Хозяйственный суд Гродненской области, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску ЗАО "А" к ИМНС.
Первоначально иск был заявлен о признании недействительным решения ИМНС от 16.10.2003 г. N 4-6/841.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просит суд признать недействительным решение ИМНС от 16.10.2003 г. N 4-6/841 в части претензий о принятии к зачету НДС по импортируемым услугам и товарам, приобретаемым у резидента РФ на территории РБ.
Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные сторонами по делу доказательства, суд
установил:
ИМНС проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и в государственные целевые внебюджетные фонды и других вопросов, входящих в компетенцию налоговых органов, ЗАО "А" за период с 01.04.2000 г. по 31.05.2003 г. По результатам проверки составлен акт от 17.09.2003 г., на основании которого принято решение N 4-6/841 от 16.10.2003 г. о применении к ЗАО "А" экономических санкций за нарушения налогового законодательства.
Оспаривая решение налоговой инспекции о применении экономических санкций, истец ссылается на то, что в проверяемый период товар приобретался у резидента Российской Федерации на территории Республики Беларусь (не ввозился), суммы налога были уплачены продавцу-нерезиденту Республики Беларусь и подлежали вычету из налогооблагаемой базы. Истец также указывает, что нерезидент РБ ООО "Б", экспортируя на территорию Республики Беларусь инжиниринговые услуги и работы по разработке программного обеспечения, является налогоплательщиком НДС в бюджет Российской Федерации, в связи с чем, истец считает обоснованным принятие к вычету НДС, предъявленного ООО "Б" в отношении выполненных работ (услуг).
В обоснование своих возражений по существу предъявленного иска ответчик указывает, что, истец, являясь покупателем товара, работ, услуг в проверяемом периоде при определении сумм НДС, подлежащих к уплате в бюджет Республики Беларусь, необоснованно принимал к вычету НДС, выставленный продавцом товара, работ, услуг - нерезидентом Республики Беларусь ООО "Б" г.Москва. По мнению ответчика, НДС по товару, который не ввозился из РФ, принимается к вычету только в случае, если российское предприятие-продавец зарегистрировано в качестве налогоплательщика Республики Беларусь в установленном порядке. Относительно выполненных работ (услуг), по мнению ответчика, следует учитывать, что место реализации работ (услуг) определяется исходя из территории государства, на которой осуществляется деятельность покупателя работ (услуг). Следовательно, поскольку покупатель работ (услуг) в данном случае находится на территории РБ, обороты по реализации ООО "Б" (резидента РФ) данных работ (услуг) не являются объектом обложения НДС на территории Российской Федерации. Соответственно, НДС не предъявляется к уплате и не принимается к вычету резидентом РБ - ЗАО "А".
Рассмотрев материалы дела, суд признал выводы ответчика обоснованными по следующим обстоятельствам.
Согласно пп. "г" п. 2.6 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами участниками Содружества Независимых Государств от 25.11.1998 г., п.п. 14.1 п. 14 гл. 4 Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС, утвержденной постановлением ГНК РБ от 29.06.2001 г. N 94 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением МНС РБ от 17.06.2002 г. N 63) местом реализации работ (услуг) признается место экономической деятельности покупателя услуг, если местонахождения покупателя этих работ (услуг) в одном государстве, а продавец - в другом.
Согласно ответа на запрос МНС РБ, МНС РФ сообщает (исх. N 26-2-07/1697 от 01.03.2004 г.), что в случае, если Российская Федерация не является местом реализации выполненных работ (оказанных услуг) при условии документального подтверждения места реализации работ (услуг), то эти услуги не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
Резидент Российской Федерации ООО "Б" оказывало услуги инжинирингового характера, выполняло работы по обработке программного обеспечения для ЗАО "А" на территории Республики Беларусь, что подтверждается заключенными договорами между ЗАО "А" и ООО "Б" РФ (место заключения договоров и подписания актов о выполнении работ, оказании услуг - г.Гродно).
Таким образом, обороты по реализации выполненных для истца работ (оказанных услуг) не являются объектом обложения НДС на территории Российской Федерации и, соответственно, НДС не предъявляется к уплате и не принимается к вычету резидентом Республики Беларусь.
Кроме этого, ООО "Б" РФ отгружало в адрес истца товарно-материальные ценности. Как указывает истец, товарно-материальные ценности на территорию Республики Беларусь не ввозились.
Пунктом 32 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением ГНК Республики Беларусь от 29.06.2001 г. N 94 (в редакции от 31.01.2003 г.) предусмотрено, что суммы налога, уплаченные продавцу-нерезиденту Республики Беларусь при приобретении объектов, за исключением работ и услуг, на территории Республики Беларусь, подлежат вычету покупателем, если продавец является плательщиком налога по реализации данного объекта, за исключением работ и услуг, на территории Республики Беларусь.
Таким образом, если товар приобретается у резидента Российской Федерации на территории Республики Беларусь, т.е. пункт отправления этих товаров находится на территории Республики Беларусь, то сумма налога подлежит вычету покупателем, если продавец является плательщиком налога по реализации данного товара на территории Республики Беларусь, что подтверждается учетом продавца в Государственном реестре налогоплательщиков на основании УНН и имеется ТТН установленного в Республике Беларусь образца, в которой указаны соответствующие суммы налога и УНН.
В материалах дела имеется письмо ИМНС по Гродненской области от 18.05.2001 г. N 06-4/2407 о том, что нерезидент (Российская Федерация) ООО "Б" (УНН 500638466) зарегистрирован в качестве налогоплательщика в ИМНС по г.Гродно со статусом налогоплательщика - иностранное юридическое лицо (счет в банке типа "Т").
В соответствии с п. 11 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 г. N 929, деятельность иностранных организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена.
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, касающиеся деятельности ООО "Б" по созданию постоянного представительства на территории Республики Беларусь (в регистрации представительства отказано), суд пришел к выводу, что ООО "Б" не является плательщиком НДС по реализации товара ЗАО "А".
По данным ИМНС по г.Гродно налоги и неналоговые платежи в бюджет Республики Беларусь нерезидентом ООО "Б" не начислялись и не уплачивались.
ООО "Б" осуществляло отгрузку товаров истцу с использованием товаросопроводительных документов белорусского образца с указанием ИНН Российской Федерации.
При данных обстоятельствах истец необоснованно принимал к вычету НДС, выставленный продавцом товара ООО "Б".
На основании изложенного суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 108 ХПК РБ отнести на истца.
Принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 150 - 153 Хозяйственного процессуального Кодекса Республики Беларусь, хозяйственный суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в десятидневный срок после его принятия в хозяйственный суд Гродненской области и вступает в законную силу по истечении указанного срока.
|