Стр. 3
Страницы:
Стр.1 |
Стр.2 |
Стр.3 |
Стр.4 |
Стр.5 |
Стр.6
ГЛАВА 13
ЕДИНИЦЫ УЧЕТА И ЕДИНИЦЫ ХРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
52. Систематизация аудиовизуальных документов проводится по
единицам учета и единицам хранения.
53. Единица учета кинодокументов - одна или несколько единиц
хранения, относящихся к кинопроизведению или съемке определенного
события.
54. Единица учета фотодокументов - одна или несколько единиц
хранения, отображающих одно событие, объединенных смысловым
содержанием.
55. Единица учета фонодокументов - одна или несколько единиц
хранения с записью произведения радиовещания, определенного события,
одного или нескольких объединенных по авторскому, исполнительскому,
тематическому и другим признакам произведений литературы и
искусства.
56. Единица учета видеодокументов - одна или несколько единиц
хранения с записью определенного события, одного или нескольких
объединенных по авторскому, исполнительскому, тематическому и другим
признакам произведений литературы и искусства.
57. Единица хранения кинодокументов - физически обособленный
рулон кинопленки.
58. Единица хранения фотодокументов - физически обособленные
кадр, несколько кадров панорамной съемки, рулон диафильма,
фотоальбом, дисковый носитель.
59. Единица хранения фонодокументов - физически обособленные
восковой валик, рулон магнитной ленты, аудиокассета, дисковый
носитель.
60. Единица хранения видеодокументов - физически обособленные
видеокассета, дисковый носитель.
61. Единицам учета и единицам хранения аудиовизуальных
документов присваиваются архивные номера. Архивный номер - цифровое
или буквенно-цифровое обозначение, наносимое на каждую единицу
хранения, единицу учета с целью обеспечения ее учета и
идентификации.
Пример:
0-123576 - архивный номер фотодокумента на негативе «0» размера.
Е000675 - архивный номер фотодокумента на дисковом носителе.
В архиве ведется первичный и централизованный учет
аудиовизуальных документов. Первичный учет осуществляется в отделе
обеспечения сохранности кинодокументов и фондов при приеме
документов на государственное хранение. Централизованный учет
возлагается на отдел государственного учета и научно-справочного
аппарата архива.
62. Учет аудиовизуальных документов осуществляется раздельно
для: кинодокументов - определенной цветности и жанров;
фотодокументов - определенной цветности и размеров, фотоальбомов;
фонодокументов - определенной системы звукозаписи; видеодокументов -
определенной системы видеозвукозаписи.
ГЛАВА 14
ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
63. Основными учетными документами архива являются:
книга учета поступлений аудиовизуальных документов по форме
согласно приложениям 31, 32 - для учета каждого поступления
аудиовизуальных документов в архив, их количества и состава;
описи аудиовизуальных документов постоянного хранения:
кинодокументов по форме согласно приложениям 33, 34, фотодокументов
on форме согласно приложениям 33, 35, фонодокументов по форме
согласно приложениям 33, 36, видеодокументов по форме согласно
приложениям 33, 37 - для поединичного и суммарного учета документов,
краткого раскрытия их состава и содержания, закрепления их
систематизации;
книги учета и описания аудиовизуальных документов:
кинодокументов по форме согласно приложениям 38, 39, фотодокументов
по форме согласно приложениям 38, 40, фотоальбомов по форме согласно
приложениям 38, 41, фонодокументов по форме согласно приложениям 38,
42, видеодокументов по форме согласно приложениям 38, 43 - для
поединичного и суммарного учета единиц учета и единиц хранения с
раскрытием их содержания, закрепления порядка и систематизации
единиц хранения, учета изменений в составе и объеме аудиовизуальных
документов определенного вида;
лист-заверитель книги учета и описания аудиовизуальных
документов по форме согласно приложению 44 - для учета количества
листов в книге учета и описания включенных в нее единиц учета и
единиц хранения;
реестр книг учета и описания аудиовизуальных документов по
форме согласно приложениям 45, 46 - для учета общего количества
книг. Форма реестра книги учета и описания аудиовизуальных
документов соответствует форме реестра книг учета и описания особо
ценных аудиовизуальных документов и реестра книг учета и описания
копий фонда пользования аудиовизуальных документов;
листы учета: кинодокументов по форме согласно приложению 47,
фотодокументов по форме согласно приложению 48, фонодокументов по
форме согласно приложению 49, видеодокументов по форме согласно
приложению 50 - для учета общего объема аудиовизуальных документов,
учета и нумерации книг учета и описания, изменений в объеме
аудиовизуальных документов определенного вида;
книги учета и описания особо ценных аудиовизуальных
документов: кинодокументов по форме согласно приложениям 51, 52,
фотодокументов по форме согласно приложениям 51, 53, фонодокументов
по форме согласно приложениям 51, 54, видеодокументов по форме
согласно приложениям 51, 55 - для поединичного и суммарного учета
особо ценных аудиовизуальных документов;
реестр книг учета и описания особо ценных аудиовизуальных
документов - для учета количества книг учета и описания особо ценных
аудиовизуальных документов;
листы учета особо ценных аудиовизуальных документов:
кинодокументов, фотодокументов, фонодокументов, видеодокументов -
для учета общего объема особо ценных аудиовизуальных документов,
учета и нумерации книг учета и описания особо ценных аудиовизуальных
документов;
книги учета поступлений страхового фонда и фонда пользования
аудиовизуальных документов: кинодокументов по форме согласно
приложениям 56, 57, фотодокументов по форме согласно приложениям 56,
58, фонодокументов по форме согласно приложениям 56, 59,
видеодокументов по форме согласно приложениям 56, 60 - для учета
каждого поступления страховых копий и копий фонда пользования
аудиовизуальных документов;
описи страхового фонда аудиовизуальных документов - для
поединичного и суммарного учета страховых копий и копий фонда
пользования особо ценных единиц учета и единиц хранения
аудиовизуальных документов;
реестр описей страхового фонда аудиовизуальных документов по
форме согласно приложениям 61, 62 - для учета количества описей
страхового фонда аудиовизуальных документов;
книги учета и описания копий фонда пользования - для
поединичного и суммарного учета копий фонда пользования;
реестр книг учета и описания копий фонда пользования
аудиовизуальных документов - для учета количества книг учета и
описания копий фонда пользования аудиовизуальных документов;
паспорт архива - для внесения сведений о количестве,
состоянии, условиях хранения аудиовизуальных документов, составе
научно-справочного аппарата к ним.
64. Вспомогательными учетными документами архива являются:
монтажный лист кинодокумента по форме согласно приложениям 63,
64; монтажный лист видеодокумента по форме согласно приложениям 65,
66 - для учета и раскрытия содержания планов или монтажных кадров
кино- и видеодокументов;
внутренняя опись киносюжета (телесюжета) по форме согласно
приложению 67 -для раскрытия содержания планов или кадров;
внутренняя опись фотоальбома по форме согласно приложению 68 -
для описания фотоотпечатков, входящих в состав фотоальбома.
ГЛАВА 15
УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
65. Основанием для внесения изменений в учетные документы
являются:
акт приема-передачи аудиовизуальных документов организаций на
государственное хранение по форме согласно приложению 69;
акт приема-передачи аудиовизуальных документов, находящихся у
их собственников, на государственное хранение по форме согласно
приложению 70;
акт приема-передачи страховых копий аудиовизуальных документов
на специальное хранение;
акт о выделении к уничтожению аудиовизуальных документов, не
подлежащих хранению, по форме согласно приложению 71;
акт о необнаружении аудиовизуальных документов, пути розыска
которых исчерпаны;
акт о неисправимых повреждениях аудиовизуальных документов;
акт о технических ошибках в учетных документах;
акт об обнаружении неучтенных аудиовизуальных документов;
акт об обнаружении повреждений аудиовизуальных документов.
66. Для первичного учета предназначаются книги учета
поступлений аудиовизуальных документов и описи аудиовизуальных
документов постоянного хранения.
