Валерий Левоневский после двух лет заключения вышел на свободу
15 мая 2006 года из мест заключения был освобожден по сроку (по «звонку») председатель Общенационального Стачечного Комитета Республики Беларусь, политзаключенный Валерий Левоневский.
Освобождение происходило очень странным способом. Обычно из колонии тех, кто освобождается по сроку, отпускают в день освобождения с 10.00 до 12.00, т.к. в 9.00 приходит администрация исправительного учреждения, спецчасть, бухгалтер и другие должностные лица колонии, которые принимают непосредственное участие в освобождении осужденного и выдачи ему соответствующих документов (паспорт, проездные документы, справка об освобождении и т.п.).
В этот день Валерия Левоневского подняли до подъема, т.е. до 6.00. Ему были выданы документы, справка об освобождении, его погрузили в машину медпомощи (?!), завезли на автовокзал г.Слонима и там пояснили что он свободен.
Просьбы Валерия Левоневского о том, чтобы дождаться 9.00 утра, когда приедут его родные в колонию, или довести его до дома в Гродно, остались без удовлетворения. Работники ИУ ссылались на какую-то секретную должностную инструкцию, которую показывать Левоневскому отказались.
По мнению лидера предпринимателей, такие меры были предприняты в связи с тем, что в этот день в колонию на встречу с ним планировало приехать большое количество встречающих, в том числе друзей, политиков, предпринимателей и дипломатов.
Но несмотря на это, в Слониме Валерия встретили около 30 человек, которые каким-то образом узнали об планах администрации и изменили свой маршрут, чтобы встретиться в г.Слоним.
Среди встречающих были супруга и сыновья Левоневского, Александр Васильев, предприниматели с многих регионов Республики Беларусь, представители СМИ, в том числе и местной газеты «Газета Слонимская».
Первым делом после освобождения председатель Стачкома посетил могилу отца, который умер недавно и заехал в гости к маме.
Валерий Левоневский благодарит всех представителей средств массовой информации, предпринимателей, граждан Республики Беларусь, представителей дипломатического корпуса, общественные объединения и политические партии за ту моральную и психологическую поддержку, которую они оказывали ему и его семье все эти два года, пока он находился в местах лишения свободы.
http://www.levonevski.net/novosti2006/dvagoda/lvs01.jpg -фото
http://www.levonevski.net/novosti2006/dvagoda/lvs03.jpg
Валерий Левоневский: «В тюрьмах со сталинских времен ничего не изменилось»
После двух лет заключения вышел на свободу политзаключенный Валерий Левоневский. Первое, что сделал Валерий Левоневский – посетил могилу отца, который умер в то время, когда сын находился в тюрьме. Политзаключенного не отпустили даже на похороны отца. «Система, которая создана в тюрьме, абсолютно антигуманна. То, что творится в белорусских тюрьмах – это наследие сталинского режима. С тех пор ничего не изменилась. Тюрьма – это государство в государстве, где прекращают действовать законы», -- заявил бывший политзаключенный, лидер предпринимателей Валерий Левоневский в интервью пресс-центру Хартии’97 (http://www.charter97.org).
-- Валерий Станиславович, все два года в тюрьме вы мужественно боролись не только за свои права, но и за права других заключенных. Как сложились отношения с администрацией колонии?
-- Беспредел в колонии исходит от администрации колонии. Не соблюдается закон, уголовно-исправительный кодекс, отсутствует реальный общественный контроль и контроль государства. Нарушения прав осужденных происходит ежедневно. Заключенные жалоб не подают, потому что за это их избивают. Меня за жалобы многократно отправляли в штрафной изолятор (ШИЗО), избивали, но так, чтобы следов не было видно. Запрещали видеться с семьей, получать передачи, покупать продукты в тюремном магазине. Я был самым злостным нарушителем Республики Беларусь. Те, кто убивал, грабил, имели в тюрьме гораздо больше прав…
Все мои жалобы на нарушения закона рассматривались формально. Прокуратура закрывала глаза. Но все жалобы я обязательно продублирую, и буду продолжать добиваться, уже на свободе, прекращения этого беззакония. Еще меня поражала правовая безграмотность администрации. Приходилось им объяснять элементарные вещи. Это и была основная причина конфликтов.
-- Известно, что вас не пустили даже на похороны отца…
-- Да, сегодня, после освобождения, я первым делом поехал на могилу отца… Это кощунство – не пустить на похороны такого близкого мне человека. Тем более, что представители администрации меня вначале обнадежили, сказали, что пустят, но в самый последний момент не пустили.. Видимо, хотели меня довести до нервного срыва. Они пытались делать это два года. Устраивали провокации, драки провоцировали, оскорбления, подбрасывали что-то постоянно…
-- И это, несмотря на то, что благодаря вашим усилиям, в колонии появилась библиотека?
-- Не только библиотека, спортгородок вот-вот заработает. Мне сообщили, что Комитетом госбезопасности была поставлена задача провоцировать меня на правонарушения. Дело в том, «кузница кадров» в колонии – сама милиция. Система, которая создана в тюрьме – абсолютно антигуманна. То, что творится в белорусских тюрьмах – это наследие сталинского режима. С тех пор ничего не изменилась. Тюрьма – это государство в государстве, где прекращают действовать законы. Об этом я писал, за это сидел в ШИЗО.
-- Как у вас сложились отношения с сокамерниками, за чьи права, в том числе, вы боролись?
-- Если и возникали конфликтные ситуации, то из-за администрации. Они заставляли заключенных конфликтовать со мной. Осужденные мне сами об этом рассказывали. Но конфликтовать со мной никто не хотел. Многие обращались за правовой помощью, я составлял для них жалобы, различные ходатайства. Ведь правовая помощь в тюрьме полностью отсутствует, хотя это предусмотрено законом. Юристов нет. Люди в правовом вакууме, с ними творят все что угодно. Они абсолютно беспомощны.
-- В тюрьме исчезли ваши записи о местных нравах. С чем вы это связываете?
-- Не один раз исчезли. Там содержались конкретные сведения о тех преступлениях, которые совершены представителями администрации. Копии жалоб, которые не были пропущены администрацией колонии.
-- Будете восстанавливать дневники по памяти?
-- Конечно, уже начал. Не только дневники, продолжу все свои дела, -- судебные иски, в рассмотрении которых мне было отказано. По своему уголовному делу буду вести дальнейший спор. Поступила информация, что судья, который меня судил, сам находится под следствием – за взятку…
-- Из-за длительных голодовок протеста у вас возникли проблемы со здоровьем. Как вы себя сейчас чувствуете?
-- Сердце побаливает. Меня постоянно подвергали прессингу, держали в напряжении. Не исключаю, что могли что-то добавлять в еду, чтобы вызвать сердечный приступ. Анализируя ситуацию с Мариничем, можно допустить все что угодно. А то, что в тюрьме приборы «не смогли обнаружить мое сердце», и потому его мне не лечили – тому подтверждение.
-- А вообще, насколько легко в современной белорусской тюрьме потерять здоровье?
-- Очень легко. Воздуха в камерах не хватает. Реальный медицинский осмотр отсутствует полностью. Помощь со стороны гражданских лечебных заведений за собственные средства – только на бумаге. Фактический медицинский контроль отсутствует. Я потерял много зубов, возможно, из-за питания. Лечить не хотели, только предлагали удалять. Кормили в основном кашами. Не то что витаминов, положенного не выдавали, и контроль за этим отсутствовал. Пищу готовили не повара, а сами зэки. Причем в антисанитарных условиях. Продукты самого низкого качества. Многое разворовывается.
-- Работой вы были обеспечены в тюрьме?
--Был обеспечен, но неквалифицированной. Работал уборщиком два часа в день, хотя писал заявления, просил работу на производстве. Бесполезно. Платили мне 7 тысяч рублей в месяц (3 доллара США).
-- О чем подумали в первую минуту на свободе?
-- Я не верил, что на свободе. Только сейчас начинаю приходить в себя….
-- С чего начнете свободную жизнь?
-- С лечения. А потом займусь работой, надо встать на ноги, ведь имущество у меня конфисковали. Надо адаптироваться. Книгу продолжу писать, сценарий. Ильф и Петров «отдыхают». В зоне столько «приколов» каждый день происходило…
-- Из политики уходить не собираетесь?
-- Ни за что! Это навсегда.
Справка Хартии-97:
7 сентября 2004 года Ленинский районный суд Гродно приговорил Валерия Левоневского к двум годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии общего режима, за «нанесение публичного оскорбления президенту Беларуси». Суд признал оскорбляющей честь и достоинство Александра Лукашенко фразу «Приди и скажи, что ты против, чтобы за твой счет кто-то ездил в Австрию отдыхать, кататься на лыжах, жить в свое удовольствие», напечатанную в листовке, которая распространялась накануне акции протеста предпринимателей.
Бывшие политзаключенные встретились с послом США
В 15.00 22 мая 2006 года в г.Минске состоялась встреча бывших политзаключенных, лидеров предпринимателей Валерия Левоневского и Александра Васильева с послом США в Беларуси Дж. Кролом. Основной темой встречи, которая длилась около часа, были условия содержания в Белорусских тюрьмах. Была достигнута договоренность, что эта тема будет продолжена при следующих встречах
"Международная Амнистия" провела пресс-конференцию
23 мая "Международная Амнистия" провела пресс-конференцию о правах человека в современном мире. В докладе "Международной Амнистии" 2006 года проводился обзор ситуации с правами человека в 150 странах. В нём излагаются вопросы, вызвавшие обеспокоенность "Международной Амнистии" в 2005 году, а также отражена деятельность организации за истёкший год по укреплению прав человека и борьбе с определёнными видами их нарушения.
В этом году доклад "Международной Амнистии" выходит накануне встречи на высшем уровне между Европейским Союзом и Российской Федерацией. Считанные дни прошли с тех пор, как Российская Федерация возглавила Комитет министров Совета Европы и была избрана во вновь учреждённый Совет ООН по правам человека.
На пресс-конференции в Москве основное внимание было уделено вопросам, вызывающим обеспокоенность "Международной Амнистии" по Европе в целом и по Российской Федерации, в частности. Были озвучены и проблемы прав человека в Беларуси.
Пресс конференция проходила в Независимом пресс-центре на Тверской бульваре. В пресс-конференции принимали участие Никола Дакворт, Директор программы МА по Европе и Центральной Азии Сергей Никитин, Директор Российского ресурсного центра МА, Валерий Левоневский и Александр Васильев, бывшие узники совести из Беларуси. Их лишили свободы за распространение листовок с призывом принять участие в первомайских демонстрациях 2004 года и выразить протест в связи с тем, что Президент Лукашенко отдыхает на горнолыжном курорте в Австрии за счёт налогоплательщиков.
В ходе пресс-конференции были даны ответы на многочисленные вопросы представителей газет, телевидения, радио. На пресс-конференции было представлено более 34 различных СМИ