Хозяйственный суд г.Минска, рассмотрев в открытом судебном заседании 14.01 - 15.01.03 дело по иску ЗАО "А" к Строительно-производственному унитарному предприятию "Б" Федерации профсоюзов Белорусской об установлении факта ничтожности сделки,
установил:
Иск заявлен об установлении факта ничтожности сделки - заключенного между сторонами договора аренды N 1 от 8.02.99, согласно которого ответчику были переданы помещения, расположенные в административном здании в г.Минске. Указанный договор, заключенный сроком на 10 лет, был расторгнут сторонами с 1 октября 2000 г.
В обоснование своих требований истцом в исковом заявлении было указано, что ответчик на момент заключения договора не был зарегистрирован в качестве собственника сдаваемых в аренду помещений, регистрационное удостоверение и технический паспорт на помещение были получены ответчиком лишь 24 марта 2000, поэтому, истец, сославшись на ст. 47 ГК РБ (1964 г.), ст. 169 ГК РБ (1998 г.), указал, что "данная сделка не соответствовала требованиям закона и является ничтожной". Истец также в исковом заявлении сославшись на ч. 2 ст. 622, ст. 621, ч. 2 ст. 1138, указал, что "договор аренды так и не был зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством". "В силу ст. 166 ГК РБ несоблюдение требований о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной". По указанным основаниям истец просил в исковом заявлении на основании ст.ст. 166, 167, 169 установить факт ничтожности договора аренды N 1 от 8.02.99.
Представители истца в судебном заседании поддержали исковые требования, дополнительно указав, что акт ввода в эксплуатацию "служит основанием для признания объекта завершенным и возможности возникновения права собственности на него", "тот факт, что ответчик своими силами строил здание, не подтверждает его права собственности", "на момент заключения договора у ответчика не существовало права распоряжения данным имуществом",
Представитель ответчика иск не признал, указав что "право собственности на часть нежилого помещения в административном здании возникло у ответчика по завершению создания и приемки этого объекта в эксплуатацию 3.12.96, о чем составлен соответствующий акт. Действовавшее на тот момент законодательство не связывало возникновение прав собственности юридических лиц на объекты недвижимости с фактом их государственной регистрации". В настоящее время имеется регистрационное удостоверение о государственной регистрации права на недвижимое имущество", а также указаны другие доводы в обоснование своих возражений.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
8.02.99 между ответчиком (Арендодатель) и истцом (Арендатор) был заключен договор N 1, согласно которого последним были приняты в арендное пользование помещения общей площадью 147,6 кв.м, расположенные в г.Минске. Договор расторгнут с 1.10.00.
Согласно ст. 1138 ГК РБ кодекс (ныне действующий) применяется к отношениям, возникшим после 1 июля 99 г.
В действующем на момент заключения договора аренды ГК РБ 1964 не содержится нормы прямо предусматривающей определение момента возникновения права на вновь создаваемое недвижимое имущество, а также регистрации указанного договора аренды.
Суд соглашается с позицией ответчика о том, что право собственности на созданное имущество (недвижимое) возникло с момента завершения создания этого имущества, что зафиксировано в Акте приемки в эксплуатацию от 3.12.96. После вступления в силу ныне действующего ГК РБ, произведена соответствующая регистрация недвижимого имущества.
Как усматривается из удостоверения о государственной регистрации N 00111 от 22.04.02, оно выдано на основании вышеуказанного Акта приемки в эксплуатации от 3.12.96 и иных документов, что, по мнению суда, является подтверждением возникновения права собственности на объект Федерации профсоюзов Белорусской, а также, что объект недвижимости принадлежит на праве хозяйственного ведения Строительно-производственному УП "Б" Федерации профсоюзов Белорусской.
Согласно п. 3 Постановления СМ Республики Беларусь от 20.09.00 N 1452 юридическим лицам всех форм собственности и физическим лицам предписывалось до 1.01.02 зарегистрировать в Едином государственном реестре договоров аренды зданий сооружений, нежилых помещений соответствующие действующие договоры, заключенные после 1 июля 99 г. А поскольку договор аренды заключен до указанной даты, регистрация его (тем более - расторгнут с 1.10.00) не предусматривалась.
Таким образом, по мнению суда, оснований, указанных истцом (ст.ст.166, 169 ГК РБ), для установления факта ничтожности договора аренды помещений N 1 от 8.02.99, не имеется; сделка соответствовала требованиям законодательства. Поэтому истцу в иске следует отказать.
Госпошлина в соответствии со ст. 108 ХПК РБ, возлагается на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150 - 153 ХПК РБ, суд
решил:
В иске ЗАО "А" к Строительно-производственному унитарному предприятию "Б" Федерации профсоюзов Белорусской об установлении факта ничтожности сделки-договора аренды помещения N 1 от 8.02.99 отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию хозяйственного суда г.Минска в 10-дн. срок со дня его оглашения.
|