Стр. 1
Страницы:
Стр.1 |
Стр.2 |
Стр.3 |
Стр.4 |
Стр.5 |
Стр.6 |
Стр.7
Постановление МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
11 февраля 2005 г. № 4
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 10 февраля 2003 г. № 150 «О государственных нормативных
требованиях охраны труда в Республике Беларусь» Министерство
культуры Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемые Правила по охране труда для театров и
концертных залов.
Министр Л.П.Гуляко
СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель
Министра труда
и социальной защиты
Республики Беларусь
Е.П.Колос
06.01.2005
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства культуры
Республики Беларусь
11.02.2005 № 4
ПРАВИЛА
по охране труда для театров и концертных залов
РАЗДЕЛ І
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила по охране труда для театров и концертных залов
(далее - Правила) распространяются на нанимателей и работников
театров и концертных залов независимо от их подчиненности и формы
собственности и необходимы для обеспечения здоровых и безопасных
условий труда.
2. Правила действуют на территории Республики Беларусь и
устанавливают единые требования охраны труда к организации работ в
театрах и концертных залах (далее - театры).
3. Для целей настоящих Правил применяются следующие термины и
их определения:
амфитеатр - места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за
партером;
арена - игровая площадка, находящаяся в общем объеме
зрительного зала и допускающая размещение зрителей со всех сторон;
балкон - верхний или средний ярус в зрительном зале;
бельэтаж - первый этаж балконов над партером и амфитеатром в
зрительном зале театра;
бутафория - предметы сценической обстановки, специально
подделанные под настоящие, имеющие декорационное назначение;
вестибюль - помещение перед входом во внутренние части здания,
предназначенное для приема и распределения посетителей;
галерея - верхний ярус зрительного зала;
грим - искусство изменения внешности актера (преимущественно
лица) с помощью специальных красок (грима), пластических и волосяных
наклеек, парика, прически и т.д.;
гример - работник театра (специалист по гриму), гримирующий
актеров, а также изготавливающий предметы грима;
декорация - устанавливаемое на сцене живописное или
архитектурное изображение места и обстановки театрального действия;
декорационное оформление - оформление сцены, создающее
зрительный образ спектакля;
драпри - занавеси со складками преимущественно из тяжелой
ткани;
колосники - невидимая зрителю верхняя часть сцены,
предназначенная для установки блоков сценических механизмов и
подвески элементов декорации;
ложа в зрительном зале - обособленное помещение в виде
небольшого внутреннего балкона, предназначенного для нескольких
зрителей;
макет постановки - объемно-пространственное изображение
будущего декорационного оформления спектакля;
объемные декорации - декорации, представляющие собой
пространственные сооружения на сцене;
пандус - наклонная плоская коммуникационная конструкция,
связывающая поверхности, расположенные на различных уровнях;
партер - нижний ярус зрительного зала (плоскость пола) с
местами для зрителей;
паспорт спектакля - документ, удостоверяющий готовность
спектакля к показу;
планшет сцены - игровая площадка сцены, выполненная из сборных
элементов (как правило деревянных щитов), обеспечивающих прочность
при приложении нормативной нагрузки;
помещения зрительского комплекса - помещения, предназначенные
для обслуживания зрителей (зрительные залы, вестибюли, гардеробные,
буфеты и др.);
портальный проем (портал) - архитектурное обрамление сцены,
отделяющее ее от зрительного зала; образует портальное отверстие,
так называемое зеркало сцены;
постановочные трюмы - одноярусные трюмы и верхний ярус
многоярусных трюмов, используемые для постановочных целей
(монтировки декораций и подачи их на сцену, «провала» и прохода
актеров) и для других сценических эффектов;
присадочный материал - материал, вводимый в жидкий металл для
изменения его состава и свойств;
просцениум - часть сцены, выступающая перед порталом;
рампа - низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей
осветительные приборы, направленные на сцену;
реквизит - предметы быта, используемые в постановке;
рирпроекционный метод - метод комбинированной киносъемки,
заключающийся в том, что объект съемки располагается перед экраном,
на который проецируется (обычно с обратной стороны) заранее снятое
изображение, служащее фоном для снимаемой сцены;
софиты - горизонтальный ряд ламп, размещенный вверху и по
бокам сцены;
станина - основная несущая часть машины, на которой
монтируются рабочие узлы и механизмы;
станки - деревянные и металлические конструкции декораций,
входящие в оформление спектакля, концерта и т.п., используемые для
игры на них как отдельных актеров, так и размещения людей в массовых
сценах, хора, оркестра;
сцена - игровая площадка, ограниченная сценической коробкой,
над которой имеется специальный объем здания, используемый для
временного хранения (зарядки) и перемены декораций во время
спектаклей; в состав сцены входят: авансцена (на площади зрительного
зала), арьерсцена (задняя сцена), карманы (помещения для монтировки
декораций текущего спектакля), а также трюм (нижняя сцена) и
надколосниковое пространство;
технические трюмы - трюмы, используемые только для размещения
и обслуживания сценических механизмов (подъемных площадок,
вращающихся кругов);
тиристор - полупроводниковый прибор на монокристалле с 4-
слойной структурой (с 3 электронно-дырочными переходами); обладает
свойствами электрического вентиля; применяется в силовых устройствах
преобразовательной техники и автоматике;
фурки - приспособления для передвижения на театральной сцене
частей декорационного оформления;
эстрада - игровая площадка, ограниченная сценической коробкой,
без специального объема здания над игровой площадкой для хранения
(зарядки) и перемены декораций; при этом остальные помещения сцены
могут иметь место; она может находиться в едином объеме со
зрительным залом и не разделяться стеной с портальным проемом;
ярус - часть здания (сооружения), условно ограниченная по
высоте и представляющая собой единое целое в объемно-планировочном,
техническом и конструктивном исполнении.
4. Для подготовки театра к открытию театрального сезона
приказом руководителя назначается комиссия театра по подготовке
театра к открытию театрального сезона.
Готовность театров к открытию театрального сезона проверяет
межведомственная комиссия по проверке готовности театра к открытию
театрального сезона, назначаемая вышестоящей организацией по
представлению театра.
5. Руководитель театра представляет межведомственной комиссии
по проверке готовности театра к открытию театрального сезона:
акт технического осмотра здания театра (концертного зала) по
форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, составленный
комиссией театра по подготовке театра к открытию театрального
сезона;
заключение о состоянии конструктивных элементов здания;
заключение о состоянии штукатурки потолков, стен, лепных
украшений зрительской и закулисной частей здания;
заключение о техническом состоянии оборудования, планшета
сцены, эстрады;
заключение о состоянии поручней лестниц и ограждений
лестничных маршей;
технические паспорта на действующее сценическое и инженерное
оборудование;
технический отчет по электрическому испытанию изоляции
электросетей и измерению сопротивления устройств защитного
заземления электрооборудования;
протоколы испытания средств индивидуальной защиты
(предохранительные пояса), средств защиты (диэлектрические перчатки,
галоши, боты), слесарно-монтажного инструмента с изолирующими
рукоятками;
акт испытания крюков подвеса потолочных люстр, настенных бра;
акт об огнезащитной пропитке декораций текущего репертуара;
журналы регистрации инструктажа по охране труда, другую
документацию службы охраны труда театра.
После рассмотрения указанных документов межведомственная
комиссия по проверке театра к открытию театрального сезона выдает
разрешение на открытие театрального сезона.
6. Для контроля соответствия макетов постановок,
декорационного оформления новых и капитально возобновляемых
спектаклей требованиям охраны труда приказом руководителя театра
назначается постоянно действующая комиссия театра в составе
руководителя театра или должностного лица (председателя комиссии),
ответственного за организацию охраны труда театра, главного
режиссера, главного художника, главного балетмейстера, главного
хормейстера, главного инженера, заведующего художественно-
постановочной частью, руководителей технических служб, службы охраны
труда и представителя профсоюза (иного представительного органа
работников).
7. Ответственность за соответствие декорационного оформления
спектакля требованиям охраны труда и пожарной безопасности
возлагается на художественно-постановочную часть театра.
8. Постоянно действующая комиссия театра перед сдачей
спектакля обязана произвести приемку декорационного оформления и
составить акт приемки декорационного оформления спектакля (концерта)
по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам с указанием
выявленных нарушений по охране труда и сроков их устранения.
9. Руководитель театра перед выпуском спектакля обязан:
устранить все нарушения требований безопасности, отмеченные в
акте приемки декорационного оформления спектакля, и провести
повторную приемку декорационного оформления;
составить паспорт спектакля (концерта) после приемки
декорационного оформления спектакля постоянно действующей комиссией
театра по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
10. В зависимости от сложности декорационного оформления
спектакля (наличия пожароопасных материалов, электроосветительных
элементов и механизмов с питанием от сети 220 В и др.) для получения
заключения о декорационном оформлении руководитель театра может
обратиться к органам пожарного надзора и энергонадзора.
11. При организации показа спектаклей вне зданий театра
руководитель театра, проводящего гастроли, назначает приказом
ответственное должностное лицо (должностных лиц) за организацию
работ по охране труда на время проведения гастролей.
12. При организации показа спектаклей во дворцах спорта, в
цехах предприятий, специально оборудованных поездах, судах и на
других объектах администрация театра совместно с администрацией
вышеуказанных объектов обязаны разработать временные инструкции по
охране труда при проведении спектаклей на указанных объектах с
учетом действующих на них нормативных правовых требований по охране
труда.
13. При приемке гастролирующих театров принимающая сторона
обязана обеспечить неукоснительное выполнение настоящих Правил.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
14. В соответствии с законодательством о труде и охране труда
руководитель и работники театров обязаны соблюдать государственные
нормативные требования охраны труда, установленные Межотраслевыми
общими правилами по охране труда, утвержденными постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня
2003 г. № 70 (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2003 г., № 87, 8/9818), санитарными правилами и нормами и
другими нормативными правовыми актами, техническими нормативными
правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами,
содержащими требования охраны труда.
15. Общее руководство работой по обеспечению охраны труда в
театрах осуществляет руководитель театра (должностное лицо,
ответственное за организацию охраны труда театра), в структурных
подразделениях театра - руководители структурных подразделений.
16. В театрах издается приказ о назначении должностных лиц,
ответственных за организацию охраны труда, регламентирующий
обязанности должностных лиц по охране труда.
Руководитель театра назначает лиц, ответственных за безопасную
эксплуатацию и производство работ (грузоподъемными механизмами,
сосудами, работающими под давлением), пожарную безопасность,
электрохозяйство, газосварочные, строительные и другие работы).
Обязанности по охране труда должны быть включены в положения о
структурных подразделениях, в должностные инструкции руководителей
структурных подразделений (их заместителей), других работников.
17. Организация и производство работ на высоте, верхолазных
работ в театрах осуществляются в соответствии с требованиями Правил
охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением
Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г.,
№ 58, 8/6199).
18. Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по
вопросам охраны труда в театрах проводится в соответствии с
Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения
инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда,
утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 164 (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 22, 8/10510).
19. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда в
театрах осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией о
проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда
в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г.,
№ 7, 8/10400).
20. Обязательное страхование работников от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в
соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля
2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний» (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 86, 1/4817).
21. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных
заболеваний в театрах проводится в соответствии с Правилами
расследования и учета несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №
8, 5/13691), и постановлением Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики
Беларусь от 27 января 2004 г. № 5/3 «Об утверждении форм документов,
необходимых для расследования и учета несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний» (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 24, 8/10530).
22. Работники, обнаружившие нарушение требований настоящих
Правил, а также ситуации, которые создают угрозу здоровью и жизни
работников и окружающих людей, обязаны немедленно сообщить об этом
своему непосредственному руководителю или вышестоящему руководителю.
23. Запрещается допуск к работе лиц:
в состоянии алкогольного, наркотического или токсического
опьянения;
не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр;
не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и
проверку знаний по вопросам охраны труда;
не использующих необходимые средства индивидуальной защиты.
24. К монтажу, обслуживанию, ремонту и эксплуатации
оборудования, механизмов и аппаратуры театра допускаются лица
соответствующей профессии, специальности и квалификации, прошедшие
обучение, инструктаж, практическое обучение на рабочем месте,
проверку знаний по вопросам охраны труда.
25. Руководители и специалисты должны иметь образование,
соответствующее их должности, а рабочие - профессиональную
подготовку.
РАЗДЕЛ ІІ
ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ И РАЗМЕЩЕНИЮ В НИХ ОБОРУДОВАНИЯ
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ И ПОМЕЩЕНИЯМ
26. Эксплуатация зданий театров должна осуществляться в
соответствии со строительными нормами Республики Беларусь «Здания и
сооружения. Основные требования к техническому состоянию и
обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их
пригодности к эксплуатации. СНБ 1.04.01-04», утвержденными приказом
Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от
2 марта 2004 г. № 70, проектной документацией, другими техническими
нормативными правовыми актами.
27. Оборудование, установленное в здании театра (сценические
механизмы, грузоподъемные машины, кондиционеры, вентиляторы и другое
оборудование), должно иметь технические паспорта либо технические
условия эксплуатации организаций-изготовителей, инструкции по его
эксплуатации, журналы ремонта и эксплуатации оборудования.
28. В помещениях театра должен поддерживаться проектный
температурно-влажностный режим.
29. Помещения театра оборудуются системами вентиляции,
кондиционирования и отопления в соответствии со строительными
нормами Республики Беларусь СНБ 4.02.01-03 «Отопление, вентиляция и
кондиционирование воздуха», утвержденными приказом Министерства
строительства и архитектуры Республики Беларусь от 30 декабря 2003
г. № 259.
30. В театрах и концертных залах должен осуществляться
постоянный контроль за уровнем шума и звукомузыкальным оформлением в
зрительном зале.
31. Уровень звучания в зрительном зале:
при звукоусилении не должен превышать 96 дБ;
при звукооформлении - 100 дБ.
32. Уровень шума и вибрации на рабочих местах должен
соответствовать требованиям санитарных правил и норм СанПиН
2.2.4/2.1.8.10-32-2002 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и
общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача
Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 158, и СанПиН
2.2.4/2.1.8.10-33-2002 «Производственная вибрация, вибрация в
помещениях жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от
31 декабря 2002 г. № 159.
33. В театрах должен быть организован контроль за техническим
состоянием камер глушения, шумопоглощающих штор, экранов,
герметичностью проемов сценической коробки.
34. Все работы по борьбе с шумом и вибрацией в зданиях театров
должны выполняться при наличии проектно-сметной документации.
35. В зданиях театров проживание работников и других лиц
запрещается.
ГЛАВА 4
ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
36. Зрительные залы должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию
или систему кондиционирования воздуха. Температура воздушной среды
во время спектакля, концертов должна поддерживаться в теплый период
года от 23 до 25°С, в холодный - от 19 до 21°С.
37. Приток и вытяжка воздуха из зрительного зала должны
устраиваться так, чтобы зрители не подвергались прямому обдуву, а
подвижность воздуха в зале не превышала 0,15 м/сек в холодный период
и 0,25 м/сек - в теплый.
38. Температура воздуха на сцене во время спектаклей,
репетиций, концертов должна быть в теплый период года 23-25°С, в
холодный период года - 19-21°С.
39. Вентиляционные системы должны обеспечивать необходимые
метеорологические условия и чистоту воздуха на рабочих местах в
рабочей зоне помещений театра.
40. Расположение вентиляционных систем должно обеспечивать
безопасный и удобный монтаж, эксплуатацию и ремонт технологического
оборудования.
41. На всасывающих и нагнетательных отверстиях вентиляторов,
не присоединенных к воздуховодам, следует предусматривать защитные
ограждения.
42. Помещения, имеющие естественное освещение, могут
проветриваться через фрамуги, форточки или другие устройства.
43. Проемы, через которые выносятся декорации прямо на улицу,
или смежные неотапливаемые помещения должны иметь тамбур,
оборудованный воздушно-тепловыми завесами, препятствующими в зимний
период проникновению на сцену холодного воздуха.
44. Подача тепла системами отопления должна предусматриваться
в холодный период времени во всех помещениях с постоянным или
длительным (свыше 2 часов) пребыванием людей, а также в помещениях,
в которых поддержание положительной температуры необходимо по
технологическим условиям.
45. Системы отопления должны обеспечивать равномерное
нагревание воздуха помещений, гидравлическую и тепловую
устойчивость, взрывопожарную безопасность и доступность для их
очистки и ремонта.
46. Отопительные приборы систем водяного и парового отопления
должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку.
Отопительные приборы следует размещать, как правило, под
световыми проемами, в местах, доступных для осмотра, ремонта и
очистки.
ГЛАВА 5
ПОМЕЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА
47. Кресла в партере, амфитеатре, на бельэтаже, ярусах
устанавливаются в ряды и прочно прикрепляются к полу. Не допускается
закреплять к полу кресла и стулья, устанавливаемые в ложах с
горизонтальным полом.
48. Крайние кресла ряда в проходах допускается оборудовать
откидными боковыми сиденьями (строфонтенами) с пружинными
устройствами, обеспечивающими их самооткидывание.
49. Движение зрителей по проходам должно быть
беспрепятственным. Устанавливать дополнительные приставные стулья в
проходах зрительного зала не допускается.
50. Количество мест в ложах определяется их размерами.
Количество рядов следует устанавливать не более двух на
горизонтальном полу и не более трех при ступенчатом устройстве
полов.
51. Высота барьеров балконов или ярусов должна быть не менее
0,8 м.
52. На барьерах лож, ярусов, бельэтажа, балконов, галерей
осветительных лож, а также под выносными софитами необходимо
устанавливать сетчатые ограждения, гарантирующие от падения
биноклей, сумок, рамок, светофильтров и других предметов.
53. Потолок и лепные архитектурные детали зрительных залов с
целью выявления трещин и отставания штукатурки должны осматриваться
в сроки, устанавливающие эксплуатирующей организацией (театром), но
не реже 1 раза в квартал.
54. Работникам театра, осуществляющим техническое
обслуживание, зрителям стоять в проходах и в дверях зрительного зала
во время спектаклей и концертов запрещается.
55. Драпри на дверях зрительного зала, лож и всех зрительских
помещений подвешиваются на специальных приспособлениях так, чтобы
они не мешали проходу и выходу зрителей. Крепление штанг,
кронштейнов, карнизов для подвешивания штор должно быть прочным и
регулярно проверяться на прочность креплений.
56. Все виды рекламы, портреты актеров, электроаппаратура для
подсвета и другие предметы должны быть надежно подвешены и
закреплены.
57. Остекленные проемы в наружных или внутренних стенах,
которые начинаются от пола, ограждаются декоративными решетками или
специальными перилами высотой 0,8 м.
58. Перед входом в тамбур устанавливаются специальные
металлические решетки, скребки для очистки обуви от грязи. Внутри
тамбура устанавливаются резиновые щетки или войлочные коврики.
59. Пол помещения гардероба за барьером должен находиться на
одном уровне с полом помещений перед барьером гардероба. Допускается
разница на этих уровнях не более 25 см. Мраморный или бетонный пол
должен устилаться ковром.
60. Гардеробный барьер крепят к полу, чтобы при скоплении
зрителей его нельзя было сдвинуть или опрокинуть.
61. Помещения, оборудование, организация рабочих мест в
буфетах должны соответствовать требованиям Правил охраны труда в
организациях общественного питания, утвержденных постановлением
Министерства торговли Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 64
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г.,
№ 43, 8/10656).
62. Специально предназначенные для курения места в театре
должны соответствовать требованиям постановления Министерства по
чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства
здравоохранения Республики Беларусь от 22 апреля 2003 г. № 23/21 «О
требованиях к специально предназначенным местам для курения»
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г.,
№ 56, 8/9493).
ГЛАВА 6
РЕПЕТИЦИОННЫЕ ЗАЛЫ
63. Полы репетиционного зала для балета выполняются из досок
древесины хвойных пород, должны быть ровными, без выбоин и щелей.
Сучки высверливаются и заделываются пробками.
64. Репетиционные залы для балета оборудуются зеркалами,
специальным станком (поручнем) по периметру стен для занятий
артистов, музыкальными инструментами, скамейками для отдыха.
65. При репетиционных залах для балета, расположенных вдали от
артистических уборных, необходимо иметь отдельные помещения для
переодевания мужчин и женщин с индивидуальными шкафчиками по числу
артистов, одновременно занятых в репетиции.
РАЗДЕЛ ІІІ
ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕНИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ
ГЛАВА 7
СЦЕНА, ЭСТРАДА, АРЕНА
66. Проемы сцены, эстрады, арены для выноса декораций, мебели
и другого сценического имущества должны быть шириной не менее 2,5 м
и высотой не менее 4,5 м.
Страницы:
Стр.1 |
Стр.2 |
Стр.3 |
Стр.4 |
Стр.5 |
Стр.6 |
Стр.7
|