Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 11.02.2005 N 4 "Об утверждении Правил по охране труда для театров и концертных залов"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница

Стр. 2


Страницы: | Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 |



228. В складе декораций должны оборудоваться специальные перегородки - прясла из труб с натянутой на всю высоту помещения сеткой. Размеры отсеков в плане не должны быть менее 2,5 х 2,5 м.

229. Декорации (стенка, перегородки и тому подобное) должны храниться в отсеках прислоненными к пряслам в вертикальном положении.

230. Ширина проходов между рядами прясел должна быть не менее 2,5 м.



Раздел VI

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕРХНЕМУ ОБОРУДОВАНИЮ



Глава 24

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕНИЧЕСКИМ ПОДЪЕМАМ



231. Сценические подъемы должны обеспечивать безопасный подъем, спуск и остановку груза (декораций, оборудования) в заданном положении.

232. В сценических подъемах должно обеспечиваться равномерное натяжение всех канатов.

233. Стальные канаты, подвески штанг, софитов и так далее при электромеханическом приводе должны быть рассчитаны на растяжение и иметь 9-кратный запас прочности против разрывного усилия каната в целом.

234. Наименьший допускаемый диаметр блока (барабана), огибаемого канатом, должен превышать диаметр стального каната при наличии электропривода в 30 раз, а при ручном приводе - в 18 раз.

235. Пеньковые несмоляные канаты следует рассчитывать на растяжение, считая полное (без вычета пустот) сечение каната по наружному диаметру. При этом условное напряжение материала не должно превосходить 10 МПа. Применение хлопчатобумажных и пеньковых смоляных канатов не допускается.

236. Диаметры барабанов и блоков, огибаемых пеньковым канатом, должны быть не менее 10-кратного диаметра каната в подъемах с ручным приводом. В сценических подъемах с электроприводом применение пеньковых канатов не допускается.

Прикрепление стальных канатов к штангам сценических подъемов, противовесам и траверсам или конструкциям подвеса следует производить путем устройства петли с коушем. Длина заплетки конца каната должна быть не менее 25 диаметров каната, считая от места схода каната с коуша. Допускается устройство петли с помощью не менее трех хомутов, плотно стянутых болтов.

237. Направляющие для движения противовесов или траверсы сценических подъемов должны быть металлическими и иметь жесткую конструкцию. Рабочая часть поверхности направляющих должна быть хорошо зачищена, не иметь заусенцев. Окрашивать рабочую поверхность направляющих не допускается.

238. Направляющие должны быть ограждены на всю высоту от пола трюма или от места установки нижних тяговых блоков (при полиспастной системе подъемов) до первой рабочей галереи предохранительной сеткой из металлической проволоки диаметром не менее 1,2 мм с ячейками не более 20 х 20 мм. В трюме ограждения должны иметь смотровые дверцы.

При устройстве в трюме эвакуационного коридора вдоль боковых стен предохранительное ограждение направляющих должно быть глухим, с несгораемыми смотровыми дверками. Степень огнестойкости ограждения дверок должна быть не менее 1 часа.

239. Каркас ограждения выше планшета должен быть рассчитан на горизонтальную нагрузку от прислоненных декораций в 0,4 Н/кв.м поверхности ограждения с коэффициентом перегрузки 1,4. Зазор между конструкциями ограждения и деталями движущегося противовеса должен быть не менее 30 мм.

240. Все блоки сценических подъемов должны иметь предохранительные приспособления, исключающие возможность защемления каната и его выпадения из ручья блока.

241. Крепежные болты блоков должны быть снабжены пружинными шайбами, контргайками и другими деталями, предупреждающими самопроизвольное отвинчивание гаек, а также косыми шайбами при установке блоков на швеллерные балки. Замок приспособления для подвески декораций (сценический карабин, промоскатон) должен открываться вовнутрь и иметь предохранительную гайку.

242. Грузы противовесов должны соединяться между собой с помощью впадин и выступов. Зазор между противовесами соседних подъемов должен быть не менее 30 мм.

243. Механические приводы (лебедки) грузоподъемных сценических устройств должны иметь неразмыкаемую кинематическую связь от вала двигателя до барабана и иметь аварийный ручной привод.

244. Электроприводы (лебедки) сценических подъемов должны иметь электромагнитные остановочные тормоза замкнутого типа, автоматически размыкающиеся при включении привода, и быть снабжены двойной системой независимо от действующих концевых выключателей (рабочий и аварийный). Аварийный выключатель должен непосредственно отключать питание двигателя, если при переходе допустимого положения не сработал рабочий выключатель.

245. Ручной аварийный привод должен быть электрически сблокирован с электроприводом. Переход на работу ручным аварийным приводом не должен создавать возможности самопроизвольного, свободного движения сценических подъемов.

246. Ручные лебедки сценических подъемов должны иметь грузоупорные тормоза, автоматически действующие в обе или в одну сторону вращения. Кроме того, лебедки должны быть снабжены остановочными тормозами двухстороннего действия колодочного или ленточного типа.

247. При ширине сцены, эстрады больше ее высоты беспротивовесные сценические подъемы оборудуются приводом с одним тяговым канатом, перемещающим траверсу с ловителем в жестких металлических направляющих. При этом ловитель должен при обрыве тягового троса обеспечивать аварийную остановку сценического подъема с полной нагрузкой.

248. При высоте сцены, эстрады больше ее ширины беспротивовесные сценические подъемы оборудуются приводом, лебедка которого имеет многоканатный барабан, на который непосредственно наматываются грузовые канаты. При этом лебедка должна иметь две независимо действующие тормозные системы и жесткую кинематическую связь от оси барабана до оси конечных выключателей.

249. Все переключающие механизмы в лебедках устраиваются таким образом, чтобы исключить их самопроизвольное переключение или расцепление.

250. В электроприводах грузоподъемных устройств все зубчатые колеса должны быть стальными. В ручных лебедках допускаются чугунные зубчатые колеса.

251. При установке полиспастных декорационных подъемов под противовесами должны быть устроены защитные козырьки с амортизаторами, предохраняющие людей и оборудование от случайного падения отдельных деталей. В качестве амортизатора может использоваться песок слоем не менее 10 см.

252. Барабаны лебедок сценических подъемов должны быть с ребордами и иметь винтовую нарезку с глубиной канавки не менее 0,5 диаметра каната. Верхний и нижний концы канатов должны закрепляться с двух сторон у реборд барабана, каждый не менее чем двумя прижимами. Прижимы должны крепиться не менее чем двумя болтами каждый через пружинную шайбу. На барабане обязательно наличие для каждого конца каната не менее 1,5 запасных витков, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

253. Все открытые вращающиеся части электролебедок (валы, зубчатые колеса, выступающие части шпонок) должны быть закрыты прочными и удобными металлическими ограждениями, не мешающими обслуживанию частей лебедок (смазке, ремонту и прочему обслуживанию).

254. Во избежание удара противовеса об упоры (в крайних верхних и нижних положениях) необходимо устанавливать амортизационные устройства, поглощающие часть живой силы при ударе (пружины, листовая резина).

255. Грузоподъемность декорационных и индивидуальных подъемов (брутто) не должна быть более 500 кг.



Глава 25

ДЕКОРАЦИОННЫЕ ПОДЪЕМЫ



256. Ручной привод декорационных подъемов следует применять при грузоподъемности не более 3 кН; свыше 3 кН привод должен быть электрическим или гидравлическим. При наличии специальных технологических требований допускается устройство ограниченного количества декорационных подъемов грузоподъемностью 5 кН с ручным приводом.

257. Расстояние между осями направляющих декорационных подъемов должно быть не менее 200 мм.

258. Скорость движения декорационных подъемов с электроприводом должна плавно регулироваться в пределах от 0,1 до 1,5 м/сек. В драматических театрах и концертных залах регулировка скорости может быть ступенчатой.

259. Штанги декорационных подъемов (металлические или деревянные) подвешиваются не менее чем на трех грузовых канатах. Подвеска штанги на пеньковых и хлопчатобумажных канатах запрещается.

260. Деревянные штанги декорационных подъемов должны изготовляться клееными, не менее чем из трех брусьев с вертикальным расположением слоев. Каждый брус склеивается "на ус" из отдельных частей высушенного и подобранного без сучков и других дефектов соснового дерева. Стыки должны быть прочными и располагаться в разбежку рядом с местами подвеса штанги к грузовым канатам.

261. Деревянные штанги должны иметь предохранительные стальные канаты. Канат прокладывается в специальном углублении снизу бруса по всей его длине и крепится к нему скобами. Концы канатов крепятся к торцевым частям штанги. Прочность штанги должна обеспечивать сосредоточенную нагрузку в 100 кг, приложенную в середину пролета между точками подвесов. Штанга должна быть оклеена по всей длине бинтом из холста или бязи.

262. Металлическая штанга изготовляется из цельной части трубы либо сваривается из нескольких частей. На месте стыка должен устанавливаться внутренний ниппель длиной не менее 200 мм. Стыки отрезков труб должны располагаться в точках подвески штанги к канатам или близко от них.

263. Металлическая штанга декорационного подъема с торцов заделывается деревянными бобышками, которые должны вставляться внутрь штанги и крепиться к ней металлическими шпильками.

264. Штанга декорационного подъема должна подвешиваться к канатам через регулируемые (винтовые или фрикционные) стяжки при помощи металлических хомутов, плотно охватывающих штангу по всему периметру поперечного сечения.



Глава 26

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОДЪЕМЫ



265. Блоки для канатов индивидуальных подъемов должны монтироваться: одноручьевые вертикальные - непосредственно на колосниковой решетке; многоручьевые - на специальных металлических балках, расположенных параллельно боковым стенкам сцены, эстрады.

266. Расположение стационарных блоков индивидуальных подъемов на колосниках осуществляется в шахматном порядке равномерно над всей площадью игровой площадки. Установка временных блоков индивидуальных подъемов разрешается только по согласованию с ответственным за исправное состояние механического оборудования сцены и инженером по охране труда.

267. Блоки индивидуальных подъемов должны быть металлическими.

268. Лебедки индивидуальных подъемов должны устанавливаться прочно, чтобы во время работы была обеспечена их полная устойчивость от опрокидывания, подъема или смещения с места.

269. Конструкция приводных рукояток у лебедок индивидуальных подъемов должна быть такой, чтобы спуск груза мог производиться только путем вращения рукоятки в обратную сторону. Применение лебедок, позволяющих спуск груза при неподвижной рукоятке, не допускается.

270. Рукоятки лебедок индивидуальных подъемов прочно закрепляются на ведущем валу. Двойные рукоятки насаживаются под углом 120 град. или 180 град. по отношению друг к другу. Ручка приводной рукоятки делается подвижной (на стержень ручки надевается свободно вращающаяся втулка).

271. Усилие, прилагаемое к рукоятке, лебедке при подъеме наибольшего груза, не должно превышать 150 кН на одного работника.

272. Ручные лебедки необходимо устанавливать так, чтобы ось ведущего вала с рукояткой располагалась на высоте от 0,7 до 1 м от пола.

273. Канаты, навиваемые на барабаны ручных лебедок, должны иметь четкие, хорошо видимые знаки (марки), определяющие места остановок, а также особый знак, показывающий крайнее верхнее положение груза.

274. Знак устанавливается с таким расчетом, чтобы поднимаемый груз доходил до верхних конструкций не ближе чем на 0,5 м.

275. Скорость движения индивидуальных подъемов с электроприводами должна быть не более 0,3 м/сек.



Глава 27

АНТРАКТНЫЙ ЗАНАВЕС



276. Антрактный занавес может быть раздвижного, подъемно-опускного, подъемно-раздвижного типа с электроприводом или ручным приводом. Стальной тяговый канат антрактного раздвижного занавеса должен иметь 4,5-кратный запас прочности.

277. Конструкция подвеса и привод подъема подъемно-опускного и подъемно-раздвижного занавеса должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к декорационным подъемам.

278. Скорость движения полотнищ раздвижного и подъемно-опускного занавеса должна плавно регулироваться в пределах от 0,1 до 1,5 м/сек.

279. Электропривод движения занавеса должен оборудоваться конечными выключателями для отключения при достижении полотнищами занавеса крайних рабочих положений.

280. Для предохранения занавеса и дороги от раскачивания следует подъемно-опускной занавес оборудовать двумя направляющими из стальной проволоки, натянутой между колосниками и планшетом для скольжения по ним специальных втулок, установленных на верхней и нижней штангах, подъемно-раздвижной занавес оборудовать двумя жесткими направляющими для фиксации дорог в верхнем рабочем положении.

281. Конструкция циркульного антрактно-раздвижного занавеса должна обеспечивать правильное и равномерное наматывание каната, несущего полотнища, на барабан в один слой.

282. Движение полотнищ занавеса должно осуществляться по специальной роликовой дороге криволинейной формы. Конструкция дороги и барабанов должна исключать возможность соскакивания каната, несущего полотнища, с барабанов и выпадения его из роликов.

283. Для обслуживания и смазки роликов по периметру дороги должен устраиваться мостик шириной не менее 0,6 м с ограждением высотой не менее 1,1 м или дорога должна быть опускной.

284. Дорога циркульного занавеса должна размещаться так, чтобы при движении тросов и полотнищ занавеса исключалась возможность соприкосновения их со строительными частями здания и оборудования.

285. Привод циркульного занавеса должен устанавливаться на специальных площадках, обеспечивающих свободный доступ к барабанам. Площадки должны иметь ограждения высотой не менее 1,1 м.

286. Парные ролики, удерживающие трос с полотнищами, должны устанавливаться на дороге только сверху. Крепление оси, роликов и других деталей должно исключать возможность их падения и разъединения.

287. Управление электроприводом антрактно-раздвижного и подъемно-опускного занавеса должно осуществляться с пульта помощника режиссера.

288. Электропривод раздвижения занавеса должен иметь аварийный ручной привод с блокировкой. При работе ручным приводом блокировка должна отключать электропривод.



Глава 28

СОФИТНЫЕ ПОДЪЕМНО-ОПУСКНЫЕ ФЕРМЫ



289. Софитные подъемно-опускные фермы должны обеспечивать возможность надежного крепления театральных прожекторов, светильников и защиту их от механических повреждений.

290. Ширина ограждения софитной фермы должна быть такой, чтобы установленная осветительная аппаратура не выступала за ее габариты.

291. Перегружать софитную ферму более расчетной массы монтируемого оборудования не допускается.

