Навигация
Новые документы
Реклама
Ресурсы в тему
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07.08.2008 № 64 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"< Главная страница Стр. 2Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Выпускник должен: знать: - устройство пространства сцены; - специфику механического оборудования сцены; - особенности монтировочного решения спектакля; - правила техники безопасности при работе с техническим оборудованием сцены; уметь: - организовывать сценическое пространство в пространстве сцены; - использовать механическое оборудование сцены при образно-изобразительном решении спектакля; - использовать современные сценические технологии в работе над сценографическим решением постановки. Технология макета Макет как пространственная модель художественного решения спектакля. Подмакетник. Технология изготовления выгородочного макета. Технология изготовления выставочного ("чистого") макета. Перевод эскиза образного решения отдельных частей постановки в объемно-пространственные макетные формы: выявление структуры сценографии спектакля; масштабное проектирование макета (50; 25; 20); изготовление фактурного макета; изготовление рабочих и габаритных чертежей декораций, реквизита, мебели; изготовление шаблонов. Выпускник должен: знать: - планировку сценического пространства, предназначенного для осуществления постановки; - технологические особенности масштабного проектирования макета; - технологические особенности изготовления макета; уметь: - перевести эскиз образного решения постановки в объемно-пространственные макетные формы; - изготовить рабочие и габаритные чертежи декораций, реквизита, мебели, изготовить шаблоны; - изготовить выставочный макет. История театрально-декорационного искусства Основные этапы в истории развития театрально-декорационного искусства (организация сценического пространства). Античный театр: устройство древнегреческого театра; театр Римской империи; декорационное искусство и костюм. Основные формы средневекового театра. Театр в эпоху Возрождения (итальянский, испанский, английский). Театрально-декорационное искусство эпохи Возрождения. Устройство театра и театрально-декорационные принципы театра Шекспира. Базовые основы декорационного оформления спектакля в классической европейской традиции (сцена и сценическая коробка; пространство сцены и его решение; театральная живопись, техника сцены; театральная мебель, освещение; сценический костюм; грим и др.). Французский классический театр XVII - XVIII вв. Театральные празднества эпохи Французской революции. Романтизм и театр. Натурализм и театр. Русское театральное искусство XVII - XIX вв. Театр Беларуси XVIII - XIX вв. Новые тенденции в театрально-декорационном искусстве на рубеже XIX - начала XX в. Основные формы агитационного театра. Советский театр и театрально-декорационное искусство 20 - 80-х годов XX в. Основные направления в зарубежном театральном искусстве XX - начала XXI в. Проблемы современной зарубежной сценографии. Пражская квадриенале. Современное театральное искусство России и Беларуси. Художники театра. Роль художника в идейно-образном решении спектакля. Взаимосвязь зрительного образа спектакля с драматургической основой и ее режиссерской интерпретацией. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития театрального искусства; - особенности организации сценического пространства в эпоху Античности, Средневековья и Возрождения; - базовые основы оформления спектакля в классической европейской традиции; - основные тенденции развития театрально-декорационного искусства на современном этапе; - творчество наиболее значительных сценографов мирового и национального театрального искусства; уметь: - выявлять особенности развития театрального искусства в конкретную историческую эпоху; - проводить сопоставительный анализ организации сценического пространства с учетом культурно-эстетических особенностей конкретной исторической эпохи; - использовать в своей профессиональной деятельности опыт, накопленный в процессе развития театрально-декорационного искусства. История костюма и предметов быта Основные понятия: "одежда", "костюм", "мода", "стиль". Костюм как выражение материальной и духовной культуры общества. Эволюция костюма и исторический процесс. Костюм и художественный стиль. Виды костюма: исторический, национальный (этнографический), ритуальный, репрезентативный, театральный. Костюм и прикладное искусство. Костюм и феномен моды. Интерьер и предметы быта (мебель, посуда, оружие и др.) как среда существования костюма. Стилевые, конструктивные и декоративные особенности костюма разных исторических эпох и народов. Первобытное общество, Древний мир. Средневековье. Эпоха Возрождения. Эпоха Просвещения. Европейский костюм XIX - начала XX в. Особенности русского костюма (XV - XX века). Белорусский костюм (конец XIX - начала XX вв.). Восточный костюм (китайский, японский, индийский). Европейский костюм XX века. Особенности сценического костюма в контексте театрального искусства. Выпускник должен: знать: - значение основных понятий: "одежда", "костюм", "мода", "стиль"; - основные этапы эволюции костюма и предметов быта; - стилевые особенности костюма и предметов быта разных исторических эпох и народов; - особенности сценического костюма в контексте театрального искусства; уметь: - оперировать основными понятиями, связанными с историей костюма и предметами быта в процессе работы над образно-изобразительным решением спектакля; - определять стилевые и конструктивные особенности костюма и предметов быта применительно к конкретной исторической эпохе; - использовать необходимый иконографический, литературный и архивный материалы по истории костюма и предметов быта в работе над сценографическим решением постановки. Компьютерная графика Основные понятия информационных технологий. Средства информационной техники: общие представления и классификация. Виды информации. Классификация технических средств сбора, сохранения и распространения информации. Общая характеристика средств обработки информации и коммуникации в области культуры и искусства. Перспективные информационные технологии. Структура и устройство ЭВМ. Основные функциональные блоки, их приспособления и оборудование. Персональные ЭВМ, компьютерные комплексы и системы. Текстовая и звуковая информация. Понятие мультимедиа. Компьютерные сети в культуре и искусстве: локальные, корпоративные и глобальные. Средства электронной связи. Распределение ресурсов в сетях. Операционные системы и их назначение. WINDOWS. Сервисные инструментальные средства. Текстовые редакторы, процессоры и редакционно-издательские системы. Правила верстки и основы технического редактирования. Сканирование печатных изображений. Автоматизированный перевод текстов. Обработка графической информации. Векторная и растровая графика. Статичная графика. Создание, преобразование, сохранение и вывод графической информации. Графические редакторы: Paint, Photoshop, CorelDraw, Illustrator. Обработка статичных графических изображений. Сканирование и ретушь фотографий. Фотомонтаж, коллаж. Цифровая фотография. Компьютерная графика в изобразительном искусстве. Динамическая графика. Понятие анимации, 2d и 3d анимация (3d-studio). Обработка мультимедиа. Виды мультимедийной информации. Разработка и применение мультимедийных документов. WEB-дизайн. Информационная сеть Интернет и ее ресурсы. Средства поиска и размещения информации в компьютерной сети. Выпускник должен: знать: - основные понятия информационных технологий; - устройство и принципы функционирования современных персональных компьютеров; - возможности операционных систем (ОС Windows), назначение и классификацию программного обеспечения ПК; - основные приемы работы в текстовых (Word) и графических (Paint, Photoshop, CorelDraw, Illustrator) редакторах; - основные приемы работы в сети Интернет; уметь: - работать со стандартными приложениями Windows; - использовать современные интернет-технологии в профессиональной деятельности; - выполнять художественно-изобразительные и графические работы с использованием пакетов Paint, Photoshop, CorelDraw, Illustrator. Дисциплины направления специализации "Живопись (изобразительное решение фильма)"Рисунок Освоение рисунка осуществляется через систему последовательно усложняющихся конкретных заданий по рисунку с натуры, составленных с учетом особенностей каждой специализации, где основным объектом изучения является человек и окружающая пространственная среда: конструктивно-пластические законы, выявление логики построения формы; организация пространства средствами линейного, свето-теневого, тонального рисунка; организация пространства формата с учетом соотношения плоскости и объема, светлого и темного, ритма и движения, равновесия масс и т.д.; разнообразные техники и технологии рисунка, их изобразительно-выразительные возможности; разрешение средствами рисунка образных, психологических задач. Выпускник должен: знать: - о рисунке как самостоятельном виде изобразительного искусства; - о рисунке как основе художественного творчества и эстетического понимания действительности во всех видах художественной деятельности; - о традициях и основных этапах эволюции классических и современных школ рисунка; - основные закономерности восприятия и построения формы предметов, человека, животных, элементов окружающей среды и их применение в рисовании; - законы анатомического строения тела человека; - законы построения фигуры человека в статике, динамике, ракурсах; уметь: - владеть принципом рисования от общего к частному, от частного к целому, с органическим слиянием эмоционального и логического начал, ясного выражения живой, конкретной формы, наполненной внутренним содержанием; - применять научные основы теории и практики рисунка, перспективы и пластической анатомии; - владеть законами конструктивно-пластического построения формы в пространстве, трактовки объемной формы средствами линии, штриха, тонового пятна; - владеть живописно-тональным рисунком, рисунком по памяти и представлению, декоративно-графическим и педагогическим рисунком; - выполнять рисунок в натуральную величину на основе подготовительных рисунков малых размеров. Живопись Обучение живописи осуществляется через последовательное усложнение конкретных заданий с натуры, составленных с учетом особенностей каждой специализации, где основным объектом изучения является человек и окружающая пространственная среда: изучение сложившихся в историческом и стилистическом контексте живописных традиций; законы колористической живописи (свет, цвет, тон, колорит); практическое освоение техники живописи и технологии использования живописных материалов, их изобразительно-выразительных возможностей; организация пространства средствами живописи; композиционные возможности средств живописи; разрешение средствами живописи образных и психологических задач. Выпускник должен: знать: - о живописи как о своеобразном и специфическом способе отображения реальной действительности; - характерные особенности построения станковой картины; - методику работы над живописным изображением от идейного замысла до его воплощения на полотне; - основные принципы работы с натуры; - отличительные особенности работы над станковой картиной в условиях интерьера и пленэра; - творческий опыт и традиции мастеров изобразительного искусства предыдущих эпох; - методические особенности копирования живописного произведения; уметь: - использовать на практике теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения; - профессионально грамотно смотреть и видеть натуру (широко и целостно); - использовать на практике принципы методической последовательности в работе над живописным произведением; - самостоятельно работать над живописным произведением в различных жанрах живописи; - отображать окружающую действительность средствами живописной пластики; - анализировать живописное произведение; - методически правильно организовать учебную постановку и работу над ней. Композиция Предмет композиции. Теоретические основы композиции. Композиционные особенности создания идейно-художественного образа фильма в различных жанрах. Специфика изображения идейно-художественного образа фильма на плоскости (эскизное решение) и в пространстве (макет). Идея, замысел, образно-пластическое решение съемочных объектов (наброски, зарисовки, эскизы декораций, костюмов, грима). Особенности построения съемочных объектов. Макет (масштаб, пространственно-объемное решение, перспектива, симметрия и асимметрия). Отбор: главное и второстепенное. Условность и степень условности. Свет и цвет в композиционном решении. Контрастность. Тоновая гамма. Цветовая гамма (теплая, холодная, нейтральная). Интерьер и экстерьер в композиционном решении. Композиция кадра. Создание павильонных декораций, сооружение архитектурных декораций, подготовка натурных объектов к съемке, изготовление макетов и их монтаж на съемочной площадке. Комбинированные съемки. Выпускник должен: знать: - основные этапы развития искусства кинодекорации; - теорию композиции и композиционные возможности изобразительных средств; - композиционные особенности и специфику изобразительно-декорационного решения фильма; - принципы работы художника-постановщика над изобразительно-пластическим решением фильма; - технические и технологические особенности съемочного пространства; уметь: - выявлять основные авторские идеи и художественные образы драматического произведения в процессе его анализа; - использовать композиционные приемы и изобразительные средства для создания идейно-художественного образа фильма; - использовать иконографические, литературные, кино- и видеоматериалы, архивные данные при работе над изобразительно-декорационным решением фильма; - создавать идейно-художественный образ фильма в соответствии с концепцией, предложенной режиссером. Кинотеледекорационная технология и техника Изобразительный замысел художника в постановочном проекте фильма и технологические возможности его реализации. Киностудия, ее организация и структура. Кинодекорация. Основные типы декораций. Черновое проектирование кинодекорации. Разработка рабочих чертежей кинодекораций по эскизу художника. Метод сетки при переносе эскиза в план и рабочие чертежи. Метод киноархитектора. Разработка архитектурных фрагментов и деталей кинодекорации. Разработка чертежей с перспективно-деформированными декорациями и пропорционально уменьшенными макетами. Макетный способ разработки комплексных, трансформирующихся и сложных панорам. Постановочный проект фильма, его содержание. Сооружение декораций. Расстановка декораций в павильоне. Офактуривание и окраска декораций. Технические приспособления для создания различных эффектов. Использование перспективных совмещений. Современные технические и технологические усовершенствования в деле сооружения и съемки кинодекораций. Технологические особенности строительства декорации на телевидении. Телевизионная студия. Декорации на телевизионной студии. Фундус. Разработка чертежей телевизионной декорации. Сооружение декорации. Комбинированные приемы в телевидении. Выпускник должен: знать: - основные типы кинодекораций, технологические особенности их изготовления и использования; - приемы и способы проектирования кинодекораций; - принципы разработки рабочих чертежей по эскизу художника; - особенности макетного способа разработки комплексных, трансформирующихся и сложных панорам; - современные технические и технологические возможности по сооружению и съемке кинодекораций; - технологические особенности строительства декорации на телевидении; уметь: - разрабатывать эскизы изобразительно-декорационного решения фильма в соответствии с режиссерской концепцией; - разрабатывать по эскизам рабочие чертежи кинодекораций, деталей кинодекораций и архитектурных фрагментов; - разрабатывать макетным способом комплексные, сложные и трансформирующие декорации; - использовать в работе современные технические и технологические достижения в деле проектирования, изготовления и установки кинодекораций. Технология макета Макет как объемно-пространственная модель изобразительно-декорационного решения фильма. Чертежная разработка плана макета кинодекорации. Определение в макете схемы монтажа света, точек отхода и движения кинокамеры. Подмакетник. Технология изготовления макета. Технология изготовления сложного макета павильонной декорации. Перевод эскиза образного решения отдельных частей фильма в объемно-пространственные макетные формы: выявление структуры образно-изобразительного решения фильма; масштабное проектирование макета (50; 25; 20); изготовление фактурного макета; изготовление домакеток макетного масштаба; изготовление рабочих и габаритных чертежей кинодекораций, реквизита, мебели; изготовление шаблонов. Выпускник должен: знать: - планировку игрового пространства, предназначенного для осуществления киносъемки; - методику работы над макетом будущей кинодекорации; - технологические особенности масштабного проектирования макета и домакеток макетного масштаба; - технологические особенности изготовления макета и домакеток; уметь: - перевести эскиз изобразительно-декорационного решения фильма в объемно-пространственные макетные формы; - изготовить рабочие и габаритные чертежи кинодекораций, реквизита, мебели, изготовить шаблоны; - изготовить макет изобразительно-декорационного решения фильма в заданном масштабе. История киноискусства История мирового кино. Основные этапы развития мирового кинематографа, принципы периодизации. Зарождение и формирование кино. Немое кино Европы и США (1895 - 1918). Возникновение жанров. Система кинозвезд. Экспериментаторство в Европе в 1910 - 1920-е гг. Кино России 1920 - 30-х гг. С.Эйзенштейн - интеллектуальный монтаж. "Золотой век Голливуда". Возникновение звукового кино. Звуковые системы. Эксперименты со звуком. Крупнейшие киностудии. Введение цвета. Анимация. Подъем национальных кинематографий в 1930-е гг. Французское кино: поэзия и реализм. Ж.Виго, Ж.Ренуар. Краткий взлет английского кино. Кино России 1940 - 50-х гг. Кино в Азии (Китай, Индия, Япония). Кинематограф при диктаторских режимах. Документалистика и пропаганда. Кино как средство манипулирования массовым сознанием. Послевоенное кино. Итальянский неореализм и его влияние на кино др. стран. Кино России 1960 - 80-х гг. "Новые волны" 1960-х гг. Метафорический монтаж. Возрождение кино в 1970-е гг. Голливуд. Поп-культура. Новое поколение кинорежиссеров: Ф.Ф.Коппола, Дж.Лукас, Ст.Спилберг, М.Форман, М.Скорцезе, К.Занусси, А.Вайда и др. Стилистика комиксов. Новая режиссура. О.Стоун, Р.Земекис, К.Тарантино и др. Возвращение к романтизму. Семейное кино. Фильмы с продолжением, сериалы. Спецэффекты, компьютерные технологии. Совместное производство. Государственная поддержка национального кино. Эстетизм Д.Джермена, П.Гринуэя, М.Ли. Традиционная музыкальная мелодрама. Боевые искусства на экране. Авторский фильм. Кино стран СНГ. Теория и практика киноискусства. Творческие поиски в области изобразительно-выразительных средств экрана. Развитие искусства художника в кино. Современные тенденции и перспективы киноискусства (1980 - 2000 гг.). История белорусского кино. Кинематограф и киносеть в Беларуси в начале XX в. Предпосылки создания национального кинопроизводства в Беларуси в начале 1920-х годов. Создание Белгоскино и становление национального кинематографа. Белорусский кинематограф 1930 - 50-х гг. Творчество Ю.Тарича, В.Корш-Саблина. Кинематограф Беларуси 1960 - 90-х гг. Творчество В.Турова, И.Добролюбова, В.Четверикова, Б.Степанова и др. Жанровая палитра. Кинематограф Беларуси 1990-х гг. Современные тенденции и перспективы развития белорусского кинематографа. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития мирового и белорусского кинематографа; - творчество выдающихся кинорежиссеров, актеров и художников кино; - современную практику мирового и белорусского киноискусства; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам в области киноискусства; - выявлять особенности изобразительно-декорационного решения фильма в зависимости от конкретной исторической эпохи; - использовать в своей профессиональной деятельности опыт, накопленный художниками кино в процессе развития киноискусства. Работа художника с режиссером Особенности творческо-производственного процесса по созданию фильма. Творческое сотрудничество режиссера с художником-постановщиком на всех этапах создания фильма. Замысел фильма. Работа над сценарием. Замысел изобразительно-декорационного решения фильма. Выбор места и объектов для съемок на натуре. Выбор интерьеров. Выбор и определение объектов для их строительства на натуре. Определение характера, количества и объема декораций в павильоне. Предварительный период работы над фильмом: подбор актеров; подготовка павильонных декораций; подготовка объектов на натуре для съемок; подготовка отобранных интерьеров к съемкам; подбор и изготовление костюмов; подбор и изготовление реквизита, грима. Съемочный период работы над фильмом: работа с актерами и массовкой в павильоне и на натуре, в интерьере, с костюмами, гримом и реквизитом. Работа в монтажно-тонировочный период: работа с актерами по озвучиванию фильма, музыкальное оформление, монтаж фильма. Выпускник должен: знать: - особенности творческо-производственного процесса по созданию фильма; - режиссерскую концепцию идейно-художественного замысла фильма; - принципы работы с режиссером в составе постановочного коллектива на всех этапах создания фильма; уметь: - разработать изобразительно-декорационное решение фильма в соответствии с идейно-художественной концепцией режиссера; - работать в составе постановочного коллектива по реализации идейно-художественной концепции режиссера на всех этапах создания фильма. История материальной культуры и костюма Древний Мир. Персия, Египет и другие народы Малой Азии. Античность. Крито-микенская культура. Древняя Греция. Древний Рим. Средневековье. Византия. Западная Европа