Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07.08.2008 № 64 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

< Главная страница

Стр. 10

Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 |



Дзяржаўныя экзамены праводзяцца на пасяджэннi Дзяржаўнай экзаменацыйнай камiсii.

Праграма i парадак правядзення дзяржаўных экзаменаў распрацоўваюцца ВНУ ў адпаведнасцi з Палажэннем аб вынiковай дзяржаўнай атэстацыi выпускнiкоў, зацверджаным Мiнiстэрствам адукацыi Рэспублiкi Беларусь.


9.3 Патрабаваннi да дыпломнай работы


Патрабаваннi да структуры, зместу, аб'ёму i парадку абароны дыпломнай работы вызначаюцца ВНУ на падставе сучаснага адукацыйнага стандарту i Палажэння аб вынiковай дзяржаўнай атэстацыi выпускнiкоў, зацверджанага Мiнiстэрствам адукацыi Рэспублiкi Беларусь.



1-17 01 03-01



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-17 01 03 КИНОТЕЛЕОПЕРАТОРСТВО НАПРАВЛЕНИЕ 1-17 01 03-01 КИНОТЕЛЕОПЕРАТОРСТВО (КИНООПЕРАТОРСТВО) КВАЛИФИКАЦИЯ КИНООПЕРАТОР

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-17 01 03 КIНАТЭЛЕАПЕРАТАРСТВА НАКIРУНАК 1-17 01 03-01 КIНАТЭЛЕАПЕРАТАРСТВА (КIНААПЕРАТАРСТВА) КВАЛIФIКАЦЫЯ КIНААПЕРАТАР

HIGHER EDUCATION FIRST DEGREE

SPECIALITY 1-17 01 03 CINEMA AND TV CAMERAMAN DIRECTION 1-17 01 03-01 CINEMA AND TV CAMERAMAN (CINEMA CAMERAMAN) QUALIFICATION CINEMA CAMERAMAN



Министерство образования Республики Беларусь Минск

УДК


Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, телеоператорство, телеоператор, телевидение высокой четкости, телевизионная аппаратура, цифровые носители изображения, технология производства телепродукции, требования, знания, умения, навыки, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация.



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Белорусской государственной академией искусств

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Березкина Л.В., проректор по учебной работе, доцент, кандидат философских наук (руководитель);

Суханова А.А., лауреат государственной премии СССР, профессор кафедры кинотелеискусства;

Чупринский А.И., кандидат искусствоведения, доцент кафедры кинотелеискусства;

Громыко Л.В., начальник учебного отдела.

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2008 г. N 64

3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.180-98


Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке



СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Основные термины и определения

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.3 Общие цели подготовки специалиста

4.4 Формы обучения по специальности

4.5 Сроки подготовки специалиста

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

5.2 Объекты профессиональной деятельности

5.3 Виды профессиональной деятельности

5.4 Задачи профессиональной деятельности

5.5 Состав компетенций специалиста

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки выпускника

6.2 Требования к академическим компетенциям

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

7 Требования к образовательной программе и ее реализации

7.1 Состав образовательной программы

7.2 Требования к разработке образовательной программы

7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы

7.4. Типовой учебный план

7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам

7.6 Требования к содержанию и организации практик

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению

8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

9.1 Общие требования

9.2 Требования к государственному экзамену

9.3 Требования к дипломной работе

Приложение Библиография



Дата введения 2007-09-01


1 Область применения


Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника по направлению специальности 1-17 01 03-01 Кинотелеоператорство (кинооператорство).

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.


2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения;

СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь;

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации;

СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования;

РД РБ 02100.5.180-98. Образовательный стандарт. Высшее образование.

Специальность Г.11.04.00 "Кинотелеоператорство";

РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.


3 Основные термины и определения


В настоящем образовательном стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями.

Зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающая аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена.

Качество образования - соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.

Квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки работника по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1-96).

Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умение (СТБ ИСО 9000-2000).

Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Образовательная программа - система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретенных путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011-2001).

Учебный план специальности - учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

Учебная программа дисциплины - учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, определяющий основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных компьютерными средствами событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих выразительных средств, из которых главные - фотографическая природа киноизображения и монтаж.

Кинооператор - профессиональная квалификация специалиста в области кинематографии и телевидения с высшим профессиональным образованием.

Режиссура в кино - область профессиональной творческой деятельности, направленная на эстетическую и смысловую организацию кинофильма как образного целого.


4 Общие положения


4.1 Общая характеристика


4.1.1 Подготовка специалиста по специальности "Кинотелеоператорство" обеспечивает получение профессиональной квалификации в соответствии с направлением специальности: "Кинооператор", "Телеоператор".

4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к направлению C Искусство и дизайн подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-17 01 03.

По специальности предусмотрены следующие направления:

1-17 01 03-01 Кинотелеоператорство (кинооператорство);

1-17 01 03-02 Кинотелеоператорство (телеоператорство).


4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки


4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения по следующим дисциплинам:

- белорусский или русский язык (по выбору);

- история Беларуси;

- творчество (включает три раздела: фотосъемки в павильоне (гипс или портрет); фотосъемки в павильоне (натюрморт); коллоквиум (собеседование).


4.3 Общие цели подготовки специалиста


Основополагающими целями подготовки специалиста являются формирование и развитие широких социально-профессиональных компетенций. Специалист должен обладать интегральными компетенциями, позволяющими ему сочетать специальную профессиональную подготовку, универсальные, междисциплинарные и социально-личностные компетенции для эффективного решения задач в сфере социально-профессиональной деятельности в областях кинематографа и телевидения.


4.4 Формы обучения по специальности


Обучение по специальности предусматривает следующие формы:

очная (дневная).


4.5 Сроки подготовки специалиста


Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее чем в 300 зачетных единиц.


5 Квалификационная характеристика специалиста


5.1 Сфера профессиональной деятельности


Сферы профессиональной деятельности:

- искусство;

- образование;

- наука;

- культура.


5.2 Объекты профессиональной деятельности


Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:

- кино-, теле-, видео-, мультимедийная продукция.


5.3 Виды профессиональной деятельности


Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

- производственно-технологической;

- организационно-управленческой;

- экспериментально-творческой;

- организационно-эксплуатационной;

- научно-исследовательской.


