В связи с поступающими запросами хозяйствующих субъектов и хозяйственных судов, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь сообщает для сведения и руководства в работе следующее:
Массовое применение компьютеров при заключении биржевых и иных сделок оперативного характера, на расстоянии, без фактического присутствия обеих сторон привело к распространению контрактов (договоров) и иных документов, зафиксированных на технических носителях информации, в частности магнитных, включая дискеты и т.п., а также текстов таких правоустанавливающих документов, воспроизведенных с магнитных носителей.
Такие контракты (договора, соглашения) и иные документы на дискетах и в распечатанном с компьютера виде, без официального бланка учреждения, подписей руководителей, печатей сторон (не удостоверенные в соответствии с требованиями действующего законодательства) не имеют доказательной силы и не могут рассматриваться в качестве доказательств по делу без проведения судебной экспертизы их подлинности.
Наличие на магнитном носителе (НМД) или на распечатанном с него документе электронных реквизитов и символов юридического лица удостоверяющего значение для суда, в соответствии с действующим законодательством, не имеют.
Указанное разъяснение, основанное на требованиях ч. III ст. 34 Хозяйственного процессуального кодекса Беларуси, действует до внесения законодателем в указанную статью официальных дополнений, предусматривающих порядок определения подлинности текстов документов, зафиксированных на магнитных носителях.
Председатель
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь В.В.БОЙКО
|