Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев обращение, в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК РБ) при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой статьи 401 ГК РБ, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон.
В этой связи, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь не вправе давать разъяснения по вопросам, которые могут стать предметом конкретного судебного разбирательства, то есть заранее предопределять действия суда.
С судебным толкованием отдельных положений законодательства, касающихся договорных правоотношений при уступке требования, можно ознакомиться в постановлении Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21 апреля 2001 года N 7 "Об обзоре судебной практики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга".
Вместе с тем, в пределах предоставленной компетенции по поставленным вопросам можем пояснить следующее.
К отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества общие положения о договоре аренды, предусмотренные параграфом 1 главы 34 ГК РБ, применяются, если иное не установлено законодательством, в том числе и нормами ГК об этих договорах. В соответствии со статьей 596 ГК РБ приоритетное значение придается специальным нормам.
Переход права собственности (пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу согласно правилам пункта 1 статьи 588 ГК РБ не является основанием не только для расторжения договора аренды, но и для изменения его существенных условий.
Значит, переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу сам по себе не является основанием для внесения изменений, в том числе и в судебном порядке, в условия договора аренды, заключенного прежним собственником с арендатором, за исключением изменения в договоре сведений об арендодателе, так как в силу статьи 579 ГК РБ арендодателем по договору аренды является собственник сданного в аренду имущества, если законодательством либо самим собственником иные лица не управомочены сдавать такое имущество в аренду.
Таким образом, в связи со сменой собственника арендованного арендатором имущества прежний арендодатель перестает быть стороной по договору аренды.
Кроме того, считаем, что при перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставился ли вопрос о переоформлении договора аренды, прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду.
Управление законодательства
и международных отношений
|