Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, рассмотрев кассационную жалобу Г. на определение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 08.05.2007 по делу N 1-4Б/2007 по заявлению кредитора Г. о признании требований кредитора к должнику - ОАО "Б",
установила:
Определением Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 08.05.2007 отказано Г. в удовлетворении заявления о признании требований кредитора к должнику - открытому акционерному обществу "Б".
Г. обратился с кассационной жалобой на указанное судебное постановление, в которой указывает на неправильное применение норм материального права.
Согласно части первой статьи 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь основаниями для изменения или отмены судебных постановлений хозяйственного суда являются их необоснованность, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.
Заслушав судью докладчика, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению исходя из следующего.
В связи с возбуждением дела о банкротстве ОАО "Б" и открытием конкурсного производства в отношении банка (определение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 11.01.2007), Г. были предъявлены требования к должнику на общую сумму 1868,45 долларов США, из них: 665,36 долларов США - проценты по трем договорам и 1203,09 долларов США - пеня по трем договорам.
Управляющим по делу о банкротстве заявленные требования признаны частично в размере 892,85 долларов США пени.
В связи с тем, что требования признаны частично, кредитор просил суд признать его требование в полном объеме, а также взыскать 100 долларов США в счет компенсации морального вреда.
В судебном заседании Г. заявленные требования поддержал частично, а именно по пене в размере 310,24 долл. США (1203,09 - 892,85) и по процентам в размере 435,22 долл. США (665,36 - 230,14), а также 100 долл. США компенсации морального вреда.
Представители управляющего заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что все выплаты Г. произведены правильно, с учетом поданных им заявлений; правильно начислена и включена в реестр требований пеня в сумме 892,85 долл. США.
В обоснование своих доводов, управляющим представлен суду подробный расчет по всем заявленным требованиям кредитора. С расчетом управляющего согласился суд.
Как усматривается из заявления Г. и приложенных к нему материалов, спор между кредитором и управляющим возник по пене в размере 310,24 долл. США и по процентам в размере 435,22 долл. США.
В судебном заседании после обозрения письменных возражений управляющего, заявлений кредитора от 18.10.2005 и от 01.11.2005 расходных валютных ордеров, кредитор Г. признал, что проценты по трем договорам начислены и выплачены правильно.
При расчете пени, по утверждению кредитора, управляющий неправильно исчислил количество дней просрочки.
Оценивая данный довод кредитора суд указал, что в подтверждение своих доводов о необоснованности расчета пени, подлежащей включению в реестр требования кредиторов Г. никаких доказательств не представил, ссылок на нормы действующего законодательства не сделал.
Договорами вкладного счета предусмотрено, что при истребовании Владельцем счета Суммы депозита в срок ранее Даты возврата депозита, либо после Даты возврата депозита, Банк возвращает Сумму Депозита Владельцу счета в течение 5 (пяти) дней со дня предъявления такого требования (п. 5 договора).
В данном случае, при расчете пени банком принято во внимание письменное доказательство кредитора (заявление), доказательств обращения кредитора ранее, чем было подано заявление, кредитором не представлено. Исходя из представленных доказательств суд правомерно согласился с расчетом управляющего о количестве дней просрочки, с учетом пятидневного срока после обращения кредитора с письменным заявлением о возврате вкладов.
Вместе с тем, как усматривается из расчета, управляющим из расчета пени вычтены суммы процентов, выплаченных кредитору в размере 308,93 долларов США. Такой вычет не согласуется с условиями пункта 4.2 договоров депозита, заключенных с вкладчиком, согласно которому проценты начисляются до дня возврата вклада.
Так, согласно пункту 4.2 договоров депозита проценты на сумму депозита начисляются со дня ее поступления в Банк, определенным в порядке, установленном пунктом 3.1 договора, до дня, предшествующего дню, в котором она возвращается Владельцу счета включительно.
Довод управляющего о том, что обращение с заявлением о возврате вклада прекращает обязательство по начислению процентов не может быть принят во внимание, поскольку противоречит с указанным выше условиям пункта 4.2. договоров депозита.
Суд правомерно отказал в признании заявленных требований в части возмещения морального вреда, поскольку действующее законодательство о банкротстве не предусматривает компенсацию морального вреда. Такая позиция суда первой инстанции согласуется с требованиями статей 2, 4 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", (далее - Закон) поскольку отношения, связанные с проведением производства по делу о банкротстве и иных отношений, возникших в связи с банкротством должника, регулируются данным Законом.
Таким образом, требования кредитора подлежат признанию в части 308,94 долл. США, и в этой части определение суда первой инстанции подлежит изменению, в остальной части определение следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
постановила:
1. Определение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 08.05.2007 по делу N 1-4Б/2007 изменить.
2. Признать требования кредитора Г. в размере 308,98 долл. США, составляющих сумму процентов по вкладу.
3. В остальной части определение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 08.05.2007 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 300 - 304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
|