Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.07.2005 N 25-5/2005 "Отсутствие в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, требуемых специалистов, имеющих соответствующую медицинскую подготовку, в количестве не менее одного работника на каждую заявленную работу и услугу, расценивается как грубое нарушение лицензионных требований и условий осуществления медицинской деятельности и является основанием для принятия решения об аннулировании лицензии. При этом замена квалификационных категорий не допускается"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассмотрел в закрытом судебном заседании дело по заявлению Совместного предприятия "А" общество с ограниченной ответственностью, г.Минск к лицензирующему органу (Министерству) о признании частично недействительными ненормативных актов государственного органа,



установил:



В заявлении и дополнении к нему СП "А" ООО просит признать недействительным приказ лицензирующего органа (Министерства) от 20.05.2005 г. N 280 в части аннулирования лицензии СП "А" ООО и решение Коллегии лицензирующего органа (Министерство) от 20.05.2005 г. N 10/17 в части аннулирования лицензии СП "А" ООО на медицинскую деятельность.

Основанием заявленных требований заявитель указал следующие обстоятельства: лицензия - это специальное разрешение государства на право осуществления вида деятельности, и законодательством не предусмотрена обязанность лицензиата обращаться в лицензирующий орган для внесения изменений в лицензию в случае временного или постоянного неосуществления лицензируемого вида деятельности, как не установлено и санкций за неосуществление видов деятельности в пределах срока действия лицензии; законодательство не содержит четкого определения "соответствующей медицинской подготовки", отсутствие которой пункт 31 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 г. N 1378, относит к грубым нарушениям лицензиатом лицензионных требований; в подпункте 9.1 Положения не указано на обязанность наличия квалификационной категории именно по оказываемому виду услуг, поэтому считает достаточным врачу-кардиологу иметь квалификацию по основной специальности - терапия, а врачу психотерапевту согласно Номенклатуре медицинских специальностей, утвержденной приказом Минздрава N 104 следует иметь углубленную подготовку по специальности "психотерапия" и указанные при проверке врачи СП "А" данным требованиям соответствовали; в штате предприятия имеется один массажист, удовлетворяющий лицензионным требованиям, а аннулирование лицензии возможно при отсутствии в штате требуемых специалистов; на момент создания и регистрации СП "А" 29.05.2001 г. действовал Закон Республики Беларусь "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь", в соответствии с которым, при принятии актов законодательства, ухудшающих положение и условия для деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий, в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации таких предприятий, поэтому нормы Декрета Президента Республики Беларусь N 17 в данном случае не могут быть применены.

В судебном заседании представители СП "А" ООО заявленные требования поддержали в полном объеме.

Заявителем были заявлены ходатайства об отложении дела в связи с попыткой разрешить спор во внесудебном порядке и о приостановлении производства по делу для истребования из Конституционного суда Республики Беларусь материалов, исследованных при подготовке заключения от 20 февраля 2004 г. N З-170/2004, которые судом отклонены как необоснованные и направленные на затягивание дела.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, указав, что аннулирование лицензии СП "А" ООО произведено в соответствие с требованиями действующего законодательства. При проверке СП "А" ООО выявлено отсутствие в штате предприятия врачей, имеющих первую или высшую квалификационную категорию по психотерапии и кардиологии, из трех имеющихся в штате массажисток - две не имеют соответствующей подготовки и квалификационных категорий. Кроме того, СП не были внесены изменения в лицензию в части исключения из нее ряда не осуществляемых в течение длительного времени работ и услуг по двум заявленным адресам деятельности, что является нарушением пункта 17 Декрета Президента Республики Беларусь N 17.



Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

СП "А" ООО зарегистрировано Министерством иностранных дел Республики Беларусь 29.05.2001 г. и на основании решения от 09.07.2001 г. лицензирующего органа (Министерства) ему выдана лицензия на право осуществления медицинской деятельности за N М-1444 со сроком действия до 09.07.2006 г.

В соответствии с планом совместных проверок Комитетом государственного контроля Республики Беларусь с участием лицензирующего органа (Министерства) проведена проверка СП "А" ООО, в ходе которой выявлено ряд нарушений, в том числе, отсутствие в штате СП "А" ООО врачей, имеющих первую или высшую квалификационную категорию по психотерапии и кардиологии, из трех имеющихся в штате массажисток - две не имеют соответствующей подготовки по массажу и квалификационных категорий, предприятием не внесены изменения в лицензию на медицинскую деятельность в части исключения из нее ряда не осуществляемых более одного месяца работ и услуг по двум заявленным адресам, что в соответствии с пунктом 31 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 г. N 1378, относится к грубым нарушениям лицензиатом лицензионных требований и условий осуществления медицинской деятельности.

По результатам проверки, решением коллегии лицензирующего органа (Министерства) от 20.05.2005 г. N 10/17, реализованным приказом лицензирующего органа (Министерства) от 20.05.2005 г. N 280, совместному белорусско-американскому предприятию "А" общество с ограниченной ответственностью аннулирована лицензия на медицинскую деятельность на основании пункта 30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. N 17, за грубые нарушения лицензионных требований и условий осуществления медицинской деятельности - отсутствие в штате требуемых специалистов, имеющих соответствующую медицинскую подготовку (подпункт 9.1 и абзац пятый пункта 31 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 г. N 1378) - врачи, ответственные за осуществление работ и услуг по психотерапии и кардиологии, не имеют первой или высшей квалификационной категории по психотерапии и кардиологии, два специалиста со средним медицинским образованием, ответственные за осуществление работ и услуг по массажу, не имеют соответствующей специальной подготовки и квалификационных категорий; на основании абзаца третьего пункта 34 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. N 17, - лицензиатом в установленный месячный срок не представлены документы для внесения в лицензию изменений в части исключения не осуществляемых более одного месяца ранее заявленных работ и услуг в нарушение пункта 17 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. N 17.

В соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 г. N 1378, обязательными условиями для соискателя лицензии и лицензиата при осуществлении медицинской деятельности являются для юридического лица наличие в штате данной организации работников, имеющих высшее и (или) среднее медицинское образование, специальную подготовку, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и первую или высшую квалификационную категорию (для среднего медицинского персонала наличие квалификационной категории).

Требования пункта 9 Положения о лицензировании медицинской деятельности были признаны соответствующими Конституции Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь "О здравоохранении" заключением Конституционного Суда Республики Беларусь от 20.02.2004 г. N З-170/2004.

Как установлено при проверке, врач-психотерапевт Иванова И.И., ответственная за оказание услуг по психотерапии, не имеет первой или высшей квалификационной категории по психотерапии, врач-кардиолог Петрова П.П., ответственная за оказание услуг по кардиологии, не имеет первой или высшей квалификационной категории по кардиологии, у двух массажисток подготовка не соответствует лицензионным требованиям и условиям, обе проходили курсы по массажу в учреждениях, не имеющих лицензий на образовательную деятельность, обе не имеют квалификационной категории. Данные факты заявителем не оспариваются.

В силу пункта 30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом N 17, в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.

Грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий медицинской деятельности согласно абзацу пятому пункта 31 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановление N 1378, признается отсутствие в штате требуемых специалистов, имеющих соответствующую медицинскую подготовку.

Наличие соответствующей медицинской подготовки, исходя из пункта 9 Положения о лицензировании медицинской деятельности, подтверждается наличием высшего и (или) среднего медицинского образования, специальной подготовки, соответствующей требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, наличие первой или высшей квалификационной категории для врачей, (для среднего медицинского персонала - наличием квалификационной категории), прохождением тематического усовершенствования в объеме, установленном законодательством Республики Беларусь. Данный вывод суда подтверждается толкованием Положения Советом Министров Республики Беларусь от 20.05.2005 г. N 394.

Доводы заявителя об отсутствии в подпункте 9.1 Положения о лицензировании медицинской деятельности требований наличия специальной подготовки и первой или высшей квалификационной категории именно у работников, ответственных за лицензируемый вид, являются необоснованными и опровергаются самим подпунктом 9.1 и указанным выше толкованием Совета Министров Республики Беларусь, согласно которых в штате организации необходимо наличие не менее одного работника на каждую заявленную работу и услугу, соответствующего указанным в пункте 9 Положения требованиям, ответственного за осуществление заявленной соискателем лицензии или лицензиатом работы и услуги. Другие работники, осуществляющие работу под руководством ответственного лица, могут не иметь первой или высшей квалификационной категории, однако всем остальным требованиям должны соответствовать.

По этим же основаниям не могут быть приняты и доводы заявителя о возможности наличия квалификационной категории не по лицензируемому виду деятельности, а по основной специальности.

Кроме того, в силу подпунктов 9.1 и 9.3 Положения средний медицинский персонал лицензиата обязан иметь медицинское образование, пройти специальную подготовку, соответствующую требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, иметь квалификационную категорию, пройти тематическое усовершенствование в объеме, установленном законодательством Республики Беларусь. Два работника СП "А" ООО, оказывающие услуги по массажу, не имеют специальной подготовки и не проходили тематического усовершенствования, не имеют квалификационной категории.

При наличии таких обстоятельств суд считает, что СП "А" ООО допущено грубое нарушение требований и условий осуществления медицинской деятельности, поэтому лицензирующий орган (Министерство) имел основания для принятия решения об аннулировании выданной предприятию лицензии на медицинскую деятельность.

Ссылка заявителя на Закон Республики Беларусь "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь", в соответствии с которым, по его мнению, нормы Декрета Президента Республики Беларусь N 17 не должны применяться к предприятию с иностранными инвестициями, является необоснованной.

В соответствии со статьей 34 Закона Республики Беларусь "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" в случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после регистрации предприятия с иностранными инвестициями, ухудшают положение или условия для деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий, то к инвесторам, предприятию с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициями в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями.

Эти требования не распространяются на изменение законодательства Республики Беларусь в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны здоровья населения.

Как следует из пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. N 17, Декрет принят, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, охраны окружающей среды, поэтому положения статьи 34 Закона "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" в данном случае применению не подлежат.

Приказом лицензирующего органа (Министерства) от 20.05.2005 г. N 280 СП "А" ООО вменяется также нарушение пункта 17 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, выразившееся в том, что лицензиатом в установленный месячный срок не представлены документы для внесения в лицензию изменений в части исключения не осуществляемых более одного месяца ранее заявленных работ и услуг. Согласно справки проверки СП "А" ООО не осуществлялись работы и услуги по акупунктуре, гомеопатии, иридодиагностике и др. по адресу: ул. Т., 4 и работы и услуги по акупунктуре, анестезиологии, гинекологии, гомеопатии и др. по адресу: ул. Ф., 53.

Суд считает, что нарушения пункта 17 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности заявителем не допущено.

Пунктом 17 указанного Положения предусмотрено, что в случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном Положением.

Таких требований, как внесение изменений в лицензию в случае неосуществления более одного месяца ранее заявленных работ и услуг, как в пункте 17 Положения, так и в самой лицензии на право осуществления медицинской деятельности, не содержится.

В Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Декретом N 17, содержатся основания для аннулирования лицензии, связанные со сроком неосуществления лицензиатом лицензионной деятельности, однако этот срок равен шести месяцам.

Так, пунктом 34 данного Положения предусмотрено, что лицензия может быть аннулирована по решению лицензирующего органа в случае, если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче, то есть неосуществление лицензионной деятельности.

Отсутствие нарушений требований пункта 17 указанного Положения не влечет признание недействительным приказа лицензирующего органа (Министерства) от 20.05.2005 г. N 280 в части аннулирования лицензии СП "А" ООО на медицинскую деятельность, поскольку нарушение требований пункта 9 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 г. N 1378, является самостоятельным основанием для аннулирования лицензии на медицинскую деятельность.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.08.2000 г. N 1331, Регламентом Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.04.1997 г. N 166-А (в редакции приказа от 24.09.2002 г. N 491А), решения Коллегии Министерства здравоохранения оформляются протоколами и приводятся в жизнь приказами или постановлениями Минздрава. Исходя из этого, решение Коллегии не является ненормативным правовым актом, порождающим какие-либо права или обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, следовательно, требования заявителя о признании недействительным решения Коллегии лицензирующего органа (Министерства) от 20.05.2005 г. N 10/17 не подлежат рассмотрению в хозяйственном суде и в этой части производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 149 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по госпошлине суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 133, 190 - 193, 199, 201, 204 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд



решил:



Производство по делу о признании недействительным решения Коллегии лицензирующего органа (Министерства) от 20.05.2005 г. N 10/17 в части аннулирования лицензии СП "А" ООО, г.Минск прекратить.

Совместному белорусско-американскому предприятию "А" ООО, г.Минск в удовлетворении требований о признании недействительным приказа лицензирующего органа (Министерства) от 20.05.2005 г. N 280 в части аннулирования лицензии на осуществление медицинской деятельности отказать.

Принятые судом определением от 31.05.2005 года меры по обеспечению иска отменить.

Решение вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании, может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии со статьями 282 - 286 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList