Бюллетень Предприниматель

Право Беларуси

 
 
Бюллетень "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ" №125 (349)
декабрь 2006г.

Уголовное дело №0406520036. Политзаключенные в Беларуси (продолжение…)

(Продолжение, нач. в №124)

Сегодня в Беларуси можно посадить любого человека, вне зависимости виновен он в чем-либо или нет. Так как не существует механизма защиты от произвола следствия и суда в Беларуси. Можно говорить сегодня о тысячах людей в нашей стране, сидящих по политическим мотивам, потому что они в той или иной мере протестовали против политики государства или стали заложниками режима А.Лукашенко.

Большое количество людей в Беларуси пострадали от политических репрессий. Тысячи людей в Беларуси подвергнуты арестам, штрафам, лишились работы или были вынуждены покинуть родину по политическим мотивам.

Страхом объясняется и относительная общественная пассивность бизнесменов, т.к. за контакты с оппозицией можно остаться без своего дела и угодить в тюрьму по результатам внеочередной проверки хозяйственной деятельности. Страх пропитал все слои общества, люди боятся за свое будущее, за будущее детей и своей страны. У белорусов нет сегодня перспективы. Они сегодня выживают.

Конечно, есть в оппозиции яркие личности, которые являются генофондом нации. Они отбывают различные сроки наказания именно за то, что не побоялись открыто выступить с политическими требованиями. Их преследование самое жестокое и несправедливое. Преследования распространяются на родных и близких политзаключенного. Основная цель таких преследований - лишить средств к существованию всю семью политзаключенного, унизить и «растоптать» их. Это я испытал на собственном опыте.

Голодающий уже 40 дней в колонии А. Козулин был приговорен к длительному сроку заключения именно за то, что не только выразил своё недовольство нынешним Президентом Республики Беларусь, но мог реально придти к власти. Так или ещё хуже будет с любым, кто посмеет повторить его попытку демократическим путем придти к власти. Но смельчаки есть и будут. Главное, помогать им и стремиться объединить их усилия.

Приведу строки из письма А.Козулина в мой адрес:

«Здравствуйте, Валерий Станиславович!

Извините, что долго не писал – Ваши письма доходили и доходят с приличным опозданием, поэтому комментировать по свежим следам никак не получалось, да и думал, что август – естественный для всех месяц отпусков. Неделю назад, благодаря Вашей настойчивости, все-таки дошла книжка с ПВР для исправительных учреждений,....
...Вам – огромное спасибо, что меня не забываете и пытаетесь решать необходимые вопросы...

Как Вы понимаете, все мои действия и поступки носили, и будут носить осмысленный характер, бороться я буду до конца, сломать им меня не удастся, хотя физически уничтожить разными путями и методами они будут стараться. Поэтому имейте в виду, что все проблемы, которые будут возникать у меня со здоровьем, а неожиданные аспекты уже имеют место, они инспирированы властью. Это так, на крайний случай. До тюрьмы я был абсолютно здоров.

Как и Вы, я не собираюсь сидеть, сложа руки, и ждать у моря погоды. Пора бы нашим всем рьяным борцам от оппозиции понять, что сила не в словах, а в действиях, готовности идти до конца во имя своей страны и народа. Нужны результаты, хоть небольшие, но результаты. Сила не в звуке, а сила в духе.

Для Лукашенко А. сейчас важно время...
Поэтому Левкович А. прав, когда говорит, что надо бороться не с Москвой, а в ней искать союзника в борьбе против диктатора. И не надо прикрываться возможной потерей суверенитета – это уже не возможно. А надо понимать, что мы бездарно потеряли
дарованную нам Богом свободу, за которую надо бороться. А мы, как стадо баранов, послушно идем на закланье, лишь бы еще покушать травки. Мы живем в созданном Лукашенко государстве фальши и лжи, да и все наши человеческие отношения становятся и стали лицемерными, фальшивыми, неискренними. Оглянитесь, вы увидите, что для того, чтобы быть успешным в нашей стране (в общественном понимании этого слова) надо потерять или растоптать свою совесть, а с потерей совести мы теряем Бога внутри. Мы становимся обществом моральных уродов, нравственных инвалидов ...?!

И это поощряется, приветствуется, ставится в заслугу как достижение. За это получают награды, должности и т.д. Куда мы катимся? Неужели мы не хотим хотя бы задуматься, какое кошмарное будущее мы закладываем своими руками в настоящем, что ждет наших детей и внуков...

