Хозяйственный суд рассмотрел дело по иску предприятия А к ИМНС по Минской области о признании недействительным решения о применении экономических санкций.
Заявлены требования о признании недействительным решения о применении экономических санкций от 27.02.03.
В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования.
Представители ответчика иск не признали по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
установил:
ИМНС по Минской области проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет предприятием А за период времени с 1.03.01 по 30.11.02
Согласно акта проверки от 5.02.03 (п. 1) налоговым органом выявлены следующие нарушения:
- предприятием при реализации товаров по цене приобретения в марте 2001 года не включены в облагаемый оборот суммы превышения стоимости приобретения товаров над стоимостью их реализации на общую сумму 719 тыс. рублей, чем нарушен п. 8.4 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты НДС", утв. ГНК РБ приказом от 29.06.01 N 94. Занижение налогооблагаемого оборота привело к занижению НДС в 2001 году на 119,985 тыс. рублей. Отклонение суммы НДС к зачету в 2001 и 2002 году возникло в результате отнесения к налоговым вычетам сумм налога на тепло и электроэнергию, стоимость которых относилась на затраты производства без установленных норм, чем нарушен п. 33 вышеуказанной Инструкции.
Согласно п. 4 акта в нарушение п. 2.6.8 "Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции", утв. МЭ РБ 26.01.98, МФ РБ 30.01.98, МС РБ и МТ РБ 30.01.98, предприятием в состав затрат, относимых в себестоимость продукции включена стоимость электрической и тепловой энергии без установленных норм из расхода.
В соответствии с Постановлением СМ РБ от 16.10.98 N 1582 "О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии" и п. 4 Информационного письма от 18.01.01 N 07-11/5 ГК по энергосбережению и энергонадзору РБ "О нормировании ТЭР для предприятий, не производящих продукции" ТЭР устанавливаются пропорционально занимаемой площади, числу работающих или расчетным методом. ИМНС проведена встречная проверка ГНУ "И" по вопросу сдачи в аренду нежилого помещения для ООО "Ф" и др. (справка от 10.01.03).В результате проверки установлено, что для каждого арендатора нормы потребления тепло- и электроэнергии не рассчитывались, а стоимость 1 кв.м определяется на договорной основе с арендаторами и не соответствует фактической.
Предприятием А осуществлялась оплата коммунальных и эксплуатационных расходов на основании выставленных арендодателем счетов-фактур.
Поскольку не установлены нормы расхода, следовательно, все суммы оплаченные за ТЭР и отнесенные на издержки обращения являются сверхнормативными. В соответствии с "Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции" расходованная сверх норм тепло-электроэнергия оплачивается за счет прибыли предприятия.
Таким образом, в акте проверки указано на нарушение предприятием А следующих документов - п. 2.6.8 Основных положений по составу затрат, Постановление СМ РБ N 1582 от 16.10.98 и Информационное письмо от 18.01.01 ГК РБ по энергосбережению и энергонадзору.
На основании указанного акта проверки 27.02.03 ИМНС по Минской области вынесено решение о применении экономических санкций.
В порядке соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом решение обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Решением МНС РБ от 1.04.03 решение ИМНС по Минской области оставлено без изменений, а жалоба предприятия А - без удовлетворения.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Порядок организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и применения к ним экономических санкций утвержден Указом Президента Республики Беларусь N 673 от 15.11.99 (в редакции Указа N 722 от 6.12.01) "О некоторых мерах по координации деятельности контролирующих органов РБ и порядка применения ими экономических санкций".
Пункт 1 вышеуказанного акта предусматривает, что настоящий порядок обязателен для всех контролирующих органов, уполномоченных в соответствии с актами законодательства осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
Применение к субъекту хозяйствования экономических санкций является мерой ответственности за допущенное экономическое правонарушение.
Пунктом 2 Порядка организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций предусмотрено, что "экономическое правонарушение - противоправное деяние (действие или бездействие) субъекта предпринимательской деятельности, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения", а экономическая ответственность - установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений".
Постановление СМ РБ N 1582 от 16.10.98 предусматривает, что:
1.1. нормированию подлежат расходуемые на основные и вспомогательные нужды субъектами хозяйствования всех форм собственности котельно-печное топливо, электрическая и тепловая энергия независимо от объема их потребления и источников энергообеспечения;
1.2. разработка норм расхода топлива и энергии осуществляется субъектами хозяйствования независимо от форм собственности с периодичностью один раз в три года, а также при изменении технологии, структуры и организации производства и совершенствовании методики нормирования расхода этих ресурсов;
1.3. нормы расхода топлива и энергии для предприятий, организаций и учреждений утверждаются соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. При этом для субъектов хозяйствования с суммарным годовым потреблением указанных ресурсов в объеме 1 тыс. тонн условного топлива и более и для котельных производительностью 0,5 гигакалории в час и выше нормы согласовываются с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.
Для иных субъектов хозяйствования нормы расхода топлива и энергии утверждаются Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь;
1.4. пересмотр норм расхода топлива и энергии производится ежегодно субъектами хозяйствования в установленном порядке;
1.5. нормы расхода топлива и энергии в обязательном порядке включаются в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции.
Информационное письмо ГК по энергосбережению и энергонадзору в РБ от 18.01.01, на которое ссылается ответчик, определяющее порядок установления норм потребления ТЭР для арендаторов, не является нормативным правовым актом, не зарегистрировано в НРПА, нигде официально не опубликовано, поэтому неисполнение субъектом хозяйствования указанного письма не может быть расценено как экономическое правонарушение, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения.
Кроме того, как следует из материалов дела, договор на потребление тепло-электроэнергии заключен с соответствующими организациями арендодателем. У арендатора (истца по делу) отдельные приборы учета потребления не установлены, соответственно, договоры со снабжающими организациями им не заключались.
Вопросы эффективного и экономного потребления тепло-и электроэнергии регулируются договором между абонентом (арендодателем) и снабжающей организацией путем определения, как норм расхода, так и предельных уровней потребления. Таким образом, потребление энергоресурсов является процессом, который контролируется специальными государственными органами.
Согласно п. 2.6.8 Основных положений по составу затрат за счет прибыли предприятия оплачиваются ресурсы, израсходованные сверх установленных норм или лимитов. Из указанного пункта не следует, что само по себе несогласование предельного уровня потребления энергоресурсов автоматически влечет признание такого потребления сверхнормативным, и соответственно, что оно должно оплачиваться за счет прибыли.
Предельные уровни потребления являются расчетными показателями и при наличии у абонента договора на потребление тепло-электроэнергии, а вопросы по определению их потребления в пределах норм и сверх норм подлежат разрешению компетентными органами.
Как пояснили представители ИМНС в судебном заседании, нормы потребления тепло- и электроэнергии в целом по помещению арендодателя не превышены.
По акту проверки истцом были поданы возражения в ИМНС по Минской области. В заключении по результатам рассмотрения возражений главный налоговый инспектор ссылается на то, что истец должен был руководствоваться Положением по нормированию расхода тепло- и электроэнергии от 1.08.97 и должен в обязательном порядке иметь разработанные и согласованные нормы расхода ТЭР.
Суд находит такие утверждения несостоятельными, поскольку данное положение в первую очередь относится к абонентам, а не к субабонентам.
И не зря, ГК РБ по энергосбережению своим письмом от 18.01.01 обратился внимание, что для арендаторов, т.е. субабонентов, нормы расхода ТЭР должны определяться предприятием, сдающим в аренду помещения.
Таким образом, ни один нормативно-правовой акт не возлагает на арендатора обязанность по разработке норм ТЭР и не предусматривает за это ответственность.
Невыполнение таковых обязанностей арендодателем не может свидетельствовать о виновности арендатора в их отсутствии.
Как следует из договора аренды, заключенного между предприятием А с ГНУ "И", стоимость коммунальных и эксплуатационных расходов для арендатора определена пропорционально занимаемой площади.
Оплата коммунальных и эксплуатационных расходов производилась истцом на основании выставленных арендодателем счетов-фактур, из которых не усматривается, какие конкретно суммы следует уплатить за пользование тепло- и электроэнергией.
Таким образом, материалами дела не подтверждено, что в проверяемом периоде истец превысил предельные уровни потребления, согласованные с компетентными органами.
Согласно п. 28 Порядка проведения проверок, обязательным условием применения экономических санкций является наличие установленных и описанных в акте проверки (ревизии) фактов нарушения субъектом предпринимательской деятельности конкретных предписаний актов законодательства, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь и (или) предусматривающих экономическую ответственность за данный вид правонарушения.
Ссылки представителей ИМНС на иные, не указанные в акте проверки и решении нормативные акты, не имеют значение для разрешения вопроса о законности принятого решения о применении экономических санкций.
Из представленных материалов не усматривается, что в действиях (бездействии) предприятия А имеется состав экономического правонарушения.
Таким образом, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 108 ХПК РБ суд возлагает расходы по госпошлине на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150 - 154 ХПК РБ, суд
решил:
Признать решение ИМНС по Минской области от 27.02.03 о применении экономических санкций в отношении предприятия А недействительным.
Взыскать с ИМНС Минской области в пользу предприятия А за счет республиканского бюджета 133000 рублей - возврат госпошлины.
Выдать приказ по вступлению решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента оглашения в хозяйственный суд г.Минска.
|