Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.03.2010 № 35 "Об утверждении, введении в действие и отмене образовательных стандартов высшего образования"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

< Главная страница

Стр. 3

Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 |

¦1.3 ¦Философия            ¦  102  ¦    76     ¦      26       ¦    4     ¦
¦1.4 ¦Экономическая теория ¦  102  ¦    76     ¦      26       ¦    4     ¦
¦1.5 ¦Социология           ¦  54   ¦    36     ¦      18       ¦    2     ¦
¦1.6 ¦Политология          ¦  102  ¦    68     ¦      34       ¦    4     ¦
¦1.7 ¦Основы психологии и  ¦  102  ¦    72     ¦      30       ¦    4     ¦
¦    ¦педагогики           ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦1.8 ¦Белорусский язык     ¦  50   ¦    34     ¦      16       ¦    2     ¦
¦1.9 ¦Иностранный язык     ¦  272  ¦    150    ¦      122      ¦    10    ¦
¦1.10¦Дисциплины по выбору ¦  102  ¦    68     ¦      34       ¦    4     ¦
¦    ¦студента             ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦(культурология,      ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦религиоведение,      ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦основы права и права ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦человека и другие    ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦курсы и модули)      ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦ 2  ¦Цикл                 ¦  410  ¦    272    ¦      138      ¦    16    ¦
¦    ¦естественнонаучных   ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦дисциплин            ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦    ¦Обязательный         ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦компонент            ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦2.1 ¦Защита населения и   ¦  102  ¦    68     ¦      34       ¦    4     ¦
¦    ¦объектов от          ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦чрезвычайных         ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦ситуаций.            ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦Радиационная         ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦безопасность         ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦2.2 ¦Основы экологии и    ¦  52   ¦    34     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦энергосбережения     ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦2.3 ¦Основы музыкальной   ¦  102  ¦    68     ¦      34       ¦    4     ¦
¦    ¦информатики          ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦2.4 ¦Основы современного  ¦  52   ¦    34     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦естествознания       ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦2.5 ¦Вузовский компонент  ¦  50   ¦    34     ¦      16       ¦    2     ¦
¦2.6 ¦Дисциплины по выбору ¦  52   ¦    34     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦студента             ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦ 3  ¦Цикл                 ¦ 7868  ¦   4317    ¦     3551      ¦   292    ¦
¦    ¦общепрофессиональных ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦и специальных        ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦дисциплин            ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦    ¦Обязательный         ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦компонент            ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.1 ¦Классический танец   ¦  200  ¦    140    ¦      60       ¦    8     ¦
¦3.2 ¦Характерный танец    ¦  200  ¦    140    ¦      60       ¦    8     ¦
¦3.3 ¦Мастерство актера    ¦  297  ¦    210    ¦      87       ¦    12    ¦
¦3.4 ¦Белорусский          ¦  243  ¦    175    ¦      68       ¦    10    ¦
¦    ¦сценический танец    ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.5 ¦Теория музыки        ¦  190  ¦    140    ¦      50       ¦    8     ¦
¦3.6 ¦История и анализ     ¦  434  ¦    316    ¦      118      ¦    19    ¦
¦    ¦музыкальных          ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦произведений         ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.7 ¦История и анализ     ¦  376  ¦    264    ¦      112      ¦    16    ¦
¦    ¦произведений         ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦хореографии          ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.8 ¦История              ¦  77   ¦    51     ¦      26       ¦    3     ¦
¦    ¦изобразительного     ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦искусства            ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.9 ¦Эстетика             ¦  105  ¦    70     ¦      35       ¦    4     ¦
¦3.10¦Охрана труда         ¦  27   ¦    18     ¦       9       ¦    1     ¦
¦3.11¦Основы управления    ¦  54   ¦    36     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦интеллектуальной     ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦собственностью       ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.12¦История              ¦  285  ¦    210    ¦      75       ¦    12    ¦
¦    ¦драматического театра¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.13¦Теория драмы         ¦  105  ¦    70     ¦      35       ¦    4     ¦
¦3.14¦Сценография и история¦  105  ¦    70     ¦      35       ¦    4     ¦
¦    ¦костюма              ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.15¦Современные          ¦  190  ¦    140    ¦      50       ¦    8     ¦
¦    ¦направления в        ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦хореографии          ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.16¦Теория и практика    ¦  105  ¦    70     ¦      35       ¦    4     ¦
¦    ¦актерского мастерства¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦в хореографии        ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.17¦Тренаж               ¦  696  ¦    -      ¦      696      ¦    41    ¦
¦3.18¦Тренаж классического ¦ 1512  ¦    360    ¦     1152      ¦    21    ¦
¦    ¦танца                ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.19¦Композиция           ¦  200  ¦    140    ¦      60       ¦    8     ¦
¦    ¦классического танца  ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.20¦Композиция дуэтно-   ¦  149  ¦    106    ¦      43       ¦    6     ¦
¦    ¦классического танца  ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.21¦Хореографическое     ¦  600  ¦    420    ¦      180      ¦    25    ¦
¦    ¦наследие             ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.22¦Репетиторская работа ¦  53   ¦    35     ¦      18       ¦    2     ¦
¦3.23¦Педагогика           ¦  54   ¦    36     ¦      18       ¦    2     ¦
¦3.24¦Методика преподавания¦  105  ¦    70     ¦      35       ¦    4     ¦
¦    ¦танца                ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.25¦Сценарная драматургия¦  245  ¦    170    ¦      75       ¦    10    ¦
¦3.26¦Музыкальная          ¦  254  ¦    176    ¦      78       ¦    10    ¦
¦    ¦драматургия          ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.27¦Хореографическая     ¦  359  ¦    246    ¦      113      ¦    14    ¦
¦    ¦драматургия          ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.28¦Анализ балетного     ¦  146  ¦    104    ¦      42       ¦    6     ¦
¦    ¦клавира              ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.29¦История балетоведения¦  48   ¦    32     ¦      16       ¦    2     ¦
¦    ¦и балетная критика   ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦3.30¦Вузовский компонент  ¦  399  ¦    266    ¦      133      ¦    16    ¦
¦3.31¦Дисциплины по выбору ¦  55   ¦    36     ¦      19       ¦    2     ¦
¦    ¦студента             ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦ 4  ¦Факультативы         ¦  148  ¦    148    ¦       -       ¦    9     ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦ 5  ¦Экзаменационные      ¦ 1620  ¦     -     ¦     1620      ¦    37    ¦
¦    ¦сессии               ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦    ¦Всего                ¦ 11070 ¦   5413    ¦     5657      ¦   393    ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦ 6  ¦Практика, 26 недель  ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦6.1 ¦Педагогическая       ¦  70   ¦     -     ¦      70       ¦    15    ¦
¦    ¦(учебная), 10 недель ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦6.2 ¦Искусствоведческая   ¦  18   ¦     -     ¦      18       ¦    9     ¦
¦    ¦(производственная), 6¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦недель               ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦6.3 ¦Балетмейстерская     ¦  35   ¦     -     ¦      35       ¦    15    ¦
¦    ¦(производственная),  ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦10 недель            ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦ 7  ¦Итоговая             ¦  216  ¦     -     ¦      216      ¦    6     ¦
¦    ¦государственная      ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
¦    ¦аттестация, 4 недели ¦       ¦           ¦               ¦          ¦
+----+---------------------+-------+-----------+---------------+----------+
¦    ¦Итого                ¦ 11409 ¦           ¦               ¦          ¦
¦----+---------------------+-------+-----------+---------------+-----------


7.4.5 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза.


