Лидеры групп "Ленинград" и "Сплин" требуют освободить Валерия Левоневского и Александра Васильева
Лидеры групп "Ленинград" и "Сплин" Сергей Шнуров и Александр Васильев подписали письмо президенту Белоруссии Александру Лукашенко с требованием освободить "узников совести" Валерия Левоневского и Александра Васильева. Об этом сообщается в пресс-релизе правозащитной организации "Международная амнистия", которая организовала эту акцию. Ранее подобное письмо подписал лидер "Аквариума" Борис Гребенщиков.
Письма, подписанные Сергеем Шнуровым и Александром Васильевым Российский ресурсный центр "Международной Амнистии" направляет на имя Президента Лукашенко с копией в Посольство Республики Беларусь в Москве.
"Музыканты во всём мире давно и активно поддерживают кампании "Международной Амнистии" в защиту свободы слова. Например, письмо, выражающее обеспокоенность судьбой профессора Юрия Бандажевского - ещё одного белорусского узника совести, отбывающего длительный срок заключения - подписали члены известной американской группы The Cure. Кстати, американские активисты "Международной Амнистии" собирали подписи в защиту Бандажевского во время последнего турне группы "Ленинград" по США", - заявил директор Российского ресурсного центра "Международной Амнистии" Сергей Никитин.
"Мы до сих пор не получили никакого ответа на наши обращения к белорусскому президенту и в белорусское посольство в Москве по поводу Валерия Левоневского и Александра Васильева. Насколько мне известно, ответы не поступали ни нашим американским коллегам, ни в Международный секретариат нашей организации. Общественное мнение нельзя игнорировать бесконечно. И мы по-прежнему ждём, что белорусские власти отреагируют на обращение "Международной Амнистии", - отметил он.
Как отмечает "Амнистия", председателя общенационального стачкома предпринимателей Валерия Левоневского и заместителя председателя Александра Васильева приговорили 7 сентября к двум годам лишения свободы за публичное оскорбление президента.
Дело в том, что во время подготовки к первомайской демонстрации 2004 года они распространяли листовки, в которых предлагали гражданам Белоруссии принять участие в митинге, протестуя против политики Лукашенко.
Имя президента в листовках не упоминалось - там содержался призыв: "Приди и скажи, что ты против, чтобы за твой счёт "кто-то" отправлялся на отдых в Австрию, катался на лыжах и жил в своё удовольствие". Однако судьи решили, что Васильев и Левоневский имеют в виду именно Лукашенко, так как тот провел перед этим отпуск в Австрии.
На другой стороне листовки было напечатано анонимное сатирическое стихотворение о стоимости жизни в Белоруссии под названием "Счёт за коммунальные услуги, или "сладкая жизнь".
Лента.ру (http://www.lenta.ru)
Письма из колонии
Из письма Валерия Левоневского, датированного 10.11.2004:
«…«Зона» усиленно пополняется. За две недели, что я здесь, прибыло более 200 человек. Сейчас пять отрядов. 1-й отряд это хоз. обслуживание (банщики, фотографы, каптеры и т.п.). 2,3,4,5 отряды насчитывают по 100-160 человек. Планируется довести их количество до 180-250 в каждом. Спим мы в длинном корпусе, который разделен на две самостоятельные части (локальные участки). В каждом локальном участке (локалка) есть прогулочный двор, он же место для курения, примерно 25х15 метров; туалет на 7 посадочных мест; умывальник на 18 человек (установлено 18 раковин и 18 смесителей); небольшое помещение с 7 электророзетками, розетками для кипятильников, и это на 400 человек. Имеется один телевизор на два отряда, который стоит в «Ленкомнате». Смотрят там в основном видео или передачи по вечерам. «Ленкомната» обычно переполнена, так как рассчитана на 100-150 человек, а желающих смотреть больше. В «локалке» имеются жилые секции (комнаты, примерно на 40-50 мест), соединенные большим коридором. В каждой жилой секции проживает (спит) 22-30 человек. Мая секция №3, проживает пока 22 человека (двухъярусные кровати), 6х7 метров. Планируют поставить еще нары и сделать 3-ий ярус. Это нарушение закона, т.к. по закону допускаются только одно- и двухъярусные кровати и санитарная норма жилой площади не должна быть менее 2 метров квадратных на человека, а у нас уже выше.
Будем отстаивать свою «жилую площадь». На двух осужденных отводится одна тумбочка для личных вещей (мыло, кружки и т.п.). Должны скоро повесить вешалку для одежды. На каждого осужденного положено по одной табуретке, но их пока нет. Радио должно быть, но оно не работает. Стол должен быть на каждые 10-12 осужденных, но его пока нет и пишу письма на табуретке. В нашей жилой секции два окна, две лампы дневного света (по 80 Вт). Света хватает. Сплю возле окна на первом ярусе, место для меня «держали» заключенные, которые поселились раньше. На каждой кровати (шканаре) висит бирка с указанием ФИО осужденного, года рождения, начало срока отбытия наказания и конец срока отбытия наказания. Мая бирка на шканаре выглядит так: «Левоневский Валерий Станиславович, 1963 г.р., ст.368, 2 года, н/с 15.05.2004, к/с 15.05.06».
Тумбочки начинаем ставить друг на друга, т.к. не хватает места. В коридоре, между жилыми секциями, стоит теннисный стол. Играют на нем, когда есть теннисные шарики, а их часто нет. В секции имеется одна мусорка. Вот и весь не хитрый инвентарь.
Уборку в жилой секции проводит дежурный. По графику дежурит каждый осужденный, проживающий в жилой секции. Уборка производится 3-4 раза в дунь, 1-2 уборка влажная.
На практике уборку производит одно и то же лицо за кого-то. За это он получает 5-10 сигарет за день дежурства или чай для «чифира».
«Чифир» это особое «блюдо» осужденных. Пьют его много и часто. Приготовление чифира не сложно, но тоже искусство. Берется два спичечных коробка чая и заливают крутым кипятком (0,5 л.), потом дают постаять (чем дольше, тем лучше), затем «калишуют» (перемешивают из одной кружки в другую) для того, чтобы все осело и он немного остыл. Чифир переливают через ситце в другую кружку и запускают по кругу. Если осужденных слишком много, запускается еще одна кружка, если надо – еще одна, и еще.
Питье «чифа» тоже особенный ритуал, кружку бережно передают друг другу, делая по 2 глоточка. Те, кто чувствует, что «начифирился» достаточно, выходят из круга. Неискушенных бывает мутит и мутит от чифа. Так же приветствуется питье чифа в прикуску с конфетами (шоколадом).
Про чиф ходят среди зеков легенды – мол, от всех болезней помогает, даже от кишечных палочек, кроме того, считается, что в нем имеется много витаминов. Я пробовал – гадость, обыкновенная заварка, ни вкуса, ни каких-либо приятных ощущений. Мне нравится больше обычный чай. Больше чифа не пью, иногда только чтобы поддержать компанию и очень маленькими глотками.
Чай здесь – большой дефицит, поэтому у чифиристов со стажем болит голова часто, если они не пьют чифа.
Для многих основная проблема – чем заняться. Работы нет. На промышленной зоне (промзона) работает человек 120-130. Остальные ходят и мучаются целый день от безделья. Те кто работает, получают за свою работу «Копейки». Изготавливают гробы, ремонтируют автомобили, шьют, свиней растят, изготавливают шкатулки и т.п. На руки получают в среднем 20-50 тыс. руб. в месяц. С них высчитывают за питание и одежду. Бывают и разовые работы. Кроме того, каждый осужденный должен и бесплатно работать на хозяйственных работах; вообще пустое времяпровождение. У меня складывается впечатление, что государство решает проблемы с безработицей, жильем и т.п. путем помещения граждан (под любым предлогом) в «зону».
Кормят здесь очень слабо. Утром в 7.00 дают грамм 150 каши (пшенка, перловка), 150 грамм чая, 100 грамм черного и 100 грамм белого хлеба. В обед вода с чем-нибудь (суп), и каша (150-200 грамм) или картошка, на ужен уха (2-3 маленькие рыбки в воде) и больше ничего. Для похудения неплохая диета. Иногда дают кильку. Но она очень мелкая и пока ее разделаешь, время отведенное на прием пищи истекает. Остается эта килька не тронутой и идет на корм свиньям. С собой выносить из столовой ничего нельзя (опасность помещения тебя в ШИЗО).
В столовую ходим строем, по отрядам, каждом по 5 человек. Столы в столовой рассчитаны на 10 человек. Всего встоловой 33 стола. Так что все не вмещаемся, обедаем по очереди - сперва промзона, потом мы (2 и 4 отряд), а затем 3 и 5 отряды. С собой берем ложку, утром еще и кружку. Тарелки дают в столовой. На стол ставится бочек с пищей на 10 человек, 10 талерак и черпак, раскладываем сами, на обед примерно 10-15 минут.