5.4 Задачи профессиональной деятельности


Выпускник вуза должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

- управлять организацией и проведением киносъемок с получением изображения требуемого технического качества, исходя из идейно-художественной концепции и замысла экранного произведения;

- осуществлять работу не только с творческой съемочной группой (кинорежиссером, художником, актерами и др.), но и с техническими службами, обеспечивающими процесс подготовки и проведения киносъемок;

- на научной основе организовывать свой профессиональный труд, владеть приемами и методами работы с литературными, документальными, иконографическими, архивными и другими материалами в сфере своей профессиональной деятельности;

- повышать свою квалификацию, приобретать новейшие знания в области современных развивающихся цифровых технологий (цифровой кинематограф);

- ориентироваться во многообразии культурно-исторических процессов и творческих исканий современного кинооператорского искусства, изучать и развивать лучшие традиции мировых и белорусской кинооператорских школ, применять экспериментальные приемы поиска киноязыка, новых методов и форм в работе с творческим коллективом, пользоваться методической и специальной литературой по профилю подготовки и смежным вопросам;

- самостоятельно принимать решения в процессе профессионально-производственной деятельности, планировать и организовывать работу технического персонала, принимающего участие в киносъемках;

- рассчитывать эффективность кинооператорских решений и приемов с учетом конъюнктуры рынка экранной продукции и сложившихся зрительских симпатий в драматургическом аспекте восприятия изобразительного решения кинофильма;

- организовывать, осуществлять контроль за наладкой и испытанием киносъемочной техники и осветительного оборудования при подготовке к съемочному процессу;

- организовывать и вести обучение сотрудников рабочих специальностей и среднетехнического персонала, осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- соответствовать идеологическим требованиям, соблюдать экологию экранной продукции в контексте новейшего научного направления - экологии экранных искусств;

- соблюдать правила профессиональной этики на кинопроизводстве.


5.5 Состав компетенций специалиста


Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.


6 Требования к уровню подготовки выпускника


6.1 Общие требования к уровню подготовки


6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.


6.2 Требования к академическим компетенциям


Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

- владеть базовыми научно-теоретическими знаниями по изученным дисциплинам;

- уметь применять базовые знания для решения теоретических и практических задач;

- владеть системным и сравнительным анализом;

- обладать исследовательскими навыками;

- уметь работать самостоятельно;

- быть способным порождать новые идеи;

- владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

- иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

- иметь лингвистические навыки;

- уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.


6.3 Требования к социально-личностным компетенциям


Выпускник должен обладать следующими социально-личностными компетенциями:

- обладать качествами гражданственности;

- быть способным к социальному взаимодействию;

- обладать способностью к межличностным коммуникациям;

- владеть навыками сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни;

- быть способным к критике и самокритике;

- уметь работать в коллективе.


6.4 Требования к профессиональным компетенциям


Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями по следующим видам деятельности:

в производственно-технологической:

- использовать методы работы с современной киносъемочной аппаратурой, включая работу с комбинированной камерой;

- владеть технологией работы с кинопленками и использовать возможности фотографических материалов;

- использовать методы работы со звукозаписывающей и осветительной аппаратурой;

- знать классификацию осветительной аппаратуры и уметь ею пользоваться;

- использовать возможности оптических систем для воплощения творческих замыслов;

- применять съемочные и осветительные светофильтры (в зависимости от творческой задачи);

- знать методы негативного и позитивного процесса обработки кинопленок;

- использовать при съемке внутрикадровый монтаж (снимать монтажно);

- знать и применять законы, правила, приемы и средства фотокомпозиции при построении кадра;

- владеть приемами кинокомпозиции (движение камеры, технические средства, выразительные возможности);

- владеть навыками работы над комбинированными кадрами и специальными видами киносъемок;

- знать классификацию съемочных планов (масштаб изображения) и творчески их применять;

- знать драматургию цвета, творчески использовать семиотику цвета, цветное освещение;

- применять методику классического освещения: рисующую, заполняющую, моделирующую, контурную, контровую, фоновую;

- уметь создавать светотеневой, светотональный, силуэтный и локальный характеры освещения;

- соблюдать правила профессиональной этики на кинопроизводстве;

- быть идеологически выдержанным, политкорректным, соблюдать экологию экранной кинопродукции;

в организационно-управленческой:

- работать с юридической литературой и трудовым законодательством;

- организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей;

- контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

- составлять документацию;

- взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

- анализировать и оценивать собранные информационные данные;

- разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;

- вести переговоры, разрабатывать конструктивные предложения с заинтересованными участниками;

- пользоваться глобальными информационными и медиаресурсами;

- владеть современными средствами коммуникаций;

в экспериментально-творческой:

- знать и применять на практике композиционное построение кадра;

- в совершенстве владеть съемкой с рук, с плеча, со штатива;

- владеть способами панорамной и статичной киносъемок;

- применять, исходя из творческой задачи, киносъемку с движения;

- освоить работу и специфику съемки с кинооператорского крана;

- владеть способами многокамерной киносъемки;

- владеть методикой освещения в кинопавильоне, интерьере и на натуре;

- владеть техникой комбинированных и специальных киносъемок;

- организовывать цветовое и тональное решение кадра, эпизода, мизансцены;

в организационно-эксплуатационной:

- организовывать работу кинооператорской группы;

- руководить техническим персоналом при организации киносъемочного процесса;

- руководствоваться календарно-постановочным планом производства кинофильма;

- соблюдать правила безопасной эксплуатации кинооператорской аппаратуры и светотехники;

- соблюдать правила противопожарной и личной безопасности при работе с пиротехникой;

в научно-исследовательской:

- участвовать с докладами на международных и республиканских научно-творческих конференциях, семинарах;

- готовить реферативный материал по темам общепрофессиональных и специальных дисциплин;

- участвовать в международных и республиканских конкурсах научных работ.


7 Требования к образовательной программе и ее реализации


7.1 Состав образовательной программы


7.1.1 Образовательная программа подготовки специалиста включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, порядок выполнения дипломной работы, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов:

- цикл социально-гуманитарных дисциплин;

- цикл естественнонаучных дисциплин;

- цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин.


7.2 Требования к разработке образовательной программы


7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов должен быть установлен в пределах 24 - 36 часов.

7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам.

7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл специальных дисциплин, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте.


7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы


7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 255 недель, включая 4 недели последипломного отпуска. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1.



Таблица 1



-----------------------------------+----------------------------------
¦ Виды деятельности, установленные ¦ Продолжительность при сроке обучения ¦
¦          учебным планом          ¦                5 лет                 ¦
+----------------------------------+--------------------+-----------------+
¦Теоретическое обучение.           ¦     139 недель     ¦     7506 ч.     ¦
+----------------------------------+--------------------+-----------------+
¦Экзаменационные сессии            ¦     25 недель      ¦     1350 ч.     ¦
+----------------------------------+--------------------+-----------------+
¦Практика: учебная,                ¦     32 недели      ¦     1728 ч.     ¦
¦производственная, преддипломная   ¦                    ¦                 ¦
+----------------------------------+--------------------+-----------------+
¦Дипломная работа                  ¦     14 недель      ¦     756 ч.      ¦
+----------------------------------+--------------------+-----------------+
¦Итоговая государственная          ¦      2 недели      ¦     108 ч.      ¦
¦аттестация                        ¦                    ¦                 ¦
+----------------------------------+--------------------+-----------------+
¦Каникулы (включая 4 недели        ¦              43 недели               ¦
¦последипломного отпуска)          ¦                                      ¦
¦----------------------------------+---------------------------------------


7.4. Типовой учебный план


7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2.



Таблица 2



-----+--------------------------+--------------------------------+--------
     ¦                          ¦      Объем работы (часов)      ¦
     ¦                          +-----+--------------------------+
  N  ¦   Наименование цикла и   ¦     ¦          из них          ¦Зачетные
 п/п ¦        дисциплины        ¦всего+----------+---------------+единицы
     ¦                          ¦     ¦аудиторные¦самостоятельная¦
     ¦                          ¦     ¦ занятия  ¦    работа     ¦
-----+--------------------------+-----+----------+---------------+--------
 1.   Цикл социально-            1558   768/454         336        40  +ТК
      гуманитарных дисциплин

      Обязательный компонент     1396    644454         298        33  +ТК

1.1.  История Беларуси            102      72           30         4

1.2.  Основы идеологии            36       24           12         1
      белорусского государства

1.3.  Философия                   102      76           26         4

1.4.  Экономическая теория        102      76           26         4

1.5.  Социология                  54       36           18         2

1.6.  Политология                 102      68           34         4

1.7.  Основы психологии и         102      72           30         4
      педагогики

1.8.  Иностранный язык            272     150           122        9

1.9.  Физическая культура         524    70/454          -         1   +ТК

      Дисциплины по выбору (3)    162     124           38         7
      (культурология, этика,
      эстетика, логика,
      религиоведение, основы
      права, другие курсы)
--------------------------------------------------------------------------
 2.   Цикл естественнонаучных     410     272           138        16
      дисциплин

      Обязательный компонент      308     204           104        12

2.1.  Основы экологии и           52       34           18         2
      энергосбережения

2.2.  Основы современного         52       34           18         2
      естествознания

2.3.  Защита населения и          102      68           34         4
      объектов от чрезвычайных
      ситуаций. Радиационная
      безопасность

2.4.  Основы информационных       102      68           34         4
      технологий

      Вузовский компонент         102      68           34         4
--------------------------------------------------------------------------
 3.   Цикл общепрофессиональных  5528     3614         1914       209
      и специальных дисциплин (в
      т.ч. по направлению)

      Обязательный компонент     4224     2612         1612       150

3.1.  История мировой литературы  138     106           32         6

3.2.  История белорусской         91       70           21         4
      литературы

3.3.  История мирового и          229     176           53         10
      белорусского кино и
      телевидения

3.4.  История мирового            138     106           32         6
      изобразительного искусства

3.5.  История белорусского        91       70           21         4
      изобразительного искусства

3.6.  История мирового            273     210           63         12
      драматического театра

3.7.  История белорусского        91       70           21         4
      драматического театра

3.8.  Охрана труда и техника      34       18           16         1
      безопасности

3.9.  Основы управления           47       36           11         2
      интеллектуальной
      собственностью

3.10. Белорусский язык            91       70           21         4
      (профессиональная лексика)

3.11. Операторское мастерство     746     431           315        25

3.12. Фотокомпозиция              463     263           200        15

3.13. Кинофотографические         232     132           100        8
      процессы и материалы

3.14. Киносъемочная аппаратура и  199     105           94         6
      оптика

3.15. История кинооператорского   114      72           42         4
      мастерства

3.16. Раскадровочный рисунок      133      70           63         4

3.17. Киносветотехника            199     105           94         6

3.18. Монтаж                      266     140           126        8

3.19. Технология киносъемки       190     100           90         6

3.20. Киноосвещение и             459     262           197        15
      киноэкспонометрия

      Вузовский компонент         877     674           203        40

      Дисциплины по выбору        427     328           99         19
      студента
--------------------------------------------------------------------------
      Факультативные дисциплины   10       10                      1
--------------------------------------------------------------------------
      Экзаменационные сессии     1350                  1350        27
--------------------------------------------------------------------------
      Всего                      8856   4664/454       3738       293  +ТК
--------------------------------------------------------------------------
  4   Практика           32 нед. 1728      0           1728        48

4.1.  Ознакомительная    6  нед.  324                   324        9
      (учебная) практика

4.2.  Операторская       10 нед.  540                   540        15
      (производственная)
      практика

4.3.  Преддипломная      16 нед.  864                   864        24
      практика
--------------------------------------------------------------------------
 5.   Дипломная работа   14 нед.  756                   756        21
--------------------------------------------------------------------------
 6.   Итоговая           2  нед.  108                   108        3
      государственная
      аттестация
--------------------------------------------------------------------------
      Всего:                                                      365  +ТК
                                                                  --------


7.4.2 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза.


7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам


7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях.

7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.


7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин


Основы экологии и энергосбережения

Экология как научная дисциплина. Биоэкология. Экосистема как основная единица функционирования живой природы. Структурные компоненты экосистемы. Основные законы экологии. Основные биогеохимические циклы. Загрязнение окружающей среды. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Нормирование качества окружающей среды. Мониторинг окружающей среды. Защита окружающей среды от промышленных загрязнений. Экологическая сертификация. Экологические стандарты. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Энергосбережение и энергоресурсы. Виды топлива и теплота сгорания. Энергетика и охрана окружающей среды. Государственная энергетическая программа. Бытовое энергосбережение.

Выпускник должен:

знать:

- основные экологические термины и понятия;

- особенности строения биосферы;

- основы адаптации организмов к окружающей среде;

- влияние антропических и антропогенных факторов на жизнь биосферы и здоровье человека;

- систему мониторинга как основной метод изучения экологии;

- основные международные соглашения по вопросам загрязнения окружающей среды;

- основные законодательные акты Республики Беларусь об охране окружающей среды. Охраняемые территории Республики Беларусь;

- важность рационального природопользования;

- об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосохраняющей политике на основе мирового опыта и государственной политики Республики Беларусь;

- о принципах эффективного использования первичной и преобразованной энергии;

- теплоизоляционные материалы и вторичные энергетические ресурсы;

уметь:

- ориентироваться в современной экологической обстановке;

- принимать активное личное участие в решении экологических проблем местного значения;

- использовать приобретенные знания для формирования сознательной готовности к адаптивному участию в проводимых природоохранных мероприятиях;

- использовать концепцию биоцентризма для подхода к решению экологических задач любого уровня;

- разбираться в экологических стандартах;

- использовать основные элементы учета и контроля потребления энергии;

- владеть приемами энергосбережения;

- применять методы использования тепловой и электрической энергии с минимальными потерями.


Основы современного естествознания

Иерархия материальных систем, микромир и мегамир. Взаимодействия и их проявления в различных системах микромира, макромира и мегамира. Анализ иерархии структурной организации вещества на основе современной физической теории и использования физико-химических методов исследования. Проблемы происхождения и развития Вселенной. Процессы возникновения и эволюции живых систем. Динамическая организация мира. Основные методы динамического, статистического и термодинамического описания материальных систем. Гуманистическая направленность естествознания.

Выпускник должен:

знать:

- принципы естественнонаучного познания, дифференциации и взаимообусловленности естественных наук;

- основы современных естественнонаучных представлений о возникновении и трансформации Вселенной, строении и эволюции биосферы;

- новейшие открытия в области естествознания и перспективы их использования в материальной и социокультурной практике;

уметь:

- сопоставлять реальным явлениям и процессам естественнонаучные модели, использовать условные обозначения и размерности единиц физических и химических величин;

- анализировать и оценивать конкретные научно-технические проблемы с позиции общих принципов современного естествознания.


Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность

Источники опасности и особенности защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биологического, экологического и социального характеров. Прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты населения, объектов хозяйствования и природной среды в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях и экологическая безопасность. Физическая природа и источники радиационной опасности для человека, объектов и природной среды. Основы радиационной безопасности биологических систем. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и мероприятия по ликвидации ее последствий. Виды медицинской помощи.

Выпускник должен:

знать:

- основные виды чрезвычайных ситуаций, характерные для Республики Беларусь, и их последствия для населения, хозяйственных объектов и природной среды;

- систему защиты населения и территорий в мирное и военное время;

- основы радиационной безопасности и радиационной экологии;

- основные виды медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации;

уметь:

- прогнозировать, оценивать и проводить мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

- организовывать работу по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях;

- пользоваться приборами химического, радиометрического, дозиметрического и экологического контроля;

- оказать первую помощь пострадавшему (травма, несчастный случай).


Основы информационных технологий

Информация. Информатизация. Технические средства информатизации. Системные программные средства информатизации. Общие сведения о системах обработки информации. Универсальные программные средства информатизации. Текстовые процессоры. Табличные процессоры. Системы управления базами данных. Программные средства разработки презентаций. Антивирусные средства. Средства архивации данных. Состав и программное обеспечение локальных и глобальных сетей. Глобальная сеть Интернет. Принципы организации и программная поддержка электронной почты.

Выпускник должен:

знать:

- основные виды информации;

- технические средства информатизации;

- назначение и основные функции операционных систем как системных программных средств информатизации;

- общие сведения о системах обработки информации;

- основные функции текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных, разработки презентаций как универсальных информационных технологий;

- антивирусные средства;

- средства архивации данных;

- принципы работы с электронной почтой;

уметь:

- создавать, сохранять, копировать, архивировать файлы с информацией, проверять их на наличие вирусов;

- создавать и редактировать текстовые документы;

- создавать и редактировать таблицы;

- создавать и редактировать базы данных;

- создавать презентации и слайд-фильмы;

- осуществлять поиск и просмотр информации в сети Интернет.


7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин


История мировой литературы

Основные термины и понятия литературоведения. История литературы в контексте всеобщей истории культуры. Основные этапы развития мировой литературы. Важнейшие стили, направления и литературные школы. Литература от античных времен до современной литературы. Идейно-художественные, идеологические аспекты литературы. Экранизации литературных произведений мировой классики.

Выпускник должен:

знать:

- о наиболее значимых представителях мировой литературы, критики, литературоведения;

- о жанрах, видах и родах литературы как исторически выработанных формах творческого осмысления реальной действительности;

- о месте и роли литературы в системе ценностей мировой культуры и ее связи с экранными искусствами;

уметь:

- определять стилеобразующие факторы мировой литературы, разбираться в особенностях литературных жанров, классификации видов литературы;

- определять и грамотно использовать основные композиционные элементы построения литературного произведения;

- работать над драматургической основой при написании литературного сценария художественного фильма.


История белорусской литературы

Основные термины и понятия литературоведения. История литературы в контексте всеобщей истории культуры. Основные этапы развития белорусской литературы. Важнейшие стили, направления и литературные школы. Литература от античных времен до современной белорусской литературы. Идейно-художественные, идеологические аспекты литературы. Экранизации литературных произведений белорусской классики.

Выпускник должен:

знать:

- о наиболее значимых представителях белорусской литературы, критики, литературоведения;

- о жанрах, видах и родах литературы как исторически выработанных формах творческого осмысления реальной действительности;

- о месте и роли литературы в системе ценностей мировой культуры и ее связи с экранными искусствами;

уметь:

- определять стилеобразующие факторы белорусской литературы, разбираться в особенностях литературных жанров, классификации видов литературы;

- определять и грамотно использовать основные композиционные элементы построения литературного произведения;

- работать над драматургической основой при написании литературного сценария художественного фильма.


История мирового и белорусского кино и телевидения

Основные термины и понятия кинематографа и телевидения. Жанры и жанровые модификации в кино и телевидении. Немое кино. Возникновение и развитие звукового кино. Становление белорусского кинематографа. Довоенное кино. Цветное кино. Анимация. Создание Белгоскино, хроникально-документальные фильмы и киноочерки. Съемка первых белорусских художественных фильмов. Военные фильмы, военные кинооператоры. Послевоенный кинематограф: художественный и документальный. Первые экранизации белорусской классики. Кинематографические школы. Этапы становления и развития мирового и белорусского телевидения. Ведущие мастера мирового и белорусского кино и телевидения. Телесериалы. Телевизионная публицистика. Становление и развитие информационного и художественного вещания. Видеофильмы. Мировое телевидение и национальное вещание. Идеологический аспект телевизионной продукции. Экология экранных искусств.

Выпускник должен:

знать:

- об истории кино и телевидения, их месте и роли в системе общечеловеческих культурных ценностей, об идеологическом и экологическом аспектах экранных искусств, о ведущих мастерах мирового и белорусского кинотелеискусства;

- о периодизации, основных исторических этапах и закономерностях развития мирового и белорусского кино и телевидения;

- о жанрах и жанровых модификациях художественного, документального кино и телевидения;

уметь:

- анализировать и высказывать свою искусствоведческую позицию по проблемам, касающимся эстетической, художественной, идеологической ценности конкретных экранных произведений, экранной драматургии;

- различать жанры кино и телевидения, направления, стили и современные явления кинотелеискусства;

- отличать экологически чистую экранную продукцию от анэкологичной, которая несет отрицательную экранную парадигму и влияет на действия, поступки индивида в реальной действительности.


История мирового изобразительного искусства

Основные термины и понятия изобразительного искусства, искусствоведения. Древний Восток, Египет. Искусство Месопотамии. Эгейское искусство. Античное искусство и архитектура Древней Греции, Рима. Искусство средневековья. Византийское искусство. Романский стиль. Готика. Искусство эпохи Возрождения. Барокко. Рококо. Классицизм. Романтизм. Реализм. Академизм. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Модернизм. Постмодернизм. Русское изобразительное искусство. Жанры изобразительного искусства. Ведущие мастера мирового изобразительного искусства. Влияние изобразительного искусства на экранные виды искусств.

Выпускник должен:

знать:

- о специфике изобразительного искусства и взаимосвязи его с экранными видами искусств;

- о периодизации, основных исторических этапах и закономерностях развития мирового изобразительного искусства;

- о жанрах, художественных направлениях и стилях, о ведущих мастерах мирового изобразительного искусства;

уметь:

- применять знания по истории изобразительного искусства в профессиональной практике;

- перенимать визуальный опыт изобразительного искусства при практической работе (съемке копии натюрморта, портрета);

- подбирать цветовое решение будущего экранного произведения, исходя из опыта мировой живописи.


История белорусского изобразительного искусства

Основные термины и понятия изобразительного искусства, искусствоведения. Русское и белорусское изобразительное искусство. Жанры изобразительного искусства. Ведущие мастера белорусского изобразительного искусства. Влияние изобразительного искусства на экранные виды искусств.

Выпускник должен:

знать:

- о специфике изобразительного искусства и взаимосвязи его с экранными видами искусств;

- о периодизации, основных исторических этапах и закономерностях развития белорусского изобразительного искусства;

- о жанрах, художественных направлениях и стилях, о ведущих мастерах белорусского изобразительного искусства;

уметь:

- применять знания по истории изобразительного искусства в профессиональной практике;

- перенимать визуальный опыт изобразительного искусства при практической работе (съемке копии натюрморта, портрета);

- подбирать цветовое решение будущего экранного произведения, исходя из опыта мировой живописи.


История мирового драматического театра

Истоки и формы театра и театральной деятельности. Основные понятия и термины театроведения. Синтетичность театра как вида искусства. Театр от античности до современности. Театральные школы различных эпох, их отличительные особенности.

Выпускник должен:

знать:

- о специфике театрального искусства, о месте и роли драматических форм театра в системе общечеловеческих культурных ценностей;

- о периодизации основных исторических этапов и закономерностях развития мирового театрального искусства и драматургии, о художественных стилях и направлениях;

- о творчестве наиболее выдающихся театральных деятелей (драматургов, режиссеров, сценографов, актеров и др.) мирового театрального искусства;

уметь:

- иллюстрировать свои знания по истории мирового драматического театра в когнитивно-реферативной форме;

- высказывать и обосновывать свою искусствоведческую позицию по проблемам, касающимся эстетической ценности конкретных произведений театрального искусства и драматургии;

- выявлять связь театрального творчества с другими видами искусств, в частности, экранными искусствами.


История белорусского драматического театра

Истоки и формы театра и театральной деятельности. Основные понятия и термины театроведения. Синтетичность театра как вида искусства. Театральное искусство Беларуси: от народного театра, скоморохов и батлейки до современных авангардных поисков театральной режиссуры.

Выпускник должен:

знать:

- о специфике театрального искусства, о месте и роли драматических форм театра в системе общечеловеческих культурных ценностей;

- о периодизации основных исторических этапов и закономерностях развития белорусского театрального искусства и драматургии, о художественных стилях и направлениях;

- о творчестве наиболее выдающихся театральных деятелей (драматургов, режиссеров, сценографов, актеров и др.) белорусского театрального искусства;

уметь:

- иллюстрировать свои знания по истории белорусского драматического театра в когнитивно-реферативной форме;

- высказывать и обосновывать свою искусствоведческую позицию по проблемам, касающимся эстетической ценности конкретных произведений театрального искусства и драматургии;

- выявлять связь театрального творчества с другими видами искусств, в частности, экранными искусствами.


Охрана труда и техника безопасности

Законодательные акты и инструкции в области охраны труда и техники безопасности. Ядовитые и вредные вещества. Транспортировка, складирование материалов. Гашение извести, приготовление растворов. Виды поражений. Защитные средства. Безопасные методы работ. Работа на высоте. Особенности современных материалов. Электричество и электроинструмент. Легковоспламеняющиеся вещества. Работа с паяльной лампой. Освещение. Пожарная безопасность, средства пожаротушения. Производственный травматизм. Оказание первичной медицинской помощи.

Выпускник должен:

знать:

- правила техники безопасности и охраны труда при выполнении работ в условиях производства, в учебных аудиториях;

- о пожароопасных материалах и основных способах пожаротушения;

- особенности пользования и проведения работ с электрооборудованием и электроинструментом;

- основные методы транспортировки и хранения ядовитых и вредных веществ;

уметь:

- использовать приемы и способы безопасной работы с вредными и ядовитыми веществами, колющим и режущим, электроинструментом и иным оборудованием;

- проводить организационные и технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и охраны труда при работах на объектах;

- оказывать первичную помощь при производственных травмах.


Основы управления интеллектуальной собственностью

Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Промышленная собственность. Патентная информация. Патентные исследования. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности. Государственное управление интеллектуальной собственностью.

Выпускник должен:

знать:

- основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

- порядок оформления прав на объекты интеллектуальной собственности в республике и за рубежом;

- основные виды патентной информации и методику проведения патентных исследований;

- виды ответственности за нарушение прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности и способы защиты этих прав;

уметь:

- проводить патентно-информационный поиск, в том числе с использованием сети Интернет;

- составлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности;

- оформлять договоры на передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

- управлять интеллектуальной собственностью в организации.


Белорусский язык (профессиональная лексика)

Исторические этапы формирования и развития белорусского языка. Особенности научного стиля. Белорусская научная терминология. Стилистика официально-деловых бумаг. Проблемы белорусско-русской интерференции. Лексикология и лексикография. Лексический состав научного стиля. Белорусская научная (искусствоведческая, театроведческая и киноведческая) терминология. Научный текст: структура и языковое оформление. Система жанров научной литературы. Особенности официально-делового стиля. Понятие документа. Группы официально-деловой документации. Деловые письма: языковое оформление и редактирование. Художественный стиль, его особенности и лексический состав.

Выпускник должен:

знать:

- роль языка и произношения в процессе социализации личности;

- систему лексических, грамматических и стилистических средств белорусского языка, их коммуникативные источники;

- языковую ситуацию в Республике Беларусь на современном этапе;

уметь:

- характеризовать особенности терминологической лексики, научного и официально-делового стиля и сферы их функционирования;

- анализировать особенности белорусско-русского и русско-белорусского билингвизма;

- адаптировать языковое поведение в разных ситуациях профессиональных и деловых отношений.


Операторское мастерство

Становление операторского искусства и профессии оператора-постановщика, документалиста, репортера. Оператор и его работа над изобразительным решением фильма. Выразительные средства экранных искусств. Работа оператора над художественными, документальными и другими жанрами телевидения, над информационными и общественно-политическими телевизионными передачами (трансляцией, событийным репортажем, сюжетом, очерком и т.п.), видеофильмами, телефильмами, телеспектаклями. Однокамерный и многокамерный метод съемки, их особенности. Работа оператора в павильоне и студии. Особенности работы с трансфокатором. Панорамные виды съемок, статичная камера. Динамичные приемы съемки. Цветовое решение телефильма. Творческо-производственные обязанности оператора. Правила профессиональной этики. Технологические этапы производства фильма. Работа над литературным сценарием. Разработка постановочного проекта (режиссерского сценария). Операторская экспликация с раскадровкой. Подготовка технико-технологических средств съемки. Изобразительно-декорационное оформление. Оценка оптических и визуальных свойств и качеств материалов. Освоение объектов съемки. Просмотр и анализ отснятого материала. Темпоритм изображения при съемке драмы, комедии, трагедии, мелодрамы, детектива, триллера, боевика и других жанров художественных кинофильмов. Особенности съемки документального фильма, репортажа, очерка и других жанров телевизионной публицистики. Изобразительно-монтажная композиция фильма, эпизода, мизансцены. Классификация съемочных планов. Конструкция кадра. Кинетические и динамические координаты. Колористическое решение фильма в зависимости от экранной драматургии. Ясность предметной формы. Организация внимания средствами композиции. Световой и цветовой акцент. Экранная образность. Работа со светом в павильоне и в студии. Освещение фигур и пространства (декораций и т.п.). Коммутация осветительных приборов. Освещение интерьеров. Цветовой баланс. Контроль "по белому" и серой шкале. Экспонометрический контроль. Особенности освещения на натуре. Качество света. Влияние погодных и климатических условий. Спектральный состав освещения. Съемка в солнечную и пасмурную погоду. Съемка снежной натуры, водных поверхностей. Режимные съемки (утро, вечер). Съемка "днем под ночь". Съемочные светофильтры. Досъемка натурных планов в павильоне. Имитация луны, радуги. Световой и цветовой баланс. Пластическая выразительность актера и персонажа в кадре. Техника работы над крупным планом. Подбор схемы освещения, оптики, грима. Анализ операторской работы в художественных фильмах голливудской, нью-йоркской, английской, французской, польской, итальянской, шведской, советской, российской и белорусской операторских школ. Работа операторов-документалистов. Военные кинооператоры. Телевизионные операторы. Телевизионные сериалы на кинопленке и на цифровых носителях. Современные технологии в визуальных искусствах. Перспективы развития белорусского кинематографа и телевидения. Идеология и экология экранных искусств.

Выпускник должен:

знать:

- о становлении, формировании и развитии операторского искусства;

- о роли оператора в формировании образных выразительных средств экрана;

- об изобразительной природе кадра, классификацию съемочных планов;

- о технических особенностях и творческих возможностях художественного телефильма;

- о выразительных возможностях телевидения, о жанрах на телевидении;

- о композиционном построении литературного сценария, о разработке режиссерского сценария;

- об освещении на телевидении (характер, виды, схемы и др.);

- об оптике (от "монокля" до сложнейших оптических систем);

- об экспозиции при съемках;

- о технических характеристиках съемочной аппаратуры (включая современные модели цифровых камер), ее функциях;

- о видах и приемах съемки, о панорамировании, съемке с движения;

- об особенностях специальных видов съемки (горной, воздушной, подводной);

- о требованиях к источникам света для павильонов и телевизионных студий;

- о технологических этапах производства фильма (подготовительном, съемочном, монтажно-тонировочном периодах);

- о поисках изобразительно-выразительных средств монтажа (линейного и нелинейного);

- об идеологии и экологии экранных искусств;

уметь:

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве кинофильмов разных жанров;

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве теле-, видеопродукции различных жанров;

- совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию, соблюдать профессиональную этику.


Фотокомпозиция

Основные термины и понятия фотокомпозиции. Построение экранного пространства объема. Конкретная разработка сюжетно-тематической основы кадра. Распределение (группировка) объектов и предметов в пространстве. Устойчивые и неустойчивые, механические и динамические композиции. Открытые и закрытые композиции. Точка зрения. Ракурс. Масштаб и пропорции. Виды перспектив. Линия горизонта. Центральная точка схода. Ритм. Закон целостности. Конструктивная идея. Центр внимания. Закон контрастов. Градации светотени. Закон новизны. Закон подчиненности. Формат, размер. Фактура. Симметрия, асимметрия. Приемы композиции. Сюжетно-композиционный центр. Расположение главного на втором пространственном плане. Передача впечатления монументальности. Глубина пространства. Горизонтали, вертикали, диагональные направления. Фронтальная композиция. Объемная композиция. Глубинно-пространственная композиция. Акцент. Нюанс. Колорит. Пропорция. Особенности композиционного построения натюрморта, портрета, пейзажа, жанровой фотографии. Анализ композиционного построения живописных произведений на примерах изобразительного искусства, начиная с эпохи Возрождения и до наших дней. История фотографии. Съемка в павильоне и на натуре натюрморта, портрета (гипса) с различными схемами света и характером освещения. Съемка красного предмета на красном фоне. Съемка трехпредметной композиции. Жанровая фотография. Фотораскадровка эпизода фильма. Реальное и иллюзорное движение в живописи и фотографии. Кинокомпозиция. Фотокопии натюрморта и портрета. Подбор модели, костюма для съемки портрета, использование грима. Подбор реквизита для съемки натюрморта.

Выпускник должен:

знать:

- о композиционном построении кадра;

- о видах, правилах, законах, приемах и средствах композиции;

- о видах перспектив, ее основных терминов;

- об использовании фотораскадровки;

- о кинокомпозиции, ее отличительных особенностях;

- об эволюции композиционного построения картинной плоскости на примерах изобразительного искусства;

уметь:

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве кинофильмов разных жанров;

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве теле-, видеопродукции различных жанров;

- совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию.


Кинофотографические процессы и материалы

Физико-химические основы фотографического процесса. Строение, отделка, упаковка и контроль кинопленок. Основные виды пленочного брака. Экспонирование кинопленок. Проявление и закрепление изображения. Вспомогательные и дополнительные операции. Машинная обработка кинопленок. Эффекты проявления. Сенситометрия. Характеристические кривые кинопленок (графики). Структурометрия. Физико-механические свойства кинопленок. Форматы кинопленок. Негативные кинопленки. Гиперсенсибилизация и латенсификация кинопленок. Фотографическая обработка негативных кинопленок. Реактивы. Составление проявителей. Коэффициент контрастности. Светочувствительность, системы ее определения. Разрешающая способность. Частотно-контрастная характеристика. Фотографическая широта. Цветочувствительность. Подготовка негативов к печати. Цветоустановка. Монтаж и контроль негатива. Позитивные кинопленки. Копировальный аппарат. Печать позитива. Фотографическая обработка позитивных кинопленок. Звук в позитиве. Контроль позитива. Контратипирование черно-белого и цветного изображения. Сквозной фотографический контроль. Трансформирование изображения. Аддитивная и субтрактивная печать. Изображение в фильмокопии. Гидротипные фильмокопии. Разноформатные фильмокопии. Фильмокопии для телевидения. Бессеребряные фильмокопии. Субтирование фильмокопий. Видеодиск. Контроль фильмокопий. Кинопроекционная аппаратура. Процесс старения. Сохранность кинопленок. Сохранность скрытого и видимого изображения. Профилактическая обработка и реставрация кинопленок. Перевод киноизображения на электронные носители. Цифровая обработка материалов на компьютере.

Выпускник должен:

знать:

- о физико-химических основах фотографического процесса;

- о технологии обработки различных видов кинопленок и об основных видах пленочного брака;

- о цветоустановке, цветокоррекции, аддитивной и субтрактивной печати, о цифровой обработке киноматериалов;

уметь:

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве художественных кинофильмов;

- использовать приобретенные знания при производстве документальных кинофильмов;

- совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию.


Киносъемочная аппаратура и оптика

Система обычного и цифрового кинематографа, основные этапы развития. Киносъемочные аппараты для съемки в различных форматах. Профессиональные модели киносъемочной аппаратуры. Киносъемочные аппараты для синхронных и натурных съемок, их технические характеристики. Киносъемочные аппараты для специальных видов съемок (цейтраферной, рапидной и др.), их технические характеристики. Особенности построение изображения различными оптическими системами (широкоугольными, нормальными, длиннофокусными объективами). Особенности работы с объективами с переменным фокусным расстоянием (трансфокаторами). Фокусное расстояние. Угол поля зрения. Светосила объектива. Распределение освещенности по полю кадра. Глубина резко изображаемого пространства. Дистанция наводки на резкость. Гиперфокальное расстояние. Светорассеяние. Аберрации. Фотографическая разрешающая сила. Передача контраста. Зарядка кассет и кинокамер. Качество киноизображения. Анаморфотная оптика. Визиры. Штативы и панорамные головки. Операторские тележки, краны, кран-стрелки. Стедикам. Комбинированные камеры для кино и телевидения, их модификации, функции и технические характеристики. Электронно-оптические преобразователи. Мониторы. Аккумуляторы. Перспективы развития техники и технологии цифрового кинематографа.

Выпускник должен:

знать:

- об основных видах профессиональной киносъемочной аппаратуры;

- о функциях и технических характеристиках киносъемочной аппаратуры различных модификаций;

- о различных видах оптических систем, их влиянии на качество киноизображения;

- о специализированной операторской технике и о цифровых технологиях в кинематографе;

уметь:

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве художественных кинофильмов;

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве документальных кинофильмов;

- совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию.


История кинооператорского искусства

Становление и развитие кинооператорского искусства. Способы получения кинематографических изображений. Выявление возможностей кино как нового массового зрелища. Возможности кинооператорских решений, присущих экранным произведениям различных жанров. Дореволюционные кинооператоры. Кинохроникеры. Стилистика кинооператорских школ конца 1920-х годов. Поиски новых форм изобразительной организации материала, связанных с особенностями звукового кино. Первые опыты работы кинооператоров в цветном кино. Военные кинооператоры Великой Отечественной войны. Кинооператоры черно-белых кинофильмов 1950-х годов. Внедрение новых систем кинематографа, связанных с изменениями форматов кадра. Широкоэкранный и широкоформатный кинематограф. Кинооператоры неореализма, "новой волны". Кинооператоры конца 1950-х - начала 1980-х годов. Изобразительная культура кинематографа конца 1980-х - 1990-х годов. Стилевые и изобразительные тенденции современного кинооператорского искусства. Фильмы, снятые ведущими кинооператорами мирового и белорусского кино.

Выпускник должен:

знать:

- об истории кинооператорского искусства;

- об особенностях кинооператорских решений;

- о современных изобразительных тенденциях кинооператорского искусства;

уметь:

- использовать приобретенные знания при производстве художественных кинофильмов;

- использовать приобретенные знания при производстве документальных кинофильмов;

- совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию.


Раскадровочный рисунок

Деление литературного произведения на съемочные планы. Кадр. Масштаб. Направление движения. Схемы. Глубина пространства. Планировка. Условное обозначение мизансцен. Крупность плана. Тонировка изображения. Законы построения линейной перспективы. Деление эпизода на планы.

Выпускник должен:

знать:

- об условном обозначении мизансцен;

- о законах построения линейной перспективы;

- о возможностях деления эпизода на планы;

уметь:

- раскадровать литературный сценарий;

- создавать глубину пространства, используя линейную перспективу;

- разрабатывать планировку декорации.


Киносветотехника

Основные светотехнические величины и единицы. Световые измерения. Требования к источникам света для кинопавильонов. Лампы накаливания. Лампы дневного света. Классификация осветительной аппаратуры для кинематографа. Портативные комплекты осветительной аппаратуры для репортажных киносъемок. Типы и характеристики светильников. Типы осветительных приборов, их характеристики. Светотехническое нормирование в кинопавильонах. Автоматизация схем света для кинопавильонов. Современные энергосберегающие и безопасные виды ламп. Коммутация осветительной аппаратуры. Установка универсальной схемы света в кинопавильонах. Резервные электрические подстанции. Соблюдение техники безопасности при работе с осветительной аппаратурой.

Выпускник должен:

знать:

- об основных светотехнических величинах, единицах, световых измерениях;

- о требованиях к источникам света для кинопавильонов, о видах ламп, типах и характеристиках светильников, кинопрожекторов;

- об автоматизации, коммутации осветительной аппаратуры, о современных энергосберегающих и безопасных видах ламп;

- о соблюдении техники безопасности при работе с осветительной аппаратурой;

уметь:

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве художественных кинофильмов;

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве документальных кинофильмов;

- совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию.


Монтаж

Основные термины и понятия монтажа. История, теория и эволюция монтажа. Монтажно-тонировочный период в производстве кинофильма. Временной и пространственный эффект. Последовательность кадров и их длина. Экранные метафоры, способы их создания. Движение кадров. Ассоциативный монтаж. Последовательный монтаж. Параллельный монтаж. Метафорический монтаж. Поэтический монтаж. Аллегорический монтаж. Темп сцены и темп монтажа. Ритм в монтаже. Временная перспектива. Напряжение драматургических сцен при съемке отдельных жанров кино (напр., триллера), создание "саспенса". Наплыв. Затемнение. Внутрикадровый монтаж. Субъективный монтаж. Перенос места действия. Экспозиционная завязка сюжета. Монтажные открытия Гриффита, Эйзенштейна, Пудовкина. Эффект Кулешова ("синтез нового явления"). Монтажный троп. Скорость чередования кадров. Деталь, ее драматургическое значение. Создание комедийных эффектов. Подготовка киноматериала. Монтажный стол. Монтажный план. Монтажный переход. Направление движения, основные ошибки при киносъемке. Роль кинооператорской раскадровки. Создание впечатления быстрого действия. Монтажная фраза. Монтажный элемент. Монтаж по световой и цветовой атмосфере. Монтаж звукового ряда. Графическое оформление фильма. Практика монтажа. Особенности монтажа кинофильма.

Выпускник должен:

знать:

- о творческих и технических видах монтажа, монтажных переходах, экранных метафорах;

- о темпоритме монтажа при работе в разных жанрах кинематографа при производстве кинофильмов;

- о создании временной перспективы (смещении во времени), перенос места действия;

- о внутрикадровом монтаже при репортажной съемке, монтажном "видении" события;

- о монтажном "синтезе нового явления" (смещение драматургических акцентов при перемонтаже кинофильма);

- об особенностях монтажа кинематографической продукции;

уметь:

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве художественных кинофильмов;

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве документальных кинофильмов;

- совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию.


Технология киносъемки

Форматы и размеры кинокадра. Широкоэкранные системы. Широкоформатные системы. Кашетирование. Цифровые системы. Значение диафрагмы. Совокупность регулируемых параметров киносъемки. Съемка по заданной крупности плана. Правила съемки монтажных кадров. Глубина резкости в парных композициях. Съемка трехплановых кадров с движением камеры. Ракурсные съемки. Многоплановая киносъемка удаленных объектов. Панорамирование с изменением частоты киносъемки. Съемка с комбинированным движением. Регулирование угла открытия обтюратора. Регулирование частоты киносъемки. Время и метраж. Фликкер-эффект при импульсном освещении.

Выпускник должен:

знать:

- о системах кинематографа;

- о технических аспектах технологии киносъемки;

- о временном факторе киноизображения;

уметь:

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве художественных кинофильмов;

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве документальных кинофильмов;

- совершенствовать свои технические знания и умения, повышать профессиональную квалификацию.


Киноосвещение

Основные понятия и термины киноосвещения. Киноэкспонометрия. Экспозиционный режим при киносъемке. Характер освещения: светотеневой, светотональный, силуэтный, локальный. Виды света: рисующий, заполняющий, контровой, контурный, моделирующий, фоновый. Эффекты освещения. Свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Особенности работы с естественным и искусственным освещением. Схемы света, включая классическую схему освещения при съемках натюрморта, портрета (гипса). Источники искусственного света. Управление освещением. Основные элементы освещения объекта съемки. Типичные условия съемки. Естественное освещение. Качество света. Заявка на осветительную аппаратуру. Контроль спектрального состава освещения при киносъемке. Яркость, освещенность. Закон обратных квадратов. Цветоизмерительные приборы. Осветительные светофильтры, классификация и их применение. Белый свет. Отражение, поглощение и пропускание света. Спектральные свойства отражающих и пропускающих свет материалов. Экспонометрический контроль освещения при киносъемке. Экспонометры (спотметры). Визуальная оценка свойств различных материалов. Цветовая температура. Применение грима при съемке портрета. Освещение объектов, предметов и пространства в кинопавильоне. Специфика работы с освещением на натуре. Использование подсветок, отражателей, затенителей на натуре. Работа кинооператора-документалиста при малых освещенностях. Цветное киноосвещение. Влияние астрономических условий на качество света. Имитация различных световых эффектов. Коммутация осветительных приборов в кинопавильоне. Установка универсальной схемы света. Степень автоматизации и управление светом. Шторки, тубуса, рассеиватели. Работа кинооператора-постановщика с бригадой осветителей. Художественный свет в кинематографе. Освещение при киносъемке хроникального и документального материала.

Выпускник должен:

знать:

- о художественно-выразительном аспекте освещения (естественного и искусственного);

- о видах света, характере освещения, эффектах освещения, схемах света, качестве света;

- о контроле спектрального состава киноосвещения, экспонометрическом контроле;

- об осветительных светофильтрах, их классификации и областях применения;

- о специфике работы с освещением в кинопавильоне, интерьере и на натуре;

- об освещении пространства, использовании динамического света;

- о цветном киноосвещении, имитации различных световых эффектов;

- о работе кинооператора-постановщика с бригадой осветителей, оформлении заявки на установку света;

- о коммутации осветительных приборов в кинопавильоне;

- о технике безопасности при работе с осветительной аппаратурой;

уметь:

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве художественных кинофильмов;

- использовать приобретенные знания и навыки при производстве документальных кинофильмов;

- совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию.


7.6 Требования к содержанию и организации практик


Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов и проводятся в кинематографических структурах.

Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями. Практики организуются с учетом направления специальности.


7.6.1 Ознакомительная практика

Ознакомление с общей структурой кинопроизводства, творческим и технологическим процессом создания кинопродукции, системой охраны труда и техникой безопасности, техническими службами, цехами, обеспечивающими съемочный, монтажно-тонировочный период создания той или иной экранной продукции разных жанров (художественные, документальные, учебные, научно-популярные кинофильмы, хроникальные сюжеты и др.); изучение новейшей киносъемочной и операторской техники, осветительной аппаратуры и технологий обработки кинопленки.


7.6.2 Операторская практика

Детальное изучение и освоение работы кинооператора на кинопроизводстве; участие в съемочном процессе в качестве ассистентов кинооператоров (стажеров), изучение и освоение функций современной киносъемочной аппаратуры, операторской техники, светотехники; участие в павильонных и натурных киносъемках; изучение и освоение процесса монтажа и озвучения кинопродукции; закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний и навыков в условиях кинопроизводственного процесса; соблюдение трудовой и производственной дисциплины; взаимодействие со специалистами смежных профессий; изучение и овладение современными средствами коммуникаций; овладение профессиональной этикой.


7.6.3 Преддипломная практика

Участие в процессе создания кинопродукции, самостоятельная работа в организации и проведении киносъемок; совместная работа с кинорежиссером над разработкой постановочного режиссерского сценария кинофильма для выполнения дипломного проекта, разработка кинооператорской экспликации, раскадровки, киносъемка, монтаж и озвучение дипломной экранной работы.

По окончании каждой практики студенты предоставляют объективную характеристику с кинопроизводства, а также письменные отчеты по проделанной работе, включая дневник практики.


8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса


8.1 Требования к кадровому обеспечению


Научно-педагогические кадры вуза должны:

- иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (ученую степень, звание);


Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 |



Archive documents
Папярэдні | Наступны
Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList