Вопрос: В соответствии с пунктом 3 статьи 585 ГК Республики Беларусь если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
Вправе ли стороны предусмотреть в договоре аренды возможность неоднократного изменения в году размера арендной платы или вышеуказанная норма позволяет сторонам включать в договор аренды условие о неизменении размера арендной платы в течение срока его действия, а если такое условие отсутствует - изменять размер арендной платы по соглашению, но не чаще одного раза в год?
Что применительно к пункту 3 статьи 585 ГК Республики Беларусь следует понимать под годом: календарный год или год, исчисление которого начинается с даты заключения договора аренды?
Ответ: Пункт 3 ст. 585 ГК Республики Беларусь, оговаривая право сторон изменять размер арендной платы по взаимному соглашению в сроки, предусмотренные договором, одновременно устанавливает ограничение, по которому реализация данного права может быть осуществлена не чаще одного раза в год.
Согласно пункту 3 ст. 391 ГК Республики Беларусь условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством. В случаях, когда условия договора предусмотрены нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не предусмотрено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусмотренного в ней, если это не противоречит законодательству. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В силу ст. 392 ГК Республики Беларусь договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что предусмотренная п. 3 ст. 585 ГК Республики Беларусь возможность изменения размера арендной платы, является правом, которое может быть реализовано сторонами либо не реализовано по взаимному соглашению, а ограничение относительно периодичности такого изменения (не чаще одного раза в год) - это обязательное для сторон правило, установленное законодательством.
В соответствии со ст. 191 ГК Республики Беларусь сроки, установленные законодательством, сделкой или судом могут определяться календарной датой либо периодом времени, исчисляемым в том числе годами. При этом началом течения срока, определенного периодом времени согласно ст. 192 ГК Республики Беларусь, является следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, понятие "год" применительно к п. 3 ст. 585 ГК Республики Беларусь является периодом времени, начало течения которого определяется в соответствии с правилами ст. 192 ГК Республики Беларусь.
Вопрос: Декретом Президента Республики Беларусь N 10 от 20.10.2004 "Об очередности погашения требований по денежному обязательству", статьей 300 ГК Республики Беларусь установлена очередность погашения требований по денежному обязательству, если для полного его исполнения сумма произведенного платежа не достаточна. Нормы Декрета, статьи 300 ГК Республики Беларусь носят императивный характер.
При заключении внешнеэкономических договоров, одной из сторон которых является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь, стороны в соответствии со статьей 1124 ГК Республики Беларусь могут избрать право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этим договорам, если это не противоречит законодательству. При этом пунктом 1 статьи 1100 ГК Республики Беларусь установлено, что правила настоящего раздела (раздел VII "Международное частное право") не затрагивают действия императивных норм права Республики Беларусь, регулирующих соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.
В связи с изложенным, просим разъяснить соответствует ли законодательству Республики Беларусь при избрании сторонами внешнеэкономического договора применяемого к их правам и обязанностям по данному договору права иного государства (например, права страны нахождения контрагента-нерезидента Республики Беларусь по внешнеэкономическому договору) включение во внешнеэкономический договор условия, предусматривающего иной, чем установленный законодательством Республики Беларусь, порядок погашения требований по денежному обязательству, если для полного его исполнения сумма произведенного платежа не достаточна?
Ответ: Статьи 1093, 1124 ГК Республики Беларусь регулируют порядок определения применимого права к отношениям, осложненным иностранным элементом, в том числе к договорным правоотношениям.
Так, согласно п. 1 ст. 1124 ГК Республики Беларусь стороны договора могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору, если это не противоречит законодательству.
Статья 1127 ГК Республики Беларусь предусматривает сферу действия применимого права, указав, что право, применяемое к договору в силу положений параграфа 5 ГК Республики Беларусь, охватывает, в частности:
1) толкование договора;
2) права и обязанности сторон;
3) исполнение договора;
4) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;
5) прекращение договора;
6) последствия ничтожности или недействительности договора;
7) уступку требований и перевод долга в связи с договором.
При этом, пункт 2 данной статьи устанавливает, что в отношении способов и процедуры исполнения, а также мер, которые должны быть приняты в случае ненадлежащего исполнения, кроме применимого права принимается во внимание и право страны, в которой происходит исполнение.
Таким образом, полагаем, что нормы ст. 300 ГК Республики Беларусь относительно очередности погашения требований по денежному обязательству касаются порядка его исполнения, и соответственно должны применяться независимо от права, применимого к внешнеэкономическим договорам.
Управление законодательства и
международных отношений
|