Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Хозяйственного суда Брестской области от 14.04.2004 "Структурное подразделение юридического лица не обладает правоспособностью юридического лица, а следовательно, не может быть стороной по сделке, поэтому суд признает договор подряда, заключенный структурным подразделением, ничтожным"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Хозяйственный суд Брестской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора в интересах общественного объединения "Б" к республиканскому унитарному производственному предприятию "И" о признании недействительным договора подряда. В заседании представитель истца и прокуратуры требования поддержали, ходатайствуя об изменении заявленного предмета иска на требование об установлении факта ничтожности договора по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика исковые требования признал полностью.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, прокуратуры по существу спора, хозяйственный суд



установил:



Между РУПП "И" и ОО "Б" 11.09.2002 г. был заключен договор. Согласно условиям договора РУПП "И" приняло обязательство изготовить мебель, а районная организация ОО "Б" принять и оплатить продукцию.

В исковом заявлении указано, что согласно решению исполкома ОО "Б" поставлена на учет без образования юридического лица.

В связи с тем, что по смыслу ст. 45 ГК Республики Беларусь иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности может лишь юридическое лицо, то ОО "Б", не наделенная правоспособностью, не имела права на заключение договора аренды. Исходя из этого, заявлено требование об установлении факта ничтожности сделки на основании ч. 1 ст. 167, 169 ГК Республики Беларусь.

Ответчик возражений по существу иска не представил, указав в отзыве на исковое заявление, что при заключении договора не сомневался в том, что ОО "Б" является юридическим лицом.

Оценив доказательства по делу, хозяйственный суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.

В соответствии со ст. 45 ГК Республики Беларусь юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 49 ГК, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 49 ГК в предусмотренных законодательством случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Как следует из статьи 51 ГК филиал (представительство) является обособленным подразделением юридического лица, создаваемым с целью защиты и представительства интересов юридического лица, не выполняющим функций иных, кроме указанных данным юридическим лицом. В этой связи руководитель филиала (представительства) действует только на основании доверенности, выдаваемой юридическим лицом, при этом он является не органом, а представителем юридического лица. В случае отсутствия выраженных в доверенности полномочий указанный руководитель является работником юридического лица.

Согласно пунктам 1.5 устава, ОО "Б" является юридическим лицом, может от своего имени приобретать имущественные права, нести обязанности, выступать истцом, ответчиком, третьим лицом; по решению Совета вправе создавать свои организационные структуры. Пунктом 4.8 устава установлено, что председатель ОО "Б" выдает доверенности председателям областных, районных (городских) организационных структур на представление интересов своей организации во всех государственных, общественных и других учреждениях и организациях, включая судебные органы.

В соответствии со ст. 154 ГК сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделка представляет собой единство четырех элементов: субъектов - лиц, участвующих в сделке, субъективной стороны - единства воли и волеизъявления, формы и содержания. Порок любого или нескольких элементов сделки приводит к ее недействительности.

В судебном заседании установлено, что ОО "Б" является структурным подразделением, праводееспособностью юридического лица не обладает, а следовательно, не могло быть стороной по сделке. Эти обстоятельства подтверждаются решением исполкома.

В соответствии со ст. 169 ГК Республики Беларусь сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Правоспособность может устанавливаться либо публичной волей (законом), либо частной волей самого юридического лица (учредительными документами). Однако независимо от вида правоспособности совершение сделки в нарушение правоспособности, установленной законом, влечет за собой ничтожность сделки (ст. 169 ГК РБ), то есть имеет место явное нарушение воли государства, заключенной в законе.

В период заключения сделки ОО "Б" действовало только на основании устава, доверенность председателю ОО не выдавалась, положение об ОО отсутствовало.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о ничтожности договора.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом принимались меры к установлению обстоятельств действий Ивановой И.И. в интересах ОО "Б" на основании доверенности или иных документов. Однако ответчиком не представлены суду какие-либо доказательства, подтверждающие полномочия председателя ОО на заключение сделки.

Отсутствие одобрения заключенной сделки и дополнительных соглашений к ней со стороны ОО "Б" подтверждается заявлениями в прокуратуру.

В соответствии со ст. 108 ХПК Республики Беларусь государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в сумме 190000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 153, 160 ХПК Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 12.03.2003 г. N 9 "О совершенствовании хозяйственного судопроизводства", хозяйственный суд



решил:



Иск удовлетворить, установить факт ничтожности договора









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList