Более 10-ти дней голодает Председатель Общенационального Стачкома Республики Беларусь
Ход голодовки:
12.08.04 в 17.00 Валерий Левоневский объявил голодовку в СИЗО тюрьмы №1. Причины отказа от пищи – нарушение прав заключенных под стражей, запрет Валерию ознакомится с материалами его уголовного дела.
Началу голодовки предшествовали следующие события:
10.08.04 в 17.50 Валерию Левоневскому старшим следователем Тонкевичем А.С. было объявлено о прекращении ознакомления с уголовным делом. С чем Валерий Левоневский не согласился, т.к. дело состоит из 6-ти томов общим объемом 1600-1700 листов и трех видеокассет и за такой короткий срок с 2.08.2004 по 10.08.04 ознакомиться невозможно. Тем более, что по закону знакомиться с делом можно до месяца, а с разрешения прокурора и более. На что, следователь ответил в грубой форме, что его это не интересует.
Одновременно следователь вынес Постановление о том, что только до 12.08.2004 включительно разрешает подавать ходатайства по делу. На замечания Валерия Левоневского о том, что ему нужно три дня, как положено по закону, на подготовку ходатайства, следователь прореагировал отрицательно.
12.08.2004 Валерий Левоневский все же подготовил такое ходатайство, но администрация тюрьмы отказалась вообще 12.08.2004 по странному «стечению» обстоятельств принимать какие либо заявления, ходатайства и жалобы от Левоневского.
В силу ст.12 закона РБ «О порядке и условиях содержания лиц заключенных под стражу» администрация СИЗО обязана ежедневно принимать заявления, жалобы и ходатайства от лиц заключенных под стражу. Но в этот и последующие три дня Левоневскому в этом категорически отказывали.
13.08.2004 Администрация тюрьмы (СИЗО) продолжает игнорировать требования Валерия Левоневского о приеме у него жалоб, заявлений и ходатайств. Более того в камере Валерия Левоневского отключают воду до 15.08.2004.
Уголовное дело в отношении Левоневского В.С. передано в суд Ленинского района г.Гродно. Судья (Лецко) продлил срок содержания под стражей Валерия до 13 сентября 2004 года. 15.08.2004 У Валерия Левоневского День Рождения. Воду включили.
17.08.2004 Состоялась встреча Валерия Левоневского с начальником тюрьмы №1 г.Гродно, который вынужден был прервать свой отпуск.
На встрече были разрешены все спорные вопросы. С этого дня заводится в тюрьме журнал в котором ежедневно будут отмечаться все поданные жалобы, заявления, ходатайства и предложения дежурным по корпусу.
Разрешены и некоторые вопросы связанные с питанием заключенных и их обеспечением.
Однако голодовка продолжается, т.к. не решены два вопроса:
1. Встреча с прокурором для возбуждения уголовного дела в отношении следователей, сотрудников КГБ и Прокуратуры, в том числе и следователя Тонкевича.
2. Продолжение ознакомления с уголовным делом.
18.08.2004 СИЗО посетили представители ООН, которые встретились с Валерием Левоневским и обсудили вопросы, связанные с его незаконным содержанием в СИЗО и уголовным преследованием.
Валерий Левоневский направил в суд ходатайство о прекращении в отношении его уголовного дела на 9 листах, так же им повторно написано заявление о встрече с прокурором и судьей.
Пока этого не произойдет, речь об окончании голодовки идти не может.
20.08.2004 Все пока без изменений. Валерий готовит встречный иск – о защите чести достоинства и деловой репутации.
Судья Ленинского района г.Гродно Демченко Д.В. назначил дело на 26 августа 2004 года в суде Ленинского района г.Гродно (ул. Доватора 2/1)
Пресс служба Общенационального
Стачечного Комитета Республики Беларусь
Тел./факс: (0152) 313062, тел.: 8-0296-313062
Е-mail: valery@levonevski.net,strikecom@mail.ru
Адрес в Интернет: http://www.levonevski.net
Суд над Валерием Левоневским и Александром Васильевым
Прошло первое судебное заседание по обвинению Валерия Левоневского и Александра Васильева.
26 августа 2004 года в 10.20 в здании суда Ленинского района г.Гродно началось судебное заседание, в котором рассматривалось уголовное дело, заведенное на председателя Общенационального Стачечного Комитета Республики Беларусь Валерия Левоневского и его заместителя Александра Васильева. Со стороны милиции были предприняты повышенные меры «безопасности». Доступ к зданию суда был ограничен. У входа находилось около 8-10 сотрудников спецслужб, которые проверяли документы. У входа также находился человек с видеокамерой, который снимал все происходящее. На первом этаже здания находилось 15-20 сотрудников милиции, которые проводили личный досмотр всех вошедших, с применением «металлоискателя». Людям запрещали приносить с собой фото и видео аппаратуру. На втором этаже, где находится зал суда, присутствовали 10-15 сотрудников милиции.
Не смотря на то, что заседание было объявлено открытым, в зал пропускали не всех желающих, а только с разрешения милиции.
В ходе судебного заседания Валерий Левоневский заявил множество ходатайств (о разрешении фото и видео съемки, об изменении меры пресечения, о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников КГБ, прокуратуры и др.), которые судья Демченко отклонил. И только одно ходатайство было частично удовлетворено – Валерию Левоневскому дали возможность ознакомится с материалами уголовного дела, но только на протяжении суток.
Председатель Общенационального Стачечного Комитета Республики Беларусь заявил, что предъявленное ему обвинение – это политическая провокация и уголовное дело полностью сфальсифицировано.
«В чем сущность моего обвинения? Какими словами я оскорбил Президента Республики Беларусь?» - неоднократно спрашивал Валерий Левоневский у Прокурора. Но Прокурор, который присутствовал на данном заседании, так и не смог дать ответа на поставленный вопрос.
Прошел второй день суда.
Было определено, что исследование доказательств по уголовному делу будет идти в следующем порядке:
1. Заслушаны показания обвиняемых.
2. Допрошены свидетели
3. Оглашены материалы уголовного дела и осмотр вещественных доказательств.
Обвиняемый Левоневский и Васильев заявили, что они воздерживаются от дачи показаний в настоящий момент в связи с тем, что сущность обвинения им не разъяснена и не понятна до сих пор.
Тогда были оглашены все данные ими (Левоневским и Васильевым) показания по данному уголовному делу. Защита и обвиняемые возражали против оглашения показаний, т.к. показания были даны ими в качестве свидетелей. Т.е. была нарушена статья 328 УПК РБ, в которой указано, что возможно оглашение только показаний обвиняемого. Но судья Демченко отклонил возражения, и прокурор зачитал показания, которые Валерий Левоневский и Александр Васильев давали ранее в качестве свидетелей и обвиняемых.
Третий день суда
30 августа 2004 года в 10.50 начался очередной судебный процесс. Вначале судебного процесса Валерий Левоневский заявил 17 ходатайств и Александр Васильев - одно, которые судья Демченко обещал решить в ближайшие дни.
Затем начался допрос свидетелей. Первым был Владимир Левоневский (сын Валерия Левоневского). Он отказался давать показания против обоих обвиняемых (в соответствии со ст.27 Конституции РБ).
В 12.30 был объявлен перерыв до 14.30. Затем постепенно допрашивали еще четверых свидетелей. Основной вопрос, который интересовал государственного обвинителя (в лице прокурора Панасюка), был о мнении выступающих свидетелей, по поводу листовки со стихотворением «Жировка», а именно – присутствует ли в данном стихотворении оскорбление Президента Республики Беларусь. Первый свидетель сказал, что данное стихотворение унижает достоинства любого человека. Этот свидетель также рассказал, как сотрудники КГБ принуждали давать показания.
Второй свидетель заявил, что данное стихотворение написано про нашего Президента. По его мнению, там содержалось оскорбление.
Третий свидетель сказал, что стихотворение написано про Президента Республики Беларусь, и что там содержится оскорбление. Но этот свидетель ранее давал показания о том, что данная листовка – за светлое будущее (по материалам дела). Ни следствие ли подсказало юному свидетелю изменить свои показания?
Четвертым был допрошен сотрудник милиции. Он сказал, что стихотворение содержит оскорбление Президента Республики Беларусь. Листовку со стихотворением он нашел у своих родственников, и через 1-2 дня передал ее в правоохранительные органы. На вопрос какие строки в стихотворении подсказали свидетелю, что речь идет о Президенте Республики Беларусь, тот ответил, что слова «А еще вон Президент» и «Поиграл в хоккей…» указывают именно на белорусского президента.
Ни один из допрошенных свидетелей так и дал конкретного ответа на вопрос «Где, и в каких словах содержится оскорбления Президента Республики Беларусь? И где содержится обвинения Президента в совершении преступления?».
Напомним, что до сих пор ни один эксперт не дал официального заключения о том, что в данном стихотворении находится оскорбление главы белорусского государства, а тем более обвинения А.Лукашенко в совершении преступления. Сущность обвинения, предъявленного Валерию Левоневскому и Александру Васильеву, до сих пор не разъяснили.
Четвертый день суда
31 августа 2004 года в 10.30 начался очередной судебный процесс над Левоневским и Васильевым. В этот день суд вызывал свидетелей со стороны государственного обвинителя.
В начале судебного заседания Валерий Левоневский заявил ходатайство, в котором говорится о нарушении судом законодательства, а именно: принуждение к даче показаний против самой себя недавно выступавшей свидетельницы. Александр Васильев также заявил ходатайство, в котором он просит суд учесть выписки из толковых словарей русского языка (значения слов «Президент», «Честь» и др.). Эти ходатайства судья обещал решить в последующие дни судебных заседаний.
Затем суд начал постепенно допрашивать четырех свидетелей. Первым выступал капитан милиции. Он, отвечая на вопросы, рассказал о происходящих событиях 1 мая 2004 года, и более подробно про перекрытия митингующими проезжей части, которая находится между рестораном «Белосток» и Октябрьским РОВД. Он заявил, что люди остановили общественный транспорт на 30 или более минут. Его показания несколько раз менялись (Например он говорил, что митингующие остановили троллейбусы, то просто один троллейбус, а как потом покажет оперативная видеосьемка – там не было ни троллейбуса, ни троллейбусов). Милиционер также сказал, что он считает оскорбительными плакаты, которые держали митингующие ("Лукашенку - в отставку" и т.п.).
Затем вызвали жительницу г.Гродно, которая высказала свое мнение по поводу листовки со стихотворением «Жировка». Она сказала, что это стихотворение написано про Президента Республики Беларусь. Отвечая на вопрос обвиняемых, она сказала, что стихотворение написано про Президента Республики Беларусь, потому что оно содержит в себе нецензурные слова.
Следующим выступил также житель г.Гродно. Он сказал, что стишок написан про Президента Республики Беларусь и является оскорбительным. На вопрос о том, какие именно слова или выражения подсказывают свидетелю о том, что это стихотворение про А.Лукашенко, он так и не ответил, сказав просто, что «это и ребенку понятно».
После перерыва в качестве свидетеля был допрошен сотрудник ОМОНа. Он давал показания по митингу 1 мая 2004 года, и более подробно рассказывал про перекрытия митингующими проезжей части. Он присутствовал при оттеснении участников митинга с проезжей части. Свидетель сказал, что люди остановили маршрутный автобус на 5 минут.
Затем в присутствии этого свидетеля суд показал оперативную видеосьемку проходящих событий 1 мая 204 года возле проезжей части. По ней можно было сделать вывод – автобус стоял не более одной минуты. Люди, которые «перекрывали движение общественного транспорта», находились на пешеходном переходе или на расстоянии не более 5 метров от него. На данной видеосьемке не было видно, что Александр Васильев или его супруга, что-то выкрикивает, предпринимает какие либо активные действия по перекрытию проезжей части или организовывает толпу, чтобы та перекрыла проезжую часть.
После просмотра видеозаписи, сотрудник ОМОНа поменял свои показания, и согласился, что автобус удерживался митингующими не более 1 минуты, и что толпа не была агрессивно настроена в отношении сотрудников силовых структур.
Пятый день суда
1 сентября 2004 года в 14.30 начался очередной судебный процесс над Левоневским и Васильевым.
Валерий Левоневский заявил ходатайство, в котором говорится о нарушении уголовно-процессуального законодательства при допросе свидетелей со стороны государственного обвинителя. Все допрошенные свидетели, которые давали свою оценку стихотворению «Жировка», не имеют специального лингвистического, литературного образования и не являются экспертами в этой области. Тем более у этих свидетелей различное понятие слов «оскорбление», «оскорбление должностного лица», «оскорбление должностного лица в злоупотреблении служебным положением». Свидетель может сообщить лишь обстоятельства, известные ему в отношении данного уголовному делу. В отличии от экспертов, свидетели не несут уголовной ответственности за дачу ложной оценки. Более того, эксперты, к которым обращалось следствие, не выявили в стихотворении оскорбление президента Республики Беларусь. В силу того, что обвиняемые могут заявить отвод экспертам, а не свидетелям, Валерий Левоневский просит суд прекратить допрос свидетелей с нарушением их прав и не считать показания свидетелей, которые выступали ранее, как доказательства вины подсудимых.
Александр Васильев также заявил ходатайство, в котором просит суд признать его показания, которые он давал ранее в качестве свидетеля, недействительными.
Затем суд показал видеосъемку, в которой были фрагменты митинга 1 мая 2004 года, обыски в различных помещениях (взлом двери и обыск в квартире Валерия Левоневского, обыск в квартире его тещи и др.). На видеосьемке было видно как сотрудники КГБ, перед тем, как выламывать входную дверь в квартире Валерия Левоневского, хотели применить оружие и открыть огонь на поражение.
Шестой день судебного заседания: Валерий Левоневский заявил отвод судье и прокурору
2 сентября 2004 года в 10.00 начался очередной судебный процесс по обвинению Валерия Левоневского и Александра Васильева.
Начало судебного заседания началось с заявления ходатайств Валерия Левоневского. Первым было ходатайство об изменении меры пресечения на любую другую, не связанную с заключением под стражей (напр. подписка о не выезде из города). Валерий Левоневский пояснил, что ему для участия в выборах в Палату представителей Национального собрания необходимо заполнить и сдать до 6 сентября 2004 года различные документы (декларацию, анкету и др.). Под стражей объективно заполнить, например, декларацию об имуществе не так просто (нужно проконсультироваться с различными ведомствами о необходимости включать то или иное имущество и т.п.), тем более с учетом опыта прошлых выборов. Государственный обвинитель до сих пор не объяснил, какие основания дают полагать, что Валерий Левоневский может скрыться от следствия, помешать ведению дела и т.п. Несмотря на это суд отклонил данное ходатайство.
Следующее ходатайство было о признании постановлений на обыски в различных помещениях г.Гродно, имеющиеся в деле, юридически недееспособными. Из материалов дела и из доказательств со стороны обвинителя не сказано, что послужило основанием для проведении таких обысков. Все постановления на обыск, имеющиеся в деле, были утверждены и (или) санкционированы с нарушением законодательства (утверждены не тем лицом, который указан в постановлении, и (или) санкционированы не тем лицом, который указан в подписи.). Из этого следует, что обыски, проводимые в квартирах и офисах г.Гродно, и последующее изъятие вещей незаконны. Данное ходатайство суд обещал разрешить в ближайшее время.
Затем было заявлено еще одно ходатайство – о вызове свидетеля Тонкевича, т.к. имеются вопросы по вручению копий различных документов, а именно: нарушение законодательства старшим следователем Тонкевичем. Суд неудовлетворил данной ходатайство.
Далее был продолжен показ видеоматериалов с обысками в различных помещениях г.Гродно. Несмотря на протесты со стороны защиты и обвиняемых, судья Демченко не дал возможность просмотреть все видео записи, имеющиеся в деле.
После обеденного перерыва Валерий Левоневский заявил отвод судье и прокурору. Т.к. судья назначается президентом Республики Беларусь, то судья в данном процессе является заинтересованной стороной и под угрозой увольнения, он не может принять объективного решения. Судья Демченко отклонил эти отводы.
Далее государственный обвинитель «зачитал» материалы уголовного дела, которые являются доказательствами вины обвиняемых. Защита и обвиняемые неоднократно обращались к суду, чтобы прокурор полностью или частично зачитывал материалы дела, как того требует законодательство. Но суд посчитал, что прокурор ознакомил суд с материалами дела, указав номера страниц документов, номер томов в уголовном деле, дата принятия документов и их название. Затем адвокат Бирилов начал зачитывать материалы уголовного дела, которые указывают на невиновность подзащитных, на нарушения законодательства со стороны КГБ, Прокуратуры, милиции.
Пресс служба ОСКРБ