Стр. 4
Страницы:
Стр.1 |
Стр.2 |
Стр.3 |
Стр.4 |
Стр.5 |
Стр.6
широки возможности в создании неповторимых цветников, уникальных по
подбору растений, в связи с местными условиями, местонахождением и
предназначением. Задача эта может быть решена только при глубоком
ознакомлении с условиями произрастания, временем цветения,
требованиями растений к почве, освещенности и экологической
устойчивостью. Профессиональное решение объемно-пространственной и
цветовой композиции обеспечивает продолжительное и эффективное
тональное воздействие, а в связи с этим и особую психологически
комфортную среду.
Миксбордеры в малом саду (1,2-4 м) чаще всего односторонни и
располагаются по краю опушки древесных и кустарниковых растений и
составляют цветочную кайму по краю газона, либо примыкают к зданию.
В садах, парках, скверах миксбордеры могут иметь также
двухсторонний обзорный характер и быть заключенными между двумя
пешеходными дорожками. Ширина подобных миксбордеров резко возрастает
до 4-5 м, а в ассортимент включаются красивоцветущие и хвойные
кустарники, вьющиеся растения на опорах, а также садовая скульптура,
подпорные стенки и прочие элементы.
"Ленточные цветники" - прием цветочного оформления открытых
газонных площадок в городских парках, скверах, бульварах. Цветники
такого типа, выполненные на ковровых и однолетних травянистых
растениях могут оформлять городские площади. Ленточные композиции из
многолетников должны быть крупномасштабны и хорошо читаемы с дальних
обзорных точек, так как из-за крупномерности материала в малых
цветниках рисунок теряет четкие контуры. Такие цветники гармонично
входят в структуру живописного парка, оформляют куртины деревьев и
кустарников, открытые поляны. Рисунок представляет собой свободно
"текущие" ленты, каждая из которых высажена определенным видом
растений. Растения подбираются по колористическому принципу и
высоте. Соблюдается принцип непрерывности цветения, т.е. растения
подбираются с разными сроками цветения, чтобы в целом он был
декоративен в течение всего сезона.
"Объемно-пространственные композиции на основе стриженной
зелени" - геометрические цветочно-кустарниковые композиции из
ковровых низкорослых однолетних растений и объемных кубических
элементов из хвойных кустарников (стрижка кустарников производится
дважды в год). Для создания геометрической формы объемных элементов
посадку растений производят очень загущенную, а растения
высаживаются в молодом возрасте. Несколько объемных элементов из
стриженной зелени (желательно использовать несколько видов хвойных
кустарников для создания колористического эффекта в зимнее и осеннее
время) создают высокую динамику всей многоцветной цветочной
композиции из ковровых и низкорослых растений, создающих цветной
ковер. Достоинствами такого цветника являются, несомненно, его
хорошие декоративные качества не только в летнее, но и зимнее время.
Такая композиция, расположенная у фасада здания, у входа, во
внутреннем дворике является как бы промежуточным элементом от
живописных форм живой природы к предметной среде, созданной руками
человека.
Регулярные цветники из многолетников.
Большое разнообразие многолетних растений, от почвопокровных
(5-10 см) на высокорослых (1,5-2 м), позволяет создавать
крупномасштабные композиции, с помощью комбинации групп
многоцветников по высоте. Прием этого близок к "ленточным
цветникам", но отличается тем, что носит более строгий
геометрический рисунок, в плане сцепленные между собой
прямоугольники или окружности для соблюдения четкости объемных
элементов из многолетников, рисунок выполняется из крупных
элементов, площадью не менее 4-5 кв.м для высокорослых и
среднерослых видов и не менее 2-3 кв.м для низкорослых видов,
оптимальная площадь всего цветника от 30 до 100 кв.м. Для таких
композиций рекомендуются многочисленные сорта астильбы гибридной,
рудбекия блестящая, солидаго, низкорослые сорта типа "Dzintars", все
разновидности хосты, астра кустарниковая низкорослая, дороникум,
гелениум, лиатрис, эфиофилиум, очиток видный, разновидности
нивяника, иберис, ирис сибирский, бузульник, пионы, флоксы, примулы,
лаванда, гальтония, декоративный лен, кореопсис и многие другие.
Каменистые композиции.
Живой интерес во всем мире завоевывают каменистые горки,
камерные, небольшие каменистые композиции - рокарии на плоскости,
альпинарии, композиции в чашах, контейнерах, цветочницах.
Каменистые композиции находят широкий круг почитателей в нашей
стране и поиски новых форм стимулируют творческие поиски
специалистов садово-паркового искусства, ландшафтного дизайна.
Основные принципы построения пространства большого и малого,
замкнутого и раскрытого, разделяющего и связывающего, используемые
современными зодчими, были разработаны еще древними мастерами этого
искусства в создании знаменитых "японских садов". В Европе искусство
японских садов стало известно еще в начале века и вызвало ряд
подражаний, оказав влияние на весь ход прогресса в ландшафтной
архитектуре. Самостоятельно от восточных садов в Европе цветочные
композиции в сочетании с камнем стали возникать в конце 18 и начале
19 веков. Их история восходит по времени закладки ботанических садов
и устройства в них особых экспозиций - "альпинариев". Возникновение
таких коллекций имело чисто научный характер, каменистые склоны
имитировали естественные условия произрастания горных растений в
природе. Значительно позже такие собрания растений приобрели
значение как элемент декоративного оформления ландшафта.
В японском саду деревья, кустарники, камни важны не сами по
себе, а как выражение философских и религиозных представлений своего
времени, и воплощают идею "человек - часть мира природы".
Для ориентации в большом мире каменистых садов и композиций мы
вводим несколько условные названия для некоторых, наиболее
распространенных видов.
"Каменистые горки" - служат для декоративного оформления садов
и парков. Они отличаются от "альпинариев" ассортиментом растений,
используемых здесь с целью показа красоты и разнообразия цветочных
растений, деревьев и кустарников в гармонии с каменистыми террасами
или плато.
Разумеется, каменистые горки удобно устраивать на естественных
склонах холмов, руслах рек, ручейков и водоемов, там где есть скаты,
холмистые возвышения, овраги. Водная поверхность чрезвычайно
обогатит создаваемый ландшафт, даст богатые возможности увеличить
живописность горки, даст неожиданные эффекты в экспонировании
растений. Поскольку роль каменистой горки в оформлении ландшафта
носит чисто декоративный характер, в отличии от альпинария, то и
требования к месту ее устройства иные. Используются даже
незначительные уклоны местности, а также искусственно созданный
рельеф. Каменистые горки могут устраиваться в садах, парках,
скверах, на приусадебных участках с плоским рельефом. В пропорциях
каменистых горок доминируют длина и ширина, а в пропорциях
альпинариев - высота.
Устройство каменистых горок - сложная работа, требующая знаний
художника-декоратора и ботаника, знания эколого-биологических и
декоративных особенностей растений, а также определенных навыков в
области построения композиции и колористического решения.
Большое видовое разнообразие используемых растений делает
необходимым разработку таблицы, где приводятся основные
характеристики применяемых решений: высота, период цветения, окраска
цветов и листьев и т.д. Все приведенные характеристики необходимы
при проектировании цветочно-декоративной композиции, построенной по
принципу "непрерывности цветения". Соблюдение этого принципа
является основополагающим при проектировании каменистых горок,
рокариев, сложных цветочно-декоративных композиций из многолетников.
Рокарий - цветочно-декоративные композиции из многолетников и
низкорослых хвойных и красивоцветущих кустарников и деревьев в
сочетании с группами и отдельностоящими камнями. Как правило,
композиции эти плоского типа, не требуют работ по устройству
искусственного рельефа, очень близки по характеру к цветникам типа
каменистых горок, но значительно уступают им по размерам и имеют
небольшую высоту. Рокарий идеально вписывается в композицию малого
сада (дачный и приусадебный участок), оформляется вход в здание,
внутренний дворик, зимний сад, садовую скульптуру, питьевой
источник, площадку отдыха, садовые и парковые дорожки. Ассортимент
растений, используемых в рокариях и каменистых горках, одинаков,
различие в их количестве. При создании рокария используется 10-20
наименований растений, для создания каменистой горки используется
гораздо более широкий набор и видовое разнообразие растений.
Рокарии это и цветочно-декоративные композиции с использованием
так называемых "инертных материалов": гравий, щебень, галька,
мраморная крошка, песок, толченый кирпич, керамзит, аглопорит. Эти
материалы служат прекрасным фоном для многообразных по форме,
размерам, окраске листьев и цветов многолетних травянистых растений
и низкорослых форм деревьев и кустарников, но главным декоративным
элементом этих композиций остаются все-таки растения, разнообразие
их форм и видов.
"Альпинарий" - естественный скалистый уголок, где представлена
альпийская флора в естественных условиях. Здесь наглядно
экспонируются особенности роста альпийской цветочной флоры и
цветочной флоры высокогорных районов стран мира.
Для "альпинариев" необходимы места с подходящим рельефом, где
наиболее естественно и наглядно можно показать "горцев". Устраивать
"альпинарии" на искусственном основании среди участков с природным
плоским рельефом было бы неестественно, так как это бы противоречило
самому принципу естественного экспонирования горных растений.
Характерной чертой "альпинариев" является использование растений
чисто альпийской флоры, этим они отличаются от скалистых цветочных
композиций, носящих чисто декоративное назначение, так называемых
"рокариев". "Альпинарии" устраиваются, как правило, в ботанических
садах, парках и служат целям образования и пропаганды ботанических
знаний. Первые "альпинарии" возникли в ботанических садах крупнейших
университетов Европы и являлись объектами научных наблюдений ученых
и студенческой молодежи. Сейчас "альпинарии" устраиваются также на
территориях крупных международных выставок, ярмарок, проводящихся в
рамках охраны природных комплексов.
"Каменистый сад" - в это понятие вкладывается смысл несколько
экзотического, замысловатого, нехарактерного для европейского сада
образа дикой, дальневосточной природы, сада мало насыщенного
цветущими травянистыми растениями, а, напротив, наполненного
древесными и кустарниковыми хвойными и красивоцветущими растениями.
Основу такого сада составляют необыкновенные по форме и цвету камни,
объединенные в живописные композиции, имитирующие какие-либо горные
ландшафты в миниатюре: водопады, горные потоки, вершины, пропасти. В
таком саду используются растения необычной формы, особенно ценятся
деревья с живописно изогнутыми ветвями и стволами, покрытыми
шероховатой корой и даже мхами. Каждая композиция из деревьев и
камней имеет свое символическое значение и определенное место в
пространстве. Огромный вклад в искусство создания "каменистых садов"
внесли японские мастера садово-паркового искусства. Как явление
художественного творчества "японский сад" формируется к X-XII векам,
расцвета достигает к XIV-XVI векам. В это время возникают основные
нормы этого искусства - канон, который развивается в последующие
столетия. "Японский сад" отличается от других садов, в частности
европейских, рядом устойчивых признаков: камень - главный компонент
и главное действующее лицо, галька, песок, мхи используются для
покрытия горизонтальных поверхностей сада, асимметрия композиции и
небольшие размеры сада, преобладание невысоких древесных и
кустарниковых растений. Приравнивание природного материала
художественному превращает сад из явления природного, ботанического
в произведение искусства. Знаменитые "японские сады" создавались
лучшими мастерами живописи, проникнуты всепоглощающей поэзией
пейзажей, это поистине жемчужины мирового садово-паркового
искусства. "Японский сад", как искусство, явление искусства для
своего понимания требует знания канона, символики, которыми
пользуются художники, т.е. необходимо знать "азы" искусства этого
направления. Желающим глубже познакомиться с историей происхождения
и сложения формы "японского сада", его структурой, традициями,
необходимо познакомиться со специальными исследованиями. В этой
работе мы приводим список растений дальневосточной флоры, которые
успешно акклиматизировались в наших условиях, и вполне могут
использоваться в создании современных модификаций "японского сада",
точнее сказать а-ля "японского сада", или сада символического.
"Микроландшафтные композиции" - композиции из камней, растений,
инертных материалов, а иногда и произведений художественного
творчества (скульптура, плетение из лозы, произведения из стекла,
керамики, металла и пр.) представляющие модернизированную форму
символического сада. Принципы построения композиции "японского сада"
оказываются действительными в условиях типовой застройки современных
городов и поселков, прекрасно согласуясь с пластикой и ритмом
современных архитектурных форм. "Микроландшафтные композиции"
успешно применяются как в интерьерах, так и для организации
наружного пространства урбанизированной среды. Кусочек живой природы
необходим современному горожанину, отрезанному строгой
архитектоникой бетонных, стеклянных поверхностей.
Если классифицировать все каменистые декоративные устройства по
среде их применения, то можно выделить, что использование одних
предпочтительнее в естественной природной среде, других - в
урбанизированной.
Таблица 1.А
Ассортимент хвойных растений, перспективных для озеленения
различных зон техногенного загрязнения воздуха
газообразными соединениями серы и азота в условиях Беларуси
-------------T----------------------------T-------T------T----------------
Растение ¦Районы интродукции Беларуси ¦Приме- ¦Ус- ¦Загрязнение
+----T----T-------T------T---+нение ¦тойчи-¦воздуха
¦се- ¦за- ¦северо-¦южно- ¦юж-¦в ¦вость,¦(окислы
¦вер-¦пад-¦цент- ¦цент- ¦ный¦основ- ¦балл ¦азота,
¦ный ¦ный ¦ральный¦раль- ¦ ¦ных ¦ ¦окислы
¦ ¦ ¦ ¦ный ¦ ¦типах ¦ ¦серы,
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦посадок¦ ¦аммиак)*
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----T----T-----
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фоно-¦уме-¦силь-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вое ¦рен-¦ное
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное ¦
-------------+----+----+-------+------+---+-------+------+-----+----+-----
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11
-------------+----+----+-------+------+---+-------+------+-----+----+-----
Дугласия ** *** ** *** *** ал, гр, III *
Мензиса сизая сол
(Pseudotsuga
menziesii
var. glausa
Schn.)
Ель колючая *** *** *** *** *** ал, гр, III *
(Picea сол
pungens
Engelm)
Ель *** *** *** *** *** ал, гр, III *
обыкновенная сол, жи
(Picea abies
(L.) Karst.)
Лиственница *** *** *** *** *** ал, гр, II * *
европейская сол, зп
(Larix
decidua
Mill.)
Лиственница *** *** *** *** *** ал, гр, II * *
сибирская сол, зп
(Larix
sibirica
Ldb.)
Лиственница *** *** *** *** *** гр, ал, II * *
японская сол, зп
(Larix
leptolepis
Gard.)
Можжевельник ** ** ** ** ** гр, сол III * *
казацкий
(Juniperus
sabina L.)
Можжевельник ** ** ** ** ** гр, сол III *
обыкновенный
(Juniperus
communis L.)
Можжевельник * * * * * гр, сол III *
обыкновенный
колоновидный
(J.C.
'Hibernica')
Пихта * ** * ** ** ал, гр, III *
одноцветная од
(Abies
concolor
Lindl. et
Gord.)
Пихта *** ** ** ** ** ал, гр, III *
сибирская сол
(Abies
sibirica
Ldb.)
Сосна горная ** ** ** ** ** ал, гр, III *
(Pinus mugo сол
Turra)
Сосна *** *** *** *** *** гр, зп, III *
обыкновенная сол
(Pinus
silvestris
L.)
Тисс ягодный - * - * ** гр, сол, III *
(Taxus жи
baccata L.)
Туя западная *** *** *** *** *** гр, ал, II * *
(Thuja сол, жи,
occidentalis зп
L.)
Туя западная * * * * * ал, сол II * *
шаровидная
(T.o.
'Globosa')
Туя западная * * * * * ал, гр, II * *
колонновидная сол
(T.o.
'Columna')
Туя западная * * * * * ал, сол II * *
Эльвангера
золотистая
(T.o.
'Elwangera
aurea')
Таблица 1.Б
Ассортимент лиственных деревьев и кустарников,
перспективных для озеленения различных зон техногенного
загрязнения воздуха окислами серы, окислами азота и
аммиаком в условиях Беларуси
-------------T----------------------------T-------T------T----------------
Растение ¦Районы интродукции Беларуси ¦Приме- ¦Ус- ¦Загрязнение
+----T----T-------T------T---+нение ¦тойчи-¦воздуха
¦се- ¦за- ¦северо-¦южно- ¦юж-¦в ¦вость,¦окислами
¦вер-¦пад-¦цент- ¦цент- ¦ный¦основ- ¦балл ¦азота,
¦ный ¦ный ¦ральный¦раль- ¦ ¦ных ¦ ¦серы и
¦ ¦ ¦ ¦ный ¦ ¦типах ¦ ¦аммиаком
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦посадок¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----T----T-----
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фоно-¦уме-¦силь-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вое ¦рен-¦ное
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное ¦
-------------+----+----+-------+------+---+-------+------+-----+----+-----
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11
-------------+----+----+-------+------+---+-------+------+-----+----+-----
Актинидия * * * * * ал, сол II * *
коломикта
(Actinidia
kolomicta
Max.)
Аморфа - ** - ** ** гр, оп, II * *
кустарниковая жи
(Amorpha
fruticosa
L.)
Арония * * * * * гр, сол II * *
черноплодная
(Aronia
melanocarpa
Elliot)
Барбарис * * * * * гр, жи I * * *
обыкновенный
пурпурно-
листный
(B.v.
'Atropurpurea')
Барбарис ** ** ** ** ** гр, жи I * * *
обыкновенный
(Berberis
vulgaris
L.)
Барбарис * * * * * гр,сол, I * * *
разноножковый оп, жи
(Berberis
heteropoda
Schneid.)
Барбарис ** ** ** ** ** гр, сол, I * * *
Тунберга оп, жи
(Berberis
thunbergii
DC.)
Бересклет ** ** ** ** ** гр, оп, II * *
европейский подл
(Euonimus
europaea
L.)
Бересклет * * * * * гр, оп, II * *
Маака подл
(Euonimus
maackii
Rupr.)
Бересклет - * - * * гр, оп II * *
священный
(Euonimus
sacrosancta
Koidz)
Бересклет - * - * * гр, оп II * *
широко-
листный
(Euonimus
latifolius
(L.) Mill.)
Береза *** *** *** *** *** ал, гр, II * *
повислая сол
(Betula
pendula
Roth.)
Береза *** *** *** *** *** ал, гр, II * *
пушистая сол
(Betula
pubescens
Ehrh.)
Бирючина * ** * ** *** гр, жи II * *
обыкновенная
(Ligustrum
vulgare L.)
Бобовник * * * * * гр, сол III *
анагиро-
листный
(Laburnum
anagiroides
Medic.)
Боярышник * * * * * гр, сол II * *
колючий
(Crataegus
oxyacantha
L.)
Боярышник ** ** ** ** ** гр, оп, II * *
кроваво- жи
красный
(Crataegus
sanguinea
Pall.)
Боярышник *** *** *** *** *** гр, оп, II * *
однопестичный жи
(Crataegus
monogyna
Jacq.)
Бузина * * * * * гр, оп, I * * *
красная подл
(Sambucus
racemosa
L.)
Бузина - * - * * гр, оп, I * * *
черная подл
(Sambucus
nigra L.)
Бук лесной - * - * ** гр, сол II * *
(Fagus
silvatica L.)
Страницы:
Стр.1 |
Стр.2 |
Стр.3 |
Стр.4 |
Стр.5 |
Стр.6
|