В книги учета поступлений последовательно вносятся все
первичные и повторные поступления документов. Каждое поступление
получает очередной порядковый номер. На 1 января каждого года в
книгах учета поступлений аудиовизуальных документов подводится общий
итог количества документов, поступивших в архив в течение года.
Описи аудиовизуальных документов постоянного хранения
создаются отдельно на каждый вид аудиовизуальных документов.
Единицам учета и единицам хранения присваиваются номера в валовом
порядке внутри каждой описи. Полному комплекту документов
присваивается один номер единицы учета. Если единица учета
кинофоновидеодокументов состоит из нескольких единиц хранения, то
каждой из них присваивается порядковый номер внутри данной единицы
учета. Если единица хранения фотофоновидеодокументов состоит из
нескольких единиц учета, то каждой из них присваивается порядковый
номер внутри данной единицы хранения.
67. Для централизованного учета предназначаются книги учета и
описания аудиовизуальных документов, реестры книг учета и описания и
листы учета аудиовизуальных документов.
Книга учета и описания аудиовизуальных документов состоит из
титульного листа, описательных статей, итоговой записи и листа-
заверителя.
После каждого поступления и выбытия документов составляется
новая итоговая запись. Если книга состоит из нескольких годовых
разделов, итоговая запись составляется к каждому годовому разделу. К
каждому последующему годовому разделу составляется сводная запись с
нарастающим итогом.
Архив должен иметь не менее двух экземпляров книг учета и
описания аудиовизуальных документов. Первый экземпляр книг хранится
в отделе, осуществляющем централизованный учет аудиовизуальных
документов, второй - в отделе, осуществляющем первичный учет.
Книги, относящиеся к определенному виду аудиовизуальных
документов, хранятся по порядку присвоенных им номеров. Уничтожение
книг после их пересоставления запрещается. На заглавном листе
пересоставленной книги делается отметка: «Книга пересоставлена.».
Указывается дата пересоставления, должность и подпись работника,
пересоставившего книгу. Пересоставленные книги аудиовизуальных
документов хранятся отдельно от новых книг.
По реестру книг учета и описания аудиовизуальных документов
ведется поединичный и суммарный учет книг учета и описания.
Листы учета ведутся отдельно по каждому виду аудиовизуальных
документов. В графе «Номера книг учета и описания» фиксируются
порядковые номера книг учета и описания. Если принятые документы
присоединяются к уже имеющейся и учтенной по листу учета книге, то в
этой графе делается отметка: «К книге № …».
Листы учета составляются на каждую книгу учета и описания
аудиовизуальных документов и располагаются по порядку номеров книг
учета и описания документов внутри каждого вида документов. В графах
«Количество единиц учета, единиц хранения» проставляется объем
единиц учета, единиц хранения по каждой книге отдельно.
При выбытии документов в графе «Основание» указываются
документ, на основании которого выбыли документы, номер и дата
выбытия и количество выбывших единиц хранения и единиц учета.
В графе «Наличие (остаток)» при каждой записи указывается
количество единиц учета, единиц хранения по книге, по которой
произведена запись, и по виду документов в целом.
ГЛАВА 16
УЧЕТ ОСОБО ЦЕННЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
68. Учет особо ценных аудиовизуальных документов ведется:
по книгам учета и описания особо ценных аудиовизуальных
документов;
по реестрам книг учета и описания особо ценных аудиовизуальных
документов;
по листам учета особо ценных аудиовизуальных документов.
В книгах учета и описания особо ценных аудиовизуальных
документов за документами каждого вида сохраняются их прежние
архивные номера. Сведения об особо ценных аудиовизуальных документах
вносятся в книгу в валовом порядке или по мере выявления. Сведения о
копировании особо ценных аудиовизуальных документов в целях создания
страхового фонда вносятся в соответствующие книги по мере проведения
их страхового копирования. Номера единиц учета страхового фонда
переносятся в книгу учета и описания особо ценных аудиовизуальных
документов в соответствующую графу. В итоговых записях к книгам
указывается объем изготовленного страхового фонда с нарастающим
итогом.
Книги учета и описания особо ценных аудиовизуальных документов
учитываются в реестре книг учета и описания особо ценных
аудиовизуальных документов.
Листы учета составляются раздельно на каждый вид особо ценных
аудиовизуальных документов. Порядок составления и ведения листов
учета аналогичен общему порядку.
В учетных документах, на ярлыках упаковок, в топографических
указателях к номерам особо ценных единиц хранения, единиц учета
проставляется буквенное обозначение «ОЦ».
ГЛАВА 17
УЧЕТ КОПИЙ СТРАХОВОГО ФОНДА И ФОНДА ПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
69. Единицы учета и единицы хранения страхового фонда и фонда
пользования идентичны единицам учета и единицам хранения
аудиовизуальных документов. Страховые копии и копии фонда
пользования аудиовизуальных документов учитываются раздельно.
Учет страхового фонда и фонда пользования осуществляется по
книгам учета поступлений страхового фонда и фонда пользования,
описям страхового фонда и реестру описей страхового фонда.
По книгам учета поступлений страхового фонда каждой единице
учета копий присваивается очередной порядковый номер, который
является учетным номером копии. В книге учета поступлений страхового
фонда указывается номер и дата акта приема-передачи документов,
составленного изготовителем страховых копий на основании заказа на
изготовление страхового фонда и фонда пользования аудиовизуальных
документов.
На каждый вид копий аудиовизуальных документов составляется
опись, нумерация единиц хранения страхового фонда в которой
соответствует учетным номерам, присвоенным им по книге учета
поступлений страхового фонда. Опись страхового фонда имеет годовые
итоговые записи о количестве включенных единиц учета страхового
фонда и количестве скопированных единиц хранения документов с
нарастающим итогом.
Описи страхового фонда составляются в трех экземплярах, один
из которых (рабочий) хранится в отделе обеспечения сохранности
кинодокументов и фондов, два экземпляра - в отделе государственного
учета и научно-справочного аппарата.
На обложке и титульном листе описи проставляется буквенный
индекс «СФ».
Учетные номера страхового фонда проставляются в книгах учета и
описания особо ценных аудиовизуальных документов в графе «Номер
единицы учета страхового фонда» и в книгах учета и описания
аудиовизуальных документов в графе «Примечание».
На упаковках страховых копий аудиовизуальных документов
проставляется порядковый номер, присвоенный единице учета по книге
учета поступлений, с добавлением буквенных индексов «СФ» - для
страхового фонда и «ФП» - для фонда пользования.
Копии фонда пользования, изготовленные на носителях,
отличающихся от оригиналов, учитываются по формам книг учета и
описания соответствующего вида аудиовизуальных документов.
РАЗДЕЛ V
КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРХИВА И ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
ГЛАВА 18
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ АРХИВА АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ
ДОКУМЕНТАМИ
70. Источниками комплектования архива аудиовизуальными
документами в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6
октября 1994 года «О Национальном архивном фонде и архивах в
Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi
Беларусь, 1994 г., № 29, ст. 507; Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 1999 г., № 4, 2/11) являются организации всех
форм собственности, физические лица, основной деятельностью которых
является создание аудиовизуальных документов. Возможными источниками
комплектования архива аудиовизуальными документами являются
организации всех форм собственности, основной деятельностью которых
не является создание аудиовизуальных документов.
71. В целях планомерного комплектования аудиовизуальными
документами в архиве составляется список № 1 организаций -
источников комплектования государственного архива (далее - список
№ 1) по форме согласно приложению 72 и список № 2 организаций -
возможных источников комплектования государственного архива (далее -
список № 2) по форме согласно приложению 73.
Список организаций - источников комплектования архива
аудиовизуальными документами и список организаций - возможных
источников комплектования архива аудиовизуальными документами
утверждаются директором архива и согласовываются один раз в пять лет
с Департаментом. Ежегодно в список № 1 организаций - источников
комплектования и список № 2 организаций - возможных источников
комплектования вносятся изменения и дополнения, которые после
рассмотрения на ЭМК архива представляются в Департамент.
72. Документы государственной части Национального архивного
фонда Республики Беларусь (далее - НАФ) до передачи на постоянное
хранение находятся на временном хранении в организациях.
Для хранения аудиовизуальных документов и обеспечения их
сохранности, учета, создания научно-справочного аппарата и научного
использования создаются ведомственные архивы: для кинодокументов -
фильмотеки, для фотодокументов - фототеки, для фонодокументов -
фонотеки, для видеодокументов - видеотеки. В организации назначается
лицо, ответственное за учет, описание и обеспечение сохранности
аудиовизуальных документов до момента передачи их в архив.
Собственники архивных фондов и архивных документов
негосударственной части НАФ могут передавать свои документы по
согласованию с архивом на временное хранение или в собственность
государства. Отношения между архивом и собственником документов
оформляются договором с указанием в случае необходимости условий
хранения и порядка использования документов и регулируются
действующим законодательством Республики Беларусь.
В результате инициативного документирования архив может сам
создавать аудиовизуальные документы (фотографии, фильмы, записи
воспоминаний, бесед, интервью). На такие документы составляется
опись, которая утверждается ЭМК архива.
73. Прием аудиовизуальных документов в архив осуществляется в
следующих комплектах:
73.1. кинодокументы:
фильмы и спецвыпуски черно-белые - негатив, негатив
фотографической (оптической) записи, монофонический оригинал
перезаписи, магнитная фонограмма шумов и музыки (совмещенная),
промежуточный позитив или контратип (дубль-негатив), позитив;
фильмы и спецвыпуски цветные - негатив, негатив
фотографической (оптической) записи, монофонический оригинал
перезаписи, магнитная фонограмма шумов и музыки (совмещенная),
промежуточный позитив или контратип (дубль-негатив), позитив,
установочные ролики и паспорта;
киножурналы черно-белые - негатив, негатив фотографической
(оптической) записи, промежуточный позитив или контратип (дубль-
негатив), позитив;
киножурналы цветные - негатив, негатив фотографической
(оптической) записи, промежуточный позитив или контратип (дубль-
позитив), позитив, установочные ролики и паспорта.
В исключительных случаях вместо позитива на государственное
хранение в архив может приниматься видеофонограмма.
Черно-белые и цветные кинодокументы, не использованные в
фильме, спецвыпуске, киножурнале или прекращенные производством и не
выпущенные на экран, а также отдельные киносюжеты принимаются в
архив в следующем комплекте: негатив, негатив фотографической
(оптической) записи (при наличии), монофонический оригинал
перезаписи (при наличии), промежуточный позитив или контратип (дубль-
негатив) (при наличии), позитив, установочные ролики и паспорта (при
наличии).
Отдельные телесюжеты на 16-миллиметровой пленке принимаются в
архив в следующем комплекте: позитив на обращаемой пленке и при
наличии - контратип (дубль-негатив) или негатив и при наличии -
позитив.
Все соответствующие элементы комплекта кинодокумента должны
быть тождественны между собой по содержанию и по монтажу.
Текстовая сопроводительная документация к фильмам,
спецвыпускам, киножурналам включает:
государственное регистрационное свидетельство;
аннотацию;
режиссерский монтажный лист (покадровое описание законченного
кинопроизведения с указанием плана кадра, метража);
акт отдела технического контроля сдающей организации о
фотографическом и техническом качестве элементов комплекта
кинодокумента на момент его передачи;
записи цветовых паспортов на цветные кинодокументы;
рекламу, рецензии.
Текстовая сопроводительная документация к отдельным
киносюжетам и кинодокументам, не использованным в фильме,
спецвыпуске, киножурнале, включает:
аннотацию;
машинописный текст выступления (для синхронных сюжетов);
операторский монтажный лист (описание произведенной
кинооператором съемки с указанием следующих данных: автора, места и
даты съемки, цветности, сведений о действующих лицах);
рецензии, статьи и другие материалы, имеющие непосредственное
отношение к принимаемым в архив кинодокументам.
Текстовая сопроводительная документация к отдельным
телесюжетам включает:
аннотацию;
дикторский текст (в случае отсутствия дикторского текста в
архиве составляется опись телесюжета);
машинописный текст выступления (для синхронных сюжетов).
Неполный комплект кинодокументов может приниматься на
государственное хранение в исключительных случаях;
73.2. фотодокументы принимаются в архив в виде фотонегатива с
приложением контрольного отпечатка, фотопозитива (при отсутствии
фотонегатива), фотопластинки, диапозитива (слайда), голограммы,
стереослайда, фотодокумента в цифровом формате;
текстовая сопроводительная документация к фотодокументам
включает:
аннотации;
очерки;
статьи;
базы данных и другие материалы, дополняющие принимаемые в
архив фотодокументы;
73.3. фонодокументы принимаются в архив в следующих
комплектах: граммофонные оригиналы (I и II), грампластинка или
запись на магнитной ленте; фонодокументы на дисковых носителях;
для фонодокументов всех систем записи в целях обеспечения их
сохранности в архиве создаются копии;
текстовая сопроводительная документация к фонодокументам
включает:
технические паспорта граммофонных оригиналов;
заключение отдела технического контроля архива на
фонодокументы магнитной и цифровой записей;
машинописные тексты фонодокументов;
каталоги грампластинок;
списки выступающих;
программы вечеров, концертов и другие материалы, имеющие
непосредственное отношение к принимаемым в архив фонодокументам;
73.4. видеодокументы принимаются на хранение в архив в виде
видеофонограмм в следующем комплекте: оригинал (мастер) и копия.
В целях обеспечения сохранности видеодокументов всех систем
записи в архиве могут создаваться их копии. Текстовая
сопроводительная документация к видеодокументам включает:
государственное регистрационное свидетельство;
аннотацию;
монтажный лист;
акт о техническом состоянии.
Все работы, связанные с передачей аудиовизуальных документов в
архив (изготовление комплекта контрольных отпечатков, подготовка
текстовой сопроводительной документации, перезапись фоно- и
видеодокументов, устранение выявленных в процессе первичного
контроля в архиве дефектов, транспортировка), проводятся силами и за
счет средств юридических и физических лиц, сдающих аудиовизуальные
документы.
ГЛАВА 19
ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
74. Экспертиза ценности аудиовизуальных документов проводится
в организации или в архиве (при поступлении документов в
неупорядоченном состоянии). При проведении экспертизы ценности
кинофотовидеодокументы просматриваются, а фонодокументы
прослушиваются.
75. Экспертиза ценности аудиовизуальных документов
предполагает комплексное использование общих и специфических
критериев экспертизы.
К общим критериям относятся:
общие критерии происхождения: время и место создания
аудиовизуальных документов; авторство; обстоятельства появления
документов; значение организации, лица, создавших документ;
оригинальность (подлинность) документа;
общие критерии содержания: значение объекта, зафиксированного
в документе; полнота, достоверность и новизна сообщаемых сведений;
общие критерии внешних особенностей: физико-химическое
состояние документов и степень их сохранности.
К специфическим критериям относятся:
критерии содержания аудиовизуальных документов, определяющие
ценность аудиовизуальных документов как произведений искусства:
художественные достоинства аудиовизуальных документов, композиционно-
сюжетная целостность, выразительность и оригинальность
аудиовизуальных документов;
специфические критерии внешних особенностей аудиовизуальных
документов: своеобразие носителя информации, способ записи и
воспроизведения информации, техническое состояние.
При экспертизе ценности аудиовизуальных документов решаются
вопросы повторяемости информации в аудиовизуальных документах:
дублетности, поглощенности и вариантности документов.
Дублетные аудиовизуальные документы - документы, размноженные
в нескольких экземплярах.
Поглощенные кинофоновидеодокументы - одни и те же
киновидеокадры и фрагменты фонодокументов, в различном объеме и
интерпретации входящие в состав фильмов, теле- и радиопередач.
Вариантные фотофонодокументы - два (или более) документа,
Страницы:
Стр.1 |
Стр.2 |
Стр.3 |
Стр.4 |
Стр.5 |
Стр.6
|