Хозяйственный суд Гомельской области рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ОАО "А" к индивидуальному предпринимателю Иванову И.И. о признании недействительным договора купли-продажи от 27.12.2001 года N 278 и применении последствий его недействительности.
ОАО "А" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным договора купли-продажи от 27.12.2001 года N 278, заключенного с индивидуальным предпринимателем Ивановым И.И., и применении последствий недействительности данного договора.
Представители истца в заседании суда исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик исковые требования не признал по следующим основаниям:
- долг погашен в полном объеме;
- из контракта не следует, что сообщение должно быть письменным;
- расчет стоимости имущества произведен бухгалтером истца, а не покупателем. Покупатель является добросовестным приобретателем имущества;
- годовым собранием акционеров утверждены все сделки истца;
- с момента, когда истец узнал или должен был узнать о совершенной сделке, до подачи иска прошло более одного года.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, обозрев представленные представителями сторон в заседание суда подлинные документы, суд
установил:
20.09.2001 года на заседании Совета директоров истца генеральному директору Иванову И.И. было разрешено сдать в аренду нерентабельный филиал в г.Добруше с последующей продажей по цене не ниже остаточной стоимости, с предоставлением необходимых документов в установленном порядке и утверждением стоимости сделки Советом директоров.
27.12.2001 года между истцом в лице генерального директора Иванова И.И. и ответчиком, являющимся сыном Иванова И.И., был заключен договор купли-продажи N 278.
Во исполнение данного договора истец 27.12.2001 года по товарно-транспортной накладной N 100001 передал ответчику здание и оборудование, находящееся на станции технического обслуживания г.Добруша, являющейся филиалом истца, на общую сумму 9623005 руб.
Пунктами 4.2, Устава ОАО "А", 4.2 контракта о найме на работу генерального директора Иванова И.И. предусмотрено, что в случае, если генеральный директор имеет личный финансовый интерес в сделке, стороной которого является наниматель, генеральный директор должен сообщить о своей заинтересованности Совету директоров.
Генеральный директор считается имеющим личный финансовый интерес, если кто-либо из его ближайших родственников является стороной по сделке.
Из ст. 175 Гражданского кодекса Республики Беларусь следует, что если полномочия на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законодательстве либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения.
Статьей 182 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что иск о признании оспоримой сделки недействительной или о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
В период с 12 по 16 февраля 2002 года ревизионной комиссией истца была произведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности общества за 2001 год. В акте проверки отражен вопрос о реализации здания и оборудования в г.Добруше.
18.02.2002 года в адрес генерального директора Иванова И.И. председателем Совета директоров было направлено письмо N 20000/110, в котором он просил предоставить объяснение по акту проверки ревизионной комиссией финансово-хозяйственной деятельности, обратив особое внимание на отражение вопроса по реализации имущества.
12 марта 2002 года Советом директоров истца было установлено, что генеральным директором Ивановым И.И. допущено нарушение выполнения решения Совета директоров в части правильности оформления сделки по продаже СТО в г.Добруше, в частности, не представлены документы Совету директоров (протокол N 9, пункты 7, 7.3).
Общим годовым собранием акционеров истца, состоявшимся 25.03.2002 года, утверждены годовой отчет и баланс истца, акт ревизионной комиссии (протокол N 10, пункты 1.1, 2.1).
В предоставленных представителями истца в заседание суда для обозрения подлинных главных книгах за 2001, 2002 годы; оборотных ведомостях по счету 01 за 2001, 2002 годы отражен факт реализации в 2001 году имущества в филиале г.Добруша (счет 01 "Основные средства", счет 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", счет 79/4 "Внутрихозяйственный расчет по филиалу в г.Добруше").
С исковым заявлением истец обратился в суд 30.05.2003 года.
Из вышеизложенного следует, что с момента, когда истец должен был узнать об обстоятельствах, являющихся для признания сделки недействительной, прошло более года.
Статьей 200 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, требования истца удовлетворению не подлежат в связи с пропуском установленного ст. 182 Гражданского кодекса Республики Беларусь срока исковой давности.
Доводы истца судом во внимание не принимаются ввиду их несоответствия имеющимся в деле письменным доказательствам.
Руководствуясь ст. 182 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст.ст. 108, 150, 161, 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд
решил:
В иске отказать.
|