравнительным анализом; владеть исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно; быть способным порождать новые идеи; владеть междисциплинарным подходом при решении проблем; иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером; иметь навыки устной и письменной коммуникации; постоянно повышать свою квалификацию. 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции: обладать качеством гражданственности; быть способным к социальному взаимодействию; обладать способностью к межличностным коммуникациям; знать и соблюдать нормы здорового образа жизни; быть способным к критике и самокритике; уметь работать в коллективе. 6.4 Требования к профессиональным компетенциям Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным: в музыкально-исполнительской деятельности: публично исполнять самостоятельно разученный сольный, ансамблевый и оркестровый репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей; проводить репетиционную работу в качестве концертмейстера, руководителя ансамбля, дирижера оркестра; в педагогической деятельности: преподавать игру на специальном инструменте в соответствии с принципами музыкальной педагогики; в научно-методической деятельности: обобщать свой методический опыт в научно-методических работах (учебное пособие, статья, доклад на научной конференции, учебная программа, учебно-методическая разработка и т.д.); в организационно-управленческой деятельности: организовывать работу учебного или иного коллектива на административных должностях в учреждениях образования, культуры и искусства. 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. 7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: социально-гуманитарных; естественнонаучных; общепрофессиональных и специальных; специализации. 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. 7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 24 - 36 часов. 7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам. 7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте. 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 255 недель. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 -------------------------------------+-------------------------------- ¦ Виды деятельности, установленные ¦ Продолжительность при сроке ¦ ¦ учебным планом ¦ обучения 5 лет ¦ +------------------------------------+-----------------+------------------+ ¦Теоретическое обучение ¦ 175 недель ¦ 9450 часов ¦ +------------------------------------+-----------------+------------------+ ¦Экзаменационные сессии ¦ 30 недель ¦ 1620 часов ¦ +------------------------------------+-----------------+------------------+ ¦Практика ¦ 26 недель ¦ В пределах часов ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельной ¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ +------------------------------------+-----------------+------------------+ ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 4 недели ¦ 216 часов ¦ +------------------------------------+-----------------+------------------+ ¦Каникулы (включая 4 недели ¦ 46 недель ¦ - ¦ ¦последипломного отпуска) ¦ ¦ ¦ ¦------------------------------------+-----------------+------------------- 7.4 Типовой учебный план 7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2. Таблица 2 -----+----------------------+----------------------------------+------ ¦ ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------------+Количество¦ ¦ N ¦ Наименование цикла и ¦ ¦ из них ¦ зачетных ¦ ¦п/п ¦ дисциплины ¦всего+------------+---------------+ единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аудиторные ¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 1 ¦Цикл социально- ¦1592 ¦ 748/496 ¦ 348 ¦ 43 ¦ ¦ ¦гуманитарных дисциплин¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦Обязательный компонент¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.1 ¦История Беларуси ¦ 102 ¦ 72 ¦ 30 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.2 ¦Основы идеологии ¦ 36 ¦ 24 ¦ 12 ¦ 1 ¦ ¦ ¦белорусского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.3 ¦Философия ¦ 102 ¦ 76 ¦ 26 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.4 ¦Экономическая теория ¦ 102 ¦ 76 ¦ 26 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.5 ¦Социология ¦ 54 ¦ 36 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.6 ¦Политология ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.7 ¦Основы психологии и ¦ 102 ¦ 72 ¦ 30 ¦ 4 ¦ ¦ ¦педагогики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.8 ¦Белорусский язык ¦ 50 ¦ 34 ¦ 16 ¦ 2 ¦ ¦ ¦(профессиональная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лексика) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.9 ¦Иностранный язык ¦ 272 ¦ 150 ¦ 122 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.10¦Физическая культура ¦ 568 ¦ 72/496 ¦ - ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дисциплины по выбору ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦студента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(культурология, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦религиоведение, основы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦права и права человека¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и другие курсы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦модули) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 2 ¦Цикл ¦ 410 ¦ 272 ¦ 138 ¦ 16 ¦ ¦ ¦естественнонаучных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦Обязательный компонент¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1 ¦Защита населения и ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦объектов от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуаций.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Радиационная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2 ¦Основы экологии и ¦ 52 ¦ 34 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦энергосбережения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.3 ¦Основы музыкальной ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦информатики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.4 ¦Основы современного ¦ 52 ¦ 34 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦естествознания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Вузовский компонент ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 3 ¦Цикл ¦6107 ¦ 3044 ¦ 3063 ¦ 178 ¦ ¦ ¦общепрофессиональных и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специальных дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦Обязательный компонент¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.1 ¦История музыки ¦ 348 ¦ 280 ¦ 68 ¦ 16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.2 ¦Теория музыки ¦ 141 ¦ 106 ¦ 35 ¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.3 ¦Сольфеджио ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.4 ¦Фортепиано ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.5 ¦Эстетика ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.6 ¦Философия музыки ¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.7 ¦Охрана труда ¦ 27 ¦ 18 ¦ 9 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.8 ¦Основы управления ¦ 54 ¦ 36 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.9 ¦Специальный инструмент¦2500 ¦ 400 ¦ 2100 ¦ 24 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.10¦Методика преподавания ¦ 140 ¦ 105 ¦ 35 ¦ 6 ¦ ¦ ¦специального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инструмента и изучение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦педагогического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦репертуара ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.11¦Камерный ансамбль ¦ 230 ¦ 165 ¦ 65 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.12¦Оркестровый класс ¦1764 ¦ 1260 ¦ 504 ¦ 74 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.13¦Музыкальная педагогика¦ 87 ¦ 70 ¦ 17 ¦ 4 ¦ ¦ ¦и психология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.14¦Дирижирование в классе¦ 105 ¦ 70 ¦ 35 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Вузовский компонент ¦ 303 ¦ 214 ¦ 89 ¦ 13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дисциплины по выбору ¦ 60 ¦ 40 ¦ 20 ¦ 2 ¦ ¦ ¦студента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 4 ¦Цикл дисциплин ¦1233 ¦ 709 ¦ 524 ¦ 42 ¦ ¦ ¦специализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 5 ¦Факультативы ¦ 108 ¦ 108 ¦ - ¦ 6 ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 6 ¦Экзаменационные сессии¦1620 ¦ - ¦ 1620 ¦ 32 ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦ Всего ¦11070¦ 5377 ¦ 5693 ¦ 317 ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 7 ¦Практика - 26 недель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦7.1 ¦Дирижерская работа с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оркестром (учебная) - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8 недель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦7.2 ¦Педагогическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дирижерская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(учебная) - 2 недели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦7.3 ¦Педагогическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(производственная) - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦16 недель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ 8 ¦Итоговая ¦ 216 ¦ - ¦ 216 ¦ 6 ¦ ¦ ¦государственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аттестация - 4 недели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+ ¦ ¦ Итого ¦11286¦ ¦ ¦ ¦ ¦----+----------------------+-----+------------+---------------+----------- 7.4.3 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза. 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях. 7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с образовательным стандартом "Высшее образование первой ступени. Цикл социально-гуманитарных дисциплин", включающим требования к компетенциям. 7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность Чрезвычайные ситуации в современных условиях. Характеристика современных средств поражения. Ядовитые вещества и защита от них. Характеристика очагов поражения. Система обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Дозиметрические величины и их единицы. Наступательные и искусственные источники радиации. Биологическое действие ионизирующих излучений. Последствия Чернобыльской катастрофы в республике. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Нормы безопасности и режим радиационно-загрязненных территорий республики. Органы гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны. Индивидуальные средства защиты. Аварийно-спасательные и другие срочные работы в очагах поражения. Выпускник должен: знать: - о влиянии ионизирующих излучений на организм человека; - о поступлении, накоплении и переносе радиоактивных веществ в экосистемах; - способы снижения поступления радионуклидов в организм человека; - способы выведения радионуклидов из организма человека; - приемы и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению; - способы охраны населения от ионизирующих излучений; - работу с дозиметрической аппаратурой; - психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях; уметь: - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению; - работать с дозиметрической аппаратурой; - вести психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях. Основы экологии и энергосбережения Ведущие концепции, современные проблемы экологии. Среды, факторы среды, адаптации организмов. Формы и механизмы адаптации. Экологические группы и жизненные формы организмов. Формы биологического разнообразия. Критерии устойчивости биоценоза. Экосистема. Динамика экосистем. Основные стратегии охраны природы. Режимы и формы охраняемых территорий. Кадастры редких и исчезающих видов. Экологические сети. Охраняемые природные территории Беларуси. Общие вопросы энергосбережения. Организация работы по энергосбережению. Температурный и световой режим в помещениях. Меры безопасности. Выпускник должен: знать: - содержание и место основных программных документов по проблемам экологии; - роль и значимость экологии как науки в решении проблем рационального природопользования, ресурсосбережения, обеспечения выживания человечества и сохранения биосферы; - современную экологическую карту мира и Беларуси; - о функционировании и гомеостазе надорганизменных систем; - о материально-энергетическом обмене в экосистеме; - о большом, биологическом и геохимическом круговоротах веществ; - о динамике экосистем; - задачи современной экологии; - основные отрицательные тенденции современного экологического кризиса, экологического бедствия в Беларуси; - особенности сред живых организмов; - общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на организмы; - формы, существо адаптации на различных ступенях организации материи; - об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосберегающей политике; - вопросы пожарной безопасности; - расчеты основных экономических показателей объектов энергетики; - гигиенические нормативы температурного и светового режима в помещениях; уметь: - разъяснять учащимся важность для каждого человека экологически грамотного поведения; - анализировать новые факты, касающиеся состояния экологических систем, и проводить экологическое воспитание учащихся; - поддерживать режим энергосбережения в помещениях; - соблюдать правила противопожарной безопасности. Основы музыкальной информатики Роль и место музыкальной информатики в системе традиционного музыкознания. Значение информационных технологий в решении актуальных проблем музыкальной науки и в процессе преподавания. Принципы устройства компьютерных систем. Персональный компьютер общего назначения. Программные оболочки и прикладные программы. Способы представления музыкальной информации. Компьютерная музыка; языки музыкального моделирования; эволюция методов создания музыкальной композиции компьютером. Электронная (электроакустическая) музыка; методы синтеза звука. Многофункциональный музыкальный компьютер; способы кодирования и преобразования звуковых сигналов. Выпускник должен: знать: - о достижениях в области современных информационных технологий и их использовании в научно-исследовательской, творческой и педагогической практике; - о принципах устройства компьютерных систем (в том числе для музыкального творчества); - о возможностях применения логико-математических методов и метода компьютерного моделирования для анализа и синтеза музыкальной композиции; - об основных направлениях в изучении законов музыкальной акустики и значении исследований в студиях электронной музыки; - техническое обеспечение современных информационных технологий (персональная ЭВМ, мультимедийные процессоры, синтезатор, компьютерные сети); - программное обеспечение информационных технологий (текстовые, нотные, графические редакторы, экспертные системы); - информационное и математическое обеспечение информационных технологий (базы данных, электронная почта, World Wide Web); уметь: - работать с издательскими системами (текстовыми и нотными редакторами); - использовать музыкально-дидактические тестирующие и обучающие мультимедийные программы в учебном процессе; - применять компьютерные информационно-библиографические программы для поиска и систематизации информации; - искать и размещать информацию в сети Internet. Основы современного естествознания Современные научные представления в области физики, биологии, геологии и других важнейших научных дисциплин. Выпускник должен: знать: - основные естественнонаучные теории двадцатого века; уметь: - применять полученные знания в идейно-воспитательной работе с учащимися. 7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин История музыки Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос, борьба идей в музыке и вокруг нее. Музыка средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции - разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка (XVII - первая половина XVIII в.) - развитие музыкального театра, опера, музыкально-педагогические воззрения, концертная жизнь, музыкальные школы и музыкальное просвещение. Музыка в эпоху Просвещения - философские идеи и музыка, музыка и общественно-политическое движение, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Влияние французской революции на развитие музыкальной культуры. Стилевые особенности музыки XIX века. XX век - противоречия эпохи и музыкальная культура, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства. Белорусская музыкальная культура в X - XII вв., этапы развития; музыкальная культура Беларуси в XIV - первой половине XVI в., инструментальная музыка XVI в.; расцвет кантовой культуры в конце XVI - первой половине XVIII в., "Полоцкая тетрадь". Придворный театр и опера во второй половине XVIII в., деятельность М.К.Огинского, И.Д.Голанда, О.Козловского. Музыкальная культура Беларуси XIX в., жизнь и творчество А.Х.Радзивилла, С.Монюшки, Н.Орды, М.Ельского и др. Этапы развития белорусской музыкальной культуры в XX в., становление белорусской советской композиторской школы, обновление тематики, жанрового и выразительного содержания музыки. Древнерусское музыкальное искусство и его роль в системе культуры; стилевая эволюция русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков. Русское музыкальное искусство XIX века (национальная композиторская школа, опера и инструментальная музыка). Основные стилевые направления и тенденции русского музыкального искусства XX века. Выпускник должен: знать: - об основной периодизации в истории зарубежной музыки; - об особенностях развития музыкального искусства древности; - о стилевых особенностях музыки средневековья; - о духовной жизни, взаимоотношениях и взаимопроникновении наиболее характерных черт изучаемых культурных периодов в истории зарубежной музыки; - о главных тенденциях в музыке эпохи Возрождения; - об истории развития музыкального театра, оперы, музыкально-педагогических воззрений, концертной жизни в XVII - первой половине XVIII вв.; - об эстетических воззрениях в музыкальной культуре эпохи Просвещения; - о стилевых особенностях музыки XIX века; - о направлениях, проблемах и тенденциях развития музыки XX века; - музыкальное творчество зарубежных композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу зарубежной музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре зарубежья; - о месте и значении белорусской музыки в системе общечеловеческих культурных ценностей; - об основных этапах развития белорусского композиторского творчества; - о национальных особенностях белорусской композиторской школы в контексте общеевропейских культурно-интеграционных процессов; - о процессах, происходящих в современной белорусской музыкальной культуре; - музыкальное творчество белорусских композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу белорусской музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре Беларуси; - об основных этапах и особенностях развития древнерусского музыкального искусства; - о стилевой эволюции русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков; - о главных тенденциях в русском музыкальном искусстве XIX века; - об основных стилевых направлениях и тенденциях русского музыкального искусства XX века; - музыкальное творчество русских композиторов; - фактологический материал и первоисточники по курсу русской музыки; - наиболее важные события в музыкальной культуре России; уметь: - анализировать музыкальные произведения зарубежных, белорусских, русских композиторов. Теория музыки Гармония: гармония как область выразительных средств музыки; связь гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; значение гармонии в характеристике музыкальных образов и в развитии музыкальной формы; зависимость выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки. Важнейшие стороны гармонии - функциональность, голосоведение и фонизм; их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки (строгий стиль, стиль барокко, венский классицизм, романтизм, русская классика, национальные школы XIX века, отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века). Теоретические проблемы современной гармонии. Анализ музыкальных произведений: изучение особенностей музыкального языка, музыкальной формы, стилей и жанров в историко-стилистическом аспекте; система музыкальных жанров; понятие стиля как исторически сложившейся системы музыкального мышления; классификация музыкальных форм. Полифония: основы теории и истории полифонии. Полифония как средство музыкальной композиции и художественной выразительности; взаимосвязь полифонии и других компонентов музыки; виды полифонии (подголосочная, имитационная, контрастная) и их взаимосвязь; полифонические формы, жанры, стили, история их развития. Изучение техники полифонического письма. Сочинение фрагментов и целых пьес на собственные или заданные музыкальные темы. Выпускник должен: знать: - о гармонии как области выразительных средств музыки; - о теоретических проблемах современной гармонии; - об основах теории и истории полифонии; - о зависимости выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки; - о стиле как исторически сложившейся системе музыкального мышления; - о взаимосвязи гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; - особенности музыкального языка; - музыкальные формы и жанры в историко-стилистическом аспекте; - классификацию музыкальных жанров и форм; - виды полифонии и их взаимосвязь; - полифонические формы, жанры, стили, историю их развития; - важнейшие стороны гармонии (функциональность, голосоведение и фонизм), их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки; - технику полифонического письма; уметь: - проводить комплексный музыковедческий и исполнительский анализ музыкальных произведений; - воспринимать и анализировать музыкальные произведения на слух; - сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы. Сольфеджио Всестороннее развитие музыкального слуха. Слуховое и вокально-певческое освоение музыкальных стилей XVII - XX веков. Выпускник должен: знать: - стилевые особенности музыки XVII - XX веков; - учебно-методическую литературу по курсу; уметь: - анализировать на слух и интонировать образцы музыки XVII - XX веков; - записать диктант, ориентированный на основные музыкальные стили XVII - XX веков. Фортепиано Совершенствование умений и навыков, полученных в период обучения в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями по конкретной специальности. Развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над произведениями для избранного инструмента, приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтение с листа, умение аккомпанировать, умение использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения. Выпускник должен: знать: - о роли и значении фортепиано в профессиональной деятельности музыканта; - фортепианный педагогический репертуар; - исполняемые музыкальные произведения; уметь: - использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой; - разбирать нотный текст, читать ноты с листа, аккомпанировать в ансамбле. Эстетика Эстетика как философская наука. История эстетики от древневосточных культур до конца XX века. Основные проблемы эстетической теории. Выпускник должен: знать: - основные элементы эстетической теории и их категориальные структуры, ключевые концептуальные модели в истории эстетической мысли; уметь: - характеризовать конкретные художественные направления и стили, анализировать современное состояние эстетической культуры и науки в Беларуси и за рубежом. Философия музыки Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 | |
Новости законодательства
Новости Спецпроекта "Тюрьма"
Новости сайта
Новости Беларуси
Полезные ресурсы
Счетчики
|