Хозяйственный суд рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Белорусского РУСП "Страховая организация" - представительства по р-ну к УСП СПМК ОАО "А" о взыскании 3847870 рублей.
Исследовав и оценив непосредственно в судебном заседании все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, прибывших для участия в слушании дела, хозяйственный суд
установил:
Истец - Белорусское РУСП "Страховая организация" - представительство по р-ну предъявил иск к УСП СПМК ОАО "А" о взыскании 3847870 рублей, составляющих сумму неосновательного обогащения.
В обоснование своих требований истец указал, что с 01 января 2004 года Декретом Президента Республики Беларусь от 30.07.2003 г. N 18 "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на территории Республики Беларусь введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведение которого возложено на Страховая организация.
В соответствии с названным Декретом юридические лица, их обособленные подразделении (наниматели), зарегистрированные в качестве страхователей по данному виду страхования, передали страховой организации документы для назначения страховых выплат потерпевшим от трудового увечья, в том числе от полученного до 01 января 2004 года, если потерпевшие по законодательству Республики Беларусь имели право на возмещение вреда от нанимателя.
В связи с этим, УСП СПМК ОАО "А" (страхователь), документы своих работников, потерпевших от трудового увечья, передало представительству страховой организации по району. В числе данных документов страхователь передал, а представительство приняло документы по возмещению вреда Ивановой И.И. по случаю потери кормильца Иванова П.П., работавшего плотником 4 разряда на данном предприятии. Из документов, имеющихся в учетном деле Иванова П.П., установлено, что Иванов П.П. 21.09.1997 года, будучи в командировке в г. К. Московской области, утонул на водоеме гостиницы в г.К.
По приказу СПМК от 28.10.1997 года N 285 "О возмещении вреда в связи со смертью кормильца" и на основании акта о несчастном случае на производстве ф. Н-1, СПМК были назначены выплаты дочери Иванова в связи с потерей кормильца с 21.09.1997 года до 14 апреля 2010 года.
При проведении проверки учетных дел филиалом страховой организации по области было выявлено, что страховые выплаты назначены неправомерно.
Согласно акту о несчастном случае на производстве ф. Н-1 от 01.10.1997 г. и объяснительных работников, направленных в командировку, плотник Иванов П.П. находился на водоеме гостиницы в выходной день, когда он прекратил исполнять трудовые обязанности и находился на водоеме по личным делам, в свободное от работы время и его нахождение не было связано с исполнением трудовых обязанностей, поэтому этот случай относится к случаю непроизводственного травматизма. Данное заключение подтверждается разъяснением межрайонной инспекции труда от 05.05.2005 года.
Поскольку гибель плотника Иванова П.П. не связана с исполнением им трудовых обязанностей и относится к непроизводственному травматизму, то данный случай повреждения здоровья не является страховым.
Таким образом, необоснованно приняв документы по выплате сумм ежемесячных страховых выплат по случаю потери кормильца Иванова П.П., представительство страховой организации по району необоснованно назначило ежемесячные страховые выплаты и за период с января 2004 года по апрель 2005 года выплатило Ивановой И.И. сумму ежемесячных страховых выплат в размере 3847870 (Три миллиона восемьсот сорок семь тысяч восемьсот семьдесят) рублей.
В соответствии со статьей 971 ГК РБ лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). При этом, данное правило применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, УСП СП СПМК ОАО "А" за счет страховой организации неосновательно сберегла 3847870 рублей.
В порядке досудебного урегулирования спора 13 мая 2005 года представительством было направлено УСП СПМК ОАО "А" уведомление о возврате необоснованно выплаченных сумм. 14 февраля 2007 года ответчику была направлена претензия с предложением о добровольном погашении суммы в размере 3847870 рублей. Однако, требование Страховой организации до настоящего момента не исполнено.
Согласно ч. 3 п. 317 Положения "О страховой деятельности в Республике Беларусь", утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 25.08.2006 N 530, суммы ежемесячных страховых выплат, перечисленные на банковский счет застрахованного после его смерти, а также иные излишне перечисленные суммы страховых выплат взыскиваются страховщиком в судебном порядке.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен, поскольку считает, что указанную сумму неосновательно приобрела Иванова И.И. Кроме того, ответчик ежемесячно осуществляет выплаты дочери погибшего на основании приказа N 285 от 28.10.1997 г.
Требования истца подлежат удовлетворению исходя из следующих обстоятельств. Согласно ч. 3 п. 317 Положения "О страховой деятельности в Республике Беларусь", утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 25.08.2006 N 530, суммы ежемесячных страховых выплат, перечисленные на банковский счет застрахованного после его смерти, а также иные излишне перечисленные суммы страховых выплат взыскиваются страховщиком в судебном порядке.
Принятые к исполнению истцом документы, переданные ответчиком, носят противоречивый характер. Речь идет об акте N 2 от 01.10.1997 г. В нем самом имеются противоречия. В частности указано, что погибший и трое рабочих распивали спиртные напитки. Далее имеется ссылка на экспертное заключение о том, что следы алкоголя у погибшего отсутствуют. Самого заключения не имеется. Акт составлен с нарушением порядка, установленного Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. В акте указано, что лица, допустившие нарушение законодательства, отсутствуют., то есть нет вины самого нанимателя, то есть этот случай не является случаем производственного травматизма.
Довод ответчика о том, что он осуществляет выплаты дочери погибшего до настоящего времени не освобождает его от обязанности возместить незаконные выплаты, поскольку истец осуществлял эти выплаты вместо ответчика. Ссылки ответчика на то обстоятельство, что истец мог и не принимать его документы не влияет на объем его ответственности, поскольку законодательно определен порядок обратного истребования данных сумм. С учетом изложенного требования истца подлежат удовлетворению.
Истец в силу акта законодательства освобожден от уплаты пошлины при подаче иска в суд. Ее в сумме 192394 рубля следует взыскать с ответчика в бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 971 Гражданского Кодекса Республики Беларусь и п. 317 Положения "О страховой деятельности в Республике Беларусь", утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530, статьями 130, 190, 192, 193, 194 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд -
решил:
В порядке первоочередного исполнения взыскать с ОАО УСП СПМК ОАО "А" в пользу Белорусского РУСП "Страховая организация" - представительства по р-ну 3847870 рублей неосновательного обогащения.
В порядке первоочередного исполнения взыскать с расчетного счета УСП СПМК ОАО "А" в доход бюджета на счет управления государственного казначейства 192394 рубля государственной пошлины.
Приказы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию хозяйственного суда Брестской области в срок не позднее 15 дней после его объявления.
|