Сколько должны и чего давать никто не знает толком, контрольная порция отсутствует. Администрация ИК 22 утверждает, что кормят нас хорошо, так как в других колониях кормят хуже. На это у меня своя точка зрения. Будем разбираться…»
В своем письме от 19.11.200 Валерий Левоневский пишет:
«…Меня переселили в новый отряд №3. Почему не знаю. Время покажет. Хотя обычно человека не переводят в другой отряд до конца срока отсидки без очень веской причины. Спрашиваю у начальников – никто не знает причин перевода.
В новом отряде меня встретили хорошо, многие даже ждали, чтобы получить юридическую консультацию. «Сокамерники» в основном молодежь – 18-25 лет.
Помещение 5,5х8 – 44 кв. м., 28 человек (14 двухъярусных шконарей). Собираются еще подселить. Пробую возражать, т.к. санитарные нормы не менее 2 кв. м. жилой площади на человека, т.е. в нашей секции должно быть не более 22 человека….»
Другие письма Валерия Левоневского и Александра Васильева, а также материалы уголовного дела смотрите на специальном проекте «ЗОНА» (адрес в Интернет:http://www.levonevski.net/zone)
Пресс служба ОСКРБ (http://www.levonevski.net)
Наших бизнесменов проверяют 720 дней в году
В среднем предпринимателей проверяют 12 раз в году. И каждая проверка длится 60 дней. Это мировой рекорд.
Всемирный банк и Международная финансовая корпорация провели мониторинг состояния малого и среднего бизнеса в Беларуси. Причем на этот раз опрашивали только деловых людей. И вот что получилось. В Германии на тысячу человек приходится 37 малых предприятий, в Польше - 35, а у нас - 3 (!). Как считают сами деловые люди, за последние несколько лет ситуация ухудшилась. Все проблемы условно можно условно поделить на две основные группы. К первой можно отнести все, что связано с регистрацией предприятия. Ко второй - активное вмешательство государства в деятельность частных предприятий. На западе государство регулирует цены, связанные с монополистами. У нас государство установило предельные цены и ограничения рентабельности. А контроль над ценами за последнее время усилился в два раза. В Гродненской области, к примеру, государство устанавливает цены на муку и картофель. Что касается проверок, то налоговая инспекция, санитарные и пожарные службы, экологический надзор могут приостановить деятельность предприятия без решения суда. Во всех странах это дозволено только суду, сообщает «КП в Беларуси».
Новости из колонии №22
30 ноября 2004 года Валерий Левоневский встретился со своей семьей. Разговор был на разные темы. Глава семейства рассказал про условия содержания, о событиях, которые проходили в колонии и др.
В тюрьме, как рассказывал Валерий Левоневский, существует множество нарушений в условиях содержания. Многие законные требования заключенных игнорируются. Из 40 писем, адресованные в различные органы власти, доходит до адресата только 1-2 письма. Недавно в тюрьму приезжал начальник ДИН (департамент исполнения наказаний). На замечание Валерия Левоневского о том, что в колонии нарушаются нормы содержания (не менее 2 кв.м. на одного заключенного), начальник ДИНа никак не отреагировал.
В колонии около 50% заключенных по белорусскому законодательству должны быть уже на свободе. Но из-за того, что создаются формальные препятствия со стороны властей (напр. должностное лицо не может или не хочет подписать какой-либо документ), осужденным приходится оставаться в колонии. В колонии отсутствует библиотека. Поэтому заключенные пишут письма в различные образовательные учреждения с просьбой оказать содействия в ее создании и пополнении.
Заключенные хотели бы, чтобы один раз в месяц к ним приезжал представитель суда и, чтобы он проводил консультации.
Многие заключенные не работают. Связано это с тем, что работы в колонии для них просто нет. А зарплата у тех, кто работает, составляет 200 рублей в месяц.
Некоторые письма, которые пишет Валерий Левоневский своей семье, не доходят по неизвестным причинам.
Регистрация каких-либо отправленных документов (заявления, жалобы и т.д.) в колонии отсутствует. Поэтому нельзя быть уверенным в том, что отправленное письмо дойдет до адресата.
Валерий Левоневский и заключенные хотят в ближайшие дни организовать благотворительную акцию – голодать один день, а сэкономленные средства направить детскому дому.
Пресс служба ОСКРБ (http://www.levonevski.net)