МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Согласно заявке N 27500000117772 от 05.03.2001
Договор страхования заключен сторонами на условиях Правил от 03.09.1999 N 110 добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика перед таможенными органами (согласно таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 г.) (далее Правила).
Согласно п. 2.2 Правил страховым случаем является факт предъявления таможенными органами претензии в связи с нарушением процедуры, предусмотренной Конвенцией МДП, при условии признания ее и оплаты МСАТ.
Из материалов дела следует, что таможенными органами Украины была предъявлена такая претензия; претензия признана и оплачена МСАТ. В связи с этим на основании акта о страховом случае от 30.09.2003 истец выплатил страховое возмещение.
Согласно ст. 855 Гражданского кодекса Республики Беларусь к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Из материалов дела следует, что ответчик нарушил процедуры таможенного оформления груза, поскольку нарушил транзитный режим.
Органы МСАТ признали, что нарушение допущено в результате действий ответчика.
Согласно п. 12.2.3 Правил, если страхователь смог доказать, что при краже, грабеже, разбое им были предприняты все необходимые меры безопасности и предосторожности, страховщик отказывается от осуществления регрессного права.
Указанные ответчиком обстоятельства и причины нарушения таможенного законодательства, а также приведенные им доводы, по мнению суда, не могут свидетельствовать о том, что он предпринял все необходимые меры для предотвращения этих нарушений.
Поэтому требования истца следует признать обоснованными.
В то же время они не могут быть удовлетворены по причине пропуска истцом срока исковой давности.
Согласно ст.ст. 197, 200 Гражданского кодекса Республики Беларусь общий срок исковой давности устанавливается в три года. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 201 Гражданского кодекса Республики Беларусь течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права; по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства.
Истец составил акт о страховом случае 30 сентября 2003 года и в октябре 2003 года выплатил страховое возмещение.
Исковое заявление подано истцом в декабре 2006 года. Таким образом, истцом срок исковой давности пропущен.
Не могут быть приняты доводы истца о том, что срок исковой давности был прерван.
Основанием для выплаты страхового возмещения явился акт о страховом случае от 30.09.2003. В этом акте имеются ссылки на решения АсМАП и МСАТ в отношении действий ответчика. Дальнейшие обращения ответчика в МСАТ с просьбами о пересмотре принятого решения, а также его просьбы к истцу о том, чтобы тот не подавал исковое заявление в суд до рассмотрения этих обращений, не могут служить основанием для перерыва в течении срока исковой давности. Ответы ответчика на претензии истца не содержат указаний на признание ответчиком его долга (обязанности возместить выплаченные истцом суммы страхового возмещения). Более того, обращения ответчика в МСАТ с просьбами о пересмотре принятого решения основывались на доказывании того, что им предприняты все необходимые меры для предотвращения нарушений процедуры МДП.
|