292. Подвеска софитной фермы должна осуществляться на двух рядах канатов и не менее чем по два каната в ряду.

293. Скорость движения софита не должна превышать 0,25 м/сек.

294. Подвес софитной фермы следует производить на стальных канатах через винтовые стяжки. При многоканатном подвесе софитных ферм расчетную нагрузку, приходящуюся на каждый канат, следует принимать с коэффициентом 1,3, учитывающим неравномерность распределения нагрузки.

295. Канаты подвеса софитных ферм, проходящие через переходные мостики, должны иметь защиту от механических повреждений.



Глава 29

ПОДЪЕМНО-ОПУСКНЫЕ ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ МОСТИКИ (СОФИТЫ-МОСТЫ)



296. Конструкция подъемно-опускного осветительного мостика должна обеспечивать прочность при приложении полезной вертикальной равномерно-распределенной нагрузки 0,8 кН/кв.м по поверхности настила с коэффициентом перегрузки 1,3 и действительной нагрузки от оборудования.

297. В рабочем положении подъемно-опускной мостик должен передвигаться в металлических направляющих, прикрепленных к переходным консольным мостикам или к боковым рабочим галереям.

298. Двери подъемно-опускного мостика и двери переходных консольных мостиков должны иметь специальные автоматические замки, которые отпираются только при нахождении пола переходного консольного мостика и пола подъемно-опускного мостика на одном уровне (точность остановки +/-50 мм). Двери должны иметь электрическую блокировку, не позволяющую движение подъемно-опускного мостика с открытыми дверями.

299. Замки дверей должны иметь ручки с наружной и внутренней стороны.

300. Скорость движения подъемно-опускного мостика не должна превышать 0,25 м/сек.



Глава 30

МЯГКИЙ ГОРИЗОНТ И ПАНОРАМА



301. Передвижной мягкий горизонт может быть одно- и двухсменным и иметь соответственно один или два привода. Конструкция привода горизонта или панорамы должна обеспечивать правильное и равномерное наматывание каната, несущего холст, на барабан в один слой, не допускать соскакивания каната с холстом с блоков или барабанов. Электропривод горизонта или панорамы должен быть снабжен конечными выключателями.

302. Движение холста горизонта должно осуществляться по специальной дороге, подвешиваемой к колосниковому настилу и рабочим галереям.

303. Расстояние от полотнищ мягкого горизонта до выступающих частей конструкций рабочих галерей должно быть не менее 250 мм.

304. Скорость движения холста горизонта с электроприводом должна быть не более 0,5 м/сек.

305. Электропривод горизонта должен иметь аварийный ручной привод с блокировкой. При работе ручным приводом блокировка должна отключать электропривод.

306. Приводы горизонта должны устанавливать на специальных площадках в уровне рабочей галереи или на колосниковом настиле. При этом должен быть обеспечен свободный доступ к барабанам и механизму привода.

307. Парные ролики, удерживающие канаты с холстом, устанавливаются на дороге только сверху. Крепление осей роликов на направляющих дороги должно быть прочным и исключать возможность самопроизвольного разъединения и падения осей или блоков.

308. Конструкция роликовой дороги и ее подвесок должна обеспечивать возможность регулировки дороги по высоте, удобного обслуживания и смазки роликов со специального мостика шириной не менее 0,5 м с ограждением высотою не менее 0,8 м, устраиваемого по периметру дороги. Переходные мостики не должны создавать разрывов как в дороге горизонта, так и в холсте горизонта; устройство откидных клапанов в горизонте не допускается.

309. Движение холста передвижной панорамы должно осуществляться при помощи ручного или электрического привода с плавным регулированием скорости по специальной дороге. Подвеска дороги и панорамы должна осуществляться в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к декорационным подъемам. Скорость движения холста панорамы при электроприводе должна быть не более 0,75 м/сек.

310. Для опускания скатки холста панорамы или горизонта следует под ним устраивать в планшете сцены открывающийся люк с переносным ограждением.

311. Привод панорамы устанавливают на особых площадках со свободным доступом к барабану и механизму.

312. В рабочем положении дорога должна быть закреплена расчалками против раскачиваний. Вертикальное перемещение дороги должно быть исключено надежным стопорением подъемного механизма. Жесткое крепление концов дороги панорамы к несущим конструкциям сцены не допускается.

313. Посадка барабана на вал должна быть надежной, исключающей самопроизвольное разъединение деталей.

314. При устройстве сквозных панорамных валов, проходящих от рабочих галерей до планшета, верхняя опора и приводной механизм должны монтироваться на самостоятельной конструкции, непосредственно связанной либо с конструкцией планшета сцены, либо несущими конструкциями рабочих галерей (балки, консоли). Установка и крепление верха панорамных валов и их механизмов только к настилу пола, ограждениям, поручням рабочих галерей не допускается.



Глава 31

ПОРТАЛЬНЫЕ КУЛИСЫ



315. Каркас кулисы, опирающийся ходовыми колесами на дорогу, уложенную под планшетом, должен иметь дополнительно верхние горизонтальные ролики для движения по направляющим кулисы от смещения из вертикальной плоскости.

Подвесные кулисы должны иметь по нижней кромке направляющий нож, входящий в окантованную металлом щель планшета.

316. Конструкция кулисы должна обеспечивать прочность при приложении вертикальной равномерно-распределенной нагрузки на настил балкона осветительного оборудования, равный 0,8 кН/кв.м с коэффициентом перегрузки, равным 1,3.

317. Балконы кулис должны иметь ограждения высотой не менее 1,1 м и бортовую доску высотой 0,15 м от настила. Ограждения должны обеспечивать прочность при приложении горизонтальной нагрузки 0,1 кН/кв.м длины ограждения с коэффициентом перегрузки 1,2.

318. Передвижение кулис допускается непосредственно вручную или при помощи ручного привода, устанавливаемого в габаритах кулис. Рукоятки ручного привода должны быть съемными.

319. На нижних или верхних направляющих должны быть установлены ограничители хода кулис. Ходовые колеса портальных кулис должны иметь реборды либо перемещаться в желобчатой дороге.

320. Прочность каркаса кулисы должна быть проверена на горизонтальную силу, равную 10% от полного веса кулисы, приложенную в середине ее высоты.

321. Стойки каркаса следует проверять на гибкость. Величина приведенной гибкости стоек должна быть равной или меньше 120.

322. Высота расположения настила нижнего балкона от планшета сцены должна быть не менее 3,2 м. Настилы всех последующих балконов должны располагаться на расстоянии не менее 2 м от нижележащих.

323. Лестницы портальных кулис, начиная от уровня первого балкона и до верха каркаса, должны иметь вертикальные ограждения в виде дуг, отстоящих по высоте на 800 мм друг от друга.

Ширина дуг принимается по ширине лестниц, глубина дуг не должна быть менее 700 мм и не более 800 мм. Дуги между собой должны соединяться вертикальными элементами из полосовой стали.

324. Расстояние между ступенями лестниц должно быть не более 300 мм. Диаметр прутков, применяемых для ступеней, не должен быть менее 16 мм.



Глава 32

ПЕРЕДВИЖНЫЕ ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ РАМЫ



325. Передвижные осветительные рамы оборудуются ручным или электрическим приводом.

Металлические дороги для передвижения рам должны монтироваться на несущих конструкциях нижней (осветительной) галереи.

326. При электроприводе скорость движения рамы должна быть не более 0,3 м/сек.

327. Передвижные осветительные рамы должны оборудоваться выдвижными (телескопическими) и приставными лестницами.

328. На высоте более трех метров лестницы рам должны иметь ограждения, аналогичные ограждениям портальных кулис.



Глава 33

ПОЛЕТНЫЕ УСТРОЙСТВА



329. Полетные устройства должны быть с жесткой дорогой в виде направляющих. Направляющие жесткой дороги должны неподвижно крепиться к колосникам.

330. Скорость подъема и передвижения кареток полетного устройства при полетах людей по горизонтали не должна превышать 2,0 м/сек, а по вертикали - 1,0 м/сек.

Приводы лебедок полетных устройств должны быть ручными, иметь два барабана раздельно для управления горизонтальным движением и подъемом объекта, с обязательным устройством на барабане подъема тормоза двустороннего действия.

331. В полетных устройствах допускаются только стальные канаты крестовой свивки.

332. Запас прочности стальных канатов полетных устройств должен быть не менее: для подъема людей - 14-кратного, для подъема груза - 9-кратного.

333. Каретки полетного устройства и полиспастный блок должны надежно и бесшумно передвигаться и иметь устройства от выпадения или заедания тяговых и подъемных канатов.

334. Ходовые колеса кареток и все блоки подъемного устройства должны изготовляться из металла. Использовать для полетов неметаллические ролики запрещается.

335. Дороги для движения кареток должны иметь ограничители крайних положений.

336. Каретки полетных устройств должны иметь не менее четырех ходовых колес.

337. Места установки привода должны оборудоваться сигнализацией и связью с помощником режиссера.

338. Рукоятки лебедок привода для подъема и передвижения должны иметь запорные приспособления, не допускающие самопроизвольного действия. Усилие на приводной рукоятке ручного привода не должно превышать 150 кН.

339. Крепление предохранительного пояса или люльки к ходовой каретке должно быть осуществлено при помощи стального каната. Пояса должны изготавливаться только по мерке артиста, занятого в полете, и испытываться в установленном порядке.

Пояс на артисте должен застегиваться не только на уровне талии, но и на уровне груди близко к подмышечному уровню.



Раздел VII

ТРЕБОВАНИЯ К НИЖНЕМУ ОБОРУДОВАНИЮ



Глава 34

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕНИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВАМ ПЛАНШЕТА



340. Конструкция встроенных сценических устройств планшета (круги, передвижные площадки, шторы, платформы, люки-провалы, подъемно-опускные площадки, крышки сейфа, крышки трансформирующихся рамп, пластины транспортеров и тому подобные) должна обеспечивать прочность при приложении полезной вертикальной равномерно распределенной нагрузки по площадке настила 5 кН/кв.м с коэффициентом перегрузки 1,3 и горизонтальную нагрузку из расчета 0,3 кН/кв.м с коэффициентом перегрузки 1,4.

341. Для сценических устройств, имеющих трюм, прочность конструкции должна обеспечивать приложение дополнительной полезной вертикальной равномерно распределенной нагрузки 0,1 кН/кв.м по площади настила трюма с коэффициентом перегрузки 1,3.

342. Мощность привода встроенных и "накладных" устройств планшета должна обеспечивать их движение (подъем, перемещение, вращение) при полезной вертикальной равномерно распределенной нагрузке в 1 кН/кв.м площади их настила с коэффициентом перегрузки 1,3, при наличии трюма - дополнительной нагрузке в 0,5 кН/кв.м с коэффициентом перегрузки 1,3.

343. Проходы должны быть не менее, м:

на планшете между стеной и кромкой круга, кольца подъемно-опускной площадки, противопожарным занавесом - 0,8;

на планшете сцены между мягкой декорацией и кромкой круга, кольца подъемно-опускной площадкой - 0,6;

на планшете сцены между торцевыми кромками транспортера и стеной - 1,5;

в трюме между выступающими частями движущихся и неподвижных конструкций - 0,7;

высота от пола игрового трюма до выступающих конструкций - 1,9.

344. Зазоры между настилами движущихся устройств и планшетом сцены не должны быть больше 10 мм.



Глава 35

КРУГ, КРУГ С КОЛЬЦОМ



345. Стационарные круги сцен, эстрад могут быть врезными, врезными с подвесным вращающимся трюмом (поддоном), барабанными с подъемными площадками с врезными эксцентриками.

Конструкция привода круга, кольца не должна допускать пробуксовки каната или ведущих колес.

346. Пространство, в котором находится круг с подвесным трюмом или барабанный, должно иметь ограждение высотой не менее 1,2 м, охватывающее круг по всему периметру.

Подвесной трюм и игровой трюм барабанного круга должны иметь сплошное сетчатое ограждение по всему периметру круга.

347. Двери входа и выхода из барабанного круга и круга с подвесным трюмом (поддоном), а также двери наружного ограждения должны быть сблокированы с электроприводом вращения. При открытых дверях круг не должен вращаться.

348. Расстояние между выступающими частями вращающего барабанного круга и круга с поддоном и полом трюма под ними должно быть не менее 0,5 м.

349. Натяжение тягового каната должно осуществляться при помощи противовеса. Применение винтового натяжного устройства не допускается.

350. Запас прочности приводного каната против его разрывного усилия должен быть не менее 4,5-кратного.

351. Окружная скорость круга (на его периферии) не должна превышать 1 м/сек. Регулирование скорости должно быть плавным или ступенчатым.

352. Круги врезного типа без поддонов при использовании люков-провалов должны иметь блокировку, исключающую вращение круга.

353. Электролебедка вращающего круга должна быть установлена в трюме в специальном изолированном помещении. При отсутствии специального помещения электропривод допускается ограждать сетчатой конструкцией с дверью, запирающейся на замок. Ключи от помещения должны находиться у дежурного механика или дежурного электрика.

354. Электропривод круга, кольца должен снабжаться ручным аварийным приводом. Механизм отключения и съемная рукоятка должны иметь электрическую блокировку, не допускающую работу электропривода при надетой рукоятке ручного привода.

355. Электропривод круга, кольца рекомендуется снабжать следящим устройством за вращением круга. Прибор-указатель монтируется на пульте помощника режиссера или специальном пульте.

356. Кольцевые токоприемники должны иметь глухое ограждение со смотровыми дверцами.

357. Управление вращением круга, кольца должно производиться с пульта помощника режиссера или со специального пульта. На пульте управления круга должна быть кнопка "стоп" для аварийной остановки круга, кольца.

358. Для снижения уровня шума опорные катки кругов, кроме барабанного, должны иметь бандажи из твердой резины.



Глава 36

ПЕРЕДВИЖНЫЕ ПЛОЩАДКИ (ФУРКИ)



359. Конструкция фурки должна обеспечивать равномерное распределение нагрузки на все опоры (ходовые ролики).

Основные конструктивные элементы фурок должны рассчитываться по фактической нагрузке, но не менее 2 кН/кв.м площади фурки с коэффициентом перегрузки 1,3. Горизонтальную нагрузку следует принимать не менее 0,3 кН/кв.м с коэффициентом перегрузки 1,4.

360. Стационарные врезные фурки могут устраиваться передвигающимися как параллельно, так и перпендикулярно по отношению к портальной стене.

361. Размеры фурок, размещаемых на арьерсцене, в карманах и на планшете сцены, должны быть такими, чтобы обеспечить между ними и неподвижными конструкциями проход шириной не менее 0,8 м.

Планшет сцены, эстрады, оборудованный врезными фурками, должен иметь выравнивающие площадки. В полу карманов и арьерсцены выравнивающих площадок допускается не устраивать при наличии съемных ограждений мест установки фурок.

362. Фурки могут быть цельными и составными. Фурки больших размеров можно оборудовать вращающимися кругами и кольцами.

363. Фурки должны иметь специальные приспособления для надежного соединения между собой, а также иметь приспособления, гарантирующие от самопроизвольного движения.

364. При движении фурок по направляющим последние должны прочно крепиться к планшету. Зазоры и неровности в стыках не допускаются.

365. Ходовые ролики фурок должны крепиться к фуркам так, чтобы при любом развороте не выходить за габариты фурки и в то же время обеспечить ее устойчивость от опрокидывания при односторонней нагрузке.

366. Фурки могут быть без привода, а также с приводом от ручной или электрической лебедки. Мощность привода определяется исходя из полезной нагрузки 1 кН/кв.м с коэффициентом перегрузки 1,3.

Скорость при движении от электрического привода должна быть не более 1 м/сек, в том числе:

в оперно-балетных театрах и театрах музыкальной комедии - плавно регулируемая в пределах 0,05 - 0,75 м/сек;

во всех прочих театрах - постоянная не более 0,5 м/сек.

367. Запас прочности тягового каната против разрывного усилия должен быть не менее 4,5.

368. Фурки с электроприводом должны быть снабжены двойной системой независимо от действующих конечных выключателей: аварийный выключатель должен автоматически останавливать фурку при переходе границ рабочих положений более чем на 200 мм. Рабочий выключатель должен автоматически останавливать фурку в ее рабочем положении. Барабан электропривода должен иметь жесткую кинематическую связь с конечным выключателем.

Электроприводы фурок должны иметь электромагнитные остановочные тормоза замкнутого типа.

369. Управление электроприводов фурок должно осуществляться с пульта помощника режиссера или со специального пульта. На пульте управления должна быть кнопка "Стоп" для аварийной остановки фурок.



Глава 37

ПОДЪЕМНО-ОПУСКНЫЕ ПЛОЩАДКИ



370. Подъемно-опускные площадки планшета и барабанного круга должны перемещаться в жестких вертикальных направляющих и, как правило, оборудоваться поднимающимся трюмом. В верхнем положении площадки пол трюма должен находиться на одном уровне с планшетом сцены, эстрады или круга.

371. Подъемно-опускные площадки типа ножницы устанавливаются без вертикальных направляющих и без поднимающегося трюма.

372. Подъемно-опускные площадки с поднимающимся трюмом по контуру должны оборудоваться контактными или дистанционно-действующими датчиками ("плавающие рейки", пневматические, светооптические и другие), которые при соприкосновении с ними или пересечении зоны их действия посторонним телом (ноги людей, различные предметы) должны разрывать цепь управления и немедленно останавливать площадку.

373. Допускается эксплуатация подъемно-опускных площадок без устройства блокировки при условии, что во время подъема и опускания устанавливается временное ограждение, включается звуковая и световая сигнализация.

374. Подъемно-опускные площадки без поднимающегося трюма оборудуются на глубину игрового трюма со всех сторон постоянными ограждениями, которые должны при подъеме, опускании или установке площадок в промежуточные положения исключать возможность случайного попадания под данную или соседнюю площадку людей или предметов оформления.

Место установки площадок в игровом трюме должно быть отделено от пространства трюма перильным ограждением высотой 1,2 м.

375. При наличии нескольких подъемно-опускных площадок в оркестровой яме ограждения устанавливаются на смежных сторонах площадок. Стороны площадок, примыкающие к стенам оркестровой ямы, допускается устраивать без ограждения.

376. Если по постановочным требованиям в спектакле, на концерте, репетиции подъемно-опускные площадки с поднимающимся трюмом требуется устанавливать в промежуточное положение (при подъеме) или опустить и при этом в планшете сцены, эстрады образуется проем, то в этом случае необходимо устройство временных ограждений, исключающих случайное падение людей в образовавшиеся проемы. В качестве ограждений допускается использовать элементы декораций спектакля, концерта.

377. Ускорение при движении подъемно-опускных площадок не должно превышать 1 м/кв.сек.

378. Привод подъемно-опускных площадок может быть электромеханическим или гидравлическим (плунжерный или с гидродвигателем). Электропривод площадки должен иметь электромагнитный остановочный тормоз замкнутого типа и устройство, следящее за положением площадки во время движения. Электропривод должен иметь жесткую кинематическую связь с конечными выключателями.

379. Приводные механизмы подъемно-опускных площадок должны обеспечивать остановку в любом заданном положении.

Подъемные механизмы с гидроприводом должны иметь устройство, предохраняющее площадку от самопроизвольного опускания.

380. Площадки с канатным приводом должны иметь приспособления, обеспечивающие равномерность натяжения всех канатов.

381. Подъемно-опускные площадки с электроприводом должны быть снабжены двойной системой независимо от действующих конечных выключателей. Аварийный выключатель должен автоматически останавливать площадку при переходе допустимых положений.

382. Все движущиеся детали подъемно-опускных площадок в пределах игрового трюма должны иметь ограждения, препятствующие случайному прикосновению к ним во время подъема или опускания.

383. Высота направляющих подъемно-опускной площадки должна быть такова, чтобы за пределом верхнего рабочего положения имелась возможность свободного хода площадки на высоту не менее 100 мм. За пределами нижнего рабочего положения должно оставаться свободное пространство не менее 1 м от выступающих деталей трюма площадки до пола трюма сцены или барабанного трюма.

384. При установке подъемно-опускной площадки в рабочее положение должна быть исключена любая возможность самопроизвольного движения площадки вниз.

385. Двери проемов, служащих для входа оркестрантов в оркестровую яму, должны быть снабжены автоматическими замками, запирающими двери прежде, чем подъемный пол отойдет от уровня входа на 50 мм. Автоматический замок должен быть устроен и установлен так, чтобы его отпирание было невозможно, если пол находится не на уровне входа. Кроме того, на дверях необходимо иметь электрические блок-контакты, препятствующие движению пола при открытых дверях.

386. При движении пола оркестровой ямы на выходных дверях и в помещении оркестра должно зажигаться световое табло, предупреждающее о движении.

387. Подъемно-опускной пол в оркестровой яме с навесным козырьком использовать для подъема людей не допускается.

Подъем людей в оркестровой яме разрешается только при условии, что стенки оркестровой ямы гладкие и не имеют выступов.

388. Управление подъемно-опускными площадками должно осуществляться с пульта управления, устанавливаемого на планшете сцены, эстрады, в трюме или специальном помещении с хорошим обзором всех площадок.

Схемы управления подъемно-опускными площадками должны обеспечивать как индивидуальный, так и групповой подъем площадок, иметь световую сигнализацию и аварийные кнопки "Стоп" в непосредственной близости от площадок.



Глава 38

ЛЮКИ-ПРОВАЛЫ



389. Проемы в планшете сцены, эстрады для люков-провалов, предназначенных для подъема и опускания людей, должны быть размером не менее 0,7 х 0,7 м.

390. Люки-провалы могут быть с электроприводом или с ручным приводом и должны иметь жесткие направляющие. При электроприводе должен устраиваться аварийный ручной привод. Платформа должна быть подвешена не менее чем на двух тяговых канатах.

391. Скорость подъема и опускания люка-провала при ручном приводе определяется возможностями ручного привода, а при электроприводе она не должна быть более 0,75 м/сек.

392. Запас прочности грузовых и тяговых канатов должен быть не менее 9-кратного.

393. Ручной привод люка-провала должен иметь грузоупорный тормоз, а барабаны - винтовые ручьи для наматывания канатов.

394. Затворы шторок люка-провала должны иметь крепления, исключающие возможность их самопроизвольного открывания.

395. Люки-провалы должны снабжаться блокировкой, обеспечивающей подъем платформы только при полностью открытых шторах, а закрытие шторок - только при достижении платформой крайнего нижнего положения.

396. Независимо от наличия тормозов платформа люка-провала должна иметь устройство, надежно запирающее ее в верхнем положении.



Глава 39

СЕЙФЫ



397. Стационарные сейфы оборудуются штанговыми подъемниками с электроприводом грузоподъемностью до 5 кН.

398. Конструкция подвеса штанги и схема работы подъемника с электроприводом должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к сценическим подъемам.

399. Сейфы со штанговыми подъемниками должны оборудоваться двумя видами полок: широкими - не менее 1,0 м и узкими - не более 0,7 м. Широкие полки по высоте располагаются не менее чем через 1,9 м, обеспечивая проход человека, узкие - в промежутке между широкими с расстоянием не менее 0,6 м.

400. Ширина прохода между двумя рядами широких полок или одним рядом широких полок и стеной должна быть не менее 0,8 м.

401. При глубине стационарного сейфа более 3,5 м должна быть оборудована подъемная площадка с электроприводом или на каждом ярусе между широких полок устроены откидные крышки, перекрывающие сейф.

402. Конструкция кассетного сейфа и подъемно-опускной площадки должна обеспечивать прочность при приложении полезной вертикальной равномерно распределенной нагрузки по площади полок или площадки 2 кН/кв.м с коэффициентом перегрузки 1,3.

403. Конструкция настила полок стационарного сейфа должна обеспечивать прочность при приложении полезной вертикальной равномерно распределенной нагрузки по площади полок 3 кН/кв.м с коэффициентом перегрузки 1,3.

404. Тросовую подвеску площадки, противовеса или кассет следует осуществлять не менее чем на четырех канатах. Грузовые и тяговые канаты должны иметь 9-кратный запас прочности.

405. Устройства ловителей и регуляторов скорости для подъемной площадки и кассетного сейфа при тросовой системе привода не требуется.

406. Кирпичные или бетонные стенки сейфа, примыкающие к полкам, для избежания передачи сырости от стен хранимым декорациям должны облицовываться деревянными досками, положенными на рейки.

407. Полки сейфа должны устраиваться с наклоном к стене не более 10 град.

408. Скатки декораций хранятся в несколько рядов пирамидой. Полки сейфа для предотвращения падения скаток должны оборудоваться пристяжными ремнями.

409. Управление электроприводом подъемной площадки допускается только из одного места - с подъемной площадки, а управление электроприводом кассетного подъемника и подъемника штангового типа - с планшета сцены. Движение должно сопровождаться звуковой и световой сигнализацией.

410. Входные двери в помещение сейфа должны иметь электрическую блокировку, не позволяющую движение кассеты при открытых входных дверях.

411. Все движущиеся части выжимного сейфа должны иметь ограждения.

412. Выжимные сейфы должны передвигаться в жестких направляющих. Между нижним положением сейфа и полом помещения должно оставаться расстояние не менее 0,5 м.

413. Подъемная площадка сейфа должна иметь кабину-навес для защиты работающих от возможного падения на них декораций.



Глава 40

ПОСТАНОВОЧНЫЕ ТРАНСПОРТЕРЫ



414. Стационарные постановочные транспортеры должны выполняться из отдельных звеньев (пластин), соединенных в бесконечную ленту. Настил пластин должен быть деревянным и находиться на одном уровне с планшетом сцены, эстрады.

415. Каждая пластина должна снабжаться не менее чем двумя парами опорных роликов, передвигающимися по жестким направляющим, расположенным под планшетом. Электропривод стационарных транспортеров должен обеспечивать реверсивное движение.

Скорость движения должна плавно регулироваться и не превышать 1,0 м/сек.

416. Управление движением транспортеров должно осуществляться с пульта помощника режиссера или со специального пульта.

На пульте управления должна быть кнопка "Стоп" для аварийной остановки транспортеров. Кнопкой "Стоп" должны оборудоваться приводная станция и места загрузки транспортеров.

417. Все движущиеся части привода транспортеров должны иметь ограждения, исключающие случайные прикосновения к ним.



Глава 41

ТРАНСФОРМИРУЮЩАЯ РАМПА



418. Трансформирующая рампа оборудуется по краю авансцены в щели планшета. Размеры щели должны быть такими, чтобы в убранном и рабочем положении расстояние от поверхности светильников, прожекторов до строительных конструкций, крышки было не менее 50 мм.

419. Каркас крышки рампы выполняется металлическим, с покрытием деревянным настилом. Крышка рампы должна открываться и закрываться без перекосов.

420. Все деревянные детали внутри рампы должны быть обиты кровельным железом по слою листового асбеста толщиной не менее 5 мм.

421. Механизм привода трансформирующейся рампы должен иметь свободный доступ для обслуживания.

422. Крышка рампы в закрытом положении должна находиться на одном уровне с планшетом.

423. Механизм рампы должен иметь блокировку, которая при достижении рампой крайних положений автоматически его отключает.



Глава 42

ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ ПОДЪЕМНИКИ



424. Телескопические подъемники для осветительных приборов постановочного освещения должны устанавливаться так, чтобы они не мешали работе декорационных подъемов или других постановочных устройств.

425. Подъемники как на уровне планшета, так и в пространстве игрового трюма не должны загромождать проходы и препятствовать доступу к другим сценическим механизмам и устройствам.

426. В рабочем положении расстояние между осветительными приборами, смонтированными на телескопических подъемниках, и декорациями или одеждой сцены должно быть не менее 0,5 м.

427. Телескопические подъемники должны иметь надежную фиксацию выдвинутой конструкции в рабочем положении.

428. При установке телескопических подъемников в трюме их конструкция должна обеспечивать (как в рабочем, так и в убранном состоянии) закрытие проема в планшете сцены.

429. Пульт управления телескопического подъемника должен находиться в месте хорошего обзора игровой площадки.

430. Эксплуатация подъемников осуществляется в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации подъемников, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 июня 2004 г. N 78 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 121, 8/11265).



Раздел VIII

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СЦЕН, ЭСТРАД



Глава 43

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ



431. Приказом по театру из числа инженерно-технических работников должно быть назначено лицо, ответственное за исправное состояние механического оборудования сцены, эстрады.

432. Ответственность за исправное состояние механического оборудования сцены, эстрады может быть возложено только на одно лицо.

433. Лицо, ответственное за исправное состояние механического оборудования сцены, должно знать устройство сценического оборудования, настоящие правила, эксплуатационные документы сценического оборудования.

