Хозяйственный суд г.Минска, рассмотрел в судебном заседании дело по иску коммунального унитарного Витебского областного швейного производственного предприятия "А" к УП "Б" об установлении факта ничтожности сделки, о применении последствий ее ничтожности и взыскании 775944 рублей задолженности по арендной плате, коммунальным платежам и процентам,
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исковое требование об установлении факта ничтожности договора аренды от 09.08.2001 г. N Ю-6 признал, требования о применении последствий ничтожности указанного договора и о взыскании задолженности по арендной плате и коммунальным платежам оспорил по обстоятельствам, изложенным в отзыве на исковое заявление, и в частности, указал на то обстоятельство, что между сторонами был заключен договор аренды от 29.04.2001 г. N 29/04, который является действующим и во исполнение которого по акту сдачи-приемки от 10.05.2001 г. был передан объект аренды.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, хозяйственный суд
установил:
09 августа 2001 г. между КУВОШПП "А" и УП "Б" был заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного на территории филиала истца в г.п. В. Объект аренды определен пунктом 1.2 договора как нежилое помещение общей площадью 21.32 кв.м. Сторонами срок действия договора был определен с 09.08.2001 г. по 09.08.2006 г. Передаточный акт или иной документ о передаче нежилого помещения в аренду УП "Б" сторонами не подписывался.
17.01.2003 г. истец направил в адрес ответчика письмо, в котором сообщил об одностороннем расторжении договора аренды от 09.08.2001 г. в связи с нарушением ответчиком порядка и сроков оплаты, указав на наличие задолженности по договору аренды и необходимость подписания акта сдачи-приемки помещения.
Оценив доказательства по делу, на основе анализа норм действующего законодательства хозяйственный суд пришел к выводу об удовлетворении требования об установлении факта ничтожности договора аренды и об отказе в удовлетворении исковых требований о понуждении ответчика возвратить арендованное помещение и о взыскании задолженности по арендной плате, коммунальным платежам и процентов на основании следующего.
Из договора аренды от 09.08.2001 г. N Ю-6 следует, что его предметом является нежилое помещение площадью 21.32 кв.м. Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 г. N 10 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, возникающих из арендных правоотношений" разъяснено, что поскольку нежилое помещение является частью здания или сооружения и неразрывно с ним связано, в соответствии с пунктом 1 статьи 621 ГК правила параграфа 4 "Аренда зданий и сооружений" главы 34 ГК применяются к аренде нежилых помещений. В силу пункта 1 статьи 626 ГК, поскольку иное не предусмотрено законодательством и договором сторон от 09.08.2001 г., обязательство арендодателя передать здания или сооружение арендатору считается исполненным после предоставления его арендатору во владение или пользование и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В соответствии с пунктом 2 статьи 622 ГК Республики Беларусь договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В силу статьи 167 ГК Республики Беларусь сделка является недействительной по основаниям, установленным Кодексом либо иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пункт 1 статьи 166 ГК Республики Беларусь устанавливает, что несоблюдение нотариальной формы или требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Поскольку государственная регистрация договора аренды от 09.08.2001 г. N Ю-6, заключенного на срок не менее одного года, не произведена, хозяйственный суд, руководствуясь нормой пункта 1 статьи 166 ГК Республики Беларусь, констатирует ничтожность указанного договора.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. КУВОШПП "А" хозяйственному суду не представлено доказательств, подтверждающих передачу ответчику нежилого помещения во исполнение договора аренды от 09.08.2001 г. Как следует из доказательств представленных УП "Б", указанное нежилое помещение как объект аренды был принят 10.05.2001 г. во исполнение договора аренды от 29.04.2001 г., который предусматривает и порядок расчетов.
В связи с ничтожностью договора аренды от 09.08.2001 г. не может быть удовлетворено судом и требование о взыскании задолженности по арендной плате, коммунальным платежам и процентам. Поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из существа соответствующих отношений, в силу статьи 972 ГК Республики Беларусь к отношениям сторон подлежат применению правила, предусмотренные главой 59 ГК.
Принимая во внимание факт ничтожности договора аренды от 09.08.2001 г. N Ю-6, хозяйственный суд по требованию об установлении факта ничтожности договора аренды и применении последствий его недействительности взыскивает со сторон в доход республиканского бюджета государственную пошлину в равном соотношении. По требованию о взыскании 775944 рублей государственная пошлина подлежит взысканию с истца в республиканский бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 153, 160 ХПК Республики Беларусь, хозяйственный суд
решил:
Установить факт ничтожности договора аренды от 09.08.2001 г. N Ю-6, заключенного между ВШПО "А" и УП "Б".
В исковых требованиях о понуждении ответчика возвратить арендованное помещение и о взыскании 638367 рублей арендной платы, 117942 рублей коммунальных платежей, 19635 рублей процентов истцу отказать.
|