МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, рассмотрев дополнительно представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, обозрев подлинные документы, имеющиеся в материалах дела, суд
установил:
1 декабря 2005 года истец - кооператив по строительству и эксплуатации гаражей и ответчик - ИП Иванова И.И., подписали договор аренды (далее договор), в соответствии с которыми истец, в частности принимал на себя обязательство передать ответчику в аренду часть капитального строения, нежилое помещение для производства работ по ремонту автомобилей, общей площадью 261,7 кв.м (1-я часть - 190,4 кв.м, вторая часть - 13,1 кв.м, третья часть - 58,2 кв.м), а ответчик в свою очередь - уплатить арендную плату.
Как установлено судом в процессе рассмотрения дела, ИП Иванова И.И. пользовалась и в настоящее время продолжает пользоваться нежилыми помещениями. И хотя при этом передаточный акт или иной документ, свидетельствующий о передаче истцом этих помещений в пользование, стороны не составляли и не подписывали, в месте с тем, факт пользования индивидуальным предпринимателем помещениями подтверждается материалами дела и пояснениями сторон.
Истец обратился с данным иском в суд и просит выселить индивидуального предпринимателя из занимаемых им нежилых помещений, указывая в своем исковом заявлении, что договор сторонами не заключен, так как между сторонами в требуемой форме не было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, ссылаясь при этом на нормы главы 34 ГК Республики Беларусь.
Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что исковые требования истца законны, обоснованны, подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе ГК Республики Беларусь, основным документом, регулирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды, который в силу ст. 402 ГК Республики Беларусь считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Поскольку нежилые помещения являются частью здания и неразрывно с ним связаны, то в соответствии с п. 1 ст. 621 ГК Республики Беларусь правила параграфа 4 "Аренда зданий и сооружений" главы 34 ГК применяются и к аренде нежилых помещений, а, следовательно, существенными условиями для договора аренды нежилых помещений являются размер арендной платы и данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору.
Причем, согласно п. 3 ст. 578 ГК Республики Беларусь, при отсутствии в договоре аренды данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, условие об объекте аренды считается несогласованным, а договор не считается заключенным.
Как усматривается из договора, копия которого имеется в материалах дела и на который ссылается ответчик в обоснование своих возражений, нежилое помещение в нем имущественно не определено: отсутствует его месторасположение в здании, планировка помещения, а также его четкий состав (перечень этого помещения).
В процессе рассмотрения дела судом было установлено, что план спорного нежилого помещения в качестве приложения к договору или какой-либо иной документ определенно устанавливающий имущество, переданное ИП Ивановой И.И. в пользование, сторонами не оформлялся и не подписывался.
Из представленных истцом суду технического паспорта и плана здания, в котором расположены занимаемые ответчиком помещения, усматривается, что это двухэтажное здание, общая площадь которого составляет 450,2 кв.м., а ответчик занимал в нем лишь его часть.
Как пояснили представители сторон в судебном заседании ответчик пользуется помещениями на первом этаже здания, в которых он без разрешения и согласия истца произвел перепланировку, изменив тем самым план помещений и их размеры (в сторону увеличения, поскольку разрушены межкомнатные стены), в следствие чего они не соответствуют плану, изготовленному органом регистрации и являющемуся приложением к техническому паспорту, и нежилым помещением на втором этаже здания - комнатой площадью 24,7 кв.м.
Таким образом, принимая во внимание и тот факт, что стороны в судебном заседании дали суду разные пояснения о том, что является частями 1, 2 и 3, указанными в договоре аренды, и в связи с не представлением сторонами доказательств, свидетельствующих о согласовании сторонами условия об объекте аренды, в соответствии с п. 3 ст. 578 ГК Республики Беларусь, пунктами 2, 3 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь N 20 от 19.05.2005 года "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, возникающих из арендных правоотношений" суд считает, что договор аренды нежилого помещения от 01.12.2005 года является незаключенным, возражения ответчика судом во внимание не принимаются.
В соответствии со ст. 133 (ч. 1) ХПК Республики Беларусь расходы истца по уплате госпошлины в размере 310000 рублей следует отнести на ответчика.
|