434. Лицо, ответственное за исправное состояние механического оборудования сцены, эстрады, обязано обеспечить:

содержание сценических механизмов в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов в сроки, установленные эксплуатирующей организацией (технической службой театра), систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра лебедок, тормозов, тросов и других механизмов;

обслуживание и ремонт грузоподъемных механизмов обученными и аттестованными работниками, имеющими необходимые знания и достаточные навыки по выполнению работ, прошедшими инструктаж, ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда;

обслуживающий персонал инструкциями по охране труда и выполнение содержащихся в них указаний по безопасному обслуживанию сценических механизмов;

своевременное проведение испытаний сценических механизмов;

хранение паспортов и технической документации на сценические механизмы, а также ведение документации по охране труда;

своевременное расследование аварий и несчастных случаев на производстве, связанных с работой сценических механизмов.

435. При выявлении неисправностей в сценических механизмах лицо, ответственное за его исправное состояние, должно принять меры к их устранению.

Не должна допускаться работа сценических механизмов до устранения:

ослабления креплений в стыках металлоконструкций или деталей механизмов;

неисправности механизмов или при недопустимом износе их деталей, канатов, стяжек и других;

неисправности концевых выключателей, сигнальных приборов, тормозов и тому подобного оборудования.

436. Сценические механизмы не должны допускаться к эксплуатации без испытаний, предусмотренных настоящими Правилами или эксплуатационными документами организаций-изготовителей.

437. Приказом по театру, концертному залу из числа руководящих работников постановочной части назначается лицо, ответственное за безопасное производство работ на сцене по перемещению декораций и людей сценическими механизмами.

438. Лицо, ответственное за безопасное производство работ на сцене по перемещению декораций и людей сценическими механизмами, должно иметь понятие об устройстве сценических механизмов и знать: правила подвески декораций, грузоподъемность сценических механизмов, назначение приборов управления, сигнализацию, нормы браковки канатов; правильные способы подвески грузов; порядок производства работ при проведении спектакля, инструкции по охране труда для машинистов сцены.

439. Лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению декораций и людей сценическими механизмами, выполняет предписания лица, ответственного за исправное состояние механического оборудования.

440. Лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению декораций и людей сценическими механизмами, обязано:

организовать ведение работ в соответствии с монтировочными листами и паспортом спектакля;

постоянно контролировать выполнение машинистами сцен инструкций по охране труда;

не допускать перегрузки сценических механизмов;

непосредственно руководить работой по подъему и перемещению декораций двумя или несколькими сценическими подъемами;

ставить вопрос о наказании машинистов сцены и других работников, виновных в нарушении инструкций по охране труда.

441. При авариях и несчастных случаях лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению декораций и людей сценическими механизмами, должно немедленно принять меры по оказанию пострадавшим доврачебной помощи и поставить в известность руководителя театра или другое должностное лицо, а также обеспечить сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.



Глава 44

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ



442. При загрузке рамы противовеса или стержня отпускать груз до фиксации его в пазах нижележащего груза не допускается.

443. При загрузке или разгрузке рамы противовеса становиться на борта ограждений запрещается.

444. Загрузка противовесов должна производиться машинистами сцены под руководством ответственного за безопасное производство работ на сцене по команде режиссера (помощника режиссера).

445. Все механизмы сценических подъемов подвергаются осмотрам и испытаниям:

после установки перед пуском в работу;

ежегодно перед открытием сезона;

при перестановке на другое место, ремонте и замене ответственных узлов и деталей (станины, креплений, зубчатых передач, тормозов, каната и других).

446. Испытания сценических подъемов проводятся:

статические - путем подвешивания на 15 минут груза, массой превышающего номинальную грузоподъемность сценического подъема на 25%;

динамические - путем подъема из нижнего положения в верхнее груза, массой превышающего номинальную грузоподъемность сценического подъема на 10%, и проверкой надежности действия тормозов при опускании груза.

При этом запас торможения должен быть не менее 2,5-кратного.

447. Перед подъемом или спуском декораций противовес уравновешивается с таким расчетом, чтобы вес загруженной штанги был легче противовеса. Освобождать штангу от подвешенного оформления до разгрузки противовеса не допускается.

448. Поднимать и опускать груз ручными декорационными подъемами разрешается только с рабочей галереи.

449. Для безопасного подъема и спуска крупногабаритных декораций необходимо соседние подъемы отводить с помощью веревок. Веревки должны крепиться к специальным приспособлениям на ограждениях рабочих галерей.

450. При подъеме и спуске декорационных подъемов необходимо следить, чтобы штанги или декорации, висящие на них, не раскачивались и не задевали веревку, переходные мостики, софиты, декорации на планшете сцены.

451. При управлении декорационными подъемами машинисты сцены должны следить за равномерным натяжением всех канатов. В случае опускания штанги на планшет сцены, когда произошло ослабление натяжения канатов, производить подъем штанги без предварительной проверки тросовой системы не допускается.

452. При подъеме одной декорации несколькими индивидуальными подъемами их количество следует определять исходя из суммарной грузоподъемности лебедок с учетом коэффициента: при двух лебедках - 0,7, при трех и более - 0,5. Натяжение канатов должно быть равномерным. При подъеме и спуске перекос декораций не допускается. Для этого включение и выключение электролебедки должно быть одновременным. При возникновении неисправности, хотя бы в одном индивидуальном подъеме, подъем или спуск груза нужно немедленно остановить.

453. При использовании индивидуального подъема для подъема одной декорации на двух и более подвесах должны применяться канаты строго выверенной длины для каждой точки крепления.

454. Изменение направлений изгиба каната индивидуального подъема должно осуществляться при помощи установки на колосниках дополнительного блока.

455. При подвеске оформления спектакля, концерта к индивидуальным подъемам необходимо присутствие на колосниковой площадке машиниста сцены, который обязан следить за правильной укладкой тросов в ручьи блоков индивидуальных подъемов. Поправлять трос под нагрузкой при подъеме и спуске декораций и перекидывать веревки и тросы через бруски колосниковой площадки не допускается.

456. Вход технического персонала на подъемно-опускной осветительский мостик разрешается только с одного уровня переходных консольных мостиков галерей.

457. При обслуживании и производстве ремонтных работ оставлять на софитных фермах лампы, светофильтры, инструмент запрещается.

458. Проводить обслуживание и ремонтные работы в период репетиций, спектакля, концертов запрещается.

459. Во время движения софита-моста световая аппаратура не должна выступать за габариты конструкции моста.

460. Доступ на софит-мост разрешается только обученным работникам. Количество работников, одновременно находящихся на мостике, не должно превышать более двух человек.

461. Перед рабочим пуском противопожарного занавеса необходимо убедиться, что на пути занавеса нет декораций или предметов, мешающих движению.

462. На планшете сцены должна быть четко обозначена краской проекция противопожарного занавеса - красная линия. Размещать декорации и предметы оформления спектакля на красной линии не допускается.

463. Во время опускания или подъема противопожарного занавеса находиться под занавесом запрещается.

464. Пуск противопожарного занавеса из машинного помещения, где установлена лебедка, при нормальной эксплуатации не допускается.

465. Пуск лебедки противопожарного занавеса из машинного помещения разрешается только в процессе наладки механизмов с обязательным присутствием на сцене работника, поддерживающего связь с помещением лебедки.

466. Использовать противопожарный занавес не по назначению запрещается.

467. После окончания монтажных работ, перед открытием театрального сезона следует произвести опробование работы противопожарного занавеса.

468. Обслуживание и ремонт механизмов противопожарного занавеса проводятся только под руководством ответственного за исправное состояние механического оборудования сцены.

469. Во время подъема или спуска площадок с людьми в трюме должен находиться машинист сцены, эстрады, который при аварийных ситуациях, возникших в трюме, немедленно прекратит подъем или спуск площадок.

470. Артисты, которые будут находиться на сцене, эстраде во время работы подъемно-спусковых устройств, должны быть предварительно проинструктированы. При этом следует указать время подъема или спуска площадок по ходу спектакля, концерта, обозначить границы используемых площадок, показать место нахождения людей. С артистами, которые будут непосредственно подниматься или опускаться, ответственный за работу механизмов должен лично провести несколько подъемов и опусканий.

471. Перед началом акта, в котором используются люки-провалы, их границы на планшете отмечаются мелом в четырех точках. Артисты, занятые в этом акте, обязательно предупреждаются помощником режиссера о моменте открытия люков машинистом сцены.

472. Перед началом спектакля необходимо проверить исправность каждого люка, осмотреть и прочистить его. Перед актом, в котором люк применяется, необходимо еще раз проверить его работу.

473. К работе с люками-провалами допускаются лишь специально обученные работники художественно-постановочной части, прошедшие инструктаж по охране труда.

474. Ответственный за работу на сцене практически показывает актеру, как он должен вести себя на сцене при работе люка-провала.

475. Управление вращением круга, кольца должно осуществляться только помощником режиссера или по его команде дежурным машинистом сцены.

476. Перед началом спектакля или во время антракта круг, кольцо необходимо прокрутить, при этом все работники, находящиеся на сцене в этот момент, должны быть предупреждены о прокрутке круга, кольца.

477. Декорации, установленные на вращающемся круге, кольце, подъемно-опускных площадках, фурках, должны прочно прикрепляться к настилу, не должны выступать за их границы и соприкасаться во время движения с подвешенными декорациями.

478. Перед открытием рампы необходимо проверить отсутствие на щитах людей, деталей оформления и других оставленных предметов.

479. Включение привода механизма рампы, находящегося в открытом положении, когда внутри рампы установлена переносная светотехническая аппаратура, запрещается.

480. Перед пуском антрактного занавеса необходимо освободить путь движения полотнищ занавеса от декораций, мебели и тому подобного.

481. В случае заедания кареток или других поломок электропривод антрактного занавеса, панорам, горизонта должен быть немедленно отключен.

482. Использовать полотнище антрактного занавеса для подвески декорационного оформления не допускается.

483. При движении холста горизонта и панорам машинист сцены обязан следить, чтобы он не цеплялся за декорации и другие предметы, находящиеся на сцене.

484. Работа дымовых люков должна регулярно проверяться. В зимний период необходимо следить, чтобы кромки по периметру клапанов не смерзались.

485. При работе на передвижной осветительской раме электроосветители должны пользоваться предохранительными поясами.

486. Закладные рейки щелей планшета сцены перед передвижением портальных кулис должны выниматься, а после их установки по марке немедленно закладываться.



Глава 45

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЛЕТНЫХ УСТРОЙСТВ



487. Перед проведением полета ответственный за безопасное производство работ на сцене проверяет: снабжена ли полетная люлька или пояс артиста направляющим шнуром; наличие шнура на сцене; находится ли на месте работник, сопровождающий полет; отодвинута ли в конечном пункте полета мягкая кулиса: находится ли на месте работник, отводящий кулису; надежно ли прикреплен артист к люльке или поясу.

488. Подвесные декорации, расположенные в непосредственной близости от дороги полета, должны быть освобождены от декораций.

489. Для предупреждения самопроизвольных поворотов люлек полетных устройств к ним предварительно привязываются отводные шнуры или веревки.

490. Актеры допускаются к полетам только после получения письменного заключения врача, разрешающего участвовать в полетах, а также после прохождения предварительных тренировок в репетиционных условиях. Перед каждым полетом ответственный за безопасное производство работ проводит с актерами целевой инструктаж по охране труда с соответствующей записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

491. Проверка и испытание полетных устройств производятся каждый раз до начала работы. После проверки устройства допуск к нему посторонних лиц запрещается.

492. При смене канатов, ремонте механизмов или при увеличении рабочих нагрузок следует производить внеочередные испытания полетных устройств.

493. Полетные устройства подвергаются статическим и динамическим испытаниям:

при статическом испытании груз массой на 25% больше расчетного подвешивается к каретке, перемещается на середину дороги и удерживается в таком положении не менее 15 минут;

при динамическом испытании груз массой на 10% больше расчетного поднимается не менее 5 раз от нижнего до верхнего положения с одновременным горизонтальным перемещением каретки по всей дороге туда и обратно не менее двух раз.

494. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту полетного устройства заносятся в его технический паспорт.

495. При полетах все места остановки людей и декораций необходимо отмечать знаками (марками), надежно укрепленными на подъемном и ведущем канатах. Марки, обозначающие конечные пункты полета, должны иметь особо отличительные признаки.

496. Перед полетом должна быть проверена исправность световой сигнализации.

497. Состав работников, производящих каждый полет, должен быть по возможности одним и тем же.

498. Предохранительные пояса для полетов следует хранить в специальном шкафу, запирающемся на замок.



Глава 46

ТРЕБОВАНИЯ К КАНАТАМ



499. Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, тяговых и несущих в сценических подъемах и другом оборудовании, должны соответствовать требованиям соответствующих государственных и межгосударственных стандартов, иметь сертификат (свидетельство) организаций - изготовителей канатов и соответствовать требованиям ГОСТ 3241-91 "Канаты стальные. Технические условия", утвержденного постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 21 ноября 1991 г. N 1775. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта.

500. Пеньковые канаты, применяемые в ручных сценических механизмах, должны соответствовать ГОСТ 30055-93 "Канаты из полимерных материалов и комбинированные. Технические условия", принятому Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 20 октября 1993 г.

501. Пеньковые канаты применяются для ручных приводов сценических механизмов только после их предварительной вытяжки при помощи системы блоков и ручной монтажной лебедки.

502. Заплетка петли у пенькового каната должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок.

503. Применять пеньковые канаты в механизмах для подъема людей, а смоляные канаты в сценических механизмах запрещается.



Глава 47

ТРЕБОВАНИЯ К КАРАБИНАМ И КОЛЬЦАМ



504. Карабины и кольца должны изготавливаться из мягкой стали, на них не должно быть раковин, выбоин, ржавчины, трещин и других дефектов.

505. Карабины должны открываться только внутрь и иметь замки, гарантирующие от случайного раскрытия.

506. Кольца и карабины перед установкой необходимо испытывать двойной нагрузкой не менее 15 минут.

507. На каждом кольце или карабине ставится клеймо с обозначением допустимой максимальной нагрузки.

508. В процессе эксплуатации кольца и карабины осматриваются и освидетельствуются одновременно с осмотром всего механизма.



Раздел IX

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ



Глава 48

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ



Страницы: | Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 |




< Главная страница

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList