Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Частного торгового унитарного предприятия "А" к районному исполнительному комитету о признании недействительным акта ненормативного характера - решения от 11.07.2003 г. N 0202,
установил:
Истцом заявлен иск о признании недействительным решения районного исполнительного комитета от 11.07.2003 года N 0202 "Об отмене решения Полоцкого районного исполнительного комитета от 26.06.2000 г. N 160 "Об установлении границ земельного участка Новополоцкого производственно-коммерческого частного предприятия "А" под базу отдыха в д. С.", как не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы истца.
В обоснование заявленного иска истец указал, что земельный участок был предоставлен НПКЧП "А" под базу отдыха в д. С. в соответствии с нормами действующего законодательства: в частности в соответствии со статьей 523 Гражданского кодекса Республики Беларусь, статьями 36 абз. 8, 62 ч. 1, 41 ч. 8 Лесного кодекса Республики Беларусь, абзацем 5 ч. 3 статьи 25 Кодекса Республики Беларусь о земле.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Ответчик в заседание суда не явился. В заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По договору купли-продажи N 01200 от 15.05.2000 г. производственно-коммерческое частное предприятие "А" приобрело у Общества с ограниченной ответственностью - строительная фирма "Б" строения на базе отдыха в д. С.: дом / здание деревянное рубленное и шесть домиков польских на фундаменте. Факт передачи строений подтверждается актом N 1 приема-передачи от 06.06.2000 г., товарно-транспортной накладной N 075431 от 06.06.2000 г.
Решением районного исполнительного комитета от 26.06.2000 г. N 160 утверждены материалы установления в натуре границ земельного участка производственно-коммерческого частного предприятия "А" под базу отдыха в дер. Семенец и данный земельный участок предоставлен истцу в постоянное пользование. На основании указанного решения истцу был выдан государственный акт о предоставлении в постоянное пользование земельного участка общей площадью 1,2551 га для использования под базу отдыха в дер. С.
Решением от 11.07.2003 г. N 0202 районный исполнительный комитет отменил принятое им решение от 26.06.2000 г. N 160 "Об установлении границ земельного участка производственно-коммерческого частного предприятия "А" под базу отдыха в д. С.". Основанием для отмены решения явился протест прокурора области, в котором указано на нарушение райисполкомом при принятии решения статьи 25 Кодекса Республики Беларусь о земле, статьи 27 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также статей 75, 77 Водного кодекса Республики Беларусь.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору продажи недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу части 3 статьи 523 Гражданского кодекса Республики Беларусь продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законодательством или договором.
Аналогичная норма содержится в статье 55 Кодекса Республики Беларусь "О земле" - при переходе права собственности на строение или сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком (его частью). Размер земельного участка (его части) определяется в установленном порядке с учетом целей, для которых использовались эти строения и сооружения.
В соответствии с абзацем 5 части третьей статьи 25 Кодекса Республики Беларусь "О земле" районные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки всех категорий, в том числе сельскохозяйственных земель независимо от уровня их кадастровой оценки и режима лесопользования, для строительства школ, больниц, культурно-бытовых учреждений, культовых сооружений и др. нужд.
Поскольку истцу земельный участок был предоставлен под базу отдыха, то есть для культурно-бытовых (оздоровительных) целей, то ссылку на абзац третий статьи 25, касающийся предоставления служебных земельных наделов и предоставления земель лесного фонда для сельскохозяйственных нужд, суд считает необоснованной.
Порядок предоставления земельных участков в период принятия райисполкомом решения N 160 от 26.06.2000 г. был определен Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 05.06.1991 г. N 844-ХI, пунктом 10 которого установлено, что предоставление земельных участков для строительства школ, больниц, культурно-бытовых учреждений и др. объектов, связанных с обслуживанием населения, производится по решениям районных Советов народных депутатов из земель всех категорий независимо от уровня кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий и режима лесопользования.
Статьей 43 Лесного кодекса Республики Беларусь в редакции от 21.06.1979 г., действовавшей на момент принятия решения райисполкомом и определяющей виды лесопользований, установлено, что одним из видов лесопользования является пользование лесом в культурно-оздоровительных целях. Аналогичная норма содержится и в статье 36 Лесного кодекса Республики Беларусь в редакции от 14.07.2000 г., согласно которой одним из видов лесопользования определено пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, рекреационных и (или) спортивных целях.
В силу статей 47, 80 Лесного кодекса Республики Беларусь в редакции от 21.06.1979 г. порядок выдачи разрешений на размещение в лесах и на землях лесного фонда, не покрытых лесом, туристских лагерей, баз отдыха и других подобных объектов с возведением строений некапитального типа, а также порядок пользования лесом в культурно-оздоровительных целях, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
На момент принятия райисполкомом решения N 160 от 26.06.2000 г. действовало указанное выше Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 05.06.1991 г. N 844-ХI, в соответствии с которым и был предоставлен участок истцу.
Аналогичная норма содержится и в Лесном кодексе Республики Беларусь в редакции от 14.07.2000 г., согласно части 1 статьи 62 которого, предоставление участков лесного фонда для осуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях осуществляется в соответствии с частью восьмой статьи 41 настоящего Кодекса, то есть на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемого по представлению юридического лица, ведущего лесное хозяйство.
Как следует из материалов дела, истец приобрел строения на базе отдыха в д. С. на основании договора купли-продажи. Цель использования строений и сооружений при этом не изменилась. Земельный участок был предоставлен истцу по его представлению районным исполнительным комитетом под базу отдыха, то есть для использования в культурно-оздоровительных целях, что не противоречит указанному выше законодательству и принято районным исполнительным комитетом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий. Размещение базы отдыха на данном земельном участке было согласовано в установленном вышеуказанным Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков порядке, что подтверждается имеющимися в деле документами.
Ссылка ответчика на нарушение при принятии решения о выделении истцу земельного участка статьи 27 Лесного кодекса Республики Беларусь, согласно которой изъятие и предоставление (передача) земельных участков, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению - Правительством Республики Беларусь, необоснованна, так как статья 27 Лесного кодекса в данной редакции принята 14.07.2000 г. Ранее действовавший Лесной кодекс Республики Беларусь аналогичной нормы не содержал. Лесной кодекс Республики Беларусь в редакции от 14.07.2000 г. вступил в силу после официального опубликования 29.07.2000 г., то есть после принятия решения райисполкомом. В соответствии со статьей 67 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном акте или в акте о введении его в действие прями предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Поскольку указанные условия отсутствуют, следовательно, положения Лесного кодекса Республики Беларусь в редакции от 14.07.2000 г. обратной силы не имеют.
В соответствии со статьями 75, 77 Водного кодекса Республики Беларусь для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны.
В водоохранной зоне рек и водоемов устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности. Прибрежные зоны являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности.
Порядок установления размеров и границ водоохранных и прибрежных полос и режим ведения в них хозяйственной деятельности определяются положением, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.1989 г. N 189 утверждено Положение о водоохранных полосах (зонах) водоемов Белорусской ССР, во исполнение которого Витебским областным исполнительным комитетом решением от 12.02.1998 г. N 40 утверждены воодоохранные полосы (зоны) водоемов и малых рек.
Указанные акты законодательства не содержат запрета осуществления хозяйственной деятельности в указанных зонах, а устанавливают ограниченный, специальный режим такой хозяйственной деятельности. Размещение базы отдыха на данном земельном участке было согласовано в установленном порядке, что подтверждается имеющимися в деле документами. Как следует из плана земельного участка озера Заозерье, представленного Дочерним унитарным предприятием "П", дела по установлению границ землепользования, составленного Белорусским картографо-геодезическим объединением, утвержденного Государственным предприятием "Инспекция по качеству топографо-геодезических работ", база отдыха расположена частично в водоохранной зоне озера Заозерье, в прибрежной полосе зданий и сооружений у истца нет. Находящиеся в водоохранной полосе сооружения приобретены истцом по договору купли-продажи. С перечнем ограничений в использовании земель в водоохранных зонах водоемов истец ознакомлен. Нарушений специального режима пользования установлено не было.
Из изложенного следует, что действующее законодательство при принятии решения о предоставлении ЧТУП "А" земельного участка под базу отдыха нарушено не было, следовательно, основания для отмены решения райисполкома и лишения ЧТУП "А" права пользования предоставленным ему земельным участком отсутствовали.
В соответствии со статьей 108 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по госпошлине суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 108, 150, 153, 160, 161 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд
решил:
Признать недействительным с момента принятия решение районного исполнительного комитета от 11.07.2003 г. N 0202 "Об отмене решения Полоцкого районного исполнительного комитета от 26.06.2000 г. N 160 "Об установлении границ земельного участка производственно-коммерческого частного предприятия "А" под базу отдыха в д. С.".
Взыскать с районного исполнительного комитета в пользу Частного торгового унитарного предприятия "А" 190000 рублей в возмещение расходов по госпошлине.
Выдать приказ.
Решение вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании, может быть обжаловано в порядке надзора.
|