...Лукашенко сейчас слаб, как никогда он потерял опору и лихорадочно ищет, на что опереться. Он готов кинуться в объятия кому угодно (разницы никакой нет, т.к. нет внутри никаких принципов) лишь бы сохранить свою личную власть. Поэтому так важны консолидированные действия всех здоровых сил белорусского общества, оппозиции в отношении 19 сентября как последнего легитимного дня президента Лукашенко. Поэтому, так важно провести конгресс демократических сил, где создать Правительство народного доверия совместно с ВС 13 созыва, совместно с Радой БНР ...

...Важно не терять время и с позиции вечно обороняющихся перейти в наступательную позицию…..»


С этой позицией мужественного человека, профессора, государственного деятеля трудно не согласиться.

В последнее время политическим репрессиям подвергается молодежь. Это необычайно интересное явление, так как нынешняя молодежь Беларуси выросла уже без влияния коммунистической идеологии и вне Советского Союза. Они живо интересуются политикой, активно готовы отстаивать свою точку зрения. Эта молодежь оказывается в неравных условиях со своими сверстниками, потому что их не только преследуют штрафами, административными арестами и уголовными делами, но и лишают возможности учиться и трудиться в своей стране, искусственно делая их изгоями общества, официально, с экранов телевизора власти называют их «отморозками» и другими оскорбительными словами.

Если не оказывать совместного противодействия агонизирующей диктатуре, то скоро многие из оппозиции продолжат свои внутренние споры за колючей проволокой и только тогда поймут, что договариваться лучше сейчас.

Лидеры партий, журналисты, бизнесмены, бывшие депутаты, дипломаты, общественные деятели, пенсионеры прошли через белорусские тюрьмы и аресты, только за то, что посмели усомниться в политике нынешней руководящей верхушки. Это только начало. Аппетит приходит во время еды. Механизм отлажен, но пока не запущен в тех масштабах, которые предполагались властью.

Огромную роль в сдерживании массовых репрессий в отношении прогрессивных белорусов играют наши страны соседи, европейские страны, США. Сегодня это единственный действующий сдерживающий фактор маховика политических репрессий в Беларуси. Многие из тех, кто сейчас у власти в Европе пережили фашизм, помнят историю и не хотят, чтобы это на земле повторилось. В частности, об этом писал мне в колонию посол Федеративной Республики Германия в Республике Беларусь Мартин Хеккер. Если бы не жесткая позиция этих людей по отношению к нарушением прав человека в Беларуси, к режиму А.Лукашенко, в тюрьмах сегодня оказалась вся оппозиция и сочувствующие ей граждане с их семьями.
 

"Хочешь сесть в тюрьму - приезжай в Беларусь"

 Такое личное мнение бывшего политзаключенного Валерия Левоневского, отсидевшего два года в тюрьмах Беларуси за так называемое "оскорбление президента Республики Беларусь". Лидер предпринимателей ознакомился со многими приговорами Республики Беларусь в период отбывания наказания с 2004 по 2006 год. Все приговоры, по мнению Левоневского, построены на предположениях следствия и "внутреннего" убеждения суда, и не имеют никакой доказательной базы. Узник совести считает, что именно в Беларуси можно получить срок тюремного заключения без юридических оснований.

Что такое белорусская тюрьма. Исторический опыт. Анализ причин диктатуры, репрессий властей. Стратегия и тактика будущей объединенной оппозиции в Беларуси. (Продолжение темы...)

Валерий Левоневский подготовил ряд аналитических статей, в которых он выражает своё личное мнение по многим вопросам, касающимся истории развития диктатуры в Беларуси, предпосылок её возникновения, репрессий и агонии власти. В этих статьях даются ответы на разные вопросы, в том числе, нужна ли объединенная оппозиция в Беларуси, что надо делать в ближайшее время и в отдаленном будущем для построения демократии в нашей стране.

Ранее мы рассмотрели темы (см. бюллетень «Предприниматель №123-125):
- История авторитаризма в современной Беларуси.
- Партия Лукашенко. Тактические ошибки оппозиции. Белорусская инквизиция.
- Уголовное дело №0406520036. Политзаключенные в Беларуси.

Теперь посмотрим на белорусскую систему исполнения наказаний, тюрем и изоляторов глазами самого политзаключенного, который за два года лишения свободы за «оскорбление Президента Республики Беларусь» успел побывать в разных СИЗО и ИУ Беларуси.

5. Что такое белорусская тюрьма
(публикуется с сокращениями)


Среди осужденных есть поговорка: «Хочешь сесть в тюрьму - приезжай в Беларусь».
Первое, с чем встречается человек, попадающий в СИЗО (следственный изолятор) Беларуси - это грязная, темная, непроветренная и переполненная камера.

Законом установлен санитарный минимум – два квадратных метра жилой площади на человека в камере. Этот минимум не соблюдается даже приблизительно. Примерно, на одного человека в камере приходится менее одного квадратного метра жилой площади. Кровати стоят в 2 – 3 яруса, но их не хватает, обвиняемые вынуждены спать по очереди. Например, я проживал в камерах, где на 15 квадратных метрах было установлено 20 кроватей (спальных мест) и содержалось по 30-35 человек. Если учесть, что туалет находится тоже в этой же камере и камера не проветривается (отсутствует вентиляция), а 20-30 человек постоянно курят, то неудивительно, что туберкулёз самое распространенное заболевание в белорусских тюрьмах.

Матрац и подушку в СИЗО выдают, как правило, грязные, непонятной формы и неприятного вида. Матрацы в качестве наполнителя внутри содержат грязные тряпки или фрагменты досок с опилками. Как шутят «зэки»: «Не один человек уже умер на этом матраце». Белье постельное уменьшенных размеров, потрепанное, серо – грязного цвета с пятнами, с дырками или имеет такой вид, что больно на него смотреть. Бывает простыня размером с наволочку. Из положенных по норме трех простыней на человека выдают одну. Полотенце, маленькая тряпочка- это роскошь, которую выдают не каждому.

Вместо ложки выдают какой-то обрубок без ручки, которому уже лет 20-30, такая же кружка. Тарелки больше похожи на каску солдата второй мировой войны после бомбежки. В камере темно как в подвале. На окнах кроме решётки установлены еще и «решки», через которые свет почти не проходит. Летом жара более 25-30 градусов тепла, зимой холод, температура часто не превышает 10-14 градусов тепла.

Баня - это тоже редкость. Когда я находился в гродненском СИЗО, то за пять месяцев горячая вода в бане была только несколько раз, и мы вынуждены были мыться в бане холодной водой. В камере теплой воды нет никогда, есть только холодная, да и та часто ржавая и с подозрительным запахом. А постирать свою одежду и нижнее бельё в СИЗО - большая проблема. Администрация СИЗО в стирку вещи осужденных и обвиняемых не принимает, а условий постирать свои вещи в камере нет. Лица, находящиеся в СИЗО, как правило, одеты в том, в чем их задержали. Многие люди - в оборванной и грязной одежде. По закону в СИЗО лицам, заключенным под стражу, должны выдавать вещи. Но этого не делается вовсе.

Информация о положенном вещевом довольствии от обвиняемых администрацией СИЗО скрывается, как и другая правовая информация. Те из лиц, заключенных под стражу, кто пытается получить данную информацию или добиться выдачи вещевого довольствия, соблюдения санитарных и других норм, подвергаются преследованиям со стороны администрации, вплоть до пыток и издевательств, как было со мной, когда я содержался в СИЗО-1 г. Гродно с мая по октябрь 2004 года.

Мебель, положенная по нормам, в камерах отсутствует. Если имеются в камере табуреты, тумбочки и другие предметы инвентаря, то в недостаточном и непригодном для использования состоянии. Форточка в камере или наглухо заколочена или вообще без стекла. Принудительная и естественная вентиляция в камере отсутствует.

Вши, чесотка и другие паразиты - норма в СИЗО. Какая-либо реальная медицинская помощь в СИЗО отсутствует. Система проверки и учета выданных лекарств больному несовершенна. Такая система позволяет разворовывать медикаменты должностными лицами и медперсоналом СИЗО, ничего толком не выдавая осужденным. Пожаловаться больному некому, да и не дадут.
Питание в СИЗО, в тюрьмах и ИУ некачественное и не соответствует нормам, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь. Реальный контроль над качеством и количеством питания отсутствует. Положенное по норме питание разворовывается, пожаловаться некому, да и опасно. Вместо положенных 70 грамм рыбы в день «зэки» получают, в лучшем случае, пару грамм костей от рыбьих голов и хвостов, а мясо (тоже положено 70 грамм в день) многие не видят вообще. Вместо каши выдается что-то сильно разваренное и с огромным добавлением воды.

Каши варятся, в основном, из дешевых сортов круп: перловой, сечки и другой - то, что готовят и свиньям. Риса, гречки и других «человеческих» круп за два года заключения автор этих строк не видел.

Повара в тюрьме - это тоже зэки, причем, у них нет ни образования, ни навыков. Они работают поварами и не получают за это з/платы, а идут в повара только за возможность нормально поесть.

Посуда, в которой подают пищу, часто плохо помыта и от ее вида пропадает всякий аппетит. Из некоторых тарелок, наверное, еще питались заключенные в первую мировую войну. Выбирать не приходится, все обязаны есть то, что принесут. А приносят
– 200 грамм воды, в которой 20-30 грамм крупы (каша)
- 500 грамм воды, в которой плавает 20 грамм картошки и немного кислой капусты (суп)- вот и весь обед. Плюс хлеб непонятного качества.

По нормам питания для осужденных должны давать в день: 500 гр. картофеля, 250 грамм овощей, 100 грамм круп, 70 грамм рыбы, 70 грамм мяса и многое другое, но всё это «пропадает» по пути в камеру, хотя из государственного бюджета деньги на эти продукты выделяются.

Необоснованная закрытость системы исполнения наказаний исключает возможность реального контроля над качеством и количеством выдаваемой пищи. Подача жалоб по поводу качества и количества в питании жестко пресекается администрацией СИЗО, тюрьмы, ИУ, вплоть до оскорблений, унижений, физической расправы и наложения взысканий (помещение в ШИЗО, лишения положенных свиданий с родными и т.п.)
Жалобы, заявления и другие обращения на действия должностных лиц СИЗО, тюрьмы, ИУ, практически, не выпускаются.

По закону, все жалобы и заявления подаются только через администрацию СИЗО или тюрьмы. Сама процедура подачи жалоб и заявлений устроена так, что решение о регистрации и отправке жалобы или заявления принимается администраций учреждения. Именно она решает, что сделать с этим обращением, отправить адресату или выбросить в мусорную корзину. Более 95% моих жалоб и заявлений выбрасывалось администрацией СИЗО в корзину, и мне об этом не сообщалось. Такая же ситуация во всех тюрьмах и ИУ Беларуси.

Сложно вызвать в СИЗО, тюрьму, ИУ прокурора. Мне приходилось несколько раз объявлять голодовки (отказ от приема пищи), чтобы добиться встречи с прокурором.

Найти работу в «зоне» проблематично, можно сказать, невозможно. Хотя по закону, администрация ИУ обязана предоставить работу осужденному, т.к. в тюрьме осужденный не только может, но и обязан трудиться. Многие заключенные хотят работать, но работы нет. Те, кто работает, получает 1- 10 долларов в месяц, многие осужденные вообще не получают з/плату. Пожаловаться некому. Инспекции по труду в колонию не приезжают.
На рабочих местах сплошное нарушение техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных и других норм. Условия труда и выплату заработной платы, практически, никто не контролирует. Те, кто пытается обжаловать отсутствие работы или заработной платы, тот подвергается репрессиям со стороны администрации исправительного учреждения.

Правовая помощь в ИУ и тюрьме, практически, полностью отсутствует. Добиться получения правовой помощи в «зоне» обычному осужденному невозможно.

«Зона» в Беларуси - это государство в государстве, где прекращают действовать законы. И это основная проблема белорусских колоний, тюрем, СИЗО.

Я намерен приложить максимум усилий, чтобы заставить белорусские власти соблюдать в колонии законы и международные обязательства, которые взяла на себя Беларусь, подписав международные договоры в области защиты прав лиц, заключенных под стражу и осужденных на лишение свободы. Только, предав широкой огласке проблемы белорусских тюрем, можно решить накопившиеся там проблемы.

Полезные ссылки по теме в Интернет:
- Специальный проект "ЗОНА" (http://www.levonevski.net/zone)
- Тюремная жизнь в Беларуси (http://zone.levonevsky.org/life)
 

 

Поиск по сайту


Поиск законов

Лента новостей

 

Новости законодательства

 

Реклама

TopList

При использовании материалов сайта  ссылка на Бюллетень Предприниматель обязательна