7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам


7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях.

7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с образовательным стандартом "Высшее образование первой ступени. Цикл социально-гуманитарных дисциплин", включающим требования к компетенциям.


7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин


Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность

Чрезвычайные ситуации в современных условиях. Характеристика современных средств поражения. Ядовитые вещества и защита от них. Характеристика очагов поражения. Система обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Дозиметрические величины и их единицы. Наступательные и искусственные источники радиации. Биологическое действие ионизирующих излучений. Последствия Чернобыльской катастрофы в республике. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Нормы безопасности и режим радиационно-загрязненных территорий республики. Органы гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны. Индивидуальные средства защиты. Аварийно-спасательные и другие срочные работы в очагах поражения.

Выпускник должен:

знать:

о влиянии ионизирующих излучений на организм человека;

о поступлении, накоплении и переносе радиоактивных веществ в экосистемах;

способы снижения поступления радионуклидов в организм человека;

способы выведения радионуклидов из организма человека;

приемы и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению;

способы охраны населения от ионизирующих излучений;

работы с дозиметрической аппаратурой;

психолого-педагогической работы с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях;

уметь:

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению;

работать с дозиметрической аппаратурой;

вести психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях.


Основы экологии и энергосбережения

Ведущие концепции, современные проблемы экологии. Среды, факторы среды, адаптации организмов. Формы и механизмы адаптации. Экологические группы и жизненные формы организмов. Формы биологического разнообразия. Критерии устойчивости биоценоза. Экосистема. Динамика экосистем. Основные стратегии охраны природы. Режимы и формы охраняемых территорий. Кадастры редких и исчезающих видов. Экологические сети. Охраняемые природные территории Беларуси.

Общие вопросы энергосбережения. Организация работы по энергосбережению. Температурный и световой режим в помещениях. Меры безопасности.

Выпускник должен:

знать:

- содержание и место основных программных документов по проблемам экологии;

- роль и значимость экологии как науки в решении проблем рационального природопользования, ресурсосбережения, обеспечения выживания человечества и сохранения биосферы;

- современную экологическую карту мира и Беларуси;

- о функционировании и гомеостазе надорганизменных систем;

- о материально-энергетическом обмене в экосистеме;

- о большом, биологическом и геохимическом круговоротах веществ;

- о динамике экосистем;

- задачи современной экологии;

- основные отрицательные тенденции современного экологического кризиса, экологического бедствия в Беларуси;

- особенности сред живых организмов;

- общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на организмы;

- формы, существо адаптации на различных ступенях организации материи;

- об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосберегающей политике;

- вопросы пожарной безопасности;

- расчеты основных экономических показателей объектов энергетики;

- гигиенические нормативы температурного и светового режима в помещениях;

уметь:

- разъяснять учащимся важность для каждого человека экологически грамотного поведения;

- анализировать новые факты, касающиеся состояния экологических систем, и проводить экологическое воспитание учащихся;

- поддерживать режим энергосбережения в помещениях;

- соблюдать правила противопожарной безопасности.


Основы музыкальной информатики

Роль и место музыкальной информатики в системе традиционного музыкознания. Значение информационных технологий в решении актуальных проблем музыкальной науки и в процессе преподавания. Принципы устройства компьютерных систем. Персональный компьютер общего назначения. Программные оболочки и прикладные программы. Способы представления музыкальной информации. Компьютерная музыка; языки музыкального моделирования; эволюция методов создания музыкальной композиции компьютером. Электронная (электроакустическая) музыка; методы синтеза звука. Многофункциональный музыкальный компьютер; способы кодирования и преобразования звуковых сигналов.

Выпускник должен:

знать:

- о достижениях в области современных информационных технологий и их использовании в научно-исследовательской, творческой и педагогической практике;

- о принципах устройства компьютерных систем (в том числе для музыкального творчества);

- о возможностях применения логико-математических методов и метода компьютерного моделирования для анализа и синтеза музыкальной композиции;

- об основных направлениях в изучении законов музыкальной акустики и значении исследований в студиях электронной музыки;

- техническое обеспечение современных информационных технологий (персональную ЭВМ, мультимедийные процессоры, синтезатор, компьютерные сети);

- программное обеспечение информационных технологий (текстовые, нотные, графические редакторы, экспертные системы);

- информационное и математическое обеспечение информационных технологий (базы данных, электронная почта, World Wide Web);

уметь:

- работать с издательскими системами (текстовыми и нотными редакторами);

- использовать музыкально-дидактические тестирующие и обучающие мультимедийные программы в учебном процессе;

- применять компьютерные информационно-библиографические программы для поиска и систематизации информации;

- искать и размещать информацию в сети Internet.


Основы современного естествознания

Естественнонаучные знания как система. Единство методов научного познания. Единство мира, масштабные и структурные уровни организации материи. Модели мира и закономерности его развития. Общенаучные понятия: материя, пространство, время, взаимодействие, развитие, самоорганизация и другие. Естественнонаучная картина мира. Закономерности развития науки, научные революции. Современное состояние, достижения и особенности фундаментальных естественных наук (физика, химия, биология). Система естественных наук. Междисциплинарные связи в естествознании. Физика как основа современного естествознания. Физическая и биологическая картины мира - ведущие элементы естественнонаучной картины мира. Конкретные естественные науки с позиций современной естественнонаучной картины мира. Естественнонаучное и гуманитарное знание - дополняющие части единого целого. Естественнонаучные знания в мировой культуре, общекультурная ценность естественнонаучного знания. Экология и экокультура; планетарный стиль мышления; сохранение природы, человека, научного и культурного наследия. Естественнонаучная и единая картины мира.

Выпускник должен:

знать:

основные естественнонаучные теории двадцатого века;

уметь:

применять полученные знания в идейно-воспитательной работе с учащимися.


7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин


Классический танец

Развитие педагогической, постановочной, репетиционной работы. Изучение теории классического танца: развитие и формирование системы классического танца, педагогическая система профессора А.Я.Вагановой, развитие музыкальности на уроках классического танца, анализ литературы по методике классического танца. Практическая часть курса: изучение движений классического танца, развитие координации тела, танцевальности, техника танца. Сочинение комбинаций на разные движения классического танца, на разный уровень подготовки класса и проведение уроков по классическому танцу.

Выпускник должен:

знать:

- основную терминологию классического танца;

- методику изучения и исполнения движений классического танца;

- педагогическую систему профессора А.Я.Вагановой;

- основные требования к классическому танцу;

- принципы подбора музыкального материала для уроков классического танца;

- основную литературу по классическому танцу;

уметь:

- исполнять основные движения классического танца;

- грамотно и профессионально подходить к изучению школы классического танца;

- развивать у исполнителей навыки овладения лексикой классического танца;

- работать с концертмейстером по подбору музыкального материала.


Характерный танец

Особенности хореографии и постановки характерных танцев. Место и роль характерного танца в крупных хореографических произведениях и концертных программах. Особенности использования музыки при постановке характерных танцев. Основные национальные особенности характерного танца.

Выпускник должен:

знать:

- различные движения характерного танца;

- основные комбинации характерного танца;

- различные способы создания сценического костюма для характерного танца;

уметь:

- использовать современные методики при обучении основам характерного танца;

- подбирать музыкальный материал для постановки характерного танца.


Мастерство актера

Синтетическая природа театра. Основные этапы развития театра в истории культуры. Основные режиссерские и актерские школы. Особенности актерского перевоплощения и природа театральных эмоций в хореографии. Основные приемы передачи характерных черт сценических персонажей. Постановка мизансцен и режиссерская работа с артистами балета.

Выпускник должен:

знать:

- основные приемы передачи драматического содержания в хореографических текстах;

- основы построения мизансцен в хореографических спектаклях;

- основы актерского взаимодействия в мизансценах спектакля;

уметь:

- исполнить этюды и упражнения по основам актерского мастерства в хореографии;

- организовать актерский коллектив в сценах с различным количеством участвующих актеров.


Белорусский сценический танец

Основные этапы развития белорусской сценической хореографии. Основные деятели и коллективы в области белорусского сценического танца. Особенности белорусского сценического танца. Основные танцевальные жанры, их характеристика. Методика изучения танцевальной лексики. Танцевальные рисунки. Методика построения урока белорусского народного танца. Музыкальное сопровождение уроков белорусского сценического танца. Творчество ведущих отечественных балетмейстеров в области белорусской народно-сценической хореографии.

Выпускник должен:

знать:

- принципы классификации белорусского сценического танца;

- различные движения белорусского сценического танца;

- методику изучения лексики белорусского сценического танца;

- методику построения белорусского сценического танца;

- принципы музыкального сопровождения уроков белорусского сценического танца;

- лучшие примеры белорусской сценической хореографии в постановке ведущих отечественных балетмейстеров;

уметь:

- исполнять основные движения белорусского танца с сохранением особенностей народной исполнительской манеры;

- последовательно разучивать элементы лексики белорусского танца в соответствии с правилами музыкальной раскладки;

- создавать композиции белорусского сценического танца для солистов и ансамблей;

- применять знания по белорусскому танцу для преподавательской деятельности.


Теория музыки

Гармония как область выразительных средств музыки; связь гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; значение гармонии в характеристике музыкальных образов и в развитии музыкальной формы; зависимость выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки.

Выпускник должен:

знать:

- о гармонии как области выразительных средств музыки;

- о зависимости выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки;

- о взаимосвязи гармонии с другими средствами музыкальной выразительности;

- о стиле как исторически сложившейся системе музыкального мышления;

- классификацию музыкальных жанров и форм;

уметь:

- проводить комплексный музыковедческий и исполнительский анализ музыкальных произведений;

- воспринимать и анализировать музыкальные произведения на слух.


Фортепиано

Совершенствование умений и навыков, полученных в период обучения в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями по конкретной специальности. Развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтение с листа, умение аккомпанировать, умение использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

Выпускник должен:

знать:

- о роли и значении фортепиано в профессиональной деятельности музыканта;

- фортепианный педагогический репертуар;

- исполняемые музыкальные произведения;

уметь:

- использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой;

- разбирать нотный текст, читать ноты с листа, аккомпанировать в ансамбле.


История и анализ музыкальных произведений

Основная периодизация в истории зарубежной музыки. Особенности развития музыкального искусства древности. Стилевые особенности музыки средневековья. Главные тенденции в музыке эпохи Возрождения. История развития оперы, кантатно-ораториальных жанров, инструментальной музыки в 17 - первой половине 18 века. Эстетические воззрения в музыкальной культуре эпохи Просвещения. Стилевые особенности музыки 19 века. Направления, проблемы и тенденции развития музыки 20 века.

Место и значение белорусской музыки в системе общечеловеческих культурных ценностей. Основные этапы развития белорусского композиторского творчества. Современные процессы в белорусской музыкальной культуре.

Особенности развития и основные этапы древнерусского музыкального искусства. Стилевая эволюция русской музыкальной культуры 17 - 18 веков. Главные тенденции в русском музыкальном искусстве 19 века. Основные стилевые направления и тенденции русского музыкального искусства 20 века.

Выпускник должен:

знать:

- фактологический материал по курсу истории музыки;

- наиболее важные события в музыкальной культуре Беларуси и зарубежья;

уметь:

- анализировать музыкальные произведения с точки зрения их стилистики и места в музыкальной культуре мира.


История и анализ произведений хореографии

Основные этапы развития, наиболее яркие события современной хореографии от истоков до второй половины XX столетия. Основные художественные средства, которые составляют канву танцевального произведения (драматургию, композицию, образность). Белорусская хореография. Исторические этапы развития зарубежной хореографии. Творческий путь и основные произведения хореографов: Ш.Дидло, А.Сен-Леона, М.Петипа, М.Фокина. Исполнительское мастерство звезд русского балета. Доминирующие направления русской хореографии XX столетия - хореодрама, поэтические балеты Ю.Григоровича и произведения Б.Эйфмана. Эволюционный путь балетного театра, творчество В.Елизарьева.

Выпускник должен:

знать:

- историю разных этапов развития хореографического искусства;

- виды и жанры хореографического искусства;

- особенности становления национального балетного искусства;

- основных представителей разных видов отечественного хореографического искусства и их творчество;

уметь:

- использовать теоретические знания в области хореографического искусства;

- анализировать произведения хореографического искусства;

- оценивать деятельность представителей хореографического искусства;

- применять знания по истории хореографии для преподавательской деятельности.


История изобразительного искусства

Специфика, основные виды и жанры изобразительного искусства. Искусство первобытного общества, Древнего Египта, Античности, Средневековья и Возрождения. Русская иконопись. Ведущие художники Европы XVII - XIX веков. Архитектура и скульптура Италии, Франции, Англии XVII - XIX веков. Искусство художников-передвижников в России. Французские импрессионисты. Постимпрессионизм. Основные стили и направления изобразительного искусства XX столетия (примитивизм, кубизм, сюрреализм, беспредметное искусство и другие течения и направления). Крупнейшие художники, скульпторы и архитекторы XX века.

Выпускник должен:

знать:

- образный язык изобразительного искусства;

- историю художественной культуры эпох, их стилистику;

- основные художественные произведения, имена ведущих художников, скульпторов, архитекторов;

уметь:

- анализировать наиболее известные произведения изобразительного искусства;

- выявлять закономерности формирования художественного стиля в связи с идеалами эпохи;

- применять на практике полученные знания.


История театра

Специфика театрального искусства и проблемы ее изучения. Пратеатральные игровые формы и их культовое происхождение. Античный театр. Средневековый театр. Театр эпохи Возрождения и Нового времени (XVII в.). Театр эпохи Просвещения (XVIII в.). Театр первой половины XIX века. Театр второй половины XIX - начала XX века. Основные направления театра XX века. Оперный театр.

Выпускник должен:

знать:

- основные события театральной культуры разных эпох;

- идеологию и стилистику ведущих драматургов и режиссеров;

уметь:

- анализировать наиболее яркие явления театрального искусства;

- применять на практике полученные знания по стилистике различных жанров и направлений.


Эстетика

Предмет эстетики, ее место в системе философских наук. Основные этапы истории эстетической мысли. Эстетика Нового времени. Становление науки. Эстетическая мысль XIX - XX веков. Эстетическая культура личности. Эстетическое сознание. Эстетические чувства. Эстетические способности. Эстетическое суждение. Вкус. Категории эстетического суждения. Аксиологические категории эстетики. Эстетика в системе культуры. Культура как эстетическое творчество. Эстетическая типология культур. Эстетика как философия искусства. Личность художника. Жизнь произведения искусства в культуре. Эстетическая практика и ее современные виды. Эстетика и теория образования.

Выпускник должен:

знать:

- основные элементы эстетической теории и их категориальные структуры, ключевые концептуальные модели в истории эстетической мысли;

уметь:

- характеризовать конкретные художественные направления и стили, анализировать современное состояние эстетической культуры и науки в Беларуси и за рубежом.


Охрана труда

Общие вопросы охраны труда. Профилактика травматизма. Организация работы по охране труда. Основы производственной санитарии и техники безопасности. Меры безопасности и гигиена труда. Параметры микроклимата в помещениях. Основы пожарной безопасности и средства пожаротушения. Первая помощь пострадавшим.

Выпускник должен:

знать:

- об организации охраны труда и технике безопасности человека;

- о возможных чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности;

- трудовое законодательство, которое устанавливает нормы трудовых процессов, тесно связанных с вопросами техники безопасности;

- производственную санитарию как систему организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие на работающих опасных производственных факторов;

- систему организационных и технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие вредных факторов;

уметь:

- научно анализировать условия труда, причины травматизма и профессиональных заболеваний;

- применять знания о способах и средствах обеспечения безопасности и безвредности труда;

- анализировать и адекватно оценивать опасности в чрезвычайных условиях и принимать меры по их предупреждению и ликвидации последствий.


Основы управления интеллектуальной собственностью

Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Промышленная собственность. Патентная информация. Патентные исследования. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров о нарушении прав в области интеллектуальной собственности. Государственное управление интеллектуальной собственностью.

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия и термины в сфере интеллектуальной собственности;

- основные положения международного и национального законодательства об интеллектуальной собственности;

уметь:

- пользоваться интеллектуальной собственностью и защищать свои права на интеллектуальную собственность в соответствии с законодательством.


История драматического театра

Театр и его место в системе художественной культуры. Путь от ритуальных игр к примитивной трагедии. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры. Особенности древней аттической комедии. Римский театр императорской эпохи. Отношение средневековой церкви к театральному искусству. Эволюция форм церковного театра. Развитие светских форм средневекового театра. Истоки итальянского театра эпохи Возрождения. Комедия дель арте. Испанский театр XVI - XVII вв. Деятельность Лопе де Вега. Формирование и организация английского профессионального театра. Творчество Шекспира в контексте английской театральной культуры его времени. Формирование профессионального театра во Франции. Творчество Корнеля, Расина, Мольера. Эволюция французского классицистского театра в XVIII в. Английский театр XVIII в. Слезная комедия и мещанская драма. Просветительская реформа в итальянском театре. Эволюция комедии дель арте. Гольдони. Гоцци. Формирование немецкого театра XVIII в. Специфика "Веймарского классицизма". Особенности сценического классицизма в России. Актерское искусство в романтическом театре. Французская романтическая драма. Мелодрама и водевиль. Английское сценическое искусство первой половины XIX в. Байрон. Становление русского романтического театра. Натуралистический театр во Франции. Эстетика символистского театра. Неоромантизм в европейском театре конца XIX в. Специфика "натурализма" Стриндберга. Веризм, символизм и неоромантизм в итальянском театре. Английский театр второй половины XIX - начала XX вв. Уайльд. Крэг. Деятельность Станиславского и Немировича-Данченко. Деятельность Мейерхольда. Экспрессионистский театр в Германии. Политический театр Германии 1920-х гг. Советский театр 1920-х гг. Деятельность Вахтангова, Таирова. Система М.Чехова. Театр итальянских футуристов. Французская интеллектуальная драма. Театр абсурда. Американский театр XX века. Послевоенный западный театр. Белорусский театр XX века. Поиски современного театра.

Выпускник должен:

знать:

- основные стилевые направления в искусстве драматического театра;

- имена выдающихся деятелей сцены, в том числе белорусской;

уметь:

- анализировать театральные спектакли, их стилистику;

- применять в собственной практической деятельности полученные знания.


Теория драмы

Категориальный аппарат, специфика образности драматического искусства. Тема, идея, сюжет. Конфликт и способы его разрешения (идея - контридея). Диалектика драмы, пространство и время спектакля, условность и безусловность. Сквозное действие и сверхзадача, система координат. Выразительный и изобразительный театр, Станиславский и Брехт. Реализм и модернизм.

Выпускник должен:

знать:

- структуру, основные концепции и выразительные возможности драмы;

уметь:

- пользоваться закономерностями драматического искусства в собственной творческой практике.


Основы режиссуры

Путь к образу. Авторский замысел и его режиссерская интерпретация. Драматургия развития. Поле сценического действия, атмосфера, психологический театр, школа переживания. Импровизация. Мизансцена - форма физического действия. Репетиции. Новые приемы режиссуры в XX веке. Классический и музыкальный образ постановки.

Выпускник должен:

знать:

- основные законы режиссуры, систему пространственно-временных координат;

уметь:

- грамотно организовывать и выстраивать театральное действие в синтезе всех средств выразительности (в том числе хореографических).


Сценография и история костюма

Сценическое оформление танца. Основные компоненты: оформление сцены, декорации, освещение, цвет, костюмы. Обзор развития. Художественные стили. Белорусский народный костюм. Композиция костюма. Средства достижения художественного образа. Стили современной балетной одежды, возможности их использования на сцене.

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия: костюм, мода, художественные стили, композиция и т.д.;

- изменения форм костюма в рамках историко-художественных стилей;

уметь:

- объединять в одно целое оформление сцены, костюм, хореографическую одежду, учитывать влияние освещения, размеры сцены и количество участников;

- подбирать костюм в соответствии со стилистикой и жанром хореографической постановки.


Современные направления в хореографии

Основные направления модерн-танца. Школа немецкого экспрессионизма. Творчество М.Грехем, Х.Лимона, М.Каннингема - основа современной "другой" хореографии. Джаз - танец, французский контерпорэри, контактная импровизация, хип-хоп и другие формы. Импровизация, самовыражение, терапевтическое воздействие танца. Теория и практика.

Выпускник должен:

знать:

- историю развития современной хореографии;

- стили и направления;

- методику исполнения основных движений и направлений современного танца;

уметь:

- исполнять базовые движения современного хореографического искусства;

- владеть различными стилями исполнения современного танца;

- использовать балетмейстерские, педагогические и исполнительские навыки в области современного хореографического искусства.


Теория и практика актерского мастерства в хореографии

История, теория и психофизиология актерской игры. Внутренняя и внешняя техника актера. Импровизация. Сопоставление дыхания и движения. Развитие пространственного мышления. Построение пластичной формы и фразы. Работа с объектом (реквизит, костюм, декорация) в процессе восприятия сценического образа.

Выпускник должен:

знать:

- художественно-психологические принципы деятельности актера;

- методы работы над собой, над ролью;

- способы развития элементов внутренней и внешней актерской техники, пластичной выразительности;

уметь:

- управлять своим сценическим самочувствием в условиях театрализованного показа;

- исполнять танцевальные комбинации в заданном настроении;

- использовать приемы превращения в образ персонажа;

- целесообразно применять актерские навыки при подготовке хореографических композиций.


Тренаж

Комплекс движений у станка. Экзерсис на середине.

Выпускник должен:

знать:

- порядок и правила выполнения набора обязательных движений;

уметь:

- поддерживать с помощью тренажа необходимую пластическую форму;

- совершенствовать навыки исполнения основного танцевального фонда.


Тренаж классического танца

Последовательное выполнение движений классического танца у станка (от plies и battements tendu до grandes battements), на середине (от adagio до allegro).

Выпускник должен:

знать:

- порядок и правила выполнения основных па классического танца;

уметь:

- показать правильное исполнение основных движений классического танца.


Композиция и постановка танца

Балетмейстер и сфера его творческой деятельности. Композиция танца. Основные законы хореографических композиций. Танцевальная лексика. Рисунок хореографического произведения. Основные принципы работы балетмейстера с музыкальным материалом, проблема симфонизации хореографии. Принципы создания хореографического произведения. Музыка и хореография. Образ в хореографическом произведении. Закономерности постановочной и репетиторской работы. Хореографическая миниатюра. Работа балетмейстера над современной темой.

Выпускник должен:

знать:

- специфику хореографического искусства;

- принципы подбора музыкального материала;

- приемы организации пластического материала при создании хореографической композиции;

- законы создания художественного образа в хореографическом произведении;

- стадии и формы постановочного и репетиционного процессов;

- методику постановочной и репетиционной работы;

- основную терминологию предмета;

уметь:

- работать с концертмейстерами, композиторами, звукооператорами в зависимости от вида хореографической деятельности;

- использовать навыки балетмейстерской деятельности;

- учитывать творческие и физические особенности исполнителей при создании хореографической композиции.


Композиция классического танца

Основной арсенал выразительных средств классического танца (позиции, позы, ракурсы, движения, рисунки и т.д.), формы вариаций, дуэтов, па-де-де, па-де-труа, гранд-па. Воплощение содержания хореографического произведения. Важнейшие правила сочинительской работы в сфере классического танца.

Выпускник должен:

знать:

- основные композиционные законы построения произведения в классическом танце;

уметь:

- самостоятельно поставить комбинацию, одну из традиционных форм или номер на материале классического танца.


Композиция дуэтно-классического танца

Место и значение дуэтного танца в хореографии. Основные закономерности и тенденции развития техники поддержек. Практическое изучение сценических отношений в дуэте. Исполнение дуэтных заданий и танцевальных композиций. Музыкальная раскладка комбинаций и поддержек.

Выпускник должен:

знать:

- разные виды, приемы поддержек и обводок;

- разные виды поворотов;

- маленькие прыжки и небольшие подъемы до уровня груди и плеч;

- повороты в воздухе;

- положение рук партнеров;

уметь:

- свободно владеть разными видами поддержек.


Хореографическое наследие

Классический танец, дуэты, вариации. Характерный танец, ансамбли, соло. Хореографические постановки известных балетмейстеров. Традиционный балетный репертуар.

Выпускник должен:

знать:

- лучшие постановки классического, характерного танцев;

уметь:

- разъяснить, разложить по музыкальным тактам постановки;

- научить учащихся лучшим образцам классического, характерного, дуэтного танца.


Репетиторская работа

Основные приемы репетиторской работы. Наблюдение за правильностью исполнения танцевальной практики. Анализ и исправление ошибок. Типичные просчеты в трактовке классического и характерного репертуара. Замысел хореографа и индивидуальность артиста. Поиски собственной интерпретации роли. Групповое исполнительство.

Выпускник должен:

знать:

- текст и стилистику основных партий для солистов и кордебалета;

уметь:

- применить навыки репетиторской работы с солистами и массой.


Педагогика

Место в структуре современных гуманитарных знаний. История развития педагогики и белорусской педагогической идеи. Модели и системы образования и воспитания на современном этапе развития общества. Педагогические основы формирования личности как субъекта воспитания. Методы и структурные компоненты педагогического мастерства в процессе преподавания танцевальных дисциплин.

Выпускник должен:

знать:

- основные теоретические направления педагогики;

- принципы и технологию воспитания как процесс социализации личности;

- методы и формы воспитательного воздействия в процессе преподавания специальных дисциплин;

уметь:

- самостоятельно пользоваться педагогическими знаниями в профессиональной практике педагога-хореографа.


Искусство балетмейстера

Балетмейстер и сфера его творческой деятельности. Композиция танца. Основные законы, составные части и выразительные средства хореографической композиции. Танцевальная лексика. Пластическая интонация и мотив. Рисунок танца. Драматургия хореографического произведения. Методика подбора музыкального произведения. Основные принципы работы балетмейстера с музыкальным материалом. Балетмейстерские приемы. Образ в хореографическом искусстве. Хореографическая миниатюра. Работа балетмейстера над современной темой.

Выпускник должен:

знать:

- основные законы создания хореографической композиции и средства образной выразительности;

- приемы организации пластического материала;

- законы создания художественного образа в хореографическом произведении;

уметь:

- работать с концертмейстером, композитором, звукорежиссером в зависимости от вида хореографической деятельности;

- использовать навыки балетмейстерской дисциплины.


Методика преподавания танца

Методика построения урока классического, характерного и других видов танца, этапы подготовки преподавателя к проведению урока. Принципы подбора музыкального материала, развитие музыкальности. Педагогические принципы преподавания с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников. Принципы организации учебно-воспитательной работы.

Выпускник должен:

знать:

- теорию и методику преподавания хореографических дисциплин;

- принципы работы с методической литературой, необходимой для освоения классического, народно-сценического танца, искусства балетмейстера и других хореографических дисциплин;

- принципы организации учебно-воспитательной работы в детском и подростковом хореографическом коллективе;

уметь:

- преподавать специальные дисциплины для всех возрастных категорий;

- проводить учебно-воспитательную работу, развивать исполнительские и творческие способности учеников.


Методика репетиторской работы

Особенности организации репетиторской работы, основные методические приемы. Анализ типичных погрешностей исполнения различных партий хореографического репертуара. Учет индивидуальности артистов, методика раскрытия художественного замысла постановщика.

Выпускник должен:

знать:

- тексты и стилистику основных партий хореографического репертуара;

- основные принципы методики репетиторства;

уметь:

- научить артистов профессионально грамотно исполнять тексты танцевальных партий;

- использовать и объяснять важность методических приемов в педагогическом процессе.


Методика преподавания искусствоведческих дисциплин

Общенаучные и специальные методы исследования, их взаимодействие. Принцип историзма в исследовании искусства, анализ и синтез. Особенности художественного процесса. Творчество и его природа. Структура художественного образа. Социокультурные детерминанты развития искусства и его полифункциональная система.

Выпускник должен:

знать:

- основные этапы развития мировой художественной культуры;

уметь:

- использовать общую методику в преподавании отдельных искусствоведческих дисциплин;

- использовать теоретические знания при анализе хореографических произведений.


Сценарная драматургия

Драма как основа спектакля, законы сценической драматургии. Конфликт и способы его театрального воплощения. Особенности трактовки авторской идеи и образов, их переработка в зависимости от целей постановщика. Углубление трактовки и недопустимое экспериментаторство. Понятие хореодрамы. Опора на литературный сценарий, при вторичности музыки, наличие четкой режиссерской концепции, последовательно развивающиеся действие и характеры, "танец в образе".

Выпускник должен:

знать:

- основные законы сценической драматургии и способы ее театрального воплощения;

уметь:

- использовать закономерности драматургии в практической работе, в хореографических постановках.


Музыкальная драматургия

Особенности драматургии в музыкальном театре, где определяющий фактор - структура музыки. Отличительные особенности балетов на симфоническую музыку, с ее поэтической обобщенностью, лирико-драматургическим содержанием, полифонией, тематической разработкой и динамической композиционной формой.

Выпускник должен:

знать:

- основные законы музыкальной драматургии и способы ее хореографического воплощения;

уметь:

- использовать закономерности музыкальной драматургии в хореографической постановочной практике.


Хореографическая драматургия

Воплощение основных звеньев действия (экспозиции, завязки, этапы развития, кульминации (развязки), синтез музыки и хореографии. Различные типы драматургии в хореографии. Балеты-пьесы ("драмбалеты") с их ориентированностью на литературные сюжеты, близостью к драматическому театру. Спектакли Ю.Григоровича, близкие к обобщенности музыкальной драматургии. Балеты на симфоническую музыку. Драматургические особенности разных типов хореографических спектаклей и эпох. Драматургия танцевальных миниатюр.

Выпускник должен:

знать:

- особенности драматургии в балетах различных жанров и эпох;

уметь:

- использовать знание драматургических законов в практической постановочной работе.


Анализ балетного клавира

Воплощение в музыке идеи и сюжета балета. Анализ музыкальных лейттем, сопоставления и развития образов. Музыкальная драматургия как основа хореографической. Использование клавира в процессе подготовки спектакля. Значение для балетного театра сочинений Рамо, Глюка. Музыка в романтических балетах "Жизель" А.Адана, "Коппелия" Л.Делиба. Творчество Ц.Пуни и Л.Минкуса.

Выпускник должен:

знать:

- основные принципы музыкальной драматургии балета;

уметь:

- достигать органичной связи между музыкой и хореографией в драматургии постановок.


