Хозяйственный суд Гродненской области, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску ООО "А" к УДП "Б" о взыскании 3126417 рублей, при участии третьего лица - колхоза "В",
установил:
Иск заявлен о взыскании с УДП "Б" 3000000 рублей основного долга, 126417 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование исковых требований истец ссылается на поставку в адрес колхоза "В" запасных частей на сумму 3237637 рублей, и договор перевода долга между указанным колхозом и ответчиком N 65 от 11.10.2002 года как на основание взыскание долга в сумме 3000000 рублей с УДП "Б".
Ответчик согласно представленному отзыву на иск исковые требования не признал, сославшись на исполнение обязательств перед колхозом "В" в полном объеме, не представление колхозом документов, подтверждающих задолженность, а также не получение от кредитора согласия на перевод долга.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, колхоз "В" письменно подтвердил отсутствие перед ним задолженности со стороны унитарного дочернего предприятия "Б" на момент рассмотрения иска.
Из материалов дела следует, что 08 августа 2001 года истец поставил в адрес колхоза "В" по ТТН N 130216 запасные части на сумму 2841637 рублей, а 10 сентября 2001 года - по ТТН N 158168 - на сумму 396000 рублей.
Предъявляя в хозяйственный суд иск о взыскании с ответчика суммы задолженности и процентов, истец сослался на договор перевода долга от 11 октября 2002 года между ответчиком и колхозом "В", исходя из которого ответчик принял на себя обязательство по уплате истцу 3000000 рублей.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, хозяйственный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом первым статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Требования истца основаны на договоре перевода долга N 65 от 11 октября 2002 года. Представленный истцом подлинник указанного договора не содержит сведений о лицах, заключивших его от имени сторон. Подпись лица, заключившего договор от имени ООО "А", не идентична подписи директора ООО "А" на исковом заявлении. Доказательства заключения договора перевода долга уполномоченными должностными лицами сторон истцом не представлены.
В силу пункта первого статьи 362 Гражданского кодекса Республики Беларусь перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора.
Поскольку истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие такое согласие на момент заключения договора перевода долга, требование о взыскании денежных средств, не уплаченных ответчиком во исполнение указанного договора, следует признать неправомерным.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1.1 договора перевода долга N 65 от 11.10.2002 года новый должник принял на себя обязательства на сумму 300000 рублей. В договоре не содержится соглашения сторон о том, какое конкретно обязательство передано новому должнику и подлежит исполнению, а также срок его исполнения. Как следует из содержания письменного пояснения колхоза "В", на момент заключения договора перевода долга у колхоза имелась задолженность перед УДП "Б" в сумме 5342662 рубля. Задолженность колхоза перед истцом составляла 3568969 рублей. Таким образом, при заключении договора перевода долга стороны должны были указать, по какому обязательству достигнуто соглашение о переводе долга. При отсутствии данного условия договор является беспредметным и не может повлечь юридических последствий для заключивших его сторон.
С учетом указанных обстоятельств хозяйственный суд приходит к выводу, что предъявленные истцом исковые требования о взыскании суммы задолженности и процентов являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В удовлетворении иска следует отказать.
На основании части второй статьи 108 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, расходы по госпошлине отнести на истца.
Руководствуясь статьями 150 - 154 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, хозяйственный суд
решил:
ООО "А" в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хозяйственный суд Гродненской области в десятидневный срок после его принятия.
|