Хозяйственный суд Гродненской области, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску ИМНС по Октябрьскому району г.Гродно к предприятию Б г.Гродно и предприятию В г.Минск.
Иск заявлен об установлении факта ничтожности сделки, заключенной между предприятием Б г.Гродно и предприятием В г.Минск в форме договора хранения N 15 от 19.03.2002 г. по признаку притворности (ч. 2 ст. 171 ГК РБ). Истец считает, что договор заключен с целью прикрыть иную сделку-договор аренды нежилого помещения.
Ответчик (предприятие Б г.Гродно) в отзыве на исковое заявление указывает, что договор на оказание услуг по хранению заключался на предоставленные площади для хранения товаров продовольственной группы и действовал до вступления в силу договора аренды. В договоре хранения не указано, какой конкретно товар будет храниться. Предприятие Б полагает, что при заключении договора хранения требования законодательства не нарушены.
Второй ответчик (предприятие В г.Минск) не признает исковые требования по мотивам, изложенным в отзыве на иск. В частности, ответчик указывает, что одним из направлений деятельности предприятия В является оптовая торговля табачными изделиями. По заключенному договору хранения Хранитель (предприятие Б) обязался предоставлять Поклажедателю (предприятию В) площади в размере 48,5 м кв. для хранения табачных изделий. Товар не передавался на хранение по причине дальнейшего отказа Хранителя от его приема. В течение срока действия договора хранения Поклажедателем возмещались Хранителю фактические расходы по содержанию нежилого помещения и эксплуатационные расходы. Счета, выставлявшиеся Хранителем, содержали ссылку на договор хранения. Предприятие В полагает, что условия по заключению договора хранения и его исполнению им были выполнены в полном объеме, просит суд оставить иск без удовлетворения.
Исследовав представленные сторонами доказательства по делу, выслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:
Инспекцией Министерства по налогам и сборам по Октябрьскому району г.Гродно, на основании предписания N 429 от 05.12.2002 г. проведена рейдовая налоговая проверка предприятия Б г.Гродно. В момент проверки на складе предприятия Б находились табачные изделия в количестве 72915 пачек сигарет, принадлежащие предприятию В г.Минск. Кладовщик предприятия В Иванов И.И. в момент проверки пояснил, что с сентября 2002 г. он, как представитель предприятия В на складе, принимал табачные изделия и отписывал их по накладным предприятиям и индивидуальным предпринимателям г.Гродно и Гродненской области.
В ходе проведения проверки установлено, что между предприятием Б г.Гродно и предприятием В г.Минск сроком на два года был подписан договор аренды нежилого помещения, расположенного в г.Гродно, база общей площадью 47,3 м кв., в соответствии с которым предприятие Б является Арендодателем, а предприятие В - Арендатором нежилого помещения.
В соответствии с абз. 4 п. 1 Постановления Кабинета Министров Республики Беларусь N 296 от 12.06.1995 г. "О мерах по обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь" сдача государственными предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями в аренду имущества, находящегося в их ведении и относящегося к республиканской собственности, допускается лишь с согласия государственного органа, уполномоченного управлять этим имуществом.
Согласно Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.09.2000 г. N 1452 "Об утверждении Временного положения о порядке государственной регистрации договоров аренды зданий, сооружений, нежилых помещений" государственной регистрации в Едином государственном реестре договоров аренды зданий, сооружений, нежилых помещений подлежат все договора аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, заключенные на срок не менее одного года. Причем, в соответствии с п. 6 вышеуказанного Временного положения, договор аренды считается заключенным, а изменения в него считаются внесенными с момента их государственной регистрации.
Поскольку предприятие Б находится в ведении Министерства обороны Республики Беларусь, договор аренды должен был пройти согласование в вышеуказанном министерстве. На момент проверки, договор аренды уже прошел согласование в Министерстве обороны Республики Беларусь, однако, еще не был зарегистрирован в Едином государственном реестре договоров аренды зданий, сооружений, нежилых помещений.
Одновременно с договором аренды 19.03.2002 г. между предприятием Б и предприятием В был заключен договор хранения N 15, согласно условиям которого предприятие В поручает, а предприятие Б принимает на себя обязательство принять, хранить в складском помещении и возвратить по первому требованию в сохранности переданные ему предприятием В товары. Данный договор не подлежал государственной регистрации и согласованию в Министерстве обороны Республики Беларусь, а поэтому, вступил в силу со дня его подписания.
Минским горисполкомом 17.07.2002 г. было выдано предприятию В приложение N 3 к лицензии от 01.08.2002 г. N 10000 на право осуществления оптовой торговли табачными изделиями на складе г.Гродно, (место нахождения складских помещений предприятия Б). Срок действия приложения к лицензии ограничен сроком действия договора хранения, заключенного между предприятием Б и предприятием В. Только 13.12.2002 г. Минским горисполкомом были внесены изменения в приложение N 3 к лицензии от 01.08.2002 г. N 10000 на оптовую торговлю табачными изделиями на складе в г.Гродно, и срок действия приложения к лицензии был привязан к сроку действия договора аренды между предприятием Б и предприятием В.
06.12.2002 г. ИМНС по Октябрьскому району г.Гродно проведена встречная проверка предприятия Б по вопросу исполнения договора хранения и взаиморасчетов с предприятием В. Проверкой установлено, что с момента заключения и до 06.12.2002 г. договор хранения N 15 от 19.03.2002 г. реально не исполнялся, однако ежемесячные платежи (с апреля 2002 г. по ноябрь 2002 г.), поступающие от предприятия В на счет предприятия Б, согласно бухгалтерского учета, отражались как плата за аренду и коммунальные услуги (приложение к справке о задолженности предприятия В перед предприятием Б по состоянию на 01.12.2002 г.).
Из объяснений директора предприятия Б А., главного бухгалтера Б., юрисконсульта В. следует, что договор хранения был заключен одновременно с подписанием договора аренды. Поскольку процедура государственной регистрации договора аренды занимает длительное время, с целью избежания убыточного простаивания складских помещений, сохранения договорных отношений с Арендатором, предприятие Б было вынуждено заключить договор хранения, который действовал и исполнялся как договор аренды. На протяжении всего периода действия договора хранения предприятие Б не хранило товар, принадлежащий предприятию В.
06.12.2003 г. в ходе проведения инспекцией МНС по Октябрьскому району г.Гродно встречной проверки РПУП ГТФ "Н" по вопросу взаиморасчетов РПУП ГТФ "Н" с предприятием В было установлено, что с 16.09.2002 г. по 23.12.2002 г. РПУП ГТФ "Н" отгружало, а индивидуальный предприниматель Петров П.П., Иванов И.И. перевозили для предприятия В на склад предприятия Б г.Гродно, табачные изделия. Индивидуальный предприниматель Петров П.П. в своих объяснениях подтверждает, что с сентября 2002 г. по декабрь 2002 г. перевозил сигареты с табачной фабрики "Н" для предприятия В.
Материалы проверок, имеющиеся в деле (справка встречной проверки индивидуального предпринимателя Сидорова С.С. от 06.02.2003 г. по вопросу взаиморасчетов с предприятием В, справка проверки предприятия В от 11.12.2002 г. по вопросу отгрузки табачных изделий со складов предприятия Б, справка встречной проверки УП "Г" по вопросам взаиморасчетов с предприятием В) позволяют сделать вывод о том, что с сентября 2002 г. предприятие В использовались склады предприятия Б для осуществления оптовой торговли табачными изделиями.
В соответствии с п. 2 ст. 171 ГК РБ, сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку, ничтожна по признаку притворности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при заключении договора хранения N 15 от 19.03.2002 г. воля сторон была направлена на установление гражданско-правовых отношений, вытекающих из договора аренды, но не тех, которые выражены в совершенной сделке, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине отнести на ответчиков.
Руководствуясь ст. 150 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд
решил:
Установить факт ничтожности сделки договора хранения N 15 от 19.03.2002 г., заключенного между предприятием Б г.Гродно и предприятием В г.Минск с момента ее совершения по основанию п. 2 ст. 171 Гражданского кодекса Республики Беларусь по признаку притворности сделки.
Взыскать с предприятия Б (г.Гродно) в доход республиканского бюджета 66500 руб. госпошлины.
Взыскать с предприятия В (г.Минск) в доход республиканского бюджета 66500 руб. госпошлины.
По вступлении решения в законную силу выдать приказы.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в десятидневный срок после его принятия в хозяйственный суд Гродненской области и вступает в законную силу по истечении указанного срока.
|