Чтение партитуры балета

"Симфонизация" балетной драматургии. П.Чайковский и его реформа. Сочинения для балетного театра С.Прокофьева, А.Хачатуряна, А.Петрова, Р.Щедрина и других композиторов. Значение оркестровых красок в музыкальных характеристиках персонажей балета, образности, драматургии.

Выпускник должен:

знать:

- оркестровую окраску основных выразительных тем и образов балета;

уметь:

- достигать гармонии, смысловой полифонии между музыкальными и хореографическими образами спектакля.


История балетоведения и балетная критика

Триединая природа балетоведения (история, теория и критика), основные исторические этапы изучения хореографического искусства. Высказывания о балете русских деятелей культуры конца 19 - начала 20 веков (А.Плещева, С.Худякова, В.Светлова, А.Волынского). Труды первого советского балетоведа Ю.Слонимского, историков и критиков В.Красовской, В.Ванслова, П.Карпа, Н.Эльяма и других. Основные проблемы методологии.

Выпускник должен:

знать:

- исторические этапы развития и важнейшие положения балетоведения;

уметь:

- анализировать их художественный уровень и значение для балетного театра.


Художественное оформление спектакля

Декорации, костюмы, освещение как зримое воплощение основной музыкально-хореографической идеи балета. Единство замысла композитора, хореографа, художника - условие целостности спектакля. Изображение среды действия, создание эмоциональной атмосферы. Специфика художественного оформления балета (освобождение планшета сцены), световая партитура, разработка "униформы" костюма (пачка, трэс, трико) в соответствии с конкретными образами. Наиболее яркие сценографические решения в истории балета, новые принципы, воплощаемые художниками С.Вирсаладзе, Е.Лысиком, В.Окуневым.

Выпускник должен:

знать:

- основные принципы оформления балетного спектакля;

уметь:

- использовать полученные знания в практической постановочной работе.


7.5.5 Цикл дисциплин специализации


Для направлений специальности "Хореографическое искусство (история и теория)", "Хореографическое искусство (режиссура)", "Хореографическое искусство (педагогика)", "Хореографическое искусство (классический танец)" специализаций не предусмотрено.


7.6 Требования к содержанию и организации практик


Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, его продолжением в формах будущей профессиональной деятельности.

Практики направлены на закрепление знаний и умений, полученных студентом в процессе обучения в вузе, на овладение навыками инициативного решения социально-профессиональных задач под руководством опытного преподавателя.

Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.


7.6.1 Педагогическая практика


Педагогическая практика - одна из важнейших составных частей учебного процесса, обеспечивающая получение квалификации преподавателя, обязательный предмет для каждого студента.

Главной целью педагогической практики является подготовка студентов к педагогической деятельности по специальности.

Главная задача педагогической практики предусматривает закрепление знаний, полученных студентами по предметам психолого-педагогического цикла и методике, применение теоретических знаний в учебном процессе, развитие профессиональных навыков преподавания, ведение учебной документации.


7.6.2 Искусствоведческая практика


Искусствоведческая практика призвана обеспечить студенту, специализирующемуся в этом направлении, личный опыт деятельности. Целью ее является подготовка студента к функционированию в качестве преподавателя историко-теоретических дисциплин, балетного критика, приобретение исследовательских навыков. Главная задача практики предусматривает закрепление профессиональных знаний во время участия студента в учебном процессе, правильное использование методики преподавания, инновационное применение теории, а также овладение аппаратом грамотного оформления написанного.


7.6.3 Балетмейстерская практика


Балетмейстерская практика предназначена для апробации студентом, проявившем способности в этом направлении, имеющихся постановочных разработок. Цель ее - подготовка специалиста-балетмейстера, знающего весь комплекс проблем этой сферы, принципы взаимодействия с композитором, художником, исполнителями. Главной задачей практики является помощь студенту в применении знаний о сочинительской деятельности, в более полном раскрытии креативного мышления, в решении организационных и педагогических вопросов, стоящих перед хореографом.


8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса


8.1 Требования к кадровому обеспечению


Научно-педагогические кадры вуза должны:

- иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);

- систематически заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью;

- не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.


8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению


Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям:

- все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий, нотами, учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой, аудио- и видеозаписями, доступом к сетевым источникам информации;

- обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и аудиовизуальным базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;

- иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов.

Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов и т.п.).


8.3 Требования к материально-техническому обеспечению


Высшее учебное заведение должно:

- располагать соответствующими санитарно-техническим нормам учебными аудиториями для групповых и индивидуальных занятий, оборудованными помещениями для прослушивания музыки, необходимыми музыкальными инструментами;

- соблюдать нормы обеспечения учебного процесса нотами, аудио- и видеозаписями, учебной и методической литературой;

- обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.


8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы.

Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы.

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.).


8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы


Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально-значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь.

Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся.

Важнейшими задачами осуществления воспитательной работы со студентами являются:

- согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;

- вовлечение студентов в социально-значимую работу с учетом их интересов и возможностей;

- приобретение студентами навыков самоуправления, организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач;

- формирование осознания необходимости укрепления семьи и повышения ее престижа в обществе, здорового образа жизни, а также основных демографических проблем общества;

- духовно-нравственное воспитание, обеспечивающее знание культурного наследия;

- профилактика правонарушений.

Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включает учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.

Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя.


8.6 Общие требования к контролю качества и средствам диагностики


В вузовской системе управления качеством образования (системе менеджмента качества по СТБ ИСО 9001:2001) осуществляется мониторинг, измерения, контроль качества.

Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др.

Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, сдаче зачетов по практикам производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:

- исполнение балетной партии в спектакле;

- выступление с хореографическим номером в публичном концерте;

- письменные контрольные работы;

- устный опрос во время занятий;

- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

- выступления студентов на семинарах;

- защита отчетов по производственным практикам;

- письменный экзамен, устный экзамен.


9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника


9.1 Общие требования


9.1.1 Итоговая государственная аттестация выпускника по всем четырем направлениям специальности включает государственный экзамен по методике преподавания специальных дисциплин, а также следующие государственные экзамены:

- для направления 1-17 02 01-01 "Хореографическое искусство (история и теория)" - по истории и теории хореографического искусства;

- для направления 1-17 02 01-02 "Хореографическое искусство (режиссура)" - по постановке хореографической миниатюры или балетного спектакля;

- для направления 1-17 02 01-07 "Хореографическое искусство (классический танец)" - по методике преподавания классического танца, позволяющей определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом.


9.2 Требования к государственному экзамену


Государственные экзамены проводятся на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Программа и порядок проведения государственных экзаменов разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.



