«Волки» с пистолетами против народа
10 тысяч белорусов пришли 2 марта 2006 года на площадь Свободы, чтобы встретится с единым кандидатом от демократических сил Александром Милинкевичем. В город были стянуты несколько подразделений сотрудников внутренних войск, ОМОНа и СОБРа. Командовал силовой акцией командир СОБРа Дмитрий Павличенко, подозреваемый международным сообществом в похищениях и убийствах лидеров оппозиции и журналиста. 2 марта этот человек трижды публично избивал людей – утром месил ногами кандидата в президенты, экс-ректора Белгосуниверситета Александра Козулина и вечером ударил заместителя председателя Партии БНФ Виктора Ивашкевича и корреспондента «Радыё Свабода» Валерия Калиновского, который попытался взять у него интервью. Подчиненные же Павличенко или кому-то еще люди «в штатском» даже стреляли по автомобилю активистов команды Козулина, которые пытались сфотографировать, как силовики хватали и избивали людей, пришедших к Октябрьскому РУВД Минска поддержать своего арестованного кандидата в президенты Козулина.
Центр Минска был перекрыт с самого утра. Во Дворец республики автобусами свозили делегатов так называемого «всебелорусского собрания», которые должны были поддержать политику диктаторского режима. Октябрьскую площадь была обнесена специальным ограждением и оцеплена сотрудниками милиции в штатском и в форме. Пропускали на площадь только по спецпропускам. В результате движение на проспекте Скорины (Независимости) целый день блокировано.
К 18.00 была оцеплена и площадь Свободы, где с избирателями собрался встретиться единый кандидат от оппозиции Александр Милинкевич. Однако это не остановило людей – прилегающая к площади Свободы улица Ленина была заполнена тысячами минчан, которые хотели встретиться со своим кандидатом. Люди держали в руках портреты Александра Милинкевича, растяжки «Свобода!», «Милинкевич», развевались национальные бело-красно-белые флаги, синие флаги с изображением Матери Божьей Минской. Активисты молодежных движений подняли повязанные на древки джинсовые рубашки. Люди скандировали «Милинкевич», «Жыве Беларусь!», «Свобода! Правда! Справедливость!».
Руководители Штаба Милинкевича призвали людей пройти ко Дворцу республики на проспект Машерова. Медленно и организованно народ пошел по тротуарам в сторону проспекта, однако дорогу им перекрыли тысячи сотрудников внутренних войск, ОМОНа и СОБРа. Силовики были экипированы по полной программе: со щитами, в шлемах и дубинками. Пытаясь запугать людей, они громко стучали дубинками по щитам и кричали «Волки!» -- боевой клич некоторых специальных подразделений. Однако угрожающий вид силовых кордонов не испугал людей – они смеялись, смело глядя в закрытые забралами лица солдат и скандировали «Позор!».
Перед стеной из тысяч силовиков встал единый кандидат Александр Милинкевич. Он пытался воззвать к совести каждого из них, просил не применять силу против своего народа. Затем Милинкевич и его команда выступили на ступенях спортивного центра «Трудовые резервы». Милинкевича и его сторонников взяли в кольцо сотрудники силовых структур, но кандидат и его команда выступили перед собравшимися.
Александр Милинкевич призвал людей не бояться, поскольку действия силовых структур незаконны. И они нарушают уголовный и избирательный кодексы, запрещая людям встречаться с кандидатом в президенты. Милинкевич призвал выйти 19 марта в 20.00 на Октябрьскую площадь Минска, чтобы подвести итоги президентских выборов. Единый кандидат снял с себя синий шарф и заявил: «Я хочу, как лидер «Зубра» Никита Сасим, который, когда его избивали во время мирной акции 16 сентября, поднял вместо флага джинсовую рубашку, поднять сейчас свой синий шарф и сказать: Синий - наш цвет!».
Выступление Милинкевича и руководителей его штаба прерывалось скандированием лозунгов «Свобода!», «Жыве Беларусь!», «Милинкевич!» и «Мы пераможам!» («Мы победим!».
После выступления лидеров оппозиции, на площадь Свободы из больницы приехал ранее выпущенный на свободу кандидат в президенты Александр Козулин. Экс-ректора БГУ освободили 2 марта только в 18.00. Он пешком добирался до площади Свободы, чтобы также встретиться с людьми. Козулин также пытался поговорить с сотрудниками ОМОНа, СОБРа и внутренних войск. «Вы же все наши сыновья! Что же вы творите с собственным народом», -- говорил кандидат. По его словам, в глазах милиционеров он видел «понимание и нежелание идти на преступление и избивать своих друзей, братьев, сестер».
2 марта по Белорусскому телевидению с небольшими купюрами показали предвыборные обращения Милинкевича и Козулина, и люди, которые смотрели выступления, оценивают их как блестящие. Многие белорусы, участники сегодняшних событий, говорят, что 2 марта стало началом белорусской революции.
Хартия’97 (http://www.charter97.org)
Предприниматели не выдержат дополнительной заботы
Если про частный бизнес можно сказать, что он никогда не пользовался любовью нашего государства, то отношение к индивидуальным предпринимателям было, как минимум, враждебным. А после принятия закона о поддержке малого и среднего предпринимательства, проект которого находится на рассмотрении парламента, ИП могут исчезнуть как класс.
Евгений ВАРТОВИЧ, ИП
В проекте закона говорится о том, что основные льготы будут предоставляться микропредприятиям — структурам с численностью работающих до 25 человек. Как заявил на пресс-конференции в конце февраля замминистра экономики Андрей Тур, именно они станут основной формой малого бизнеса. Создавать их, причем совершенно добровольно, будут в том числе и ныне действующие “ипэшники”.
Сам я индивидуальный предприниматель, имеющий несколько рабочих мест на рынке, так что, видимо, в первую очередь на меня и таких, как я, рассчитано это новшество. Однако, прекрасно зная положение юридических лиц, я не могу представить ситуацию, при которой мне бы захотелось действительно добровольно сделать то, что хочет правительство.
Главное преимущество индивидуального предпринимательства — отсутствие громоздкого бухгалтерского учета. Ни одно юрлицо, даже то, которое использует упрощенную систему налогообложения, не работает сегодня без бухгалтера. Вторая льгота — возможность беспошлинного ввоза из России товаров, происходящих из третьих стран. Третья — возможность работать с наличными средствами.
Если лишить предпринимателей любых из этих льгот, малый торговый бизнес как таковой перестанет в Беларуси существовать. Если предоставить их микропредприятиям (плюс, естественно, возможность госрегистрации по месту жительства учредителя), то в чем тогда выигрыш государства?
У меня нет оснований не верить заверениям таких уважаемых и серьезных людей, как замминистра экономики и директор департамента по предпринимательству этого министерства г-н Лихачевский, о том, что предпринимателей существующих у них льгот никто лишать не собирается. Одно непонятно: каким пряником их собираются заманивать в микропредприятия? Нет у государства такого пряника. Значит, придется как-то стимулировать “уход” предпринимателей из малого бизнеса. И чиновники, собственно говоря, не скрывают, как они собираются это сделать: индивидуальным предпринимателям будет запрещено использовать наемный труд.
Как я уже говорил, у меня 2 торговых места, на которых стоят продавцы. Мой рабочий день уходит на подвозку товара, подготовку отчетов в налоговую инспекцию, решение финансовых вопросов и т. д. Времени, чтобы самому стать за прилавок, у меня нет. Значит, мне волей-неволей (хотя по официальной версии абсолютно добровольно) придется регистрировать микропредприятие. Уже сегодня издержки моего бизнеса таковы (арендная плата составляет 100 EUR в месяц за одно торговое место, налоги — еще 300 EUR), что его рентабельность близка к критической. Более или менее держаться, иметь хороший объем товара в обороте позволяют лишь накопления прошлых лет. Но малейшая дополнительная налоговая нагрузка, увеличение объема бухгалтерской работы, необходимость растаможки товара лишат мой бизнес всякого экономического смысла. Например, чтобы оформить на границе любую партию товара (пусть даже состоящую из двух ящиков носков), требуется заполнить 81 лист документов, и если допущена хоть одна ошибка, то применяются штрафные санкции, вплоть до конфискации товара.
При этом я далек от мысли, что правительство ставит своей целью уничтожить индивидуальный бизнес. Вместе с ним будут потеряны сотни тысяч рабочих мест, значительные налоговые поступления, что, конечно же, совершенно не нужно руководству страны. Принимаются же гибельные для бизнеса решения, во-первых, в силу некомпетентности чиновников, а, во-вторых, под влиянием лоббирования своих интересов крупными фирмами.
Аргумент при этом используется, на первый взгляд, вполне логичный: всем субъектам хозяйствования должны быть созданы равные условия деятельности. Только при этом почему-то забывают, что малый бизнес во всем мире пользуется самыми разнообразными льготами. Потому что чем меньше предприятие, тем выше у него издержки производства. Ввозя свой товар беспошлинно, я действительно на продаже каждой его единицы имею больше прибыли, чем юридические лица, пошлину уплачивающие. Разница в том, что продаю я пять единиц, а магазин — сто. И объем прибыли у него все равно будет больше. Стыдно объяснять такие азбучные вещи, но, похоже, даже их не все высокие чиновники усвоили.
«Белорусы и рынок» (http://www.belmarket.by)
НОВОСТИ
КГБ ищет «сткукачей», оклад 500 долларов в месяц
4 марта судья Белыничского суда Владимир Гуз приговорил координатора молодежного сопротивления «Зубр» Олега Метелицу к 15 суткам ареста по ложному обвинению в мелком хулиганстве. Координатор «Зубра» не успел выйти на свободу после 15 суток ареста и снова оказался за решеткой.
Олег Метелица сообщил своей жене, которая выступала адвокатом, что за пару дней до окончания 15-суточного срока на Окрестина, который тоже был сфабрикован, его вызвали на встречу люди, представившие сотрудниками Комитета госбезопасности и предложили «сотрудничество». Их интересовала информация о деятельности нескольких активистов оппозиции, в числе которых – лидеры «Свободной Беларуси» Андрей Санников, Дмитрий Бородко, Дмитрий Бондаренко, пресс-секретарь Хартии’97 Олег Бебенин, координатор правозащитной службы сопротивления «Зубр» Ирина Толстик. «Сотрудничать» Метелице предлагалось не безвозмездно, а за 500 долларов в месяц. Олег отверг эти гнусные предложения и за несколько часов до освобождения был увезен начальником отдела профилактики и правопорядка РОВД г. Белыничи (Могилевская область) Александром Маникайло и начальником Шкловского межрайотдела управления УКГБ по Могилевской области Анатолием Сафроновым в Белыничи.
У входа в Белыничский РОВД против Метелицы была осуществлена провокация. Как только его вывели из машины, на встречу ему вышли двое с виду нетрезвых мужчин. Поравнявшись с Метелицей, они нарочно упали на землю. Сотрудники милиции – начальник паспортного стола Белыничкого РОВД, капитан милиции Александр Низовцов и инспектор разрешительной системы РОВД Александр Шутов -- тут же обвинили Метелицу в том, что он избил этих людей. «Зубра» провели в РУВД, где был составлен протокол по ст. 156 КоАП (мелкое хулиганство).
После этой подлой провокации накануне суда с ним «беседовал» шкловский сотрудник Управления КГБ по Могилевской области Анатолий Сафронов, который повторил предложение «стучать» на своих товарищей. После того, как Метелица отказался, состоялся «суд», приговоривший молодежного лидера к 15 суткам ареста за «мелкое хулиганство». Низовцов и Шутов были свидетелями обвинения в суде.
Дмитрий Бондаренко прокомментировал это следующим образом:
-- Я хотел бы напомнить сотрудникам КГБ и других спецслужб, а также судьям, что незаконное лишение граждан свободы является тяжким преступлением, за которое придется отвечать. Дни Лукашенко сочтены. Задумайтесь о том, что вы делаете! За мной и моими коллегами уже в течение нескольких недель ведется постоянное, демонстративное наблюдение. Нас пытаются судить по статьям «хулиганство». Лукашенковские же друзья и соратники подозреваются международным сообществом в похищениях и убийствах, и народ обязательно спросит у сотрудников КГБ, что они сделали, чтобы найти пропавших.
Александр Козулин: «19 марта – день Совести и Чести»
Кандидат в президенты Беларуси, бывший ректор Белгосуниверситета Александр Козулин на пресс-конференции в Киеве призвал сторонников перемен выйти 19 марта, в 20.00 на улицы Минска. «Я умоляю наших граждан не поддаваться на провокации, не вступать в конфликты с силовиками, а наоборот нести с собой цветы и поить чаем своих друзей, детей, соседей в милицейской форме», - заявил Козулин. «Если у Лукашенко не хватит мужества и благоразумия уйти самому, уважаемые избиратели, я призываю вас помочь ему 19 марта. Народ Беларуси самостоятельно, без внешнего воздействия, способен отправить на свалку истории последнюю диктатуру в Европе, -- заявил Козулин, обращаясь к избирателям. -- 19 марта – день Совести и Чести. Это день выбора, День защиты родного Отечества».
Ранее кандидат в президенты Беларуси от демократических сил Александр Милинкевич призвал белорусов выйти 19 марта в 20.00 на Октябрьскую площадь Минска для того, чтобы подвести итоги президентских выборов.
Хартия’97 (http://www.charter97.org)