Хозяйственный суд г.Минска рассмотрел материалы по иску территориального фонда государственного имущества к ответчику РУП "Б" с участием третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца - УП "В" г.Минска, на стороне ответчика - ЗАО "Г" о признании недействительной государственной регистрации права собственности ЗАО "Г" на здание по ул. А. в городе Минске.
Требования истец в судебном заседании поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика возражений по существу требования не имеет, просит суд отнести расходы по госпошлине на третье лицо.
Представитель третьего лица по существу требований возражений не имеет.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд
установил:
В настоящем деле заявлено требование о признании недействительной государственной регистрации права собственности ЗАО "Г" на здание по ул. А. в городе Минске.
Оценив доводы сторон, суд пришел к выводу о законности заявленного требования на основании следующего.
Как установлено материалами дела и пояснениями истца, 30 мая 1997 года между ООО "О" (продавец) и МП "Г" (покупатель) заключен договор купли-продажи объекта коммунальной собственности - магазина ООО "О", расположенный по адресу У. (в дальнейшем переименован в ул. А.), по цене 900000000 рублей (до деноминации).
ООО "О" приобрело объект коммунальной собственности - магазин, расположенный по У., в рамках программы приватизации на основании договора купли-продажи N 188 от 29.05.96 г. путем покупки на аукционе, проведенном Мингосимуществом 21.05.96 г. В соответствии с Условиями проведения 10-го аукциона по продаже объектов коммунальной собственности г.Минска от 19.04.96 г. (п. 1.2) продаже на аукционе подлежат действующие предприятия (структурные подразделения) торговли. Помещения встроенные и пристроенные, находящиеся на балансе ЖРЭО, сдаются в аренду сроком на 15 лет.
Из приватизационного дела N 91 на данный объект подлежали продаже основные фонды магазина - машины и оборудование оценочной стоимостью 66,56 миллионов рублей (до деноминации).
Таким образом, ООО "О" к моменту заключения договора купли-продажи от 30.05.97 г. являлось собственником магазина (машин и оборудования), расположенного по адресу: г.Минск, У., о чем получено свидетельство о праве собственности N 213 серии ПЮА.
В то же время, как пояснил представитель ЗАО "Г", предприятие приобрело у общества и магазин и объект недвижимости (помещение). Данный факт подтверждается также актом приема-сдачи объекта от 15.06.97 г., стоимостью проданного объекта в 900 млн. рублей, против 180 млн., по которой объект коммунальной собственности приобрело ООО "О". В последующем решением Мингорисполкома от 06.04.2000 г. ЗАО "Г" выделен земельный участок для эксплуатации магазина по ул. А. в соответствии с ч. 1 ст. 55 Кодекса РБ о земле в связи с переходом права собственности на строение. Этим же решением прекращено право пользования земельным участком ЖРЭО г.Минска.
Исходя из буквального толкования условий договора купли-продажи от 30.05.97 г. (продажа объекта коммунальной собственности, в то время, как магазин являлся собственностью ООО "О"), сопоставления условий друг с другом, смыслом договора в целом, а также принимая во внимание последующее поведение сторон и иных лиц, принимающих участие в сделке, суд пришел к выводу, что ООО "О" продало, а ЗАО "Г" приобрело объект коммунальной собственности - помещение, и магазин - действующее предприятие. При этом ООО "О" собственником помещения в г.Минске по У., не являлось.
В силу ст. 210 ГК, ст. 6 Закона Республики Беларусь "О собственности" правом владения, пользования и распоряжения, в том числе передачи (отчуждения) иным лицам, по своему усмотрению наделен собственник имущества. Согласно ст. 26 Закона Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" определение порядка распоряжения и управления государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности, относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов. В соответствии с п. 3.1. Временного положения о порядке и пределах распоряжения государственным имуществом, которое находится в коммунальной собственности г.Минска, утвержденного решением МингорСовета депутатов от 29.05.93 г. N 321, перечень зданий, сооружений и предприятий коммунальной собственности, подлежащих отчуждению, должен определяться решением Мингорисполкома по согласованию с соответствующими депутатскими комиссиями и утверждаться решением президиума МингорСовета депутатов.
Таким образом, договор купли-продажи от 30.05.97 г. заключен с нарушением действующего законодательства, определяющего порядок отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности.
В соответствии со ст. 169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
Постановлением апелляционной инстанции от 11 августа 2005 г. по делу N 199-16/307а установлен факт ничтожности договора купли - продажи от 30 мая 1997 г., заключенного между ООО "О" и МП "Г", с момента совершения.
При таких обстоятельствах государственную регистрацию права собственности ЗАО "Г" на здание по ул. А. в городе Минске следует признать недействительной, поскольку установлен факт ничтожности договора купли- продажи от 30 мая 1997 г., являвшегося основанием для осуществления государственной регистрации перехода права собственности.
Суд
решил:
1. Признать недействительной государственную регистрацию права собственности закрытого акционерного общества "Г" на здание по улице А., в городе Минске, проведенную РУП "Б" (ранее КУП "Б") по регистрационному удостоверению N 27508-234/70 от 2 июня 2000 года.
2. Взыскать с РУП "Б" в пользу расходы по госпошлине в размере 290000 рублей.
Выдать приказ после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано согласно ст. 267 - 270 ХПК РБ.
|