Стр. 1
Страницы:
Стр.1 |
Стр.2 |
Стр.3 |
Стр.4 |
Стр.5 |
Стр.6
Постановление МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 апреля 2007 г. № 27
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ
На основании Положения о Национальном архивном фонде
Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики
Беларусь от 20 сентября 1996 г. № 373 «Об утверждении Положения о
Национальном архивном фонде Республики Беларусь, а также сети
государственных архивных учреждений Республики Беларусь»,
Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила работы государственных
архивов Республики Беларусь с аудиовизуальными документами.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Министр В.Г.Голованов
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства
юстиции
Республики
Беларусь
09.04.2007 № 27
ПРАВИЛА
работы государственных архивов Республики Беларусь с
аудиовизуальными документами
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1
ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
1. Правила работы государственных архивов Республики Беларусь
с аудиовизуальными документами (далее - Правила) устанавливают
порядок работы государственных архивов (далее - архивы) с
кинофотофоновидеодокументами (далее - аудиовизуальные документы),
подлежащими государственному хранению.
2. Настоящие Правила устанавливают единые требования,
предъявляемые к деятельности архивов, хранящих аудиовизуальные
документы, по обеспечению их сохранности, государственному учету,
комплектованию, экспертизе ценности и использованию.
РАЗДЕЛ II
СОСТАВ И ВИДЫ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ГЛАВА 2
СОСТАВ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
3. Аудиовизуальный документ - документ, содержащий
изобразительную и (или) звуковую информацию, воспроизведение которой
требует применения соответствующего оборудования.
К аудиовизуальным документам относятся:
кинодокументы;
фотодокументы;
фонодокументы;
видеодокументы.
Различают оригиналы и копии аудиовизуальных документов.
4. Оригиналами аудиовизуальных документов являются документы,
полученные в результате авторской съемки и первичной записи
изобразительной и (или) звуковой информации:
4.1. оригиналы кинодокументов:
негатив - оригинал кинодокумента на негативном пленочном
носителе, полученный в результате киносъемки с последующей химико-
фотографической обработкой и предназначенный для изготовления копий
кинодокумента;
негатив фотографической (оптической) записи - оригинал
фонограммы на фотографической ленте, предназначенный для
тиражирования фильмокопий и дублирования кинофильма;
монофонический оригинал перезаписи - оригинал фонограммы,
полученный с помощью механической записи и содержащий звуковые
компоненты кинофильма (речь, музыку, шумы);
позитив на обращаемой пленке - оригинал кинодокумента,
полученный в результате киносъемки с последующей химико-
фотографической обработкой и предназначенный для непосредственного
воспроизведения информации;
4.2. оригиналы фотодокументов:
фотонегатив - оригинал фотодокумента в виде единичного
негативного изображения, полученный на прозрачном носителе в
результате съемки с последующей химико-фотографической обработкой и
предназначенный для изготовления копий фотодокумента;
фотопластинка - оригинал фотодокумента в виде единичного
негативного изображения, полученный на стеклянной или другой
пластинке и предназначенный для изготовления копий фотодокумента;
фотоальбом - оригинал фотодокумента в виде собрания
фотоотпечатков в форме книги, папки;
диапозитив (слайд) - оригинал фотодокумента в виде единичного
позитивного изображения на прозрачном пленочном носителе,
предназначенный для просматривания на просвет или проецирования на
экран;
голограмма - оригинал фотодокумента на прозрачном пленочном
носителе, полученный посредством голографической техники и
обеспечивающий объемное изображение;
стереослайд - оригинал фотодокумента в виде пары позитивных
изображений на прозрачном пленочном носителе, который при
рассмотрении в стереоскопическом устройстве обеспечивает объемное
изображение;
фотодокумент в цифровом формате - оригинал фотодокумента,
полученный в результате цифровой фотосъемки и предназначенный для
воспроизведения информации, изготовления копий с помощью
компьютерной техники;
4.3. оригиналы фонодокументов:
восковой валик - оригинал фонодокумента на полом цилиндре из
воскоподобной массы, полученный с помощью фонографической записи;
граммофонный оригинал - оригинал фонодокумента на
металлическом дисковом носителе, полученный с помощью механической
записи;
запись на магнитной ленте - оригинал фонодокумента, полученный
с помощью магнитной записи;
запись на дисковом носителе - оригинал фонодокумента,
полученный с помощью цифровой записи;
4.4. оригиналы видеодокументов:
видеофонограмма на магнитной ленте - оригинал видеодокумента,
полученный с помощью магнитной или цифровой записи;
видеофонограмма на дисковом носителе - оригинал
видеодокумента, полученный с помощью цифровой записи.
5. Копиями аудиовизуальных документов являются документы,
изготовленные в результате одно- или многократного копирования
оригинала, содержащего изобразительную и (или) звуковую информацию,
и предназначенные для воспроизведения информации и копирования
документов:
5.1. копии кинодокументов:
позитив - копия кинодокумента, изготовленная в результате
печати с негатива;
промежуточный позитив - копия кинодокумента, изготовленная в
результате печати с негатива на специальную пленку;
контратип (дубль-негатив) - копия кинодокумента, изготовленная
в результате печати с промежуточного позитива;
5.2. копии фотодокументов:
фотопозитив - копия фотодокумента, изготовленная в результате
печати с фотонегатива на фотопленку;
фотоотпечаток - копия фотодокумента, изготовленная в
результате печати с фотонегатива на фотобумагу;
промежуточный фотопозитив - копия фотодокумента, изготовленная
в результате печати с фотонегатива на специальную фотопленку;
фотоконтратип - копия фотодокумента, изготовленная в
результате печати с фотонегатива на фотопленку;
дубль-негатив - копия фотодокумента, изготовленная в
результате печати с промежуточного фотопозитива на фотопленку;
фотодокумент в цифровом формате - копия фотодокумента,
изготовленная с оригинала или копии фотодокумента с помощью цифровой
фотосъемки;
5.3. копии фонодокументов:
граммофонная пластинка (далее - грампластинка) - позитивная
копия граммофонного оригинала в форме диска, изготовленная путем
прессования, штамповки или литья;
запись на магнитной ленте - копия фонодокумента, изготовленная
с оригинала или копии любой системы звукозаписи с помощью магнитной
записи;
запись на дисковом носителе - копия фонодокумента,
изготовленная с оригинала или копии любой системы звукозаписи с
помощью цифровой записи;
5.4. копии видеодокументов:
видеофонограмма на магнитной ленте - копия видеодокумента,
изготовленная с оригинала или копии любой системы видеозвукозаписи с
помощью магнитной или цифровой записи;
видеофонограмма на дисковом носителе - копия видеодокумента,
изготовленная с оригинала или копии любой системы видеозвукозаписи с
помощью цифровой записи.
ГЛАВА 3
ВИДЫ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
6. Кинодокумент - аудиовизуальный документ, содержащий
изобразительную (в немом кино) и звуковую (в звуковом кино)
информацию, зафиксированную кинематографическим способом в виде
последовательно расположенных единичных изображений.
7. Кинодокументы классифицируются по:
внешним признакам (фильмы, спецвыпуски, киножурналы, отдельные
кино- и телесюжеты, киноочерки, кинолетопись, остатки от монтажа
определенной цветности (черно-белые и цветные) на кинопленке
различных форматов);
жанровым особенностям (хроникально-документальные, научно-
популярные, учебные, художественно-публицистические, художественные,
анимационные).
8. Фотодокумент - аудиовизуальный документ, содержащий
изобразительную информацию, зафиксированную фотографическим
способом, в виде единичных изображений.
9. Фотодокументы классифицируются по:
внешним признакам (фотодокументы определенной цветности (черно-
белые и цветные), размерам (размер 0 - 2,5 х 3,5 см; размер 1 -
6 х 6 см и 6 х 9 см; размер 2 - 9 х 12 см; размер 3 - 10 х 15 см;
размер 4 - 13 х 18 см; размер 5 - 18 х 24 см; размер 6 - 24 х 30 см;
размер 7 - 30 х 40 см), на различных носителях информации
(фотопленка, фотопластинки, фотобумага, дисковые носители);
фотоальбомы;
жанровым особенностям (хроникальные фотодокументы, портреты,
пейзажи).
10. Фонодокумент - аудиовизуальный документ, содержащий
звуковую информацию, зафиксированную посредством системы
звукозаписи.
11. Фонодокументы классифицируются по:
внешним признакам (фонодокументы определенной системы
звукозаписи (фонографической, граммофонной, шоринофонной,
оптической, магнитной, цифровой) на различных носителях информации
(восковые валики, граммофонные оригиналы, грампластинки, магнитные
ленты, дисковые носители);
жанровым особенностям (записи событий, воспоминаний, интервью;
произведения литературы и искусства; учебные, научно-
образовательные, художественно-образовательные).
12. Видеодокумент - аудиовизуальный документ, содержащий
изобразительную и звуковую информацию, зафиксированную посредством
определенной системы видеозвукозаписи.
13. Видеодокументы классифицируются по:
внешним признакам (видеофильмы, видеопрограммы, видеосюжеты,
рабочий видеоматериал определенной системы видеозвукозаписи
(магнитной, цифровой) на различных носителях информации (магнитная
лента, дисковые носители);
жанровым особенностям (хроникально-документальные, научно-
популярные, учебные, художественно-публицистические, художественные,
анимационные).
РАЗДЕЛ III
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ГЛАВА 4
СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
14. Обеспечение сохранности аудиовизуальных документов
представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию
и соблюдению оптимальных условий и надлежащей организации хранения
документов.
15. Здание архива должно отвечать техническим требованиям,
обеспечивающим высокую долговечность основных конструкций здания и
их огнестойкость, обладать технической укрепленностью в соответствии
с действующими техническими нормативными правовыми актами по
охранному и противопожарному режимам. В здании архива
предусматриваются отдельные помещения для приема, разборки и
временного хранения документов, для проведения контроля технического
и физико-химического состояния документов, для проведения
реставрационной и консервационно-профилактической обработки
(производственные лаборатории), для хранения документов (хранилища);
комплекс читального зала (читальный зал, комната прослушивания,
просмотровый зал, участок информационно-поисковых систем); помещения
для размещения справочно-информационного фонда и библиотеки;
помещения для работников архива.
Количественный состав помещений определяется характером и
объемом аудиовизуальных документов, хранящихся в архиве. Хранилища и
помещения, где проводятся работы с документами, оборудуются
системами кондиционирования воздуха.
16. Производственными лабораториями архива являются:
кино- и фотолаборатории для реставрационной и консервационно-
профилактической обработки, контроля технического и физико-
химического состояния и копирования документов, приготовления и
регенерации растворов, хранения химикатов и пленки, а также
документов, предназначенных для сбора вторичных драгоценных
металлов;
фоно- и видеолаборатории для реставрационной и консервационно-
профилактической обработки, контроля технического и физико-
химического состояния и копирования документов, хранения магнитной
ленты, подлежащей размагничиванию.
17. В зависимости от требований к условиям хранения документов
в архиве предусматриваются обособленные хранилища для различных
видов аудиовизуальных документов.
В одном хранилище могут размещаться документы разного вида, но
имеющие носитель одной физической породы и требующие одинаковых
режимов хранения (например, документы на магнитной ленте и дисковых
носителях, документы на кинопленке и фотопленке).
18. К хранилищам аудиовизуальных документов предъявляются
следующие общие требования:
хранилища должны быть отделены от рабочих помещений и
производственных лабораторий архива;
материалы покрытия стен, полов, потолков, внутренней арматуры
помещений не должны собирать пыль или являться ее источником;
оригиналы документов и их страховые копии следует хранить
раздельно в специально оборудованных помещениях.
19. Помещения хранилищ оборудуются специальными стеллажами или
шкафами в зависимости от вида хранящихся аудиовизуальных документов,
которые размещаются с учетом рационального использования площадей
хранилищ. Длина стеллажей определяется размерами хранилищ с учетом
возможности оперативного поиска документов.
20. Оборудование для хранилищ следует размещать таким образом,
чтобы при кондиционировании воздуха обеспечить его внутреннюю
циркуляцию по всем шкафам, полкам и ящикам. Полки стеллажей в целях
вентиляции должны иметь продольные просветы, расстояние между
полками должно быть на 5 см больше высоты коробок с документами. При
двухрядном хранении для обеспечения циркуляции воздуха между рядами
коробок должно быть фиксированное расстояние не менее 5 см.
21. Для хранения фоно- и видеодокументов стеллажи
изготавливаются из неферромагнитного материала. Допускается
применять стеллажи со стальными каркасами при условии замыкания
контуров стеллажа (например, соединение металлических частей
стеллажа электропроводом и заземлением). Не допускается хранение
видеодокументов в поле действия переменных и постоянных магнитных
полей напряженностью более 400 А/м в целях предотвращения частичной
или полной утраты записи.
Материалы, применяемые при изготовлении средств для хранения
аудиовизуальных документов, должны быть негорючими и не подвергаться
коррозии. Не следует применять материалы, выделяющие агрессивные
химические вещества.
22. Аппаратура для работы с аудиовизуальными документами
должна иметь защиту от поражения электрическим током и по своим
параметрам и режиму работы отвечать требованиям технических
нормативных правовых актов.
23. Для предохранения аудиовизуальных документов от излишнего
воздействия света в хранилищах устанавливается световой режим,
который должен соответствовать действующим требованиям технических
нормативных правовых актов.
24. Для предохранения аудиовизуальных документов от вредного
воздействия температуры и влаги в хранилищах устанавливаются и
поддерживаются температурно-влажностные режимы:
кинодокументы: для черно-белых - температура воздуха не выше
+15 °С, для цветных - не выше -5 °С при относительной влажности
воздуха 40-55 %;
фотодокументы на пленке: для черно-белых - температура воздуха
не выше +15 °С, для цветных - не выше -5 °С при относительной
влажности воздуха 40-55 %;
фотодокументы на стекле: для черно-белых - температура воздуха
+15 - +20 °С при относительной влажности воздуха 40-55 %;
фотодокументы на бумаге: для черно-белых - температура воздуха
+15 - +20 °С, для цветных - +2 - +4 °С при относительной влажности
воздуха 40-55 %;
документы на магнитной ленте и дисковых носителях: температура
воздуха - +15 - +20°С, относительная влажность воздуха - 50-65 %.
Следует избегать резких колебаний температуры (5 °С) и
относительной влажности (10 %). В период технологической обработки
документов допускается их временное хранение (до 2 месяцев) в
помещениях с нерегулируемым температурно-влажностным режимом при
температуре +20 5 °С и относительной влажности воздуха 50 20 %.
Температурно-влажностный режим хранения аудиовизуальных
документов контролируется путем регулярного измерения температуры и
относительной влажности воздуха в одно и то же время:
в хранилищах с регулируемым климатом - не реже одного раза в
неделю;
в хранилищах с нерегулируемым климатом - два раза в неделю;
при нарушении режима хранения - один раз в сутки.
Контроль и регистрация температурно-влажностного режима
хранения должны осуществляться с помощью измерительных приборов и
фиксироваться в специальном регистрационном журнале. На хранилище
площадью 25м2 должно быть не менее одного комплекта измерительных
приборов. Проверка точности показаний проводится по аспирационному
психрометру ежемесячно с обязательной настройкой или заменой
неисправных приборов.
25. Для предохранения документов от биоповреждений и
загрязнения в хранилищах устанавливается санитарно-гигиенический
режим. Сухую уборку стеллажного оборудования документов пылесосом
необходимо проводить не реже одного раза в неделю; влажную уборку
оборудования - не реже одного раза в месяц; влажную уборку полов -
ежедневно. Обслуживающий персонал перед входом в хранилище обязан
надевать халат из легкостирающегося белого материала.
26. Для защиты документов от хищения, утрат,
несанкционированного выноса из хранилищ устанавливается охранный
режим.
ГЛАВА 5
ПОДГОТОВКА АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ К ПЕРЕДАЧЕ НА ХРАНЕНИЕ
27. Все аудиовизуальные документы, принятые на хранение в
архив, должны быть подготовлены к передаче их для размещения в
хранилище. Подготовка документов к хранению включает в себя:
оформление рулонных документов на пленочных носителях
защитными ракордами и техническое оформление коробок;
упаковывание;
акклиматизацию.
28. Кинодокументы оформляются защитными ракордами. Длина
начального ракорда должна составлять 3 м; длина конечного ракорда -
1,5-2 м. На начальные и конечные ракорды наносится шифровка.
Кинодокументы должны быть намотаны в рулон на сердечники
фотографическим слоем наружу. Направление намотки - с конца на
начало. Намотка должна быть плотной без выступающих витков на торцах
рулона. Каждая коробка с документом должна быть снабжена этикеткой,
составленной согласно действующим правилам описания аудиовизуальных
документов. Этикетка помещается непосредственно на коробку.
Маркировку коробок осуществляют нанесением на ребро вторичной
упаковки краской отличительного цвета необходимых идентификационных
данных документа.
29. Фонодокументы на магнитной ленте оформляются ракордами
разного цвета в зависимости от скорости воспроизведения записи. На
начальный ракорд с нерабочей стороны наносится шифровка. Документ
должен быть намотан на сердечник рабочим слоем наружу. Высота
выступающих витков в рулоне не должна превышать 0,05 мм. Направление
намотки фонодокумента должно быть таким, чтобы при воспроизведении
на магнитофонах сматываемый рулон вращался против часовой стрелки.
30. Каждая единица хранения аудиовизуального документа
помещается в индивидуальную негерметичную упаковку установленного
образца для исключения возможности проникновения влаги и пыли,
попадания световых лучей, защиты от механических повреждений.
Упаковка должна препятствовать свободному перемещению документов
внутри нее. Упаковочные материалы должны быть химически инертны, не
содержать хлора, азота, пероксидов серы, препятствовать появлению
биоповреждений. Поверхность упаковочных материалов не должна
вызывать повреждений документов или прилипания к ним. Упаковка
делится на первичную и вторичную. Применение первичной упаковки
целесообразно лишь при отсутствии кондиционирования в условиях
повышенной концентрации вредных газовых примесей и пыли. Вторичная
упаковка необходима для хранилищ с регулируемым климатом, так как
при снижении температуры относительная влажность внутри герметичной
упаковки растет и может привести к выпадению конденсата:
30.1. кинодокументы должны быть упакованы в обертку из тонкой
бумаги или в многослойный пакет из полиэтилена, алюминиевой фольги,
полиэтилентерефталата и в металлическую коробку. Размер пакета
должен соответствовать размеру рулона;
30.2. фотодокументы на пленке и фотобумаге должны быть
упакованы в конверт из кальки или обертку из тонкой бумаги
(фотопластинки на стекле - в конверты из черной светонепроницаемой
бумаги, конверты из триацетата или обертку из тонкой бумаги) и в
конверты соответствующего размера;
30.3. фонодокументы на магнитной ленте шириной 6,25 мм должны
быть вложены в пакет из полиэтиленовой пленки и в заводскую коробку
или помещены в полиэтиленовый футляр (контейнер) с вырезами для
этикеток;
граммофонные оригиналы должны быть обернуты в конденсаторную
бумагу, уложены в картонный конверт, а затем в коробку из плотного
картона. Для предотвращения от механических повреждений одна из
внутренних сторон картонного конверта должна иметь подкладку из
мягкого материала (фланель, байка);
грампластинки должны быть упакованы в пакет из полиэтиленовой
пленки и в бумажный конверт. Партия грампластинок в соответствии с
их архивными номерами должна быть помещена в картонные или фанерные
коробки;
восковые валики должны быть уложены в картонный цилиндрический
футляр. Для предохранения валика от механических повреждений
внутренняя сторона футляра должна иметь подкладку из мягкого
материала;
30.4. видеофонограммы на магнитной ленте должны храниться в
специальной заводской упаковке из ударопрочного полимерного
материала;
документы на дисковых носителях должны быть уложены в
заводскую упаковку, а затем помещены в коробочную тару.
31. Акклиматизация аудиовизуальных документов проводится во
избежание механических повреждений документов, для предотвращения
конденсации влаги на документах из-за разницы температур в
хранилищах и рабочих помещениях. Акклиматизация документов,
хранящихся при положительной температуре, должна проводиться в
полностью открытой упаковке не менее одних суток. Акклиматизация
документов, хранящихся при отрицательной температуре и низкой (менее
40 %) относительной влажности воздуха, должна проводиться в два
этапа - в собственной закрытой упаковке и без упаковки:
31.1. акклиматизация кинодокументов:
прогрев - не менее 3 часов;
увлажнение - не менее 10 суток;
31.2. акклиматизация фотодокументов:
прогрев - 1 час;
увлажнение - 1 сутки;
31.3. акклиматизация фонодокументов:
прогрев - 4 часа;
увлажнение - 1 сутки;
31.4. акклиматизация видеодокументов:
прогрев - не менее 1 суток;
увлажнение - не менее 1 суток.
ГЛАВА 6
ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
32. Аудиовизуальные документы в хранилищах размещаются в
порядке, обеспечивающем их комплексное хранение и оперативный поиск.
В соответствии с принятым в архиве порядком хранения аудиовизуальных
документов составляется схема размещения документов в хранилищах,
которая утверждается директором архива:
32.1. кинодокументы хранятся в горизонтальном положении на
стеллажах;
32.2. фотодокументы на пленке хранятся в вертикальном
положении в ящиках, соответствующих размеру конверта по ширине и
высотой не менее половины высоты конверта; фотопластинки на стекле
устанавливаются в ящиках и разделяются перегородками на отсеки
вместимостью по 20-40 пластин. Ящики с фотопластинками хранятся в
шкафах или на полках. Фотоальбомы хранятся в закрытых шкафах;
32.3. фонодокументы на магнитной ленте хранятся в вертикальном
положении на стеллажах. Полки стеллажей разделяются на отдельные
ячейки перегородками с вентиляционными отверстиями. В каждой ячейке
должно свободно размещаться 50-80 коробок. Для хранения восковых
валиков архив должен быть укомплектован шкафами-сейфами или
деревянными шкафами с выдвижными ящиками;
32.4. видеофонограммы на магнитной ленте хранятся в
вертикальном положении в шкафах или на стеллажах. Видеофонограммы на
дисковых носителях хранятся в боксах из химически нейтральных
пластических масс и размещаются в заводской упаковке (коробке)
вертикально в ячейках с интервалом не менее 0,5 см.
33. В целях оперативного поиска документов составляются
подокументный и постеллажный топографические указатели. Карточки
подокументного топографического указателя аудиовизуальных документов
по форме согласно приложению 1* составляются на каждую единицу учета
и располагаются в порядке номеров единиц учета. Карточки
постеллажного топографического указателя аудиовизуальных документов
по форме согласно приложению 2 заводятся на каждый стеллаж и
располагаются в порядке номеров стеллажей в пределах каждого
хранилища. Они могут размещаться непосредственно на стеллажах, где
хранятся указанные в них аудиовизуальные документы.
В топографическом указателе отражаются все изменения в составе
и размещении аудиовизуальных документов. Ведение топографических
Страницы:
Стр.1 |
Стр.2 |
Стр.3 |
Стр.4 |
Стр.5 |
Стр.6
|