Хозяйственный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску совместного белорусско-российского открытого акционерного общества "Банк А" г.Минск к дочернему торгово-производственному республиканскому унитарному предприятию "Б" г.Витебск об установлении факта ничтожности сделки, с участием третьих лиц: ОАО "Банк В" г.Минск; Государственное учреждения "Г",
установил:
Заявлен иск об установлении факта ничтожности сделки - договора залога от 30.10.2002 г N 0431002, по основанию, предусмотренному ст. 169 ГК РБ, как несоответствующий требованиям законодательства, а именно п. 2 ст. 316 ГК РБ, согласно которой залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Истцом указывается, что у ответчика не имелось права хозяйственного ведения на предмет залога, так как договор поставки между ответчиком и ООО "Ж" незаключен.
Представители ответчика в судебное заседание не явились.
От ответчика отзыв на иск не поступил.
Представитель истца исковые требования поддержал и просил суд установить факт ничтожности сделки - договора залога от 30.10.2002 г N 0431002, по основанию, предусмотренному ст. 169 ГК РБ, как несоответствующий требованиям законодательства, а именно п. 2 ст. 316 ГК РБ, согласно которой залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Истцом указывается, что у ответчика не имелось права хозяйственного ведения на предмет залога, так как договор поставки между ответчиком и ООО "Ж" является мнимой сделкой. Стороны не имели намерения на изготовление и поставку торговых павильонов-киосков. Намерение должностных лиц ДТПРУП "Б" состояло в хищении денежных средств.
Представитель ОАО "Банк В" считают требования необоснованными по следующим основаниям:
Истец не доказывает в соответствии с ч. 2 ст. 100 ХПК РБ факт ничтожности договора залога. Доводы истца об отсутствии второй стороны по сделке бездоказательны, поставщик - ООО "Ж" существует как юридическое лицо и ведет активную хозяйственную деятельность. Несовпадение юридического и фактического адреса является распространенным признаком деятельности многих юридических лиц и ничего не доказывает. Фактическое наличие поставленного имущества не опровергается ни истцом, ни материалами дела. Факт выполнения УЧПП "Д" работ по монтажу павильонов-киосков из материалов, предоставленных ДТПРУП "Б", только подтверждает их поступление и наличие в ДТПРУП "Б". Доводы истца о том, комплектующие к павильонам-киоскам от поставщика не поступили, неучтены и не оплачены, положенный им в основу утверждения об отсутствии у ДТПРУП "Б" права хозяйственного ведения на указанное имущество, опровергаются всеми материалами дела. Следовательно, ДТПРУГТ "Б" являлось обладателем права хозяйственного ведения на заложенное имущество и правомерно выступило его залогодателем.
Заслушав пояснения представителей истца, ОАО "Банк В" показания свидетелей, исследовав материалы дела N 178-5/2006, материалы уголовного дела N 040133280096 тома N 1 - 3, хозяйственный суд считает установленными следующие обстоятельства дела.
Согласно статьи 219 Гражданского кодекса Республики Беларусь
1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением законодательства, приобретается этим лицом.
Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.
2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на его имущество наследуется в соответствии с завещанием или законом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (статья 54).
Отчуждение имущества другому лицу помимо воли собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
3. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
В соответствии со ст. 221 Гражданского кодекса Республики Беларусь если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.
30.10.2002 г. ОАО "Банк В" и ДТПРУП "Б" заключили договор залога N 0431002 согласно которому и приложений к нему ответчик в обеспечение своевременного возврата кредита, процентов за пользование кредитом неустоек и убытков заложил ОАО "Банк В" имущество согласно описи торговые места.
Директор УП "Д" Иванов И.И., будучи допрошенным в качестве свидетеля пояснил, что торговые павильоны-киоски на объекте "М" были разработаны, изготовлены и установлены силами возглавляемого им предприятия. Договорных отношений между УП "Д" и ДТПРУП "Б" не существовало. Оплата за выполненные работы не осуществлялась. Поставка листов металла и труб в необходимом количестве производилась ДТПРУП "Б". Из объяснений Иванова И.И. данных им ранее органам следствия для изготовления павильон - киосков требовалось около 20 тонн металлопроката и 15 тонн металлических труб.
Будучи допрошенным в качестве свидетеля Петрова П.П., бывшая завскладом ДТПРУП "Б" пояснила, что на склад по указанию директора ДТРУП "Б" приходовались роллеты. Накладные на роллеты ей не предоставлялись.
Согласно отчету ДТПРУП "Б" по основным средствам павильоны стояли у ответчика на учете как основные средства.
Согласно распоряжению Президента РБ N 195п от 12.07.2005 до передачи в оперативное управление государственного учреждения "Г" смонтированные торговые павильоны в здании по ул. А, 1 в г.Витебске находились в хозяйственном ведении ДТПРУП "Б".
Согласно авизо N 1 от 20.07.2005 г. ГУ "Г" взяты на баланс торговые павильоны, смонтированные в здании расположенном по ул. А, 1.
Из материалов дела, материалов уголовного дела, пояснений представителей и показаний свидетелей, следует, что металлопрокат, трубы, роллеты для павильонов поступали на склад ДТПРУП "Б" и из них и были изготовлены УЧПП "Д" павильоны-киоски. Фактическое наличие павильонов-киосков подтверждается проведенной 20.05.2004 г. инвентаризацией.
Истцом не представлено достаточных доказательств о мнимости договора поставки от 14.10.2002 г. заключенного ответчиком и ООО "Ж", неисполнение сделки так же не свидетельствует о ее ничтожности. Оценивая данный довод, суд, исходит из того, что право собственности возникает также и из иных оснований, нежели сделка купли-продажи.
Так как торговые павильоны были созданы из материала ДТПРУП "Б" то в соответствии со ст. 221 Гражданского кодекса Республики Беларусь право собственности на них приобрела Республики Беларусь. Никто иной кроме Республики Беларусь не заявлял о принадлежности ему данного имущества на праве собственности.
Нарушение правил бухгалтерского учета при отражении операций по приобретению материалов, допущенные должностными лицами ДТПРУП "Б" не может являться основанием для утраты права собственности государства на имущество, приобретенное за счет кредитных и собственных средств ДТПРУП "Б".
Таким образом, ДТПРУП "Б" являлось обладателем права хозяйственного ведения на заложенное имущество и правомерно выступило его залогодателем.
В соответствии со статьей 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь судебные расходы относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 190, 192, 193, 199, 201 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд
решил:
в удовлетворении иска совместного белорусско-российского открытого акционерного общества "Банк А" г.Минск к дочернему торгово-производственному республиканскому унитарному предприятию "Б" г.Витебск об установлении факта ничтожности сделки - договора залога от 30.10.2002 г N 0431002 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию хозяйственного суда Витебской области в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
|