Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 17.11.2004 "Если сделка уступки права требования совершена по злонамеренному соглашению представителем одной из сторон, то по иску потерпевшей стороны она может быть признана судом недействительной, если она представит доказательства, подтверждающие отсутствие намерений к заключению данной сделки"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Республиканского унитарного предприятия "А", Республика Беларусь к Фирме "Б", USA о признании недействительным договора об уступке права требования N 01/1 от 10.04.2000 г.,



установил:



Истцом заявлен иск о признании недействительным в соответствии со статьей 180 Гражданского кодекса Республики Беларусь договора об уступке права требования N 01/1 от 10.04.2000 г. заключенного между ГП "А" и фирмой "Б".

В заседании суда истец исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в заседание суда не явился. Судом приняты меры по извещению ответчика о процессе в установленном Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965) порядке. По информации компетентных органов Соединенных Штатов Америки, подтвержденных Секретарем штата Делавер, компания "Б" подверглась конфискации в штате Делавер, и сейчас не имеется никаких регистрационных данных о ней в картотеке.

Спор рассматривается Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь на основании пункта 3 договора об уступке требования от 10.04.2000 г. N 01/1, статьи 310 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Спор рассматривается по законодательству Республики Беларусь на основании пункта 4 статьи 1125 Гражданского кодекса Республики Беларусь.



Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

10.04.2000 г. между Государственным предприятием "А" (в настоящее время Республиканское унитарное предприятие "А" и фирмой "Б" был заключен договор N 01/1 об уступке права требования по денежному обязательству на сумму 11795144 рублей РФ к ОАО "В", Россия.

Как указал истец, предприятие "А" договор с фирмой "Б" не заключало, и у него отсутствуют документы, подтверждающие заключение указанного договора. В соответствии с данными бухгалтерского учета предприятия, оно не уступало право требования задолженности с ОАО "В" ни фирме "Б", ни другим субъектам хозяйствования. По состоянию на 10.04.2000 г. фирма "Б" кредитором предприятия "А" не числится, следовательно, оснований для заключения договора N 01/1 уступки права требования не имелось, что подтверждается бухгалтерской справкой от 31.12.2003 г., другими материалами дела.

Согласно пункту 1.3 договора N 01/1 расчеты между сторонами за уступленное требование произведены на момент подписания договора в полном объеме, что не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречит данным бухгалтерского учета предприятия "А". Документы, подтверждающие такой расчет, не представлены ни одной из сторон.

В силу статьи 180 Гражданского кодекса Республики Беларусь сделка, совершенная по злонамеренному соглашению представителя одной стороны с другой стороной, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Как следует из материалов дела, при отсутствии задолженности перед фирмой "Б", бывший директор предприятия "А" (приказ об освобождении от занимаемой должности от 03.05.2000 г. N 10-к) уступил право требования по денежному обязательству на сумму 11795144 рублей РФ к ОАО "В" фирме "Б". То есть, бывший директор предприятия "А", зная об отсутствии у предприятия долга перед фирмой "Б", и в нарушение требований пункта 2.2 Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 г. N 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций", совершил несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров без зачисления на счет предприятия, что привело к образованию у предприятия "А" убытков на сумму уступленного требования, а фирма "Б" неосновательно обогатилась на сумму 11795144 рублей РФ, что свидетельствует о злонамеренном соглашении руководителей сторон по сделке.

При таких обстоятельствах, суд считает, что указанная сделка - договор N 01/1 от 10.04.2000 г. совершена по злонамеренному соглашению заключивших ее представителей сторон, а поэтому в силу статьи 180 Гражданского кодекса Республики Беларусь недействительна.

В соответствии со статьей 108 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь госпошлина, уплаченная истцом при подаче иска в размере 380000 руб., что эквивалентно 176,58 долларов США, а также судебные расходы, понесенные истцом в связи с необходимостью извещения ответчика о процессе, подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 108, 150, 153, 160, 161 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд



решил:



Признать недействительным с момента совершения договор N 01/1 об уступке права требования от 10 апреля 2000 года, заключенный между ГП "А", Республика Беларусь и фирмой "Б", USA.

Взыскать с фирмы "Б" (USA) в пользу Республиканского унитарного предприятия "А" 176,58 долларов США в возмещение расходов по госпошлине и 89 долларов США судебных расходов.

Выдать приказ.

Решение вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании, может быть обжаловано в порядке надзора.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList