Апелляционная коллегия хозяйственного суда Витебской области, рассмотрев апелляционную жалобу совместного белорусско-российского открытого акционерного общества "Банк "Б" на решение хозяйственного суда Витебской области от 04.08.2005 г. по делу N 160-4/2005 по иску индивидуального предпринимателя Иванова И.И. к совместному белорусско-российскому открытому акционерному обществу "Банк "Б" об установлении факта ничтожности договора,
установила:
Хозяйственный суд Витебской области решением от 04.08.2005 г. иск индивидуального предпринимателя Иванова И.И. к совместному белорусско-российскому открытому акционерному обществу "Банк "Б" г.Минск удовлетворил.
Хозяйственный суд установил факт ничтожности договора финансового лизинга N 15-Л-USD от 17 сентября 2004 г. между индивидуальным предпринимателем Ивановым И.И. и совместным белорусско-российским открытым акционерным обществом "Банк "Б" г.Минск.
Взыскал с совместного белорусско-российского открытого акционерного общества "Банк "Б" в пользу индивидуального предпринимателя Иванова И.И. 127500 рублей госпошлины.
В апелляционной жалобе ответчик поставил вопрос об отмене решения хозяйственного суда от 04.08.2005 г., ссылаясь на его незаконность вследствие неправильного применения норм материального права.
Ответчик не согласен с выводами, имеющимися в решении хозяйственного суда.
По мнению ответчика, в решении проведено неправильное разграничение лизинга на финансовый и оперативный.
Ссылаясь на нормы Положения о лизинге на территории Республики Беларусь, ответчик делает вывод о том, что указанный нормативный правовой акт прямо разрешает передавать один и тот же объект в лизинг многократно как в финансовый лизинг, так и в оперативный лизинг.
В связи с изложенным ответчик считает, что хозяйственный суд при вынесении решения нарушил нормы материального права, а именно, неправильно истолковал Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, указав в мотивировочной части решения то обстоятельство, что действующее законодательство запрещает передавать в финансовый лизинг один и тот же объект многократно, удовлетворив при этом иск индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании апелляционной коллегии представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы изложенные им в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву.
При повторном рассмотрении дела на основании апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что решение хозяйственного суда Витебской области от 04.08.2005 г. не подлежит отмене, так как является законным и обоснованным с учетом следующих обстоятельств.
Материально-правовым требованием по делу N 160-4 является установление факта ничтожности договора финансового лизинга N 15-Л-USD от 17.09.2004 г., заключенного сторонами.
Истец уточнил основания ничтожности сделки, указанные им в исковом заявлении. Истец считает, что в нарушение статьи 636 ГК Республики Беларусь ответчик не приобретал для него указанный им станок у определенного им продавца, а передал истцу в финансовый лизинг оборудование, которое было приобретено целенаправленно для другого юридического лица ЗАО "В". Данное оборудование с ведома продавца ООО "Концерн "Г" г.Москва находилось в пользовании ЗАО "В" по другому договору лизинга. В этой связи сделка между истцом и ответчиком противоречит статьям 636, 638, 641 ГК Республики Беларусь. Также истец полагает, что у ответчика отсутствует право собственности на станок, поэтому банк неправомерно заключил сделку в отношении чужого имущества.
Материалами дела подтверждены следующие обстоятельства.
Сторонами заключен договор финансового лизинга N 15-USD от 17.09.2004 г. По акту сдачи-приемки от 17.09.2004 г. в соответствии с товарной накладной N 0941843 от 17.09.2004 г. ответчик передал истцу объект лизинга - станок сетевязальный кругловязальный ССК-300-800(180). Ответчик приобрел объект лизинга по договору N 45/12 от 22.12.2003 г. по цене 24300 долларов США для передачи в лизинг ЗАО "В", с которым 17.09.2004 г. договор лизинга N 10-Л-USD от 30.12.2003 г. расторгнут, непогашенная стоимость объекта составила 20763,94 доллара США. Таким образом, договор финансового лизинга заключен на объект досрочно прекращенного договора финансового лизинга N 10-Л-USD от 30.12.2003 г.(п. 3.3 договора N 15-USD от 17.09.2004 г.).
Правоотношения по финансовому лизингу урегулированы статьями 636 - 641 ГК Республики Беларусь и Положением о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденным постановлением СМ Республики Беларусь N 1769 от 31.12.1997 г.
Согласно ст. 636 ГК Республики Беларусь по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.
В соответствии со ст. 638 ГК Республики Беларусь арендодатель, приобретая имущество для арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду определенному лицу.
В силу ст. 641 ГК Республики Беларусь арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные ГК и иными актами законодательства для покупателя, за исключением обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества.
Исходя из указанных норм договор финансового лизинга является сложной сделкой, в которой участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Данная сделка оформляется двумя договорами, а именно: основным договором финансового лизинга, согласно которому лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца, и договором купли-продажи с уведомлением продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду определенному лицу.
Положение о лизинге на территории Республики Беларусь в зависимости от условий возмещения лизингодателю лизингополучателем затрат и перехода прав собственности на объект лизинга подразделяет лизинг на финансовый и оперативный.
Финансовый лизинг - лизинг, при котором лизинговые платежи в течение договора лизинга, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75% его первоначальной (восстановительной) стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем, его возвратом или продлением договора лизинга на других условиях.
Оперативный лизинг - лизинг, при котором лизинговый платеж в течение договора лизинга возмещает лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере менее 75% его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю объект лизинга, в результате чего он может передаваться в лизинг многократно.
Как Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 636 - 641), определяющим специальные требования к условиям совершения сделки- договора финансовой аренды, так и Положением о лизинге на территории Республики Беларусь не предусмотрена возможность передачи объекта в лизинг многократно по договору финансового лизинга.
Согласно п. 6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь N 11 от 27.05.2004 г. "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок" по общему правилу, установленному ст. 169 ГК, все сделки, не соответствующие требованиям законодательства, являются ничтожными. Требования к совершению определенных сделок могут содержаться как в законодательных актах, так и в подзаконных актах. При этом эти требования могут касаться формы сделки, условий ее совершения, результат сделки может противоречить требованиям законодательства.
Поскольку сторонами заключен договор финансового лизинга без участия трех сторон: лизингодателя, лизингополучателя, продавца и соответственно без приобретения ответчиком специально для истца указанного последним объекта лизинга у определенного им продавца, правомерен вывод хозяйственного суда о несоответствии договора финансового лизинга N 15-Л-USD от 17.09.2004 г. требованиям законодательства, определяющего условия его совершения (ст. 636 - 641 ГК Республики Беларусь).
Согласно ст. 169 ГК Республики Беларусь сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна.
Доводы истца об отсутствии у ответчика права собственности на станок обоснованно не приняты хозяйственным судом в связи с их недоказанностью.
Хозяйственным судом не допущено нарушений норм процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении хозяйственным судом норм материального права апелляционной коллегией не приняты во внимание, как не подтвержденные материалами дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в законодательстве запрета на передачу в финансовый лизинг одного и того же объекта многократно апелляционной коллегией также не приняты во внимание, поскольку хозяйственным судом установлен факт ничтожности сделки, не соответствующей законодательству (ст. 169 ГК), а не сделки, совершение которой запрещено законодательством (ст. 170 ГК).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 276, 277, 279, 281 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, апелляционная коллегия
постановила:
Оставить решение хозяйственного суда Витебской области от 04.08.2005 г. по делу N 160-4/2005 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
|