Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Хозяйственного суда Гомельской области от 09.01.2003 "Если договор поставки, на основании которого заявлены требования о взыскании задолженности по оплате товара и пени, признан судом недействительным в связи с отсутствием у одной из сторон полномочий на его подписание, то, применяя последствия недействительности сделки, суд постановляет взыскать с покупателя стоимость поставленного во исполнение данного договора товара и отказывает во взыскании пени за просрочку в оплате, т.к. недействительная сделка не влечет юридических последствий"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Хозяйственный суд Гомельской области рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску совместного предприятия А г.Кобрин Брестской области к предприятию Б г.Гомель о взыскании 760841 рубля.

Истец - совместное предприятие Б г.Кобрин Брестской области обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика - предприятия Б г.Гомель 390977 рублей суммы основного долга за поставленный товар - детские игрушки и 369864 рубля неустойки за несвоевременную их оплату, а всего 760841 рубль.

В судебное заседание представитель истца не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Письмом N 5 от 3.01.2003 года истец просил рассматривать дело в отсутствие его представителя.

Судом рассмотрен вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя истца, о чем вынесено определение.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал частично: в части взыскания суммы основного долга, а в части взыскания неустойки не признал и пояснил, что договор был заключен обособленным структурным подразделением ответчика в нарушение полномочий, установленных Уставом последнего и Положением обособленного структурного подразделения, без согласия юридического лица на данную сделку.

Кроме того, в договоре, на который ссылается истец в обоснование своих исковых требований, имеются исправления в дате его подписания, которые отсутствуют в экземпляре ответчика. В связи с этим, по его мнению, спорный товар был отпущен не по договору.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, рассмотрев дополнительно представленные сторонами доказательства, обозрев подлинные документы, суд



установил:



Истец и Гомельский филиал "П" - обособленное структурное подразделение предприятия Б г.Гомель заключили договор N 284/1 на поставку товара.

Договор от имени обособленного структурного подразделения заключен директором М., как указано в договоре, на основании доверенности.

Согласно экземпляру договора ответчика, подлинник которого обозревался судом в судебном заседании, истец и обособленное подразделение ответчика подписали его 16.08.2001 года.

В соответствии с экземпляром договора представленным истцом, подлинник которого находится в материалах дела, датой подписания договора указано 24 мая 2001 года. Однако, как усматривается из данного экземпляра договора, в данной дате имеются исправления, которые отсутствуют в экземпляре представленном ответчиком.

В связи с этим суд не принимает во внимание доводы истца о том, что договор N 284/1 был подписан с обособленным структурным подразделением ответчика 24.05.2001 года, а, следовательно, вступил в силу с 24.05.2001 года и считает, что данный договор был заключен 16.08.2001 года.

Согласно Уставу истца, имеющего отметки регистрирующего органа о государственной регистрации, предприятие Б г.Гомель является юридическим лицом, в состав которого Гомельский филиал "П" входит в качестве структурного подразделения.

Согласно Положению об указанном обособленном структурном подразделении оно не является юридическим лицом и вправе на основании доверенности истца совершать сделки от его имени. Возглавляет структурное подразделение директор, который на основании доверенности предприятия совершает сделки и другие юридические акты, стороной в которых от имени предприятия выступает структурное подразделение.

Доверенность директора обособленного структурного подразделения Гомельский филиал "П" предприятия Б г.Гомель с правом заключения с истцом договора N 284/1 от 16.08.2001 года стороны в судебное заседание не представили.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, директору обособленного структурного подразделения истца - Гомельский филиал "П" доверенность на заключение данного договора не выдавалась, в связи с чем представить ее в суд ответчик не может. Истец так же не представил в суд данную доверенность, пояснив в своем письме N 5 от 3.01.2003 года, что у него данная доверенность отсутствует и должна быть у ответчика.

В связи с этим, поскольку в соответствии со ст.ст. 44, 45, 51 ГК Республики Беларусь обособленное структурное подразделение ответчика не обладает правоспособностью, то заключенный обособленным структурным подразделением договор N 284/1 от 16.08.2001 года на основании ст. 169 ГК Республики Беларусь является ничтожным.

По товарно-транспортной накладной N 111 от 6.08.2001 года, до заключения упомянутого договора, истец структурному подразделению ответчика 8.08.2001 года передал товар - детские игрушки на общую сумму 390977 рублей.

Факт получения товара подтверждается отметкой получателя товара о принятии его на свой склад и не опровергался представителем ответчика в судебном заседании.

Учитывая то, что ответчик и его обособленное структурное Гомельский филиал "П" на день рассмотрения спора судом не оплатили истцу за полученный товар, то суд в соответствии с п. 2 ст. 167 ГК Республики Беларусь, применив последствия недействительности сделки, предусмотренные ч. 2 ст. 168 ГК Республики Беларусь, считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать сумму основного долга в размере 390977 рублей, удовлетворив тем самым исковые требования истца в этой части иска.

В соответствии со ст.ст. 168, 167 ГК Республики Беларусь недействительная сделка не влечет юридических последствий. Следовательно, у ответчика не возникли обязательства из договора N 284/1 от 16.08.2001 года, связанные с оплатой товара в установленные договором сроки. А значит, не наступает и ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренная договором, в виде неустойки.

В связи с этим, истцу в исковых требования в части взыскания неустойки за несвоевременную оплату поставленного товара в размере 369864 рублей необходимо отказать.

В соответствии со ст. 108 (ч. 1) ХПК Республики Беларусь расходы истца по уплате госпошлины в размере 18493 рублей следует отнести на истца, а в размере 19549 рублей - на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 142 (ч. 1), 108 (ч. 1), 150, 153, 230 (ч. 1, ч. 2) ХПК Республики Беларусь, суд -



решил:



Взыскать с предприятия Б (г.Гомель) в пользу совместного предприятия Б (г.Кобрин, Брестская область) 390977 рублей суммы основного долга за поставленный товар - детские игрушки и 19549 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Выдать приказ после вступления решения в законную силу.

Приказ подлежит исполнению в первоочередном порядке по соответствующей группе платежей.

В части взыскания неустойки за несвоевременную оплату поставленного товара в размере 369864 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в кассационную инстанцию хозяйственного суда Гомельской области.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList