Бюллетень Предприниматель

Право Беларуси

 
 
Бюллетень "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ" №26 (250)
октябрь 2005г.

Подписан декрет о создании Парка высоких технологий

  Парк высоких технологий, созданный Декретом президента № 12 от 22.09.2005 г., остался без претенциозного названия —"Интеллектуальная Беларусь", однако предоставил работникам сферы информационно-коммуникационных технологий значительные налоговые льготы, в том числе по подоходному налогу и отчислениям в фонд социальной защиты населения.

  Декрет был подписан на три недели позже намеченного срока, кое-что в нем взято из предыдущих вариантов проектов, которые дважды обсуждались у президента на совещаниях в течение текущего года, однако итоговые налоговые льготы потрясли как противников, так и активных лоббистов идеи создания ПВТ. Надо сказать, что с учетом постоянных заявлений президента о том, что все надо зарабатывать самим, а потом отдавать государству и людям, мало кто верил в возможность подписания декрета в таком виде.

  Ни копейки налогов

  Декрет позволяет не платить все республиканские налоги и сборы с выручки, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, освобождает от таможенных пошлин и ввозного НДС и некоторых других платежей.

  Но главным прорывом следует считать “зарплатные льготы”: ставка 9% по подоходному налогу независимо от дохода, а отчисления в фонд социального страхования требуется делать только с суммы заработной платы работника, соответствующей средней по стране, а все, что выше, — начисляется без уплаты так называемого соцстраха. Правда, и пенсию эти работники будут получать исходя из уплаченных взносов.
“Ни копейки налогов резиденты Парка высоких технологий платить не будут. Посмотрим, что из этого получится”, — с нескрываемыми опасениями высказался о парке на следующий день после собственноручного подписания документа Александр Лукашенко, выступая на съезде БРСМ 23 сентября.

  Настороженность президента, похоже, не напрасна. Несмотря на беспрецедентные льготы и значительный объем текста (декрет плюс три приложения, среди которых Положение о парке — 17-страничный документ), декрет выглядит скорее как описание механизма легализации безналоговых схем хозяйствования, а не как документ, определяющий развитие высокотехнологичных отраслей, о чем заявлено в преамбуле.

  То, чего нет

  Первое, что бросается в глаза, — полное отсутствие инвестиционно-финансовой составляющей. Никаких критериев привлечения инвестиций для тех, кто будет пользоваться льготами, не устанавливается (в отличие, например, от существующих в Беларуси СЭЗов или от планируемых к созданию российских инновационных зон). Зато есть условия для вывоза капитала: освобождение от оффшорного сбора при выплате дивидендов учредителям (участникам); ставка по налогу на доходы, получаемые от источника выплаты — резидента парка иностранными юрлицами, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям — 5%; освобождение от обязательной продажи валюты.

  Нет в декрете и механизма финансового обеспечения реализации перспективных проектов с участием государства или без него. А значит, ставка сделана лишь на те компании, которые уже работают, и проекты, которые уже имеют какое-то финансовое наполнение.
Данный вывод подтверждает и тот факт, что в декрете отсутствуют стимулы для создания новых предприятий. Многие предприниматели во время обсуждения проекта говорили о необходимости введения упрощенного порядка регистрации юридических лиц и частных предпринимателей, работающих в сфере информационных технологий, но в декрете это отражения не нашло.
В декрете описана лишь процедура получения статуса резидента (заметим, впрочем, что она не предполагает дополнительных расходов и должна занимать не более одного месяца и 10 дней), однако получить этот статус может лишь уже зарегистрированное на территории Беларуси юрлицо или предприниматель.

  Хотя эффект номинального увеличения новых юридических лиц и предпринимателей данный декрет может дать. В итоговой версии декрета появилась норма, которой не было в предыдущих проектах: резиденту парка запрещено заниматься какими-либо видами деятельности, кроме перечисленных в декрете. Поэтому для получения статуса резидента многим потребуется выделить из своего многопрофильного предприятия ту сферу деятельности, которая подпадает под требование декрета, и зарегистрировать отдельное юридическое лицо. Так что свою порцию госпошлин казна все-таки получит.

  Все — в парк

  Впрочем, декрет дает возможность использовать, помимо резидентства, и другие схемы для получения льгот. Во-первых, теоретически любое
физическое лицо может обратиться в администрацию парка с конкретным бизнес-проектом, и если проект будет признан наблюдательным советом нужным и перспективным, то после этого физическое лицо может либо зарегистрироваться в качестве предпринимателя или создать юрлицо, чтобы получить статус резидента, либо заключить трудовой договор с кем-то из резидентов парка на реализацию этого проекта.
Опять-таки ни слова о финансах. Никакой упрощенной схемы получения кредита в таком случае или создания какого-либо специального фонда для финансирования подобных проектов в декрете не предлагается, поэтому очевидно, что написано это не для отдельно слоняющихся по стране Кулибиных. Зато такая норма хорошо ложится на конкретные схемы, чтобы обеспечить более высокое вознаграждение тому или иному физическому лицу, которое не является сотрудником резидента парка, но важно при осуществлении каких-то разработок.
Также весьма неоднозначно выглядит возможность использовать налоговые льготы для нерезидентов парка. Напомним, во время обсуждения проекта декрета президент поручил придумать что-то такое, что обеспечивало бы равные условия для тех, кто работает в парке, и тех, кто останется за его пределами в силу производственной необходимости. “У талантливых людей будет выбор: пойти работать на ”Витязь", “Интеграл” или в Парк высоких технологий", — объяснил идею “на пальцах” А. Лукашенко в августе.

  Проблема создания одинаковых условий решена следующим образом. Любое юридической лицо — нерезидент парка может обратиться в администрацию ПВТ с бизнес-проектом в сфере новых и высоких технологий (причем, что особенно важно — в том числе не связанными с видами деятельности, указанными в декрете в качестве обязательных для резидентов парка) и получив одобрение наблюдательного совета, пользоваться теми же льготами, что и резиденты парка.

  Таким образом, теоретически можно и весь завод “Интеграл” подвести под предлагаемые декретом льготы. Однако на практике процесс может оказаться непростым. Во-первых, нерезиденты должны согласовывать численность работников, которые будут работать по бизнес-проекту и, соответственно, получать льготы. Ограничений на численность таких работников в декрете нет, но на практике наблюдательный совет может выработать какие-то критерии.

  Кроме того, для некоторых видов деятельности, возможно, потребуется согласование с президентом. В соответствии с положением, допускаются к рассмотрению проекты, не соответствующие перечисленным в декрете видам деятельности, однако в том же декрете есть оговорка, что направления, отклоняющиеся от продекларированных направлений деятельности парка (не путать с видами деятельности), а это — “разработка и внедрение информационного-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики”, а также экспорт этих же технологий и ПО должны согласовываться с президентом. Так что вопрос с “Интегралом” и “Витязем”, возможно, будет решать все-таки президент.
Впрочем, само понятие информационно-коммуникационных технологий, которое в декрете не определено, открывает широкие возможности для толкования. Опять-таки теоретически льготы по декрету может получить любой оператор сотовой связи или подразделение “Белтелекома” под любой проект. Но кто же в таком случае будет обеспечивать поступления в бюджет?

  Судьба резидента

  Возникает и другой естественный вопрос: а зачем вообще в таком случае существует статус резидента парка, если можно получить льготы, занимаясь чем угодно и где угодно?

  У реализации проекта в качестве нерезидента есть свои ограничения. Такой бизнес-проект предполагает какие-то сроки исполнения. В случае, если они не выдержаны, нерезидент обязан в течение 10 дней сам на себя донести администрации парка и заплатить все налоги за период своей деятельности в льготном режиме.

  Для резидента наказание за невыполнение бизнес-плана в декрете не предусмотрено. Однако лишиться всех льгот, уплатив налоги по полной программе за целый год со всеми пенями и штрафами он, впрочем, тоже может, если нарушит обязательства по декрету или по договору, который он заключает с администрацией парка при получении статуса резидента.

  Среди обязанностей резидента в декрете указаны следующие: отчислять 1% выручки администрации парка (должна же она на что-то жить), зачислять денежные средства, полученные от реализации товаров и услуг, на счета в белорусских банках, предоставлять статотчетность, проводить ежегодный аудит и самое главное — не заниматься другими видами деятельности и не получать по ним выручку.
Дополнительные обязанности и условия могут появиться в договоре с администрацией, примерную форму которого еще предстоит утвердить Совмину.

  Территория для избранных

  Особым достижением декрета называется его экстерриториальный принцип. То есть в декрете нигде не указано, что резидентом парка должно быть юрлицо, зарегистрированное именно на отведенной декретом под парк территории. А это 50 га, прилегающие к Академгородку в минском микрорайоне Уручье.

  Не указано и то, что резидент должен располагаться в Минске, но если судить по тексту декрета, месторасположение резидента может приносить дополнительные льготы.

  Например, в Положении о парке говорится о предоставлении льгот по земельному налогу и налогу на недвижимость для резидентов парка и администрации, но только по объектам и участкам земли, расположенным на территории парка. На территории парка также будет применяться понижающий коэффициент для ставок арендной платы — 0,5.

  Кроме того, резиденты, судя по всему, смогут строить что-то на территории парка, возможно, и жилые дома, но с учетом ограничений видов деятельности, только для себя. Причем декретом даже предлагается Мингорсовету освободить их от платы за инфраструктуру. Интересно, что администрация парка по декрету тоже может выступать заказчиком строительства на территории парка, но ее почему-то освободить от платы за инфраструктуру не предлагается.

  Мингорсовету также предложено рассмотреть вопрос об освобождении резидентов парка от всех местных налогов и сборов. Тут пока непонятно, будут ли освобождены все минские резиденты, или только те, кто попадет на территорию парка. По крайней мере, другим белорусским местным советам такие поручения не даются.

  Аналогичный вопрос остается и с освобождением от оплаты за приглашение иногородних граждан на работу в Минск. Мингорисполкому поручено это сделать, но будет это сделано для всех минских резидентов или только для тех, кто в “зоне” — покажет решение Мингорисполкома.

  Декрет направленного действия

  Эти некоторые странности и неувязки декрета, полное отсутствие ясности в вопросах строительства на территории парка и дальнейшего использования построенных резидентами зданий, а также то, что в декрете случайно переименовали одну улицу, написав “Русиянова” вместо “Руссиянова”, говорит о том, что декрет готовился в спешке.

  Президент поручил подготовить его еще к 1 сентября. Справиться до этого срока не успели, но и дальше сентября тянуть было нельзя. Ведь чтобы можно было торжественно открыть парк накануне выборов, необходимо провести все подготовительные процедуры до начала нового финансового года.

  Предвыборный характер декрета выдает и то, что президент сразу же поспешил объявить на съезде БРСМ, что он создал парк, в котором не надо будет платить ни копейки, исключительно по просьбе молодежи. А ведь это самый неустойчивый пласт электората. Так что льготы носят явно предвыборный характер и вполне могут быть скорректированы после
выборов какими-то дополнениями и изменениями в декрет.

  Впрочем, льготы эти лишь на первый взгляд настолько уж беспрецедентны. Во время обсуждения декрета не раз открыто говорилось, что те, на кого первоначально был направлен декрет — на ударников оффшорного программирования, — и так не платят почти никаких налогов. Поэтому декрет существенно их финансовую ситуацию не изменит. А реальную зарплату даже при всех этих льготах они все равно вряд ли покажут. Они ведь и 9% c “подводной” части не платили.

  Поэтому, помимо эффектного воздействия на неокрепшие умы студентов, которые еще только слышали о больших заработках программистов, декрет явно имеет целью охватить еще одну группу избирателей. Все вышеизложенные механизмы получения льгот подключают к предвыборному процессу прежде всего научные кадры вузов и НАН. Хоть зарплаты там и не нужно легализовывать, но льготы смогут поднять их на пару десятков долларов.

  Вообще, некоторые эксперты считают, что декретом, по сути, нарушено одно из требований президента — не делать из парка филиал Академии наук. А ведь именно что-то вроде филиала НАН пока просматривается. И не только потому, что во главе наблюдательного совета, который и будет принимать решение о резидентстве, назначен председатель президиума НАН Михаил Мясникович, а парк создается на территории бывшего Академгородка, но и потому, что все предложенные декретом схемы неуплаты налогов очень хорошо ложатся сегодня на многие хоздоговорные темы НАН, к тому же и в видах деятельности упоминаются фундаментальные исследования.

  Это косвенно подтвердил Владимир Недилько, председатель Госкомитета по науке и технологиям Беларуси, который обеспечивает НАН государственными научно-техническими программами, то есть бюджетными деньгами. В интервью БЕЛТА он заявил, что парк станет “связующим звеном между высоким научным потенциалом и мощной производственной базой Беларуси”.

  При этом В. Недилько был очень осторожен в оценках перспектив парка. Он подчеркнул, что парк высоких технологий начнет давать финансовую отдачу не менее чем через два года. Пока же необходимо создать его внутреннюю структуру, отработать механизмы взаимодействия с резидентами.

  Многие заинтересованные ранее в льготах работники программистского труда, сославшись на то, что необходимо подождать три месяца до вступления декрета в силу и принятия дополнительных документов — устава администрации, примерной формы договора и бизнес-плана, посмотреть, кого президент назначит директором администрации — отказались пока комментировать корр. “БР” перспективы своего участия в парке. Уж как-то слишком много льгот при достаточно неясной процедуре их лишения с последствиями, ведущими к разорению. Не заманивают ли в мышеловку бесплатным сыром?

  Так что президент правильно уловил настроение — все хотят посмотреть, что из этого получится. Пока со стороны.

 

Ирина КРЫЛОВИЧ, «Белорусский Рынок»
 

НОВОСТИ

КГБ задержал за взятку следователя Комитета госконтроля

  По подозрению во взяточничестве задержаны заведующий юридической консультацией Петриковского района и старший следователь Петриковского межрайонного отделения управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по Гомельской области (УДФР КГК).

  Сотрудники управления Комитета государственной безопасности Беларуси по Гомельской области (УКГБ) задержали заведующего юридической консультацией Петриковского района в момент передачи ему $10 тыс. Об этом сообщили в пресс-службе УКГБ.

  По информации пресс-службы, упомянутую сумму специалисту передала супруга жителя Бобруйска, находящегося под стражей и обвиняемого в осуществлении незаконной предпринимательской деятельности. В процессе предварительного расследования выяснилось, что деньги предназначались старшему следователю финансовой милиции Петриковского межрайонного отделения УДФР КГК по Гомельской области. Таким образом предполагалось благоприятно решить вопрос об изменении меры пресечения обвиняемому с содержания под стражей на подписку о невыезде.

  В отношении заведующего юридической консультацией и старшего следователя возбуждены уголовные дела по факту взяточничества. Для дальнейшего расследования материалы
переданы в отдел по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Гомельской областной прокуратуры, сообщает БЕЛТА.

Хартия’97
 

МНС разъясняет: базовая величина изменится с 1 ноября 2005г.

  5 октября 2005 г. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 1100 "Об установлении размеров тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и базовой величины".

  В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Постановления базовая величина установлена в размере 29000 рублей. Постановление вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования (пункт 2). Постановление опубликовано в 189 номере газеты "Рэспублiка" от 7 октября 2005 г. и, следовательно, вступает в силу с 1 ноября 2005 г.

  Учитывая изложенное, МНС разъясняет, что базовая величина будет составлять 29 000 рублей с 1 ноября 2005 г.

«НЭГ»
 

 

Поиск по сайту


Поиск законов

Лента новостей

 

Новости законодательства

 

Реклама

TopList

При использовании материалов сайта  ссылка на Бюллетень Предприниматель обязательна