Приложение
(информационное)



БИБЛИОГРАФИЯ

[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. N 1202-XII (в редакции Закона от 19 марта 2002 г. N 95-З)

[2] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь. Принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики 14 июня 2007 г.

[3] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500

[4] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования"



ОСРБ 1-21 04 02-08-2009



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-21 04 02 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ) НАПРАВЛЕНИЕ 1-21 04 02-08 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ КИНОТЕЛЕПРОИЗВОДСТВА) КВАЛИФИКАЦИЯ КИНОТЕЛЕВЕД. ПРОДЮСЕР-МЕНЕДЖЕР

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-21 04 02 МАСТАЦТВАЗНАЎСТВА (ПА НАКIРУНКАХ) НАКIРУНАК 1-21 04 02-08 МАСТАЦТВАЗНАЎСТВА (АРГАНIЗАЦЫЯ КIНАТЭЛЕВЫТВОРЧАСЦI) КВАЛIФIКАЦЫЯ КИНАТЭЛЕЗНАЎЦА. ПРАДЗЮСАР-МЕНЕДЖАР

HIGHER EDUCATION FIRST DEGREE SPECIALITY 1-21 04 02 ART CRITICIZM (ON PROFILES) DIRECTION 1-21 04 02-08 ART CRITICIZM (CINEMA AND TV MANAGEMENT) QUALIFICATION ART CRITIC. MANAGER



Министерство образования Республики Беларусь Минск

УДК

Ключевые слова: кинотелевед, продюсер, менеджер, квалификация, специалист с высшим образованием, киноведение, кино, телевидение, экранное искусство, масс-медиа, организация кинотелепроизводства, кинокритика, история и теория кино и телевидения, кинодраматургия, продюсерство, менеджмент, актерское искусство, режиссерское искусство, кинооператорское искусство, киноведческий анализ, кинопрокат, телевизионное вещание, рецензия, требования, знания, умения, компетенции, учебный план, содержание, образовательные программы.



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Белорусской государственной академией искусств

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Ивановский В.С., профессор кафедры истории и теории искусств (руководитель);

Зайцева Л.Н., кандидат искусствоведения, доцент;

Шимелевич А.Г., и.о. заведующего кафедрой истории и теории искусств, кандидат искусствоведения, доцент;

Громыко Л.В., начальник учебного отдела

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 марта 2010 г. N 35

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке



СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Основные термины и определения

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.3 Общие цели подготовки специалиста

4.4 Формы обучения по специальности

4.5 Сроки подготовки специалиста

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

5.2 Объекты профессиональной деятельности

5.3 Виды профессиональной деятельности

5.4 Задачи профессиональной деятельности

5.5 Состав компетенций специалиста

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки выпускника

6.2 Требования к академическим компетенциям

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

7 Требования к образовательной программе и ее реализации

7.1 Состав образовательной программы

7.2 Требования к разработке образовательной программы

7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы

7.4. Типовой учебный план

7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам

7.6 Требования к содержанию и организации практик

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению

8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

9.1 Общие требования

9.2 Требования к государственному экзамену

9.3 Требования к дипломной работе

Приложение Библиография


1 Область применения


Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника по направлению специальности 1-21 04 02-08 Искусствоведение (Организация кинотелепроизводства).

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.


2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения;

СТБ ИСО 9000-2006 Система менеджмента качества. Основные положения;

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации;

СТБ 22.0.4-2005 Термины и определения в сфере образования;

РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин;

ОС РБ 1-21 04 02-06-2008. Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-21 04 02 Искусствоведение. Направление 1-21 04 02-06 "Искусствоведение (кинотелеведение)".


3 Основные термины и определения


В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями.

Зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена.

Качество образования - соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.

Квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки работника по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1-96).

Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умение (СТБ ИСО 9000-2000).

Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Образовательная программа - система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011-2001).

Учебный план специальности - учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

Учебная программа дисциплины - учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, определяющий основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

Кинотелеведение - область искусствоведения, наука об экранных видах искусства, совокупность методов изучения истории и теории экранного искусства - кино, телевидения, мультимедиа, киноактерского, кинорежиссерского, кинооператорского творчества, кинодраматургии, теории кинодраматургии, кинокритики, организации кинодела и кинотелепроизводства.

Кинотелевед - профессиональная квалификация специалиста в области экранного искусства с высшим профессиональным образованием.

Продюсер-менеджер - профессиональная квалификация специалиста в области кинотелепроизводства с высшим профессиональным образованием.

Кино - род искусства, специфическим средством выражения которого является экранное действие, создаваемое с помощью киноаппаратуры для последующего воспроизведения на экране перед зрителями.

Телевидение - область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображения, одно из наиболее массовых средств распространения политической, культурной, познавательной и учебной информации.

Кинотелекритика - вид литературно-художественной критики, совокупность принципов и методов анализа текущей жизни экранного вида искусств.

Кинодраматургия - род литературных произведений, являющихся основой для создания кино- и телефильмов.

Рецензия - литературно-критическая статья, дающая аналитическую оценку художественному произведению (кинофильму, телефильму, киноактерской, кинорежиссерской, кинооператорской работе) или явлению кино- и телеискусства.

Организация кинотелепроизводства - организационная, экономическая и производственная деятельность в сфере кинотелеискусства, масс-медиа.


4 Общие положения


4.1 Общая характеристика специальности


4.1.1 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к направлению Д Гуманитарные науки подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-21 04 02.

По специальности предусмотрены следующие направления:

1-21 04 02-02 Искусствоведение (театроведение);

1-21 04 02-03 Искусствоведение (изобразительное искусство);

1-21 04 02-06 Искусствоведение (кинотелеведение);

1-21 04 02-07 Искусствоведение (организация театральной деятельности);

1-21 04 02-08 Искусствоведение (организация кинотелепроизводства);

1-21 04 02-09 Искусствоведение (кинотеледраматургия).

4.1.2 Подготовка выпускника по направлению "Искусствоведение (организация кинотелепроизводства)" обеспечивает получение профессиональной квалификации "Кинотелевед. Продюсер-менеджер".


4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки


4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по следующим дисциплинам:

- история Беларуси;

- белорусский или русский язык (по выбору);

- творчество (включает три раздела: письменный анализ экранного художественного произведения, история белорусского и зарубежного кино, коллоквиум/собеседование по вопросам современного киноведения и кинокритики).


Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 |



dokumenty archiwalne
Папярэдні | Наступны
Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList