Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению совместного закрытого акционерного общества "А" к лицензирующему органу (Министерство) о признании недействительным приказа от 28.06.2005 г. N 371 в части аннулирования лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности,
установил:
СЗАО "А" в заявлении просит суд признать недействительным приказ лицензирующего органа (Министерства) от 28.06.2005 г. N 371 в части аннулирования лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности. В обоснование заявления указывается, что решение об аннулировании лицензии в части осуществления деятельности по оптовой реализации лекарственных средств немотивированно и не соответствует законодательству, отсутствуют основания считать, что СЗАО "А" допустило грубое нарушение лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности. Согласно доводам заявителя, лицензирующим органом (Министерством) при принятии решения не учтены специалисты, работающие на условиях совместительства, по договорам подряда, специалисты, находящиеся в социальном отпуске по уходу за ребенком, и в штате СЗАО "А" имеются специалисты, имеющие необходимые квалификационные категории.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы заявления поддержал, а также дополнительно указал, что решение лицензирующего органа (Министерства) об аннулировании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности СЗАО "А" не основано на предусмотренных законодательством документах, а доводы Министерства в части нарушения СЗАО "А" лицензионных требований, влекущих аннулирование лицензии, не соответствуют нормам законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности.
Представители Министерства заявление не признали по обстоятельствам, изложенным в отзыве на заявление. Согласно доводам отзыва, в ходе проведения проверки СЗАО "А" на предмет соблюдения лицензионных требований и условий, были установлены факты грубых нарушений лицензионных требований и условий, установленных пунктами 9 и 10 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, при том, что у заявителя во исполнение Заключения Конституционного суда Республики Беларусь от 20.02.2004 г. N 3-170/2004 и информационного письма Министерства здравоохранения от 27.02.2004 г. N 01-4/718 имелась возможность решить до 01.12.2004 г. вопросы с получением специалистами необходимых квалификационных категорий с целью выполнения лицензионных требований и условий.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, хозяйственный суд установил следующее.
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.04.2005 г. N 164 проведены проверки СЗАО "А" по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении работ и услуг, связанных с розничной реализацией лекарственных средств через аптеки СЗАО "А".
В ходе проверок лицензирующим органом были установлены нарушения, связанные с отсутствием в штате аптек СЗАО "А" требуемых специалистов, имеющих фармацевтическое образование, которые отражены в справках по результатам проверок. Так, при проверке 20.05.2005 г. аптеки N 16 СЗАО "А" (г.Витебск) было установлено, что наряду с заведующей аптекой работает только один специалист, имеющий квалификационную категорию. Согласно письменным пояснениям директора СЗАО "А" о ходе работы по устранению выявленных недостатков, с целью их устранения в штат аптеки с 25.05.2005 г. зачислена провизор первой категории, что позволило обеспечить наличие в штате 2 провизоров первой категории и одного провизора второй категории.
Аналогичные нарушения были выявлены при проверке 24.05.2005 г. аптеки N 17 (г.Борисов) и при проверке 18.05.2005 г. аптеки N 22 (г.Пинск). Согласно письменным пояснениям директора СЗАО "А" об устранении нарушений, в отношении аптеки N 17 фармацевт, не имевший квалификационной категории, был уволен и с 25.05.2005 г. в штат аптеки был зачислен провизор второй категории, а в штат аптеки N 22 провизор второй категории был зачислен с 23.05.2005 г.
В ходе проверки 20.05.2005 г. аптеки N 8 (г.Орша) было установлено, что заведующая аптекой имеет вторую квалификационную категорию. Из письменных пояснений директора СЗАО "А" об устранении выявленных недостатков следует, что в штат аптеки на должность исполняющей обязанности заведующей аптекой с 26.05.2005 г. введен провизор, имеющий высшую квалификационную категорию.
При проверке 16.05.2005 г. аптеки N 14 (г.Гомель) было установлено, что заведующей аптекой является фармацевт второй категории, а также работает на 0,5 ставки провизор второй категории. Согласно письменным пояснениям директора в отношении выявленных недостатков, с 23.05.2005 г. на должность заведующей аптекой принят провизор второй категории, а также с указанной даты на постоянную работу в аптеку N 14 из аптеки N 5 переведен фармацевт второй квалификационной категории.
По результатам проверки 12.05.2005 г. аптеки N 15 (г.Мозырь) и 25.05.2005 г. аптеки N 24 (г.Солигорск) было установлено, что заведующие указанными аптеками не имели высшего фармацевтического образования, а в аптеке N 24 только один специалист имел квалификационную категорию. Как следует из письменных пояснений директора СЗАО "А", с 16.05.2005 г. на должность и.о. заведующей аптекой N 15 зачислен провизор второй категории, а деятельность аптеки N 24 в соответствии с приказом от 06.06.2005 г. временно приостановлена в связи с проведением планового ремонта и для устранения нарушений, выявленных по результатам проверки по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении работ и услуг, связанных с розничной реализацией лекарственных средств.
Коллегия лицензирующего органа (Министерство) по результатам рассмотрения материалов проверки СЗАО "А" 28.06.2005 г. приняла решение аннулировать лицензию на фармацевтическую деятельность СЗАО "А" на основании пункта 30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. N 17 в связи с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности, выразившимися в отсутствии в штате требуемых специалистов, имеющих фармацевтическое образование.
В соответствии с решением Коллегии лицензирующего органа (Министерства) 28.06.2005 г. был издан приказ N 371, предусматривающий в том числе, и аннулирование лицензии СЗАО "А" на право осуществления фармацевтической деятельности.
Исследовав доказательства по делу, выслушав пояснения представителей сторон, руководствуясь нормами действующего законодательства, суд пришел к выводу об отказе СЗАО "А" в удовлетворении заявления, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензионные требования и условия - это совокупность установленных законодательством требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии при ее выдаче и к лицензиату при осуществлении им деятельности, на которую требуется лицензия.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции утверждает положения о лицензировании видов деятельности, которые наряду с иными условиями и требованиями должны включать особенности выдачи лицензий на отдельный вид деятельности, порядок контроля за соблюдением законодательства об осуществлении вида деятельности, лицензионных требований и условий.
Согласно пункту 11 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 г. N 1378, к лицензиату, осуществляющему лицензионную деятельность, предъявляются лицензионные требования и условия, оговоренные в пунктах 7 - 10 Положения.
Пунктом 9 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности предусмотрено в качестве обязательного условия для получения лицензии на фармацевтическую деятельность (за исключением работ и услуг, связанных с промышленным производством лекарственных средств) наличие у руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения, занимающегося фармацевтической деятельностью) высшего фармацевтического образования, высшей или первой квалификационной категории и усовершенствования по специальности в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 10 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности соискатель лицензии должен заключить трудовые договоры (контракты) либо гражданско-правовые договоры с работниками (не менее двух человек кроме руководителя структурного подразделения), имеющими специальное фармацевтическое образование (высшее или среднее), квалификационную категорию и прошедшими усовершенствование по специальности в соответствии с законодательством.
Как следует из справок по результатам проверки СЗАО "А" по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении работ и услуг, связанных с розничной реализацией лекарственных средств через аптеки СЗАО "А", подписанных заведующими аптек без возражений, письменных пояснений директора СЗАО "А" по вопросу устранения выявленных в ходе проверок нарушений, перечня фармацевтических специалистов в аптечных учреждениях СЗАО "А" согласно штатному расписанию по состоянию на 02.06.2005 г., который был представлен директором акционерного общества в лицензирующий орган (Министерство), СЗАО "А" были допущены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении работ и услуг, связанных с розничной реализацией лекарственных средств, которые выразились в отсутствии на момент проверки в штате требуемых специалистов, имеющих фармацевтическое образование. Так, например, по результатам проверки установлено, что в четырех аптеках должность заведующей аптекой занимали лица, не имеющие высшего фармацевтического образования или соответствующей категории, в трех аптеках численность специалистов с соответствующей категорией не соответствовала лицензионным требованиям.
При наличии таких обстоятельств хозяйственный суд считает, что СЗАО "А" допущено грубое нарушение требований и условий осуществления медицинской деятельности и в данной связи лицензирующий орган (Министерство) имело основания для принятия решения об аннулировании выданной обществу лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Довод заявителя об отсутствии грубых нарушений лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности, суд считает несостоятельным и противоречащим обстоятельствам дела, установленным хозяйственным судом, равно как и утверждение о том, что под грубым нарушением лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности следует понимать осуществление в аптеках розничной реализации лекарственных средств работниками, не имеющими фармацевтического образования.
Согласно пунктам 9 - 11 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности наличие у руководителя структурного подразделения, занимающегося фармацевтической деятельностью, высшего фармацевтического образования, высшей или первой квалификационной категории является обязательным условием для получения лицензии и лицензионным требованием при осуществлении лицензионной деятельности, равно как и наличие не менее двух работников, имеющих специальное фармацевтическое образование, с которыми заключены трудовые договора (контракты) либо гражданско-правовые договоры, и которые имеют квалификационную категорию. Условие об обязательном наличии квалификационной категории у работников, указанных в пунктах 9 и 10 Положения, не распространяются только на соискателей лицензии и лицензиатов при осуществлении фармацевтической деятельности в населенных пунктах, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения (пункт 10-1 Положения).
Таким образом, понятие "требуемых специалистов, имеющих фармацевтическое образование" следует рассматривать в совокупности правовых норм с учетом лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности, которые установлены пунктами 9, 10 Положения. На данное обстоятельство указывается и в письме Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2005 г. N 68/19 "О толковании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 г. N 1378", согласно которому, под руководителем структурного подразделения, занимающегося фармацевтической деятельностью, понимается руководитель аптеки, аптечного склада, которые образованы юридическим лицом, под специалистами следует понимать руководителя юридического лица, руководителя структурного подразделения, занимающегося фармацевтической деятельностью (аптеки, аптечного склада), индивидуального предпринимателя, работников юридического лица и индивидуального предпринимателя, имеющих высшее и (или) среднее фармацевтическое образование, а под отсутствием фармацевтического образования понимается отсутствие у вышеуказанных лиц фармацевтического образования, первой или высшей квалификационной категории у руководителей, квалификационной категории у работников, а также усовершенствования по специальности.
Не могут быть приняты во внимание хозяйственным судом и доводы СЗАО "А" о том, что при проверке лицензирующим органом не принималось во внимание организационная структура СЗАО "А", которая предполагает дистанционное исполнение должностных обязанностей руководителями структурных подразделений и провизорами-информаторами. Такая организационная структура, согласно доводам заявителя, свидетельствует о том, что все лицензионные требования и условия СЗАО "А" были соблюдены.
Как следует из материалов дела, СЗАО "А" ни при проведении проверок, ни при устранении выявленных нарушений не указывалось на осуществление обязанностей руководителей структурных подразделений и провизоров-информаторов лицами, которые соответствуют предъявляемым лицензионным требованиям. Напротив, СЗАО "А" в лице заведующих аптек, в которых были выявлены нарушения, и руководства общества признавало факты выявленных нарушений, предпринимало меры по их устранению и направляло в лицензирующий орган (Министерство) письменные пояснения, а также перечень фармацевтических специалистов в подтверждение устранения выявленных нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении работ и услуг, связанных с розничной реализацией лекарственных средств.
Утверждение СЗАО "А" о необоснованности аннулирования лицензии на фармацевтическую деятельность в части оптовой реализации лекарственных средств не основано на законодательстве.
В соответствии с пунктом 30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в случае выявления в течение календарного года лицензирующим органом грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.
Из материалов дела следует, что СЗАО "А" выдана одна лицензия на фармацевтическую деятельность, а не по отдельным направлениям осуществления деятельности.
Доводы СЗАО "А" о том, что решение лицензирующего органа (Министерства) об аннулировании лицензии не основано на предусмотренных законодательством документах являются бездоказательными.
Согласно пунктам 20, 21, 23, 25 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляет Министерство здравоохранения в виде проверок должностными лицами Министерства, а также других уполномоченных организаций. Результаты проверки оформляются документом проверки в двух экземплярах.
Из материалов дела усматривается, что результаты проверки оформлены справками, которые содержат указания на выявленные нарушения лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности, подписаны должностными лицами, проводившими проверку и заведующими аптек. Результаты проверок были направлены руководству СЗАО "А", которое предприняло необходимые меры по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со статьей 133 ХПК Республики Беларусь расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 190 - 193, 201 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь,
решил:
Отказать совместному закрытому акционерному обществу "А" в заявлении о признании недействительным приказа лицензирующего органа (Министерства) от 28.06.2005 г. N 371 в части аннулирования лицензии СЗАО "А" на право осуществления фармацевтической деятельности.
Отменить меру по обеспечению заявления в виде приостановления действия приказа лицензирующего органа (Министерства) от 28.06.2005 г. N 371 в части аннулирования лицензии СЗАО "А" на право осуществления фармацевтической деятельности, принятую определением суда от 14.07.2005 г.
Настоящее решение вступило в законную силу с момента его объявления, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ХПК Республики Беларусь.
|