Навигация
Новые документы
Реклама
Ресурсы в тему
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.03.2010 № 35 "Об утверждении, введении в действие и отмене образовательных стандартов высшего образования"< Главная страница Стр. 4Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | 4.3 Общие цели подготовки специалиста Общие цели подготовки специалиста: - формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, сочетающей академические, профессиональные, социально-личностные компетенции и позволяющие решать задачи в сфере профессиональной и социальной деятельности; - формирование профессиональных компетенций для организационно-управленческой и экономическо-производственной работы в области экранных видов искусства; - формирование навыков исследовательской работы, умений проводить анализ явлений экранного искусства. 4.4 Формы обучения по специальности Обучение по специальности предусматривает следующие формы: очная (дневная), заочная. 4.5 Сроки подготовки специалиста Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее чем в 300 зачетных единиц. Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается на 1 год. 5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности Сферы профессиональной деятельности: - искусство; - образование; - наука; - культура; - СМИ. 5.2 Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности специалиста являются кино-, видео- и телестудии, другие кинематографические и телевизионные организации, театры, радио, музеи кино и телевидения, архивы, научно-исследовательские и образовательные учреждения искусства и культуры, средства массовой информации, редакции газет и журналов. 5.3 Виды профессиональной деятельности Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности: - организационно-управленческой; - кинотелепроизводственной; - научно-исследовательской; - редакторской; - кинокритике. 5.4 Задачи профессиональной деятельности Выпускник вуза должен уметь решать следующие профессиональные задачи: - анализа кино-, телепроцесса в целом и его отдельных сторон - киноактерского, кинорежиссерского, кинооператорского искусства, кинодраматургии и т.п.; - управления кино- и телепроцессом, подразделениями кино- и телевизионного профиля; - обучения и повышения квалификации персонала; - оценки результатов, в том числе творческо-экономический анализ кино-, телепроцесса и творческо-производственной деятельности; - осуществления научно-исследовательских работ. 5.5 Состав компетенций специалиста Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом; социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им; профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности. 6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки выпускника 6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин для осуществления социально-профессиональной деятельности. 6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности. 6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию. 6.2 Требования к академическим компетенциям Специалист должен обладать следующими академическими компетенциями: - владеть базовыми научно-теоретическими знаниями по изученным дисциплинам; - уметь применять базовые знания для решения теоретических и практических задач; - владеть системным и сравнительным анализом; - обладать исследовательскими навыками; - уметь работать самостоятельно; - быть способным порождать новые идеи; - владеть междисциплинарным подходом при решении проблем; - иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером; - обладать лингвистическими навыками; - уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям Специалист должен обладать следующими социально-личностными компетенциями: - обладать качествами гражданственности; - быть способным к социальному взаимодействию; - обладать способностью к межличностным коммуникациям; - обладать навыками здорового образа жизни; - быть способным к критике и самокритике; - уметь работать в коллективе. 6.4 Требования к профессиональным компетенциям Специалист должен обладать профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным: в организационно-управленческой сфере: - работать с юридической литературой и трудовым законодательством; - организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда; - контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину; - составлять документацию; - взаимодействовать со специалистами смежных профилей; - анализировать и оценивать собранные данные; - разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы; - вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками; - готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них; - пользоваться глобальными информационными ресурсами; - владеть современными средствами телекоммуникаций; в кинотелепроизводственной сфере: - управлять творческо-производственными процессами деятельности с максимальным использованием творческо-производственных мощностей на уровне заведующего сектором, отделом, отраслевой редакции; - выполнять творческо-производственные задания руководства кино- и телевизионных предприятий, архивов, музеев, иных учреждений культуры и искусства, разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению творческо-производственных планов, экономичности работы отдельных подразделений; - разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на усовершенствования работы и управления в сфере кино-, телеискусства, организовывать, координировать и анализировать творческо-производственные процессы предприятий кино и телевидения, музеев, архивов; в научно-исследовательской сфере: - принимать участие в научных исследованиях по разработке теоретических проблем в области кино- и телеискусства и их истории, экономики, изучать кино- и телеискусство в контексте смежных видов искусств; в редакторском деле: - осуществлять редакторскую правку и обработку текстов сценариев для кино, телевидения, радио, периодики и книг; - критически анализировать произведения кино- и телеискусства, кинодраматургии, тенденции развития кино- и телеискусства; в кинокритике: - анализировать явления и процессы в области отечественного и зарубежного кино- и телеискусства; - давать оценку современному состоянию кино- и телепрактики, творческим поискам кино- и телережиссеров, киноактеров, кинодраматургов и т.д.; - раскрывать образный смысл и особенности формы произведений кино- и теледраматургии, кино- и телеискусства; - устанавливать и развивать контакты со зрительской аудиторией, изучать ее предложения и запросы. 7 Требования к образовательной программе и ее реализации 7.1 Состав образовательной программы 7.1.1 Образовательная программа подготовки специалиста должна включать в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, порядок выполнения дипломной работы, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. 7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов: - цикл социально-гуманитарных дисциплин; - цикл естественнонаучных дисциплин; - цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. 7.2 Требования к разработке образовательной программы 7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. 7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов должен быть установлен в пределах 24 - 36 часов. 7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам. 7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте. 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 255 недель, включая 4 недели отпуска после окончания вуза. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 ---------------------------------+------------------------------------ ¦ Виды деятельности, ¦ Продолжительность при сроке обучения 5 ¦ ¦ установленные учебным планом ¦ лет ¦ +--------------------------------+---------------------+------------------+ ¦Теоретическое обучение. ¦ 149 недель ¦ 8046 часов ¦ ¦Практические занятия ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+---------------------+------------------+ ¦Экзаменационные сессии ¦ 26 недель ¦ 1404 часа ¦ +--------------------------------+---------------------+------------------+ ¦Практика ¦ 20 недель ¦ 1080 часов ¦ +--------------------------------+---------------------+------------------+ ¦Дипломная работа ¦ 27 недель ¦ 1458 часов ¦ +--------------------------------+---------------------+------------------+ ¦Итоговая государственная ¦ 3 недели ¦ 162 часа ¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+---------------------+------------------+ ¦Каникулы (включая 4 недели ¦ 30 недель ¦ ¦последипломного отпуска) ¦ ¦ ¦--------------------------------+----------------------------------------- 7.3.2 При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 7.4 Типовой учебный план 7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2. Таблица 2 -----+----------------------+------------------------------------+---- ¦ ¦ ¦ Объем работы (часов) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------+ ¦ ¦ N ¦ Наименование цикла и ¦ ¦ из них ¦Зачетные¦ ¦п/п ¦ дисциплины ¦ всего +-----------+---------------+единицы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аудиторные ¦самостоятельная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятия ¦ работа ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ 1 ¦Цикл социально- ¦ 1586 ¦ 768/490 ¦ 336 ¦ 40+ТК ¦ ¦ ¦гуманитарных дисциплин¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Обязательный компонент¦ 1432 ¦ 644/490 ¦ 298 ¦ 33+ТК ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦1.1 ¦История Беларуси ¦ 102 ¦ 72 ¦ 30 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦1.2 ¦Основы идеологии ¦ 36 ¦ 24 ¦ 12 ¦ 1 ¦ ¦ ¦белорусского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦1.3 ¦Философия ¦ 102 ¦ 76 ¦ 26 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦1.4 ¦Экономическая теория ¦ 102 ¦ 76 ¦ 26 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦1.5 ¦Социология ¦ 54 ¦ 36 ¦ 18 ¦ 2 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦1.6 ¦Политология ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦1.7 ¦Основы психологии и ¦ 102 ¦ 72 ¦ 30 ¦ 4 ¦ ¦ ¦педагогики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦1.8 ¦Иностранный язык ¦ 272 ¦ 150 ¦ 122 ¦ 9 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦1.9 ¦Физическая культура ¦ 560 ¦ 70/490 ¦ - ¦ 1+ТК ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Дисциплины по выбору ¦ 162 ¦ 124 ¦ 38 ¦ 7 ¦ ¦ ¦студента (3) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(культурология, этика,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эстетика, логика, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦религиоведение, основы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦права, другие курсы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ 2 ¦Цикл ¦ 410 ¦ 272 ¦ 138 ¦ 16 ¦ ¦ ¦естественнонаучных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Обязательный компонент¦ 308 ¦ 204 ¦ 104 ¦ 12 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦2.1 ¦Основы экологии и ¦ 52 ¦ 34 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦энергосбережения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦2.2 ¦Основы современного ¦ 52 ¦ 34 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦естествознания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦2.3 ¦Защита населения и ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦объектов от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуаций.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Радиационная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦2.4 ¦Основы информационных ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ ¦ ¦технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Вузовский компонент ¦ 102 ¦ 68 ¦ 34 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ 3 ¦Цикл ¦ 6032 ¦ 4316 ¦ 1716 ¦ 249 ¦ ¦ ¦общепрофессиональных и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специальных дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Обязательный компонент¦ 5435 ¦ 3860 ¦ 1575 ¦ 223 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.1 ¦История мировой ¦ 149 ¦ 106 ¦ 43 ¦ 6 ¦ ¦ ¦литературы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.2 ¦История белорусской ¦ 102 ¦ 70 ¦ 32 ¦ 4 ¦ ¦ ¦литературы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.3 ¦Охрана труда и техника¦ 34 ¦ 18 ¦ 16 ¦ 1 ¦ ¦ ¦безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.4 ¦Основы управления ¦ 47 ¦ 36 ¦ 11 ¦ 2 ¦ ¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.5 ¦Белорусский язык ¦ 91 ¦ 70 ¦ 21 ¦ 4 ¦ ¦ ¦(профессиональная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лексика) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.6 ¦История мирового и ¦ 229 ¦ 176 ¦ 53 ¦ 10 ¦ ¦ ¦белорусского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изобразительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦искусства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.7 ¦История мировой и ¦ 138 ¦ 106 ¦ 32 ¦ 6 ¦ ¦ ¦белорусской музыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.8 ¦История мирового и ¦ 229 ¦ 176 ¦ 53 ¦ 10 ¦ ¦ ¦белорусского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦драматического театра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.9 ¦Введение в киноведение¦ 98 ¦ 70 ¦ 28 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.10¦Кинокритика ¦ 558 ¦ 404 ¦ 154 ¦ 24 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.11¦История кино Беларуси ¦ 284 ¦ 210 ¦ 74 ¦ 12 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.12¦История кино Западной ¦ 392 ¦ 280 ¦ 112 ¦ 16 ¦ ¦ ¦и Центральной Европы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.13¦История кино Америки ¦ 347 ¦ 248 ¦ 99 ¦ 15 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.14¦История кино России ¦ 344 ¦ 246 ¦ 98 ¦ 14 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.15¦История кино стран ¦ 92 ¦ 70 ¦ 22 ¦ 4 ¦ ¦ ¦Балтии и СНГ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.16¦История кино стран ¦ 92 ¦ 70 ¦ 22 ¦ 4 ¦ ¦ ¦Востока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.17¦История ¦ 218 ¦ 156 ¦ 62 ¦ 9 ¦ ¦ ¦документального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦научно-популярного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кино ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.18¦История анимационного ¦ 136 ¦ 104 ¦ 32 ¦ 6 ¦ ¦ ¦кино ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.19¦Организация ¦ 516 ¦ 388 ¦ 128 ¦ 23 ¦ ¦ ¦кинотелепроизводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.20¦Экономика ¦ 100 ¦ 70 ¦ 30 ¦ 4 ¦ ¦ ¦кинотелепроизводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.21¦Финансы и кредит ¦ 100 ¦ 70 ¦ 30 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.22¦Бухгалтерский учет ¦ 198 ¦ 140 ¦ 58 ¦ 8 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.23¦Основы менеджмента ¦ 194 ¦ 104 ¦ 90 ¦ 6 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.24¦Основы рыночной ¦ 200 ¦ 106 ¦ 94 ¦ 6 ¦ ¦ ¦экономики. Маркетинг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.25¦Основы продюсерства ¦ 100 ¦ 70 ¦ 30 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.26¦Социально- ¦ 100 ¦ 70 ¦ 30 ¦ 4 ¦ ¦ ¦психологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аспекты руководства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.27¦Теория кинодраматургии¦ 89 ¦ 68 ¦ 21 ¦ 4 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.28¦Стилистика и ¦ 132 ¦ 70 ¦ 62 ¦ 4 ¦ ¦ ¦литературное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦редактирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.29¦Кинотелетехника и ¦ 54 ¦ 36 ¦ 18 ¦ 2 ¦ ¦ ¦технология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦3.30¦Реклама и издательское¦ 72 ¦ 52 ¦ 20 ¦ 3 ¦ ¦ ¦дело ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Вузовский компонент ¦ 324 ¦ 246 ¦ 78 ¦ 14 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Дисциплины по выбору ¦ 273 ¦ 210 ¦ 63 ¦ 12 ¦ ¦ ¦студента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Факультативные ¦ 10 ¦ 10 ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Экзаменационные сессии¦ 1404 ¦ ¦ 1404 ¦ 39 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Всего ¦ 9450 ¦ 5366/490 ¦ 3594 ¦ 345+ТК ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ 4 ¦Практики, 20 нед. ¦ 1080 ¦ 0 ¦ 1080 ¦ 31 ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦4.1 ¦Ознакомительная ¦ 270 ¦ ¦ 270 ¦ 8 ¦ ¦ ¦(учебная) практика, 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦4.2 ¦Менеджерская ¦ 540 ¦ ¦ 540 ¦ 15 ¦ ¦ ¦(производственная) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦практика, 10 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦4.3 ¦Преддипломная ¦ 270 ¦ ¦ 270 ¦ 8 ¦ ¦ ¦практика, 5 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ 5 ¦Дипломная работа, 27 ¦ 1458 ¦ ¦ 1458 ¦ 41 ¦ ¦ ¦нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ 6 ¦Итоговая ¦ 162 ¦ ¦ 162 ¦ 5 ¦ ¦ ¦государственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аттестация, 3 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------+ ¦ ¦Всего ¦ ¦ ¦ ¦ 422+ТК ¦ ¦----+----------------------+--------+-----------+---------------+--------- 7.4.2 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза. 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам 7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях. 7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с образовательным стандартом РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. 7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин Основы экологии и энергосбережения Экология как научная дисциплина. Биоэкология. Экосистема как основная единица функционирования живой природы. Структурные компоненты экосистемы. Основные законы экологии. Основные биогеохимические циклы. Загрязнение окружающей среды. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Нормирование качества окружающей среды. Мониторинг окружающей среды. Защита окружающей среды от промышленных загрязнений. Экологическая сертификация. Экологические стандарты. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Энергосбережение и энергоресурсы. Виды топлива и теплота сгорания. Энергетика и охрана окружающей среды. Государственная энергетическая программа. Бытовое энергосбережение. Выпускник должен: знать: - основные экологические термины и понятия; - особенности строения биосферы; - основы адаптации организмов к окружающей среде; - влияние антропических и антропогенных факторов на жизнь биосферы и здоровье человека; - систему мониторинга как основной метод изучения экологии; - основные международные соглашения по вопросам загрязнения окружающей среды; - основные законодательные акты Республики Беларусь об охране окружающей среды. Охраняемые территории Республики Беларусь; - важность рационального природопользования; - об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосохраняющей политике на основе мирового опыта и государственной политики Республики Беларусь; - о принципах эффективного использования первичной и преобразованной энергии; - теплоизоляционные материалы и вторичные энергетические ресурсы; уметь: - ориентироваться в современной экологической обстановке; - принимать активное личное участие в решении экологических проблем местного значения; - использовать приобретенные знания для формирования сознательной готовности к адаптивному участию в проводимых природоохранных мероприятиях; - использовать концепцию биоцентризма для подхода к решению экологических задач любого уровня; - разбираться в экологических стандартах; - использовать основные элементы учета и контроля потребления энергии; - владеть приемами энергосбережения; - применять методы использования тепловой и электрической энергии с минимальными потерями. Основы современного естествознания Иерархия материальных систем, микромир и мегамир. Взаимодействия и их проявления в различных системах микромира, макромира и мегамира. Анализ иерархии структурной организации вещества на основе современной физической теории и использования физико-химических методов исследования. Проблемы происхождения и развития Вселенной. Процессы возникновения и эволюции живых систем. Динамическая организация мира. Основные методы динамического, статического и термодинамического описания материальных систем. Гуманистическая направленность естествознания. Выпускник должен: знать: - принципы естественнонаучного познания, дифференциации и взаимообусловленности естественных наук; - основы современных естественнонаучных представлений о возникновении и трансформации Вселенной, строении и эволюции биосферы; - новейшие открытия в области естествознания и перспективы их использования в материальной и социокультурной практике; уметь: - сопоставлять реальным явлениям и процессам естественнонаучные модели, использовать условные обозначения и размерности единиц физических и химических величин; - анализировать и оценивать конкретные научно-технические проблемы с позиции общих принципов современного естествознания. Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность Источники опасности и особенности защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биологического, экологического и социального характеров. Прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты населения, объектов хозяйствования и природной среды в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях и экологическая безопасность. Физическая природа и источники радиационной опасности для человека, объектов и природной среды. Основы радиационной безопасности биологических систем. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и мероприятия по ликвидации ее последствий. Виды медицинской помощи. Выпускник должен: знать: - основные виды чрезвычайных ситуаций, характерные для Республики Беларусь, и их последствия для населения, хозяйственных объектов и природной среды; - систему защиты населения и территорий в мирное и военное время; - основы радиационной безопасности и радиационной экологии; - основные виды медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации; уметь: - прогнозировать, оценивать и проводить мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; - организовывать работу по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов чрезвычайных ситуациях; - пользоваться приборами химического, радиометрического, дозиметрического и экологического контроля; - оказать первую помощь пострадавшему (травма, несчастный случай). Основы информационных технологий Информация. Информатизация. Технические средства информатизации. Системные программные средства информатизации. Общие сведения о системах обработки информации. Универсальные программные средства информатизации. Текстовые процессоры. Табличные процессоры. Системы управления базами данных. Программные средства разработки презентаций. Антивирусные средства. Средства архивации данных. Состав и программное обеспечение локальных и глобальных сетей. Глобальная сеть Интернет. Принципы организации и программная поддержка электронной почты. Выпускник должен: знать: - основные виды информации; - технические средства информатизации; - назначение и основные функции операционных систем как системных программных средств информатизации; - общие сведения о системах обработки информации; - основные функции текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных, разработки презентаций как универсальных информационных технологий; - антивирусные средства; - средства архивации данных; - принципы работы с электронной почтой; уметь: - создавать, сохранять, копировать, архивировать файлы с информацией, проверять их на наличие вирусов; - создавать и редактировать текстовые документы; - создавать и редактировать таблицы; - создавать и редактировать базы данных; - создавать презентации и слайд-фильмы; - осуществлять поиск и просмотр информации в сети Интернет. 7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин История мировой литературы Литература как вид искусства и составная часть художественной культуры человечества. Ее идейное и художественное богатство. Развитие и усложнение художественной литературы как результат развития личности, ее самопознания и самоопределения. Международные и культурные связи как обязательные условия и важнейший источник богатства национальных литератур. Понятие мировой литературы. Мировая литература как совокупность отличительных черт национальных искусств. История литературы в контексте всеобщей истории и истории культуры. Основные этапы развития литературы. Важнейшие школы, направления, стили. Литература Античности, европейского Средневековья, эпох Возрождения, Просветительства, Западной Европы и Америки XIX - XX веков, славянских стран (русской, украинской, болгарской, чешской, польской). Национальные элементы в освоении культурного наследия Запада. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития мировой литературы с древнейших времен до XX века; - творчество выдающихся деятелей мировой поэзии, прозы, драматургии; - стилистические и иные особенности произведений классиков литературы; уметь: - самостоятельно анализировать произведения литературы; - различать явления искусства и массовой культуры; - вести научный диалог по дискуссионным вопросам; - использовать критическую литературу. История белорусской литературы Старобелорусская литература (X - XVIII вв.). Литература эпохи Древней Руси и принятия христианства (X - первая половина XIII вв.). Литература эпохи Возрождения (вторая половина XIII - первая половина XVI вв.). Полемическая литература эпохи религиозно-политической борьбы на Беларуси, зарождение силабики и прозы (вторая половина XVI - первая половина XVII вв.). Литература эпохи упадка старобелорусской письменности, роль фольклора в сохранении национального менталитета в этот период (вторая половина XVII - XVIII вв.). Основные литературно-художественные течения первой половины XIX в. (социально-бытовая, романтично-этнографическая, реалистическая). Зарождение критического реализма в белорусской литературе после восстания К.Калиновского (вторая половина XIX в.). Новый период возрождения и развития белорусской литературы начала XX столетия (до 1917 г.). Новейшая белорусская литература (20 - 90-е годы XX столетия). Белорусская культура: из истории освоения мировой литературы, традиционное и новаторское, общечеловеческое и национальное, "вечное" и современное. Литература как одно из "оправданий" и одна из возможностей спасения цивилизации и человечества. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития белорусской литературы с древнейших времен до XX века; - творчество выдающихся деятелей белорусской литературы; - стилистические и иные особенности произведений классиков белорусской литературы; уметь: - высказать и обосновать свою позицию по проблемам, которые касаются ценностного значения и содержания литературного произведения; - вести научный диалог по дискуссионным вопросам; - самостоятельно анализировать произведения белорусской литературы; - выявлять связи литературы с другими явлениями духовной жизни белорусского народа. Охрана труда и техника безопасности Законодательные акты и инструкции в области охраны труда и техники безопасности. Ядовитые и вредные вещества. Транспортировка, складирование материалов. Гашение извести, приготовление растворов. Виды поражений. Защитные средства. Безопасные методы работ. Работа на высоте. Особенности современных материалов. Электричество и электроинструмент. Легковоспламеняющиеся вещества. Работа с паяльной лампой. Освещение. Пожарная безопасность, средства пожаротушения. Производственный травматизм. Оказание первичной медицинской помощи. Выпускник должен: знать: - правила техники безопасности и охраны труда при выполнении работ в условиях производства, в учебных аудиториях; - о пожароопасных материалах и основных способах пожаротушения; - особенности пользования и проведения работ с электрооборудованием и электроинструментом; - основные методы транспортировки и хранения ядовитых и вредных веществ; уметь: - использовать приемы и способы безопасной работы с вредными и ядовитыми веществами, колющим и режущим электроинструментом и иным оборудованием; - проводить организационные и технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и охраны труда при работах на объектах; - оказывать первичную помощь при производственных травмах. Основы управления интеллектуальной собственностью Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Промышленная собственность. Патентная информация. Патентные исследования. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности. Государственное управление интеллектуальной собственностью. Выпускник должен: знать: - основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности; - порядок оформления прав на объекты интеллектуальной собственности в республике и за рубежом; - основные виды патентной информации и методику проведения патентных исследований; - виды ответственности за нарушение прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности и способы защиты этих прав; уметь: - проводить патентно-информационный поиск, в том числе с использованием сети Интернет; - составлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности; - оформлять договоры на передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; - управлять интеллектуальной собственностью в организации. Белорусский язык (профессиональная лексика) Исторические этапы формирования и развития белорусского языка. Особенности научного стиля. Белорусская научная терминология. Стилистика официально-деловых бумаг. Проблемы белорусско-русской интерференции. Лексикология и лексикография. Лексический состав научного стиля. Белорусская научная (искусствоведческая, театроведческая и киноведческая) терминология. Научный текст: структура и языковое оформление. Система жанров научной литературы. Особенности официально-делового стиля. Понятие документа. Группы официально-деловой документации. Деловые письма: языковое оформление и редактирование. Художественный стиль, его особенности и лексический состав. Выпускник должен: знать: - роль языка и произношения в процессе социализации личности; - систему лексических, грамматических и стилистических средств белорусского языка, их коммуникативные источники; - языковую ситуацию в Республике Беларусь на современном этапе; уметь: - характеризовать особенности терминологической лексики, научного и официально-делового стиля и сферы их функционирования; - анализировать особенности белорусско-русского и русско-белорусского билингвизма; - адаптировать языковое поведение в разных ситуациях профессиональных и деловых отношений. История мирового и белорусского изобразительного искусства Первобытное искусство. Искусство Древнего Египта. Искусство Месопотамии. Эгейское искусство. Античное искусство Греции. Античное искусство Рима. Искусство средних веков. Византийское искусство. Период варваров. Романский период. Искусство Древней Руси. Искусство эпохи Возрождения. Проторенессанс. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Изобразительное искусство XVII - XVIII вв.: Барокко, Рококо. Классицизм. Искусство европейских стран XIX в.: Романтизм. Реализм. Импрессионизм. Модерн. "Серебряный век" русского искусства. Реализм в европейском искусстве XX в. Модернистские течения в изобразительном искусстве XX в. Дохристианское искусство на территории Беларуси. Каменный век. Бронзовый век. Железный век. Изделия из металла, стекла, керамики. Искусство IX - XIII вв. Взаимодействие дохристианских традиций и византийской эстетики. Культовая архитектура XI - XII вв. Фресковая живопись. Искусство оформления рукописной книги. Художественная пластика. Оборонительное зодчество XIV - XVI вв. Черты эпохи Ренессанса в культовой архитектуре. Возникновение белорусского книгопечатания. Ф.Скорина и его последователи. Фресковая живопись XVI в. Византийские традиции в иконописи XV - XVI вв. Формирование национальной школы иконописи. Барокко в искусстве Беларуси. Зарождение светского живописного портрета. Скульптура XIV - XVII вв. Книжная гравюра XVII - XVIII вв. Черты барокко в культовой и мемориальной пластике. Классицизм в станковой живописи. Романтизм XIX в. Историческая живопись. Национально-исторический пейзаж в графике XIX в. Бытовая живопись XIX в. Скульптура. Изобразительное искусство начала XX в. Художественная жизнь Беларуси начала 1920-х - 30-е гг. Живопись, графика, скульптура послевоенного десятилетия. "Суровый стиль" в белорусском искусстве. Книжная графика 60-х гг. Белорусское современное изобразительное искусство (1970 - 2000-е гг.). Выпускник должен: знать: - этапы развития мирового и белорусского изобразительного искусства; - стили и направления мирового и белорусского изобразительного искусства; - творческие концепции и важнейшие произведения выдающихся живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов мирового и белорусского изобразительного искусства; уметь: - анализировать произведения мирового и белорусского изобразительного искусства в культурно-историческом контексте, связи с художественными традициями; - определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского изобразительного искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений; - использовать в своей научно-исследовательской, киноведческой и менеджерской деятельности знания о важнейших закономерностях развития мирового и белорусского изобразительного искусства. История мировой и белорусской музыки Основные этапы истории европейской музыкальной культуры. Музыкальная культура Древнего мира и Античности. Музыкальная культура Западной Европы в эпоху Средневековья, Возрождения, Просвещения. Основные художественно-стилевые направления и тенденции в музыкальной культуре Западной Европы XIX - XX вв. Основные жанры. Пути американской музыки. Джаз. Мюзикл. Начало классического периода в музыкальной культуре России XIX - XX вв. Особенности процесса развития музыкальной культуры в советскую эпоху. Основные музыкальные жанры, поиски новых стилей. Творчество композиторов Д.Шостаковича, С.Прокофьева и др. Новые стилевые тенденции в музыкальном искусстве СССР в 1970 - 90-е гг.: монументализация, неофольклоризм, неоклассицизм, неоромантизм, полистилистика. Сложность становления музыкальной культуры в Беларуси. Музыкальная культура Беларуси XVI - первой половины XVIII вв. Белорусские композиторы XIX - начала XX столетия. Концертно-исполнительская деятельность. Музыкальная культура Беларуси XX столетия в период формирования национальной композиторской школы (1917 - 1950-е гг.). Первые белорусские оперы, балеты, симфонии и другие произведения. Новый этап белорусской музыкальной культуры второй половины 1950 - 80-х гг. Современное состояние белорусской музыкальной жизни. Белорусский музыкальный авангард. Ведущие музыкальные коллективы и исполнители. Выпускник должен: знать: - этапы развития мирового и белорусского музыкального искусства; - стили и направления мирового и белорусского музыкального искусства; - творческие концепции и важнейшие произведения выдающихся композиторов мирового и белорусского музыкального искусства; уметь: - анализировать произведения мирового и белорусского музыкального искусства в культурно-историческом контексте, связи с музыкальными традициями; - определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского музыкального искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений; - использовать в своей научно-исследовательской, киноведческой и менеджерской деятельности знания о важнейших закономерностях развития мирового и белорусского музыкального искусства. История мирового и белорусского драматического театра Происхождение и развитие Древнегреческого театра. Сценическая культура и драматургия Древнего Рима. Основные жанры Средневекового театра. Странствующие гистрионы. Гуманистический комплекс идей и театр эпохи Возрождения. Комедия "дель арте". Испанский театр. Шекспир и английский театр эпохи Возрождения. Французский театр и эстетика классицизма. Комплекс идей Просвещения и английский театр XVIII в. Французский театр XVIII в. "Парадокс об актере" Д.Дидро. Немецкий театр Просвещения. Театральная реформа К.Гольдони. Сказки для театра К.Гоцци. Стилевые особенности романтизма и немецкий театр. Театральные манифесты В.Гюго. Английский театр эпохи романтизма. Байрон, Шелли. Актер Э.Кин. Натурализм и творчество Э.Золя. Г.Ибсен и новая европейская драма. М.Меттерлинк и эстетика символизма. Европейское движение "свободных театров". Философия иррационального и эстетизм в творчестве К.Гамсуна и О.Уайльда. Немецкий театр на рубеже XIX - XX вв. Символизм и театральные идеи Г.Крега. Парадоксы Б.Шоу. Театр XX в. и модернизм. Французский театр XX в. Сюрреализм. Теория "театра жестокости" А.Арто. Интеллектуальная драма. Экзистенциализм. Театр абсурда. Немецкий театр XX в. Экспрессионизм в немецком театре. Политический театр Э.Пискатора. Теория "эпического театра" Б.Брехта. Театр масок Л.Пиранделло. "Пикколо-театр" и творчество Д.Стрелера. Английский театр XX в. Швейцарский театр XX в. Становление и развитие театра США. Испанский театр XX в. Истоки русского театра. Скоморошество. Народная драма и формы народного театра на Руси. Театр Петрушки. Школьный и придворный театр XVIII в. Классицизм и Просвещение в русском театре XVIII в. Драматургия А.Сумарокова, И.Крылова, Д.Фонвизина. Театральная деятельность Ф.Волкова, И.Дмитриевского и их последователей. Крепостной театр. Русский театр и драматургия первой половины XIX в. Русский театр и драматургия второй половины XIX в. Деятельность провинциальных театров России. Театральная реформа в России на рубеже XIX - XX вв. Деятельность К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. МХТ. Драматургия А.Чехова, М.Горького, Л.Андреева, Н.Гумилева, А.Блока и др. Театральное искусство России 1917 - 1950 гг. Деятельность Камерного театра А.Таирова и театра Вс.Мейерхольда. Театральная жизнь России 1960 - 1990 гг. Современная театральная жизнь России. Народные формы белорусского театра. Скоморохи. Батлейка. Народная драма. Театральное искусство Беларуси XVII - XIX вв. Школьный театр. Магнатский театр. Театральная деятельность В.Дунина-Марцинкевича. Становление профессионального национального театра и драматургии (1900 - 1920). Творческая деятельность труппы Игната Буйницкого и Первого товарищества белорусской драмы и комедии под руководством Флориана Ждановича. Открытие Первого белорусского государственного театра в Минске. (1920 г.). Драматургия и театр Беларуси 1920-х годов. Белорусская студия в Москве. Создание Второго белорусского государственного театра (1926). Театр В.Голубка. Театральная жизнь Беларуси (1930 - 1950). Белорусский театр и драматургия 1960 - 2000-х гг. Творческие поиски в драматургии и театре Беларуси начала XXI века. Выпускник должен: знать: - этапы развития мирового и белорусского театра; - формы, виды, жанры, стили и направления мирового и белорусского театрального искусства; - творчество выдающихся драматургов, режиссеров и актеров мирового и белорусского театрального искусства; уметь: - анализировать спектакли, режиссерские и актерские работы в культурно-историческом контексте, связи с театральными традициями; - определять и выделять на конкретных примерах произведений мирового и белорусского театрального искусства характерные особенности важнейших стилей и направлений; - использовать в своей научно-исследовательской, киноведческой и менеджерской деятельности знания о важнейших этапах и тенденциях развития мирового и белорусского театрального искусства. Введение в киноведение История кино как научная дисциплина, один из разделов киноведения; взаимосвязь истории кино с теорией кино и кинокритикой; принципы периодизации; место кино в современной системе средств массовых коммуникаций. Киноведение как наука; предмет и структура киноведения; история кино, теория кино, кинокритика; становление киноискусства и основные этапы развития киноведения на Западе и в России; основные методы и направления научного изучения кино (основные подходы и школы); кино как вид искусства; его синтетическая природа; виды и жанры кино; коллективный характер создания фильма; компоненты синтетической образности; кино как индустрия; система производства и проката фильмов; кино и зритель; кино и общество; кино в системе современных массовых коммуникаций; перспективы дальнейшего развития кино как искусства. Связь киноведения с другими искусствоведческими науками. Выпускник должен: знать: - о киноискусстве как особом способе художественного познания мира; - о кино как синтезе искусств (литературы, актерского, режиссерского, изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного и др.) и кинокультуре, включающей в себя кроме киноискусства киноведение, кинокритику, кинопроизводство, кинопрокат и кинозрителя; - о специфике кино как вида искусства; - о видах и жанрах кино; - о средствах кинематографической выразительности; - о месте и роли киноискусства в системе общечеловеческих культурных ценностей, связи с другими видами искусства; - о крупных исследованиях в области мирового и национального киноискусства, его истории, теории и эстетики; - о художественных направлениях и стилях в кинематографе; уметь: - использовать данные научной и справочной литературы, достижения мировой и белорусской киноведческой науки; - применять способы и приемы литературно-художественной фиксации и литературного репродуцирования кинопроизведения. Кинокритика Кинокритика как часть киноведения; взаимосвязь кинокритики с историей и теорией кино; предмет кинокритики; основные этапы развития западной и отечественной кинокритики; ориентация кинокритики на современный кинопроцесс, актуальные общественные потребности; критическая этика; целостность критического анализа кинопроизведения в единстве его определяющих качеств, его аудиовизуального языка. Функции кинокритики. Жанры и разновидности критических работ в области кино. Профиль издания и характер аудитории как факторы выбора жанра, формы, стилистики критической работы; современное состояние и актуальные задачи кинокритики. Анализ кинодраматургии: фабула, сюжет, жанр, композиция, конфликт, стиль киносценария. Киноэкранизация. Написание рецензии на киносценарий. Понятие режиссерской концепции, изобразительное, звуковое и музыкальное решение кинофильма. Кинорежиссерская, кинооператорская и киноактерская работа. Творческий портрет киноактера, кинорежиссера, кинооператора, кинохудожника. Жанр интервью. Жанры "киноэссе" и "кинофельетона". Проблемная статья. Художественный анализ и характеристика кинопроцесса в общетеоретическом, синхроническом или диахроническом подходах; понятие кинопроцесса. Сравнительный проблемный анализ направлений, эстетических поисков в киноискусстве. Выпускник должен: знать: - способы и методы анализа киносценария; - способы и методы анализа кинофильма; - способы и методы анализа работы кинорежиссера в кинофильме; - способы и методы анализа актерской работы в кинофильме; - способы и методы анализа работы кинохудожника, композитора в кинофильме; - способы и методы работы над рецензией, творческим портретом, обзорной статьей, киноэссе, кинофельетоном, проблемной статьей; уметь: - устно и письменно высказывать и обосновывать свою кинокритическую позицию по проблемам, касающимся эстетической ценности конкретных произведений кино и кинодраматургии; - устно и письменно выявлять связь и эстетическую общность явлений современного киноискусства с тенденциями развития других видов искусств - литературы, изобразительного, музыкального, театра и телевидения; - устно и письменно вести кинокритический диалог по дискуссионным вопросам современной мировой и белорусской кинопрактики, состояния кинокритической мысли, вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинопроцесса. История кино Беларуси Кинематограф и киносеть в Беларуси в начале XX в. Предпосылки создания национального кинопроизводства в Беларуси в начале 1920-х годов. Создание Белгоскино. Становление белорусского кино в 1920-е гг. Белорусский кинематограф 1930 - 40-х гг. Кинематограф Беларуси 1950 - 80-х гг. Жанровая палитра. Современные тенденции и перспективы развития белорусского кинематографа. Теория и практика белорусского телевидения. Становления телевидения Беларуси в 1950 - 60-е гг. Информационное и художественное вещание телевидения Беларуси. Основные виды и жанры: телепрограмма, телеспектакль, телефильм. Развитие ТВ Беларуси в 1970 - 80-е гг. Современные тенденции и перспективы развития белорусского телевидения. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития белорусского кинематографа; - творчество выдающихся белорусских кинорежиссеров и актеров; - современную практику белорусского киноискусства; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам; - анализировать произведения игрового и документального кино; - использовать знания из области истории белорусского кино в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино Западной и Центральной Европы Предыстория кино. Создание специальной киноаппаратуры. Становление кинопроизводства и кинопроката в Европе. Влияние смежных искусств, поиски самостоятельного языка и кристаллизация основных киножанров, становление кинодраматургии. Эра немого кино: искусство монтажно-пластической выразительности. Система кинозвезд. Экспериментаторство в Европе в 1910 - 1920-е гг. Технический прогресс кинематографа 1930-х годов (появление звука, освоение цвета), новый этап в развитии кинодраматургии. "Поэтический" реализм мастеров кино Франции как наивысшее достижение кинематографического реализма Запада в 1930-е годы (Ж.Виго, Ж.Ренуар). Мировая война и рост документализма. Смена эстетических критериев; неореализм и эстетика достоверности. Авторский кинематограф 1950-х годов и его влияние на новые школы национального кинематографа в странах Европы, Америки и Азии. "Постмодернизм" и эволюция массового кинематографа. Эстетизм Д.Джармена, П.Гринуэя, М.Ли. Технологические сдвиги и конкуренция телевидения и видео. Современный кинематограф в системе средств массовой коммуникации. Английское кино. Болгарское кино. Венгерское кино. Испанское кино. Итальянское кино. Немецкое кино. Польское кино. Румынское кино. Французское кино. Шведское кино. Теория и практика мирового телевидения. Становления мирового телевидения в 1930 - 60-е гг. Информационное и художественное вещание на телевидении. Основные виды и жанры: телепрограмма, телеспектакль, телефильм. Развитие ТВ в 1970 - 90-е гг. Современные тенденции и перспективы развития мирового телевидения. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития европейского кинематографа; - творчество выдающихся европейских кинорежиссеров и актеров; - современную практику европейского киноискусства и телевидения; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам европейского кинематографа; - анализировать произведения игрового кино; - использовать знания из области истории европейского кино и телевидения в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино Америки Становление кинопроизводства и кинопроката в США и других странах Америки. "Золотой век Голливуда". Возникновение звукового кино. Звуковые системы. Эксперименты со звуком. Крупнейшие киностудии. Введение цвета. Американское кино 1930 - 50 гг. Голливуд второй половины XX столетия. Развитие жанра кинобоевика. Киномюзикл. Творчество Б.Фосса. Новое поколение кинорежиссеров: Ф.Ф.Коппола, Дж.Лукас, Ст.Спилберг, М.Форман, М.Скорцезе, Кв.Тарантино и др. Поп-культура. Стилистика комиксов. Семейное кино. Фильмы с продолжением, сериалы. Спецэффекты, компьютерные технологии. Совместное производство. Латиноамериканское кино. Кино Аргентины. Кино Бразилии. Кино Мексики. "Новое латиноамериканское кино". Кинематограф Кубы. Теория и практика телевидения США. Современные тенденции и перспективы развития телевидения США. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития кинематографа Америки; - творчество выдающихся кинорежиссеров и актеров Америки; - современную практику американского киноискусства и телевидения; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинематографа Америки; - анализировать произведения игрового кино Америки; - использовать знания из области истории кинематографа и телевидения Америки в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино России Кинематограф в дореволюционной России; связь с национальным театром, литературой, фольклором; место российского кино в процессе становления мирового кинематографа; рождение советского кино; поиски специфических средств экранной выразительности. Многообразие стилевых и жанровых форм в российском и советском многонациональном кино 1920-х годов. Достижения киноискусства в области звукозрительной выразительности экрана, в развитии его драматически-повествовательных возможностей в 1930-е годы. Творчество С.Эйзенштейна. Интеллектуальный монтаж. Особенности развития киноискусства в годы Великой Отечественной войны; влияние эстетики хроникально-документального кино на игровое. Кризис кино в первые послевоенные годы. Расцвет советского многонационального кино в пору постсталинской "оттепели"; обновление образного языка экрана. Противоречивость развития кино в годы "застоя". Преобразование системы производства и проката фильмов в пору горбачевской перестройки и в постсоветские годы. Распад советской многонациональной кинематографии. Противоречия и проблемы российского кино на современном этапе. Теория и практика телевидения России. Современные тенденции и перспективы развития телевидения России. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития кинематографа России; - творчество выдающихся кинорежиссеров и актеров России; - современную практику российского киноискусства и телевидения; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинематографа России; - анализировать произведения игрового кино России; - использовать знания из области истории кинематографа и телевидения России в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино стран Балтии и СНГ Кинематограф и телевидение стран Балтии и СНГ 1940 - 1990 гг. Кинематограф и телевидение стран Балтии и СНГ 1991 - 2000 гг. Армянское кино. Азербайджанское кино. Грузинское кино. Казахское кино. Киргизское кино. Латышское кино. Литовское кино. Молдавское кино. Таджикское кино. Туркменское кино. Узбекское кино. Украинское кино. Эстонское кино. Современные тенденции и перспективы развития киноискусства и телевидения стран Балтии и СНГ. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития кинематографа стран Балтии и СНГ; - творчество выдающихся кинорежиссеров и актеров стран Балтии и СНГ; - современную практику киноискусства и телевидения стран Балтии и СНГ; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинематографа стран Балтии и СНГ; - анализировать произведения игрового кино стран Балтии и СНГ; - использовать знания из области истории кинематографа и телевидения стран Балтии и СНГ в своей киноведческой и кинокритической практике. История кино стран Востока Кинематограф и телевидение стран Востока в XX столетии. Кино Индии. Кино Японии. Кино Вьетнама. Кино Монголии. Кино Китая. Кино Кореи. Современные тенденции и перспективы развития киноискусства и телевидения стран Востока. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития кинематографа стран Востока; - творчество выдающихся кинорежиссеров и актеров стран Востока; - современную практику киноискусства и телевидения стран Востока; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам кинематографа стран Востока; - анализировать произведения игрового кино стран Востока; - использовать знания из области истории кинематографа и телевидения стран Востока в своей киноведческой и кинокритической практике. История документального и научно-популярного кино Неигровые формы кино и телевидения в социокультурном контексте общества. Документализм как форма современного художественного мышления. Автор и материал в неигровом кино. Экранный документ и живой материал. Структура образа в неигровом кино. Становление школы документального кино и телефильма. Рождение кинохроники. Формирование стилистических направлений в документальной кинематографии 1920-х годов. Кинодокументалистика и общество в 1930-е годы. Создание формы экранного обучения. Фронтовая хроника и документальный фильм в годы ВОВ. Проблемы экранной достоверности и киномифология в документальном кино послевоенного десятилетия. Научное кино на службе просвещения. Подъем советского документального кино в 1960-е годы. Научное кино в эпоху научно-технического прогресса. Новаторы "застойного" периода в неигровом кино и телевидении. Современное документальное кино и телевидение: социальные амбиции и творческие проблемы. Тенденции в развитии зарубежного неигрового кино. Становление документального и научного метода в зарубежном кино. Неигровой фильм на службе просвещения и пропаганды зарубежных стран. Разработка образа документального человека в послевоенном зарубежном кино. Неигровое кино в социокультурной структуре общества. Взаимодействие эстетики документального и игрового кино. Современные формы неигрового кино в зарубежных странах. Проблемы теории неигрового кино и телевидения. Специфика материала и особенности драматургии неигрового фильма. Принципы фиксации жизненного материала в неигровом кино. Звуковой образ в неигровом кино. Проблема целостности изложения в неигровом кино, концепция личности в разных формах неигрового кино. Жанровая система неигрового кино. Информационные жанры в кино и телевидении. Очерковые формы в кинодокументалистике. Публицистика и поэтические формы в документальном кино. Художественно-документальные жанры. Жанровая система научного фильма. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития неигрового кино; - основные теоретические вопросы неигрового кино; - творчество выдающихся кинорежиссеров неигрового кино; - современную практику экранного и телевизионного неигрового кино; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам неигрового кинематографа; - анализировать произведения неигрового кино; - использовать знания из области истории и теории экранного и телевизионного неигрового кино в своей киноведческой и кинокритической практике. История анимационного кино Анимационное кино как особый вид киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране различных неодушевленных объектов. Рисованная анимация и ее виды: графическая, теневая (силуэтная). Объемная анимация и ее виды: кукольная и барельефная. Первые рисованные ленты (1906 - 08, Франция, режиссер Э.Коль, "Фантасмагория"; США, режиссер Э.Блэктон, "Магическая авторучка"). Использование опыта комиксов американскими художниками при создании анимационных лент. Опыты создания объемной мультипликации Жоржа Мельеса, В.А.Старевича. Появление звука в анимационном кино. Творчество Уолта Диснея ("Пароход Вилли", "Белоснежка и семь гномов", "Пиноккио", "Бэмби". Послевоенное развитие анимации. Создание полнометражных лент и сериалов, рассчитанных на коммерческий успех. Экспериментальные авторские работы. Советская школа анимации и ее мастера: А.Снежко-Блоцкая, Л.Атаманова, сестры Брумберг, И.Иванов-Вано, Р.Качанов, В.Котеночкин, Ф.Хитрук, А.Татарский, А.Хржановский, Э.Назаров, Ю.Норштейн, Г.Бардин, А.Петров и др. Становление и развитие белорусской мультипликации в 1970 - 2000-е гг. Творчество О.Белоусова, И.Волчека, И.Кудяковой, И.Ленкина, Е.Туровой и др. Развитие компьютерной анимации. Современные тенденции развития анимационного киноискусства. Выпускник должен: знать: - важнейшие этапы развития анимационного кино; - основные теоретические вопросы анимационного кино; - творчество выдающихся кинорежиссеров анимационного кино; - современную практику экранного и телевизионного анимационного кино; уметь: - вести научный диалог по дискуссионным вопросам анимационного кинематографа; - анализировать произведения анимационного кино; - использовать знания из области истории и теории экранного и телевизионного анимационного кино в своей киноведческой и кинокритической практике. Организация кинотелепроизводства Организационно-экономические основы кино-, теле-, видеопроизводства. Производственная структура кино-, теле-, видеопредприятий (студий, организаций); организация кино- телепроцесса; производственный цикл; охрана труда и техника безопасности в сфере кино-, теле-, видеопроизводства. Производственный менеджмент в телерадиовещании. Управление и организация деятельности телерадиокомпаний и других структур, обеспечивающих телерадиовещание; организация подготовки производства и выпуска в эфир телепередач; кадровое обеспечение создания телепередачи; производственно-экономические связи кино и телевидения; новые технологии в производстве телепродукции. Система реализации кино-теле-видеопродукции, ее характеристика, состояние и перспективы развития; государственный и альтернативный кино-, теле-, видеопрокат; структура организаций управления кинопроката; государственная регистрация аудиовизуальной продукции; фильмофонд, его формирование и эксплуатация; рынки реализации аудиовизуальной продукции; место киновидеопоказа в системе кинематографии; государственная и альтернативная модели системы киновидеопоказа; финансовый менеджмент в системе киновидеопоказа; кинозрелищные предприятия; научно-технический прогресс в сфере продвижения фильмов; демонстрация фильмов; организация кинофестивалей, кинонедель и тематических показов. Выпускник должен: знать: - принципы организации кино-, теле-, видеопроизводства, производственную структуру кино-, теле-, видеопредприятий (студий, организаций), структуру организаций управления кинопроката; - принципы управление и организация деятельности телерадиокомпаний и других структур, обеспечивающих телерадиовещание; - систему реализации кино-, теле-, видеопродукции; уметь: - организовать и управлять процессом кино-, теле-, видеопроизводства; - управлять деятельностью телепроизводящей организации; - реализовывать кино-, теле-, видеопродукцию. Экономика кинотелепроизводства Структура аудиовизуальной сферы и взаимосвязь ее областей; основные черты и особенности кинематографии, телевидения и видео как основных областей аудиовизуальной сферы, их место в системе экономических отношений; отраслевые системы кинематографии и телевидения; организация управления; государственное регулирование аудиовизуальной сферы; экономическая стратегия кино-, теле-, видеопроизводящей организации (студии). Внутристудийное планирование; основные фонды и оборотные средства; ценообразование; экономический механизм функционирования студии, предприятия аудиовизуальной сферы; система экономических связей между участниками кинопроцесса. Современные организационно-правовые формы в сфере кино-, теле-, видеопроизводства. Нетрадиционные источники финансирования организаций кино-, теле-, видеопроизводства. Бизнес-план как основа технико-экономического обоснования кино-, теле-, видеопроектов; бизнес-план создания полнометражного художественного фильма; бизнес-план реализации аудиовизуальной продукции; основы оценки эффективности бизнеса. Выпускник должен: знать: - отраслевые системы кинематографии и телевидения; - место кинематографии, телевидения и видео в системе экономических отношений; - экономическая стратегия кино-, теле-, видеопроизводящей организации, экономический механизм функционирования студии (студии); - современные организационно-правовые формы в сфере кино-, теле-, видеопроизводства; уметь: - вести внутристудийное планирование; - составлять бизнес-план кино-, теле-, видеопроекта; - давать оценку эффективности бизнеса. Финансы и кредит Роль и функция денег. Роль и функция финансов. Финансово-кредитная система Республики Беларусь. Государственный бюджет Республики Беларусь и бюджетная система. Необходимость кредита, его функции и формы. Банковская система и денежно-кредитная политика. Государственный кредит. Финансы и кредит зарубежных стран. Финансы государственных предприятий и учреждений культуры и искусства. Основы международных финансово-кредитных отношений. Валютные расчеты. Финансовая система и финансовый рынок. Специальные внебюджетные фонды. Ценные бумаги как инструмент финансового рынка. Рынок ссудных капиталов и кредитная система. Государственное страхование. Выпускник должен: знать: - роль и функцию денег; - роль и функцию финансовых органов; - особенности финансово-кредитной системы Республики Беларусь; уметь: - вести финансовое планирование; - делать расчет уровня рентабельности; - составлять финансовый план кино-, теле-, видеопроизводящей организации (студии). Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет как качественное отображение и количественный учет хозяйственных процессов и их результатов. Учет денежных средств, активов, материалов, ценных бумаг; учет расчетов с бюджетом, персоналом, страховыми и налоговыми органами; учет и анализ финансовых результатов. Документы бухгалтерского учета и отчетность. Системы калькулирования и анализа себестоимости. Взаимосвязь управленческого учета и анализа. Аудит. Специфика бухгалтерского учета в кино-, теле-, видеопроизводящей организации (студии). Статистический учет. Государственные органы статистики. Особенности статистического учета в отрасли культуры и искусства. Выпускник должен: знать: - сущность и содержание бухгалтерского учета; - специфику бухгалтерского учета в кино-, теле-, видеопроизводящей организации (студии); - особенности статистического учета в отрасли культуры и искусства; уметь: - анализировать результаты финансовой деятельности; - анализировать документы бухгалтерского учета и отчетности; - анализировать квартальный и годовой баланс. Основы менеджмента Предмет и метод теории управления. Зарубежные теории управления. Эволюция управленческой мысли. Основы теории и практики современного менеджмента. Основные понятия и категории менеджмента. Методы управления. Структура управления. Элементы процесса управления и структура организаций. Современная теория управления проектами. Методы и организационная структура управления в сфере культуры и искусства. Системный подход к организации управления кино-, теле-, видеопроизводящей организацией (студией). Кино-, теле-, видеопроизводящая организация (студия) как субъект организационной творческой деятельности и объект управления. Кино-, теле-, видеопроизводящая организация (студия) в современных социокультурных условиях. Органы управления культурой и искусством в Беларуси. Процесс принятия решений. Модели и методы анализа решений. Многофакторное влияние внешней среды на организацию, правила проектирования стратегии поведения организаций с учетом складывающихся рыночных отношений. Бизнес-планирование, разработка управленческих (организационных) планов. Технология менеджмента в сфере культуры. Организационное и финансовое обеспечение культурной деятельности. Управление разработкой культурных программ и проектов (кинофестивалей, кинонедель и тематических показов и т.п.). Технология управления. Процесс и функции управления. Уровни управления. Цель управления. Информация и коммуникации. Принятие решений. Оценка и анализ окружающей действительности. Анализ внутреннего состояния организации. Организация взаимодействия и делегирование полномочий. Групповая динамика. Управление: властные полномочия руководителя и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Управление конфликтными ситуациями. Выпускник должен: знать: - предмет, технологию и методы управления; - современные теории управления; - системный подход к организации управления кино-, теле-, видеопроизводством (студией); уметь: - применять на практике методы управления; - оценивать и анализировать объективное состояние организации; - активно использовать информацию и коммуникации. Основы рыночной экономики. Маркетинг Сущность административно-плановой системы управления народным хозяйством. Сущность рыночной экономики. Необходимость перехода к рыночной экономике. Основные проблемы перехода к рыночной экономике. Формирование рыночной инфраструктуры. Демонополизация экономики. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Общая характеристика маркетинга как направления хозяйственной деятельности, его основные элементы. Комплекс мероприятий в области изучения множества факторов, оказывающих влияние на процесс продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. Изучение рынка и его сегментация, изучение потребителей, разработка технологии продвижения товара или услуги. Организация рекламной кампании и PR-поддержки. Особенности маркетинга в организациях культуры и искусства, кино-, теле-, видеопроизводящих организациях (студиях). Маркетинг и развитие предпринимательства. Организация и функции маркетинговой службы кино-, теле-, видеопроизводящих организациях (студиях). Прогнозирование зрительского спроса. Выпускник должен: знать: - сущность рыночной экономики; - сущность маркетинга; - функции маркетинговой службы кино-, теле-, видеопроизводящих организациях (студиях); уметь: - осуществлять маркетинг репертуарной политики кино-, теле-, видеопроизводящей организации (студии); - оценивать и анализировать спрос и предложение; - прогнозировать зрительский спрос. Основы продюсерства История возникновения профессии; предпосылки развития продюсерского кино в мире; переходный период в развитии отечественной кинематографии и телевидения и становление рыночных отношений в аудиовизуальной сфере; роль и место продюсера, как лица, взявшего на себя инициативу и ответственность за реализацию кино- и телепроекта. Продюсерство кино-, видео-, телефильмов и телевизионных программ различных жанров, форм и видов; функции продюсера в процессе производства и проката этих видов аудиовизуальной продукции; возникновение идеи; работа продюсера с литературным материалом и подготовка киносценария (режиссерского сценария); оценка постановочной сложности кино-, телепроекта, определение постановочных параметров и их оптимизация; кинопроцесс и роль продюсера; постановочный проект; съемки и монтаж фильма; прокатная политика; управление ресурсами на производство аудиовизуальной продукции. Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | |
Новости законодательства
Новости Спецпроекта "Тюрьма"
Новости сайта
Новости Беларуси
Полезные ресурсы
Счетчики
|