Понимая весь репрессивный механизм белорусской судебной и административной системы, направленной на подавление личности, прав и свобод граждан, исчерпав все средства и возможности, правозащитница из Солигорска сама себе вынесла оправдательный приговор, который окончательный и обжалованию не подлежит.
36-летняя Яна Полякова повесилась в ночь на 7 марта в Солигорске. Юрист по профессии, она являлась активисткой незарегистрированной организации «Правовая помощь населению», сотрудничала с другими правозащитными организациями и входила в состав инициативной группы Ольги Козулиной (дочери известного оппозиционного политика Александра Козулина) на парламентских выборах 2008 года.
3 марта суд Солигорского района признал Полякову виновной по статье «за заведомо ложный донос». Ее обвинили в ложном доносе на сотрудника милиции, который отрицал факт избиения им Яны во время допроса. Женщину приговорили к 2,5 годам лишения свободы и сказали выплатить сотруднику милиции 1 миллион рублей за моральный ущерб. Яна Полякова считала себя невиновной — она утверждала, что участковый инспектор нанес ей побои после того, как она отказалась подписывать бумаги о том, что не собирала подписи в поддержку выдвижения Ольги Козулиной.
По словам правозащитника Олега Волчека, тогда Полякова сняла побои и обратилась в прокуратуру Солигорска с просьбой возбудить уголовное дело в отношении сотрудника милиции за превышение полномочий. Через 10 дней ей отказали в этом, а спустя четыре месяца, в начале января 2009 года, уголовное дело было возбуждено в отношении самой Поляковой.
Волчек присутствовал на первом заседании суда 25 февраля. По его словам, следствие допросило свидетелей, в основном со стороны милиции, которые утверждали, что участковый не мог избить Полякову. Допрошенный в суде врач скорой помощи, в свою очередь, подтвердил, что Полякова с признаками побоев встретила его в тот день у отделения милиции. Тем не менее 3 марта суд вынес Яне Поляковой обвинительный приговор.
По словам Волчека, последний раз он разговаривал с Яной по телефону два дня назад. «Она была очень расстроена и подавлена, — сказал он. — Она говорила, что теперь все в городе будут тыкать в нее пальцем и говорить, что она уголовница. Следует учесть, что Солигорск — очень маленький город, там все друг друга знают. Получить такой приговор — это значит фактически получить «волчий билет». Она говорила, что люди, которые раньше разговаривали с ней, уже три-четыре месяца не шли на контакт. Это как раз тот период, кода против Яны было возбуждено уголовное дело».
«Для нее сам факт осуждения был позором, — подчеркнул Волчек. — Она говорила, что не пойдет в тюрьму, и уже тогда высказывала мысль о попытке суицида. Таким образом она хотела заставить задуматься прокуроров, юристов, судей».
Сразу после суда Яна сказала: «Я не буду зечкой». Друзья и знакомые не поняли, что она имела в виду. По словам Волчека, он отговаривал ее от самоубийства. «Мы договорились, что я позвоню ей 8 марта. К сожалению, я не смог убедить Яну отказаться от этого поступка», — сказал юрист.
По предварительной информации, похороны правозащитницы пройдут 9 марта, после завершения экспертизы, которую проводит прокуратура.
Яна Полякова проживала в Солигорске с пожилой матерью.
Учитывая то обстоятельство, что смерть обвиняемой наступила до вступления приговора в законную силу, производство по уголовному делу подлежит прекращению. Яна, как и хотела, не стала осужденной. В этом споре Полякова одержала победу ценой своей жизни.
Примечание: Обвиняемый считается осужденным с момента вступления приговора в силу (ст.42 УПК Республики Беларусь). Приговор в данном случае вступает в силу только по истечению сроков на его кассационное обжалование, т.е. через 10 дней со дня провозглашения приговора (ст.374 УПК Республики Беларусь).
Источник: newsby.org