в V - XII вв. Романский период. Западная Европа в XII - XV вв. Готический период. Эпоха Возрождения (XIV - XVI вв.). Италия. Франция. Германия. Нидерланды. Барокко и особенности его проявления в странах Европы (Италия, Франция, Германия, Речь Посполитая). Европа в XVII - начале XVIII века. Франция во второй половине XVIII века. Европа в эпоху классицизма (конец XVIII - начало XX века). Стили и направления (XIX - XX вв.). Ампир. Бидермайер. Неорококо. Эклектика. Модерн. Культура и быт России X - XIX вв. Культура и быт Беларуси X - начала XX века. Полоцкое княжество. Великое Княжество Литовское. Речь Посполитая. Беларусь в составе Российской империи. Современные стили и направления и их проявления в материальной культуре Беларуси. Выпускник должен: знать: - основные исторические периоды развития мировой цивилизации; - основные этапы развития материальной культуры и костюма; - стилевые особенности материальной культуры и костюма разных исторических эпох и народов; - особенности развития материальной культуры и костюма на современном этапе; уметь: - использовать знания по истории материальной культуры и костюма в работе по созданию изобразительно-декорационного решения фильма; - оперировать основными понятиями, связанными с историей развития материальной культуры и костюма; - определять стилевые особенности материальной культуры и костюма применительно к конкретной исторической эпохе; - использовать необходимый иконографический, литературный, архивный и другие материалы па истории материальной культуры и костюма в работе над изобразительно-декорационным решением фильма. Компьютерная графика Основные понятия информационных технологий. Средства информационной техники: общие представления и классификация. Виды информации. Классификация технических средств сбора, сохранения и распространения информации. Общая характеристика средств обработки информации и коммуникации в области культуры и искусства. Перспективные информационные технологии. Структура и устройство ЭВМ. Основные функциональные блоки, их приспособления и оборудование. Персональные ЭВМ, компьютерные комплексы и системы. Текстовая и звуковая информация. Понятие мультимедиа. Компьютерные сети в культуре и искусстве: локальные, корпоративные и глобальные. Средства электронной связи. Распределение ресурсов в сетях. Операционные системы и их назначение. WINDOWS. Сервисные инструментальные средства. Текстовые редакторы, процессоры и редакционно-издательские системы. Правила верстки и основы технического редактирования. Сканирование печатных изображений. Автоматизированный перевод текстов. Обработка графической информации. Векторная и растровая графика. Статичная графика. Создание, преобразование, сохранение и вывод графической информации. Графические редакторы: Paint, Photoshop, CorelDraw, Illustrator. Обработка статичных графических изображений. Сканирование и ретушь фотографий. Фотомонтаж, коллаж. Цифровая фотография. Компьютерная графика в изобразительном искусстве. Динамическая графика. Понятие анимации, 2d- и 3d-анимация (3d-studio). Обработка мультимедиа. Виды мультимедийной информации. Разработка и применение мультимедийных документов. WEB-дизайн. Информационная сеть Интернет и ее ресурсы. Средства поиска и размещения информации в компьютерной сети. Выпускник должен: знать: - основные понятия информационных технологий; - устройство и принципы функционирования современных персональных компьютеров; - возможности операционных систем (ОС Windows), назначение и классификацию программного обеспечения ПК; - основные приемы работы в текстовых (Word) и графических (Paint, Photoshop, CorelDraw, Illustrator) редакторах; - основные приемы работы в сети Интернет; уметь: - работать со стандартными приложениями Windows; - использовать современные интернет-технологии в профессиональной деятельности; - выполнять художественно-изобразительные и графические работы с использованием пакетов Paint, Photoshop, CorelDraw, Illustrator. 7.6. Требования к содержанию и организации практик Практики являются органической частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в естественных природных, музейных и производственных условиях. Они проводятся в местах, привлекающих своими живописными природными и городскими пейзажами, в театрах, на кино- и телестудиях, а также в различных учреждениях, представляющих интерес в историко-культурном плане. Практики направлены на закрепление в пленэрных, музейных и производственных условиях знаний, полученных в процессе обучения в академии, на приобретение навыков активного и творческого отношения к натуре, на знакомство с технологическими и управленческими процессами на производстве. Практики организуются с учетом профиля направления специальности. 7.6.1 Пленэрная практика Знакомство и активное вживание в природную среду и окружающую действительность с использованием всех средств художественной выразительности. Обогащение образно-художественного мира, накопление новых впечатлений, обновление живописной палитры, овладение новыми методами работы с натурой в быстроменяющейся среде пленэра. 7.6.2. Копийная практика Знакомство с общей структурой музея, его экспозицией; с творческим наследием признанных мастеров кисти разных исторических эпох, особенностями технико-технологического строя живописных школ. Закрепление на практике знаний по технике и технологии живописи, обогащение этих знаний художественно-техническими средствами, которые использовали в своей практике старые мастера живописи, овладение способами их применения на практике. 7.6.3 Педагогическая практика Овладение студентами основами методики преподавания специальных дисциплин в средних специальных учебных заведениях; проведение воспитательной работы с учащимися; освоение профессиональных качеств будущего художника-педагога; приобретение навыков самостоятельной подготовки к проведению занятий; формирование навыков анализа своей деятельности; формирование потребности в самообразовании. 7.6.4 Технологическая практика Приобретение профессиональных навыков работы в условиях конкретного интерьерного пространства для определения места, размера, сюжета, темы живописного полотна; освоение технологического процесса создания художественно-изобразительного решения сценической постановки, фильма. Приобретение практических навыков работы в художественно-производственных мастерских, цехах и технических бюро, ознакомление с устройством основного оборудования, методами его эксплуатации и ремонта, с основными видами технической документации соответствующего профиля. 7.6.5 Творческая практика Является органическим продолжением учебного процесса в условиях реальной действительности. Предусматривает закрепление на практике приобретенных навыков и умений, сбор дополнительного материала для учебных заданий по композиции. 7.6.6 Преддипломная практика Сбор и анализ необходимого исторического, этнографического и изобразительного материала (наброски, зарисовки, эскизы) для выполнения дипломной работы. Определение идейного замысла и поиск его образно-пластического решения. Создание завершенного эскиза заявленной темы. 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению Научно-педагогические кадры вуза должны: - иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание); - систематически заниматься творческой работой в сфере своей профессиональной деятельности; - систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью; - не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации. 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям: - все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами; - обеспечивать доступ каждому студенту к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана; - иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам. Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентному подходу в подготовке специалиста (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценки уровня компетенций студентов). 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению Высшее учебное заведение должно: - располагать материально-технической базой, соответствующей санитарно-техническим нормам и правилам, обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ студентов, которые предусмотрены учебным планом; - соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой; - обеспечивать каждого студента дисплейным временем не менее 50 часов в год; - обеспечивать материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеучебное время; пункты питания. Оснащенность оборудованием должна обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом. 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы. Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы. Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.). 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина. Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально-значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся. Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются: - согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность; - вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально-значимую работу, организацию учебно-воспитательного процесса, способствующую приобретению ими организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач; - укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демографических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни; - духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений. Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включать в себя учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса. Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя. 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др. Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых работ, сдаче зачетов по практикам, защите дипломных работ производится по 10-балльной шкале (1, 2, ..., 9, 10). Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования, используются следующие средства диагностики: - типовые задания (просмотр учебных работ); - тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом; - письменные контрольные работы; - устный опрос во время занятий; - коллоквиумы; - составление рефератов по отдельным разделам дисциплины; - выступления студентов на семинарах; - защита курсовых работ; - защита отчетов по практикам (просмотр учебных работ); - письменный экзамен, устный экзамен, дифференцированный зачет; - государственный экзамен; - защита дипломной работы. 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по философии и эстетике и защиту дипломной работы по специальности, позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач. 9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом. 9.2 Требования к государственному экзамену Государственный экзамен по философии и эстетике проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Программа и порядок проведения государственного экзамена разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. 9.3 Требования к дипломной работе Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной работы определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь. Приложение БИБЛИОГРАФИЯ[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года N 1202-XII (в редакции Закона от 19 марта 2002 года N 95-З). [2] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500. [3] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования". [4] Правила приема в высшие учебные заведения. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2008 г. N 70). [5] Положение о подготовке специалистов с высшим образованием. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. N 758. [6] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 года N 252-З. [7] СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. [8] МСКО Международная стандартная классификация образования / ЮНЕСКО, 1997. [9] СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования. [10] ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации. [11] РД РБ 03180.500-99 Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь. Порядок разработки и ведения общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации". [12] РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения. [13] Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств / Под научной редакцией доктора техн. наук, профессора Н.А.Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. [14] Изменения в ОКРБ 011-2001 (изменение N 9) Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. N 543. [15] РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. 1-15 01 02 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-15 01 02 МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО НАПРАВЛЕНИЯ 1-15 01 02-01 МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (РОСПИСЬ) 1-15 01 02-02 МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (РЕСТАВРАЦИЯ)КВАЛИФИКАЦИЯ ХУДОЖНИК МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОРВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬСПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-15 01 02 МАНУМЕНТАЛЬНА-ДЭКАРАТЫЎНАЕ МАCТАЦТВА НАКIРУНКI 1-15 01 02-01 МАНУМЕНТАЛЬНА-ДЭКАРАТЫЎНАЕ МАCТАЦТВА (РОСПIС) 1-15 01 02-02 МАНУМЕНТАЛЬНА-ДЭКАРАТЫЎНАЕ МАCТАЦТВА (РЭСТАЎРАЦЫЯ)КВАЛIФIКАЦЫЯ МАСТАК МАНУМЕНТАЛЬНА-ДЭКАРАТЫЎНАГА МАСТАЦТВА. ВЫКЛАДЧЫК МАСТАК-РЭСТАЎРАТАРHIGHER EDUCATION FIRST DEGREESPECIALITY 1-15 01 02 MONUMENTAL-DECORATIVE ART DIRECTION 1-15 01 02-01 MONUMENTAL-DECORATIVE ART (PAINTING) 1-15 01 02-01 MONUMENTAL-DECORATIVE ART (RESTORATION)QUALIFICATION PAINTER OF MONUMENTAL-DECORATIVE ART. TEACHER PAINTER-RESTORERМинистерство образования Республики Беларусь МинскУДК 75.052 Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, монументально-декоративное искусство, роспись, реставрация, художник монументально-декоративного искусства, преподаватель, художник-реставратор, квалификационная характеристика, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, обеспечение качества, качество высшего образования, зачетная единица, технология материалов, композиция, синтез изобразительного искусства и архитектуры, требования, способности, знания, навыки, умения, компетенции, итоговая государственная аттестация. Предисловие1 РАЗРАБОТАН Белорусской государственной академией искусств ИСПОЛНИТЕЛИ: Березкина Л.В., доцент, кандидат философских наук (руководитель); Зинкевич В.Л., профессор, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь; Товстик В.А., профессор, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь; Королевич Ю.Н., доцент кафедры монументально-декоративного искусства; Короткин Р.И., доцент кафедры монументально-декоративного искусства; Громыко Л.В., начальник учебного отдела ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2008 г. N 64 3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.185-98 Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь Издан на русском языке СОДЕРЖАНИЕ1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Основные термины и определения 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.3 Общие цели подготовки специалиста 4.4 Формы обучения по специальности 4.5 Сроки подготовки специалиста 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности 5.2 Объекты профессиональной деятельности 5.3 Виды профессиональной деятельности 5.4 Задачи профессиональной деятельности 5.5 Состав компетенций специалиста 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки выпускника 6.2 Требования к академическим компетенциям 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6.4 Требования к профессиональным компетенциям 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.4. Типовой учебный план 7.5. Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.6 Требования к содержанию и организации практик 8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 8.1 Требования к кадровому обеспечению 8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 9.1 Общие требования 9.2 Требования к государственному экзамену 9.3 Требования к дипломной работе Приложение. Библиография Дата введения 2008-09-01 1 Область применения Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника по специальности 1-15 01 02 "Монументально-декоративное искусство". Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования. Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения; СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь; СТБ ИСО 9001-2001 Система менеджмента. Требования; ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации; СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования; РД РБ 02100.5.185-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.11.09.00 Монументально-декоративное искусство; РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин; ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации. Изменение N 11. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. N 359. 3 Основные термины и определения В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями. Зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента при изучении учебной дисциплины, включающая аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена. Качество образования - соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям и интересам личности, общества, государства. Квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка. Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1-96). Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ 22.0.1-96). Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Образовательная программа - система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами. Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретенных путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011-2001). Учебный план специальности - учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза. Учебная программа дисциплины - учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, определяющий основные методические подходы к преподаванию дисциплины. Изобразительное искусство - совокупность видов искусств, основанных на воспроизведении визуально воспринятой действительности средствами изобразительной пластики в ее видимом предметном облике. Монументально-декоративное искусство - один из видов изобразительного искусства, включающий произведения, создаваемые для архитектурной среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную образную завершенность. К монументально-декоративному искусству относятся живописное, мозаичное убранство зданий, витражи и т.д. Художник монументально-декоративного искусства - профессиональная квалификация специалиста в области изобразительного искусства с высшим профессиональным образованием. Реставрация - укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искаженных памятников истории и культуры с целью сохранения их исторического и художественного значения (первоначального облика). Художник-реставратор - профессиональная квалификация специалиста в области реставрации произведений искусства с высшим профессиональным образованием. Синтез изобразительного искусства и архитектуры - органичное соединение разных видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. В соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой, гармонично дополнять друг друга или находиться в контрастном сопоставлении. Техника монументально-декоративной живописи - совокупность приемов создания монументально-декоративного произведения, основанных на умении использовать свойства различных художественных материалов в заданных архитектурных условиях. Знание техники монументально-декоративной живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать живописные материалы с точки зрения соответствия художественному замыслу. 4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности 4.1.1. Подготовка выпускника по специальности "Монументально-декоративное искусство" обеспечивает получение профессиональной квалификации в соответствии с направлением специальности "Художник монументально-декоративного искусства. Преподаватель", "Художник-реставратор". 4.1.2. Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю C Искусство и дизайн подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-15 01 02. По специальности предусмотрены следующие направления: 1-15 01 02-01 Монументально-декоративное искусство (роспись); 1-15 01 02-02 Монументально-декоративное искусство (реставрация) 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца. 4.2.2 Вступительные испытания для абитуриентов устанавливаются в соответствии с Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по следующим дисциплинам: - белорусский или русский язык (по выбору); - история Беларуси; - творчество (рисунок, живопись, композиция). 4.3 Общие цели подготовки специалиста Общие цели подготовки специалиста: - формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, сочетающей академические, профессиональные, социально-личностные компетенции, позволяющие решать задачи в сфере профессиональной и социальной деятельности; - формирование профессиональных компетенций, необходимых для самостоятельной творческой работы (авторской и исполнительской); - формирование навыков экспериментально-исследовательской работы, необходимых для осуществления фундаментальных и прикладных исследований в области изобразительного искусства; - формирование навыков учебно-методических работы, необходимых для осуществления педагогической деятельности в сфере художественного образования. 4.4 Формы обучения по специальности Обучение по специальности предусматривает дневную форму обучения. 4.5 Сроки подготовки специалиста Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 6 лет и оценивается не менее чем в 360 зачетных единиц. 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности Сферы профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности знаний по социально-гуманитарным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам: - культура и искусство; - образование; - наука. 5.2 Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: авторские произведения искусства (их создание и последующее бытование в социальной среде через экспозиционную деятельность); окружающая пространственная (естественная, проектируемая, искусственно созданная) среда; социальная среда как объект воздействия на нее средствами монументально-декоративного искусства; система профессионального художественного образования; памятники (произведения), относящиеся к художественно-историческому наследию, требующие профессионального изучения, сохранения, реставрации. 5.3 Виды профессиональной деятельности Выпускник должен быть компетентным в следующих видах профессиональной деятельности: - творческой (авторской и исполнительской); - проектной; - производственно-технической и управленческой; - экспериментально-исследовательской; - педагогической (в сфере художественного образования). 5.4 Задачи профессиональной деятельности Выпускник должен уметь решать следующие профессиональные задачи: - постановки и решения творческих задач; - выполнения работ по проектированию монументально-декоративных произведений на архитектурных объектах, оформлению архитектурной среды; - обеспечения технологической деятельности по организации эстетической среды общественных объектов; - участия в производственно-технологическом процессе, осуществление исследовательских и экспериментальных работ; - управления творческими и технологическими процессами; - участия в процессе реставрации художественных произведений; - организации и проведения учебных занятий в образовательных учреждениях. 5.5 Состав компетенций специалиста Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом; социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности. 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки выпускника 6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности. 6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности. 6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию. 6.2 Требования к академическим компетенциям Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями: - работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень; - применять полученные базовые научно-теоретические знания и практические навыки для решения творческо-исполнительских, научных и учебно-методических задач; - использовать навыки системного, исследовательского и сравнительного анализа; - формулировать и выдвигать новые идеи; - осуществлять комплексный подход к решению творческих и педагогических проблем; - работать с компьютером и информационными системами; - использовать знания по управлению интеллектуальной собственностью. 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции: - обладать качествами гражданственности и патриотизма, знать права и соблюдать обязанности гражданина; - иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям; - знать и соблюдать нормы здорового образа жизни; - иметь способность к критике и самокритике; - уметь работать в коллективе; - использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда; - иметь способность находить правильные решения в чрезвычайных ситуациях. 6.4 Требования к профессиональным компетенциям Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным: в творческой деятельности (авторской и исполнительской): - разрабатывать оригинальные по художественному замыслу и исполнению монументально-декоративные композиции; - ориентироваться в происходящих художественных и культурно-исторических процессах; - владеть современными методами решения творческих (реставрационных) задач; - работать с литературными, документальными, иконографическими, архивными и другими материалами в сфере своей профессиональной деятельности; - воздействовать на формирование общественного вкуса, эстетической культуры населения; - взаимодействовать с организациями и специалистами, включенными в процесс формирования архитектурно-художественной среды; в проектной деятельности: - работать с архитектурно-проектной документацией; - владеть графическими средствами воплощения проектного замысла; обеспечивать синтез архитектурно-планировочных, технических факторов в процессе проектирования и создания монументально-декоративных произведений; - использовать современные информационные технологии по сбору, хранению и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности; - разрабатывать художественные решения, позволяющие обеспечивать высокую технологичность исполнительского процесса; в производственно-технической и управленческой деятельности: - готовить необходимое проектно-технологическое обеспечение; - использовать современные разработки в области технологии художественных и строительных материалов; - осуществлять авторский контроль при работе исполнителей; - организовывать постановку проектных задач перед участниками творческого коллектива; - взаимодействовать со специалистами, обеспечивающими процесс реставрации памятников истории, искусства, культуры; - контролировать последовательное выполнение проектных задач на всех этапах разработки проекта; - разрабатывать и вести необходимую реставрационную документацию; в экспериментально-исследовательской деятельности: - сочетать профессиональное мастерство с теоретическим осмыслением творческих поисков; - анализировать явления и тенденции в сфере монументально-декоративного искусства и других видов художественного творчества, в сфере реставрации и консервации произведений искусства; - осуществлять исследования в рамках государственных и отраслевых научно-технических программ, отдельных научно-технических проектов, фундаментальных и поисковых исследований; - быть подготовленным к созданию учебных пособий, учебников, научных статей и иных материалов; в педагогической деятельности (в области художественного образования): - осуществлять педагогическую деятельность в сфере художественного образования; - разрабатывать календарно-тематическое и поурочное планирование учебного процесса; - создавать и реализовывать социально значимые модели и программы в сфере художественного образования; - осуществлять подготовку молодого человека с высоким уровнем интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, оказывать содействие в его профессиональной ориентации; - осуществлять пропаганду прогрессивных достижений в области искусства. 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, порядок выполнения дипломной работы, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. 7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов: - социально-гуманитарных дисциплин; - естественнонаучных дисциплин; - общепрофессиональных и специальных дисциплин. 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. 7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов должен быть установлен в пределах 24 - 36 часов. 7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам. 7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте. 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 307 недель, включая 4 недели отпуска после окончания вуза. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 ------------------------------------------+--------------------------- ¦Виды деятельности, установленные учебным ¦ Продолжительность при сроке ¦ ¦ планом ¦ обучения 6 лет ¦ +-----------------------------------------+----------------+--------------+ ¦Теоретическое обучение ¦ 160 недель ¦ 8640 ч. ¦ +-----------------------------------------+----------------+--------------+ ¦Экзаменационные сессии ¦ 25 недель ¦ 1350 ч. ¦ +-----------------------------------------+----------------+--------------+ ¦Практика ¦ 35 недель ¦ 1890 ч. ¦ +-----------------------------------------+----------------+--------------+ ¦Дипломная работа ¦ 37 недель ¦ 1998 ч. ¦ +-----------------------------------------+----------------+--------------+ ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 2 недели ¦ 108 ч. ¦ +-----------------------------------------+----------------+--------------+ ¦Каникулы (включая 4 недели после ¦ 48 недель ¦ ¦окончания вуза) ¦ ¦ ¦-----------------------------------------+-------------------------------- 7.4 Типовой учебный план 7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2. Таблица 2 Монументально-декоративное искусство (роспись)-----+--------------------------+--------------------------------+-------- ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ +-----+--------------------------+ N ¦ Наименование цикла и ¦ ¦ из них ¦Зачетные п/п ¦ дисциплины ¦всего+----------+---------------+единицы ¦ ¦ ¦аудиторные¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ -----+--------------------------+-----+----------+---------------+-------- 1. Цикл социально- 1546 722/448 376 39 +ТК гуманитарных дисциплин Обязательный компонент 1384 598/448 338 32 +ТК 1.1. История Беларуси 102 68 34 4 1.2. Основы идеологии 36 24 12 1 белорусского государства 1.3. Философия 102 68 34 4 1.4. Экономическая теория 102 68 34 4 1.5. Социология 54 34 20 2 1.6. Политология 102 68 34 4 1.7. Основы психологии и 102 68 34 4 педагогики 1.8. Иностранный язык 272 136 136 8 1.9. Физическая культура 512 64/448 - 1 +ТК Дисциплины по выбору 162 124 38 7 студента (3) (культурология, этика, эстетика, логика, религиоведение, основы права, другие курсы) -------------------------------------------------------------------------- 2. Цикл естественнонаучных 475 332 143 20 дисциплин Обязательный компонент 308 204 104 12 2.1. Основы экологии и 52 34 18 2 энергосбережения 2.2. Основы современного 52 34 18 2 естествознания 2.3. Защита населения и 102 68 34 4 объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность 2.4. Основы информационных 102 68 34 4 технологий Вузовский компонент 167 128 39 8 -------------------------------------------------------------------------- 3. Цикл общепрофессиональных 6609 4553 2056 268 и специальных дисциплин Обязательный компонент 6303 4318 1985 255 3.1. История изобразительного 333 256 77 15 искусства 3.2. Перспектива 167 128 39 8 3.3. Охрана труда и техника 22 18 4 1 безопасности 3.4. Основы управления 47 36 11 2 интеллектуальной собственностью 3.5. Белорусский язык 44 34 10 2 (профессиональная лексика) 3.6. Методика преподавания 84 64 20 4 специальных дисциплин Дисциплины направления специальности 3.7. Рисунок 1600 1024 576 60 3.8. Живопись 1728 1152 576 68 3.9. Композиция 1144 794 350 47 3.10. Работа в материале 1050 748 302 44 3.11. Компьютерная графика 84 64 20 4 Вузовский компонент 208 160 48 9 Дисциплины по выбору 98 75 23 4 студента -------------------------------------------------------------------------- Факультативные дисциплины 10 10 1 -------------------------------------------------------------------------- Экзаменационные сессии 1350 1350 27 -------------------------------------------------------------------------- Всего 9990 5617/448 3925 355 +ТК -------------------------------------------------------------------------- 4. Практики 35 нед. 1890 160 1890 53 4.1. Пленэрная 4 нед. 216 216 6 (учебная) практика 4.2. Копийная (учебная) 4 нед. 216 216 6 практика 4.3. Педагогическая 3 нед. 162 162 5 (учебная) практика 4.4. Технологическая 4 нед. 216 160 216 6 (производственная) практика 4.5. Творческая 16 нед. 864 864 24 (производственная) практика 4.6. Преддипломная 4 нед. 216 216 6 практика -------------------------------------------------------------------------- 5. Дипломная работа 37 нед. 1998 1998 56 -------------------------------------------------------------------------- 6. Итоговая 2 нед. 108 108 3 государственная аттестация -------------------------------------------------------------------------- Всего 467 +ТК -------------------------------------------------------------------------- Монументально-декоративное искусство (реставрация)-----+--------------------------+--------------------------------+-------- ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ +-----+--------------------------+ N ¦ Наименование цикла и ¦ ¦ из них ¦Зачетные п/п ¦ дисциплины ¦всего+----------+---------------+единицы ¦ ¦ ¦аудиторные¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ -----+--------------------------+-----+----------+---------------+-------- 1. Цикл социально- 1546 722/448 376 39 +ТК гуманитарных дисциплин Обязательный компонент 1384 598/448 338 32 +ТК 1.1. История Беларуси 102 68 34 4 1.2. Основы идеологии 36 24 12 1 белорусского государства 1.3. Философия 102 68 34 4 1.4. Экономическая теория 102 68 34 4 1.5. Социология 54 34 20 2 1.6. Политология 102 68 34 4 1.7. Основы психологии и 102 68 34 4 педагогики 1.8. Иностранный язык 272 136 136 8 1.9. Физическая культура 512 64/448 - 1 +ТК Дисциплины по выбору 162 124 38 7 студента (3) (культурология, этика, эстетика, логика, религиоведение, основы права, другие курсы) -------------------------------------------------------------------------- 2. Цикл естественнонаучных 475 332 143 20 дисциплин Обязательный компонент 308 204 104 12 2.1. Основы экологии и 52 34 18 2 энергосбережения 2.2. Основы современного 52 34 18 2 естествознания 2.3. Защита населения и 102 68 34 4 объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность 2.4. Основы информационных 102 68 34 4 технологий Вузовский компонент 167 128 39 8 -------------------------------------------------------------------------- 3. Цикл общепрофессиональных 6609 4661 1948 275 и специальных дисциплин Обязательный компонент 6357 4456 1901 263 3.1. История изобразительного 333 256 77 15 искусства 3.2. Перспектива 167 128 39 8 3.3. Охрана труда и техника 22 18 4 1 безопасности 3.4. Основы управления 47 36 11 2 интеллектуальной собственностью 3.5. Белорусский язык 44 34 10 2 (профессиональная лексика) Дисциплины направления специальности 3.6. Рисунок 1440 960 480 56 3.7. Живопись 1440 960 480 56 3.8. Композиция 474 394 80 23 3.9. Копирование 416 256 160 15 3.10. Введение в специальность. 78 64 14 4 История и теория реставрации 3.11. Реставрация произведений 1514 1034 480 61 живописи, графики, скульптуры 3.12. Физико-химические методы 78 64 14 4 исследования произведений 3.13. Спецфото 36 30 6 2 3.14. Биоповреждения культурных 36 30 6 2 ценностей 3.15. Материаловедение 72 60 12 4 3.16. Иконография 82 68 14 4 3.17. Музейное дело 42 34 8 2 3.18. Реставрационная 36 30 6 2 документация Вузовский компонент 198 160 38 9 Дисциплины по выбору 54 45 9 3 студента -------------------------------------------------------------------------- Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | |
Новости законодательства
Новости Спецпроекта "Тюрьма"
Новости сайта
Новости Беларуси
Полезные ресурсы
Счетчики
|