Вопрос: Принимая во внимание ранее направленное обращение о порядке отчуждения доли в праве общей собственности на здание овощехранилища, ликвидационная комиссия унитарного дочернего предприятия "В" просит особенное внимание уделить применению части второй пункта 1 статьи 253 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК), которая предусматривает, что обязательным условием проведения публичных торгов по продаже доли, как в случае, предусмотренном статьей 258 ГК, так и в иных случаях, предусмотренных законодательством, является отсутствие согласия участников долевой собственности на продажу им доли в праве общей собственности, выставляемой на торги.
Ссылаясь на данную норму ГК, индивидуальный предприниматель, являющийся одним из сособственников здания овощехранилища, заявляет о своем согласии приобрести продаваемую долю по рыночной стоимости, определенной специализированной организацией по оценке имущества, и настаивает на заключении с ним договора купли-продажи отчуждаемой доли.
Из смысла ранее указанной нормы ГК вытекает, что коль второй участник долевой собственности согласен на продажу ему же доли ликвидируемого юридического лица - должника, то публичные торги для продажи доли должника проводиться не должны, так как доля подлежит продаже участнику, согласившемуся ее приобрести.
В противном случае, считаем, второй участник может оспаривать результаты публичных торгов или требовать перевода на себя прав покупателя, чего ликвидационная комиссия допускать не должна.
Рассматриваемый вопрос имеет большое практическое значение, поскольку в хозяйственном обороте имеется множество объектов недвижимости, принадлежащих на праве долевой собственности большому количеству субъектов предпринимательской деятельности (например, такие объекты, как рынки, административные здания, торговые павильоны, квартиры, индивидуальные жилые дома и другие).
Полагаем, если выносить доли ликвидируемых лиц на публичные торги без получения отказа других сособственников от их приобретения, то это может повлечь за собой ущемление прав и законных интересов большого круга субъектов предпринимательской деятельности, которым имущество принадлежит на праве общей долевой собственности, а также вызовет их многочисленные обращения в судебные и другие компетентные инстанции.
С учетом изложенного, убедительно просим не отказать в просьбе и подготовить ответ на обращение с учетом изложенных в нем обстоятельств, что имеет определенное значение при осуществлении ликвидационной комиссией своих полномочий.
Ответ: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В очередной раз обращаем внимание, что Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь не вправе комментировать вопросы, которые являются либо могут стать предметом конкретного судебного разбирательства.
Кроме того, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь согласно правилам статьи 70 Закона Беларуси от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" не является органом, осуществляющим официальное толкование нормативных правовых актов, в связи с чем, в пределах своей компетенции считаем возможным отметить следующее.
В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 253 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) публичные торги для продажи доли в праве общей собственности при отсутствии согласия на это всех участников долевой собственности могут производиться в случаях, предусмотренных статьей 258 ГК, и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Исходя из буквального прочтения положений части второй названной статьи следует, что в законодательстве в каждом конкретном случае должно быть прямо прописано такое условие выставления доли в праве общей собственности (далее - доля должника) для продажи на публичных торгах, как отсутствие согласия всех участников общей собственности именно на ее приобретение. Например, один из таких частных случаев приведен в положениях статьи 258 ГК.
Наряду с этим, к числу иных случаев, предусмотренных законодательством, следует отнести и продажу доли должника на публичных торгах, когда такая продажа в силу норм законодательных актов осуществляется только с публичных торгов, проведение которых является обязательным независимо от того, имеется либо отсутствует согласие на это всех участников общей собственности.
В частности, нормы пункта 3 статьи 59 ГК, имеющие императивный характер, регламентируют обязанность ликвидационной комиссии осуществлять продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) для удовлетворения требований кредиторов.
Названный порядок отчуждения имущества безальтернативен, поэтому отсутствие согласия всех участников на проведение публичных торгов для продажи доли должника либо их согласие приобрести долю должника не являются основанием для применения ликвидационной комиссией иного порядка продажи имущества юридического лица, чем с публичных торгов, проводимых с соблюдением правил для исполнения судебных решений.
Основной задачей ликвидационной комиссии является максимально возможное удовлетворение требований кредиторов юридического лица в установленной законодательством очередности (статья 60 ГК, пункт 60 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года N 11).
В соответствии с ней установлены пять очередей удовлетворения требований кредиторов, из которых первые четыре являются привилегированными. Выплаты привилегированным кредиторам производятся, начиная со дня утверждения учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, промежуточного ликвидационного баланса.
Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
В соответствии с правилами ГК, в частности, унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательством.
Согласно положениям пункта 7 статьи 59 ГК и части второй пункта 61 вышеназванного Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его собственнику, учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.
Следовательно, в случае, если после полного погашения всех требований кредиторов первой - пятой очередей и произведения необходимых выплат остается имущество должника, то оно передается, как правило, его собственнику, учредителям (участникам) и распределяется между ними в порядке, предусмотренном законодательством и (или) учредительными документами этого юридического лица.
Управление законодательства
и международных отношений
|